О РЕФОРМЕ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ В.К. Ладных, С.А. Черемухин
Ladnykh V.K., Cheremukhin S.A. On the property reform in Russia. The article looks at the process of privatisation in the country and the Tambov Region. The authors propose some ways to eliminate deficiencies in further property privatisation including land.
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Взяв курс к рыночной экономике, государство и общество вынуждены преобразовывать формы и отношения собственности.
Попытки введения рыночного механизма без вмешательства в сложившиеся базисные отношения - отношения собственности представляются экономически наивными, поскольку рынок, прежде всего, взаимодействие многообразных равных в реализации своих экономических прав собственников [1].
Применительно к условиям перехода советской экономики к рынку - это основной вопрос перехода от государственной собственности к коллективной и личной, то есть проблемы разгосударствления и приватизации. Иногда этот процесс воспринимают как возврат государственной собственности ее истинным владельцам. Но не так просто установить, кто же эти владельцы.
Приватизационная волна, захлестнувшая мир в 80-е годы, к началу 90-х годов докатилась до берегов России [2]. Цель реформы собственности (более узко - приватизация), как фундаментального элемента системных реформ в переходной экономике, заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования будущей рыночной системы.
Первым актом о компаниях, основанным на нормах нового закона о собственности и Основ гражданского законодательства, стал Закон СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 года. Им предусматривались виды предприятий: индивидуальные, семейные,
коллективные, производственные коллективы, АО или иные хозяйственные товарищества, а также государственные и совместные (смешанные) [3].
В то время в Советском Союзе была декларирована общенародная собственность, поэтому и распределяться она должна между
всеми гражданами, то есть путем раздачи акций предприятий всему населению страны. Одновременно стал вопрос о бесплатной раздаче собственности, а также определении стоимости приватизируемых предприятий по рыночной или остаточной стоимости.
Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» был принят 3 июля 1991 года. В нем под приватизацией понимается приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность различных видов имущества.
Первая Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год была утверждена в июне 1992 года. Эта программа стала, по сути, компромиссом, с одной стороны, между «платной» (для активной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией и, с другой стороны, между моделью «приватизация для всех». Следует отметить также, что именно этот документ стал основополагающим для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 годах.
Если 1990-1991 годы можно охарактеризовать, прежде всего, как годы «спонтанной приватизации», а 1992 год войдет в историю России как год старта крупномасштабной реформы в сфере отношений собственности, то 1993-1994 годы - это, прежде всего, годы интенсивного наращивания бурного темпа приватизации. Это денежные и чековые (ваучерные) аукционы. Так, малые предприятия подлежали продаже на аукционе и по конкурсу. К концу 1994 года в целом по стране 70 процентов малых предприятий перешли в частные руки. Это свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта. Из 19 тысяч средних, крупных и крупнейших предприятий, подлежащих акционированию, на 1 апреля 1994 года акционерными обществами стали 15 тысяч.
Если в январе 1992 года было подано полторы тысячи заявок на приватизацию, то в июне 1994 года - 137 тысяч заявок.
В стране было выдано 144 миллиона ваучеров (приватизационных чеков), благодаря которым и уплате за акции наличными в стране появилось 40 миллионов акционеров (около 30 процентов от количества выданных ваучеров).
Следует отметить, что в США за 60-80 лет приватизации из 120 миллионов работающих -47 миллионов человек стали акционерами, что составляет около 40 процентов от работающих, а от населения - примерно 20-25 процентов. В этой стране, а также в Англии, Франции ежегодно акционируются 18-20 средних и крупных предприятий по желанию коллективов и только рентабельных организаций.
Неодинаковыми оказались и качественные перемены в отношениях собственности. Использование ваучеров не смогло решить основные задачи (основное количество собственников и повышение эффективности производства), которые рассматривались как ключевые в трансформации собственности. И даже эти 40 миллионов человек населения не стали полноценными собственниками средств производства [4].
Во-первых, ваучеры не были именными. Это повлекло за собой свободную передачу их из рук в руки. В результате большая часть ваучеров застряла во многих наскоро созданных государством фондах, которые никаких инвестиций не осуществляли, и с некоторыми из них по сей день идут суды по возврату денег за ваучеры или выдачу скупленных у предприятий акций.
Во-вторых, широкое распространение получила скупка ваучеров администрациями и их руководством, а также представителями различных фирм и организаций, не имеющих никакого отношения к этим предприятиям.
В-третьих, даже те работники, которые сумели превратить ваучеры в акции, не стали обладателями контрольных пакетов акций, и, следовательно, их отчуждение от управления предприятиями не было преодолено.
Что касается экономической реализации собственности на акции, то эта проблема тоже чрезвычайно сложная. Акции должны приносить доход в виде дивидендов. А дивиденды формируются за счет прибыли. Но на данном этапе движения к рынку прибыль была явлением редким. Большинство предприятий испытывали огромные финансовые
трудности. Остро встал вопрос о достаточной и своевременной выплате не дивидендов, а заработной платы [4]. Поэтому доходы по акциям для работников большинства предприятий явились иллюзорными. А, следовательно, выгода от приватизации для непосредственных производителей не могла стать реальностью. А такая богатейшая организация как ОАО «Газпром», в которой более 3,5 миллионов акционеров, должна выплачивать ежегодно на ваучер не менее 2-3 тысяч рублей дивидендов - вместо 200-400 рублей, присылаемых владельцам акций.
Следует, наконец, сказать и о том, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций. По разным оценкам, прирост иностранных инвестиций в первой половине 1994 года составил от 140 до 400 миллионов долларов вместо 10—12 миллиардов долларов инвестиций, планируемых в год [5].
Еще одним важным фактором является правовая среда. В 1992-1994 годах была разработана и принята нормативная база в количестве 200 ключевых документов, некоторые из них быстро устарели. Результат этого — множество правовых проблем, связанных с массовым нарушением законодательства. Так, только в 1993 году органами прокуратуры было вскрыто более семи тысяч нарушений в этой области, в арбитражный суд направлено около 650 исков. Среди наиболее типичных следует отметить занижение балансовой стоимости предприятий, подлог в договорах аренды, создание АО закрытого типа в обход закона, использование подставных лиц на аукционах и конкурсах.
Новая волна правонарушений возникла в связи с перераспределительным процессом в сфере отношений собственности. В силу вышеизложенного — создания благоприятных правовых и экономических условий для формирования «ответственного эффективного собственника» не произошло [5].
Все это обусловило необходимость перехода к новому, второму этапу приватизации. Эти основные положения определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах» [6].
Второй этап приватизации, который начался с 1 июля 1994 года, имеет качественно новый характер. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (погашены и уничтожены все ваучеры) передачи государственной собственности к ее продаже по
ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа: во-первых, инвестиционная ориентация продаж; во-вторых, обеспечение возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия [7].
Выполнение этих принципов позволяет считать, что второй этап приватизации направлен на решение не столько социальных задач, сколько задач, связанных с преодолением кризисного спада производства. В реализации этих принципов предусмотрен дифференцированный подход к определению способов продажи акций и предприятий, обладающих повышенной привлекательностью и в то же время требующих значительных инвестиций. Устанавливается право приобретения земельных участков, на которых расположены предприятия. Очень важно, что 51 процент выручки от продажи акций предприятия переводится на счет самого предприятия для инвестирования.
Итоги второго этапа приватизации можно проиллюстрировать следующими показателями. В 1996 году всего в России было полностью и частично приватизировано более 122 тысяч предприятий. В частном секторе, то есть на полностью приватизированных или с самого начала созданных как частные предприятиях, работало 36 процентов, в полугосу-дарственном секторе (на частично приватизированных предприятиях) - 25 процентов, в государственном секторе - 39 процентов от общего числа занятых. В результате негосударственный сектор стал доминирующим по занятости и части выпуска продукции [8].
Однако эффективность производства пока значительно выше в государственном секторе и смешанных формах собственности, чем в частных. Так, в промышленности частная форма собственности в общем числе предприятий занимает до 68 процентов, а в общем производстве всего лишь - 15 процентов. В то же время, смешанная форма собственности, занимая около 16 процентов в общем числе предприятий, дает до 60 процентов в общем объеме производства [4].
Поэтому еще рано утверждать, что в России основные макроэкономические показатели в настоящее время стали выше, чем они были в условиях административнокомандной системы. В связи с падением производства, применением обязательной приватизации почти для всех предприятий страны на большинстве из них резко снизи-
лась производительность труда. Сокращение загрузки основных фондов привело к падению фондоотдачи. Хотя прибыль в текущих ценах значительно выросла, но каждое третье предприятие остается убыточным. Медленно развивается инвестиционный процесс, обновление оборудования ведется•на крайне низком уровне.
В Тамбовской области за эти годы приватизировано более 1150 предприятий мелких, средних и крупных, из которых более 460 предприятий и объединений акционировано. Анализ работы приватизированных предприятий области показывает, что предприятия по переработке продукции, бытовых услуг, хранению и сбыту, строительству, элеваторы и особенно спиртовую и ликероводочную промышленность необходимо было акционировать, 36, 49, 51 процент оставив в государственной собственности. Это должно было быть отражено в областных Программах приватизации (с учетом специфики регионов). Так, элеватор в Ржаксинском районе, заводы «Ревтруд», ТВРЗ остаются государственной собственностью и по настоящее время. Необходимо было оставить пакет акций государственной собственности в объеме потребной для области продукции - 150-200 тысяч тонн зерна, 40-50 тысяч тонн сахара. В этом случае не стоял бы вопрос о национализации жизненно-необходимых предприятий и отраслей не только для регионов, но и для страны. Например, правительство Москвы в апреле 1994 года одобрило свою программу приватизации, в которой есть существенные особенности по сравнению с Федеральной программой.
Как известно, приватизация означает переход собственности из рук государства в руки индивидуальных или объединенных частных субъектов. Вместе с тем возможен и обратный ход. Речь идет о тех предприятиях, которые очень важны для жизни регионов и страны. Будучи приватизированными, они не справились с экономическими трудностями, не добились необходимой эффективности и потеряли финансовую устойчивость. Такие предприятия, возможно, станут банкротами, и их могут приобрести обратно государство или муниципальные органы (как произошло с AMO «ЗИЛ», контрольный пакет акций которого был выкуплен в 1996 году Правительством Москвы).
Особое мнение и отношение хотелось бы высказать о собственности на землю в связи
с принятием Земельного Кодекса в апреле текущего года. В 1994 году Законодательством страны разрешен выкуп земель под приватизированными предприятиями. Однако финансовые трудности и убыточность многих предприятий не позволяет выкупать землю.
Еще сложнее положение в сельском хозяйстве РФ. Многие коллективные и фермерские хозяйства не в состоянии пока купить не только землю, но и технику. Поэтому на современном этапе необходимо подготовить всю законодательную базу по владению, распоряжению и передаче земель в собственность, а затем уже через ипотечные банки и ее продажу.
1. Райзберг Б. Рыночная экономика. М., 1995. С. 58.
2. Приватизация в цифрах // Российская газета.
1994. 27 янв.
3. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России. Сборник документов. М., 1994. С. 6-11.
4. Булатов А. Экономика. М., 1999. С. 314.
5. Радыгин А. Приватизация и формирование новой структуры собственности в России // Вопросы экономики. 1994. № 6. С. 38-47.
6. Вопросы экономики. 1995. № 4. С. 302.
7. Экономика и жизнь. 1994. № 31. С. 285.
8. Российский статистический ежегодник. М.,
1995. С. 308-315.