О РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Начальное образование, медико-педагогический подход, здоровье, здоровый образ жизни, здо-
ровьесбережение, учитель, валеология, студенты, младшие школьники, уровень здоровья.
Одной из основных проблем современной системы образования является состояние физического, психического и нравственного здоровья детей, подростков, студентов. Эта проблема актуальна, поскольку возросли требования к качеству образования и здоровью выпускников высших учебных заведений.
Сегодня стало очевидно, что медико-педагогическое воздействие на членов общества, использование различных средств воспитания молодежи в сфере здорового образа жизни являются требованием времени и одним из важных условий, составляющих государственную безопасность страны. Следовательно, требуется организация здоровьесберегающей деятельности в школах, вузах и других образовательных учреждениях.
Одновременно с этим наблюдаются негативные тенденции, связанные со старением педагогических кадров в профессиональном образовании и некомпетентностью врачей, невозможностью выполнять педагогическую функцию в системе начального образования. В то же время социальная роль учителей начальных классов, имеющих психолого-педагогичес-кую подготовку, все возрастает в силу гуманного характера их профессиональной деятельности, необходимости распространения медицинских, валеологических, санитарно-гигиенических знаний среди младших школьников.
С 90-х гг и по настоящее время научным исследованием комплексной медико-психологопедагогической деятельности в системе охраны здоровья человека и формированием современного социального института медико-педагогического образования занимаются следующие авторы: В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, В.К. Зайцев, В.Р Кучма, Л.В. Островская, П.И. Сидоров, Е.В. Ткаченко, Е.Я. Ямбург и др.
Образовательной политикой в XXI в. предложена здоровьесберегающая модель образовательного процесса на всех уровнях и направлениях образования, идет активный процесс научного обоснования медико-педагогического подхода в раннем предупреждении заболеваний. Вся система образования сегодня должна быть направлена на раннюю профилактику и преимущество воспитания перед перевоспитанием, на раннее выявление и устранение негативных предпосылок развития личности. Анализ научных источников по педагогике и медицине
[Резер 2006: 29-37] позволил выделить следующие формы реализации медико-педагогического подхода в современной системе образования.
1. Врач при активном сотрудничестве с педагогами в нетрадиционной форме организует образовательный процесс на принципах здоровьесбережения (В.Ф. Базарный, А.А. Дубровский и др.).
2. Педагог рассматривает образовательное учреждение как адаптивный комплекс для обучающихся и организует систему охраны здоровья в процессе обучения при активном сотрудничестве с медицинскими работниками и психологами (В.К. Волкова, Н.А. Голиков, Е.Я. Ямбург и др.).
Медико-педагогический подход к организации здоровьесбережения в современной системе образования можно рассматривать как метод, ориентированный на развитие соответству-
ющей компетентности, профессионализма, личной ответственности учителя начальных классов, позволяющий ему правильно организовать учебно-воспитательный процесс, сделать начальное образование здоровьеформирующим.
Один из путей внедрения этого метода - изучение уровня здоровья студентов факультета начальных классов КГПУ, его анализ и разработка путей повышения. Вместе с тем важна и тематика дипломных работ, предполагающая работу студентов старших курсов по формированию культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) младших школьников, повышение уровня их умственной работоспособности, психофизиологической адаптации к обучению, профилактику и преодоление вредных привычек и др.
Целью проводимой работы являются повышение валеологической грамотности будущих учителей начальных школ и сохранение здоровья субъектов образовательного процесса. Объектом деятельности специалиста с медико-педагогическим образованием является человек, младший школьник (в нашем случае студент), а предметом - состояние физического, психического и духовного здоровья индивида в процессе обучения и воспитания, возможности его медико-педагогического регулирования.
В связи с вышеизложенным на факультете начальных классов КГПУ продолжается работа по формированию у студентов второго и пятого курсов культуры здорового образа жизни. Она включает в себя не только изучение курса «Возрастная анатомия и физиология». В течение многих лет преподается спецкурс «Основы здорового образа жизни», главной целью которого является обеспечение будущих учителей знаниями, умениями и навыками создания таких условий обучения, воспитания детей и их жизни в целом, в которых болезни бы не возникали.
Трудно не согласиться с А.Г. Щедриной в том, что:
1) в младших классах должна сложиться система морального и материального поощрения детей, активно укрепляющих свое здоровье, ведущих здоровый образ жизни;
2) преподавание в начальной школе должно быть ориентировано на изучение как факторов риска и их негативного влияния на здоровье в целом, так и факторов благополучия, позитивного поведения детей в достижении высокого уровня здоровья;
3) недопустимо отсутствие достаточного уровня знаний по вопросам ЗОЖ у учителей, студентов педагогических вузов [Щедрина 2003: 160].
Согласно исследованиям В.К. Волковой, Н.А. Голикова, Е.Я. Ямбург и др., образовательное учреждение для педагога является адаптивным комплексом, в котором он организует систему охраны здоровья в процессе обучения при активном сотрудничестве с медицинскими работниками и психологами.
Организация системы охраны здоровья младших школьников в учебном процессе начальных школ осуществляется в рамках выполняемых студентами факультета начальных классов КГПУ курсовых и дипломных работ. Тематика последних направлена на подготовку будущего выпускника по:
1)развитию сигнальных систем отражения действительности у детей;
2)профилактике утомления и переутомления нервной и мышечной систем детей на уроках;
3)профилактике снижения уровня адаптации младших школьников в условиях обучения;
4)выработке полезных привычек и динамического стереотипа в учебной деятельности;
5)развитию межполушарных взаимодействий головного мозга детей, правого и левого полушарий и их функций;
6)тренировке различных форм, видов памяти и ее качеств; произвольного и непроизвольного запоминания;
7)развитию логической памяти, произвольного внимания детей как компонента подготовки к школьному обучению;
8)профилактике утомления зрительного анализатора, коррекции деформаций скелета у детей;
9)формированию мышечного тонуса, правильной осанки младших школьников;
10)развитию мелкой моторики руки и координации движений детей;
11)развитию чувствительности тактильных рецепторов;
12)созданию условий успешной адаптации детей к школе на основе учета статуса их системы кровообращения;
13)развитию связной устной речи младших школьников при работе с произведениями живописи;
14)разработке комплекса мероприятий, повышающих уровень работоспособности нервных клеток в процессе обучения;
15)изучению умственной работоспособности младших школьников и динамики развития утомления в условиях развивающего обучения;
16)развитию реальных учебных возможностей и 2-й сигнальной системы детей;
17)изучению динамики основных свойств нервных процессов, типологических особенностей ВНД детей и учету их в учебно-воспитательной работе;
18)сравнительному изучению уровня физического развития и реальных учебных возможностей школьников;
19)изучению функциональных особенностей зрения и слуха младших школьников в условиях традиционного и развивающего обучения;
20)формированию активной психофизиологической защиты здоровья детей;
21)изучению уровня здоровья и стресс-реактивности младших школьников;
22)формированию навыков ЗОЖ у детей начальной школы.
23)анализу диагностики средств и практики обеспечения здоровья младших школьников, другим направлениям здоровьеформирующего образования.
Таким образом, медико-педагогический подход, рассматриваемый нами как деятельностный, ориентируется на развитие интегративного мышления будущего специалиста и вовлечение его в разнообразные виды деятельности.
Поэтому изучение студентами уровня собственного здоровья поможет им мотивировать себя, младших школьников и их родителей вести здоровый образ жизни.
Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70 %), наследственности (15 %), окружающей среды (8-10 %), медицины (8-10 %).
Проблема формирования здоровья студентов сегодня представляется чрезвычайно важной, т. к. студенты - это основной резерв и значительная часть трудовых ресурсов российских школ, здоровье нации через 10, 20 и 30 лет. Вместе с тем сегодняшние студенты ФНК - это будущие родители и педагоги начальных школ. Рождение здоровых малышей, успешное решение задач развития личности детей, повышение эффективности процесса обучения во многом определяются тем, насколько высок уровень психологического, нравственного и физического здоровья будущих родителей.
Как показало анкетирование, проведенное автором на втором курсе ФНК КГПУ, в подавляющем большинстве анкет указывается, что «гулять» и «готовить горячую пищу» некогда, «постоянно болит голова» и т. д. В анонимных анкетах студенты искренне отмечают наличие слезливости, частых колебаний настроения, слабости и высокой утомляемости после занятий, указывают на нарушение сна, головокружение и боли в области сердца, повышенное или пониженное артериальное давление, частые простудные заболевания, боли в животе и диспептические явления, нарушение стула и аллергию.
В рамках спецкурса «Основы здорового образа жизни» проводилось изучение студентами уровня собственного здоровья. В тестировании приняло участие 27 студентов факультета начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева в возрасте от 21 до 24 лет. Студентами было апробировано 10 тестов [Белов, Михайлович 1999: 14-37]. Тесты позволили оценить уро-
вень функционирования сердечно-сосудистой системы, определить биологический возраст, уровень физического здоровья, уровень здоровья в целом по 6 и 9 показателям.
Процент студентов с ослабленной функцией сердечно-сосудистой системы (ССС) составил 70,3 % (19 студентов). Показатели нормальной и усиленной работы ССС составили 26 % (7 студентов) и 3,7 % (1 студент) соответственно (тест «коэффициент выносливости»).
Исследуя уровень функционирования ССС по тесту «индекс Рюффье», мы получили следующие результаты: показатели от 2,2 до 3,9 выявились у 5 человек (18,5 %), что соответствует оценке «хорошо». Показатель «удовлетворительно» - у 10 человек (37 %), показатель «слабо» - у 12 человек (44,5 %).
По бельгийскому тесту (реакция ССС на наклоны туловища) мы получили следующие показатели: в прекрасном состоянии сердце только у одного тестируемого, что составило 3,7 %, в хорошем состоянии у 13 человек (48,2 %), среднем - у 7 человек (25,9 %), плохом -у 3 студентов (11,1 %) и очень плохом также у 3 студентов (11,1 %).
Уровень физического здоровья оценивался по показателю силовой выносливости мышц брюшного пресса.
Лишь у 48,15 % студентов (13 человек) физическая активность соответствует возрасту. У 33,3 % (9 студентов) показатель физической активности соответствует 30-летнему возрасту, у 14,8 % (4 человека) 50-летнему возрасту. Но есть один человек (3,7 %), который смог выполнить только 19 наклонов из положения лежа - такой показатель соответствует 60-летнему возрасту: в настоящее время мало кто занимается спортом, показатели физической активности очень низкие.
В тестах «экспресс-оценка уровня здоровья» (по 6 и 9 показателям) необходимо было подсчитать: ЧСС в покое, уд/мин; росто-весовой индекс (рост в см минус вес в кг); время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек, мин; наклоны туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги закреплены (кол-во раз); прыжки в длину с места, см; количество простудных заболеваний в течение года. По каждому показателю выставлялся тот или иной балл, в конце все баллы суммировались, вычислялся средний показатель, по которому и выявлялся общий уровень здоровья. Оценивались показатели следующим образом: 6 баллов - превосходно; 4-5,8 баллов - высокая степень надёжности организма, риск заболеваний составляет 3,6 %; 3,0-3,9 баллов - организм находится в состоянии предболез-ни; 2-2,9 баллов - человек болен.
Были получены следующие результаты: у 1 студента (3,7 %) уровень высокой степени надёжности организма, у 21 человека (77,8 %) организм находится в состоянии предболез-ни, и 5 человек (18,5 %) получили от 2 до 2,9 баллов - это говорит о том, что их организм болен.
Был также проведен тест экспресс-оценки уровня физического здоровья (авторы Г. Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко). В тесте суммировались баллы по 5 показателям: масса тела / рост, г / см; ЖЁЛ / масса тела, мл / кг; динамометрия / масса тела Х 100 %; ЧСС уд/мин; время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек, мин.
Большинство показателей после проведения данного теста средние - у 13 человек (48,2 %); выше среднего - у 6 человек (22,2 %) и лишь у 3 студентов (11,1 %) показатели физического здоровья высокие. Уровень ниже среднего - у 5 человек (18,5 %).
Отдельное внимание следует обратить на тест «Определение биологического возраста». Известно, что календарный возраст не характеризует истинное функциональное состояние организма. Отсчет темпа возрастных изменений следует делать, учитывая не календарный, а биологический возраст человека. Если биологический возраст отстает от календарного, -очевидно, перед нами потенциальный долгожитель. Если же биологический возраст значительно опережает календарный, то старение развивается преждевременно. При старении сначала снижается способность человека адаптироваться к значительным нагрузкам, а затем постепенно изменяется уровень обмена веществ и функций организма даже в покое.
Данный тест следует считать самым важным из проведенных тестов, так как показатель биологического возраста говорит о внутреннем состоянии нашего организма. Высчитать биологический возраст предлагалось по следующей формуле.
Для мужчин:
БВ = 26,985 + 0,215 • АДС-0,149 • ЗДВ-0,151 • СБ + 0,723 • СОЗ.
Для женщин:
БВ = -1,463 + 0,415 • АДП-0,140 • СБ + 0,248 • МТ + 0,694 • СОЗ, где АДС - артериальное давление систолическое; АДП - артериальное давление пульсовое (разность между систолическим и диастолическим АД). СБ - статистическая балансировка, определяется при стоянии испытуемого на левой ноге с согнутой в колене правой ногой, без обуви. Глаза должны быть закрыты, руки опущены вдоль туловища (без предварительной тренировки). Продолжительность СБ в секундах измеряется трижды с интервалами 5 мин. Учитывается наилучший результат. ЗДВ - продолжительность задержки дыхания в секундах после глубокого вдоха - измеряется трижды, с интервалами 5 мин. Учитывается наибольшая величина; МТ - масса тела (фактическая величина), в кг; СОЗ - субъективная оценка здоровья, производится с помощью анкеты, включающей 29 вопросов, ответы на которые и дают общее представление о функционировании наших внутренних органов.
Календарный возраст тестируемых 21-24 года. Показатели же биологического возраста колеблются от 18 до 36 лет: у 15 студентов (55,6 %) биологический возраст составил менее 24 лет, у 7 человек (25,9 %) - 26-30 лет и у 5 человек (18,5 %) биологический возраст превысил 30-летний рубеж.
Вывод: у 12 человек (из 27 обследуемых) показатели биологического возраста превышают значение календарного возраста, физическое здоровье у большинства студентов - на среднем уровне, почти 80 % молодых девушек находится в состоянии «предболезни». Причины этому: неправильный образ жизни, несбалансированное питание, курение, отсутствие занятий физическими упражнениями, плохая экология.
Научная новизна предлагаемой статьи в том, что в ней рассмотрены результаты изучения уровня здоровья студентов ФНК КГПУ в рамках спецкурса «Основы ЗОЖ», предложены основные направления научных исследований по психофизиологии младших школьников (в рамках курсовых и дипломных работ), реализован медико-педагогический подход к подготовке учителей начальных классов.
Библиографический список
1. Белов, В.И. Валеология. Здоровье, молодость, красота, долголетие / В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович. - М.: Недра Коммюникейшенс Лтд, 1999. - 663 с.
2. Резер, Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности / Т.М. Резер // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 29-37.
3. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск, 2003. - 164 с.