Эксперимент и инновации в школе № 4/2015
Профессиональный стандарт педагога
Е.А. Сиденко
О пути внедрения профессионального стандарта педагога на основе создания организационной культуры организации
Аннотация
Автор рассматривает идею создания организационной культуры организации как условие эффективного внедрения профессионального стандарта педагога, раскрывает: какие концепции заложены в профстандарте, в чем суть данной реформы и какова может быть область ее применения.
Ключевые слова
1
профессиональный стандарт педагога, организационная культура организации, реформа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Действие профстандарта педагога в начале должно было вступить в силу с 1 января 2015 года; однако после серьезного рассмотрения и критики текста проекта документа экспертами и разработчиками введение профстандарта было отложено до января 2017 года.
Однако это не означает, что еще рано готовиться к внедрению профстандарта в образовательных организациях, скорее, наоборот: предупрежден -значит, вооружен. Рассмотрим кратко, какие концепции заложены в профстандарте, в чем суть данной реформы и какова может быть область ее применения.
Как известно, педагог — ключевая фигура реформирования образования. По словам К.Д. Ушинского, «В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Действительно, в настоящий момент, когда так много внимания уделяется формированию у учащихся умения учиться, самообразованию педагог должен соответствовать тем же требованиям: компетенция к пополнению компетенций на протяжении жизни должна стать ключевой идеей, заложенной в «портрете» современного педагога. Невозможно научить тому, чего не умеешь и не любишь делать сам: таким образом, главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, это стремление к развитию.
Как упоминается в проекте документа, профстан-дарт педагога призван: определять необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Все вышеперечисленное с одной стороны, может показаться педагогам унизительным, с другой — быть стимулом к самосовершенствованию и пополнению своих профессиональных знаний и умений. Почему введение профстандарта может показаться унизительным для педагога, очевидно: любой профессионал, давно определивший сферу своих
интересов и вкладывающим силы, время, эмоции — всего себя в образовательный процесс, будет удивлен, что его хотят «проверить на профпригодность» и проконтролировать. Может возникнуть возмущение и вопросы типа: «и как это мы столько лет без этого стандарта прожили? Работали, вкладывая душу в детей и исходя из собственных представлений о нашей педагогической миссии, и выясняется, что все делали неправильно? Многие из нас и так живут школой — а теперь оказалось, что этого не достаточно». Безусловно, учитель имеет право на такое мнение, тем более, что профстандартом установлено, что в функции педагога входят: разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; планирование и проведение учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; формирование универсальных учебных действий; формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями; формирование мотивации к обучению; объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. В связи с этим, возникает только один вопрос: где на все это взять время педагогу, который и так загружен учебным процессом и практически живет в школе [10]?
Ответом может, на наш взгляд, являться создание единой организационной культуры образовательного учреждения [5,7], что позволит педагогу стать непосредственным участником (субъектом) образовательного процесса, а не «объектом, которым манипулируют разработчики реформ образования». Активное участие педагога в планировании образовательного процесса, в работе методических объединений внутри школы, внутрифирменном повышении квалификации должно быть заложено в ценностях организационной культуры образовательного учреждения, и только в этом случае можно надеяться, что педагог будет работать в парадигме субъект-субъектного подхода к образовательному процессу. Пассивно принимающий реформы (или сопротивляющийся инновациям педагог) не может воспитать активного, самостоятельно ставящего осознанные цели ребенка. Соответственно, относительно каждой реформы образования (ФГОС, про-фстандарт) у учителя должно пройти самоопреде-
ление, осознание своей роли в процессе внедрения данной инновации, а самоопределение и целепола-гание должны быть заложены в оргкультуре [6,8].
Организационная культура организации в широком смысле определяется как система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям. Это система материальных и духовных ценностей, присущих данной организации, отражающих ее индивидуальность, восприятие себя и других в социальной и вещественной среде [3,4].
Одним из обязательных условий успешного функционирования организации является не только создание, но и поддержка организационной культуры образовательного учреждения, и это, несомненно, является функцией управленца. Задача управленческих кадров — передать ценностные ориентиры профессионального стандарта педагогам, задача педагогов — определить свою роль в реализации ФГОС в соответствии с профстандар-том в рамках организационной культуры. Получается довольно сложная комбинация, но именно такую организацию можно назвать слаженно работающей системой, и в этом случае можно ожидать результата, а именно передачи ученику главной ценности — способности к развитию [8,9].
Решающим фактором в становлении организационной культуры является философия образовательной организации, принципы, которым следует администрация, а вслед за нею — и педагогические кадры, а значит, и дети [1,2]. Эти принципы формулируются в рекламных материалах, в ПИАР — акциях, в миссии организации, в различных нормативных и информационных документах. Формирование таких принципов, среди прочего, преследует цель создать в глазах своих сотрудников и во внешней среде определенный имидж организации.
Имидж образовательной организации, с одной стороны, представляет собой внутренний образ организации, который имеется в сознании членов педагогического коллектива, а с другой — ее внешний образ, предназначенный для родителей, партнеров, конкурентов, заказчиков и т.п. Возвращаясь к профстандарту, отметим, что он должен быть вписан в ценностные ориентиры организационной культуры, поскольку выполнение (или не выполнение) образовательным учреждением госзаказа влияет на имидж образовательной организации и привлекает или наоборот не привлекает заказчиков образовательных услуг данного учреждения [9].
Имидж образовательной организации может формироваться стихийно и целенаправленно. Часто у руководителей «не доходят руки» до того, чтобы отслеживать возникающий образ своей организации. Все силы отдаются формированию, главным образом, материально-технического потенциала образовательной организации. В таких случаях складывается стихийный имидж, имеющий обычно
ф
Эксперимент и инновации в школе. №4, 2015
как положительные, так и отрицательные черты, из-за чего об одной и той же организации можно услышать прямо противоположные мнения. Естественно правильнее начинать работу по формированию имиджа образовательного учреждения с понимания и принятия госзаказа, в частности, заказа, касающегося профстандарта педагогических кадров.
Подводя итог, можно сказать, что профессиональный стандарт педагога не может, как и любая инновация, быть внедрен без создания фундамента, и таким фундаментом, на наш взгляд, является организационная культура образовательной организации.
Литература
1. Анисимов О.С. Стратегическое мышление: проблемы достижения разумного уровня. М., 2012. 554с.
2. Бакурадзе А.Б. Аксиологическая природа управления социальной организацией. Монография. М.: Изд-во ФГАОУ АПК и ППРО, 2013. 162 с.
3. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С. 3-6.
4. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования //
Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8(76) 2010, С.32-42.
5. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Способы профилактики сопротивления инновациям. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. С. 29-36.
6. Полторацкая Н.Л., Репина Г.А., Веселовский К.О. Социально-педагогическое сопровождение профессионального образования лиц с ОВЗ в ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 1. С. 69-80.
7. Сиденко А.С., Сиденко Е.А., Голоднова Л.В. К вопросу об особенностях организационной культуры в процессе создания школ-комплексов. // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8. часть 3. Материалы международной научной конференции. «Актуальные проблемы образования. Опыт реализации Болон-ских соглашений», Амстердам (Нидерланды), 19-25 октября, 2014 г. С.146-148.
8. Сиденко Е.А. Особенности подготовки школьных команд к введению ФГОС в образовательных организациях. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 1. С. 25-35.
9. Сиденко Е.А., Сиденко А.С., Яшина Г.А. Создание инновационной среды образовательной организации посредством внутрифирменного повышения квалификации — необходимое условие введения ФГОС второго поколения. (тезисы) Новое слово в науке: перспективы развития: материалы междунар. науч.— практ. конф. (Чебоксары, 10 сентября 2014 г.) / редкол. О.Н. Широков [и др.].— Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014.— 364с. , С.83-87.
10. http://regulаtion.gov.ru/project/20709.html?point=view_ project&stage=2&stage_id=14531