М.В. Фомин. О раннехристианской живописи Херсонеса—Херсона...
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК: 94 (477.7)
М.В. Фомин
О РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЖИВОПИСИ ХЕРСОНЕСА—ХЕРСОНА
IV—VI ВВ.
Вопрос формирования раннехристианской художественной традиции остается сложным, несмотря на длительное исследование и значительное количество публикаций. Особенно дискуссионной является проблема возникновения самой художественной системы. В течение длительного времени местом «рождения» христианского искусства считались катакомбы Рима. Их открытие положило начало истории изучения раннехристианской художественной традиции. Огромное количество памятников, как в самом Риме, так и тесно связанных с ним областях, привлекли внимание историков, археологов, искусствоведов. Возникли исследовательские центры, породившие научные школы1. Но существовала и другая точка зрения. Некоторые ученые искали корни раннехристианского искусства на Востоке1 2 3.
Во многом ситуацию изменили революционные открытия в Дура-Европос . Обнаруженные здесь памятник, в том числе и самый ранний из известных христианских культовых комплексов «Domus ecclesia», сохранивший росписи и граффити, во многом перевернули взгляд на устоявшиеся теории происхождения христианской художественной системы4. Американский археолог и востоковед Дж. Х. Брестед, впервые опубликовавший фрески из Дура-Европос, заявлял, что они являются предшественниками византийского искусства5.
Комплексные исследования памятников этого небольшого города на Евфрате позволили обосновать новую гипотезу — раннехристианская художественная традиция сформировалась на Востоке, и оттуда с мигрантами проникла в Рим, где стала фундаментом для иконографии катакомб6 7. В дальнейшем эта теория получила свое развитие и не однократно озвучивалась специалистами . Действительно, среди христиан Вечного города
1 См. подробнее: Беляев Л. А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. СПб., 2001. С. 71—111.
2 См. подробнее: Strzygowski J. Orient oder Rom: Beitrage zur Geschichte der Spatantiken und Frnhchristlichen Kunst. Leipzig, 1901; Бонгард-Левин Г. М., Литвиненко Ю. Н. Парфянский выстрел. М. 2003.
3 Rostovtzeff M. I. Dura-Europos and its Art. Oxford, 1938.
4 Бонгард-Левин Г. М., Литвиненко Ю. Н. Парфянский выстрел. М. 2003. С. 260—281.
5 Breasted J. Oriental Forerunners of Byzantine Painting. ^icago, 1924. Р. 189.
6 Чаковская Л. С. Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли III—VI вв. н.э. М., 2011. С. 20—35.
7 Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966. С. 145, 183; Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999. С. 12.
82
Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. V
было много выходцев с Ближневосточного региона — территории динамичного распространения христианства. Об этом свидетельствуют как христианские, так и нехристианские источники. Более того, по мнению ряда авторов открытия в Дура-Европос позволяют предположить, что количество христиан в Империи было гораздо больше, чем сообщают об этом источники8.
Но, тем не менее, многие авторы стремятся максимально сжато охарактеризовать вопрос христианского искусства первых вв. в своих исследованиях, переходя к более позднему периоду уже византийского искусства — к эпохе Юстиниана. Это легко объяснимо: артефакты, относящиеся к первым вв. н.э. — единичны. Тем более актуально становиться анализ открытых объектов на территории Херсонеса Таврического. За почти 200 лет исследования накоплена значительная коллекция памятников раннехристианского искусства относящихся к периоду IV—VI вв. — ко времени формирования самой художественной традиции. Среди уникальных находок необходимо указать росписи херсонесских склепов, фрески и мозаику ранней церкви стоявшей на месте «Базилики 1935 г.», фрагменты скульптуры и культовые сооружения. По своему значению они могут быть поставлены в один ряд с росписями римских катакомб и фресками Дура-Европос. По ним можно проследить процесс становления и развития раннехристианской художественной традиции в позднеантичном Херсонесе, ее происхождение и пути дальнейшего развития.
Наиболее подробно изученной и многократно рассмотренной в историографии является погребальная живопись херсонесских раннехристианских склепов. Сегодня известно 13 погребальных сооружений содержащих росписи. Подробное описание восьми из них вошло в фундаментальный труд М. И. Ростовцева9. Материалы о двух склепах (№ 1 и 2), открытых в 1998—1999 гг., были опубликованы в приложении к работе В. М. Зубаря и А. И. Хворостяного10 11 12 13 14. В 2002 г. были обнаружены склепы с росписями11 и с граффити, нанесенными по сырой штукатурке, исследованные в 2006 г.1 . В 2008 г. был открыт и исследован склеп «со сценами охоты», относящийся к «языческой» эпохе, но несущий важную информацию о предшествовавшей христианству художественной традиции в Херсонесе . Острым остается вопрос датировки этих сооружений. Так, М. И. Ростовцев относил эти памятники ко второй половине IV — к началу V вв.1 ; эту дату поддержали П. Д. Диатроптов15, Л. Г. Хрушкова16, И. А. Завадская17; Е. Я. Туровский, А. А. Филиппенко18
8 Бонгард-Левин Г. М., Гаибов В. А., Кошеленко Г. А. Распространение християнства на Востоке (в свете исследования памятников Дура Европос) // ВДИ. 2005. № 3. С. 58—72
9 РостовцевМ. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913.
10 Зубарь В. М. От язычества к христианству. Начальный этап проникновения и утверждения христианства на юге Украины (вторая половина III—первая половина VI вв.). К., 2000. С. 144—154.
11 Marchenko L.V. A New Early Christian Cript in the Outskirts of Chersoneses Tauric. // International Conference: The Cult of Martyrs and Relics and its Architecture in East and West (3d—7th c. AD). Varna, 2003. Р. 19—20.
12 Туровский Е. Я. Отчет об археологичесских исследованиях участка некрополя Херсонеса у загородного храма в 2006 г. // НА НЗХТ. Д. № 3856.
13 См. Подробнее: Рішняк О. Садова О., Туровський Є, Філіппенко А. Некрополь Херсонеса Таврійського. Нові сторінки в історії досліджень. Львів, 2012.С. 54—79.
14 Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1914. С. 451, 457, 462, 469, 503—507.
15 Диатроптов П. Д. Еще раз к вопросу о датировке росписей херсонесских христианских склепов // Церковная археология южной Руси. Сборник материалов международной конференции «Церковная археология: проблемы, поиски, открытия» (Севастополь, 2001 г.). Симферополь, 2002. С. 34—36.
83
М.В. Фомин. О раннехристианской живописи Херсонеса—Херсона...
и М. В. Фомин16 17 18 19 датировали их серединой IV в.; А. Е. Филиппов относит их к концу III—IV вв.20; мнение о более позднем создании расписных склепов - не ранее второй половины V— VI вв., отстаивал В. М. Зубарь21.
Не меньший интерес представляют росписи и мозаика ранней «Базилики 1935 г.», отождествляемой рядом авторов с церковью построенной св. еп. Эферием22. А. Л. Якобсон23 и Е. Н. Жеребцов24 относили их к IV—V вв. И. А. Завадская датирует концом IV в.25 Мозаика «Базилики 1935 г.» близка по стилю и художественным приемам мозаикам более поздних храмов26 27. Сюжеты фрески, а так же техника выполнения близки погребальной живописи склепов и являются результатами работы одной художественной школы.
Система росписи херсонесских раннехристианских катакомб (как их именовали первые исследователи) включает «Инкрустационный» стиль имитирующий отделку мрамором (прослеживается в склепах 1853 г.; 1894 г.; 1903 г.; 1905 г.; 1907 г.; №1 1998—1999 гг. (6 склепов из 13) и фресках ранней «Базилики 1935 г.»). Символическое изображение плит передается прямоугольниками, в которые вписаны ромбы или круги. Происхождение этого стиля можно связать с эллинистическим Востоком . Не меньший интерес представляет «Цветочный» стиль, который предполагает изображения листьев, цветов, деревьев, гирлянд,
16 Хрушкова Л. Г. Христианские памятники Крыма (состояние изучения) // ВВ. 2004. Т. 63 (88). С. 168—194.
17 Завадская И. А. Декоративно-символическая система росписи херсонесских христианских склепов. // МАИЭТ. 2005. Вып. 11. С. 258—288.
18 Туровский Е. Я. Филиппенко А. А. Отчет об археологических исследованиях участка некрополя Херсонеса у загородного храма в 2006 г. // НА НЗХТ. Д. № 3856; Туровский Е. Я. Участок херсонесского некрополя у загородного храма Богородицы Влахернской: некрополь святых? // Херсонес — город святого Климента. Тезисы и сообщения VI Международной конференции по Церковной археологии (Севастополь 12—18 сентября 2011). Севастополь, 2011. С. 40.
19 См. подробнее Фомин М.В. Погребальная традиция и обряд в византийском Херсоне (IV—X вв.). Харьков, 2011. С. 95—113.
20 Филиппов А.Е. Росписи раннехристианских склепов Херсонеса Таврического в контексте художественной традиции: синтез с архитектурой, символика, литургическая основа // Очерки по истории христианского Херсонеса / отв. ред. С .А. Беляев. СПб., 2009. С. 318.
21 Зубарь В. М. По поводу датировки христианской росписи склепов из некрополя Херсонеса -Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1988. С. 12; Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству. К., 2000. С. 158—163.
22 Подробнее см.: Фомин М. В. Погребальная традиция и обряд в византийском Херсоне (IV—X вв.). Харьков, 2011. С. 95—113.
23 Якобсон А. Л. К изучению фресок из южного базилики 1935 г. // ВВ. 1980. Т. 41. С. 96—103
24 Жеребцов Е. Н. Раскопки базилики 1935 г. в Херсонесе. Замечания к археологической ситуации // Очерки по истории христианского Херсонеса / отв. ред. С.А.Беляев. СПб., 2009. С. 139—150
25 Завадская И. А. Проблемы стратиграфии и хронологии архитектурного комплекса «базилика 1935 года» в Херсонесе // МАИЭТ. 1996. Вып. V. С. 94—105.
26 О происхождении сюжетов херсонесских мозаик см. подробнее: Литовченко А. Н., Фомин М. В., Чекаль А. Г. О происхождение раннехристианской художественной традиции в византийском Херсоне // Кондаковские чтения — III. Человек и эпоха: Античность — Византия — Древняя Русь. Белгород, 2010. С.121—133.
27 Ернштедт Е. В. Монументальная живопись Северного Причерноморья // Античные города Северного Причерноморья. М. —Л., 1955. Т. 1. С. 256, 272.
84
Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. V
виноградной лозы, растительных узоров (присутствует фактически во всех известных памятниках). Происхождение стиля относят к эллинистическому Египту28.
Формирование данной традиции связано с представлениями о Царствии Небесном. Ближневосточная культура сформулировала восприятие Рая как вечноцветущего сада. Самые ранние литературные описания Рая: апокриф «Апокалипсис Петра»29, составлен не позднее 170 г.)30 и поэма св. Ефрема Сирина (306—372/73) «О рае»31, во многом повторяют друг друга. Система росписи раннехристианских памятниках перекликается с образами Рая из литературных произведений. Так, в склепе 1853 г. одна из локул отделялась плитами, на которых были изображены плодовые деревья, в самой нише на стене изображен венок как символ победы над смертью. Росписи согласуются с шестой главой поэмы св. Ефрема. В росписях склепов 1853 г., 1905 г., 1909 г. присутствуют образы Евхаристической трапезы. Систем декоративного убранства внутреннего пространства «Базилики 1935 г.» так же отвечает этой традиции: растительные гирлянды, среди которых помещены птицы, напольный мозаичный ковер, окаймленный плющом, изображение чаши с произрастающим из нее виноградом, канфар. Вся система внутреннего декоративного убранства была выполнена в единой концепции.
Среди сюжетов, распространенных в раннехристианском искусстве значительный интерес представляет изображения птиц. Образ птицы часто встречается в Евангелии, в образе голубя Святой Дух снизошел на Спасителя во время Крещения. По окончании потопа (Быт. 8:11) именно голубь возвратившийся с масличной ветвью. Христос в проповедях часто обращался к образу птиц «Взгляните на птиц небесных, они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 10:29). Птицы выступают как символ духовного начала, они образ смиреной и боголюбивой души. В раннехристианских изображениях особое место занимают павлины. Согласно эллинистическим представлениям павлин был символом бессмертия32, основанием для этого послужило представление о нетленности плоти этой птицы33. Павлин мог выступать как символ Воскресения34. Образ павлина часто соотносится с образами рая — пальмовыми ветвями, цветами, гирляндами35 но особенно стоит отметить композицию с павлинами расположенными симметрично вокруг объекта (гирлянды - склеп «на земле Н.И.Тура», вокруг чаши - мозаики загородного храма Богородицы Влахернской, вокруг сосуда - сирийские мозаики). Основой изображения является горизонтальная, зеркально-симметричная, трёхчастная композиция с центральным элементом. Мотив павлинов, пьющих или вкушающих из чаши или стоящих по сторонам от неё несет образ Евхаристии. Павлины, несущие гирлянду («склеп на земле Н.И. Тура») могут символизировать Воскрешение как победу над тленом, над смертью.
В некоторых склепах встречаются изображения людей (Склепы 1853 г., 1894 г., 1909 г., «на земле Н.И. Тура», №2 1998—1999 гг.). Техника их начертания, композиции фигур
8 Там же. С. 262.
29 Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 215—217.
30 Мецгер Б. М. Канон Нового Завета. М., 1998. С. 300—303.
31 Ефрем Сирин. Творения. В 5 тт. М., 1989. Т. 4. С. 258—297.
32 Белова О. В. «Физиолог» древнейшей редакции: к истории изучения и публикации // Физиолог александрийской редакции / Пер. Я. И. Смирнова. М., 1990. С. 13.
33 Уваров А. С. Христианская символика. М., 2001. С. 199— 201
34 Там же. С. 202—203
35 Там же. С. 202—203
85
М.В. Фомин. О раннехристианской живописи Херсонеса—Херсона...
наталкивают на параллели с росписями Дура-Европос36. В ряде склепов (1853 г., 1907 г., «на земле Н. И. Тура» и «Склепе Аристона») присутствуют изображения хризмы.
Сохранившийся фрагмент мозаики ранней «Базилики 1935 г.» (IV в.) включает изображение канфара и виноградной лозы, растительных узоров37 38. В византийских херсонесских мозаиках (традиционно датируемых VI—VII вв.), как и в более ранних росписях, преобладают орнаментально-символические мотивы, образы птиц, цветов, винограда, изображения чаш, канфаров, геометрических символов, состоящих из вписанных в прямоугольник ромба, а в ромб — круга.
Истоки художественной традиции, лежащей в основе херсонесской школы, имеют свои аналогии. Так, «мастерские Антиохии, долго сохранявшие античные традиции, были главным художественным центром, передававшим эти традиции другим землям христианского Востока» . Мозаики Херсонеса — Херсона имеют множество аналогий с мозаичными композициями христианских комплексов Сирии39. Даже беглый взгляд позволяет проследить прямую аналогию с мозаичными изображениями из музеев городов Маара и Апамея (Северная Сирия). Их собрание составляют мозаики из «мертвых городов», расположенных на севере Сирии между Алеппо и Хамой40. А. Е. Филиппов проводит параллель херсонесских мозаик и памятников Палестины и Ливана. В частности, мозаики церкви в Табге, возведенной на месте чуда умножения хлебов, мозаичный пол ливанской церкви в Бет-Мери41. Аналогия распространяется не только на иконографию, но и на стилистику изображений.
Анализ сюжетов, элементов из которых они сформированы, приемов указывает на определенную семантическую и эстетическую связь херсонесских изображений с раннехристианской традицией Ближневосточного региона. В некоторых случаях можно говорить о фактической идентичности сюжетов, многие композиции составлены на основании неких «стандартных прописей»42. Это вполне закономерно, если учесть пути проникновения христианства в город.
Привнесенная художественная система в позднеантичную эпоху на херсонесскую почву, получила распространение в погребальной живописи, фресковых росписях и напольных мозаиках. При этом необходимо отметить, существующие на сегодняшний день памятники позволяют констатировать, что данная традиция сохранилась и получила свое развитие в напольных мозаиках позднейшего времени. Близость по своим формам элементов, из которых собирались композиции, позволяют предположить существование некой художественной школы, использовавшей «прориси», некие стандартные наборы изображений из которых формировались композиции.
36 Rostovtzeff M. I. Dura-Europos and its Art. Oxford, 1938; Чаковская Л. С. Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли III—VI вв. н.э. М., 2011. С. 20—35.
37 Литовченко А. Н., Фомин М. В., Чекаль А. Г. О происхождение раннехристианской художественной традиции. С. 121—133.
38 Хелу Н. Мозаики V—VI веков в Ливане // Панорама искусств. М., 1985. Вып. 8. С. 61.
39 Литовченко А. Н., Фомин М. В., Чекаль А. Г. О происхождение раннехристианской художественной традиции... С. 121—133.
40 Hadjar A. The Church of St. Simeon the Stylite and other archaeological sites in the mountains of Simeon and Halaqa. S.L, 1995 Р. 1—6.
41 Хелу Н. Мозаики V-VI веков в Ливане... С. 60—61.
42 Литовченко А. Н., Фомин М. В., Чекаль А. Г. О происхождение раннехристианской художественной традиции в византийском Херсоне // Кондаковские чтения — III. Человек и эпоха: Античность — Византия — Древняя Русь. Белгород, 2010. С. 121—133.
86
Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. V
Резюме
В статье автор рассматривает вопрос формирования раннехристианской художественной традиции в Херсонесе. Херсонесская христианская община формировалась под влиянием Малоазийских христиан. Это нашло свое отражение и в формировании раннехристианского искусства.
Ключевые слова: христианство, искусство, фреска, мозаика, росписи, склепы.
Summary
In the article considers the question of formation of early Christian art tradition in the Chersoneses. Chersoneses Christian community was formed under the influence of Middle East Christians. This process was reflected in the Chersoneses Christian artistic tradition.
Keywords: Christianity, art, frescoes, mosaics, paintings, tombs. 87
87