Научная статья на тему 'О разработке профессионального стандарта менеджера по управлению персоналом организации'

О разработке профессионального стандарта менеджера по управлению персоналом организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1012
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕНЕДЖЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ / ОБОБЩЕННАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ТРУДОВОЕ ДЕЙСТВИЕ / НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ / НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свистунов Василий Михайлович, Кибанов Ардальон Яковлевич

В статье излагается необходимость разработки профессионального стандарта менеджера по управлению персоналом, предназначение его разработки и использования, структура, требования к его содержанию. Рассматриваются объекты профессиональной деятельности менеджера по управлению персоналом организации и определяется место профессионального стандарта менеджера по управлению персоналом в системе профстандартов в области управления персоналом. В статье приводится конкретный пример разработки стандарта, который относится к обобщенной трудовой функции: управлять организационным проектированием развития системы и технологии управления организацией и ее персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свистунов Василий Михайлович, Кибанов Ардальон Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PERSONNEL MANAGEMENT PROFESSIONAL STANDARD DEVELOPMENT

The article outlines the need to develop professional standard of personnel management, the purpose of its development and use, structure, requirements for its content. Objects of professional activity of the manager to manage the organization's personnel are considered and the place of the professional standard for manager of personnel in the professional standards in the field of personnel management is defined. The article provides a concrete example of the development of the standard, which refers to a generalized labor functions: to direct the organizational project management and technologies of the company and staff personnel.

Текст научной работы на тему «О разработке профессионального стандарта менеджера по управлению персоналом организации»

УДК 331.108

О РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье излагается необходимость разработки профессионального стандарта менеджера по управлению персоналом, предназначение его разработки и использования, структура, требования к его содержанию. Рассматриваются объекты профессиональной деятельности менеджера по управлению персоналом организации и определяется место профессионального стандарта менеджера по управлению персоналом в системе профстандартов в областиуправления персоналом. В статье приводится конкретный пример разработки стандарта, который относится к обобщенной трудовой функции: управлять организационным проектированием развития системы и технологии управления организацией и ее персоналом.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, менеджер по управлению персоналом, обобщенная трудовая функция, трудовая функция, трудовое действие, необходимые умения, необходимые знания.

ABOUT THE PERSONNEL MANAGEMENT PROFESSIONAL STANDARD DEVELOPMENT

Annotation. The article outlines the need to develop professional standard of personnel management, the purpose of its development and use, structure, requirements for its content. Objects of professional activity of the manager to manage the organization's personnel are considered and the place of the professional standard for manager of personnel in the professional standards in the field ofpersonnel management is defined. The article provides a concrete example of the development of the standard, which refers to a generalized labor functions: to direct the organizational project management and technologies of the company and staffpersonnel. Keywords: professional standard, personnel manager, generalized labor function, work function, labor action, necessary skills, required knowledge.

Профессиональный стандарт менеджера по управлению персоналом организации предназначен для проведения сертификации профессиональных квалификаций и оценки компетенций специалистов по управлению персоналом; формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала в организа-циях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам; решения широкого круга задач в области управления персоналом (например, разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, положений и должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора, расстановки и аттестации персонала, планирования карьеры и т.п.); проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида профессиональной деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей и пр.). При разработке данного проекта профессионального стандарта учтено то обстоятельство, что не все трудовые функции, предусмотренные стандартом, выполняются непосредственно менеджером по управлению персоналом. В выполнении ряда функций принимают участие линейные руководители и специалисты других подразделений организации, а менеджер по управлению персоналом организует их выполнение.

Проект профессионального стандарта «Менеджер по управлению персоналом» рассматривает восемь функциональных подсистем (обобщенных трудовых функций) [2; 3; 4; 5]. Эти функциональные подсистемы включают все необходимые трудовые функции. Функциональная карта управления персоналом как вида профессиональной деятельности приведена в таблице 1.

© Свистунов В.М., Кибанов А.Я., 2014

В.М. Свистунов А.Я. Кибанов

Vasiliy Svistunov Ardalion Kibanov

Таблица 1

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование

А Управлять организационным проектированием развития системы и технологии управления организацией и ее персоналом 8, 7, 6 Проводить обследование и анализ состояния системы и технологии управления организацией и ее персоналом

Управлять разработкой организационных проектов формирования и развития системы и технологии управления организацией и ее персоналом

Управлять оргпроектированием организации труда и нормирования трудовых процессов

Управлять оргпроектированием регламентации системы и технологии управления организацией и ее персоналом

Формировать профессионально-квалификационную структуру персонала и штатное расписание организации

В Управлять стратегией кадровой политики и кадровым планированием в организации 8, 7, 6 Разрабатывать философию и концепцию управления персоналом организации

Разрабатывать кадровую политику и стратегию управления персоналом с учетом стратегии развития организации

Анализировать кадровый потенциал и интеллектуальный капитал персонала и организации

Управлять кадровым планированием и кадровым контроллингом

Проводить анализ и оценку статистики по персоналу и трудовых показателей

С Управлять маркетингом на рынке труда и наймом персонала в организацию 7, 6 Управлять анализом рынка труда и маркетинговой деятельностью в организации

Формировать благоприятный имидж организации как работодателя и персонал-имидж

Поддерживать взаимосвязи с внешними источниками обеспечения организации персоналом

Разрабатывать прогноз и планировать потребности в персонале с учетом текущих и перспективных потребностей организации

Проводить поиск, привлечение, оценку, отбор и прием персонала

Управлять занятостью и высвобождением персонала

Б Управлять оценкой персонала органи- 8, 7, 6 Управлять проведением комплексной оценки персонала

Проводить оценку кандидатов на вакантную должность

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование

зации Проводить текущую периодическую оценку (аттестацию персонала)

Проводить оценку уровня адаптированности нового персонала

Проводить оценку персонала, включенного в резерв на выдвижение

Управлять оценкой уровня квалификации, кадрового потенциала, интеллектуального капитала и эффективности персонала

Управлять профориентацией, введением в должность и адаптацией персонала

Управлять профессиональным развитием персонала Организовывать обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала, саморазвитие

Е 6 Планировать карьерный рост и служебно-профессиональное продвижение персонала

организации Управлять работой с кадровым резервом, подбором и расстановкой кадров

Управлять формированием и развитием кадрового потенциала и интеллектуального капитала персонала и организации в целом

Управлять формированием и развитием системы мотивации и стимулирования трудового поведения персонала

Управлять мотива- Управлять формированием и развитием системы оплаты труда персонала

цией и стимулированием трудовой деятельности персонала организа- Управлять тарификацией труда (грейдированием)

Б 7, 6 Формировать и развивать системы дополнительного материального стимулирования персонала

ции Формировать и развивать системы нематериального стимулирования персонала

Управлять социальным развитием и культурно-бытовым обслуживанием персонала

Управлять внутренними коммуникациями в организации

Управлять организационной культурой, профессиональной этикой

Управлять соци- Принимать участие в управлении социальным партнерством

в ально-трудовыми отношениями и социальной защитой персонала организации 8, 7 Предупреждать негативные и управлять позитивными конфликтами и стрессами, принимать участие в урегулировании судебных конфликтов

Управлять социальной защитой персонала организации

Управлять взаимодействием с профсоюзами и другими общественными организациями, с государственными органами по вопросам управления персоналом (включая соблюдение трудового и мигра-

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование

ционного законодательства и статистическую отчетность по персоналу), в том числе с контрольными и надзорными органами

Управлять ведением кадрового делопроизводства и кадрового учета (включая табельный учет, воинский учет и другие виды учета)

Управлять обеспечением функционирования системы Вести организационно-распорядительную документацию и локально-нормативные акты

Н 6, 5 Управлять нормативно-правовым обеспечением системы и технологии управления персоналом

и технологии управления персоналом организации Управлять информационным и информационно-техническим обеспечением системы и технологии управления персоналом

Управлять безопасностью и дисциплиной труда, обеспечивать охрану труда

Создавать оптимальные условия труда и соблюдать требования эстетики, эргономики и психофизиологии труда

В последние годы в деятельности кадровых служб отмечается тенденция к повышению роли аналитических функций. Характерная черта процесса управления персоналом в нынешних условиях - стремление кадровых служб к интеграции всех аспектов работы с персоналом, всех стадий жизненного цикла его трудовой деятельности - с момента найма на работу до выхода на пенсию. Следует отметить, что в организации нет другого специалиста (кроме менеджера по управлению персоналом), который бы сопровождал всю трудовую жизнь работника. В этом состоит уникальность данной профессии.

Поэтому менеджер по управлению персоналом должен обладать комплексными знаниями, сформированными на стыке ряда наук: экономики, управления, социологии, психологии, конфликтологии, этики деловых отношений, культурологии, педагогики, трудового права, а также эргономики, психофизиологии, профессиологии, психофизиологии профессиональной деятельности, экономики труда, социологии и психологии труда, статистики. Кроме того, такой специалист должен быть глубоко осведомлен и хорошо ориентироваться в требованиях профессиональных стандартов не только видов профессиональной деятельности области управления персоналом, но и других видов профессиональной деятельности, имеющих отношение к его организации, так как он определяет соответствие поступающих на работу в организацию требованиям профессиональных стандартов. Это обстоятельство также подчеркивает особое положение менеджера по управлению персоналом в организации.

Предлагаемый проект профессионального стандарта охватывает, как мы отметили, все трудовые функции в области управления персоналом, необходимые для нормального функционирования организации. Но это не значит, что реализация всех этих функций ложится на плечи специалистов службы управления персоналом конкретной организации. Во-первых, в выполнении этих функций кроме руководителя и специалистов кадровой службы принимают участие руководители и специалисты других подразделений организации. Во-вторых, многие трудовые функции в области управления персоналом для компаний выполняются внешними специализированными консультационными организациями, учебными центрами, кадровыми агентствами, информационным центрам, центрами

оценки и т.п. Такие организации разрабатывают и внедряют управленческие информационные системы для работы с кадрами, системы мотивации и стимулирования, оплаты труда, системы социальных льгот, проводят аналитическую оценку работ и тарификацию, оказывая одновременно консультационные услуги. Наряду с консультациями такие организации проводят научные и социологические исследования, предоставляют временных работников.

Самая значительная по масштабу кадровых услуг - сфера профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Как показал опыт, на ее долю приходится от 20 до 40 % всей суммы средств, затрачиваемой организациями на оплату сторонних услуг в области управления персоналом. Причем создан также обширный рынок учебных материалов, программ, технических средств обучения. В этом случае менеджер по управлению персоналом организации-заказчика организует оформление договоров и оперативную связь со всеми организациями, оказывающими договорные услуги в области управления персоналом.

Наличие внешних специализированных организаций, выполненяющих трудовые функции по управлению персоналом организации, говорит о необходимости разработки системы профессиональных стандартов в этой области: например, по подбору персонала, оценке персонала, профессиональному развитию и др.

Необходимость разработки специализированного профессионального стандарта менеджера по управлению персоналом организации очевидна. Системно охватывая все обобщенные трудовые функции и трудовые функции вида профессиональной деятельности «Управление персоналом», прежде всего, на стратегическом и тактическом уровнях, а также оперативном уровне, он позволяет определить место каждого из специализированных профессиональных стандартов в рамках вида профессиональной деятельности управления персоналом, рассматривающих обобщенные трудовые функции, прежде всего. Основной целью вида профессиональной деятельности управления персоналом организации является обеспечение организации конкурентоспособными кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.

Для того, чтобы понять методологию разработки профессионального стандарта менеджера по управлению персоналом организации [10; 11] и убедиться в обоснованности, системности и полноте включения тех или иных трудовых функций и трудовых действий в настоящий стандарт, рассмотрим конкретный пример. Пример относится к одной из приведенных выше восьми обобщенных трудовых функций: управлять организационным проектированием развития системы и технологии управления организацией и ее персоналом.

Назовем возможные наименования должностей, для которых разрабатывается стандарт по названной обобщенной трудовой функции: директор департамента государственной службы и кадров, директор по персоналу организации, начальник службы управления (кадровой службы) персоналом, начальник отдела персонала, начальник отдела управления персоналом, менеджер по персоналу. Наименование должностей зависит от сферы трудовой деятельности организации, формы собственности, размера организации и т.д.

Требования к образованию и обучению: образовательные программы высшего профессионального образования: программы магистратуры или специалитета, программы дополнительного образования: профессиональной переподготовки и\или повышения квалификации.

Требования к опыту практическойработы: опыт практической работы от двух лет.

Указываются также особые условия допуска к работе. Такие условия приводятся в зависимости от специфики сферы трудовой деятельности.

Остановимся подробно на рассмотрении содержания трудовых функций, входящих в состав обобщенной трудовой функции «Управлять организационным проектированием развития системы и технологииуправления организацией и ее персоналом»: проводить обследование и анализ состояния

системы и технологии управления организацией и ее персоналом (см. табл. 2); управлять разработкой организационных проектов формирования и развития системы и технологии управления организацией и ее персоналом (см. табл. 3); управлять оргпроектированием организации труда и нормирования трудовых процессов (см. табл. 4); управлять оргпроектированием регламентации системы и технологии управления организацией и ее персоналом (см. табл. 5); формировать профессионально-квалификационную структуру персонала и штатное расписание организации (см. табл. 6). По каждой из перечисленных трудовых функций приведем трудовые действия, которые необходимо осуществить для их выполнения; необходимые умения и знания (компетенции) [1; 6; 9; 12], без которых невозможно качественное выполнение трудовых функций, обеспечивающих конкурентоспособность организации и ее персонала.

Таблица 2

Проводить обследование и анализ состояния системы и технологии управления

организацией и ее персоналом

Организовывать работу подразделений и временных проектных групп по системному обследованию и анализу состояния производственной системы организации, в том числе по элементам: производственные функции, организационная структура производства, производственный персонал, средства труда, предметы труда, методы организации производства, технология производства, готовая продукция или услуги

Организовывать работу подразделений и временных проектных групп по системному обследованию и анализу состояния системы управления организации, в том числе по подсистемам линейного руководства, стратегического управления персоналом и кадрового планирования, маркетинга на рынке труда и найма персонала, оценки персонала, профессионального развития персонала организации, мотивации и стимулирования персонала, социально-трудовых отношений и социальной защиты персонала организации, обеспечения функционирования системы и технологии управления персоналом

"рудовые действш Организовывать работу подразделений и временных проектных групп по системному обследованию и анализу состояния системы управления организации, в том числе по следующим элементам каждой из подсистем: функции управления, организационная структура управления, управленческий персонал, технические средства управления, информация, методы организации управления, технология управления, управленческие решения

Г"1 Организовывать работу подразделений и временных проектных групп по анализу соответствия системы управления производственной системе, текущим и перспективным целям организации, условиям внешней и внутренней сред

Организовывать работу подразделений и временных проектных групп по разработке задания на организационное проектирование, включающего формулировку результатов системного анализа состояния производства и управления организации, направлений совершенствования системы и технологии управления персоналом, требований к организационному проекту и расчет ожидаемых технико-экономических результатов - технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности и необходимости разработки организационного проекта

Организовывать проведение экспертизы и утверждение задания на оргпроектирование

« и

а

«

ч о X ю о <и

X

владеть методами организации системного обследования и анализа состояния производственной системы организации в разрезе составляющих ее элементов;

владеть методами организации системного обследования и анализа состояния системы управления орга-низации в разрезе составляющих ее подсистем и элементов;

владеть методами организации системного обследования и анализа соответствия системы управления производственной системе, текущим и перспективным целям организации, условиям внешней и внутренней сред;

организовать разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразности и необходимости разработки организационного проекта; организовать разработку задания на оргпроектирование;

организовать проведение экспертизы ТЭО и оргпроектирование и утверждение задания на оргпроектирование

«

и л и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со <и

а «

ч о X ю о <и

основы организационного проектирования, стадии и этапы разработки и внедрения проекта развития системы и технологии управления организацией и ее персоналом;

правила построения функционально-целевой модели системы управления организацией и ее персоналом;

состав подсистем системы управления персоналом организации и составляющих их элементов; методы проведения системного обследования и анализа (в том числе функционально-стоимостного анализа) состояния производственной системы и системы управления организации; методы анализа соответствия системы управления производственной системе, текущим и перспективным целям организации, условиям внешней и внутренней сред;

состав и содержание технико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразности и необходимости разработки организационного проекта системы и технологии управления организацией и ее персоналом; состав и содержание задания на оргпроектирование;

требования к экспертизе ТЭО и порядок утверждения задания на оргпроектирование

Таблица 3

Управлять разработкой организационных проектов формирования и развития системы и технологии управления организацией и ее персоналом

Организовывать разработку проектных мероприятий по развитию производственной системы организации в разрезе составляющих ее элементов

Сформулировать основную цель службы управления персоналом организации на основе оперативных и перспективных целей организации

Сформировать дерево целей системы управления персоналом организации

Сформировать состав функциональных подсистем системы управления персоналом организации и их важнейших трудовых функций

« « н о « Построить схемы функциональных взаимосвязей службы персонала с другими подразделениями организации

а Построить организационную структуру системы управления организацией и ее персоналом

-о « о ч ^ а Н Разработать мероприятия по развитию технологии управления персоналом организации: стратегическое управление персоналом и кадровое планирование, маркетинг на рынке труда и наем персонала, оценка персонала, профессиональное развитие персонала, мотивация и стимулирование персонала, социально-трудовые отношения и социальная защита персонала

Разработать мероприятия по развитию кадрового обеспечения системы управления персоналом организации

Разработать мероприятия по развитию делопроизводственного и документационного обеспечения системы управления персоналом организации

Разработать мероприятия по развитию информационно-технического обеспечения системы управления персоналом организации

Разработать мероприятия по развитию нормативно-методического и правового обеспечения системы управления персоналом организации

Разработать и осуществить мероприятия по внедрению организационного проекта

Проводить организационно-экономическую оценку результатов внедрения организационного проекта

« и

а

3

а «

4 о X ю о <и

X

владеть методами организационного проектирования системы и технологии управления персоналом (в том числе с использованием функционально-стоимостного метода); строить дерево целей системы управления организацией и ее персоналом;

формировать функциональные подсистемы и определять их важнейшие трудовые функции, исходя из целей системы управления персоналом;

строить организационную структуру системы управления персоналом на основе функциональных подсистем и схем функциональных взаимосвязей;

владеть методами построения функциональных и организационных структур управления организацией и ее персоналом исходя из целей организации;

распределять функции, полномочия и ответственность на основе их делегирования; владеть методами разработки, обоснования и реализации новых технологий управления персоналом организации;

разработать мероприятия по развитию кадрового обеспечения системы управления персоналом организации;

владеть методами разработки, обоснования и реализации мероприятий по развитию делопроизводственного и документационного, информационно-технического, нормативно-методического и правового обеспечения системы управления персоналом организации;

владеть технологиями преодоления локального сопротивления персонала изменениям в организации; рассчитывать социально-экономическую эффективность проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом организации

«

и л и

со <и

а «

ч о X ю о <и

основы организационного проектирования системы и технологии управления персоналом; классификация методов анализа и проектирования системы управления персоналом организации; методика организационного проектирования системы и технологии управления персоналом с использованием функционально-стоимостного анализа;

классификация проектных документов, разрабатываемых при проектировании и внедрении организационного проекта;

основы разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом; технологии преодоления локального сопротивления персонала изменениям в организации; методика оценки социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом организации

Таблица 4

Управлять оргпроектированием организации труда и нормирования трудовых процессов

Разрабатывать нормативные материалы для оценки должностей и нормирования труда

« «

н

о «

й

«

о

ч ^

а Н

Разрабатывать планы, вести учет и проводить анализ организации и нормирования труда

Вести учет количества, состава и уровня выполнения норм трудовых затрат, выполнения заданий по снижению трудоемкости изделий, применению технически обоснованных норм, экономического эффекта от их внедрения

Разрабатывать и внедрять технически обоснованные нормы трудовых затрат по различным видам работ, с учетом использования межотраслевых, отраслевых нормативов по труду

Определять внутриорганизационные нормы, рассчитанные на основе технических данных о производительности оборудования, результатов анализа затрат рабочего времени при применении наиболее производительных методов труда

Организовывать осуществление работы по нормированию труда на основе разработанных технологий и нормативов

Проводить хронометраж рабочего времени, фотографию рабочего дня в целях нормирования труда и расчета норм выработки

« и

а

«

ч о X ю о <и

X

владеть навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест;

владеть методами планирования, учета и анализа организации и нормирования труда;

владеть методами нормирования труда, оптимизации норм обслуживания и численности персонала;

владеть навыками проведения хронометража рабочего времени, фотографии рабочего дня;

владеть навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха

персонала;

владеть навыками обработки результатов анализа организации труда персонала и нормирования трудовых процессов;

владеть навыками разработки, обоснования и внедрения мероприятий по развитию научной организации труда и нормированию трудовых процессов;

разрабатывать локальные нормативные акты по организации труда

«

и л и

со <и

а «

ч о X ю о <и

X

научная организация и нормирование труда; нормативно-правовая база безопасности и охраны труда;

методы разработки рациональных режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала;

методы проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности;

методики обработки результатов анализа организации труда персонала и нормирования трудовых процессов;

методики разработки, обоснования и внедрения мероприятий по совершенствованию научной организации труда и нормированию трудовых процессов

Таблица 5

Управлять оргпроектироваиием регламентации системы и технологии управления

организацией и ее персоналом

Разрабатывать положение о порядке разработки, обоснования, утверждения и внедрения регламентов системы и технологии управления организацией и ее персоналом

« « н о Разрабатывать регламенты системы и технологии управления персоналом организации с учетом особенностей отдельных подистем: линейного руководства, стратегического управления персоналом и кадрового планирования, маркетинга на рынке труда и найма персонала, оценки персонала, профессионального развития персонала организации, мотивации и стимулирования персонала, социально-трудовых отношений и социальной защиты персонала организации, обеспечения функционирования системы и технологии управления персоналом

« й -о « о ч ^ а Разрабатывать регламенты системы и технологии управления персоналом организации с учетом особенностей отдельных элементов каждой из подсистем: функции управления, организационная структура управления, управленческий персонал, технические средства управления, информация, методы организации управления, технология управления, управленческие решения

Н Обосновывать необходимость разработки отдельных регламентов системы и технологии управления персоналом

Разрабатывать порядок внедрения регламентов системы и технологии управления персоналом

Организовывать контроль за разработкой, обоснованием, утверждением и внедрением регламентов системы и технологии управления персоналом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проводить обучение по использованию регламентов системы и технологии управления организацией и ее персоналом

« и

а

3

а «

4 о X ю о <и

X

владеть методами проектирования регламентирующей документации управленческой деятельности; владеть навыками разработки системы регламентов с учетом особенностей отдельных подсистем и элементов системы управления организацией и ее персоналом; владеть навыками выбора методов регламентации управленческого труда;

владеть методами расчета регламентов численности управленческого персонала по отдельным подсистемам системы управления персоналом;

владеть методами экономического обоснования процессов регламентации труда управленческого персонала; владеть методами информационно-технического обеспечения системы регламентации труда управленческого персонала;

владеть навыками внедрения и обучения по использованию регламентов системы и технологии управления персоналом организации

«

и л и

со <и

3

а «

4 о X ю о <и

X

классификация регламентов системы и технологии управления организацией и ее персоналом; классификация методов регламентации управленческого труда;

методические основы расчета и оценки количественных показателей деятельности управленческого персонала; методика расчета регламента численности управленческого персонала;

методы проектирования регламентирующей документации системы и технологии управления организацией и ее персоналом;

этапы разработки системы регламентов управленческого труда; методы моделирования регламентов управленческой деятельности;

основы разработки и внедрения корпоративных стандартов в области управления персоналом;

основы разработки и профессиональных стандартов системы и технологии управления персоналом организации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

Таблица 6

Формировать профессионально-квалификационную структуру персонала и штатное

расписание организации

« Формировать новую профессионально-квалификационную структуру персонала в соответствии с рекомендациями организационного проекта

со н о « Формировать новое штатное расписание с учетом изменений в проектируемой организационной структуре организации

й -о « о Согласовывать и организовывать утверждение на уровне руководства организации нового штатного расписания организации

ч ^ а Н Организовать внедрение новой профессионально-квалификационной структуры персонала организации

Организовать внедрение нового штатного расписания организации

Необходимые умения владеть навыками разработки профессионально-квалификационной структуры персонала организации; владеть навыками разработки штатного расписания организации; владеть современными методами построения профессионально-квалификационной структуры персонала организации (в том числе с использованием функционально-стоимостного метода); владеть современными методами разработки штатного расписания организации; владеть методами внедрения профессионально-квалификационных структур персонала и штатного расписания организации

л к

со <и

К К

ч и о

X ю о <и

основы организационного проектирования системы и технологии управления персоналом (в том числе с использованием функционально-стоимостного метода);

методика разработки, обоснования и внедрения профессионально-квалификационной структуры персонала организации;

методика разработки, обоснования и внедрения штатного расписания организации;

методика оценки социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом организации

Базовыми организациями-разработчиками профессионального стандарта являются Национальный союз организаций по подготовке кадров в области управления персоналом (Национальный союз «Управление персоналом»), Некоммерческое партнерство «Эксперты рынка труда», ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления». В настоящее время базовые организации-разработчики организуют профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями и профессиональными сообществами [8], организуют экспертизу проекта профессионального стандарта с целью учета результатов профессионально-общественного обсуждения и экспертизы при доработке проекта перед представлением его на утверждение в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Авторы настоящей статьи обращаются к многоуважаемым читателям с просьбой направить свои предложения и замечания по представленному материалу на один из адресов: ш8оир-2011@mail.ru или ardalion_kibanov@mail.ru.

Библиографический список

1. Белков Б.Б. Разработка и использование профессиональных стандартов, рамок и моделей компетенций // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2012. - № 3. - С. 24-28.

2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014.

3. Кибанов А.Я. Управление человеческими ресурсами - новая парадигма или новая стадия эволюции науки об управлении персоналом? // Кадровик. - 2013. - № 9. - С. 62-69.

4. Кибанов А.Я. «Управление персоналом» и «Управление человеческими ресурсами»: сущность,сходства и различия понятий // Кадровик. - 2013. - № 8. - С. 68-78.

5. Кибанов А.Я. Интеллектуальные ресурсы персонала и организации в целом // Кадровик. - 2013. - № 10. -С. 72-81.

6. Кибанов А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А.Я. Кибанов [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2014.

7. Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов. Утверждены приказом Минтруда РФ № 170н от 29 апреля 2013 г.

8. Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов. - М.: Минтруда РФ, 2014.

9. Митрофанова Е.А. Компетентностный подход в управлении персоналом. Управление персоналом: теория и практика: учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова[и др.]. - М.: Проспект, 2012.

10. Олейникова О.Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011.

11. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 23 от 22 января 2013 г.

12. Уиддст С. Руководство по компетенциям / С. Уиддст, С. Холлнфорд. - М.:Н1РРО, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.