УДК 371
Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology,
North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: [email protected]
Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology,
South-Ossetian State University n.a. A.Tibilov (Tskhinval, Republic of South Ossetia),
E-mail: [email protected]
ABOUT THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' VALUE-MEANING ORIENTATION AT LITERATURE LESSONS. The article deals with the essence of school students' value-meaning orientation and reveals the potential of its development at Literature lessons while studying the story "The Human mother" by V. Zakrutkin and the Ossetian folk song about Zadalesky mother. The authors make conclusion about the necessity of realization of pedagogic and psychological interaction in this context while studying works of art. The moral problem, which is the key to the content of these works, is felt by them as a universal, global, never losing its meaning. This contributes to a deep understanding of life situations and actions of people, the implementation of each individual informed choice in determining their own civil position, based on the Arsenal of universal values and formed on their basis of personal value and semantic orientation.
Key words: personal meaning, value-meaning orientation, pedagogic and psychological interaction, ideal content, humanism, kindness, mercy.
А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии,
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
E-mail: [email protected]
А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии,
Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова, г. Цхинвал, Республика Южная Осетия,
E-mail: [email protected]
О РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассматривается суть ценностно-смысловой ориентации школьников и раскрывается потенциал её развития на уроках литературы при изучении повести В. Закруткина «Матерь человеческая» и осетинской народной песни о Задалесской матери. Делается вывод о необходимости реализации психолого-педагогического взаимодействия в данном направлении при изучении художественных произведений. Нравственная проблема, являющаяся ключевой в содержании данных произведений, ощущается ими как общечеловеческая, глобальная, никогда не утрачивающая своего значения. Это способствует глубокому осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению каждым конкретным индивидом осознанного выбора в определении собственной гражданской позиции, исходя из арсенала общечеловеческих ценностей и формирующейся на их основе личной ценностно-смысловой ориентации.
Ключевые слова: личностный смысл, ценностно-смысловая ориентация, психолого-педагогическое взаимодействие, идейное содержание, гуманизм, доброта, милосердие.
Ценностно-смысловая сфера человека представляет собой основу формирования его личности, является ее центральным образованием, регулирующим поведение индивида во всех конкретных ситуациях и определяющим общий характер его деятельности, способствующим осмыслению человеком смысла своего существования.
Исходя из структурно-семантического анализа указанного понятия, можно заключить, что состав ценностно-смысловой сферы представлен двумя основными компонентами: а) ценностями и ценностными ориентациями, б) системой личностных смыслов. Под ценностями человека в психологической науке понимается комплекс представлений о том, что представляет для него особую важность, совокупность его представлений и убеждений, находящих выражение в его поведении.
Именно система ценностей, выступающая в качестве, важного структурного компонента личности и определяющая её главные характеристики, обеспечивает иерархию нравственных ориентиров как основы мировоззрения индивида. Они обычно служат критериями, определяющими качество осмысления и оценки человеком той или иной социальной ситуации той или иной личности, самого себя, а также служат, по мнению ученых, показателями уровня культурного развития и цивилизованности социума.
Ценностные же ориентации, включая в себя всю систему эстетических, правовых, политических, экологических, экономических, мировоззренческих знаний, представлений и убеждений индивида, считаются наиболее важным компонентом его сознания. Именно на основе ориентации человеком выбираются социально значимые для него объекты, оценивается их полезность и важность, а затем они причисляются им к системе ценностей.
Существование ценностных ориентаций в сознании каждого индивида не может быть изолированным, не зависящим друг от друга. Они объединены в структурные комплексы, расположен-
ные в строгой иерархии и упорядоченные по мере значимости. Принципиальную важность при этом представляют те ориентации, которые определяются индивидом как доминирующие, центральные, системообразующие.
Помимо психолого-педагогических категорий ценностей и ценностных ориентаций, следует рассмотреть и еще одну - категорию личностного смысла, находящуюся в непосредственной взаимосвязи с понятием гармонического развития личности. Под личностным смыслом обычно понимается индивидуальное отношение человека к тем объектам, во имя которых осуществляется его деятельность [1]. Смысл этих объектов осознаётся индивидом как их «значение для меня» [2].
Основной характеристикой личностного смысла является, как указывают ученые [1; 2], его производность от жизненной позиции индивида, его места и роли в функционировании системы общественных отношений. Стремление к постижению данного смысла является важнейшей потребностью человека и состоит в выражении его отношения к предметам и явлениям реального мира.
Содержание рассмотренных выше понятий позволяет охарактеризовать суть ценностно-смысловой сферы и ценностно-смысловой ориентации личности. В качестве основы ценностно-смысловой ориентации индивида выступает целостный комплекс психолого-педагогических категорий, представленный потребностями, мотивами, интересами, целями, идеалами, убеждениями, мировоззрением, посредством которых формируется направленность личности. и выражается ее социально-детерминированное отношение к действительности.
Как указывают учёные [3], ценностно-смысловая ориентация личности играет ведущую роль в определении ее центральной позиции, направленности и содержания её социальной активности, поведения и поступков, общего подхода к окружающему миру и собственной индивидуальности. Формирование и развитие ценностно-смысловой ориентации индивида осущест-
вляются в ходе его социализации и определяются характером общественно-исторических условий и содержанием семейного воспитания и педагогического процесса образовательного учреждения [4].
Вот почему одним из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения является обеспечение школьникам не только определенной системы предметных знаний, умений и навыков, не только развития у них умения учиться. Главным приобретением индивида в условиях общеобразовательного учреждения является развитие у него ценностно-смысловой ориентации, формируемой на основе определенного комплекса личностных универсальных учебных действий и состоящей в соотнесении поступков и событий с принятыми в социуме этическими принципами, умении ориентироваться в непростой системе социальных ролей и межличностных отношений, развитии понимания моральных норм, возможности правильного нравственного выбора на основе общественных и личностных ценностей [5, с. 1381; 6, с. 8, 9].
Конструктивному решению данной задачи способствуют все учебные дисциплины, однако в большей мере достижение личностных результатов обеспечивают, по нашему мнению, уроки литературы, на которых школьники знакомятся с содержанием художественных произведений, определяют их идейный смысл, высказывают и аргументируют свое отношение к прочитанному, анализируют поступки и личностные качества персонажей [7, с. 568].
Примером психолого-педагогического взаимодействия в контексте развития ценностно-смысловой ориентации школьников, может служить, например, изучение произведения В.А. За-круткина «Матерь человеческая», способствующего воспитанию у школьников таких бесценных личностных качеств, как доброта, милосердие, сострадание, любовь к большой и малой Родине, развитие интереса к изучению её истории.
Прочитав произведение и размышляя над его идейным содержанием, школьники совершенно верно определяют, что это повесть о судьбе обыкновенной русской женщины, оказавшейся одной в разоренном и сожженном гитлеровцами хуторе, нашедшей в себе силы выжить и совершившей подвиг.
Часть жителей донского хуторка, в котором жила со своей семьей Мария, убиты, другие угнаны фашистами. Страшное горе постигло и молодую женщину: зверями в человеческом обличии повешены её муж Иван и малолетний сыночек Васятка. Мария остается одна с этой ужасной бедой. Кажется, всё кончено. Незачем больше жить. Но это, как отмечают учащиеся, истинная россиянка, духа которой не сломить никакой беде. Она продолжает бороться теперь уже за жизнь своего будущего ребенка, за раненую девочку Соню, за беззащитных детей-сирот.
Библиографический список
Школьники подчёркивают, что Вернер Брахт - враг. Однако Мария смогла увидеть в нём не гитлеровца - захватчика, фашиста, убийцу, - а просто мальчишку, не по собственной воле, оказавшегося на ужасном пепелище войны. Произнесенное им слово «мама» останавливает уже занесенную над ним руку, держащую вилы. Истинная душа этой женщины, простой россиянки, исполненная безграничного гуманизма, доброты, милосердия, сострадания, заглушила смертельную ненависть и жажду мести и победила зло.
Перечитывая финальный эпизод повести, отмечая его трогательность и символичность, учащиеся отвечают на вопрос: почему, когда в хутор вошли советские солдаты, командир кавалерийского полка «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке» [8]. Совершенный этой женщиной величайший подвиг - подвиг материнства - находит свои истоки в ее огромной душе, в горячей любви. Именно благодаря таким мужественным людям, как Мария, наш народ смог выстоять и победить в этой страшной войне.
Логическим продолжением данной работы может послужить изучение произведения осетинского фольклора «Песня о Задалесской матери», связанного с одной из самых трагических страниц истории осетинского народа, когда походы монгольского завоевателя Тимура привели к почти полному истреблению алан. В фольклорной памяти сохранился образ матери-спасительницы - женщины, собирающей на пепелищах оставшихся в живых осиротевших детей. Она уводит их в горы, кормит плодами лесных растений, защищает от зверей. Проходит время, вырастают дети. Юноши женятся, девушки выходят замуж. А в доме всеми любимой и почитаемой матери-спасительницы после ее смерти сделали святилище. Об этом поется в песне, которой около шести веков. Имя женщины неизвестно. Её называли и называют по сей день Задалески Нана - Мать из За-далеска. В этническом сознании осетин она является символом женщины, дарующей, подобно героине В. Закруткина, жизнь и добро.
Так изучение и анализ содержания повести В. Закруткина и народной песни подводят школьников к выводу о вечности и неизменности законов морали, продиктованных незыблемыми категориями нравственности. Нравственная проблема, являющаяся ключевой в содержании обоих произведений, ощущается ими как общечеловеческая, глобальная, никогда не утрачивающая своего значения. Это способствует глубокому осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению каждым конкретным индивидом осознанного выбора в определении собственной гражданской позиции, исходя из арсенала общечеловеческих ценностей и формирующейся на их основе личной ценностно-смысловой ориентации.
1. Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов. Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Кемерово, 2004.
2. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва, 2007.
3. Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009; Т. 15: 139 - 142.
4. Знаков В.В., Залевский Г.В. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. Москва, 2008.
5. Бесаева А.Г., Дзудцов И.М., Халидова РШ. Формирование нравственно-этической ориентации школьников при изучении художественного произведения. Синергия наук. 2017; Т. 1, № 17: 1380 - 1386.
6. Джиоева А.Р О видах универсальных учебных действий и их реализации в условиях общеобразовательной школы. Синергия наук. 2016; 1: 7 - 13.
7. Джиоева А.Р. О реализации нравственного потенциала педагогической культуры народа в образовательном процессе школы. Синергия наук. 2017; 14: 567 - 572.
8. Закруткин В.А. Матерь человеческая. Москва, 1982.
References
1. Seryj A.V. Strukturno-soderzhatel'nye harakteristikisistemy lichnostnyh smyslov. Sibirskaya psihologiya segodnya: sbornik nauchnyh trudov. Kemerovo, 2004.
2. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva, 2007.
3. Kokovina L.N. Cennostno-smyslovye orientacii lichnosti. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2009; T. 15: 139 - 142.
4. Znakov V.V., Zalevskij G.V. Cennostnye osnovaniya psihologicheskoj nauki i psihologiya cennostej. Moskva, 2008.
5. Besaeva A.G., Dzudcov I.M., Halidova R.Sh. Formirovanie nravstvenno-'eticheskoj orientacii shkol'nikov pri izuchenii hudozhestvennogo proizvedeniya. Sinergiya nauk. 2017; T. 1, № 17: 1380 - 1386.
6. Dzhioeva A.R. O vidah universal'nyh uchebnyh dejstvij i ih realizacii v usloviyah obscheobrazovatel'noj shkoly. Sinergiya nauk. 2016; 1: 7 - 13.
7. Dzhioeva A.R. O realizacii nravstvennogo potenciala pedagogicheskoj kul'tury naroda v obrazovatel'nom processe shkoly. Sinergiya nauk. 2017; 14: 567 - 572.
8. Zakrutkin V.A. Mater'chelovecheskaya. Moskva, 1982.
Статья поступила в редакцию 13. 08.18
УДК 371
Karimova R.M., Methodist Center for Advanced Studies, Pavlodar State Pedagogical University (Pavlodar, Kazakhstan),
E-mail: [email protected]
ORIGINS OF VOLUNTEERING IN KAZAKHSTAN. The purpose of the study is to analyze the origins of volunteerism in Kazakhstan. The nomadic Kazakhs Youth lessons took place from early childhood, through the everyday asara household and ceremonial life and nomadic ethnic society in its place in accordance with its real and recognizable society status. Features of nomadic volunteering are given. The essence of the tradition and customs of Kazakhs is revealed. Theoretically, to justify the presence in the Kazakh asar-volunteer of a kind of educational ethno-procedural mechanism and the possibility of its use for the practice of education. The methods of asar are determined. Daily everyday life of Kazakhs is justified. The ceremonial life of the Kazakhs is colorfully painted. Holidays related to asar are given. The content of asar is substantiated. The article gives recommendations on asar.
Key words: origins, volunteerism, asar, Kazakhs.
Р.М. Каримова, методист Центра повышения квалификации, Павлодарский государственный педагогический
университет, г. Павлодар, E-mail:[email protected]
ИСТОКИ ВОЛОНТЁРСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Целью исследования является анализ истоков волонтёрства в Казахстане. В кочевой жизни казахов молодёжь с раннего детства проходила уроки асара, через повседневную бытовую и обрядовую жизнь и занимала в кочевом этническом обществе свое место в соответствии со своим реальным и признаваемым обществом статусом. Приводятся особенности кочевого волонтёрства (асара). Раскрывается сущность традиции и обычаев казахов. В статье теоретически обосновывается присутствие в асаре-волонтёрстве казахов своеобразного воспитательного этно-процессуального механизма и возможности его использования для практики воспитания. Определяются методы асара. Обосновывается повседневная бытовая жизнь казахов. Красочно расписывается обрядовая жизнь казахов. Приводятся праздники, связанные с асар. Обосновывается содержание асар. В статье даются рекомендации по асар.
Ключевые слова: истоки, волонтёрство, асар, казахи.
Волонтёрство в Казахстане имеет глубокие исторические корни. Анализ данной проблемы показал, что отдельные формы добровольной помощи кочевой социальной организации включали каумдык (общинное) аманат (поручительство) за провинности членов семьи и внесение оплаты в счет оплаты их карыз (долгов). Необходимо отметить, что для понимания сущности волонтёрства в Казахстане огромное значение имеет обычай асар, как некая общинная просьбы о помощи. В период колонизации, до правления советской власти, основным видом общинной помощи были акты благотворительности на строительство общинных школ и мечетей. С приходом советской власти, волонтёрство в Казахстане имело идейную и советскую политическую окраску, но на фоне массового советского оптимизма, энтузиазма, всенародного стремления к оказанию безвозмездной помощи это выглядело внутренним импульсом волонтёрства [1].
В процессе исследования истоков волонтёрства в Казахстане, мы использовали историко-педагогический анализ, теоретический анализ История волонтёрства в казахской степи имеет глубокие исторические корни и неразрывно связана с традициями и обычаями казахского народа. Особенную актуальность волонтёрство получило в связи с широким распространением тен-грианства и кочевого ислама в Казахстане, где традиция помощи, милосердия, любви к ближнему является одной из центральных в кочевой культуре казахов. В казахской степи, в праздники кочевого ислама, в основной праздник Наурыз (кочевой тюркский Новый год, 21 марта) кочевники всех сословий и возрастов выходили к центру аулов, вместе праздновали и раздавали подарки, подношения друг другу и всем нуждающимся.
Французское «volontaire» восходит к общеиндоевропейскому корню, означающему стремление, желание: латинское «voluntas» и казахское «асар» из той же парадигмы. Тюрки-казахи отличались вековым традиционным гостеприимством, которое сохранилось и укрепилось до современных дней. Виктор фон Герн писал: «Как казахи... вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ» [2].
По казахским традициям, конак (гость) имел очень высокий социальный статус и находился под защитой хозяина дома, где гостевал. Ф. фон Хелльвальд писал: «Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым» [2].
В традиционной кочевой культуре казахов веками присутствовал обычай конак-асы, согласно которому, каждый кочевник обязывался предоставлять кров, питание, уход гостю как кудай конак (гость от Бога) [3]. Оригинальный кочевой обычай ауыз тию (отведать угощение) был старейшим обычаем казахского народа. Кто бы ни приходил в дом, юрту, хозяева его не отпускали до тех пор, пока он не отведает угощения. У кочевников казахов
традиционно существовал веками обычай ерулик - традиция приглашения новоселов в гости родственниками и соседями. В казахском ауле, новоселов, переехавших из других аулов, друзья, родня, соседи приглашали на званый ужин. Данный обычай помогал переселенцам быстро адаптироваться к новому месту жительства. В кочевом обществе казахов традиционно бытовал обычай жылу. Смысл его состоял в том, что пострадавшие в непогоду, в стихию семьи получали помощь со стороны кочевой общины. Семьям из числа пострадавших выделяли скот, одежду, жилье и посуду. Данная традиция была актом проявления сочувствия и сострадания. По традиции кочевого сообщества, кочевник отказавшийся в предоставлении жылу исключался из рода и подлежал выселению с аула. В кочевом сообществе, обычай асар, прямой казахский аналог волонтёрства, был традицией степняков по совместному безвозмездному добровольческому труду. В асар все кочевники аула общими силами выполняли общественную работу. По асар все вместе укрепляли, строили зимовки, копали арыки, колодцы, сажали деревья, возводили постройки, укрытия для домашнего скота. Традиционный асар был ярким отражением братства и единства кочевого сообщества. В начале XX века казахи, используя асар, строили повсеместно светские школы, медресе, дома, клубы, мечети. В асаре-во-лонтёрстве казахов обнаруживается своеобразный воспитательный этно-процессуальный механизм [4]:
• Внешнее воздействие на подрастающее поколение этнических традиций асара.
• Подражание и усвоение подрастающим поколением этнических традиций асара.
• Стремление подрастающего поколения к реализации этнических традиций асара.
Весь этот воспитательный этно-процессуальный механизм асара - волонтёрства реализуется в: а) повседневной бытовой жизни казахов и б) обрядовой жизни казахов.
А). Повседневная бытовая жизнь казахов держалась на традиционных нормах мужского и женского труда в быту.
В асаре мужскими работами считались: уход за многочисленным скотом, скорняжные и плотницкие работы. Женские виды работ в асаре: доение многочисленных овец, коров, кобылиц, верблюдиц; взбивание масла, приготовление различных молочных продуктов в большом количестве; ежедневная выпечка хлеба, толчение проса, ручной помол зерна; сбор и доставка топлива (хворост, курай, кизяк), покраска шерсти, прядение, тканье, вышивка, ковроткачество, изготовление чия, вяление кошм, пошив одежды, приготовление пищи, уборка юрты, стирка, воспитание и уход за детьми и т. д. Женских трудовых повинностей было очень много, женщина везде успевала. В этнопедагогике казахов есть определение трудолюбивой женщины: «Ецбекшт катынныц колы жт шрсе, аягы беак тербетедЬ» - «Трудолюби-