DOI I0.l9l8l/demis.2024.4.l.l2 EDN YDXARE
О ПРОВЕДЕНИИ VI МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗИМНЕЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА
Лебедева Т. В.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
E-mail: [email protected] Акрамова А. Р.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Для цитирования: Лебедева, Т. В. О проведении VI Международной зимней демографической школы в МГУ имени М. В. Ломоносова / Т. В. Лебедева, А. Р. Акрамова // ДЕМИС. Демографические исследования. 2024. Т. 4, № 1. С. 181-190. DOI 10.19181/demis.2024.4.1.12. EDN YDXARE.
VI Международная зимняя демографическая школа (далее по тексту - Демографическая школа, Школа) прошла 1-3 февраля 2024 г. в рамках профориентационной работы Высшей школы современных социальных наук (факультета) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (далее по тексту - ВШССН) в целях популяризации демографических знаний и повышения демографической грамотности слушателей. Работа Школы была подготовлена и организована кафедрой демографии ВШССН на бесплатной основе в смешанном офлайн и онлайн формате на платформе Zoom.
1 февраля 2024 г. состоялось дистанционное обучение для преподавателей и научных сотрудников на тему «Современные проблемы преподавания демографии-3: роль и значение демографической теории» (10 академических часов). По поручению руководства ВШССН МГУ имени М. В. Ломоносова слушателей поприветствовал зам. дир. по научной работе, д-р экон. наук А. А. Гребенюк, подчеркнувший положительную динамику в проведении зимних демографических школ, организуемых кафедрой демографии. От однодневной Школа перешла к трехдневному режиму работы, расширился состав лекторов, значительно увеличилось количество заинтересованных участников. Более широкой стала тематика предлагаемых слушателям лекций, которые касаются рассмотрения самых злободневных демографических проблем. В заключение А. А. Гребенюк передал пожелания успешной работы участникам Школы от лица дир. ВШССН, акад. РАН Г. В. Осипова.
Во вступительном слове зав. каф. демографии ВШССН, д-р экон. наук, засл.
I8I
проф. МГУ имени М. В. Ломоносова В. А. Ионцев, прежде всего, отметил, что Школа на протяжении последних шести лет является той площадкой, где можно обсудить не только развитие демографических процессов, но и обменяться опытом преподавания дисциплин, касающихся народонаселения. Особое внимание он обратил на важность рассмотрения вопросов демографической теории, которая объясняет факторы и последствия демографических процессов и служит исходной базой для глубокого научного осмысления воспроизводства населения, смены его типов, особенностей влияния на экономическую и социальную сферы государства. Главная цель теории -предложение путей действия для практики. Поэтому данная встреча по проблемам преподавания демографии в рамках Школы была посвящена обсуждению вопросов истории развития и современного состояния демографической теории.
Рис. 1. Вступительное слово В. А. Ионцева Fig. 1. Opening speech by V. A. Iontsev
Источник: из архива организаторов Школы
С лекцией на тему «Перерывы постепенности в демографическом развитии: теоретическое осмысление» выступил проф. Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д-р экон. наук, проф. М. А. Клупт. Лектор сосредоточил внимание слушателей на том, что современные теории демографического развития мало внимания уделяют осознанию неожиданных переломов в плавном течении демографических процессов. Между тем минувшие полвека изобилуют такими кризисными моментами, как пандемии ВИЧ/СПИД и COVID-l9, стагнация продолжительности жизни в США, наблюдаемая с 2014 г., смены подъемов показателей рождаемости для условного поколения их спадами, миграционные кризисы. Проф. Клупт указал на общие и специфические причины перерывов постепенности в демографическом развитии отдельных групп стран на основе анализа изменений показателей рождаемости. В заключительной части лекции проф. поднял вопросы: можно ли предвидеть подобные перерывы и как к ним подготовиться?
Зав. каф. социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д-р филос. наук, проф. А. И. Антонов свою лекцию посвятил теоретико-методологическим проблемам поведенческой демографии. Проф. подчеркнул, что демография не сводится к фиксации изменений структур и процессов, к методам измерения демографических событий. Все демографические факты являют-
ся результатом демографического поведения населения. Научное объяснение наблюдаемых тенденций требует анализа поведенческих феноменов рождаемости, продолжительности жизни и миграции. Лектор отметил, что поведенческая демография рассматривает взаимообусловленность социальной и демографической динамики через поведение семьи и личности. В поведенческой демографии разрабатываются концепции, позволяющие осуществлять демографическую политику на научной основе - на исследовательских данных о феноменах человеческого поведения.
Зам. дир. ВШССН МГУ имени М. В. Ломоносова по учебной работе, канд. экон. наук, доц. каф. демографии Ю. А. Узкая прочитала лекцию на тему «Фундаментальные теории демографии: как определить демографическую траекторию развития России?». Лектор представила краткую характеристику некоторых популярных демографических теорий: мальтузианства (неомальтузианства), общую теорию населения А. Сови, теорию демографического перехода; раскрыла особенности эпидемиологического перехода, перехода в области рождаемости, мобильного перехода. Подробно охарактеризовала концепции второго, третьего демографических переходов; привела взгляды ведущих демографов на развитие демографической теории. Показала взаимосвязь между теоретическими подходами к демографическому развитию и тенденциями демографического развития, которые отмечаются в настоящее время. Представила подробный анализ существующей демографической ситуации в России с использованием презентационных материалов и охарактеризовала возможные выходы из нее с учетом имеющих место миграционных процессов.
Завершился первый день работы Школы лекцией зав. каф. демографии ВШССН В. А. Ионцева на тему «Евразийский путь демографического развития в свете общей теории населения», где основное внимание было уделено рассмотрению евразийского пути демографического развития современной России как реальной альтернативы западной глобально-либеральной модели демографического перехода, по которой наша страна идет уже более 30 лет и которая завела нас в ситуацию перманентного демографического кризиса. Возможен ли выход из такой очень сложной ситуации и может ли в этом помочь демографическая теория? На эти вопросы лектор дал однозначный ответ: да, возможен - при переходе Российской Федерации на евразийский путь демографического развития. Данный путь базируется на национальных традициях, историческом опыте, культурных и демографических ценностях, среди которых здоровые дети, крепкая многодетная семья - главнейшие, уникальном географическом положении государства и многом другом. Однако пока в России отсутствует компетентная демографическая политика, а среди научных специальностей ВАК нет специальности «Демография». Подготовку профессиональных демографов осуществляют всего две кафедры демографии - в Институте демографии имени А. Г. Вишневского Высшей школы экономики (ИДЭМ) и в ВШССН МГУ имени М. В. Ломоносова. В марте 2023 г. на базе ИДИ ФНИСЦ РАН был создан Координационный центр развития кадрового потенциала в области демографии, главной целью которого является формирование и развитие системы подготовки демографов. Но пока грамотных специалистов в данной области остро не хватает и, соответственно, сложно эффективно управлять развитием народонаселения страны.
В последующие два дня Демографическая школа продолжила свою работу в студенческой аудитории под девизом «2024 - Год семьи в России».
Рис. 2. Занятия в студенческой аудитории Школы Fig. 2. Classes in the student auditorium of the School
Источник:: из архива организаторов Школы
С приветственным словом от имени руководства ВШССН к студентам - участникам Демографической школы обратилась зам. дир. ВШССН по учебной работе, канд. экон. наук, доц. каф. демографии Ю. А. Узкая (на рис. 2 крайняя слева). Она предложила слушателям Школы принять участие в Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», которая состоится в апреле 2024 г. в рамках одноименного Международного молодежного научного форума. Участники конференции получат не только опыт представления результатов своих научных исследований, но и могут рассчитывать на обратную связь со стороны ведущих ученых разных областей знания. Также Ю. А. Узкая ознакомила с особенностями поступления на магистерские программы, реализуемые в ВШССН, и пригласила на обучение оканчивающих подготовку по программам бакалавриата. В заключительной части приветствия зам. дир. ВШССН пожелала Демографической школе плодотворной работы.
С лекцией на тему «Демография-2030. Как обеспечить устойчивый рост населения Российской Федерации» перед участниками мероприятия выступил ген. дир. АНО «Институт научно-общественной экспертизы», зам. пред. Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Российской Федерации (далее по тексту - ОП РФ), пред. Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, канд. экон. наук С.И. Рыбальченко. В своем выступлении лектор сообщил, что в 2023 г. в Общественной палате РФ подготовлен специальный доклад «Демография-2030. Как обеспечить устойчивый рост населения Российской Федерации» и отразил его основные положения, представил анализ текущей демографической ситуации, результаты расчетов прогнозных сценариев демографического развития России на период до 2030 г. и до 2050 г. для обеспечения устойчивого роста населения страны, обоснование стратегии роста рождаемости. Для реализации стратегии в докладе были предложены меры поддержки рождаемости и снижения преждевременной смертности населения в трудоспособном возрасте от употребления алкоголя, табака, внешних причин, ожирения, реализации корпоративных и муниципальных программ укрепления общественного здоровья.
(С электронным вариантом доклада можно ознакомиться на сайте кафедры демографии ВШССН).
Лекция проф. каф. социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д-ра социол. наук, проф. А. Б. Синельникова была посвящена теме «Российские семьи в зеркале данных последней переписи населения». В ней первым делом отмечалось, что при проведении переписи населения значительная часть переписных листов была заполнена на основании административных источников о регистрации по месту жительства. Поскольку во многих семьях мужья и жены прописаны по разным адресам, а дети - только с одним из родителей, то сведения о структуре семей не всегда соответствуют действительности. Тем не менее их сравнение с другими показателями, рассчитанными по итогам той же переписи, и с результатами предыдущих переписей и социологических исследований позволяет установить, являются ли данные последней переписи преувеличением или преуменьшением по отношению к реальной ситуации и оценить масштабы этих искажений. В презентационных материалах лектор продемонстрировал примеры подобных несоответствий.
Внс Института демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН, внс Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, доц. каф. демографии ВШССН, канд. экон. наук, доц. С. Н. Мищук выступила перед слушателями Школы с лекцией на тему «Изменение демографической политики и института семьи в Китае на современном этапе». В ней лектор рассмотрела этапы трансформации демографической политики страны за период с 2010-х по 2020-е гг. На примере Северо-Восточного региона КНР показала особенности реализации политики на уровне отдельных провинций. С использованием презентаций представила результаты исследования нормативно-правовой базы, анализ эмпирических данных по регулированию абортов в стране, продемонстрировала факты о причинах и характере распространения неофициальных браков среди молодежи.
Рис. 3. На лекции С. Н. Мищук Fig. 3. At the lecture by S. N. Mishchuk
Источник: из архива организаторов Школы
При этом лектор уточнила, что политика рождаемости в Китае на рубеже XX-XXI вв. претерпела большие изменения. Планирование семьи и ограничение рожда-
емости в течение 30 лет сменились на активную политику поддержки рождаемости. Изменения связаны с расширением направлений поддержки рождаемости через прямую финансовую помощь, а кроме этого, посредством создания более благоприятных условий занятости женщин с детьми, развития инфраструктуры присмотра за детьми, воспитательных и образовательных учреждений. Новые формы поддержки направлены на преодоление материальных причин сокращения рождаемости. Однако важным негативным условием, как это уточнила Мищук, необходимо признать так называемые идеологические факторы. В обществе увеличивается доля населения, придерживающегося мнения о возможности иметь семью без детей, о реализации женщин вне семьи без обязательного рождения детей.
В завершении первого дня работы Демографической школы для студентов участники заседания задавали вопросы лекторам. Много вопросов по направлениям совершенствования демографической политики Российской Федерации поступило С. И. Рыбальченко. Глубокими и аргументированными были ответы проф. А. Б. Синельникова на вопросы аудитории. Обстоятельно ответила на поступившие вопросы С. Н. Мищук, апеллируя к магистрантам из КНР, присутствовавшим в аудитории -соавторам совместно проведенных исследований по изменениям демографической политики и института семьи в Китае.
Второй день работы студенческой Школы начался с новаторской по содержанию лекции проректора по научной работе, информатизации и международному сотрудничеству Северо-Кавказской государственной академии, проф. каф. демографии ВШССН, д-ра физ.-мат. наук Д. М. Эдиева на тему «Демография генетического смешения, расширения и языковой ассимиляции». В выступлении проф. была проанализирована сложная динамика генетического смешения и расширения, а также исследована языковая ассимиляция народов с помощью математико-демографиче-ского моделирования. Основная цель проведенных исследований - разобраться с «парадоксом» популяционной генетики, в котором аутосомы и аллосомы представляют заметно разные, если не противоречивые, картины прошлых миграций.
Было отмечено, что у карачаево-балкарцев наблюдается до 40% степных аллосом скифского и сарматского происхождения, тогда как в целом их генетика существенно не отличается от остальных горцев Кавказа, демонстрируя, как и у других соседей, лишь 5% генетической примеси от восточных иммигрантов. Такой факт имеет чисто демографическое объяснение, поскольку однополые и двуполые гетерогенные популяционные модели демонстрируют отчетливо различающуюся динамику. Аналогичным образом данные демографические модели можно использовать для моделирования процессов языковой ассимиляции. Под конец выступления было сказано, что три процесса - аллосомная экспансия, аутосомное перемешивание и языковая ассимиляция - происходят со значительно разной скоростью, что и объясняет различные результаты этих процессов после завершения этногенетических переходов.
Лекцию на тему «Цифровая демография: роль больших данных в демографических исследованиях» прочитал руководитель проекта мастерской стратегических исследований и мониторинга градостроительной документации Института Генплана Москвы, ст. преп. каф. демографии ВШССН, канд. социол. наук А. А. Субботин. Выступавший представил обзор современных тенденций цифровой демографии, формирующих понимание роли больших данных (big data) в изучении демографических процессов. Рассмотрел вопросы происхождения и применения больших данных в демографических исследованиях. К числу основных направлений в цифровой
демографии лектор отнес рождаемость и семейно-брачные отношения, миграцию (внутреннюю и международную), заболеваемость и смертность, методологические разработки и исследование поведения пользователей сети Интернет. На основе работ ведущих мировых экспертов, таких как Э. Загени, И. Вебер, Ф. Биллари и др., раскрыл практическое применение методов цифровой демографии, включая анализ демографического поведения и вопросов рождаемости с использованием альтернативных больших данных и инновационных методов. В заключение выступления ученый подчеркнул, что использование методов цифровой демографии позволяет делать моментальные статистические «срезы» и получать оценки происходящих демографических событий практически в режиме реального времени.
В качестве почетного гостя для студентов Демографической школы выступил зав. каф. социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д-р филос. наук, заслуженный проф. МГУ А. И. Антонов. В своем выступлении проф. отметил, что в нашей стране отсутствует грамотная демографическая политика. Та, которая проводится сейчас, сводится исключительно к ликвидации материального неблагополучия семей, имеющих детей. Современная демографическая политика разрабатывается и осуществляется непрофессионалами, которые в качестве основы для ее разработки используют некомпетентные научные исследования. Зачастую опросы населения, касающиеся проблем рождаемости и семейной политики, проводятся безграмотно - опрашиваются не семьи, а отдельные респонденты. Причем вопросы для интервьюеров нередко формулируются непрофессионально. В них поведение человека сводится к биологической сущности без учета социально-культурных компонент. В настоящее время в российских школах вводится предмет «Семьеведение», в задачи которого входит подготовка подростков к будущей семейной жизни и рождению детей. А в высших учебных заведениях в учебные планы по всем направлениям подготовки необходимо, как считает ученый, ввести учебную дисциплину «Демография», чтобы ликвидировать демографическую безграмотность в стране.
По мнению лектора, семейная политика в нашей стране должна быть направлена не только на материальное укрепление российских семей, но и на формирование у семей потребности в детях. Особое внимание следует уделять молодым семьям, желающим иметь детей, им должна оказываться жилищная и весомая материальная поддержка за счет поступлений от введения прогрессивного налога на доходы физических лиц. Необходимо увеличение доли многодетных семей, которых в настоящее время насчитывается только 10%. Именно в таких семьях складываются дружеские взаимоотношения, нацеленные на поддержку и взаимовыручку, и в будущем у детей из многодетных семей также формируются установки на многодетность. Братско-се-стринские семейные взаимоотношения распространяются и на социальные взаимоотношения в обществе в целом, а по большому счету они оказывают влияние и на взаимоотношения между разными народами.
Почетным гостем на Демографической школе для студентов был и рук. Центра исследования межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН, гнс, д-р социол. наук В. И. Мукомель. Выступая, ученый акцентировал внимание на том, что в 90-е гг. прошлого века демографическое образование в России было упразднено. Поэтому в настоящее время основная масса представителей министерств и ведомств, отвечающих за проведение демографической политики, имеет базовое экономическое, юридическое или военное образование. Решение демографических проблем
ими видится за счет возможного повышения показателей рождаемости, однако при этом должного внимания на принятие мер по уменьшению показателей смертности не обращается, проводится безграмотная миграционная политика. Вследствие чего большинство прогнозов численности населения Российской Федерации являются неблагоприятными. Ученый обратил внимание и на существование большой проблемы при проведении научных исследований - на закрытие значительного массива данных демографической статистики.
Под конец работы Демографической школы выступил слушатель А. П. Сабинов, депутат Херсонской областной Думы, заместитель председателя Комитета по законодательству, местному самоуправлению и регламенту, единственный участник всех шести Международных зимних демографических школ, проведенных кафедрой демографии ВШССН МГУ имени М. В. Ломоносова в период 2019-2024 гг. Слушатель поблагодарил работников кафедры за организацию такого интересного и важного мероприятия и отметил, что полученные во время учебы знания, возможность общения с ведущими демографами страны, использование презентационных, учебных и иных полезных материалов демографической направленности оказывают значительную помощь в осуществлении профессиональной деятельности на практике.
Рис. 4. Закрытие VI Международной зимней демографической школы для студентов Fig. 4. Closing of the VI International Winter Demographic School for students
Источник: из архива организаторов Школы
Всего для участия в работе Демографической школы зарегистрировались 449 человек, из них 122 преподавателя и 327 студентов. К работе Школы для преподавателей смогли онлайн подключиться 114 участников и 233 - для участия в Школе для студентов, из-за чего общее количество участников VI Международной зимней демографической школы составило 347 человек. Слушателями Школы стали представители 83 образовательных организаций и 9 научных центров Российской Федерации, некоторых зарубежных стран, а также депутат Херсонской областной Думы. В составе слушателей 46 человек (14%) имели ученую степень, в том числе 35 кандидатов наук, 10 докторов наук, один академик Академии наук Республики Узбекистан.
За три дня в работе Демографической школы приняли участие представители десяти государств - Азербайджана, Белоруссии, Йемена, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. В числе слушателей были представители профессорско-преподавательского состава, научные работники и студенты 47 российских регионов - от Калининграда до Владивостока и Петропав-ловска-Камчатского.
По сравнению с V Международной зимней демографической школой 2023 г. в этом году контингент участников увеличился почти вдвое - со 185 до 347 человек. Кроме того, почти в два раза - с 25 до 47 - выросло число российских регионов, откуда для участия в работе Школы подключились слушатели; с семи до девяти стран расширилась география зарубежных участников.
Материалы VI Международной зимней демографической школы (видеозаписи лекций, презентационные материалы и фотографии размещены на сайте кафедры демографии ВШССН). Всем участникам Школы, прослушавшим курс лекций, высланы сертификаты за подписью директора ВШССН МГУ, академика РАН Г. В. Осипова.
Организаторам VI Международной зимней демографической школы поступило более двух десятков благодарственных писем от слушателей и пожелания в дальнейшем приглашать их на очередные демографические школы.
Сведения об авторах:
Лебедева Тамара Васильевна, кандидат географических наук, доцент, научный сотрудник, кафедра демографии, Высшая школа современных социальных наук (факультет), Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-1817-3685; РИНЦ Author ID: 731576. Акрамова Александра Робертовна, аспирант, кафедра демографии, Высшая школа современных социальных наук (факультет), Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия. Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0 0 09-0 0 02-1434-9425.
Статья поступила в редакцию 05.02.2024; принята в печать 19.03.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
ABOUT THE VI INTERNATIONAL WINTER DEMOGRAPHIC SCHOOL AT LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY
Tamara V. Lebedeva
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Alexandra R. Akramova
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
For citation: Lebedeva, Tamara V. About the VI International Winter Demographic School at Lomonosov Moscow State University / T. V. Lebedeva, A. R. Akramova. DEMIS. Demographic Research. 2024. Vol. 4, No. 1. Pp. 181-190. DOI 10.19181/demis.2024.4.1.12.
Bio notes:
Tamara V. Lebedeva, Candidate of Geographical Sciences, Docent, Researcher, Department for Demography, Graduate School of Contemporary Social Sciences (faculty), Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
Contact information: e-mail: [email protected]: ORCID ID: 0000-0002-1817-3685: RSCI Author ID: 731576. Alexandra R. Ahramova, Postgraduate Student, Department of Demography, Higher School of Modern Social Sciences (faculty), Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
Contact information: e-mail: [email protected]: ORCID ID: 0 0 09-0 0 02-1434-9425.
Received on 05.02.2024; accepted for publication on 19.03.2024. The authors have read and approved the final manuscript.