Научная статья на тему 'О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации'

О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1591
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
пенсионная реформа / пенсионное обеспечение. / pension reform / pension provision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сапожникова Надежда Ивановна

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с реформированием пенсионного обеспечения. Анализируются условия пенсионного обеспечения по старости, относящиеся к возрасту и стажу. Выделяется роль негосударственных пенсионных фондов в повышении уровня благосостояния получателей пенсий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the main issues related to pension reform. The article analyzes the conditions of old-age pension provision related to age and experience. The role of nonstate pension funds in improving the welfare of pension recipients is highlighted.

Текст научной работы на тему «О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10312 САПОЖНИКОВА Надежда Ивановна,

кандидат юридических наук, | доцент кафедры земельного, трудового и экологического права Кубанского государственного аграрного университета

им. И.Т. Трубилина e-mail: [email protected]

О РЕФОРМИРОВАНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с реформированием пенсионного обеспечения. Анализируются условия пенсионного обеспечения по старости, относящиеся к возрасту и стажу. Выделяется роль негосударственных пенсионных фондов в повышении уровня благосостояния получателей пенсий.

Ключевые слова: пенсионная реформа, пенсионное обеспечение.

SAPOZHNIKOVA Nadezhda Ivanovna,

PhD in Law,

associate Professor of the Department land, labor and environmental law, Trubilin Kuban state agrarian University

ON PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article deals with the main issues related to pension reform. The article analyzes the conditions of old-age pension provision related to age and experience. The role of nonstate pension funds in improving the welfare of pension recipients is highlighted. Key word: pension reform, pension provision.

Большинство стран мирового сообщества в настоящее время находятся на пути реформирования своих систем пенсионного обеспечения. Причем, в основном это касается увеличения возраста, с которого производится назначение пенсии по старости. Соотношение количества работающих граждан и пенсионеров постепенно приближается к равенству, а это неизбежно предрекает кризис в системах пенсионного обеспечения. Количество граждан пожилого возраста стремительно растет, соответственно это влечет за собой увеличение расходов на выплату пенсий. Поэтому без принятия кардинальных решений в сфере пенсионного обеспечения решить эту проблему сложно.

В Российской Федерации к категории получателей пенсий относится треть населения. Более того, количество получателей пенсий ежегодно увеличивается. Следует согласиться с мнением Р.О. Мелконян, что будущее пенсионной системы России сегодня является активно обсуждаемым. Кроме того, он относит к важным направлениям пенсионной реформы повышение уровня жизни пенсионеров и гарантию финансовой устойчивости государственной пенсионной системы [1, с. 593].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

К пенсионной системе прямо или косвенно имеет отношение практически каждый гражданин. Определяется это тем, что очевидно в каждой семье имеются пенсионеры: родители, дедушки и бабушки, другие родственники; кто-то сам уже получает пенсию. Более того, с заработной платы каждого работающего работодатель перечисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, буквально с первого дня своей трудовой деятельности человек уже имеет связь с пенсионной системой. В связи с этим, вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения, являются самыми актуальными и обсуждаемыми.

Для современной пенсионной системы Российской Федерации сегодня характерным является ее кризисное состояние, которое обусловлено очередными изменениями, внесенными в законодательство, регулирующее предоставление пенсионного обеспечения. Так, с 1 января 2019 г. в Федеральный закон «О страховых пенсиях» [2] внесены изменения относительно возраста, с которого назначается пенсия по старости. Законодательно установленный пенсионный возраст увеличился на пять лет и стал составлять для мужчин 65, а для женщин 60 лет. Согласно

указанному Закону, изменение пенсионного возраста будет происходить поэтапно. Однако это новшество не нашло поддержки у населения.

Теоретически изменения в законодательство, несомненно, вноситься должны, поскольку происходят изменения в экономике, политике, обществе и т.д. Однако такие изменения не должны ухудшать положения граждан по сравнению с тем, что было предусмотрено ранее, до вносимых изменений, нормами [3].

Трудно сказать, что изменения в законодательстве, регулирующем вопросы пенсионного обеспечения, направлены на улучшение положения граждан. Например, с 1 января 2015 г. существенно изменены условия предоставления пенсионного обеспечения по старости. Ранее действовавшим законодательством (до 1 января 2015 г.) для реализации права на страховую пенсию по старости необходимо было два условия: достижение возраста мужчинами - 60 лет, а женщинами -55 лет и продолжительность страхового стажа не менее пяти лет.

В настоящее время для получения страховой пенсии по старости должно быть выполнено три условия: достижение определенного законом возраста - для мужчин 65 и для женщин 60 лет, необходимо иметь страховой стаж не менее 15 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять не менее 30. При этом возраст, страховой стаж и величина индивидуального пенсионного коэффициента определяются на дату обращения за пенсией.

Отдельным категориям граждан пенсионное законодательство предоставляет право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Например, тем, кто работал в особых условиях труда; занятым определенными видами профессиональной деятельности (педагоги, медики, артисты, летчики и др.); занятым в особых природно-климатических условиях (районы Крайнего Севера и местности к ним приравненные). Для того, чтобы реализовать право на досрочную пенсию, нужно документально подтвердить занятость в особых условиях и отдельными видами профессиональной деятельности. Как показывает практика, процедура это довольно сложная и в большинстве случаев претендентам на такую пенсию выносится отказ в ее предоставлении. Однако именно по указанным категориям характерным является то, что пенсия им назначается не по закону, а по решению суда.

Население Российской Федерации болезненно воспринимает изменения, вносимые в пенсионное законодательство. Это обусловливается тем, что реализовать конституционное право на пенсионное обеспечение становится все труднее. Об этом говорят многочисленные отказы в назна-

чении пенсии по старости после 1 января 2015 г., которые были связаны с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа и (или) необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Объяснить это можно тем, что граждане работали без официального трудоустройства, либо их деятельность протекала за границей (например, в Казахстане, Украине, Узбекистане, Армении, Таджикистане и т.д.), получали заработную плату неофициально либо получали ее в минимальном размере, который не позволил получить нужную величину индивидуального пенсионного коэффициента. Незамедлительного решения в таких ситуациях требует проблема зачета в стаж тех или иных периодов, протекавших на территории другого государства.

Несомненно, большой проблемой является выплата заработной платы «в конверте», что, конечно, в дальнейшем сказывается не только на праве на пенсию, но и оказывает влияние на ее размер.

Поскольку в настоящее время предпринимаются все попытки, чтобы обеспечить достойный уровень существования пенсионеров, одним из направлений решения этого вопроса видится роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения граждан. Именно негосударственные фонды формируют дополнительную пенсию за счет добровольных платежей граждан и участвуют в формировании накопительной пенсий, через систему обязательного пенсионного страхования. Однако видимо слабая разъяснительная работа, недостаточность информации и определенные риски объясняют слабую активность граждан по выбору негосударственных пенсионных фондов для формирования накопительной и дополнительной пенсии.

В законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение, вносятся значительные изменения, особенно с начала 2000-х г. Более того, изменения в российское пенсионное законодательство вносятся настолько часто, что это усложняет работу правоприменителей, т.е. в первую очередь, органов, которые производят назначение пенсий.

Сложность в работе органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, а это, прежде всего, территориальные органы Пенсионного фонда РФ, определяется тем, что при определении права на пенсию следует руководствоваться не только законодательством, действующим на момент обращения за пенсией, но и тем, которое регулировало правоотношения в области пенсионного обеспечения в период выполнения тех или иных периодов деятельности.

Пенсионное обеспечение в своём становлении и развитии прошло значительный путь. Прак-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

тически на каждом своём этапе оно характеризуется существенными изменениями, которые были ориентированы и имели целью улучшить уровень благосостояния граждан и упростить процедуру получения пенсии. При этом очевидным является тот факт, что не всегда изменения, вносимые в законодательство, регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением граждан, действительно улучшали их положение.

Так, современная пенсионная реформа, начало которой осуществляется с 1 января 2002 г., сопровождалась принятием большого пакета нормативных правовых актов, в которые впоследствии опять же были внесены существенные изменения.

Уже по прошествии 10 лет с момента начала пенсионной реформы на правительственном уровне было отмечено, что цели, которые ставила перед собой пенсионная реформа, не выполнены.

Не все положения проводимой пенсионной реформы следует рассматривать как негативные или отрицательные. Стоит отметить и те, которые положительно сказались на пенсионном обеспечении граждан и упростили и улучшили пенсионную систему в целом. Например, назначение пенсий на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта способствовало значительному сокращению сроков назначения пенсий. Более того, назначение пенсий с учетом индивидуальных сведений обеспечивает их достоверность. Это определяется тем, что индивидуальные сведения, размещённые на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, проходят проверку специалистами органов ПФР на предмет их достоверности.

Как негативный фактор следует рассматривать увеличение пенсионного возраста, которое проводится поэтапно, начиная с 1 января 2019 г. Очевидно, в данном случае следовало учитывать продолжительность жизни, особенно в отношении мужчин. Думается, никем не оспаривается тот факт, что продолжительность жизни, как у мужчин, так и у женщин, увеличивается. Однако если ее сопоставлять с ожидаемым периодом выплаты, который является составляющим элементом при определении размера пенсии, то фактически получается, что мужчины могут получать пенсию менее половины срока от ожидаемого периода выплаты пенсии, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях». Именно поэтому данное нововведение следует рассматривать, как не отвечающее принципу социальной справедливости.

Несомненно, изменение условий предоставления пенсионного обеспечения не только в отношении возраста, но и в части страхового стажа, а также введение нового условия в виде наличия

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

величины индивидуального пенсионного коэффициента определенной продолжительности ухудшает положение граждан, связанное с реализацией пенсионных прав.

Это обусловливается неоформлением работодателем трудовых отношений надлежащим образом и их уход от уплаты страховых взносов путем установления минимального размера оплаты труда, предусмотренного федеральным законом. Несомненно, выходом из указанной ситуации может быть ужесточение ответственности работодателя за выплату т.н. «серой» заработной платы.

Важная роль в решении вопросов пенсионного обеспечения отводилась негосударственным пенсионным фондам. Именно с их помощью планировалось увеличить размер получаемый пенсии за счёт формирования накопительной пенсии и дополнительной пенсии. Несомненно, формирование накопительной и дополнительной пенсии через НПФ могло, очевидно, повлиять на уровень пенсионного обеспечения в сторону его увеличения с помощью инвестирования средств пенсионных накоплений. Однако недоверие граждан к НПФ, а возможно и слабая разъяснительная работа по этому направлению в системе пенсионного обеспечения не дали положительных результатов. Количество граждан, которые передали средства своих пенсионных накоплений в НПФ, составляет чуть более 10%.

Положительную роль в системе пенсионного обеспечения, конечно, сыграла программа государственного софинансирования. Такая программа, имеющая благие намерения при должном освещении ее в средствах массовой информации и специалистами территориальных органов ПФР, могла бы существенно повлиять на размер пенсионного обеспечения.

Граждане, которые использовали возможности этой программы, значительно увеличили размер своей накопительной пенсии. Кроме того, в числе положительных моментов в пенсионной реформе можно выделить следующие:

- установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;

- повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время (валоризация);

- повышение среднего размера пенсии.

Система пенсионного обеспечения в России

все еще находится в стадии реформирования. При этом думается, что и Правительство, и Государственная Дума найдут правильные решения,

направленные на улучшение положения граждан в части предоставления пенсионного обеспечения. В качестве основной цели реформирования пенсионной системы должно рассматриваться повышение уровня пенсионного обеспечения, установление размера пенсии должно производиться пропорционально вкладу каждого.

Список литературы:

[1] Мелконян Р.О. Пенсионная реформа в России / Р.О. Мелконян // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 593 - 595. URL: https:// moluch.ru/archive/103/24085/ (дата обращения: 02.05.2020).

[2] О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. - № 52 (ч. I). - Ст. 6965.

[3] Пенсионная реформа в России: URL: http://pensiya.molodaja-semja.ru/reforma / (дата обращения: 02.05.2020).

Spisok literatury:

[1] Melkonyan R.O. Pensionnaya reforma v Rossii / R.O. Melkonyan // Molodoj uchenyj. — 2015. — № 23 (103). — S. 593 - 595. URL: https://moluch. ru/archive/103/24085/ (data obrashcheniya: 02.05.2020).

[2] O strahovyh pensiyah: Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 g. № 400-FZ // SZ RF. - 2013. - № 52 (ch. I). - St. 6965.

[3] Pensionnaya reforma v Rossii: URL: http:// pensiya.molodaja-semja.ru/reforma / (data obrash-cheniya: 02.05.2020).

ЮРКОМПАНИ

www.law-books.ru

-V.

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.