Научная статья на тему 'О работе диссертационного совета д 212. 041. 01 в 2007 году'

О работе диссертационного совета д 212. 041. 01 в 2007 году Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе диссертационного совета д 212. 041. 01 в 2007 году»

1967) // Полвека в пути: Кировский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина: 1918-1968. - Киров, 1970. - С. 370-438.

Библиографический указатель печатных трудов научных работников института (1979-1983) / сост. В. Ф. Жукова, В. П. Ходырева, В. С. Ям-шинина; ред. А. Л. Катюхина. - Киров, 1984. -121 с.

Библиографический указатель печатных трудов научных работников института (1984-1988) / сост. В. П. Ходырева, Э. Б. Кузнецова; ред. В. Ф. Жукова. - Киров, 1990. - 145 с.

Библиографический указатель печатных трудов научных работников института (1989-1993) / сост. В. П. Ходырева, И. А. Водяницкая; ред. В. Ф. Жукова. - Киров, 1994. - 182 с.

Библиографический указатель печатных трудов научных работников университета (1994-1998) / сост. Е. М. Бологова, В. П. Ходырева, О. В. Шиляева; ред. Л. К. Ширяева. - Киров, 2001. - 179 с.

Библиографический указатель печатных трудов научных работников университета (1999-2002) / сост. О. В. Шиляева; ред. Е. М. Бологова. -Киров, 2003. - 120 с.

Е. М. Бологова, зав. отделом научной библиотеки ВятГГУ

О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.041.01 в 2007 году

Диссертационный совет Д 212.041.01 создан при Вятском государственном гуманитарном университете приказом Высшей аттестационной комиссии от 02 марта 2001 г. № 664-в. Деятельность совета продлена приказом ВАК РФ от 24 января 2003 г № 3003-в, от 18 марта 2005 г. № 487-в, от 18 марта 2005 г., № 487-в и приказом Рособр-надзора от 12 января 2007 г. № 19-226.

В 2007 г. было проведено 30 заседаний диссертационного совета. К защите принято 22 диссертации. Из них: 1 диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования; 21 диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 15 - по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 6 - по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования.

Докторская диссертация Лейфы Андрея Васильевича была защищена по теме «Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений». Работа выполнена в Амурском государственном университете. В диссертации создан целостный концептуальный подход к общепрофессиональной подготовке студентов высших учебных заведений; обоснована профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля; разработаны компоненты, содержание и критерии профессионального развития специалистов гуманитарного профиля в аспекте формирования физической активности, сохранения и укрепления здоровья; определены компоненты структуры профессиональной готовности студентов, а также характеризующие их содержательные показатели; разработана технологическая основа реализации профессионально формирующей системы физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля в процессе их профессионального образования.

В исследовании разработана и экспериментально апробирована профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля; определены подходы, основные направления и технология реализации профессионально формирующей системы физической активности и здоровья студентов в высших учебных заведениях; установлено значение физической активности в профессиональной деятельности специалистов гуманитарного профиля; выявлена тесная взаимосвязь уровня физической подготовленности, здоровья и успеваемости студентов на протяжении всех лет обучения в высшей школе; разработана и внедрена автоматизированная экспертная система комплексной оценки физической активности и здоровья студентов.

Кандидатские диссертации были защищены по следующим темам.

Багдай Елена Владимировна. «Формирование рефлексивной позиции студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В диссертации обоснована необходимость формирования рефлексивной позиции студента как одного из средств решения задач профессионального образования; определена эффективность использования личностно-дея-тельностного подхода как методологической основы формирования рефлексивной позиции студента; подтверждена ведущая роль гуманитарных дисциплин в формировании рефлексивной позиции студента на основе анализа их содер-

жания и особенностей процесса изучения; доказана эффективность формирования рефлексивной позиции в учебно-профессиональной деятельности студента. В исследовании предложены рекомендации по применению рефлексивных методов и технологий в процессе обучения, определены принципы их отбора и последовательность применения для решения практических задач.

Бисерова Галлия Камильевна. «Педагогические условия формирования основ субъектной идентичности курсанта средней специальной школы милиции». Работа выполнена в Елабуж-ском государственном педагогическом университете. Результаты исследования дополняют теоретические положения профессионального образования о курсанте как субъекте учебно-профессиональной деятельности, ориентированном на развитие профессиональной идентичности; углубляют научные представления о своеобразии феномена идентификации как аспекта профессиональной подготовки сотрудника органов внутренних дел в контексте субъектного становления курсанта. Исследование направлено на совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел посредством использования потенциала их идентификации в формировании субъектной идентичности; разработаны содержательные и процессуальные аспекты формирования основ субъектной идентичности курсантов в учебной и воспитательной деятельности школы милиции.

Волченкова Елена Валерьевна. «Ситуационное проектирование как средство воспитания культуры поведения учащихся». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В диссертации раскрыта сущность культуры поведения как совокупность устойчивых, социально одобряемых форм поведения, основанных на нормах морали; определена структура культуры поведения личности, включающая эмоциональный, мотивационный, когнитивный и операционный компоненты; выявлена совокупность педагогических условий воспитания культуры поведения учащихся посредством ситуационного проектирования; создана методика воспитания культуры поведения учащихся посредством ситуационного проектирования и разработана система ситуаций, направленных на воспитание разных компонентов культуры поведения.

Даровских Лариса Вячеславовна. «Развитие инициативности старшеклассников в процессе групповой работы». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В диссертационном исследовании уточнены сущность и структура понятия «инициативность»; выявлены возможности групповой работы старших школьников как средства развития инициативности с позиции анализа психолого-педаго-

гических механизмов взаимодействия учащихся в группе на основе ее принципов и структуры в процессе учебной деятельности. На основе теоретического анализа разработана и реализована в школьной практике методика развития инициативности старшеклассников в процессе групповой работы в учебной деятельности.

Зверева Елена Анатольевна. «Творческие задания как средство развития самодеятельности студентов в учебно-воспитательном процессе». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В исследовании обосновано влияние творческих заданий на процесс развития самодеятельности студентов; разработан алгоритм деятельности преподавателей и студентов при выполнении творческих заданий на каждом этапе развития самодеятельности; выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития самодеятельности студентов. Разработаны творческие задания, позволяющие осуществлять управляемое самообучение, стимулирующие самостоятельную работу студентов; на основе комплекса творческих заданий разработаны: цикл занятий по культурологии, цикл занятий «Кураторские часы» и цикл факультативных занятий; определен комплекс диагностических методик для выявления уровня сформированности самодеятельности студентов.

Карасик Анатолий Леонидович. «Дидактические особенности обеспечения наглядности обучения средствами информационных технологий». Работа выполнена в Московском гуманитарном университете. В диссертации на основе комплексного теоретического анализа обобщены и представлены социокультурные предпосылки, а также историко-педагогические основы утверждения традиции наглядного обучения в лице первых дидактических разработок и проектов классно-урочной системы на базе объяснительно-иллюстративного метода; сформулирована дидактическая сущность наглядности; обобщены и сопоставлены различные дидактические модальности категории наглядности в педагогической науке; выделены и охарактеризованы основные педагогические подходы к разработке теории и практики наглядного обучения; уточнены ведущие функции наглядности в обучении - непосредственные и опосредованные; выявлены и обобщены дидактические возможности применения средств компьютерной наглядности; обосновано положение о необходимости более тесной взаимосвязи, интеграции и сопряженно-совместной реализации ведущих принципов обучения в условиях применения компьютерной наглядности. Разработанная в исследовании методика про-ектно-конструктивной наглядности может найти применение в качестве реальной основы педаго-

гического обеспечения эффективности геометрической подготовки старшеклассников в условиях компьютерного обучения, направленного на интенсивное развитие пространственного и образного мышления, формирование культуры восприятия информации, а также навыков компьютерного моделирования.

Кобычева Ольга Николаевна. «Управление деятельностью педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни у детей». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В данной работе обоснована необходимость использования системного подхода к формированию здорового образа жизни у детей; рассмотрена специфика формирования здорового образа жизни у детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе; определен показатель эффективности управления, отражающий уровень профессиональных качеств субъекта управления и повышение качества образования как результата здоровьесберегающего взаимодействия педагогов и детей. Автором разработаны рекомендации по диагностике и формированию здорового образа жизни у детей в детском саду и начальной школе; рекомендации в настоящее время используются в 7 школах и 23 дошкольных образовательных учреждениях г. Кирова.

Коренева Лариса Борисовна. «Научно-методическое сопровождение развития проектных умений педагогов в условиях общеобразовательных учреждений». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В исследовании конкретизированы общетеоретические представления о содержании и методах управления процессом развития проектных умений педагогов; обоснованы организационно-педагогические условия эффективного развития проектных умений педагогов в общеобразовательном учреждении; разработаны и реализованы программа и методы научно-педагогического сопровождения, обеспечивающие эффективное развитие проектных умений педагогов и реализацию инновационных процессов в условиях общеобразовательных учреждений.

Корепанова Ирина Геннадьевна. «Формирование ценностей образования у студентов первокурсников в процессе адаптации к обучению». Работа выполнена в Вятском социально-экономическом институте. В диссертации уточнено понятие ценности образования путем выявления особенностей и связей понятий «ценности» и «образование»; выявлена специфика ценностей образования, которая включает совокупность таких ценностей, как ценность образовательного диалога, ценность научного поиска, ценность познания; установлены зависимости формирования ценностей образования у студентов от использования

инновационных форм работы и субъект-субъектного взаимодействия между участниками процесса. В исследовании осуществлен процесс формирования ценностей образования у студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе, включены темы по формированию ценностей образования в изучаемые дисциплины на первом курсе («Мировая художественная культура», «Введение в профессию»); разработаны тематические кураторские часы в вузе.

Кочурова Лариса Геннадьевна. «Формирование гуманистических ценностей у студентов вуза в процессе обучения». Работа выполнена в Вятском социально-экономическом институте. В данном исследовании определены критерии и уровни сфор-мированности гуманистических ценностей студентов вуза; расширены имеющиеся представления о структуре содержательных компонентов гуманистических ценностей: позитивные ценности по отношению к себе, при межличностном взаимодействии, по отношению к предметному миру; разработан алгоритм формирования гуманистических ценностей студентов вуза в процессе обучения. Модель процесса формирования гуманистических ценностей студентов вуза позволяет усовершенствовать процесс обучения, повысить его эффективность, способствовать качественному преобразованию личности студента.

Кувалдина Мария Михайловна. «Педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в образовательных учреждениях дополнительного образования». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В работе обоснована необходимость формирования познавательной мотивации в младшем школьном возрасте; выявлена специфика формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования; разработаны и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования познавательной мотивации младших школьников в учреждениях дополнительного образования. В диссертации определен механизм реализации педагогических условий формирования познавательной мотивации младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

Личутина Марина Геннадьевна. «Взаимодействие школы и семьи по предупреждению наркомании в младшем подростковом возрасте». Работа выполнена в Вятском социально-экономическом институте. В данном исследовании обоснована необходимость взаимодействия школы и семьи в антинаркотическом воспитании детей; уточнены основные принципы взаимодействия школы и семьи в процессе предупреждения наркомании среди младших подростков; раскрыта сущность антинаркотической позиции подрост-

ков, родителей, педагогов. Содержащиеся в исследовании положения вносят дополнения в существующую практику антинаркотического воспитания младших подростков.

Результаты исследования могут применяться в научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, организаторов воспитательной работы в школах, в работе комиссий по делам несовершеннолетних, в работе с родителями, с детьми группы социального риска, для деятельности всех образовательных и воспитательных организаций, связанных с развитием подрастающего поколения, для руководителей центров развития и адаптации молодежи и клубов по месту жительства.

Маркова Валентина Ивановна. «Формирование исследовательской культуры учителя в системе повышения квалификации». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В исследовании разработаны теоретические положения, определяющие процесс формирования исследовательской культуры учителя в системе повышения квалификации; предложено авторское определение исследовательской культуры учителя; охарактеризованы организационно-педагогические условия формирования исследовательской культуры учителя в системе повышения квалификации; предложена структура модели формирования исследовательской культуры учителя; определена методика формирования исследовательской культуры учителя. Разработанные образовательные программы научно-практических лабораторий использованы в системе повышения квалификации учителей разных учебных предметов; предложенная система методик применяется для оценки уровня сформированности исследовательской культуры учителя.

Мякишев Сергей Леонидович. «Информационно-образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональной компетентности будущих педагогов». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В работе выявлены структура и содержание профессиональной компетентности будущих педагогов; закономерности влияния информационно-образовательной среды вуза на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов; определены этапы формирования и уровни сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов; раскрыта возможность применения средств информационно-образовательной среды вуза в процессе формирования профессиональной компетентности будущих педагогов; предложена диагностика уровней сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов.

Нагорнова Галина Вадимовна. «Формирование информационной культуры будущих менеджеров

в вузе». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В исследовании представлено теоретическое обоснование возможности применения особенностей информационной культуры будущих менеджеров в процессе их профессиональной подготовки; разработка и методическое обоснование процесса формирования информационной культуры будущих менеджеров на основе деятельностного подхода. В диссертации предложены рекомендации по применению технологии контекстного обучения в процессе формирования информационной культуры будущего менеджера в вузе, определены принципы отбора методов, форм и средств обучения и последовательность их применения для решения практических задач.

Носова Надежда Валерьевна. «Критериальная модель внутришкольного управления качеством образования старшеклассников». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В работе уточнены понятия «качество», «качество образования», «управление качеством образования», «внутришкольное управление качеством образования»; охарактеризованы сущность и структура проектирования; осуществлены проекции акмеологической категории «зрелость» в понятийный контекст содержания образования старших школьников; раскрыта взаимосвязь понятий «индикатор», «критерий», «показатель» и дана трактовка критериальной модели как совокупности сущностный признаков, на основании которых производится оценка качества образования. В диссертации разработана программа по развитию общеучебных умений и навыков старшеклассников в связи с проектируемым когнитивно-деятельностным критерием модели внутришкольного управления качеством образования; подтверждена эффективность разработанной методики аутентичной оценки образовательных достижений старшего школьника; создана программа для старшеклассников «Мои профессиональные намерения» в связи с проектируемым профессионально-ориентирующим критерием модели внутришкольного управления качеством образования.

Рожина Вера Анатольевна. «Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников». Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. В исследовании обоснована необходимость формирования индивидуального стиля познаватльной деятельности в младшем школьном возрасте; представлена структура стиля; выявлены теоретические подходы и принципы, на которых должна основываться концепция формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников; разработана система критериев оценки сформиро-

ванности индивидуального стиля познавательной деятельности; разработаны методики диагностики сформированности индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников, комплексно-целевая программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся, которая реализована в практике начальной школы.

Сазонова Татьяна Валериевна. «Методы разноуровневого обучения межкультурной профессиональной коммуникации студентов-экономистов». Работа выполнена в Саратовском государственном социально-экономическом университете. В диссертации обоснована необходимость применения методов разноуровневого обучения межкультурной профессиональной коммуникации в процессе профессиональной подготовки экономистов; уточнен понятийно-терминологический аппарат, в частности такие понятия, как «коммуникация субъектов образования», «межкультурная коммуникация» и другие; обоснована и разработана модель применения методов разноуровневого обучения межкультурной профессиональной коммуникации студентов-экономистов; разработана авторская модель применения методов разноуровневого обучения межкультурной профессиональной коммуникации студентов-экономистов.

Сигачева Наталья Альбертовна. «Подготовка будущих менеджеров к иноязычному деловому общению средствами концентрированного обучения (на материале английского языка)». Работа выполнена в Елабужском государственном педагогическом университете. В работе определены понятие, структура и содержание правотворческой деятельности юриста как важнейшей составляющей его профессиональной подготовки; на основе проведенного анализа сущности, структуры и содержания правотворческой деятельности, специфики формирования ее умений, навыков разработана соответствующая методика, включающая в себя: методы, приемы, рекомендации по их использованию в педагогическом процессе; экспериментально доказана ее результативность; разработан учебно-методический комплекс междисциплинарного спецкурса «Законодательство субъекта Российской Федерации», позволяющий обеспечить процесс интеграции знаний студентов в сфере правотворчества и формирование умений и навыков правотворческой деятельности юриста; разработана и предложена методика формирования правотворческих умений и навыков у студентов юридических факультетов.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также на курсах повышения квалификации специалистов

системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Шихова Алевтина Леонидовна. «Развитие исследовательской культуры студентов среднего специального учебного заведения». Работа выполнена в Вятском социально-экономическом институте. В диссертации обоснована необходимость и целесообразность развития исследовательской культуры студентов; расширены имеющиеся представления о структуре, содержании и последовательности развития исследовательской культуры студентов; разработан алгоритм развития исследовательской культуры студентов поэтапно от курса к курсу. В исследовании разработаны и апробированы педагогические пути и средства реализации исследовательской культуры студентов колледжа; дидактические материалы, обеспечивающие методическое сопровождение процесса исследовательской деятельности студентов; программа спецкурса «Основы самостоятельной работы студентов», «Статистические методы обработки исследования»; программа семинара «Методологическая компетентность преподавателя»; локальные акты по организации исследовательской деятельности студентов колледжа; учебное пособие «Взаимодействие колледжа с социальными службами в процессе подготовки сельских социальных педагогов», методические рекомендации «Организация исследования малой группы».

Яруллина Альфия Шаукатовна. «Формирование субъектной включенности студентов педагогического университета в становлении профессионально значимых личностных качеств». Работа выполнена в Елабужском государственном педагогическом университете. Результаты исследования дополняют теоретические положения профессиональной педагогики о потенциале субъектной включенности студента в становление профессионально значимых личностных качеств у будущего педагога; углубляют научные представления о качественном своеобразии педагогического процесса субъектной включенности студента в становление профессионально значимых личностных качеств. В диссертации разработаны содержательные и процессуальные аспекты формирования профессионально значимых личностных качеств у будущего педагога, выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, технологии и способы реализации этого процесса.

Е. Е. Рудницкая, Ученый секретарь диссертационного совета при ВятГГУ Д 212.041.01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.