УДК 004.738.52:378.147
Н. Б. Зиновьева, А. В. Мельникова
О разработке новых педагогических методик преподавания вузовских дисциплин в сетевых условиях
Рассматривается возможность использования новых информационных технологий в учебном процессе, анализируются существующие проблемы поиска и получения информации.
Ключевые слова: веблиография, виртуальное пространство, новые учебные методики, поиск информации, информационная культура
Nonna B. Zinovieva, Aleksandra V. Melnikova
On the development of new pedagogical methods of teaching high school subjects in a network environment
Possibility of use of new information technologies in educational process is considered, the existing problems of search and obtaining information are analyzed.
Keywords: vebliografiya, virtual space, new educational techniques, information search, information culture
Исследовательским коллективом Краснодарского государственного университета культуры и искусств в рамках гранта РГНФ было проведено исследование информационного поведения студенческой молодежи в их взаимоотношениях с новейшими информационными технологиями. По его результатам вынуждены были констатировать, что учебный процесс в гуманитарных вузах пока не стал площадкой для апробации новейших информационных разработок в области современной педагогики. Вчерашние школьники приходят в высшие учебные заведения более подготовленными в плане информационных технологий, чем это себе представляют вузовские педагоги. И это не столько результат хорошей информационной подготовки в средней школе, сколько практики повсеместного каждодневного сетевого общения в студенческой среде.
Студенты также неплохо оснащены в техническом плане, имеют в пользовании значительный арсенал мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов, ридеров и других компьютерных средств. Самыми популярными и распространенными инструментами доступа к информации, ее распространения и даже хранения стали айфоны и планшеты с выходом в Интернет. С их помощью студенты скачивают разнообразный контент, пересылают его друг другу, фотографируют или просматривают через сеть расписание занятий, перефотографируют друг у друга конспекты лекций, страницы учебников, статей и другие рекомендованные материалы. Исследование показало большую активность студентов в отношении материалов, содер-
172
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
жащихся в Интернет, но, в то же время, констатировало ряд проблем, являющихся следствием современной информационной ситуации.
Прежде всего, и это отмечают все педагоги, - приобрела катастрофический характер работа студентов с текстами. Канули в прошлое те времена, когда студенты конспектировали источники, переписывая их от руки. Современные студенты не читают рекомендованные работы, а скачивают полные их тексты из электронных источников. Интернет идет им навстречу, предлагая уже готовые рефераты - «выжимки». В результате такой «подготовки» к занятиям студенты не видят в тексте его структурные части, не способны сформулировать проблему, не могут выделить аргументы, доказательства, выводы, предложения. Они не учатся отбирать главное, следить за движением мысли автора, обобщать, экстраполировать, распространять положения и выводы из одной сферы на другую и таким образом осуществлять выводное знание. И всему виной - легкость копирования, предоставленная информационными технологиями.
Сегодняшняя задача педагогических методик - через новые технологии вернуть студентов к тексту, заставить работать с ним в аудитории под руководством педагога. Тем более, что сам педагогический процесс активно модернизируется. В образовании разрабатываются новые педагогические технологии на основе Mobile learning (m-learning), представляющей собой использование мобильных и портативных it-устройств, мобильных телефонов, ноутбуков, планшетных ПК в преподавании и обучении, своего рода разновидность дистанционного обучения. Мобильные телефоны оснащаются картами памяти с учебным содержанием в различных формах (видео, аудио, текст, изображение) для использования студентами и дополнение к аудиторному обучению. Новый шаг в развитии педагогических методик стал возможен благодаря высокоскоростному, безлимитному и мобильному Интернету, позволяющему развивать облачные технологии, в результате чего стал возможен переход от собирательства ресурсов в своем личном пространстве (в виде сбора полных текстов на каком-либо накопителе) к гарантированному получению нужной информации из сети - «облака», причем, быстро и в полном объеме. Таким образом, появление облачных технологий, а также гаджетов, позволяющих в мобильном варианте обеспечить выход в сеть, делают это направление педагогического процесса весьма перспективным.
Кроме того, ресурсы Интернет - и это сегодня доминирующая тенденция - все больше и больше наполняются качественным контентом, причем зачастую не имеющим аналогов в печатном варианте, который можно и нужно использовать в педагогическом процессе. Наполнение сетевых ресурсов полными текстами, гарантированный и легкий к ним доступ позволяет по-новому выстроить педагогический процесс в высшей школе.
Суть предлагаемой педагогической методики не нова - новым является подход к ней, ее реальное осуществление. Первым шагом к ее осуществлению стало
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
173
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
открытие педагогическим коллективом кафедры документоведения и информационной культуры КГУКИ в сети Интернет, в одной из социальных сетей (а именно, ВКонтакте), учебной странички. Выбор именно этой социальной сети обусловлен одним ее достоинством - она предоставляет поле достаточного объема для внесения собственной информации, доступной для посетителей этой страницы. Для эксперимента предварительно были отобраны предметы и подобраны ссылки в Интернете на адреса текстов, используемых в учебном процессе. Заходя на учебной страничке по ссылке на указанный адрес со своих мобильных телефонов, ноутбуков и планшетов, студенты получают прямо в аудитории доступ к полным текстам.
Программы гуманитарных дисциплин так или иначе отсылают студентов к текстам различного содержания, не только учебников и учебных пособий, но научных статей, законов, стандартов, исторических источников и т. д. Во-первых, задача педагога - разыскать полные тексты, скопировать их электронные адреса, снабдить их краткой аннотацией, создав таким образом веблиографический список. Во-вторых, необходимо сформировать комплект заданий для работы с такими текстами в аудитории. Проблема заключается в том, что научные статьи и монографии, законы и стандарты, не говоря уже про исторические источники, не адаптированы к учебному процессу, к восприятию студентов, особенно учащихся младших курсов. Для того чтобы научиться работать с такими текстами, их нужно уметь разбивать на смысловые куски, из кусков выбирать главную мысль, сокращать текст, убирая избыточность, упрощать его, если он слишком длинный и сложный, производя в уме аналитические процедуры. Следовательно, осуществлять сжатие материала до достижения компактности, мысленное оперирование с текстом, что позволяет глубже постичь взаимосвязи между разделами курса и отдельными понятиями. Подобные методики возвращают нас к текстам, но не для их запоминания и последующих ответов на семинарах, зачетах, экзаменах, а отсылает нас к самоценности самого феномена публикаций, к пониманию ее значения в гуманитарном знании.
Диапазон возможных заданий широк. Как вариант - может фигурировать рассмотрение используемой в дисциплине терминологии и ее сравнительный анализ по разным текстам, в том числе законодательным и нормативным; ответы на заранее сформулированные поставленные вопросы. Можно заняться конспектированием с выделением фрагментов текста, их копированием и составлением общего конспекта, производя структурный анализ работы с вычленением авторской концепции, что более актуально в отношении научных статей и т. д. Ссылка может быть сделана не на один источник, а на ряд источников, в результате чего легко проводить сравнительный анализ разных источников, сравнивать позиции авторов. Особенно удобна эта технология в отношении редких текстов, которые только Интернет ввел в активный социальный оборот, ранее они были доступны лишь в архивах.
Весьма интересна работа с Википедией, которая может заключаться в сборе имеющих отношение к дисциплине тем и вопросов, анализ дефиниций, представ-
174 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
ленных в этой саморазвивающейся энциклопедии, дискуссия об их содержательной достаточности и корректности. По гипертекстовым ссылкам возможно построение терминологической карты дисциплины. Дидактические преимущества такого метода очевидны: он предполагает не только знакомство с терминами, но и выявление связи между ними. Статьи в Википедии снабжены списком использованных материалов, что дает возможность уточнить авторский взгляд на проблему.
Интересно может выглядеть задание по работе с электронными каталогами библиотек. Заранее педагог делает ссылки на находящиеся в открытом доступе электронные каталоги и дает задание - сделать тематические подборки для разных целевых групп и т. д. Возможна отработка заданий на поиск. Таким же образом в аудитории можно проводить анализ сайтов библиотек, их наполнения, предлагаемых продуктов и услуг.
Дидактический ресурс по предмету преподаватель может создавать совместно со студентами, раздавая задание собрать электронные адреса по конкретной теме в виде базы данных. В ресурсе должен быть представлен перечень закладок по каждой рассматриваемой теме, сгруппированный по содержанию, по видам документов, по дидактическим задачам и т. д. Последующее накопление ссылок в создаваемом таким образом электронном ресурсе по дисциплине будет способствовать работе студентов с источниками, содержащими более качественную, достоверную информацию, обладающую дидактическими и научными достоинствами. Подготовленные списки ссылок могут находиться как на страничке в сети, так на любом электронном носителе, легко копируются и обеспечивают легкий и быстрый доступ к полным текстам.
Следующий шаг - это коррекция рабочих программ дисциплин в электронном формате, где могут быть представлены все задания со ссылками на необходимые в учебном процессе адреса публикаций. И эта рабочая программа также могла бы быть выставлена на сайте вуза (кафедры).
Достоинства такой методики:
1. Студенты рассматривают педагогические технологии не как нечто застывшее и архаичное, а как перспективное, идущее в ногу со временем. Это повышает мотивацию к учебе и самооценку;
2. Задания на страничке в социальных сетях дают возможность студентам отрабатывать пропущенные занятия, сдавать разницу, заниматься самостоятельно в случае болезни и т. д.
3. Заставляя вчитываться в тексты, мы тем самым расширяем кругозор студентов и отрабатываем аналитические навыки мышления;
4. Методика дает возможность содержательно углубить знания студентов, знакомя их с редкими и эксклюзивными текстами, достать которые в бумажном тиражированном варианте ранее было затруднительно;
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
175
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
5. Более эффективно решается проблема учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Но, безусловно, как и у любой методики, есть некоторые проблемы:
1. Нужные ресурсы не всегда доступны, иногда они запаролены, платны и т. д.
2. Необходимо соответствующее техническое оснащение - как минимум wi-fi в аудитории;
3. Педагог должен первоначально сам освоить эту технологию. Идеальным было бы преподавание в связке опытного преподавателя-предметника и молодого ассистента, помогающего установить сетевое взаимодействие.
4. Безусловно, при таком подходе в какой-то степени теряется контекст публикации, уходит сложная ассоциативная информативность, которая всегда возникает при пролистывании печатного источника, оценке его внешних элементов оформления, ненаправленного чтения, случайных открытий при просмотре соседствующих публикаций и т. д. Поэтому электронная публикация стопроцентно заменить книгу как величайший социокультурный феномен не может. Но может решить прагматические задачи узконаправленного характера в учебном процессе.
В итоге вышесказанного можно сделать следующий вывод: новая технология не заменяет, а дополняет уже опробованные и зарекомендовавшие себя в учебном процессе высшей школы. И игнорировать этот путь, думается, нам не следует.
176
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •