Научная статья на тему 'О реализации программы «ART-метод тренировки социальной компетенции» в исправительных учреждениях ФСИН России'

О реализации программы «ART-метод тренировки социальной компетенции» в исправительных учреждениях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОГРАММА «АRT-МЕТОД ТРЕНИРОВКИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ» / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ И ОСУЖДЕННЫЕ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / THE PROGRAM «ART-METHOD OF TRAINING SOCIAL COMPETENCE» / AGGRESSIVE BEHAVIOR / JUVENILE OFFENDERS AND CONVICTED YOUTH AGE / EDUCATIONAL PROCESS IN PRISON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э. В.

Статья посвящена проблеме внедрения в практику работы исправительных учреждений ФСИН России программы «АRT-метод тренировки социальной компетенции», разработанной в учреждениях по охране детства Королевства Норвегия. Данная программа направлена на снижение агрессивного поведения подростков и лиц молодежного возраста. Ее реализация в условиях отечественной пенитенциарной системы вызывает ряд трудностей как организационного, так и содержательного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зауторова Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the introduction into the work of Russia’s prisons of program «ART-social skills training method» developed in child welfare institutions of the Kingdom of Norway. This program aims to reduce the aggressive behavior of adolescents and youth aged persons. Its implementation in the national prison system raises a number of difficulties, both organizational and meaningful.

Текст научной работы на тему «О реализации программы «ART-метод тренировки социальной компетенции» в исправительных учреждениях ФСИН России»

АКТУАЛЬНЫЕ вопросы психологии

ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОМ РАБОТЫ ]

О реализации программы «ЛкТ-метод тренировки социальной компетенции» в исправительных учреждениях ФСИН России

Э.В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Статья посвящена проблеме внедрения в практику работы исправительных учреждений ФСИН России программы «АRT-метод тренировки социальной компетенции», разработанной в учреждениях по охране детства Королевства Норвегия. Данная программа направлена на снижение агрессивного поведения подростков и лиц молодежного возраста. Ее реализация в условиях отечественной пенитенциарной системы вызывает ряд трудностей как организационного, так и содержательного характера.

Ключевые слова: агрессивное поведение; программа <^Т-метод тренировки социальной компетенции»; несовершеннолетние осужденные и осужденные молодежного возраста; воспитательный процесс в местах лишения свободы.

On the implementation of the program «ART-method of training social competence» in prison FPS Russia

E.V. ZAUTOROVA - professor of legal psychology’s and pedagogy’s department, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of the International Academy of Science Teacher Education

This article is devoted to the introduction into the work of Russia’s prisons of program «ART-social skills training method» developed in child welfare institutions of the Kingdom of Norway. This program aims to reduce the aggressive behavior of adolescents and youth aged persons. Its implementation in the national prison system raises a number of difficulties, both organizational and meaningful.

Key words: aggressive behavior; the program «ART-method of training social competence»; juvenile offenders and convicted youth age; educational process in prison.

Кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность и насилие. Статистика обнаруживает рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особые трудности в этот период испытывают подростки.

Тревожным симптомом является повышение уровня преступности несовершенно-

летних, поведение которых характеризуется крайними формами проявления жестокости и агрессивности. При этом отмечается увеличение числа преступлений против личности, имеющих своим результатом причинения тяжких телесных повреждений.

За последние годы был выполнен ряд психолого-педагогических исследований, направленных на изучение, диагностику и предупреждение педагогической запу-

щенности, агрессивности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы ГС. Абрамовой, М.А. Алемаскина, Ю.М. Антоняна, С.А. Беличевой, А.Г Ковалева, И.С. Кона, В.Ф. Пирожкова, К.К. Платонова, Д.И. Фельдштейна и др.

В процессе развития практически все дети в той или иной степени демонстрируют агрессивное поведение, которое выполняет функцию адаптации в обществе. Здоровые аспекты агрессии способствуют развитию умения отстаивать свои интересы во взаимодействии с другими людьми, обеспечивают элемент соперничества в играх и успешность решения повседневных проблем. Вместе с тем поведение несовершеннолетних часто сопровождается и конфликтными ситуациями, неудачными агрессивными выпадами, проявлениями враждебности, несдержанности и злобы. Тем самым подростки наносят вред не только своему окружению, но в первую очередь самим себе, что и приводит их на скамью подсудимых.

Так, отмечено, что несовершеннолетние, которые совершили преступления, демонстрируют следующие неадаптивные формы агрессивных реакций:

- нападение (использование физической силы против другого лица), действия, направленные на другое лицо (сплетни, злоба), и взрывы ярости, не направленные ни на кого;

- выражение негативных чувств через форму или содержание словесных ответов (угрозы, ругань);

- готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости, обиды (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир);

- подозрительность (недоверие и осторожность, убеждение, что окружающие намерены причинить вред)1.

Несовершеннолетние нередко обнаруживают отсутствие жалости к другим людям, зарегистрированы также случаи садистских действий.

Одна из главных причин постоянного попадания человека в проблемные ситуации очень проста: у него не хватает базовых социальных умений (например, проинформировать окружающих о своих желаниях, знать способы реагирования на провокационные действия других людей, адекватно проявлять свои чувства и т.д.)2. При этом агрессивное поведение лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, носит управляемый характер. Для успешной корректировки важно знать причины поступков,

выявлять наличие поведенческих проблем, осуществлять системный анализ индивидуальных качеств воспитанника. Коррекционная работа должна быть построена на поиске адекватных мер воспитания личности. В комплекс организационных мероприятий необходимо включать занятия, способствующие развитию несовершеннолетних и направленные на формирование у них умений и навыков социального взаимодействия (позитивное общение, положительные увлечения, решение жизненных проблем и т.д.).

В связи с этим программа «ART-метод тренировки социальной компетенции», разработанная в учреждениях по охране детства Королевства Норвегия, представляется особо актуальной. Она ориентирована на профилактику, уменьшение и замещение агрессивного поведения подростков и молодежи, является одной из наиболее признанных программ такого рода.

Программа «ART» состоит из трех основных блоков: «Тренировка социальных навыков» (темы занятий: «Как просить извинения», «Как понимать чувства других», «Как избегать ссор с другими», «Как подготовиться к разговору» и т.д.); «Тренировка контроля над гневом» (темы занятий: «Внутренние и внешние раздражители», «Сигналы», «Глушители», «Эскалация конфликта», «Следствия» и т.д.); «Тренировка моральных рассуждений» (темы занятий: «Проблемная ситуация марсианина», «Проблемная ситуация Йонни», «Проблемная ситуация Квадрат», «Проблемная ситуация Лисе» и т.д.). Программа пошагово расписана, обладает четко оформленной внешней и внутренней структурой.

Участники программы учатся корректировать свое отношение к окружающим людям и миру, принимать адекватные решения в той или иной жизненной ситуации, обеспечивая таким образом процесс принятия неагрессивных и социально одобряемых форм поведения. Механизм основывается на методе игрового моделирования и может эффективно использоваться в работе с несовершеннолетними осужденными и осужденными молодежного возраста.

Программа «ART» изучена и апробирована на множестве репрезентативных групп в Норвегии, Англии, Нидерландах, Канаде, Швеции и некоторых штатах США. К тому же она была внедрена в школах, тюрьмах и учреждениях других стран, таких как Финляндия, Дания, Исландия, Турция, Литва и Австралия. Развитие программы осуществляется под руководством международного центра «ART», представителей прав-

ления университетов и высших учебных заведений, а также других организаций различных стран.

В рамках российско-норвежского проекта в настоящее время апробация программы осуществляется в исправительных учреждениях ФСИН России: Архангельской воспитательной колонии УФСИн России по Архангельской области (несовершеннолетние осужденные мужского пола), Рязанской воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области (несовершеннолетние осужденные женского пола), а также исправительной колонии № 6 УФСИН России по Рязанской области (осужденные молодежного возраста мужского пола).

Занятия проводят сотрудники, прошедшие специальную подготовку. Программа обучающего курса предполагает три этапа, последний из которых представляет собой демонстрацию умений тренеров, подготовку и сдачу зачетов и квалификационного экзамена. В качестве сертифицированных тренеров в основном выступают сотрудники психологической лаборатории; в Архангельской воспитательной колонии к проведению занятий по программе привлекаются сотрудники и других служб, непосредственно занятых в работе с осужденными (отдела социально-педагогической работы с осужденными, группы учета трудового стажа осужденных и др.).

Совместно с норвежскими тренерами был составлен примерный план реализации программы «АРТ» в исправительных учреждениях, разработана модель проекта внедрения, определены необходимые мероприятия, установлены сроки проведения, назначены ответственные сотрудники, составлены списки осужденных, участвующих в тренингах, из числа которых сформированы экспериментальные и контрольные группы.

Подготовленные тренеры отмечают, что благодаря программе «ART» молодые люди учатся лучше анализировать социальные ситуации, осваивают больший спектр альтернативных действий в стрессовых ситуациях и таким образом приобретают способность находить оптимальные решения жизненных проблем.

В настоящее время реализация программы «АРТ» в исправительных учреждениях ФСИН России находится на этапе оценки эффективности: изучается результатив-

ность проведенных занятий, осуществляется повторное тестирование, подведение итогов работы. Из предварительно полученных данных можно сделать вывод о некотором уменьшении агрессии у участников: отмечается снижение уровня вербальной

агрессивности, мстительности, неуступчивости, поведение воспитуемых изменяется и становится более позитивным.

Вместе с тем в ходе реализации программы выявлен ряд трудностей как организационного, так и содержательного плана, которые не позволяют в полной мере осуществлять воспитательную работу в том формате, в котором она рекомендована норвежскими коллегами. Так, по требованию авторов занятия должны осуществляться при обязательном участии двух тренеров: главного тренера и тренера-напарника. Получается, что если один сотрудник отсутствует, то второй не имеет право проводить работу. Данное условие значительно затрудняет соблюдение графика проведения занятий.

При реализации программы сотрудники также столкнулись и с проблемой временной организации: в какое время проводить запланированные занятия? должны ли они отражаться в расписании? и т.д. Дело в том, что осужденные заняты в учебном процессе, на производстве, в отношении их регулярно проводятся режимные мероприятия и т.д. В ходе эксперимента сотрудникам приходилось отзывать осужденных с учебных занятий, обращаться с просьбой о внесении изменений в график работы осужденных, занятых на производстве, и т.д., что создавало большие трудности для жизнедеятельности учреждения. Поэтому проведение занятий чаще всего осуществлялось только в выходные или каникулярные дни.

Все без исключения тренеры считают, что для объективной оценки проведенной работы двух предложенных анкет (оценка проблемного проведения и оценка позитивного поведения), заполнение которых предусмотрено сотрудниками, явно недостаточно. В связи с этим в каждом исправительном учреждении подбирается свой пакет диагностического инструментария для оценки эффективности программы «АРТ», что также крайне неудобно. Так, при проведении экспериментального исследования в различных исправительных учреждениях были использованы «Личностный опросник агрессивности Басса - Дар-ки», тест руки Э. Вагнера «Hand Test», «Личная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, «Оценка интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В. Бойко, рисуночный проективный тест «Несуществующее животное».

Среди проблем, с которыми столкнулись ведущие тренеры программы, было и то, что, например, в Рязанской воспитательной колонии занятия в группе осужденных, находящихся в облегченных условиях от-

бывания наказания, отличались активностью их участниц и наличием с их стороны определенного интереса к освоению новых навыков и социальных умений (это объясняется стремлением осужденных к условнодосрочному освобождению и мотивацией на формирование положительных моделей поведения), тогда как проведение занятий в группе осужденных, находящихся в обычных условиях отбывания наказания, было осложнено, так как вновь прибывшие и те, кому назначен большой срок, проявляли явный негативизм, отказываясь работать на занятиях и участвовать в ролевых играх.

Невозможно, по мнению тренеров, осуществить и «генерализацию» программы, то есть внедрить ее в повседневную деятельность учреждения. Программа требует индивидуального подхода к ее участникам, но в условиях большой численности спец-контингента и большого количества сотрудников, непосредственно с ним работающих, это представляет большую трудность. Так, в рамках генерализации программы «ART» психологами ИК-6 УФСИН России по Рязанской области были проведены занятия с сотрудниками отдела воспитательной работы с осужденными. Предложенная программа не нашла у них должного понимания и не вызвала положительного отклика.

Не представляется возможным также в условиях исправительного учреждения заполнение участниками программы «Дневников гнева» и оформление предлагаемых домашних заданий. Осужденные проявляют ненужный интерес к записям друг друга, пытаются оказать влияние при выполнении заданий и т.д. В связи с этим данная работа ведется только в устной форме и носит рекомендательный, а не обязательный характер. Некоторые занятия требуют также содержательной коррекции с учетом специфики российской ментальности и организации отбывания наказания в учреждениях ФСИН России.

Несмотря на возникающие трудности, сотрудники отмечают, что в целом программа является эффективной, и дают ей положительную оценку: «Данная программа позволяет отработать социально полезные навыки,

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кононец А.С. и др. Профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы: Метод. рекомендации. М., 2007. С. 10-11.

2 См.: Колесникова З.А., Штефан Е.Ф. Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы: Психокоррекционная программа. Вологда, 2012. С. 32.

3 См.: Психологическое сопровождение и способы коррекции эмоционально не регулируемого поведения под-

а также формирует предпосылки для лучшего эмпатического восприятия тех, с кем участники находятся в тесном взаимодействии» (Архангельская ВК УФСИН России по Архангельской области), «Немаловажным является тот факт, что осужденные дали положительные отзывы о программе воспитателю и другим осужденным. Многие осужденные в облегченных условиях отбывания наказания выразили желание работать по ней» (Рязанская ВК УФСИН России по Рязанской области), «Простота и доступность изложения материала позволяет участникам лучше понимать свои внутренние переживания, а участие в ролевых играх дает им ощущение раскрепощенности и непосредственности» (ИК № 6 УФСИН России по Рязанской области).

Для дальнейшего внедрения программы в воспитательный процесс пенитенциарных учреждений необходимо обеспечить нормативно-правовую основу работы: программа должна быть внесена в общий план работы исправительного учреждения, занятия должны быть отражены в распорядке дня и т.д. Представляется важным и то, чтобы сотрудник-тренер имел определенный жизненный и профессиональный опыт, обладал такими качествами, как быстрая реакция на неоднозначные высказывания участников, чувство юмора, а главное, сам был увлечен воспитательным процессом и хорошо владел программным материалом.

Сегодня в России имеется множество разработанных и апробированных программ, направленных на снижение агрессии3, но, к сожалению, они не «раскручены», непопулярны, носят рекомендательный характер, и, как правило, сотрудники знакомы с ними большей частью только поверхностно.

Таким образом, «АЯТ-метод тренировки социальной компетенции» занимает достойное место среди программ данного профиля и при его адаптации к условиям отечественных исправительных учреждений может использоваться в работе с несовершеннолетними осужденными и осужденными молодежного возраста, выступать основой воспитательной работы социальных педагогов и психологов воспитательного центра.

1 Sm.: Kononec A.S. i dr. Profilaktika agressivnogo povedenija nesovershennoletnih, osuzhdennyh k lisheniju svobody: Metod. rekomendacii. M., 2007. S. 10-11.

2 Sm.: Kolesnikova Z.A., Shtefan E.F. Snizhenie agressivnosti u lic, osuzhdennyh za nasil'stvennye prestuplenija k nakazanijam, ne svjazannym s lisheniem svobody: Psihokorrekcionnaja programma. Vologda, 2012. S. 32.

3 Sm.: Psihologicheskoe soprovozhdenie i sposoby korrekcii jemocional'no ne reguliruemogo povedenija podrostkov / Avt.

ростков / Авт. кол. под рук. Э.В. Леус. Архангельск, 2012; Саморегуляция поведения и коррекция неэффективного совладающего поведения у подростков / Авт. кол. под рук. Э.В. Леус. Архангельск, 2012; Колесникова З.А., Штефан Е.Ф. Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы; Дорошенко И.С., Панова О.Б., Фетисова Н.Е. Формирование эмпатийного поведения у осужденных за насильственные преступления: Практ. рекомендации. Вологда, 2012; Профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. М., 2007 и др.

kol. pod ruk. Je.V. Leus. Arhangel'sk, 2012; Samoreguljacija povedenijai korrekcijanejeffektivnogosovladajuwegopovedenija u podrostkov | Avt. kol. pod ruk. Je.V. Leus. Arhangel'sk, 2012; Kolesnikova Z.A., Shtefan E.F. Snizhenie agressivnosti u lic, osuzhdennyh za nasil'stvennye prestuplenija k nakazanijam, ne svjazannym s lisheniem svobody; Doroshenko I.S., Panova O.B., Fetisova N.E. Formirovanie jempatijnogo povedenija u osuzhdennyh za nasil'stvennye prestuplenija: Prakt.

rekomendacii. Vologda, 2012; Profilaktika agressivnogo povedenija nesovershennoletnih, osuzhdennyh k lisheniju svobody. M., 2007 i dr. н

вестник института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.