СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Т.Г. ОЗЕРНИКОВА
проректор по учебной работе Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск
e-mail: ozernikova@isea.ru
О РАЗВИТИИ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИКИ ТРУДА*
Рассматриваются проблемы и траектория развития экономики труда как научного направления и направления высшего профессионального образования в современной России.
Ключевые слова: экономика труда, управление человеческими ресурсами, специальности и направления высшего профессионального образования, научные специальности.
УДК 331 ББК 65.24
T.G. OZERNIKOVA
Vice-Rector for Curriculum Development, Baikal State University of Economics and Law, Doctor of Economics, Professor, Irkutsk
e-mail: ozernikova@isea.ru
DEVELOPMENT OF LABOUR ECONOMICS AS ACADEMIC SUBJECT
The article deals with the problems and directions of Labor Economics development as scientific field and as academic course of higher professional education in modern Russia.
Keywords: labor economics, human resource management, majors and academic courses of higher professional education, scientific fields.
Проблема изменения взглядов на предмет экономики труда в современной России обусловлена объективными причинами. Это, прежде всего, относительно изолированное развитие данной науки в рамках двух различных систем — социалистической плановой экономики и рыночной экономики. Кроме того, влияние на специфику отечественной экономики труда оказала идеологизация как общества в целом, так и науки. Попытки сближения данных направлений намечены, но не завершены, более того, завершение, по всей видимости, еще далеко. Сложный процесс переосмысления предмета экономики труда в современной России может быть внешне не очень заметен, однако значение данного процесса исключительно велико как для развития теоретических исследований, так и для совершенствования прикладных аспектов управления трудом в рыночной экономике.
Экономика труда — наука, изучающая социально-экономическую сторону труда. Отношения, складывающиеся в сфере труда, оказывают влияние на всю систему общественных отношений: на характер и глубину социального неравенства, уровень занятости и безработицы, производительность и эффективность труда, а также на уровень и качество жизни населения. Неблагоприятная ситуация в социально-трудовой сфере может вызвать социальную напряженность, политическую нестабильность, что сказывается на конкурентоспособности страны в целом. Поэтому все страны с рыночной экономикой реализуют государственную политику в сфере труда, которая может существенно различаться (например, быть более или менее либеральной), но всегда существует. Экономика труда как наука призвана дать экономическое обоснование государственной политике в социально-трудовой сфере, определяющей
* Работа выполнена при поддержке проекта Министерства образования и науки РФ «Развитие системы управления человеческими ресурсами региона при переходе к инновационной экономике», реализуемого в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 гг.)».
© Т.Г. Озерникова, 2011
устойчивость общества и государства. Данные положения определяют значение развития экономики труда как научной дисциплины.
Понимание предмета экономики труда тесно связано с интерпретациями самого понятия «труд». Труд — чрезвычайно сложное явление, которое может рассматриваться с различных сторон и, соответственно, изучается разными науками. Методологической основой экономики труда, как и других экономических наук, является экономическая теория. Проблемы труда занимали важное место в работах К. Маркса, создателя трудовой теории стоимости. Маркс рассматривал труд и как процесс преобразования предметов труда, и как общественное отношение, вскрывая сущность капиталистической эксплуатации наемных работников путем присвоения капиталистами новой стоимости, созданной живым трудом наемных работников. С точки зрения современной экономической теории труд является одним из основных факторов производства или экономических ресурсов общества (как капитал, земля, предпринимательские способности). Соответственно, каждый вид ресурсов приносит своему владельцу определенный вид дохода: земля — ренту, капитал — прибыль, труд — заработную плату. Такой подход, в отличие от марксистской теории, соответствует более зрелому уровню развития рыночных отношений, характеризующихся высоким уровнем социальной защищенности наемных работников.
Понимание труда как процесса, как разновидности человеческой деятельности — самый распространенный подход к пониманию труда в отечественной экономике труда. Данный подход разделяется такими учеными, как А.И. Рофе, П.Э. Шлендер, Ю.П. Кокин и др. [7; 9]. Различия в трактовках самого понятия «труд» можно назвать одной из предпосылок разных методологических подходов в отечественной и зарубежной экономике труда. Большинство современных отечественных экономистов по труду можно смело отнести к марксистам. Это подтверждается приверженностью российских ученых к определению труда как процесса, как разновидности человеческой деятельности. Зарубежные экономисты, рассматривая труд как ресурс, как фактор производства, исследуют рынок этого фактора производства — рынок труда — и закономерности его развития.
Как отдельная научная дисциплина экономика труда существует лишь около столетия. В развитии экономики труда как науки можно выделить ряд этапов (табл.).
Таким образом, за рубежом экономика труда — самостоятельный раздел экономической теории, изучающий функционирование специфического рынка, где в качестве товара выступает рабочая сила [1]. Соответственно, предмет экономики труда — исследование функционирования рынка труда. Что касается вопросов управления трудом на уровне отдельной организации (таких, как организация оплаты труда работников предприятия, измерение и оценка производительности, анализ трудовых показателей, организация и нормирование труда), то эти аспекты раскрываются за рубежом в рамках другой науки — управления человеческими ресурсами.
После перехода к рыночным отношениям отечественная наука активно впитывает зарубежный опыт. Это становится очевидным при рассмотрении подходов отечественных авторов к определению предмета экономики труда как науки. Так, предлагается выделение трех уровней экономики труда: микроэкономика труда (уровень организации), мезоэко-номика труда (уровень регионального рынка труда) и макроэкономика труда (федеральный уровень) [8]. Сделана попытка определить экономику труда как функциональную экономическую науку [4]. Весьма распространен воспроизводственный подход к пониманию категории «экономика труда» [6]. Экономика труда рассматривается как наука, как специальность и как учебная дисциплина, при этом подчеркивается ее скорее теоретический, нежели прикладной характер [5]. Это далеко не полный обзор существующих в настоящее время подходов. Наверное, сейчас невозможно найти двух учебников или пособий, где предмет экономики труда трактовался бы одинаково. Можно сделать следующий вывод: обобщенно предмет изучения экономики труда в отечественной науке может быть определен как социально-трудовые отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства трудового потенциала (формирования, распределения, перераспределения и использования) на всех уровнях управления — общество, регион, организация. Данное определение фиксирует следующие принципиальные положения: экономика труда изучает все фазы
Этапы развития экономики труда
Период Xарактеристика этапа
Первый этап. Конец XIX в.-20-е гг. XX в. В этот период экономика труда развивалась в тесной связи с исследованиями в области социальной политики, трудового права и общественных отношений. Именно тогда был сформирован понятийный аппарат данной науки, обособивший экономику труда от экономической теории. Первый этап развития экономики труда, представленный в основном работами зарубежных ученых, можно считать общим для западной и отечественной моделей экономики труда
Второй этап. 20—60-е гг. XX в. В отличие от первого этапа, объединявшего ученых всех вступивших на путь индустриального развития стран, этот этап протекал в развитых странах Запада иначе, чем в СССР. В западных странах основным объектом исследования стал рынок труда. Во второй половине 20-х гг. XX в. П. Дуглас начал количественные исследования в области предложения труда, спроса на него и реальной заработной платы. Они базировались на подходах представителей классической экономической школы (А. Смит и его последователи) и неоклассической экономической мысли. Данный этап не был простым продолжением классической традиции. Конкретные исследования позволили продолжить формирование понятийного аппарата, характерного только для экономико-трудовых исследований. Социальные вопросы стали рассматриваться через призму экономического анализа, что значительно расширило объект исследования. На развитие экономики труда в этот период большое влияние оказали работы Ф. Тейлора, ставшие основой развития нормирования труда. Развитие экономики труда в России пошло по совершенно иному пути, нежели в странах Запада, что объясняется другими историческими условиями. Существование рынка труда (рабочей силы) в стране, где произошло обобществление средств производства, отрицалось, соответственно, подобные исследования не могли проводиться. На первый план выдвинулась теория трудового процесса (непосредственно не связанного с функционированием рынка труда). Методы исследования трудовых процессов во многом заимствовались из других наук. Результатом второго этапа развития экономики труда в России (в СССР) явилось становление ряда научных дисциплин, связанных с организацией труда на уровне предприятия (в то время как западные экономисты по труду изучали рынок труда в региональном или национальном масштабе). Развиваются научная организация труда, нормирование труда. Огромный вклад в развитие экономики труда внесли А. Гастев, С. Струмилин и др. Можно сказать, что отечественные и зарубежные подходы (если отвлечься от идеологических и политических наслоений) не исключали, а дополняли друг друга. В дальнейшем выяснилось, что сформировались предпосылки конвергенции этих подходов, противоречия между которыми оказались не столь существенными. Советские подходы к исследованию трудовых процессов, как и западные подходы, базировались на организационной философии Ф. Тейлора
Третий этап. 60—70-е гг. XX в. Третий этап развития экономики труда на Западе ознаменовался исследованиями рынка труда с применением математического анализа. Экономика труда развивается как теоретическая дисциплина, составная часть неоклассической экономической теории. Произошла частичная конвергенция отечественных и зарубежных подходов, связанная с изменением фундаментальных основ управления трудовой деятельностью, повышением мобильности рабочей силы, усилением глобализации экономики, обострением конкуренции и рядом других проблем. В то же время необходимо констатировать сохранение идеологического «давления» на развитие экономики труда в СССР, что приводило к необходимости использования «эзопова языка» для описания целого ряда процессов. Так, исследования рынка труда могли называться изучением социально-профессиональной мобильности (или текучести) рабочей силы. Однако отсутствие свободного обмена идеями с западными учеными, отсутствие мобильности самих ученых приводили к серьезным расхождениям в методах исследований. На Западе развивалась эконометрика, а в СССР текучесть исследовалась с помощью социологического инструментария. Экономика труда в СССР развивается прежде всего как прикладная межотраслевая дисциплина, а в центре ее внимания остается управление трудом на уровне предприятия
Четвертый этап. С 70-х гг. XX в. по настоящее время Четвертый этап развития экономики труда за рубежом представляет эту науку как современную экономическую теорию труда [10]. В ней рассматриваются как макроэкономические, так и микроэкономические аспекты функционирования и регулирования рынка труда, исследуются и практические вопросы применения выводов из теоретических положений как на уровне внутрифирменной политики в сфере труда, так и на уровне государственной политики, направленной на регулирование рынка труда. Изучаются закономерности функционирования рынка труда: формирование спроса на труд и его предложения, издержки на труд и их влияние на спрос, компенсационные различия в заработной плате, инвестиции в человеческий капитал, трудовая мобильность, связь оплаты и производительности, явление дискриминации на рынке труда, роль профсоюзов, безработица, связь инфляции, безработицы и производительности труда. Четвертый этап развития экономики труда в нашей стране продолжается по сей день, и подводить его итоги, безусловно, рано. В отечественной экономике труда происходит впитывание зарубежной теории труда, встраивание зарубежных подходов в структуру отечественной науки
воспроизводства трудового потенциала, исследует процессы, происходящие в сфере труда, как в масштабах общества, региона, так и конкретной организации [2].
Разнообразие определений подтверждает ранее высказанную мысль: в настоящее время отечественная экономика труда как наука переживает период переосмысления своего предмета. Данное положение можно подтвердить, проанализировав паспорт научной специальности 080005 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)» [3]. Содержание области исследований в паспорте научных специальностей 2001 г. определено следующим образом: эконо-
мическая наука, посвященная исследованию тенденций и закономерностей трудовой деятельности людей; социально-трудовые отношения; воспроизводство трудовых ресурсов и рабочей силы; правовые, организационные и социально-экономические механизмы управления трудом. Этот паспорт содержит два вида направлений исследования:
- направления, традиционные для отечественной экономики труда (теоретико-методологические проблемы труда; система отношений «человек-производство»; стимулирование и оплата труда работников, организация заработной платы; проблемы качества рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; профессиональная ориентация и мобильность кадров; нормирование и организация труда; условия, охрана и безопасность труда; производительность труда, методы измерения, факторы и резервы повышения и др.);
- направления, «привнесенные» в отечественную экономику труда, характеризующие предметную область данной науки в мире (человеческий капитал как общественное богатство, его структура и роль в современной экономике; рынок труда, его функционирование и развитие; инвестиции в человеческий капитал; регулирование социально-трудовых отношений — федеральный, региональный и корпоративный аспекты; проблемы социального страхования; социальное партнерство, управление персоналом и человеческими ресурсами, кадровая политика и стратегия и др.).
На наш взгляд, традиционные и «привнесенные» направления исследований были соединены механически. При этом управление человеческими ресурсами рассматривалось
как часть экономики труда, хотя это достаточно спорный вопрос. Тем не менее можно констатировать стремление к адаптации отечественной экономики труда к мировым исследовательским традициям.
Изменение паспортов научных специальностей в 2010 г. коснулось экономики труда, пожалуй, в наибольшей степени. Содержание этой области исследования и объект исследования остались прежними, но претерпели изменения основные пункты паспорта специальности. Наиболее важное изменение связано с другим серьезным процессом — институционализацией другого, нового направления науки и практики — управления человеческими ресурсами (управления персоналом). В прежнем паспорте специальности 080005 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)» управление человеческими ресурсами как проблемная область соответствовало одному пункту (8.17). В новом паспорте научной специальности 080005 «Экономика и управление народным хозяйством» появилась новая специализация (менеджмент), в рамках которой семь пунктов (10.13, 10.14, 10.19-10.23) раскрывают пробле-
мы управления человеческими ресурсами. К предметной области менеджмента теперь отнесены трудовая мотивация, социальное партнерство, эффективность труда, анализ трудовых показателей, аудит и контроллинг персонала и ряд других исследовательских направлений, которые ранее традиционно изучались в рамках экономики труда.
Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от развития системы высшего профессионального образования (ВПО). Экономика труда является одной из старейших экономических специальностей. В рамках плановой экономики выпускники данной специальности были востребованы в первую очередь на крупных предприятиях производственной сферы, в отделах труда и заработной платы. С переходом к рынку развитие экономики труда как специальности ВПО оказалось неразрывно связано с развитием управления персоналом как нового для России направления научной и практической деятельности. Уже в 90-х гг. XX в. стали появляться сначала переводные, а затем и отечественные учебники по управлению персоналом, активно развивалась мобильность преподавательских кадров. Со-
ответственно, в учебные планы подготовки экономистов по труду в вузах России стала вводиться дисциплина «Управление персоналом», во многих вузах в рамках специальности «Экономика труда» стала реализовываться специализация «Управление персоналом».
После введения нового Государственного образовательного стандарта (ГОС) в 2000 г. управление персоналом стало самостоятельной специальностью ВПО. Сравнение ГОС специальностей 080104 «Экономика труда» и 080505 «Управление персоналом» позволяет сделать вывод, что очевидна ориентация специальности «Экономика труда» на подготовку кадров для органов управления трудом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также для служб занятости населения и отделов труда и заработной платы крупных организаций. Выпускники специальности «Управление персоналом» ориентированы на работу в организациях всех форм собственности и видов экономической деятельности, в отделах по управлению персоналом, для решения всего комплекса вопросов, связанных с реализацией функций кадрового менеджмента, включая оплату труда, управление производительностью труда и пр. Научная общественность признавала значительное «пересечение» областей подготовки данных специальностей, и во многих российских вузах велась подготовка по обеим специальностям с относительно небольшими различиями в образовательных программах.
Переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратура) по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения ознаменован новой структурой направлений подготовки ВПО, отличной от прежней структуры специальностей. При этом можно констатировать продолжение процесса институционализации управления персоналом как особого направления в науке и образовании: 12 августа 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 856 направление 080400 «Управление персоналом» включено в перечень направлений подготовки высшего профессионального образования как самостоятельное направление. Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации в
декабре 2010 г. Этот факт свидетельствует о признании на государственном уровне высокой значимости функций в области управления людьми в работе любой организации. За рубежом данное направление подготовки (управление человеческими ресурсами — Human Resources Management) реализуется в большинстве университетов. ФГОС бакалавриата по управлению персоналом включает целый ряд дисциплин, «работающих» на формирование компетенций в области экономических функций кадрового менеджмента: «Экономика и социология труда», «Рынок труда», «Основы организации труда», «Регламентация и нормирование труда», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Оплата труда персонала», «Экономика управления персоналом» и ряд других. Получается, что экономика труда рассматривается в качестве экономической основы управления персоналом наряду с правовой и психологической основами. С переходом на двухуровневую систему подготовки экономика труда прекращает свое существование как самостоятельная специальность (направление подготовки). Вузы могут сформировать в рамках более крупных направлений профиль подготовки «Экономика труда». При этом возникает вопрос: в рамках какого направления подготовки может быть создан такой профиль? Логично предположить, что в рамках направления 080100 «Экономика» (так рекомендует УМО по образованию в области экономики труда при Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова). В то же время базовый вуз, при котором работает УМО в области менеджмента, Государственный университет управления, в частности секция УМО по управлению персоналом, рекомендует создавать профиль «Экономика труда» в рамках направления бакалавриата 080400 «Управление персоналом». Можно сделать вывод, что статус экономики труда как профиля подготовки в настоящее время не определен.
Кафедрой экономики труда и управления персоналом Байкальского государственного университета экономики и права в декабре 2010 г. был проведен опрос работодателей с целью определения значимости для регионального рынка труда компетенций бакалавра по управлению персоналом, закрепленных во ФГОС. В итоге сделан вывод, что в современных условиях управление персоналом уже не
рассматривается узко — как работа отдела кадров, а понимается как системная реализация комплекса функций, включая экономические функции. Все большее количество организаций нашего региона создает отделы (службы) по управлению персоналом прогрессивного типа, для работы в которых необходим комплекс организационно-экономических, аналитических и социально-психологических компетенций. Относительно востребованности экономистов по труду и менеджеров по персоналу на региональном рынке труда следует отметить, что число заявок на выпускников для отделов труда и заработной платы снижается, многие выпускники специальности 080104 «Экономика труда» работают менеджерами по персоналу. Снижается популярность специальности «Экономика труда» среди абитуриентов на фоне устойчиво высокого набора на специальность «Управление персоналом».
На основе проведенного анализа можно предположить наиболее логичную траекторию развития экономики труда как науки и направления высшего профессионального образования в России:
1. Экономика труда как наука в перспективе станет органической частью экономической теории, рассматривая проблемы функционирования специфического рынка (рынка труда). Именно в таком контексте экономика труда развивается за рубежом, а в России в данной научной традиции работают ученые Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
2. Такое изменение повлечет за собой дальнейшую корректировку паспортов научных специальностей ВАК. Необходимо преодоление противоречия в структуре образовательных программ ВПО и структуре научных специальностей (и соответствующих направлений аспирантуры и докторантуры). Можно прогнозировать выделение управления персоналом (управления человеческими ресурсами) в качестве самостоятельной специализации, отдельной от специализации «Менеджмент», в рамках научной специальности 080005 «Экономика и управление народным хозяйством». При этом теоретические и методологические проблемы рынка труда могут войти в паспорт научной специальности 080001 «Экономическая теория», а прикладные аспекты управления трудом на уровне организации — в «Управление персоналом».
3. Профиль «экономика труда» будет еще некоторое время реализовываться в вузах тех регионов, где достаточно хорошо развита производственная сфера и много крупных предприятий, в которых функционируют отделы труда и заработной платы. В большинстве вузов компетенции экономиста по труду будут формироваться в ходе подготовки бакалавров и магистров по управлению персоналом аналогично подготовке в области Human Resources Management за рубежом.
Как ни грустно для «трудовика» это признавать, но, видимо, такое развитие событий все-таки логично, так как интеграция России в мировое научное и образовательное сообщество необходима и, можно надеяться, будет полезна для отечественной науки и практики.
Список использованной литературы
1. Колосницына М.Г. Экономика труда. М., 1998.
2. Озерникова Т.Г., Носырева И.Г. Экономика труда: учеб. пособие. Иркутск, 2009.
3. Паспорта специальностей ВАК: (экономические науки). М., 2001.
4. Рофе А.И. Экономика труда: учеб. М., 2010.
5. Экономика труда / Е.Г. Яковенко и др. СПб., 2004.
6. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М., 2007.
7. Экономика труда: учеб. / под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. М., 2006.
8. Экономика труда: учеб.-метод. пособие / Ин-т труда Минтруда РФ. М., 2001.
9. Экономика труда: учеб. пособие / под ред. А.И. Рофе. М., 1995.
10. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда: Теория и государственная политика. М., 1996.
Referenses
1. Kolosnitsyna M.G. Ekonomika truda. M., 1998.
2. Ozernikova T.G., Nosyreva I.G. Ekonomika truda: ucheb. posobie. Irkutsk, 2009.
3. Pasporta spetsial'nostei VAK: (ekonomicheskie nauki). M., 2001.
4. Rofe A.I. Ekonomika truda: ucheb. M., 2010.
5. Ekonomika truda / E.G. Yakovenko i dr. SPb., 2004.
6. Ekonomika truda: (sotsial'no-trudovye otnosheniya) / pod red. N.A. Volgina, Yu.G. Odegova. M., 2007.
7. Ekonomika truda: ucheb. / pod red. P.E. Shlendera, Yu.P. Kokina. M., 2006.
8. Ekonomika truda: ucheb.-metod. posobie / In-t truda Mintruda RF. M., 2001.
9. Ekonomika truda: ucheb. posobie / pod red. A.I. Rofe. M., 1995.
10. Erenberg R.Dzh., Smit R.S. Sovremennaya ekonomika truda: Teoriya i gosudarstvennaya politika. M., 1996.