Основными видами профессиональной деятельности выпускника колледжа помимо преподавания по программам начального общего образования являются организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, а также классное руководство.
В стандарте нового поколения особое внимание уделяется воспитанию. Согласно примерной программе воспитания и социализации обучающихся требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.
На наш взгляд, без сотрудничества с родителями решить задачу воспитания не представляется возможным. Сегодня студенты изучают дисциплину «Основы семейного воспитания» и раздел «Работа с родителями» в учебной дисциплине «Педагогика», где осваивают приемы и методы взаимодействия с родителями обучающихся, разрабатывают систему родительских собраний и индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания. В перечень тем выпускных квалификационных работ включены проблемы, связанные с процессом взаимодействия школы с семьей и общественностью, например: «Влияние семьи на формирование личности ребенка», «Особенности формирования личности ребенка в неполной семье», «Воспитание школьников в традициях религиозной морали», «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности младшего школьника», «Скаутское движение в учебно-воспитательном процессе» и др. Но времени на глубокое освоение многих профессиональных компетенций (оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия; привлекать родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий; анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств их организации) не хватает ни на аудиторных занятиях,
ни в период педагогической практики, что учтено в стандарте третьего поколения для педагогических специальностей СПО.
В 2009/2010 учебном году проведено несколько методических семинаров для преподавателей с целью изучения новых стандартов СПО и сопоставления их с ФГОС начального среднего образования. Более детально стандарты рассматриваются на заседаниях предметно-цикловых комиссий, методического объединения руководителей практики.
Методические семинары востребованы и учителями школ. Так, в текущем учебном году на базе колледжа в рамках работы центра методической и информационной поддержки выпускников проведены семинары по темам «Проектная деятельность на уроках музыки», «Проектная деятельность на уроках в начальной школе», «Ранние методики развивающего обучения», «Авторская методика Н. Зайцева (для работы с детьми с ЗПР)».
Система подготовки специалистов педагогического образования должна стать опережающей. Сегодняшним выпускникам не придется переучиваться. В ходе педагогической деятельности им потребуется совершенствовать навыки ИКТ, обновленное содержание общего начального образования. Главное, они должны понимать, что учебник—это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса. И учитель на уроке сегодня — это не «говорящий телевизор», а «дирижер», чья главная задача — научить каждого ученика.
Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу - закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка. При этом необходимо объединить усилия всех учебных предметов и обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающей жизни.
Несмотря на то, что в целом и педагоги колледжа, и студенты готовы к работе с новым ФГОС общего начального образования, необходимо более глубокое и детальное изучение и осмысление содержания стандарта каждым педагогом.
О РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Л. П. Вашлаева, кандидат педагогических наук, доцент, методист научно-аналитического центра ГОУ «КРИРПО»
Модернизация системы профессионального образования - необходимое условие формирования инновационной экономики. Приоритетный национальный проект «Образование» заложил основы системных изменений в отрасли и позволил сформировать основу современной модели российского образования.
Сама идея создания модели "Российское образование - 2020" впервые озвучена 13 сентября 2007 года на Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде, на котором были определены ключевые позиции развития российского образования, начиная от финансово-экономических механизмов и
заканчивая глубинными ценностными характеристиками.
На IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», состоявшейся 1 апреля 2008 г в Москве, был представлен доклад «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», в которой подчеркивалось, что «Императив инновационного развития России ставит, как одну из ключевых, задачу подъема образования. Именно образование как система формирования интеллектуального капитала нации и как одна из главных сфер производства инноваций создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов. Образование выступает первым звеном инновационной цепочки "образование - исследования - венчурные проекты - массовое освоение инноваций"».
Совершенствование профессионального образования в соответствии с современной моделью предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса, формирование системы непрерывного образования (формального, неформального, информального) на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ; позволяет максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
В основе выдвинутого авторами подхода три специфические особенности, на которые никогда ранее не делался акцент. Как отмечает И. Реморенко:
- во-первых, проектирование ведется исходя из интересов потребителя образовательных услуг - человека с его образовательными потребностями, в течение всей жизни повышающего свой образовательный потенциал. При этом сфера образования должна быть построена так, чтобы ни одна образовательная траектория не стала тупиковой, нельзя лишать человека возможности переобучения, изменения своего образовательного уровня в зависимости от интересов и жизненных обстоятельств. Система образования должна позволить в любой момент усовершенствовать свои знания, "взять" тот или иной модуль, повысить квалификацию или пройти переподготовку;
- во-вторых, новое развитие получили взаимоотношения системы образования с общественными институтами через участие работодателей в разработке и экспертизе образовательных стандартов, создание рейтинговых агентств, оценивающих конкурентные преимущества учреждений профессионального образования по совокупности критериев, включая показатели трудоустройства выпускников и востребованности образовательных программ работодателями;
- в третьих, изменился управленческий подход к реализации задуманного. Ресурсы стали определять возможности изменений. В случае завышенных ресурсных требований целесообразно отказаться от изменений, чем реализовать какой-либо проект некачественно и не в полной мере.
Модель «Российское образование - 2020», представленная достаточно схематично, как модель не стала впоследствии более детально прописываться. Тем не менее заявленные в ней приоритеты и механизмы реализации получили свое развитие в документах, научных исследованиях, практике общего и профессионального образования.
Контурно обозначенное в Модели видение системы общего образования получило свое воплощение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в которой представлены основные характеристики школы в соответствии с целями опережающего развития, школы как открытого социального института, готовой к необходимым изменениям. Среди основных направлений развития общего образования особое место занимает переход на новые государственные стандарты, в том числе и в начальном общем образовании.
Говоря о ключевых позициях «Нашей новой школы», таких как «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников», необходимо отметить, что в Кемеровской области сложился результативный опыт подготовки будущих педагогов к деятельности по их реализации. И в основном благодаря деятельности областных экспериментальных площадок.
Принятие федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения кардинально меняет систему довузовского профессионального образования, активизируя не только деятельность учреждений по разработке образовательных программ в соответствии с новыми стандартами и подготовке методического обеспечения, но и требует от руководителей принятия управленческих решений, связанных с организацией деятельности как системы профессионального образования региона, так каждого конкретного учреждения. Необходима оперативная оценка готовности профессионально-педагогических работников работать в новых условиях и по-новому, выявление профессиональных затруднений и личностных интересов руководителей, преподавателей, мастеров производственного по реализации ФГОС нового поколения и создание условий для формирования необходимых компетенций в самих учреждениях, в ресурсных центрах, базовых учреждениях и областных экспериментальных площадках. Кузбасский региональный институт профессионального образования решает такие ключевые проблемы, как подготовка работников системы профессионального образования к реализации ФГОС нового поколения в
образовательной деятельности, обеспечивая научно-методическое сопровождение процесса подготовки к внедрению стандартов в начальное и среднее профессиональное образование региона.
В успешной реализации современной модели профессионального образования играет государственно-частное партнерство, получившее в последние два года дальнейшее развитие в нескольких направлениях: активное участие работодателей в разработке стандартов профессионального образования, становление и развитие ресурсных центров системы профессионального образования, без которых сегодня невозможна подготовка рабочих и специалистов, соответствующих запросам рынка труда и т. д.
Как показывает опыт регионов России, без отработанных механизмов взаимовыгодного партнерства учреждений профессионального образования с работодателями невозможно создание автономных образовательных учреждений. И сегодня учреждениям профессионального образования при определении стратегии своего дальнейшего развития необходимо оценить перспективы деятельности в качестве автономного, расставить приоритеты и определить средства в достижении этой цели.
Выступая 2 июня 2010 года на Правительственном часе в Государственной Думе Российской Федерации, Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко подчеркнул, что министерством подготовлено предложение о запуске проекта, который направлен как на развитие в регионах системы подготовки и переподготовки кадров, так и - одновременно - на формирование новых рабочих мест в самой системе профобразования.
Предлагаемый проект опирается на то, что сегодня от власти каждого региона требуется умение поставить задачи взаимодействия системы образования с реальной экономикой применительно к конкретному субъекту Федерации на основе стратегии его развития, обеспечить такое взаимодействие, сконцентрировав все образовательные и иные ресурсы на решении общих задач инновационного развития региона.
Министр высказал идею о целесообразности предоставления субсидий регионам на конкурсной основе под региональные проекты модернизации системы профессионального образования, предусматривающие следующие направления работы.
- Первое. Внедрение инструментов прогнозирования совместно с работодателями потребностей в человеческих ресурсах, их распределение и квалификация при особом внимании к прогнозу потребностей в переподготовке, переквалификации уже работающих кадров.
Особое внимание требуется уделить в регионах динамике педагогических кадров профобразования:
Предстоит тщательно спрогнозировать изменение их профессиональной и квалификационной структуры, причем не только для сферы экономики, но и для социальной сферы, обеспечить необходимые программы их переквалификации и механизмы смены трудовых функций.
Второе. Функционирование и развитие на уровне учреждений, отраслей, регионов структур общественного управления. Они должны и корректировать образовательные программы на основе экономических прогнозов, и привлекать к преподаванию людей из производственного сектора. Тут потребуется и создание системы общественно-профессиональной аттестации выпускников работодателями. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: поступили предложения об общественном присвоении квалификации выпускаемым юристам.
Третье. В регионах должна быть разработана новая структура системы профобразования, программа развития сети учреждений, учитывающая весь имеющийся ресурс на территории региона, обеспечивающая его оптимальное использование, усиление связности системы.
При этом должно быть предусмотрено всемерное развитие результатов нацпроекта, максимальное использование потенциала победителей ПНПО, создание на их базе центров переподготовки, использование с максимальным КПД того материально-технического и ресурсного обеспечения, которое получено в результате нацпроекта (в т. ч. оборудование, подготовка преподавательских кадров).
Четвертое. Регионы должны будут взять обязательства по развитию предпринимательства с участием вузовской науки. Здесь понадобится региональная поддержка различных форм интеграции образования, науки и производственного сектора. Немаловажными будут и совместные программы учреждений профобразования, поддерживающие академическую мобильность студентов и преподавателей.
Речь идет о целостной системе вузовского и невузовского образования в регионе во взаимодействии со службами занятости, иными социальными службами и, конечно, федеральными органами.
Реализация предлагаемого мероприятия, по аналогии с комплексными проектами в общем образовании, предполагает поддержку регионов через субсидии, четкие обязательства регионов по реализации проектов, систему конкретных показателей их выполнения.
Таким образом, затрагивая только некоторые проблемы, заявленные в «Модели образования -2020», можно отметить, что определенные в ней задачи успешно решаются, в том числе и в профессиональном образовании Кузбасса.