Научная статья на тему 'О работе диссертационного совета д 212. 041. 02 в 2007 году'

О работе диссертационного совета д 212. 041. 02 в 2007 году Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе диссертационного совета д 212. 041. 02 в 2007 году»

О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.041.02 в 2007 году

Диссертационный совет Д 212.041.02 утвержден при Вятском государственном гуманитарном университете приказом Высшей аттестационной комиссии от 18 февраля 2005 г. № 340-в, продлен приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 января 2007 г. № 19-225.

В 2007 г. было проведено 19 заседаний диссертационного совета. К защите принято 10 диссертаций, из них: 1 диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии по специальности 24.00.01 Теория и история культуры по проблемам теории культуры; 8 диссертаций на соискание ученой степени кандидата культурологии по специальности 24.00.01 Теория и история культуры; 1 диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01 Онтология и теория познания по проблемам онтологии человека в историческом процессе.

Докторская диссертация Гашевой Наталии Николаевны была защищена по теме «Синтез в русской культуре Х1Х-ХХ вв.: типология и динамика форм». Работа выполнена в Пермском государственном институте искусств и культуры. В диссертации разработаны теоретико- и историко-культурные основания идеи синтеза в методологии научного анализа процессов коммуникации разных типов культурного сознания в русской культуре Х1Х-ХХ вв. Автором впервые введена в научный обиход категория «динамический синтез»; дано определение ее сущностных структурно-функциональных характеристик и способов проявления; обосновано ее значение для изучения механизма универсальных связей русской литературы как вида искусства с другими духовными формами культурной деятельности, восприятия русской литературы Х1Х-ХХ вв. как центра отечественной культуры - открытой, динамически функционирующей системы; изучены и расширены границы интерпретации русской культуры как целостного феномена в момент его самоопределения в культуре Х1Х-ХХ вв., дающего импульс к изучению его идентичности в современных условиях. В работе осуществлен комплексный культурологический анализ динамического синтеза как самостоятельной категории, что позволяет внести существенные дополнения в категориальный аппарат культурологии, способствует более глубокому осмыслению процессов, протекавших в русской культуре и литературе Х1Х-ХХ вв., позволяет выработать принципы анализа синтеза разных языков искусств, уточнить и расширить спектр исследований полигло-

тизма русской культуры, что значимо для дальнейшей разработки теории и истории культуры.

Полученные Н. Н. Гашевой теоретические результаты могут быть использованы при разработке учебно-методической литературы, в процессе учебной работы в высших и средних учебных заведениях в рамках курсов культурологии, философии, филологии, искусствознания, а также при подготовке научных трудов в разных сферах гуманитарного знания.

Кандидатские диссертации были защищены по следующим темам.

Жижилева Лариса Ивановна. «Историческое бытие в экзистенциальном измерении». Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук выполнена в Пермском государственном техническом университете. Автор разрабатывает проблему экзистенциальной истории человека и его бытия в мировом историческом процессе. Диссертантом обоснована равноценность индивидуально-личностного бытия другим способам бытия; предложено экзистенциальное измерение индивидуального исторического бытия, что позволяет расширить духовный опыт освоения мира через иррациональные категории; разработан комплексный подход к определению экзистенциальной истории человека (микроистории) и установлены ее предметная и методологическая составляющие; выдвинуты критерии, раскрывающие экзистенциальный аспект бытия человека: опыт восприятия человеком детства, самоидентификация, отношение к личным ценностям свободы, жизни, смерти.

Капитонова Наталья Анатольевна. «Поэтическая теодицея Николая Гумилева в контексте культуры Серебряного века». Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии выполнена в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова. Это комплексное исследование художественно-философского наследия Н. Гумилёва в контексте культурной парадигмы и эпистемологической модели символизма и акмеизма. Диссертантом введена в историко-культурный оборот и проанализирована концепция теодицеи творчества как способа бытия культуры, определены ее сущностные характеристики и куль-турфилософские доминанты в творческом сознании Н. Гумилева. Исследование теодицеи творчества в культуре Серебряного века, по мнению автора, позволяет внести дополнения и коррективы в методологию и методику комплексного анализа явлений культуры в аспекте сравнительной типологии, а также в разработку изучения феномена творческой личности в единстве художественного и религиозно-философского сознания.

Акатова Александра Александровна. В кандидатской диссертации на соискание ученой сте-

пени кандидата культурологии «"Ландшафт культуры": понятийный статус и художественное воплощение (на материале романа Джона Фаулза "Волхв")», выполненной в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова, решается проблема обоснования концепта «ландшафт культуры» в культурологическом аспекте с представлением способов его воплощения в романе Дж. Фаулза «Волхв». Автором осуществлено исследование концепта «ландшафт культуры» в романе Дж. Фаулза «Волхв», определены сущностные структурно-функциональные характеристики концепта, приведена типология, проанализированы принципы и способы его содержательного наполнения, обоснована значимость исследуемого концепта для творческого процесса. Исследование семиотического пространства творческой личности в аспекте «ландшафта культуры», по мнению автора, позволяет внести дополнения и коррективы в методику комплексного анализа художественного текста, а также изучения культурной ситуации эпохи и художественных произведений конца XX - начала XXI в.

Румянцева Ольга Николаевна. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии «Дефиниция власти в традиционной культуре: гендерный аспект (на материале народных русских волшебных сказок)», которая выполнена в Костромском государственном университет им. Н. А. Некрасова, посвящена исследованию базовых дефиниций власти, закрепленных в русском фольклоре в системе архетипов и бинарных оппозиций. Автором осуществлено исследование артефактов традиционной культуры (фольклора), которое способствует адекватному восприятию и пониманию обществом гендерных трансформаций; выявлено культурологическое содержание концепта «гендер», что способствует формированию понятийного аппарата науки о культуре; в результате анализа текстов народных русских волшебных сказок создается основа для типологии сказочных мотивов в аспекте сферы и способов реализации властеот-ношений.

Слепынина Лариса Юрьевна. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии «Прялка в традиционной культуре: мифопоэтика и типология (на материалах Костромской губернии)», выполненная в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова, решает проблему типологии прялки в контексте ее мифопоэтических характеристик. Прялка рассматривается как культурный феномен конца XIX - начала XX в. В ходе исследования автором выявлена символическая обусловленность выбора материала, представлены сущностные критерии, корректирующие и дополняющие топографический принцип в типо-

логии костромских прялок; обосновано, что типологические особенности костромских прялок явились результатом синтеза традиций и эстетических представлений мастеров; выделен комплекс формально-содержательных признаков прялки и их роль в типологических характеристиках. Разработка типологии прялки в аспекте мифопоэтики, по мнению автора, позволяет внести дополнения и коррективы в разработку классификации русских прялок и методику комплексного анализа явлений народной культуры в историко-культурных зонах для решения этнологических проблем.

Астафьева Любовь Евгеньевна. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии «Функции диалога культур в генезисе знаменного распева (на материале Нового направления в духовной музыке)» выполнена в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова. Работа посвящена изучению функций диалога культур, их семантическим полям в генезисе знаменного распева. Автором осуществлено исследование генезиса знаменного распева в аспекте функционирования диалога культур; определены основные функции диалога культур, отвечающие потребностям генезиса знаменного распева и обеспечивающие его осуществление; теоретические положения функционирования диалога культур в генезисе знаменного распева соотнесены с практическим анализом развития традиций изучаемого феномена в многоголосных переложениях XIX - начала XX в.; обосновано обращение к знаменному распеву исследователей и композиторов Нового направления в духовной музыке рубежа XIX-XX вв. как к целостному онтологическому феномену. Автор считает, что исследование генезиса знаменного распева и Нового направления в духовной музыке в аспекте функционирования диалога культур позволит внести дополнения и коррективы в осмысление ключевого понятия культурологии - диалога культур, а также в разработку проблематики культуры и художественной практики рубежа XIX-XX вв.

Иванова Ольга Николаевна. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии «Gesamtkunstwerk: культурфило-софские основания, их репрезентация в теоретическом и художественном наследии Р. Вагнера» выполнена в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова. Автор решает научную проблему определения понятийного статуса «Gesamtkunstwerk» как концепта культурологии. Автором выявлены механизмы и формы его реализации в творческом наследии Р. Вагнера, осуществлено культурологическое исследование концепта «Gesamtkunstwerk»; определены его сущ-

ностные структурно-функциональные характеристики; представлен понятийный статус и способы художественного воплощения; обосновано сущностное отличие концепта, определяемого лексемой «Gesamtkunstwerk», от понятия «синтез искусств». В результате комплексного культурологического анализа Gesamtkunstwerk как самостоятельного концепта, отличного от «синтеза искусств», внесены дополнения и коррективы в категориальный аппарат культурологии, что, по мнению автора, послужит более глубокому осмыслению процессов, протекавших в немецкой и мировой культуре рубежа XVIII-XIX вв., а также особенностей в развитии художественной культуры конца XIX-XX вв.

Караваева Ольга Николаевна. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии «Своеобразие региональной художественной культуры конца XX - начала XXI в. (на примере Удмуртии)» выполнена в Удмуртском государственном университете и посвящена комплексному исследованию новых явлений и тенденций в культуре Удмуртии в конце XX -начале XXI в. В работе дан целостный анализ художественной культуры Удмуртии конца XX -начала XXI в.; определены черты художественной культуры Удмуртии как региональной культуры; освещена панорама, и обозначены проблемы современного художественного творчества республики; охарактеризована специфика этнофутуриз-ма как художественного направления в современной культуре Удмуртии. В исследовании раскрываются проблемы взаимодействия и взаимовлияния культур, показаны формы диалогизма в национальной культуре, расширены аспекты регио-налистики в культурологии.

Воронова Елена Васильевна. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кан-

дидата культурологии «Мифология повседневности в культуре русской эмиграции 1917-1939 гг. (на материале мемуаристики)» выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. Работа посвящена исследованию форм и способов мифологизации повседневной культуры русской эмиграции 1917-1939 гг. в мемуарной ретроспективе. Повседневность в работе Е. В. Вороновой представлена как текст культуры русской эмиграции 1917-1939 гг., трансформированный, реконструированный в мифологизированном пространстве мемуаристики; с опорой на мемуарный дискурс и документальные источники выявлены генезис, типы и формы проявления «эмигрантского мифа» в повседневном сознании русской эмиграции; охарактеризован мифосемиотический комплекс в системе маргинального сознания русской эмиграции, и рассмотрено его проявление в наиболее репрезентативных знаковых доминантах повседневности (символы границы, дома, средств передвижения и др.); рассмотрены принципы мифологизации в установке эмиграции на преодоление повседневности как быта через иррациональные и празднично-игровые сферы культурного сознания (сно-видческое пространство, разрушение нравственно-этических норм, организация праздников с их национально-мифологической составляющей); на основе анализа мифологизированного восприятия времени повседневности раскрыты особенности темпоральных моделей повседневного сознания русского зарубежья, отраженные в мемуарном дискурсе.

Н. И. Поспелова, Ученый секретарь диссертационного совета при ВятГГУ Д 212.041.02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.