Научная статья на тему 'О реализации комплекса мероприятий по противодействию идеологии терроризма в подростково-молодежной среде на примере республики Татарстан'

О реализации комплекса мероприятий по противодействию идеологии терроризма в подростково-молодежной среде на примере республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / RULES OF INTERETHNIC INTERCOURSE / PREVENTION OF EXTREMISM / COMBATING THE IDEOLOGY OF TERRORISM / TOLERANCE / YOUNGSTERS / CIVIC AND NATIONAL EDUCATION / CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулима Лариса Олеговна, Сафина Эльвира Рашидовна

Актуальность исследования обусловлена реалиями XXI века: нарастающая угроза терроризма требует принятия оперативных мер, в том числе по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях, а также по проведению профилактики экстремистских настроений в подростково-молодежной среде. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие механизмов организации системной работы в сфере противодействия идеологии терроризма на конкретном примере Республики Татарстан, и в частности, Министерства образования и науки РТ. В статье представлены результаты республиканского проекта «Школьная карта», программы классных часов для всех возрастов «Классное Содружество», выявлены наиболее удачные формы проведения учебно-воспитательных мероприятий, направленных на укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений, обоснована эффективность реализуемого комплекса мер с целью решения задач профилактики экстремизма в подростково-молодежной среде, в том числе ежегодного мониторинга антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Материалы статьи представляют практическую ценность для министерств и ведомств, общественных организаций и родителей учащихся всех регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF THE COMPLEX OF EVENTS ON COMBATING THE IDEOLOGY OF THE YOUTH TERRORISM USING THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC TATARSTAN

The research is considered to be relevant due to the lifestyle of the XXI century: the growing threat of terrorism needs taking prompt measures including the providing of safety in educational establishments and taking preventive measures to combat the extremist climate in teenager and post-teen environment. In this regard the article is aimed at revealing the mechanisms of arranging the system work in order to combat the ideology of the terrorism using the example of the Republic of Tatarstan, in particular the Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan. The authors present the results of the republican project “School card”, the homeroom programs for children of all ages “Class Community”, they also found out the most successful ways of carrying out the educational events aimed at strengthening of interethnic and interreligious relations, proved the effectiveness of the measures taken in order to solve the issues of combating the youth extremism including the monitoring of safety of educational establishments. The article is of practical value for the ministries and agencies, non-governmental organizations and parents of the students from all the regions of Russia.

Текст научной работы на тему «О реализации комплекса мероприятий по противодействию идеологии терроризма в подростково-молодежной среде на примере республики Татарстан»

УДК 37

О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Л.О. Сулима, Э.Р. Сафина

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена реалиями XXI века: нарастающая угроза терроризма требует принятия оперативных мер, в том числе по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях, а также по проведению профилактики экстремистских настроений в подростково-молодежной среде. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие механизмов организации системной работы в сфере противодействия идеологии терроризма на конкретном примере Республики Татарстан, и в частности, Министерства образования и науки РТ. В статье представлены результаты республиканского проекта «Школьная карта», программы классных часов для всех возрастов «Классное Содружество», выявлены наиболее удачные формы проведения учебно-воспитательных мероприятий, направленных на укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений, обоснована эффективность реализуемого комплекса мер с целью решения задач профилактики экстремизма в подростково-молодежной среде, в том числе ежегодного мониторинга антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Материалы статьи представляют практическую ценность для министерств и ведомств, общественных организаций и родителей учащихся всех регионов России.

Ключевые слова: культура межнационального общения, профилактика экстремизма, противодействие идеологии терроризма, толерантность, подростково-молодежная среда, гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное образование детей.

ON THE IMPLEMENTATION OF THE COMPLEX OF EVENTS ON COMBATING THE IDEOLOGY OF THE YOUTH TERRORISM USING THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC TATARSTAN

L. Sulima, E. Safina

Abstract. The research is considered to be relevant due to the lifestyle of the XXI century: the growing threat of terrorism needs taking prompt measures including the providing of safety in educational establishments and taking preventive measures to combat the extremist climate in teenager and post-teen environment. In this regard the article is aimed at revealing the mechanisms of arranging the system work in order to combat the ideology of the terrorism using the example of the Republic of Tatarstan, in particular the Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan. The authors present the results of the republican project "School card", the homeroom programs for children of all ages "Class Community", they also found out the most successful ways of carrying out the educational events aimed at strengthening of interethnic and interreligious relations, proved the effectiveness of the measures taken in order to solve the issues of combating the youth extremism including the monitoring of safety of educational establishments. The article is of practical value for the ministries and agencies, non-governmental organizations and parents of the students from all the regions of Russia.

Keywords: rules of interethnic intercourse, prevention of extremism, combating the ideology of terrorism, tolerance, youngsters, civic and national education, children's additional education.

Задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования заключаются в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России на всех этапах образовательного процесса.

В Республике Татарстан координацию деятельности по реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации осуществляет

республиканская Антитеррористическая

комиссия.

Для решения задач по противодействию идеологии терроризма в РТ разработана необходимая нормативно-правовая база, выстроена система межведомственного взаимодействия, которая позволяет

эффективно использовать ресурсы всех субъектов профилактики.

Для организации системной работы в сфере противодействия идеологии терроризма, профилактики экстремизма в подростково-молодежной среде министерством

разработаны:

- стандарты в сфере воспитания в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, в которые также включены вопросы профилактики экстремизма в подростково-молодежной среде;

- стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Республики Татарстан, где детально прописан механизм организации данной работы.

Основные направления работы

Министерства образования и науки Республики Татарстан включают в себя:

1) совершенствование инженерно-технической «укрепленности» образовательных организаций;

2) проведение комплекса учебно -воспитательных мероприятий, направленных на укрепление нравственного здоровья в обществе, межнациональных и межконфессиональных отношений;

3) обучение формам и методам профилактики терроризма и экстремизма, правилам поведения при возникновении террористических актов и угроз;

4) информационное противодействие терроризму в социальных сетях, блогах, форумах.

Ежегодно до начала нового учебного года Министерством образования и науки Республики Татарстан проводится мониторинг антитеррористической защищенности

образовательных учреждений. В этом году на обеспечение пожарной безопасности выделено 79,8 млн. рублей, а на антитеррористические мероприятия - 27,2 млн. рублей.

С 2014 года в Республике Татарстан реализуется проект «Школьная карта», который объединяет такие сервисы, как:

- оплата за школьное питание,

- введение системы контроля и управления доступом в школы,

- оплата за проезд в транспорте,

- учет посещаемости образовательных организаций дополнительного образования детей.

Следует отметить, что данный проект ни по своим масштабам, ни по функциональным возможностям не имеет аналогов в Российской Федерации.

На портале Государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан в личном кабинете родителя реализован функционал управления школьной картой, благодаря чему существует возможность получать информацию о транзакциях по карте

и о времени входа-выхода ребенка из школы совершенно бесплатно посредством смс или ршЬ-уведомлений.

Использование карты обучающимся при входе в школу (выходе из школы) не только дает возможность родителям получать информацию о том, что ребенок благополучно добрался до образовательного учреждения, но и позволяет автоматически формировать список класса на групповое питание в школьной столовой. В случае проникновения в школу без карты на рабочем месте охранника появляется сигнал о несанкционированном входе и производится серия фотоснимков человека, данные хранятся на сервере.

Средства на реализацию проекта выделены из бюджета Республики Татарстан. За два года в проект направлено более 112 млн. рублей.

С целью решения задач в сфере профилактики экстремизма и терроризма в подростково-молодежной среде

Министерством образования и науки республики реализуется следующий комплекс мер:

- разработка и реализация учебных программ по изучению опыта взаимодействия народов России, исторических документов о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;

- совершенствование системы обучения в школах по сохранению и развитию культур и языков народов России, приобщению к мировым культурным ценностям;

- поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения;

- создание в образовательных организациях структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;

- повышение квалификации педагогических кадров.

Для организации методического сопровождения работы по профилактике терроризма и экстремизма на официальном сайте министерства создан

специализированный раздел, на котором размещаются все актуальные материалы.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Республике Татарстан [10], как и по всей стране, с 1 сентября 2012 года введено изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики»

(ОРКСЭ) в 4 классах в объеме 34 часов за учебный год из расчета 1 час в неделю.

В школах республики проводятся открытые и совместные уроки и мероприятия для родителей по выбранному модулю ОРКСЭ. В текущем 2015 - 2016 учебном году свободный выбор родителей определил следующее соотношение изучаемых модулей:

- основы мировых религиозных культур -44,4% обучающихся;

- основы светской этики - 55,6% обучающихся.

На такой выбор влияет тот факт, что многие родители в своё время прошли школу толерантности в своем общеобразовательном учреждении, в своей семье, своём повседневном окружении.

В помощь учителям на сайте Института развития образования РТ [1] размещены все необходимые материалы, разработанные Институтом.

Проводимый Министерством образования и Науки Республики Татарстан мониторинг деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций, выявил острую потребность педагогов в регулярной работе по повышению квалификации в сфере профилактики экстремизма среди учащихся. В 2014 году Институтом развития образования РТ был разработан дополнительный образовательный модуль повышения квалификации

«Профилактика экстремизма и терроризма в общеобразовательном учреждении» объемом 12 часов. Данный модуль реализуется в образовательном процессе курсов повышения квалификации для всех категорий работников образования.

Доступ образовательных организаций к сети Интернет организован через прокси-сервер, на котором установлена система контентной фильтрации, исключающая доступ к информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся. Предприняты дополнительные меры, направленные на выявление и пресечение в сети Интернет неправомерного контента в рамках предупреждения экстремистских проявлений, рекламы алкоголя и наркотиков, вовлечения в секты. Разработан регламент работы учителей и школьников в сети Интернет: в случае обнаружения педагогами и обучающимися ресурсов, не имеющих отношения к образовательному процессу, содержание которых противоречит

законодательству Российской Федерации и Республики Татарстан, образовательное

учреждение сообщает об этом провайдеру для блокировки доступа.

Регулярно (раз в полугодие) во всех образовательных организациях

осуществляется проверка библиотечного фонда на предмет отсутствия реализации экстремистской литературы.

Учитывая положения Стратегии развития воспитания Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан [2], особое внимание министерством уделяется вопросам национально-культурного развития представителей народов,

проживающих в республике, укрепления общероссийской гражданской идентичности посредством использования ресурсов системы образования.

Одно из направлений деятельности министерства - поиск эффективных форм проведения комплекса учебно-воспитательных мероприятий, направленных на укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений.

В Стратегии развития воспитания Республики Татарстан сформулированы основные задачи по уровням образования. Определены приоритеты в развитии гражданского, патриотического воспитания, духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей, дополнительного образования детей, детского движения, кадрового потенциала.

Патриотическое воспитание - это приоритетное направление воспитательной работы в образовательных организациях всех уровней. В республике в данном направлении накоплен многолетний позитивный опыт. Системность проводимой работы была отмечена Центральной комиссией

Минобороны России по вопросам подготовки граждан к военной службе.

В год 70-летия Великой Победы нами проработаны следующие основные подходы, рекомендуемые к применению в педагогической деятельности:

1) Какой бы курс истории не преподавался, в его контексте даже при изучении вопросов общемировой истории делается акцент на положительных примерах из отечественной истории, в том числе из истории Татарстана.

2) Мы продолжаем положительный опыт проведения еженедельных 10-минуток на классных часах во всех классах. Если ранее они проводились по усмотрению классных руководителей, то сейчас перед Институтом развития образования поставлена четкая

задача выработки единой республиканской программы по каждому классу с учетом возрастных особенностей детей, а также изучаемого ими на данном уровне исторического материала.

Важное место в системе патриотического воспитания занимает подготовка молодежи к военной службе.

В республике функционируют 15 кадетских общеобразовательных организаций: 1 кадетский корпус, 3 кадетские школы и 11 кадетских школ-интернатов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации с 1 сентября 2014 года в стране введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Сегодня мы можем говорить о том, что проект успешно прошел апробацию в РТ, все образовательные организации

подключились к прохождению испытаний.

Понимая важность наличия

соответствующей инфраструктуры для разнообразной подготовки молодежи к службе в армии, мы акцентируем внимание на оснащенности кабинетов основ военной службы. Третий год мы организуем конкурсный прием школ к новому учебному году. Оснащенность кабинетов ОБЖ, готовность спортивно-оздоровительной

инфраструктуры является основным показателем подготовки школы к новому учебному году.

В настоящее время музейная работа приобретает особую значимость в воспитании подрастающего поколения. В образовательных организациях действуют 1161 музей, в год 70-летия Великой Победы открылись 64 новых музея, работает более 2400 тимуровских и волонтерских отрядов. В каждой школе, ссузе были созданы тематические уголки, посвященные истории Великой Отечественной войны.

Деятельность поисковых отрядов и сегодня остро востребована. Сегодня в 19 муниципальных образованиях республики функционируют 66 поисковых отрядов с охватом более 1000 (1039) учащихся и студентов. Наши поисковые отряды принимают активное участие в межрегиональных поисковых работах в местах боев Великой Отечественной войны на территории Волгоградской, Новгородской, Ленинградской, Псковской, Смоленской, Мурманской областей, Краснодарского края и Республики Беларусь.

Татарстан традиционно поддерживает устойчивые связи с армией и флотом. Это

очень важный пример государственной заботы о защитниках Родины, воспитательный эффект которого трудно переоценить. На протяжении многих лет именно шефские связи с воинскими частями Российской Федерации играют существенную роль в патриотическом воспитании молодого поколения Республики Татарстан. На сегодняшний день подписано 65 соглашений между воинскими частями и 43 муниципальными районами, 12 вузами и 19 ссузами республики.

Ключевыми проектами в сфере патриотического воспитания последних 2-х лет стали:

1) «Мы в летописи Великой Отечественной». Мероприятиями акции охвачено более 65 тысяч школьников.

2) «Бессмертный полк». В рамках мероприятия этого года около 40 тысяч обучающихся образовательных организаций республики вышли на шествие с фотопортретами своих прадедов, погибших в годы ВОВ.

3) Республиканский смотр-конкурс строя и песни, посвященный 70-летию Победы, зональные мероприятия которого прошли в весенние каникулы, а финальными мероприятиями конкурса было охвачено более 258 тысяч школьников из 1281 школы.

4) В Фестивале художественной самодеятельности «Мы - счастливое поколение!», посвященном 70-летию Победы, приняло участие почти 3 тысячи студентов. Призовой фонд составил один миллион рублей. По сравнению с прошлым годом количество участников фестиваля художественной самодеятельности выросло практически в пять раз.

Важным элементом в развитии гражданско-патриотического воспитания

является система дополнительного

образования детей, научно-техническое творчество. С учетом социальной значимости в развитии дополнительного образования детей республики с 2011 года акцент сделан на развитие технического творчества детей, освоение инженерно-технических

компетенций, в том числе технологий робототехники. Принятие в 2010 году Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы «Килэчэк» («Будущее») позволило привлечь в систему дополнительного образования детей значительные ресурсы.

В настоящее время в республике в область технического творчества вовлечено более 41,2 тыс. школьников (12,9% от общего количества

учащихся). В 2015 году на развитие системы дополнительного образования детей выделено 53,4 млн. рублей. Результаты работы муниципалитетов презентуются на ежегодном республиканском фестивале по поддержке и развитию детского технического творчества. Второй республиканский фестиваль по поддержке и развитию детского технического творчества собрал 1200 школьников.

Важным направлением работы в предстоящем году станет исполнение соглашения с Агентством стратегических инициатив по созданию сети детских технопарков. Республика Татарстан вошла в число четырех пилотных регионов по реализации данного проекта. На территории нашего региона возникнут четыре центра дополнительного образования детей принципиально новой формации - детские технопарки на основе государственно-частного партнерства. Первый технопарк планируется запустить до конца года на базе ИТ-парка, г. Набережные Челны.

Без решения вопросов воспитания нравственности, культуры, духовности решать вопросы профилактики экстремизма невозможно. И здесь безусловный приоритет принадлежит внеурочной деятельности, которая организуется в таких формах, как посещение экскурсий, культурно-досуговых организаций, театров, музеев. С этой целью были выделены гранты для учреждений культуры в размере 2,7 млн. рублей, что, в свою очередь, предоставит возможность более 7000 детей из малообеспеченных семей, из сельской местности посетить лучшие спектакли, концерты и экспозиции.

Формирование конкурентоспособного гражданина, воспитание лидера начинается со школы. Важнейшим социальным институтом выступает детская или молодежная общественная организация (объединение).

Л

1. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан». Методические материалы. Режим доступа: http: // http://irort.ru/

2. Концепция государственной национальной политики в Республике Татарстан. Режим доступа: http://www.an-tat.ru/natsionalnaia-politika-v-rt/kontseptsiia-gosudarstvennoi-natsionalnoi-politiki-v-rt/

3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Режим доступа: http://www.soschildren.ru/zakon/kontseptsiya-

Участниками детского движения республики в настоящее время являются более 280000 (286535) детей и подростков, что составляет 80% от общей численности учащихся. Для эффективной работы по развитию детского движения мы создали и внедрили единую структуру управления детским движением в республике. С целью ее практической реализации в каждом муниципальном районе определен куратор детского движения. Кроме того, в республике была проведена большая работа по использованию опыта детских объединений в новых условиях. Так, был разработан комплекс интерактивных программ классных часов для обучающихся всех школьных возрастов - «Классное Содружество», задача реализации которых возложена на классных руководителей.

Для оценки эффективности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

муниципалитетов по развитию

дополнительного образования детей с учетом предложений муниципалитетов нами разработана и ежегодно обновляется система рейтинговой оценки муниципалитетов в сфере воспитания и дополнительного образования детей.

Одновременно с этим мы проводим рейтинговую оценку образовательных организаций дополнительного образования детей и профессиональных образовательных организаций, по результатам которой принимаются управленческие решения.

Подводя итоги, хочется отметить, что работа по профилактике экстремизма сложна и многогранна. Эффективно решать эти вопросы в системе образования сегодня позволяет тесное взаимодействие со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными организациями, а также активное вовлечение в этот процесс родителей обучающихся.

protivodeystviya-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii.html

4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).

5. Приказ Министерства образования и науки РТ от 7 февраля 2014 г. № 1776/14 "О методических рекомендациях". Режим доступа: http ://www. garant.ru/iv/request/#ixzz3 rvH9rJyN

6. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению

идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Режим доступа: Ьйр://1уо^агап1ги/#ММ^осШ^7560/Акты органов власти:11

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 «Об утверждении Порядка разработки дополнительных

профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности».

8. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http ://www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в Республике Татарстан. Режим доступа:

http://mon.tatarstan.ru/rus/info.php?id=189761

Сведения об авторах:

Сулима Лариса Олеговна (г. Казань, Россия), заместитель министра образования и науки Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Сафина Эльвира Рашидовна (г. Казань, Россия), начальник отдела дополнительного образования детей Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Data about the authors:

L. Sulima (Kazan, Russia), deputy minister of education and science of the ministry of education and science of the Republic of Tatarstan.

E. Safina (Kazan, Russia), chief of the Department of Development and Additional Education for Children of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.