О реализации конституционного права жителей населенных пунктов на благоприятную окружающую среду в земельном и градостроительном законодательстве
Тимофеева Ольга Владимировна,
соискатель, начальник правового управления СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга», [email protected]
Автором настоящей статьи проводится системный анализ земельного и градостроительного законодательства с целью выявления правовых проблем реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду, предусмотренного статьей 42 Конституции Российской Федерации. Исследуются правовые последствия внесенных в Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» изменений для обеспечения реализации указанного права и существующие экологические требования, предъявляемые к нормативным правовым актам в сфере градостроительства. Сопоставляются ранее действовавшие правовые механизмы обеспечения экологических интересов жителей населенных пунктов с действующими нормами Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, выдвигаются предложения по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: земельное законодательство, землеустройство, объекты землеустройства, градостроительное законодательство, право на благоприятную окружающую среду, пригородные зоны,
Н
2 СО
0
сч
<0
01
За период с 2008 по 2017 гг. в развитие положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), определяющего земельный участок как недвижимую вещь, объект права собственности, в земельное законодательство были внесены существенные коррективы.
Так, изменения, внесенные в Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», коснулись не только перечня объектов землеустройства (в части исключения из их числа земельных участков и границ зон с особыми условиями использования, территориальных зон), но и субъектного состава участников землеустроительного процесса, юридических и технических требований к совершаемым действиям в целях упрощения порядка формирования объектов учета и внесения сведений о них в единый реестр недвижимости. Также подверглась соответствующим изменениям система государственного кадастрового учета и
регистрации прав на недвижимое имущество и
1
сделок с ним .
В связи с этим представляет интерес исследование вопроса о том, как данная реформа корреспондирует с провозглашенными частью 1 статьи 9, статьей 42 Конституции Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 1 ст. 1 ЗК РФ основополагающими принципами необходимости учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, как природного ресурса, а также правом каждого на благоприятную окружающую среду.
При поверхностном изучении нормативных актов, согласно которым были внесены изменения в
2
систему землеустройства , может создаться впечатление, что вышеупомянутые изменения носят лишь технический характер и имеют своей целью исключительно упрощение процедур формирования земельных участков и внесения сведений о них в единый государственный реестр недвижимости, снижение административных барьеров при приобретении прав на земельные участки.
Однако, несмотря на возможные сиюминутные выгоды для участников гражданского оборота,
1 Усович Л. В. Некоторые аспекты регулирования кадастровой деятельности в контексте проводимой реформы системы государственной регистрации и кадастрового учета// «Имущественные отношения в Российской Федерации», № 6, июнь 2015 г.
2 См. Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ, Федеральный закон от 13.07.2015 № 252-ФЗ, Федеральный закон от 13.05.2008 № 66-ФЗ и др.
представляется значимым при внесении подобных комплексных изменений в земельное законодательство учитывать и менее очевидные на первый взгляд последствия, связанные с влиянием упрощенного порядка формирования и приобретения прав на земельные участки на экологические права и законные интересы населения в целом.
Так, с исключением земельных участков из перечня объектов землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 13.05.2008 № 66-ФЗ была окончательно утрачена взаимосвязь вопросов их формирования с необходимостью проведения соответствующих исследований и разработки документации (атласов, картографических и иных материалов) как правовой и технической основы определения границ.
Однако сложно переоценить значимость разработки землеустроительной документации, изучения состояния, закономерностей территориального распределения и обустройства обширных территорий для обеспечения эффективного использования всего земельно-ресурсного потенциала и создания социально-ориентированной рыночной
1
экономики .
Действительно, ранее действовавшая редакция закона также не содержала прямого указания на необходимость сопоставления сведений, содержащихся в документации, изготавливаемой для определения границ земельных участков, с иной землеустроительной документацией. Однако изначально сам факт отнесения их к одной группе документов свидетельствовал, как минимум, об их декларативной взаимосвязи, а правовые пробелы не исключали возможность дальнейшего развития системы землеустройства, целью существования которой было не только максимальное вовлечение земель и (или) земельных участков в гражданский оборот, но и обеспечение рациональности использования земельных ресурсов2, в том числе с экологической точки зрения.
Более того, указанные выше изменения, а также провозглашенный в ЗК РФ «заявительный» характер формирования земельных участков (например, пункт 1 статьи 11.3, пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ), способствовали окончательной утрате интереса публичных органов к развитию столь значимого с экологической и экономической точки зрения института землеустройства.
Лишь некоторыми итогами проведенной реформы стали: потеря органами государственной власти функций планирования и организации рациональным использованием и охраной земель, ликвидация проектно-изыскательских и научно-исследовательских предприятий по землеустройству и их замещением стихийно сформировавшимся корпоративным рынком землеустроительных услуг, отсутствие финансирования экологических исследований в сфере охраны земель3.
Под особым «ударом» в настоящее время находятся и экологические интересы жителей населенных пунктов, поскольку по результатам проведенной реформы системы землеустройства территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон оказались за пределами правового регулирования Федерального закона «О землеустройстве» (статья 1 указанного Федерального закона, статьи 83, 84, пункт 2 статьи 85 ЗК РФ, статьи 3, 4, 24, 25, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
При этом действующее градостроительное законодательство не содержит требований по соотнесению и (или) учету разрабатываемых проектов градостроительной документации со сведениями, полученными в результате землеустройства. Имевшие ранее попытки уполномоченных органов регламентировать вопросы учета экологических интересов населения при разработке градостроительной документации были основаны на положениях части 6 статьи 28 ГрК РФ, утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ.
Например, заслуживает внимания Порядок учета экологических требований при разработке и согласовании градостроительной документации, утвержденный приказом Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы от 14 марта 2001 года № 31. Согласно указанному документу экологическое обоснование являлось обязательным для всех видов градостроительной документации с последовательной детализацией экологических требований на каждой стадии (пункт 1.4 Порядка). Также были конкретизированы мероприятия по обеспечению соблюдения экологических требований при разработке градостроительной документации (пункт 2.4 Порядка).
В настоящее время нормативные правовые акты, определяющие правовой режим земель населенных пунктов, не являются объектами государственной экологической экспертизы (ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»). При этом в качестве альтернативы утратившим силу положениям экологического законодательства ГрК РФ не предъявляет никаких конкретных требований к видам и содержанию экологических исследований, включаемых в состав материалов по обоснованию таких ключевых градостроительных документов как документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
Проектные решения соответствующих документов могут быть основаны на таких документах, как программы социально-экономического развития, результатах инженерных изысканий и других исследований без установления конкретных требований к их объему, содержанию.
1 Подробнее см. Хаметов Т.И. Современные проблемы земле-
устройства и кадастров: учеб.пособие// Пенза: ПГУАС, 2015.
3 Там же. С.7-13.
3 См. Стандарт Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации, утверждённый Президиумом НП
«Землеустроители» Протокол № 6 от «29» августа 2013 г.// г. Москва, 2013 г.
https://docplayer.ru/28498417-Standart-generalnoy-shemy-zemleustroystva-territorii-rossiyskoy-federacii.html
Н
2
СО ^
0
СЧ
(О
01
По существу требования ГрК РФ (части 8, 9 статьи 10, части 7, 8 статьи 23) сводятся лишь к необходимости учета правового режима существующих объектов охраны окружающей среды (например, особо охраняемых природных территорий), а также общих требований экологического законодательства без какого-либо соотнесения с перспективными концепциями экологического развития, иными программами и (или) фундаментальными исследованиями, необходимыми для оценки соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду с учетом возрастающей антропогенной нагрузки, а также расчета размера вреда, причиняемого окружающей среде, и его соразмерности с прогнозируемыми выгодами в иных сферах.
Представляется очевидным, что для достижения справедливого баланса экологических и экономических интересов и принятия законного и обоснованного решения о развитии соответствующего населенного пункта необходим анализ ситуации не только непосредственно в границах территории, для которой утверждается документация, но и смежных территорий, а также внятная федеральная политика, учитывающая экологическую ситуацию в стране в целом и, соответственно, определяющая конкретные приоритеты в рамках комплексного развития территории страны.
Более того, значимость градостроительной документации в вопросах обеспечения права на благоприятную окружающую среду неоднократно подчеркивали и высшие судебные инстанции. Так, согласно определению Верховного суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 23.10.2013 № 78-АПГ13-17, «исходя из установленных статьей 2 ГрК РФ принципов законодательства о градостроительной деятельности, утверждение правил землепользования и застройки создает правовые основания для принятия последующих решений, связанных, в том числе со строительством объектов капитального строительства, что влияет на права и физических и юридических лиц. <...> Установлено, что заявители являются жителями г. Санкт-Петербурга и имеют право на благоприятные условия жизнедеятельности».
Таким образом, в сложившихся обстоятельствах полагаю, что принимаемые в данной сфере решения должны быть обоснованы, как минимум, путем установления наличия публичного интереса, определения содержания государственных (муниципальных) нужд, исследования вопроса о невозможности иных вариантов размещения соответствующих объектов государственного и муниципального значения (по аналогии с позицией, изложенной в определении ВС РФ от 19.08.2015 № 309-КГ15-5924). Все вышеуказанные критерии применимы и к вопросу определения соразмерности экономических, экологических и иных интересов.
Далее, не имея возможности по вышеуказанным причинам предъявлять требования к экологическим аспектам утверждаемой в отношении земель населенных пунктов документации, целям защиты прав жителей населенных пунктов на бла-
гоприятную окружающую среду могли бы послужить положения ст. 86 ЗК РФ о пригородных зонах в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г (п. 41 ст. 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Сама по себе идея установления пригородных зон связана с необходимостью поддержания жизнеобеспечения и развития соответствующего города. Однако заложенный законодателем в ЗК РФ правовой механизм их установления оказался по целому ряду причин априори не жизнеспособным, правовая природа понятия пригородных зон имела неопределенный характер , в связи с чем основанные на указанном законодательстве попытки установления таких зон претерпели многочисленные неудачи (см., например, определение ВС РФ от 11.08.2010 № 33-Г10-6).
Кроме того, очевидно, что для городов федерального значения, как например, Санкт-Петербург, реализация указанных положений ЗК РФ имела объективные сложности в силу его особого конституционного статуса2, а также необходимости соблюдения прав и законных интересов смежного субъекта Российской Федерации - Ленинградской области.
Имевший ранее опыт функционирования на протяжении почти 80 лет единой защитной и рекреационной системы (с 1932 г.) был также подорван введением Лесного кодекса, передавшего отдельные федеральные полномочия в области лесного хозяйства субъектам РФ в административных границах субъектов (большая часть лесопарковой зоны Ленинграда находилась в границах Ленинградской области)3.
Дальнейшие попытки создания такой зоны, несмотря на масштабность проведенных работ по согласованию интересов двух субъектов4 потерпели крах5, однако сама теоретическая возможность установления такой зоны и включение соответствующих правовых норм в Земельный кодекс РФ свидетельствовали о наличии требующей разрешения проблемы, пускай и путем корректировки действующих правил.
Однако в настоящее время и указанная норма утратила силу, взамен законодатель предложил новую правовую категорию «лесопарковых зеленых поясов» согласно вступившему в силу с
1 Кузнецова О.Н.. О некоторых проблемах правового статуса пригородных зон.// Правовые вопросы строительства, 2006, №1 С. 25 - 28.
2 См. Умеренко Ю.А.. Особенности правового регулирования земельных отношений в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на федеральном уровне// Современное право. - М.: Новый Индекс, 2012, № 4. - С. 63-71
3 Ляховненко С.Ф. От лесопарковой зоны Ленинграда до зелёного щита Санкт-Петербурга// http://www.ecogazeta.ru/archives/13706
4 Солодилов В.В.. Аналитическая записка «Транспортно-коммуникационная основа согласованного развития Москвы и Санкт-Петербурга». http://csr-nw.ru/files/csr/file_category_317.pdf
5 Законопроект «О пригородной зоне Санкт-Петербурга» оказался незаконным, Новости от 28 марта 2008 г. http://www.gazeta.spb.ru/33757-0/
01.01.2017 г. Федеральному закону 03.07.2016 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов».
Согласно указанным изменениям в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему.
Вместе с тем, несмотря на исходную концепцию законопроекта1 как направленного на создание лесопарковых зеленых поясов как непрерывных, насколько это возможно с учетом фрагментации поселениями и инфраструктурой, природных территорий вокруг мегаполисов, в той или иной степени защищенную от дальнейшей фрагментации и застройки, конечная редакция законопроекта оказалась далека от заявленных целей.
Так, вступившие в силу положения пункта 3 статьи 62.1 Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ предусматривают значительный перечень территорий, не подлежащих включению в лесопарковый зеленый пояс. Это означает, что в рамках реализации указанного Федерального закона будет довольно затруднительно создать сколько-нибудь обширный лесопарковый зеленый пояс вокруг крупного населенного пункта, а итогом выполнения предусмотренных законом мер будет
не собственно пояс, а скопление разрозненных
2
клочков леса .
Вышеуказанные обстоятельства, а также многочисленные правовые пробелы и коллизии, юри-дико-технические недостатки (некорректное использование формулировок и понятий)3, содержащиеся в указанном Федеральном законе ставят под сомнение эффективность предложенного законодателем механизма обеспечения прав жителей населенных пунктов на благоприятную окружающую среду.
Также вряд ли возможно назвать в качестве эффективной альтернативы правовые положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-
1 См. Пояснительную записку к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», а также текст внесенного законопроекта в редакции от 21.01.2016 // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%297OpenAg ent&RN=978789-6&02
2 См. Ярошенко А. Закон о лесопарковых поясах («зеленом щите»): обманка, которая может ускорить уничтожение пригородных лесов// http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=19755
3 Подробнее см. Бабич М.Е. Лесопарковые зеленые пояса -Закон принят// 27.12.2017 http://www.отрасли-права.рф/article/26855
управления в Российской Федерации», который лишь абстрактно допускает возможность использования для указанных целей межселенной территории и в дальнейшем не регламентирует вопросы обеспечения прав населения на благоприятную окружающую среду.
Вся вышеизложенная непоследовательность законодателя и стремление к максимальному упрощению процедур вовлечения земель и (или) земельных участков в гражданский оборот свидетельствует о проводимой на федеральном уровне политике очевидного приоритета экономического развития над экологическим. Такие действия уже привели к катастрофическим последствиям в сфе-
4
ре охраны земель , и экологические перспективы развития территории Российской Федерации подвергаются существенной угрозе ввиду принимаемых необоснованных решений в сфере управления земельными ресурсами.
Ввиду вышеизложенного, автором предлагаются следующие меры, направленные на восстановление баланса частных и публичных интересов в сфере земельных и градостроительных правоотношений и обеспечение прав жителей населенных пунктов на благоприятную окружающую среду.
Во-первых, представляется необходимым возобновление финансовой и организационной поддержки проведения вышеуказанных исследований и составления программ (схем, иных документов) в рамках реализации Федерального закона «О землеустройстве» на федеральном уровне как обладающих существенным значением для обеспечения права граждан, в том числе будущих поколений, на благоприятную окружающую среду.
Во-вторых, полагаю допустимым введение требования об обязательном учете выводов и предложений, содержащихся в указанных исследованиях и документах, при принятии соответствующих решений в сфере управления земельными ресурсами, как минимум, при размещении объектов федерального, регионального и местного значения, реализации стратегических проектов.
В-третьих, для разрешения указанных выше проблем применительно к особенностям правового режима земель населенных пунктов, является необходимым внесение изменений в ГрК РФ, устанавливающих более детальные требования к экологическим исследованиям и иным материалам, составляющим обосновывающую часть соответствующих градостроительных документов, по аналогии с вышеупомянутыми положениями утратившего силу Градостроительного кодекса РФ, необходимость соотнесения информации, полученной в рамках реализации Федерального закона «О землеустройстве», с предлагаемыми вариантами развития территорий населенных пунктов.
Именно совокупность вышеперечисленных мер сделает возможной трансформацию декларативного на сегодняшний момент права жителей насе-
4 Хаметов Т.И. Современные проблемы землеустройства и кадастров: учеб.пособие// Пенза: ПГУАС, 2015. С. 47-48.
X 2
СО
0
сч
(О
01
ленных пунктов на благоприятную среду согласно статье 42 Конституции Российской Федерации в реально действующую правовую норму, призванную в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними, обеспечивать баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности и интересов человека и общества в целом и гарантировать соблюдение и защиту экологических прав граждан, как на то справедливо указывал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 5 марта 2013 г. № 5-П.
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // СПС «КонсультантПлюс».
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СПС «Консуль-тантПлюс».
4. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 252-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 13.05.2008 № 66-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультан-тПлюс».
10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СПС «Консуль-тантПлюс».
12. Федеральный закон 03.07.2016 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов»// СПС «КонсультантПлюс».
13. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// СПС «КонсультантПлюс».
14. Приказ Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы от 14 марта 2001 года № 31 «Об утверждении Порядка учета экологических требований при разработке и согласовании градостроительной документации» // СПС «Кодекс».
15. Стандарт Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации, утверждённый Президиумом НП «Землеустроители» Протокол № 6 от «29» августа 2013 г.// г. Москва, 2013 г. https://docplayer.ru/28498417-Standart-
generalnoy-shemy-zemleustroystva-territorii-rossiyskoy-federacii.html
16. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», а также текст внесенного законопроекта в редакции от 21.01.2016 //
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew %29?OpenAgent&RN=978789-6&02
17.Законопроект «О пригородной зоне Санкт-Петербурга» оказался незаконным, Новости от 28 марта 2008 г. http://www.gazeta.spb.ru/33757-0/
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П // СПС «КонсультантП-люс».
19. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2010 № 33-Г10-6 // СПС «Кон-сультантПлюс».
20. Определение Верховного суда Российской Федерации от 23.10.2013 № 78-АПГ13-17 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2015 № 309-КГ15-5924 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Бабич М.Е. Лесопарковые зеленые пояса -Закон принят// 27.12.2017 http://www.отрасли-права.рф/article/26855
23. Кузнецова О.Н.. О некоторых проблемах правового статуса пригородных зон.// Правовые вопросы строительства, 2006, №1 С. 25 - 28.
24.Ляховненко С.Ф. От лесопарковой зоны Ленинграда до зелёного щита Санкт-Петербурга// http://www.ecogazeta.ru/archives/13706
25. Солодилов В.В.. Аналитическая записка «Транспортно-коммуникационная основа согласованного развития Москвы и Санкт-Петербурга». http://csr-nw.ru/files/csr/file_category_317.pdf
26.Умеренко Ю.А.. Особенности правового регулирования земельных отношений в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на федеральном уровне// Современное право. -М.: Новый Индекс, 2012, № 4. - С. 63-71
27. Усович Л.В. Некоторые аспекты регулирования кадастровой деятельности в контексте проводимой реформы системы государственной регистрации и кадастрового учета// «Имущественные отношения в Российской Федерации», № 6, июнь 2015 г.
28.Хаметов Т.И. Современные проблемы землеустройства и кадастров: учеб.пособие// Пенза: ПГУАС, 2015.
29.Ярошенко А. Закон о лесопарковых поясах («зеленом щите»): обманка, которая может ускорить уничтожение пригородных лесов// http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=19755
About the realization of the citizen's environmental
constitutional rights in land law and town planning law Timofeeva O.V.
SPb GKU
The author of this article systematically analyzes the land and town planning legislation with the aim of revealing some legal problems of citizens environmental constitutional rights
realization according to article 42 of the Constitution of Russian Federation. The author explores legal consequences of the introduced changes to the Federal law issued at 18.06.2001 № 78-FZ about the land management, their influence on the realization of the constitutional environmental rights. The author also analyzes the existing ecological requirements for the legal acts in the field of town planning. Then in this survey the author also compares the former legal means of the provision of ecological interests of the citizens (including former article 86 of The Land code of Russian Federation) with contemporary provisions of The Land code and The Town planning code of Russian Federation, the author also proposes some measures aimed at the elaboration of legislation. Key words: land legislation, land management, objects of land management, urban planning legislation, environmental rights, suburban zones. References
1. The Constitution ofthe Russian Federation of December 12,
1993 // PCA "Consultant Plus".
2. Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001 No. 136-FZ
// SPS ConsultantPlus.
3. Town Planning Code of the Russian Federation of December 29,
2004
No. 190-FZ // ATP ConsultantPlus.
4. Federal Law of 18.06.2001 No. 78-03 "On Land Management" //
SPS "Consultant Plus".
5. Federal law of 31.12.2017 No. 507-FZ // ATP Consultant Plus.
6. Federal Law of July 13, 2015 No. 252-FZ // ATP ConsultantPlus.
7. Federal law of 13.05.2008 No. 66-03 // SPS "Consultant Plus".
8. Federal law of 29.12.2004 No. 191-03 // SPS "Consultant Plus".
9. Federal Law of 23.06.2014 No. 171-FZ "On Amendments to the
Land Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // SPS Consultant Plus.
10. Federal Law of 06.10.2003 No. 131-FZ "On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" // SPS "Consultant Plus".
11. Federal law of 23.11.1995 No. 174-03 "On ecological expertise" // SPS "Consultant Plus".
12. Federal Law 03.07.2016 No. 353-03 "On Amendments to the Federal Law" On Environmental Protection "and Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the creation of forest green park belts" // SPS Consultant Plus.
13. Federal Law of January 10, 2002 No. 7-03 "On Environmental Protection" // SPS "Consultant Plus".
14. Order of the Committee for Architecture and Urban Planning of Moscow dated March 14, 2001 No. 31 "On Approval of the Procedure for Considering Environmental Requirements in the Development and Coordination of Urban Planning Documentation" // ATP Codex.
15. Standard of the General Scheme of Land Management of the Territory of the Russian Federation, approved by the Presidium of NP "Land Surveyors" Protocol No. 6 dated August 29, 2013 // Moscow, 2013 https://docplayer.ru/28498417-Standart-generalnoy- shemy-zemleustroystva-territorii-rossiyskoy-federacii.html
16. Explanatory note to the draft federal law "On Amendments to the Federal Law" On Environmental Protection "and to certain legislative acts of the Russian Federation regarding the creation of forest green park belts", as well as the text of the introduced draft law as of 01/21/2016 // http : //asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29? OpenAgent & RN = 978789-6 & 02
17. The draft law "On the suburban area of St. Petersburg" turned out to be illegal, News of March 28, 2008 http://www.gazeta.spb.ru/33757-0/
18. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of March 5
2013 № 5-P // ATP ConsultantPlus.
19. Determination of the Supreme Court of the Russian Federation of 11.08.2010 No. 33-G10-6 // ATP ConsultantPlus.
20. Determination of the Supreme Court of the Russian Federation dated 10.23.2013
№ 78-Anr13-17 // ATP ConsultantPlus.
21. Definition of the Supreme Court of the Russian Federation of August 19, 2015 No. 309-KG15-5924 // SPS Consultant Plus.
22. Babich M.E. Forest green belts - The law was adopted // 12/27/2017 http: //www.otrasli-prava.rf/article/26855
23. Kuznetsova On. On some problems of the legal status of suburban zones. // Legal issues of construction, 2006, №1, P. 25 - 28.
24. Lyakhovnenko S.F. From the forest park zone of Leningrad to the green shield of St. Petersburg // http://www.ecogazeta.ru/archives/13706
25. Solodilov VV. Analytical note "Transport and communication basis for the coordinated development of Moscow and St. Petersburg." http://csr-nw.ru/files/csr/file_category_317.pdf
26. Umerenko, Yu.A., Features of the legal regulation of land relations in cities of federal importance in Moscow and St. Petersburg at the federal level // Modern Law. - M .: New Index, 2012, No. 4. - P. 63-71
27. Usovich L.V. Some aspects of the regulation of cadastral activities in the context of the ongoing reform of the state registration and cadastral registration system // Property Relations in the Russian Federation, No. 6, June 2015
28. Khametov T.I. Modern problems of land management and cadastres: study guide // Penza: PGUAS, 2015.
29. Yaroshenko A. The law on forest park belts ("green shield"): snag, which can accelerate the destruction of suburban forests // http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=19755