ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Материалы конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся РГПУ им. А. И. Герцена 30 декабря 2010 года
«ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА 2006—2010 гг. И УТВЕРЖДЕНИЕ НОВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА 2011—2015 гг.»
Г. А. Бордовский,
ректор
О РАЗВИТИИ УНИВЕРСИТЕТА В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Уважаемые делегаты конференции! Наше высокое собрание проходит в канун нового года, который не только открывает второе десятилетие 21 века, но и будет особенно значимым для жизни нашего университета. Впервые за всю его историю нам предстоит избрать ректора на альтернативной основе. В связи с этим возникает закономерный вопрос: стоит ли принимать новую программу развития до тех пор, пока не будет определен новый руководитель вуза. При решении этого вопроса мы исходили из следующих соображений. Опыт других вузов показывает, что кандидаты на пост ректора, как правило, представляют свои программы развития, которые готовятся в спешке, малыми силами, часто без глубокого знания особенностей и состояния университета, иногда носят рекламный характер и не всегда могут способствовать его действительному развитию. Нам представляется, что более целесообразно не отступать от плановых сроков как подведения итогов сделанного, так и принятия новой пятилетней программы комплексного развития вуза, проект которого готовился большой группой квалифицированных специалистов. Проект был опубликован на открытом сайте, активно обсуждался в коллективе университета, благодаря чему были внесены многие интересные предложения. В случае, если мы сегодня примем эту программу, она будет важным ориен-
тиром для всех возможных кандидатов на пост ректора, и им, скорее всего, нужно будет представлять свое видение путей более успешного выполнения данной программы развития вуза на 2011—2015 гг. В этом случае сокращается неизбежный фактор неопределенности, сопровождающий любую выборную кампанию.
Поскольку программа — это не догма, а руководство к действию, при появлении новых идей у нового руководства университета конференция всегда может внести в этот важный документ необходимые коррективы.
Мы в полной мере должны понимать нашу ответственность еще и потому, что именно в этом зале 21 января 2010 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, провозглашая открытие Года учителя, сформулировал стоящие перед новой школой задачи, решение которых должно лежать в основе нашей деятельности.
Мой доклад будет в большей степени связан с анализом итогов выполнения программы развития университета на 2006— 2010 гг., поскольку без понимания сделанного и достигнутого, без понимания имеющейся сегодня базы и нерешенных вопросов трудно оценить правильность выбранного стратегического направления развития вуза на ближайшие 5 лет и возможности успешной реализации намеченного.
Мы все являемся свидетелями того, что прошедшее пятилетие было чрезвычайно динамичным и разнообразным по своим основным тенденциям. Во-первых, наша страна, как и весь мир, столкнулась с новыми вызовами, которые обусловили обострение старых и появление новых актуальных проблем в сфере образования.
С очевидностью проявились несоответствия в системе подготовки специалистов в области образования и в целом в социальной сфере внутреннему и международному положению нашей страны. Это и разъедающая общество коррупция, обострение межнациональных и межконфессиональных отношений, экстремизм и терроризм, низкая конкурентоспособность в высокотехнологичных областях экономики, проявление человеческого фактора в техногенных и экологических катастрофах и многое другое. Все это касается и нашего университета, поскольку мы готовим специалистов, уровень профессиональной компетентности которых во многом определяет качество человеческого капитала страны, создает возможности для нравственного оздоровления общества, гуманизации социальных отношений, способствует повышению качества жизни человека, самореализации личности, обеспечивает здоровый образ жизни в семье и обществе. Особенно это касается подготовки специалистов для работы в особых условиях — с неблагополучными семьями, сиротами, лицами с девиантным поведением, людьми с ограниченными возможностями, мигрантами и т. д.
Обозначилась проблема слабой интеграции научно-педагогических исследований с образовательными программами, несформированность единого научно-образовательного пространства, неразвитость форм и средств реализации академической мобильности обучающихся и научно-педагогических кадров, низкая активность их участия в международных научно-образовательных проектах. В результате Россия постепенно утрачивает
ранее признаваемый международным научным сообществом авторитет в научно-методическом и технологическом обеспечении процессов образования и воспитания человека.
Реализуемые в настоящее время на всех уровнях образования модели организации образовательной деятельности не в полной мере соответствуют динамично изменяющимся социально-экономическим условиям, созданию и поддержанию инновационной образовательной среды, процессам интеграции науки и образования, внедрению в сферу образования новых организационно-экономических механизмов. Руководство страны отмечает, что это препятствует успешной реализации государственной политики в сфере образования и науки, не обеспечивает системного эффекта от реализации приоритетных национальных проектов и стратегических инициатив.
Современная инфраструктура системы подготовки специалистов для образования и социальной сферы в целом свидетельствует о своеобразном «разрыве инновационной цепочки». Инновационные образовательные технологии недостаточно эффективно внедряются в образовательную практику, а иногда и отвергаются ею. В свою очередь это ведет к усилению консервативности системы образования, стереотипизации сознания специалистов этой сферы, снижению продуктивности их инновационной и проектной деятельности, неиспользованию потенциала современного научного гуманитарного знания в процессе подготовки и переподготовки кадров, в решении стратегических задач образования.
В настоящее время еще медленно складывается новое понимание роли педагогического образования в развитии страны, значения его опережающего характера по отношению к другим видам и уровням образования, а в массовом сознании сохраняется устойчивое представление о «двойном негативном отборе» — когда
снижение престижа профессии учителя, его слабая социальная защищенность приводят к тому, что далеко не лучшая часть выпускников школ идет в педагогические вузы и не лучшая часть выпускников этих вузов приходит в школу, а значит, система подготовки учителей — это и есть самое «слабое звено» системы подготовки инновационных кадров.
Между тем происходящая в настоящее время дифференциация вузов (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты), а также предполагаемое в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» преобразование ряда университетов, академий и колледжей в институты, переход на субсидии, величина которой зависит от направления подготовки, среди которых педагогическое — одно из самых «дешевых», приводит к усилению конкурентной борьбы за абитуриентов и к существенному перераспределению финансовых потоков между вузами, скорее всего не в пользу педагогических.
Во-вторых, в этот пятилетний период в России были приняты различные документы в области образования, ориентирующие на коренную его модернизацию:
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.;
• Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки»;
• Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.;
• Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных
обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»;
• приоритетный национальный проект «Образование»;
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др. Сейчас идет активное обсуждение нового закона об образовании, принятие которого может очень серьезно повлиять на нашу жизнь.
В-третьих, в жизни университета в этот период произошло много важных событий:
• в 2007 г. образовательная программа университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» стала победителем конкурса инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
• в 2007 г. университет стал членом Глобальной сети инновационных университетов GUNI;
• в 2008 г. университет стал победителем конкурса разработки федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлению «Педагогическое образование»;
• с 2008 г. по 2010 г. университет являлся уполномоченным вузом Рособразования по выполнению функций повышения квалификации научно-педагогических работников вузов;
• в 2008 г. университет стал площадкой для проведения всероссийского конкурса «Учитель года России — 2008»;
• в 2009 г. РГПУ им. А. И. Герцена стал лауреатом Премии Правительства Санкт-Петербурга по качеству;
• в 2010 г. университет занял 5—6-е места в независимом рейтинге классических университетов Российской Федерации по исследованиям международной информационной группы «Интерфакс» и радиостанции «Эхо Москвы»;
• в 2010 г. по инициативе и на базе университета создан сетевой консорциум «Педагогические кадры России», в который вошли 10 педагогических вузов и 8 классических университетов;
• в 2010 г. университет посетил Президент России Д. А. Медведев и выступил на Педагогической ассамблее, посвященной открытию Года учителя в РФ.
И это далеко не полный их перечень.
В сложившихся условиях, которые характеризуются не только динамизмом, но и противоречивостью, перед университетом стоит задача определения вектора своего развития и своей позиции в решении проблем отечественного образования. Но, как уже сказано, для того чтобы это сделать, необходимо разобраться, чем же мы располагаем, чего мы достигли?
Развитие университета в 2006—2010 гг. осуществлялось по трем основным направлениям:
• обновление качества университетского образования;
• обеспечение инновационности научной деятельности университета;
• научно-методическое обеспечение развития российского образования.
Все эти направления постоянно были в поле зрения ректората, общественного совета программы, всего нашего трудового коллектива. За 5 лет только на заседаниях Ученого совета более 20 раз рассматривались вопросы, связанные с программой развития университета.
Ежегодно итоги выполнения ее очередных этапов подводились на конференциях трудового коллектива, что позволяет мне избежать излишней детализации. Отмечу только наиболее значимое.
В университете полностью осуществлен переход на уровневую систему подготовки педагогических кадров.
Так, в 2006/07 учебном году около 50% студентов лишь 7 факультетов университета обучались по системе «бакалавр—
магистр», а преподаватели только 6 факультетов были полностью заняты в такой подготовке. Но уже в 2008 г. доля факультетов, перешедших на уровневую систему подготовки, составила 100%, а доля структурных подразделений, перешедших на кредитно-зачетную систему, — 80%.
Напомню, что наш университет один из самых первых в стране стал проводить эксперимент по реализации многоуровневой системы подготовки кадров еще в начале 90-х гг., правильно спрогнозировав направление реформирования российского профессионального образования. Теперь система «бакалавр—магистр» уже принята федеральным законом как обязательная. Для нашего вуза в результате полученного опыта этот переход происходит менее болезненно, хотя бы потому, что нам удалось развить магистратуру, которая сейчас является одной из самых масштабных в стране, таким образом сохранить базу для развития аспирантуры и докторантуры.
В университете обновлена организация образовательного процесса за счет перехода на нелинейную систему и кредитно-модульное обучение. В течение ряда лет выпускники получают европейские приложения к диплому, которые пока еще недостаточно востребованны нашими выпускниками.
В университете расширяется подготовка по новым, востребованным образовательным программам.
В настоящее время нами реализуются образовательные программы по 10 укрупненным группам направлений и специальностей подготовки в сфере высшего профессионального образования. За период 2005—2010 гг. нами открыто 17 новых направлений бакалавриата, а также 9 направлений магистратуры и 3 новых специальности. Динамика развития направлений и специальностей представлена в таблице.
Направления и специальности Учебный год
1997 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10
Бакалавриат 8 18 23 23 28 29
Профили 16 40 49 49 58 56
Магистратура 6 15 16 16 18 18
Магистерские программы 14 62 99 103 122 127
Специалитет 14 49 49 48 47 45
Только в текущем учебном году получена лицензия по 12 образовательным программам профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации.
За период с 2006 по 2010 г. в институте довузовской подготовки открыто более 20 дополнительных услуг и программ, прошли обучение 5580 слушателей, из них: на подготовительном отделении — 172 на внебюджетной и 17 на бюджетной основе, на подготовительном педагогическом факультете — 732 слушателя, на подготовительных курсах — 4247 слушателей, на малых факультетах — 399 слушателей.
От 65% до 75% слушателей ежегодно становятся студентами нашего университета (бюджетная форма обучения).
Существенно обновлено научно-методическое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по существующим в университете образовательным программам педагогического образования. Доля обновленных УМК по реализуемым в университете образовательным программам сейчас составила — 100% (еще в 2007 г. их было всего 10% от всех дисциплин, читаемым в вузе). Все учебно-методические комплексы и учебные пособия, сопровождающие учебный процесс, опубликованы (это 116 изданий).
Они прошли апробацию и экспертизу в профессиональном сообществе и у работодателей, востребованы широким кругом потребителей.
Все эти годы в университете продолжалась работа по развитию разнообразных форм электронной информационной поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения, в том числе происходило дальнейшее наполнение портала дистанционных обучающих ресурсов. Разработан ряд виртуальных УМК и дистанционных курсов, активно развивалась видеоконференцсвязь, проводились учебные семинары с зарубежными партнерами и т. д. В учебно-методическом управлении разработаны ресурсы, позволяющие студентам участвовать в формировании своего индивидуального образовательного маршрута. Создан ресурс для размещения разработанных преподавателями учебных курсов дистанционной поддержки. Создана сетевая инфраструктура, позволяющая осуществление видеозаписи лекций преподавателя с последующим вещанием в общеуниверситетскую сеть RunNet.
С 2008/09 учебного года сеть Интернет активно используется для приемной кампании — проведены виртуальные дни открытых дверей, на корпоративном сайте пред-
ставлена информация о направлениях подготовки и образовательных программах.
В университете работает система управления и контроля качества образования.
В 2010 г. в уже шестой раз был проведен интернет-экзамен по 17 направлениям и специальностям подготовки. Если в прошлые годы в ходе интернет-тестирования по ряду дисциплин на отдельных образовательных программах наблюдались зоны риска, то в 2009/10 ситуация была благоприятной.
С 2008/09 учебного года университет принимает участие в интернет-олимпиадах, направленных на совершенствование учебного процесса, выявление одаренной молодежи и формирование кадрового потенциала для исследовательской и научной деятельности. За это время 310 студентов-герценовцев успешно конкурировали с лучшими студентами технических и классических университетов по таким предметам, как математика, информатика, география, химия и физика. Эти результаты свидетельствуют о положительной динамике роста качества учебной деятельности университета.
Уже не первый год для участия в процедуре итоговой государственной аттестации успешно привлекаются работодатели как из сектора образования, так и других областей экономики.
В университете развивается система воспитательной деятельности, разрабатываются ее рейтинговые показатели.
За последние пять лет существенно увеличилась активность студентов в социально значимой деятельности. Найден эффективный способ активизации студентов — конкурс социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании», который с 2008 г. включен в «Перечень региональных и межрегиональных олимпиад, иных конкурсных мероприятий Санкт-Петербурга». Участниками конкурса было реализовано более 800 социально значимых проектов. В реализации проектов приняли участие более
3000 герценовцев. Лучшие проекты были представлены на образовательном молодежном форуме «Селигер—2009»: проект «Молодежное сотрудничество» (факультет социальных наук), проекты «Мир без границ», «Волонтерское движение «Сияние» (институт детства), проект «Компас студента» (психолого-педагогический факультет), проект «Жемчужина: электронные экскурсии в музее для детей с ограниченными возможностями» (факультет коррек-ционной педагогики), проект «Путевка в жизнь» (факультет химии и др.), проект «King of Bongo» (факультет философии человека). Восемь студентов-герценовцев были награждены премией для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (победители конкурсов «Моя инициатива в образовании» и «Свой мир мы строим сами»).
Герценовский университет сам явился организатором целого ряда молодежных форумов: Герценовский молодежный форум «Моя инициатива в образовании», «Комарово—2010» — 12-й Международный форум программы «Дебаты» для учащихся средних школ и студентов, Международный молодежный форум «Волхов—2010» «Гуманитарные технологии в социальной сфере» в рамках форума «Ладога—2010» молодежи Ленинградской области.
Существенно активизировалась работа преподавателей, принимающих участие в воспитательной деятельности. Четыре преподавателя Герценовского университета стали победителями и лауреатами городского конкурса кураторов. За это время было разработано более 200 проектов, методических разработок и программ деятельности кураторов. В 2008 г. сотрудники университета получили премию Правительства Санкт-Петербурга «За достижения в воспитательной работе».
Существенное влияние оказывает университет на развитие воспитательной деятельности в вузах РФ. На сегодняшний
день в орбиту университета по этому направлению включено более 100 вузов России, в том числе по федеральным округам: Южный — 6, Центральный — 10, Приволжский — 14, Уральский — 10, Сибирский — 15, Дальневосточный — 11, СевероЗападный — 33, Северо-Кавказский — 1.
Наиболее значимым является проект «Инновации в воспитании», направленный на создание новой воспитательной практики в условиях уровнего образования и реализации государственной стратегии молодежной политики РФ. Сегодня в сеть инновационных площадок входит более 40 вузов.
Таким образом за прошедшее пятилетие удалось обеспечить качество университетского образования, о чем свидетельствуют:
1) высокие места университета в национальных рейтингах вузов (так, в национальном рейтинге классических университетов Герценовский университет занимает общее 5—6-е место, в том числе по разделам: «Социализация» — 2-е место, «Образование» — 5-е место, «Исследования» — 7-е место, «Общественное мнение» — 9—10-е место, «Бренд» — 10—14-е место, «Интернационализация» — 25-е место);
2) итоги государственной аттестации;
3) премия Правительства Санкт-Петербурга по качеству;
4) успешная комплексная оценка университета (см. лепестковую диаграмму соответствия РГПУ им. А. И. Герцена критериям «Университет», опубликованную на с. 55);
5) высокий процент выпускников, получающих диплом с отличием;
6) ежегодные вручения студентам персональных стипендий Президента РФ, Правительства РФ, Правительства Санкт-Петербурга, Ученого совета университета и др.
Однако реализация стратегического направления «Обеспечение качества университетского образования» выявила и некото-
рые проблемы в развитии образовательной деятельности:
• недостаточная степень интеграции результатов научных исследований и процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы образования;
• неотработанность механизмов трансфера лучших образовательных практик;
• недостаточная развитость академической мобильности студентов и преподавателей;
• слабая преемственность основных и дополнительных образовательных программ разных ступеней (довузовская, вузовская, послевузовская);
• недостаточная сформированность системы дистанционного образования и дистанционной поддержки образовательного процесса;
• неразработанность системы оценки профессиональной компетентности выпускников, адекватной требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
• недостаточная вовлеченность молодежи в общественную жизнь университета, города, страны;
• несовершенство системы выявления и продвижения инициативных и талантливых студентов.
Рассмотрим второе направление развития вуза «Обеспечение инновационности научной деятельности университета».
За годы реализации программы развития возросла продуктивность фундаментальных и прикладных исследований по основным показателям научной деятельности. Так, общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности университета за пятилетие увеличился почти в 2 раза. Удвоился объем финансирования научно-исследовательских работ в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы». Более чем в 2,5 раза увеличился
объем финансирования научных проектов за счет средств РФФИ и РГНФ.
Доля фундаментальных исследований в общем объеме финансирования НИР превысила 30%. Это достаточно серьезный показатель, который отражает состояние интеллектуальных ресурсов науки университета. По сравнению с 2006 г. возросло общее количество монографий и сборников научных трудов фундаментального характера, опубликованных сотрудниками университета.
В настоящее время в университете работают 30 советов по защите докторских диссертаций, проводящих аттестацию научных и научно-педагогических кадров по 79 специальностям. Важно отметить за последние годы положительную динамику роста защит по специальностям естественнонаучного цикла.
Приборный парк науки Герценовского университета был значительно модернизирован в период реализация программы его развития. Из собственных средств за пять лет в рамках адресной программы в обновление приборной базы было вложено около 130 млн рублей. Средний возраст научного оборудования в университете по состоянию на сегодняшний день не превышает 5—7 лет.
Наиболее впечатляют как по уникальности приобретений, так и по выбору их адресатов, закупки, сделанные университетом в период реализации инновационной образовательной программы. В настоящее время приборной техникой серьезно оснащен НИИ физики и 7 центров коллективного пользования (ЦКП): ЦКП термоак-тивационной и ИК-спектроскопии, ЦКП мессбауэровской спектроскопии, ЦКП атомно-силовой микроскопии и вакуумного напыления, ЦКП рентгеноструктурного анализа, ЦКП «Физико-химические методы исследования нитросоединений, координационных, биологически-активных веществ и наноструктурированных материалов», ЦКП «Геоэкология». Модернизация
приборного парка не могла не отразиться на распределении объемов финансирования научно-исследовательских работ по характеру исследований. Доля прикладных проектов приблизилась к 50%. Более чем в 2 раза увеличился объем финансирования инновационных проектов.
Важнейшим шагом в области инвентаризации нематериальных активов в отчетный период стало выявление патента «Средство, обладающее антиишемической, гипотензивной, противоаритмической и ноотропной активностью», на базе которого было создано малое инновационное предприятие ООО «Органика—РГПУ».
Герценовский университет продолжает занимать позиции признанного лидера в подготовке кадров высшей квалификации.
Несмотря на сокращение выделяемых бюджетных мест в аспирантуре, происходившее в 2006—2008 гг., университету удалось увеличить контрольные цифры приема в аспирантуру за счет естественнонаучных специальностей.
Важным итогом реализации программы развития Герценовского университета стало создание ряда учебно-научно-инновационных комплексов, соответствующих кластерному характеру организации научно-образовательного пространства. В рамках участия в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» создано 6 научно-образовательных центров: «Неравновесные явления в конденсированных средах и наноструктурах», «Гуманитарное образование», «Информационные технологии и системы моделирования», «Инновационные психолого-педагогические технологии», «Научно-методическое обеспечение и сопровождение подготовки менеджеров образования в системе непрерывного педагогического образования», «Передовые теоретические исследования». Их деятельность направлена на проведение исследо-
ваний по ведущим научным направлениям и соответствующую подготовку кадров высшей научной квалификации.
Однако и в развитии научной деятельности выделяются свои проблемы:
• все еще слабо выражена интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности университета (о чем уже упоминалось);
• недостаточная конкурентоспособность научного и инновационного потенциала университета, обусловленная отсутствием эффективного маркетинга результатов научной деятельности университета, все еще низким уровнем инновационной активности разработчиков, «отраслевой предвзятостью» организаторов конкурсов научно-технических программ;
• требует дальнейшего и существенного совершенствования инфраструктура научно-исследовательской деятельности университета;
• недостаточная включенность научно-педагогических кадров университета в комплексные совместные с ведущими научными центрами исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники.
За прошедшее пятилетие нам удалось реализовать и задачи третьего стратегического направления ««Научно-методическое обеспечение развития российского образования», в рамках которого в полной мере был использован научный, методический, образовательный, просветительский, информационный, кадровый потенциал университета. Этот потенциал позволил университету активно содействовать развитию региональных систем образования разного уровня: Санкт-Петербургской системы образования, системы образования Ленинградской области, Северо-Западного федерального округа, других регионов России, развитию российской системы образования в целом. Такое влияние оказывалось всеми структурными подразделения-
ми университета через взаимодействие с образовательными учреждениями, входящими в «Университетский образовательный округ» (Ассоциацию образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области), через деятельность УМО по направлениям педагогического образования, через развитие сети инновационных площадок при РГПУ им. А. И. Герцена, создание на базе университета экспертно-аналитических служб (отделений), ресурсных центров по основным направлениям модернизации образования, по инновационным образовательным технологиям и др. Совместными усилиями нам удалось:
• создать систему научного обеспечения программ развития региональных систем образования разного уровня;
• обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности экспериментальных площадок университета в образовательных системах разного типа и вида;
• разработать и реализовать современные формы научно-методического сопровождения направлений модернизации российского образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
• обновить качество образовательного процесса в системе повышения квалификации и переподготовки различных категорий кадров для университета и образовательных учреждений разного типа и вида Санкт-Петербурга и других регионов России.
В результате всей проведенной работы по этому направлению:
• как уже сказано, созданы условия для новых форм взаимодействия университета с социальными партнерами;
• создано сетевое объединение педагогических и классических университетов «Педагогические кадры России»;
• университет укрепил свои позиции как базовый центр подготовки учителей;
• возросло количество образовательных учреждений и других организаций, использующих научно-методический и кадровый потенциал университета;
• университет приобрел статус уполномоченного вуза Рособразования по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России, о чем тоже упоминалось.
За время реализации программы развития университета оптимизирована система управления дополнительным образованием. Увеличилась активность структурных подразделений университета, включенных в эту систему.
Характерно, что в этом году среди слушателей программ дополнительного образования значительно преобладают работники других организаций, что свидетельствует о востребованности университета. Это подтверждает и такой факт — в 2010 г. контингент слушателей программ дополнительного образования уже превысил 3 тыс. человек (в 2006 г. было чуть более 500 чел.).
Более чем в 3 раза возрос государственный заказ на реализацию программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).
Усилился интерес корпоративных заказчиков к университету как центру дополнительного образования: в 4,7 раза увеличилось количество программ корпоративного обучения, созданных и реализованных по индивидуальным заказам учреждений и организаций. Расширился и круг заказчиков: это — распорядители федеральных и региональных бюджетов, государственные и негосударственные образовательные учреждения из разных регионов России, коммерческие организации и частные предприятия.
К числу проблем нашей деятельности в этой области можно отнести следующие:
• недостаточная эффективность социального партнерства как самостоятельного направления деятельности;
• недостаточная вовлеченность структурных подразделений университета в социальное партнерство с работодателями, правительственными и неправительственными организациями, бизнес-сообществом;
• отсутствие механизмов получения социальной выгоды и экономических эффектов от социального партнерства и некоторые другие.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что мы достигли многого, но важно также ответить на вопрос, за счет чего мы добились этих результатов?
Во-первых, за счет серьезного прорыва, достигнутого коллективом университета в ходе осуществления инновационной образовательной программы.
В процессе ее реализации наметились важные предпосылки для инфраструктурных изменений, которые обеспечивают поддержку инновационного развития отрасли. Реализация инновационной программы позволила запустить механизм изменений, имеющих фундаментальный и системный характер, затрагивающий все пространство педагогического образования.
Инновационная образовательная программа обеспечила создание модульно-компетентностной модели подготовки кадров на базе гуманитарных технологий, позволила содержательно и технологически модернизировать образовательный процесс и среду в университете. За чет инновационной программы активизировались междисциплинарные научные исследования. Были расширены связи с работодателями. Инновационная программа способствовала консолидации сил всех подразделений университета.
Во-вторых, нашему успеху способствовала кадровая политика, которая была нацелена на стимулирование, поддержку и социальную защиту сотрудников и обучающихся университета.
В настоящее время научно-педагогический состав университета насчитывает более 1700 человек, в том числе: 6 акаде-
миков РАО, 9 членов-корреспондентов РАН и РАО, 23 заслуженных деятеля науки РФ, более 350 докторов наук и около 1000 кандидатов наук.
Совершенствование и развитие кадрового потенциала происходит за счет активной работы по стимулированию преподавателей университета к подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций, участия их в конкурсах профессиональных достижений, привлечения к реализации образовательных программ и научных исследований ведущих специалистов из других вузов, в том числе зарубежных.
Сложившаяся в университете система аттестации профессорско-преподавательского состава учитывает и стимулирует достижения наших специалистов в учебной, учебно-методической, научной, общественной деятельности, вклад в реализацию программы развития университета, участие в инновационной научно-образовательной деятельности.
В университете осуществляется постоянный анализ кадрового состава, структуры и объема выполняемой учебной нагрузки, целесообразности существования тех или иных кафедр и других подразделений, проводятся структурные изменения и оптимизация штатного состава (обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала, профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала), которые, к сожалению, часто были болезненны. Реализуемые меры позволяют создавать предпосылки для сохранения и дальнейшего развития кадрового потенциала Герценовского университета в реальных финансово-экономических условиях.
У нас создана и эффективно действует система повышения квалификации кадров, ориентированная на модернизацию высшего педагогического образования, использование в образовательной практике компетентностного подхода, на развитие инновационной научно-образовательной деятельности.
Например, в 2009/10 учебном году более 600 сотрудников университета повысили свою квалификацию в институте постдипломного образования, а также в 15 странах мира (Австрия, Англия, Великобритания, Дания, Германия, Израиль, Италия, Нидерланды, Польша, США, Украина, Франция, Финляндия, Чехия, Швеция). За два года повысили свою квалификацию в зарубежных инновационных центрах более 200 преподавателей университета.
Наши сотрудники выступали еще и в качестве организаторов и тьюторов индивидуальных программ и семинаров, большая часть которых была посвящена разработке основных образовательных программ в соответствии с логикой новых стандартов.
В-третьих, особую роль в обеспечении нашей успешности сыграло УМО по направлениям педагогического образования.
За прошедшее годы в рамках УМО совместными усилиями педагогических вузов были рассмотрены вопросы, связанные с насущными проблемами педагогического образования:
• управление качеством профессионального образования;
• компетентно стный подход в образовании;
• создание электронных образовательных ресурсов нового поколения;
• модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование;
• инновационное развитие вузов в современных условиях;
• проектирование основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования;
• современные проблемы модернизации педагогического образования;
• организационно-содержательные аспекты сетевого сотрудничества в системе педагогического образования;
• работа вузов в условиях изменения законодательства об образовании и реформировании типов госучреждений и др. За последние 5 лет учебно-методическим объединением на базе нашего университета подготовлено около 400 экспертных заключений о профессиональных образовательных программах различных вузов, выданы грифы УМО почти на 1000 единиц учебно-методической литературы.
Именно учебно-методическое объединение содействовало созданию сетевого объединения педагогических и классических университетов «Педагогические кадры России».
В-четвертых, особую роль в развитии университета сыграла работа по обновлению инфраструктуры университета.
Произведена модернизация и ремонт более 300 учебных аудиторий, переоборудование котельных. Ведутся работы по увеличению электрических мощностей. Ведется строительство новых корпусов для преподавателей и студентов на базе агробиологической станции в поселке Вырица. В университете функционирует центр обработки данных совокупной мощностью 2 TFlops на базе оборудования IBM и системы хранения файлов объемом 100 Tb. Во всех структурных подразделениях университета работает 2900 персональных компьютеров, связанных в структурированную кабельную сеть с высокой пропускной способностью (не менее 10 Гб/сек). 70 аудиторий оснащено мультимедийными комплексами. Функционируют 84 современных компьютерных класса. Модернизация структурированной кабельной сети привела к устойчивому функционированию сложной системы, основанной на современной аппаратной базе, обладающей достаточной для решения текущих задач надежностью, устойчивостью и безопасностью. Обеспечен транзит трафика в российские научно-образовательные сети RBNet, FREENet, MSUnet, RSSI, Radio-MSU с пропускной способностью 1Гб/с. Обеспечен транзит трафика в международные научно-
образовательные сети GEANT, NORDUnet, NLR по каналам с суммарной пропускной способностью не менее 10Гб/с.
Фундаментальная библиотека университета сейчас представляет собой современный информационно-образовательный центр с печатным и электронным фондом более 3,5 млн единиц хранения по всем отраслям знаний. В структуре библиотеки: основной фонд научной литературы (наб. р. Мойки, 48) и 15 отраслевых специализированных библиотек, приближенных к факультетам, обеспечивающих образовательный процесс в учебных корпусах. Библиотекой предоставлена возможность удаленного использования электронных ресурсов.
В университете действует современный полиграфический центр.
Оборудованы 2 высокотехнологичных конференц-зала, создана система для совместной работы и прямой трансляции событий посредством видеоконференцсвя-зи. Реализован сервис многоточечной ви-деоконференцсвязи суммарным объемом 24 одновременных подключения потребителей — участников видеомоста.
В-пятых, наши успехи обеспечивались и постоянно расширяющимся международным сотрудничеством.
Герценовский университет поддерживает договорные отношения более чем со 150 зарубежными университетами и различными научными и образовательными учреждениями из 30 стран Европы, Азии и Америки, стран ближнего зарубежья, активно сотрудничает с международными региональными и национальными организациями, фондами и программами. Среди них особенно активны отношения с ЮНЕСКО, Европейской комиссией, ООН, Американскими советами по международному образованию, Американским культурно-информационным центром, Советом министров Северных стран, Немецкой службой академических обменов (DAAD) и др.
РГПУ им. А. И. Герцена — единственный из российских вузов, вошедший
в проект ЮНЕСКО «Реструктуризация высших учебных заведений стран СНГ и Балтии» в качестве эксперта-аналитика, а также ставший соисполнителем одного из трех мировых сетевых проектов «Педагогическая сеть: мультикультуральный диалог».
В сотрудничестве с национальной комиссией по делам ЮНЕСКО Министерства иностранных дел РФ, с московским бюро ЮНЕСКО, парижскими институтами ЮНЕСКО Герценовский университет выполняет целый ряд проектов и экспертиз по проблемам качества образования. По рекомендации Европейской комиссии Герценовский университет стал участником европейской университетской сети по проблемам подготовки переводчиков, разработав для международной сертификации в рамках проекта TEMPUS уникальную магистерскую программу переводчиков-менеджеров конгрессной деятельности. В качестве совместного проекта РГПУ им. А. И. Герцена, переводческих служб МИД РФ и Генерального директората устного и письменного перевода Комиссий Европейских сообществ в Герценовском университете была открыта Высшая школа перевода, целью которой является подготовка переводчиков международного уровня для нужд Правительства РФ, международных организаций и бизнес-сообщества. В порядке осуществления программы Секретариата ООН по сотрудничеству с университетами 27 августа 2008 г. наш университет первым в России и вторым в мировой практике подписал прямой Меморандум о договоренности с ООН о сотрудничестве в подготовке кандидатов для участия в конкурсных языковых экзаменах на заполнение должностей в лингвистических службах ООН.
В университете активно и плодотворно работают различные информационные, научно-методические, культурно-образовательные структуры, содействующие развитию академической мобильности (корейский культурный центр, китайский
культурный центр, ресурсный центр американистики, центр португальского языка и культуры, центр «Фенноскандия» и др.).
Достаточно стабильным остается число студентов Герценовского университета, проходящих обучение и стажировку в зарубежных вузах.
Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование деятельности в отношении обменных программ, академической мобильности, повышения активности в реализации международных проектов, публикаций в зарубежных профильных изданиях, повышении привлекательности образовательных программ университета для иностранных студентов (в том числе на иностранных языках), создания комфортных условий обучения и проживания.
В-шестых, важная роль в нашем развитии принадлежала системе управления.
Существующая в университете система управления обеспечивала поступательное развитие вуза на протяжении предшествующих лет, гарантировала успешность реализации ранее принятых программ развития и достижение их интегративных результатов.
Сегодня в структуре университета 6 институтов и 20 факультетов, 27 научно-образовательных и культурно-просветительских центров, 126 кафедр и 3 филиала в городах Волхове, Выборге, Махачкале.
Устойчивость управления РГПУ им. А. И. Герцена и позитивная динамика его развития как открытой инновационной научно-образовательной системы достигается за счет реализации программно-целевого подхода к определению основных направлений его деятельности и ориентации на современные и эффективные модели управления, такие как проектный и инновационный менеджмент, менеджмент качества.
РГПУ им. А. И. Герцена — это один из первых российских университетов,
который осознал, что новая социально-экономическая ситуация требует качественного изменения системы педагогического образования при сохранении его универсалий и фундаментальных основ.
Решение связанных с инновационным развитием задач обусловило целый ряд структурных изменений внутри университета, которые целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей организационной структуры и формирование новых концептуальных подходов к развитию ее потенциала на основе видения перспектив.
Вместе с тем дальнейшее динамичное развитие университета возможно только при условии изменений существующей системы управления, вовлечения в процессы управления всего коллектива, поддержки инициатив руководства большинством сотрудников.
Достигнуто многое. Но у нас, как уже отмечалось в докладе, есть и проблемы по разным направлениям нашей деятельности. Все эти проблемы системно и детально прописаны в новой программе развития.
Таким образом, анализ наших достижений и проблем позволяет утверждать, что мы способны ответить на вызовы времени и нести свою долю ответственности за кадровое, научно-методическое и информационно-технологическое обеспечение инновационного развития отечественного образования.
Именно поэтому так и сформулирована цель реализации новой программы развития — обеспечить условия для динамичного развития РГПУ им. А. И. Герцена как исследовательского университета и базового центра подготовки учителей, который мог бы эффективно содействовать решению задач кадрового, научно-методического и информационно-технологического обеспечения инновационного развития национальной системы образования, спо-
собствующего успешной реализации стратегических планов государства в области образования, социальной и молодежной политики, усилению конкурентных преимуществ России в образовательной сфере, интеграции ее в европейское и мировое образовательное пространство в качестве признанного лидера.
В качестве стратегических направлений развития в программе выделены:
• модернизация образовательной деятельности университета;
• развитие научной и инновационной деятельности университета;
• трансфер результатов интеллектуальной деятельности и диссеминация передовых образовательных практик;
• развитие кадрового потенциала университета;
• развитие социального партнерства университета.
Особая роль в реализации этих направлений в программе отводится развитию инфраструктуры университета и оптимизации системы управления университетом.
Уважаемые коллеги! Проект новой программы развития университета у вас всех на руках. Вы с ним могли познакомиться и на сайте университета, где он был вывешен 10 ноября 2010 г. Надеюсь, что обсуждение поставленных сегодня вопросов пройдет продуктивно и мы сможем принять программу развития университета на 2011—2015 гг. Реализовать ее предстоит в новых финансово-экономических и юридических условиях, что потребует объединения усилий всех подразделений университета и всех его сотрудников, а ее успешное выполнение будет способствовать закреплению наших позиций как одного из ведущих вузов страны, авторитетных в мировом образовательном пространстве.
Спасибо за внимание. С наступающим Новым годом!