Научная статья на тему 'О разработке новых педагогических методик преподавания вузовских дисциплин в сетевых условиях'

О разработке новых педагогических методик преподавания вузовских дисциплин в сетевых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБЛИОГРАФИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ МЕТОДИКИ / ПОИСК ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / VEBLIOGRAFIYA / VIRTUAL SPACE / NEW EDUCATIONAL TECHNIQUES / INFORMATION SEARCH / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Нонна Борисовна, Мельникова Александра Викторовна

Рассматривается возможность использования новых информационных технологий в учебном процессе, анализируются существующие проблемы поиска и получения информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility of use of new information technologies in educational process is considered, the existing problems of search and obtaining information are analyzed.

Текст научной работы на тему «О разработке новых педагогических методик преподавания вузовских дисциплин в сетевых условиях»

УДК 004.738.52:378.147

Н. Б. Зиновьева, А. В. Мельникова

О разработке новых педагогических методик преподавания вузовских дисциплин в сетевых условиях

Рассматривается возможность использования новых информационных технологий в учебном процессе, анализируются существующие проблемы поиска и получения информации.

Ключевые слова: веблиография, виртуальное пространство, новые учебные методики, поиск информации, информационная культура

Nonna B. Zinovieva, Aleksandra V. Melnikova

On the development of new pedagogical methods of teaching high school subjects in a network environment

Possibility of use of new information technologies in educational process is considered, the existing problems of search and obtaining information are analyzed.

Keywords: vebliografiya, virtual space, new educational techniques, information search, information culture

Исследовательским коллективом Краснодарского государственного университета культуры и искусств в рамках гранта РГНФ было проведено исследование информационного поведения студенческой молодежи в их взаимоотношениях с новейшими информационными технологиями. По его результатам вынуждены были констатировать, что учебный процесс в гуманитарных вузах пока не стал площадкой для апробации новейших информационных разработок в области современной педагогики. Вчерашние школьники приходят в высшие учебные заведения более подготовленными в плане информационных технологий, чем это себе представляют вузовские педагоги. И это не столько результат хорошей информационной подготовки в средней школе, сколько практики повсеместного каждодневного сетевого общения в студенческой среде.

Студенты также неплохо оснащены в техническом плане, имеют в пользовании значительный арсенал мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов, ридеров и других компьютерных средств. Самыми популярными и распространенными инструментами доступа к информации, ее распространения и даже хранения стали айфоны и планшеты с выходом в Интернет. С их помощью студенты скачивают разнообразный контент, пересылают его друг другу, фотографируют или просматривают через сеть расписание занятий, перефотографируют друг у друга конспекты лекций, страницы учебников, статей и другие рекомендованные материалы. Исследование показало большую активность студентов в отношении материалов, содер-

172

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

жащихся в Интернет, но, в то же время, констатировало ряд проблем, являющихся следствием современной информационной ситуации.

Прежде всего, и это отмечают все педагоги, - приобрела катастрофический характер работа студентов с текстами. Канули в прошлое те времена, когда студенты конспектировали источники, переписывая их от руки. Современные студенты не читают рекомендованные работы, а скачивают полные их тексты из электронных источников. Интернет идет им навстречу, предлагая уже готовые рефераты - «выжимки». В результате такой «подготовки» к занятиям студенты не видят в тексте его структурные части, не способны сформулировать проблему, не могут выделить аргументы, доказательства, выводы, предложения. Они не учатся отбирать главное, следить за движением мысли автора, обобщать, экстраполировать, распространять положения и выводы из одной сферы на другую и таким образом осуществлять выводное знание. И всему виной - легкость копирования, предоставленная информационными технологиями.

Сегодняшняя задача педагогических методик - через новые технологии вернуть студентов к тексту, заставить работать с ним в аудитории под руководством педагога. Тем более, что сам педагогический процесс активно модернизируется. В образовании разрабатываются новые педагогические технологии на основе Mobile learning (m-learning), представляющей собой использование мобильных и портативных it-устройств, мобильных телефонов, ноутбуков, планшетных ПК в преподавании и обучении, своего рода разновидность дистанционного обучения. Мобильные телефоны оснащаются картами памяти с учебным содержанием в различных формах (видео, аудио, текст, изображение) для использования студентами и дополнение к аудиторному обучению. Новый шаг в развитии педагогических методик стал возможен благодаря высокоскоростному, безлимитному и мобильному Интернету, позволяющему развивать облачные технологии, в результате чего стал возможен переход от собирательства ресурсов в своем личном пространстве (в виде сбора полных текстов на каком-либо накопителе) к гарантированному получению нужной информации из сети - «облака», причем, быстро и в полном объеме. Таким образом, появление облачных технологий, а также гаджетов, позволяющих в мобильном варианте обеспечить выход в сеть, делают это направление педагогического процесса весьма перспективным.

Кроме того, ресурсы Интернет - и это сегодня доминирующая тенденция - все больше и больше наполняются качественным контентом, причем зачастую не имеющим аналогов в печатном варианте, который можно и нужно использовать в педагогическом процессе. Наполнение сетевых ресурсов полными текстами, гарантированный и легкий к ним доступ позволяет по-новому выстроить педагогический процесс в высшей школе.

Суть предлагаемой педагогической методики не нова - новым является подход к ней, ее реальное осуществление. Первым шагом к ее осуществлению стало

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

173

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

открытие педагогическим коллективом кафедры документоведения и информационной культуры КГУКИ в сети Интернет, в одной из социальных сетей (а именно, ВКонтакте), учебной странички. Выбор именно этой социальной сети обусловлен одним ее достоинством - она предоставляет поле достаточного объема для внесения собственной информации, доступной для посетителей этой страницы. Для эксперимента предварительно были отобраны предметы и подобраны ссылки в Интернете на адреса текстов, используемых в учебном процессе. Заходя на учебной страничке по ссылке на указанный адрес со своих мобильных телефонов, ноутбуков и планшетов, студенты получают прямо в аудитории доступ к полным текстам.

Программы гуманитарных дисциплин так или иначе отсылают студентов к текстам различного содержания, не только учебников и учебных пособий, но научных статей, законов, стандартов, исторических источников и т. д. Во-первых, задача педагога - разыскать полные тексты, скопировать их электронные адреса, снабдить их краткой аннотацией, создав таким образом веблиографический список. Во-вторых, необходимо сформировать комплект заданий для работы с такими текстами в аудитории. Проблема заключается в том, что научные статьи и монографии, законы и стандарты, не говоря уже про исторические источники, не адаптированы к учебному процессу, к восприятию студентов, особенно учащихся младших курсов. Для того чтобы научиться работать с такими текстами, их нужно уметь разбивать на смысловые куски, из кусков выбирать главную мысль, сокращать текст, убирая избыточность, упрощать его, если он слишком длинный и сложный, производя в уме аналитические процедуры. Следовательно, осуществлять сжатие материала до достижения компактности, мысленное оперирование с текстом, что позволяет глубже постичь взаимосвязи между разделами курса и отдельными понятиями. Подобные методики возвращают нас к текстам, но не для их запоминания и последующих ответов на семинарах, зачетах, экзаменах, а отсылает нас к самоценности самого феномена публикаций, к пониманию ее значения в гуманитарном знании.

Диапазон возможных заданий широк. Как вариант - может фигурировать рассмотрение используемой в дисциплине терминологии и ее сравнительный анализ по разным текстам, в том числе законодательным и нормативным; ответы на заранее сформулированные поставленные вопросы. Можно заняться конспектированием с выделением фрагментов текста, их копированием и составлением общего конспекта, производя структурный анализ работы с вычленением авторской концепции, что более актуально в отношении научных статей и т. д. Ссылка может быть сделана не на один источник, а на ряд источников, в результате чего легко проводить сравнительный анализ разных источников, сравнивать позиции авторов. Особенно удобна эта технология в отношении редких текстов, которые только Интернет ввел в активный социальный оборот, ранее они были доступны лишь в архивах.

Весьма интересна работа с Википедией, которая может заключаться в сборе имеющих отношение к дисциплине тем и вопросов, анализ дефиниций, представ-

174 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

ленных в этой саморазвивающейся энциклопедии, дискуссия об их содержательной достаточности и корректности. По гипертекстовым ссылкам возможно построение терминологической карты дисциплины. Дидактические преимущества такого метода очевидны: он предполагает не только знакомство с терминами, но и выявление связи между ними. Статьи в Википедии снабжены списком использованных материалов, что дает возможность уточнить авторский взгляд на проблему.

Интересно может выглядеть задание по работе с электронными каталогами библиотек. Заранее педагог делает ссылки на находящиеся в открытом доступе электронные каталоги и дает задание - сделать тематические подборки для разных целевых групп и т. д. Возможна отработка заданий на поиск. Таким же образом в аудитории можно проводить анализ сайтов библиотек, их наполнения, предлагаемых продуктов и услуг.

Дидактический ресурс по предмету преподаватель может создавать совместно со студентами, раздавая задание собрать электронные адреса по конкретной теме в виде базы данных. В ресурсе должен быть представлен перечень закладок по каждой рассматриваемой теме, сгруппированный по содержанию, по видам документов, по дидактическим задачам и т. д. Последующее накопление ссылок в создаваемом таким образом электронном ресурсе по дисциплине будет способствовать работе студентов с источниками, содержащими более качественную, достоверную информацию, обладающую дидактическими и научными достоинствами. Подготовленные списки ссылок могут находиться как на страничке в сети, так на любом электронном носителе, легко копируются и обеспечивают легкий и быстрый доступ к полным текстам.

Следующий шаг - это коррекция рабочих программ дисциплин в электронном формате, где могут быть представлены все задания со ссылками на необходимые в учебном процессе адреса публикаций. И эта рабочая программа также могла бы быть выставлена на сайте вуза (кафедры).

Достоинства такой методики:

1. Студенты рассматривают педагогические технологии не как нечто застывшее и архаичное, а как перспективное, идущее в ногу со временем. Это повышает мотивацию к учебе и самооценку;

2. Задания на страничке в социальных сетях дают возможность студентам отрабатывать пропущенные занятия, сдавать разницу, заниматься самостоятельно в случае болезни и т. д.

3. Заставляя вчитываться в тексты, мы тем самым расширяем кругозор студентов и отрабатываем аналитические навыки мышления;

4. Методика дает возможность содержательно углубить знания студентов, знакомя их с редкими и эксклюзивными текстами, достать которые в бумажном тиражированном варианте ранее было затруднительно;

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

175

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

5. Более эффективно решается проблема учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Но, безусловно, как и у любой методики, есть некоторые проблемы:

1. Нужные ресурсы не всегда доступны, иногда они запаролены, платны и т. д.

2. Необходимо соответствующее техническое оснащение - как минимум wi-fi в аудитории;

3. Педагог должен первоначально сам освоить эту технологию. Идеальным было бы преподавание в связке опытного преподавателя-предметника и молодого ассистента, помогающего установить сетевое взаимодействие.

4. Безусловно, при таком подходе в какой-то степени теряется контекст публикации, уходит сложная ассоциативная информативность, которая всегда возникает при пролистывании печатного источника, оценке его внешних элементов оформления, ненаправленного чтения, случайных открытий при просмотре соседствующих публикаций и т. д. Поэтому электронная публикация стопроцентно заменить книгу как величайший социокультурный феномен не может. Но может решить прагматические задачи узконаправленного характера в учебном процессе.

В итоге вышесказанного можно сделать следующий вывод: новая технология не заменяет, а дополняет уже опробованные и зарекомендовавшие себя в учебном процессе высшей школы. И игнорировать этот путь, думается, нам не следует.

176

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.