Научная статья на тему 'О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / ролевая игра / способности / навыки / глухие дети / сурдопедагогика / communication / role-playing / abilities / skills / deaf children / sign language teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Екатерина Владимировна

Данная статья раскрывает особенности реализации проблемы преодоления трудностей коммуникативных способностей у глухих детей в специальном дошкольном образовательном учреждении. Рассматривается актуальный вопрос сурдопедагогики – возможность использования разных методов и приемов по развитию навыков социализации и познавательной активности глухих детей дошкольного возраста в рамках проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT IMPLEMENTATION OF COMMUNICATION ABILITIES DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF ROLE PLAY FORMING AMONG DEAF CHILDREN AGED 6-7 WITH HEARING IMPAIRMENT

This article reveals the features of the implementation of overcoming difficulties’ problem of communicative abilities among deaf children in a special preschool educational institution. The topical issue of sign language pedagogy is considered – the possibility of using different methods and techniques for the development of socialization skills and cognitive activity of deaf preschool children within the framework of the project.

Текст научной работы на тему «О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 376+373.2

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шевченко Екатерина Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 311, учитель-дефектолог; ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», старший преподаватель, [email protected]

Аннотация. Данная статья раскрывает особенности реализации проблемы преодоления трудностей коммуникативных способностей у глухих детей в специальном дошкольном образовательном учреждении. Рассматривается актуальный вопрос сурдопедагогики - возможность использования разных методов и приемов по развитию навыков социализации и познавательной активности глухих детей дошкольного возраста в рамках проекта.

Ключевые слова: коммуникация, ролевая игра, способности, навыки, глухие дети, сурдопедагогика.

THE PROJECT IMPLEMENTATION OF COMMUNICATION ABILITIES DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF ROLE PLAY FORMING AMONG DEAF CHILDREN AGED 6-7 WITH HEARING IMPAIRMENT

Shevchenko Ekaterina Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal State Preschool Educational Institution of Novosibirsk "Kindergarten No. 311, Teacher-defectologist; Novosibirsk State Pedagogical University, senior lecturer, [email protected]

Abstract. This article reveals the features of the implementation of overcoming difficulties' problem of communicative abilities among deaf children in a special preschool educational institution. The topical issue of sign language pedagogy is considered - the possibility of using different methods and techniques for the development of socialization skills and cognitive activity of deaf preschool children within the framework of the project.

Keywords: communication, role-playing, abilities, skills, deaf children, sign language teaching.

По многочисленным современным исследованиям, представленным в сурдопедагогической литературе (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев), условия, при которых формируется речь и коммуникативные навыки у детей с сенсорной депривацией слуха оказываются иными, если сравнивать с условиями формирования речи и коммуникативных навыков у

слышащих детей. Коммуникативные навыки представляют собой способность ребенка взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, адекватно воспринимать, перерабатывать и анализировать получаемую информацию, в дальнейшем правильно ее интерпретируя и передавая. Коммуникативные способности относят к фундаменту успеха практически во всех жизненных областях. Уровень сформированности умений и навыков общения с окружающими людьми с помощью слов (вербально) и без них (не вербально): мимики, жестов, языка тела (пантомики), говорит об уровне коммуникативных способностей. Учитывая тот факт, что способности не являются врожденными, следовательно, раскрыть способности в себе, в том числе и коммуникативные, может любой человек, приложив к этому определенные усилия.

Поскольку коммуникационные способности и навыки играют сегодня не последнюю роль, сохранная слуховая функция у ребенка становится все более важной проблемой. Если исходить из того, что слух является уникальным инструментом межличностного общения, то естественно, что у детей с нарушением слуха, тем более глубоким, понижается инициатива общения с окружающим миром, страдает ориентация в пространстве, нарушается координация движений. Возникают специфические трудности, связанные с нарушением познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления (особенно словесно-логического) [2].

Вопросом изучения коммуникации и ее особенности у глухих детей занимались Р.М. Боскис, Л.М. Быкова, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова, Е.Ф. Рау, Т.В. Розанова. Их исследованиями было установлено, что уровень развития коммуникативных способностей зависит от познавательной активности глухого ребенка, интереса к окружающему миру, предметам, явлениям, деятельности людей. В связи с этим очень важно создать возможность и организовать условия для полноценного взаимодействия и общения глухого ребенка со сверстниками и взрослыми, как с нарушенным слухом, так и нормально слышащими. Также большое значение имеет создание соответствующей слухоречевой среды, что в свою очередь повысит мотивацию к пользованию глухими дошкольниками словесной речи.

Условиями создания слухоречевой среды могут являться:

- контроль за речью дошкольников с нарушением слуха со стороны педагогов;

- использование возможностей остаточного слуха;

- мотивирование со стороны взрослых на пользование дошкольниками словесной речью во время образовательной, практической и совместной деятельности;

- побуждение детей к активной коммуникации со сверстниками и педагогами, формирование потребности в общении.

Цель проекта - создание максимальных условий для развития коммуникативных способностей, навыков социализации и познавательной активности глухих детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- развивать все формы речи (письменной, устной, дактильной, жестовой);

- развивать все виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слухозрительное восприятие, дактилирование, слушание);

- развивать связную речь;

- формировать правильный словарный состав речи;

- развивать словарь и активизацию различных речевых умений в реальных ситуациях общения.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте признана ведущим видом деятельности. В процессе игровой деятельности дети познают окружающую действительность, возможно всестороннее развитие ребёнка: развитие психических процессов, речевое развитие, культурных и гигиенических навыков [1].

Необходимо отметить особую роль игровой деятельности в развитии дошкольника с нарушением слуха:

- формирование сенсорных и моторных функций;

- познавательное развитие и закрепление математических представлений;

- расширение словаря и познавательной активности;

- развитие речи и коммуникативных навыков;

- формирование навыков социализации. Реализация проекта осуществлялась через:

1. Образовательную деятельность детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

2. Совместную деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха.

3. Самостоятельную деятельность детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Наполнение предметно-развивающей среды соответствовало возрасту детей и требованиями Адаптированной образовательной программой МКДОУ д/с № 311 на основе ФГОС ДО и соответствовало следующим критериям:

1. Безопасность, соответствие требованиям нормативных документов.

2. Разнообразие объектов, муляжей, наглядных материалов.

3. Наличие иллюстративного материала (тематические альбомы, подборки, карточки и т.д.).

4. Наличие различных тематических уголков в группе (соответствующих возрасту и требованиям программы).

5. Наличие материалов для детского экспериментирования, наблюдения, самостоятельной деятельности, простейшие приборы и приспособления.

При оценке качества предлагаемого материала и его отборе учитывались следующие критерии:

1. Научность, достоверность, достаточность предлагаемого материала.

2. Удобство размещения, доступность.

3. Эстетичность оформления.

Соблюдались специальные условия, отвечающие особым образовательным потребностям глухих детей дошкольного возраста:

1. Развитие вербальной и невербальной коммуникации и возможность использование всех видов речи.

2. Помощь со стороны взрослых в переработке жизненного опыта ребёнка, его речевом опосредовании; проработки наблюдений, впечатлений, действий.

3. Использование различных наглядных материалов, пособий, дидактических игр.

Для реализации проекта подготовлена материально-техническая база:

- предметно-развивающая среда в группе;

- различные тематические уголки в группе;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, слайды, иллюстративный материал, фотографии, картины, таблички;

- библиотека печатных книг и книжек-самоделок;

- костюмы и маски, уголок ряженья;

- плакаты по различным темам.

Игра является помощником для детей в следующих аспектах:

- ориентирование в мотивах деятельности взрослых;

- усвоение правил социального поведения;

- облегчение процесса приобщения к этическим нормам, действующим в обществе.

Включение детей в ролевые игры предусматривает следующие аспекты умений: использовать предметы-заместители; использовать воображаемые предметы и действия; отражать действия людей и их отношения; выбирать способ ролевого поведения.

Дети с нарушением слуха играют в различные игры не реже, чем их сверстники без нарушения слуха, однако в сюжетно-ролевых играх глухих детей можно обнаружить ряд особенностей. Дети с нарушением слуха в своих сюжетно-ролевых играх используют собственные впечатления, полученные из окружающей жизни. Известно, что восприятие мира глухим ребенком происходит в условиях ограниченного речевого общения, поэтому нельзя ожидать полного сходства по содержанию с играми слышащих детей. Особенность их восприятия определяется вербальной депривацией, ограниченностью речевого общения в процессе игровой деятельности. Глухие дети способны отражать в игре наглядно-предметные действия, однако не всегда могут самостоятельно распознавать скрытые отношения. Сюжет может заслоняться детально выполняемыми предметными действиями. Следовательно, процесс игровой деятельности у глухих детей зачастую протекает беднее и скуднее, чем у слышащих дошкольников. Глухие дети дошкольного возраста могут на более долгий период задерживаться на этапе различных предметно-процессуальных игр, а сюжетно-ролевая игра представлена однообразием и простотой [3].

Условно можно выделить восемь этапов подготовки к сюжетно-ролевой игре с глухими детьми дошкольного возраста:

1. подготовка к экскурсии. Воспитатель в совместной работе с сурдопедагогом определяют цель, задачи, тематику, выбор объекта наблюдения, отбор речевого материала; подготавливают набор необходимых табличек;

2. непосредственное проведение экскурсии;

3. беседа о впечатлениях от экскурсии. Ответы на вопросы: что видели, что запомнили, что понравилось. На этом этапе проходит активная работа над уточнением и развитием словаря ребенка, расширение представлений путем просматривания мультфильмов, книг, альбомов, фотографий, картинок, фильмов;

4. закрепление знаний в практической детской деятельности. Путем вовлечения детей в различные виды игр: дидактической, подвижной, спортивной; путем лепки, рисования, конструирования;

5. проведение коллективной игровой деятельности с участием сурдопедагога и воспитателя (решение воспитательных задач, сплочения группы);

6. обсуждение сюжетно-ролевой игры, выражение эмоций. На этом этапе отрабатывается и закрепляется словарная работа;

7. подбор и обыгрывание в группе костюмов и атрибутов, предметов -заместителей, сюжетных картинок и игрушек;

8. планирование сюжета предстоящей игры: ее цели, замысла, этапов; распределение по ролям.

Детьми усваивается терминологический словарь, характерный для сюжетно-ролевых игр. Словарь касается самих действий, ролей, атрибутов, фраз, контекстно подходящих, названий игр. Усвоению этих речевых единиц способствует их постоянное использование. Учитель-дефектолог помогает воспитателю: отрабатывает планомерное расширение словаря по заданной тематике, уточняет и конкретизирует отдельные понятия, отрабатывает структуру, активизирует в различных контекстах словарь для того, чтобы во время игровой деятельности дети могли больше обращать внимание на содержание игры, повторяя уже заранее изученные слова [3].

Для обогащения содержания ролевой игры и развития коммуникативных способностей у глухих дошкольников используются следующие методы и приемы: обыгрывание воображаемых ситуаций; использование предметов-заместителей; образец показа главной роли вначале педагогом, а затем ребёнком; использование кукол из различных театров; пропедевтическое обыгрывание сюжетов. В таблицах 1 и 2, представляем фрагменты коррекционной работы и перспективного плана театрализованной деятельности по формированию ролевой игры у глухих детей дошкольного возраста.

Таблица 1.

Фрагмент коррекционной работы по формированию ролевой игры у глухих детей дошкольного возраста

Месяц № занятия Тема Цель Словарь Оборудование Название ролевой игры

Сентябрь 1 В детском Формировать Детский сад, Игровой «Наш детский

саду уважение к профессии. группа, этаж, учитель. уголок, класс, таблички, указка. сад»

2 Кастрюля, чайник, половник, меню, тарелка. Игровой уголок, таблички, игрушечные: посуда, овощи, фрукты. «В гостях у повара»

3 Отчет, компьютер, приемная. Игровой уголок, папки, стол. «В гостях у заведующей»

Таблица 2.

Фрагмент перспективного плана театрализованной деятельности по формированию ролевой игры у глухих детей дошкольного возраста

Форма Цель Месяц Оборудование

1. Беседы с детьми: - Знакомить детей с основными Сентябрь Театральный

«Театр», «Мы пойдем в понятиями по теме, уголок в группе

театр», - Активизировать интерес ребёнка детского сада.

рассматривание к театральной деятельности, Музыкальное

иллюстраций и потребность в познании нового, сопровождение.

альбомов по теме. - Закреплять у детей навыки Иллюстративный

культурного и адекватного материал и

поведения в социуме, альбомы «Театр»,

- активизировать речь детей. таблички

2. Различные - Закреплять желание и умение у Таблички, маски,

подвижные, детей передавать образ различных различные

дидактические и персонажей, эмоциональное атрибуты для игр,

сюжетно-ролевые состояние, театральный

игры: «Покажи», - закреплять умение детей уголок в группе,

«Угадай, кто это?», действовать адекватно сюжету уголок ряженья.

«Птички и кошка» и игры, пользоваться различными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

др. атрибутами,

- активизировать у детей

различные творческие проявления

в самостоятельной деятельности,

- закреплять умение детей

действовать вместе, развивать

способность понимать

собеседника. Музыкальный

- Упражнять детей в умении центр, фонотека,

3.Рифмованные согласовывать слова и действия. атрибуты и маски

движения, ритмика, - Развивать умение передавать для обыгрывания,

физкультминутки, эмоциональное состояние картотека

пальчиковая - Активизировать творческие физкультминуток,

гимнастика, игра с проявления детей. картотека

эмоциями. - Рассматривать с детьми «Эмоции» Книжки по сказке с адаптированным

4. Работа над сказкой иллюстрации по сказке в разных текстом,

«Кот, петух и лиса». художественных исполнениях, - Знакомить со смыслом текста сказки по табличкам, - Знакомить с персонажами сказки с помощью театра игрушек, - Отвечать на вопросы педагога по сказке. раскраски, настольный театр, красочные иллюстрации.

Разработанный и представленный проект способствовал развитию коммуникативных способностей в процессе формирования ролевой игры у глухих детей дошкольного возраста в условиях специального дошкольного учреждения. В результате реализации проекта:

- дети стали с интересом принимать участие в разных играх (сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, дидактических);

- дети стали проявлять стремление к взаимодействию и общению с детьми и взрослыми в группе;

- дети стали проявлять положительные эмоции, радоваться успехам других детей;

- дети стали проявлять положительное отношение к совместным видам деятельности и больше проявлять самостоятельности и инициативы;

- у детей проявился ещё больший интерес к игрушкам и различным предметам, которые можно использовать для игр;

- у детей появилась мотивация для использования словесной речи, расширился активный словарь.

Во время реализации проекта трудности возникали с формированием у детей 6-7 лет с нарушенным слухом навыка самоконтроля за собственной речью, формированием потребности в естественном речевом общении; формированием максимально приближенной к естественной устной речи. Необходимо было уделять больше внимания и работать над просодическими компонентами речи, сформировать и закрепить у ребёнка голос нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра; научить сопряжено и отражённо произносить знакомый речевой материал, выражая разные интонации; соблюдать нормы орфоэпии в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи, при чтении с опорой на надстрочные знаки.

Основываясь на полученных результатах, нами были составлены следующие рекомендации для воспитателей:

- для формирования ролевой игры необходима специально организованная коррекционная работа в целостном образовательном процессе;

- работу над формированием ролевой игры нужно проводить в первой половине дня;

- для формирования ролевой игры нужно читать сказки и рассказы, соответствующие возрастной норме;

- для формирования ролевой игры необходимо обсуждать ролевое поведение героев сказок и рассказов;

- воспитатель должен играть вместе с детьми, но находиться не в роли взрослого, а на одном уровне с ними;

- при формировании игровых умений воспитатель должен ориентировать ребенка на осуществление самого действия и на взаимодействие с партнерами;

- воспитателю рекомендуется использовать многоперсонажные сюжеты с ролевой структурой, где каждая роль находится в непосредственном взаимодействии с другими ролями;

- воспитателю необходимо тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать друг друга;

- воспитателю необходимо учить детей выполнять поставленные правила;

- необходимо расширять представления ребенка о профессиях посредством экскурсий, чтения рассказов, сказок, обсуждений;

- необходимо развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и решать их;

- необходимо способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.

Библиографический список.

1. Ковригина Л.В. Использование невербальных средств коммуникации на начальных этапах работы с неговорящими детьми // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № S18. - С. 28-33.

2. Одинокова Н.А. Условия развития слухового восприятия детей, имеющих ограниченные зрительные возможности // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара / под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - С. 175-178.

3. Шевченко Е.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов в системе высшего образования в процессе организации педагогической практики // Развитие человека в современном мире. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - С. 292-299.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.