УДК 338.516.7
О процессах слияния и поглощения в авиакосмической отрасли.
About processes of merge and absorption in aerospace branch.
Ямщиков Никита Александрович
аспирант кафедры 504 Экономическая информатика
ИНЖЭКИН МАИ (НИУ); [email protected] Yamschikov Nikita Aleksandrovich graduate student of Economic Informatics 504
INZHEKIN MAI (NIU); [email protected]
Аннотация. Целью этой статьи является рассмотрение процессов слияния и поглощения в авиакосмической отрасли.
Abstract. The purpose of this article is consideration of processes of merge and absorption in aerospace branch.
Ключевые слова: Слияние и поглощение, авиакосмическая отрасль.
Keywords: acquisitions and takeovers; merge and absorptionaerospace.
В современном мире хозяйствующие субъекты все чаще сталкиваются с проблемой выживания в процессе глобализации. Одним из вариантов ее преодоления являются интеграционные процессы. Стратегия внешнего роста в настоящее время - это один из основных путей развития компании. Сделки по слиянию и поглощению можно охарактеризовать как сложный социально-экономический и политический процесс, затрагивающий интересы всех уровнейнациональной экономики.
Ведущие рейтинговые агентства отмечают, что в последнее время мировой рынок слиянии и поглощении динамично развивается, объемы и стоимость сделок растут. Стоит отметить, что Россия является безоговорочным лидером по уровню и динамике интернациональных процессов среди стран Восточной и Центральной Европы в течение последних 5 лет.
Актуальность исследования слияний и поглощений подтверждает, с одной стороны, объективная целесообразность проведения подобных сделок в условиях формирования глобальной системы мирового хозяйства и, с другой стороны, крайне низкая эффективность данных процессов.
Экономическая сущность сделок слиянии и поглощении: интеграционные процессы, которые направлены на достижение конкурентных стратегических преимуществ в рамках менеджмента изменении, характеризуются высокой динамикой и осуществляются через механизмы реорганизации, реструктуризации, установления корпоративного контроля.
Под простым слиянием понимается приобретение одной компанией акции другой компании в таком количестве, при котором покупатель акции не получает полный контроль над другойкомпанией, однако приобретает необходимую степень влияния на менеджмент компании и заинтересован в максимизации прибыли предмета покупки. Сливающиеся фирмы при этом остаются юридически самостоятельными.
Существует несколько способов, которыми фирма может быть приобретена другой фирмой.
В результате слияния, советы директоров двух фирм соглашаются объединиться и получить одобрение акционера для слияния. В большинстве случаев, по крайней мере, 50% акционеров от целевой и покупающей фирмы должны согласиться на слияние. Целевая фирма перестает существовать и становится частью приобретающей фирмы; DigitalComputers был поглощен Compaq после чего она была приобретена в 1997 году.
В консолидации, новая фирма создается после слияния, и обе компании получают акции вновь созданной компании; Citigroup, например, была создана после консолидации Citicorp и Travelers' InsuranceGroup
В тендерном предложении, одна компания предлагает купить непогашенные акции другой компании по определенной цене и передает это предложение в рекламе и рассылках акционерам. Поступая таким образом, она обходит действующее руководство и совет директоров целевой фирмы.
Следовательно, тендерные предложения будут использованы для проведения враждебных поглощений. Приобретенная компания будет продолжать существовать, пока есть миноритарные акционеры, которые отвергают указанное предложение. С практической точки зрения большинство тендерных предложений в конечном итоге подвергается слиянию, если приобретающая компания достигает успеха в получении контроля над целевой фирмой.
В приобретении активов, одна компания приобретает активы другой, хотя формально голосование акционеров приобретаемой компании по-прежнему необходимо.
Есть одна заключительная категория приобретений, которая не вписывается ни в один из, описанных выше способов.
Здесь, компания приобретена ее собственным управлением или группой инвесторов, обычно с тендерным предложением. После этой сделки приобретенная фирма может прекратить существование как публично проданная фирма и стать частным предприятием. Эти приобретения называют выкупом контрольного пакета акций компании ее администрацией, если менеджеры вовлечены, и левереджированные выкупы, то фондирование по тендерному предложения происходят в основном из долга. Это имело место, например, с левереджированными выкупами фирм, такими как RJR Nabisco в 1980-х..
Так производитель самолетов Аэробус подтверждает, длительный экономический рост, растущий средний класс, плюс возрастающий туризм и миграция - все это является лишь некоторыми факторами, которые собираются увеличить глобальную возможность соединения. Увеличение урбанизации приведет к удвоению мега городов к 2032, и 99 процентов движения дальних перевозок в мире будут между, или через, эти города.
Аэробус предсказывает, что воздушное движение будет увеличиваться на 4.7 процента ежегодно за следующие 20 лет, требуя более 29,000 новых пассажирских и грузовых самолетов. Приблизительно 10,400 самолетов заменят существующий самолетный парк, что означает, что международный
флот удвоится приблизительно до 36,500 самолетов к 2032. К той же дате оценивается, что больше чем 24,000 бизнес-джетов, 5,800 ближнемагистральных самолетов и 40,000 вертолетов будут необходимы.
Азиатско-Тихоокеанский регион будет лидировать на рынке перевозок к 2032, помнению Аэробус, настигнувЕвропу и СевернуюАмерику. Сегодня одна пятая населения на развивающихся рынках ежегодно пользуется авиаперевозками, но к 2032 это повысится до двух третей, поскольку глобальные пассажирские перевозки увеличатся более чем в два раза до уровня 6.7 миллиардов.
Также резко вырастет внутренний спрос в развивающихся экономических системах. Индия, как предсказывают, будет расти с самой быстрой скоростью (почти 10 процентов), сопровождаемых Китаем и Бразилией (оба 7 процентов).
Полная капитализация на этом подъеме и эксплуатация новых рынков гражданской авиации будут ключевыми для поставщиков, особенно тех, чьи бизнес-модели основаны в настоящее время на доходах от оборонной промышленности, которая продолжает сжиматься в США и Западной Европе. Хотя есть значительный рост в оборонных рынках таких стран как Китай и Россия, но эти рынки в настоящее время закрыты для западных поставщиков.
В прошлом году мера более широкого господства пассажирского реактивного рынка проявилась, когда Europeanaerospace и оборонная группа EADS изменили свое название на AirbusGroup, отразив факт, что большая часть доходов теперь поступает из гражданского космоса.
На этом фоне это - не удивляет, что у "большой двойки" производителей - Аэробуса и Boeing - есть рекордные заказы для поставки новых самолетов. Между ними заключены и исполнены рекордные соглашения на поставку 1,300 самолетов в 2013, и получили 2,800 новых заказов.
Аэробус поставил почти 500 бортов своего самолета A320 для ближних перевозок в 2013,что намного больше, чем какой-либо другой тип самолета. Boeingполучил значительные заказы на свое следующее поколение A320 Нео, которое показывает более экономичные показатели работы двигателей. Вместе
с тем, объявил, что увеличит производство бортов 737, его самолета для ближних перевозок.
2014 также отметился рекордными поставками коммерческого транспорта. Более чем 300 самолетов были поставлены по всему миру только в первом квартале.
В основном благодаря огромным невыполненным заказам - $390 миллиардов для Boeing и €638 миллиардов для AirbusGroup по объявленной рыночной цене - AlixPartners ожидает, что к 2017 объем рабочей нагрузки главных коммерческих программ OEM будет расти на 45 процентов. В конце этих проектов поставщики, такие как PrecisionCastparts, Safran, Роллс-ройс, UTC, ParkerHannifin и Зодиак все видят значительный рост.
Alix считает, что коммерческий аэрокосмический фонд прибыли продолжит расти с годовой скоростью 5 процентов, ведомый новыми технологиями изготовления корпусов самолетов и двигателей с целью улучшить производительность самолета.
На очень большом авиарынке, во власти Аэробуса A380, Alix считает, что есть потребность в1,334 пассажирских самолетах, оцененных в $519 миллиардов. Из них по оценкам, почти половина будет необходима в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Емкость на рынке широкофюзеляжных судов составляет 6,779 самолетов, оцененных в 1.8$ tn, почти половина для Азиатско-Тихоокеанского региона, в то время как рынок узкофюзеляжных судов обладает емкостью более чем 20,000 самолетов, стоящих еще 1.8$ tn.
Хотя поставщики могут эксплуатировать изобилие возможностей в промышленности, времена остаются тяжелыми для авиакомпаний. Операторы продолжают находиться под давлением высоких цен на топливо, в то время как недорогостоящие перевозчики (LCCs) и новые глобальные конкуренты сохраняют давление на ценообразование. Глобальное распространение рынка LCC - не только в Европе, но и все более и более в Азии, Ближнем Востоке и Африке - продолжает помогать открывать новые рынки и поощрять больше пассажиров, впервые воспользовавшихся услугами авиакомпаний.
Конкурентное давление, вероятно, повлияют в течение некоторого времени на операторов в США и Европе как в форме реструктуризацией так и слияния. Однако, выгода от такой реструктуризации начинает давать свои плоды уже сейчас. Например, прибыль для новой AmericanAЫmesGroup улучшилась впятеро в 2013 так как ряд слияний и банкротства уменьшили конкурентость.
Новый участник недорогого сегмента NorwegianAir нацеливается на межконтинентальные рынки, а также бизнес трансферы для ближних перевозок, стремясь соединять европейские города с американскими и азиатскими городами.
Ведомый возрастающими оборонными бюджетами в Китае и России, глобальные военные расходы растут впервые за пять лет. Согласно IHSJane, глобальные расходы на оборону повысятся до £945 миллиардов в ближайший год, и запланированные расходы Китая на вооруженные силы впервые будут больше, чем объединенные бюджеты Великобритании, Франции и Германии. Китай заложил в бюджет $148 миллиардов в этом году, выше чем 6 процентов, и его расходы на оборону спрогнозированы так, что будут увеличиваться при составном ежегодном темпе роста на 18.5 процентов в течение следующего десятилетия. Расходы США в $351 миллиардов являются все еще самыми высокими в мире, но упали на 1.3 процента в прошлом году.
Подрядчики, которые продают США, особенно подвергнуты изменениям. Хотя и европейские фирмы сталкиваются с большими угрозами. поскольку главные программы на производство боевых самолеты и судостроение сокращены. Европейские подрядчики изо всех сил пытаются выдержать инновации и производственную мощность в отсутствие основной инициативы радикально реструктурировать европейскую оборонную способность.
Это говорит о том, что оборонные компании должны продолжить уменьшать затраты и улучшать определение цены для клиентов, сосредотачиваясь на мировых рынках и восстанавливая равновесие их портфелей. Соревнования за главные программы все более и более походят на
принцип- '"победитель получает все", такие как военная авиация на развивающихся рынках, и производители оригинального оборудования должны адаптировать их предложения под соответствующие требования.
Соединение быстрого роста развивающихся рынков в Азии и Ближнем Востоке, развивающихся технологий и финансовое напряжение на зрелых рынках приводит к широко распространенной нестабильности в авиакосмической промышленности. Доходность - продолжающаяся проблема, и компании должны удвоить свои усилия одновременно уменьшая затраты.
Так же компании должны ускорить свою диверсификацию на новых и быстрорастущих рынках. Это не только простое географическое изменение, но иизменения структуры продуктов и услуг для потребительских сегментов с переменными приоритетами и требованиями. Способность определить и предвидеть спрос на новые продукты и услуги, при использовании новых технологий, будет определяющим дифференциатором в компаниях.
Поставщики находятся под давлением производителей оригинального оборудованияс целью объединить системы поставок, а также региональных игроков в системе поставок, расширяющей их ассортимент продукции и клиентскую базу. Кроме того, желание крупных игроков ухватиться за технические достижения и рост глобальных возможностей также создает плодородную почву для будущих корпоративных слияний и поглощений.
Однако в Европе, по крайней мере, прошлый год стал известен по соглашению, которое не произошло - а именно, неудавшееся слияние владельца Аэробуса EADS и крупнейшего оборонного подрядчика Великобритании BAESystems. Логика слияния - создать европейскую аэрокосмическую и оборонную группу, которая могла бы конкурировать с подобными США и Китаю. Однако соглашение разбилось о скалы после того, как Великобританские, немецкие и французские правительства не договорились, какое влияние будет у каждой из сторон в новом бизнесе.
Американские корпорации продолжают лидировать в области слияния и поглощения, и первая половина 2014 ознаменовалась крупными сделками,
например,PrecisionCastparts, приобрела калифорнийскую Aerospace Dynamics International (ADI) у Marvin Group за $625 миллионов.
ADI управляет широким диапазоном быстродействующих центров механической обработки промышленности и развил особые экспертные знания в больших сложных компонентах, механической обработке твердого металла и реакторах. У ADI есть сильные позиции благодаря высокому росту коммерческих платформ, включая значительное присутствие на Аэробусе A350, и Precision считает, что ADI развил значительные возможности, которые позволят расширить ее предложение продуктов и компонент и роль в самолете следующего поколения.
Другое соглашение, Textronacquire Beech Holdings, основали Beechcraft, и затем объединили их бизнес Cessna и Beechcraft, чтобы создать новое подразделение - TextronAviation. Cessna и Beechcraft вместе произвели приблизительно $4.6 миллиарда в доходах в течение 2013.TextronAviation теперь предлагает более широкий выбор самолетов для его клиентов и значительно расширенное сервисное обслуживание, включая бизнес-дже^С^^ и Hawker, турбовинтовые KingAir и Caravan, а также самолет поршневого двигателя.
Конец 2013 года ознаменовался тем, что RockwellCollins, которая разрабатывает коммуникационные и электронные решения авиации как для коммерческих, так и государственных приложений, осуществило свое крупнейшее вложение в покупку Arinc из CarlyleGroup за $ 1,4 млрд. Arinc обеспечивает цифровую связь в авиалайнерах и бизнес-джетах через системы связи воздушных судов, а также предоставляет поддерживающие услуги для бизнес-авиации, коммуникаций аэропорта и информационным службам.
USTransDigmGroup, изготовитель компонентов для использования на коммерческом самолете и военных самолетах, также была активной на рынке поглощений.
В прошлом году они купили ArkwinIndustries, изготовителя аэрокосмической гидравлики и компонентов топливной системы для
коммерческих и военных самолетов, вертолетов и других специальных приложений. Они также купили подразделение GE Aviation'sElectromechanicalActuation через новое юридическое лицо, WhippanyActuationSystem, которая производит подсистемы контроля за движением для применения в гражданских и военных целях. Ранее в этом году компания продолжала закрывать сделку по приобретению немецкой Elektro-MetallExport, которая производит электрические и электромеханические компоненты прежде всего для коммерческих самолетов, вертолетов.
Другое известное американское соглашение заключается в том, что TriumphGroup приобрела бизнес систем управления насосами и контролем двигателя Goodrich у UnitedTechnologiesCorporation. Компания является ведущим независимым аэрокосмическим поставщиком топливной системы для коммерческой, военной отрасли, вертолетов и бизнес джетов. В прошлом году также было подписано множество значительных международных соглашений. Например, Eaton продал свои аэрокосмические управленческие решения для распределенного управления и интегрированные системы управления для кокпитов французской группе SafTan. Подразделение производит панели для кабины, экспериментальные средства управления и системы пассажирской безопасности, компоненты подсистемы для аэрокосмического и промышленного применения. Соглашение позволяет Saffran поддерживать свое североамериканское присутствие в авиационной радиоэлектронике в средствах управления полетом и средствах управления кабиной.
Великобритания долго являлась мировым лидером в аэрокосмических технологиях, и ее поставщики остаются привлекательными для покупателей на внешнем рынке. В прошлом году производитель компонентов двигателя TracGroup был приобретен американским Chromalloy, который обслуживает производителей двигателей и операторов в коммерческой аэрокосмической промышленности, оборонной и энергетических отраслях промышленности. CCRS, поставщик покрытия и услуг по ремонту в аэрокосмической и
отраслигазовых турбин, также попал в американские руки, будучи приобретенным Curtiss-Wright.
Другое соглашение затронулоТгйес^ изготовителя сложных литых элементов и поставщика OEM и Tier 1 аэрокосмических групп, TritechпроданнаUniDeritend, часте Группы компаний Neterwala и крупнейшего изготовителя Индии пневмоопалубки.
Однако британские компании были также на зарубежном пути слияний и поглощений. Один пример - приобретение MBAerospace's производителя компонентов для двигателей Norbertlndustries, который базируется в США и Польше. В прошлом году MB также приобрела американского производителя компонентов для двигателя DeltaIndustries.
Британский оборонный специалист Cobham приобрел американскогоAeroflex по цене предприятия $1.5 миллиардов. Aeroflex производит компоненты используемые в аэрокосмической и оборонной промышленности, и больше чем две трети его доходов приходятся на коммерческий сектор.
Было много деятельности в области слияния и поглощения в пределах Великобритании. Главное приобретение ThermalEngineering, аэрокосмический производитель компонентов, который специализируется на производстве горячих и холодных сформированных компонентов, тепловых изоляционных щитов и систем Farsound, изготовитель и менеджер по снабжению высокоточных компонентов для аэрокосмосмической и оборонной промышленности, был продан RGIndustries, сотрудничеству между RubiconPartners и GrovepointCapital.
В 2014 году Роллс-ройс продал свою 50-процентную долю в Роллс-ройсе Turbomeca вертолетному производителю двигателей, в то время как Cobham приобрел остающуюся 50-процентную долю, но оно уже не владело в трех компаниях от BristowHelicopters.
DeltaAirLinesбыла в центре внимания в 2013 из-за его приобретения нефтеперерабатывающего завода Пенсильвании как страховка против
увеличивающегося расширения между ценами на сырую нефть и стоимостью реактивного топлива. Авиакомпании будут наблюдать, действительно ли этот маневр приведет по крайней мере к $300 миллионам экономии как это оценивает перевозчик. Дельта также в центре встряски в американских региональных авиалиниях с планами удалить по крайней мере 200 из 325 50-местных самолетов в его сети к 2016. Его планы относительно достижения этих сокращений должны были стать четкими к началу текущего года. Дельта привлекла еще больше внимания, когда э согласилась купить 49%-ю долю в VirginAtlantic, повысив его доступ к аэропорту Хитроу Лондона.
SouthwestAirlines приобрела AirTranAirways в мае 2011, но реальные видимые результаты будут только в 2015. Клиенты будут в состоянии заказать билета в один конец к марту, соединяя сети Southwest и AirTran впервые, и Southwest ожидает, что это значительно повысит доход и даст ему конкурентное преимущество. Southwest также сталкивается с некоторыми новыми трудностями с генеральным директором Гэри Келли, предупреждающим, что перевозчик должен ответить на снижение затрат, которого AmericanAirlines и другие конкуренты достигли в защите от кредиторов при банкротстве. Это поднимает перспективу проблемы, с которой Southwest обычно не сталкивается: споры с его профсоюзами.
Слияние чилийскойLANAirlines и бразильской GrupoTAM в 2012 создало Latam, один из крупнейших перевозчиков в мире по рыночной капитализации, и содействовало консолидации авиакомпании в Латинской Америке. Latam планирует сохранить сильные позиции всюду по Южной Америке. Перевозчик отказывается от деятельности только лишь недорогостоящего перевозчика и изменяет его продуктовую линейку на региональных маршрутах для ближних перевозок, чтобы эффективнее конкурировать с новыми компаниям и LCC. Ожидается упадок в Бразильском регионе, где внутренний спрос охладился. TAM перемещает свой центр внимания к международным маршрутам за счет возможностей и резервов внутренних бразильских перевозок.
EtihadAirways купила пакет акций в AirBerlin, AerLingus, AirSeychelles и VirginAustralia, и если у генерального директора Джеймса Хогэна есть свой путь, это - только начало. Etihad, кажется, готовится сделать больше приобретений в Европе и возможно одно в Индии, которые сделала бы его еще более серьезным игроком на международном рынке дальных перелетов. В то же время Etihad должен будет доказать, что его текущие инвестиции окупаются. В то время как VirginAustralia — которая также частично принадлежит SingaporeAirlines и AirNewZealand — выглядит хорошей, есть главные вопросы о том, могут ли ее самые рисковые инвестиции в AirBerlin оправдаться.
VirginAustralia объявила 30 октября 2012 о трех соглашениях об акциях за один день, которыебудутзаключеныcTigerAustralia и 100% регионального оператора Skywest. Эти два приобретения будут финансироваться через капитал, привлеченный, продав 10%-ю долю в Virgin
Сделка, если будет получено одобрение регуляторов, означает VirginAustralia, будет в состоянии лучше конкурировать с Qantas на всех внутренних фронтах.
ДействияVirginAustralia также отмечает среднюю точку в пятилетней "стратегии изменения игры группы авиакомпании", и укрепляют стратегию перевозчика по поглощению ее партнеров.
Группа уже расширила свою международную сеть через сотрудничество с Etihad, SingaporeAirlines, DeltaAir и AirNewZealand. Новое совместное предприятие с Tiger позволяет VirginAustralia (ранее LCCVirginBlue) конкурировать эффективнее против главного соперника Qantas в корпоративном секторе региональных и прибыльных чартерных рынках горной промышленности Австралии.
За пару летVirginAustralia совершила полный оборот и закончила сбор паззла. Теперь она стоит перед одинаково сложной задачей усиления совместных действий, созданных из всех завершенных за пять лет сделок в рамках программы "стратегии изменения игры".
Инвестиции SIA в VirginAustraliaHoldings 105 миллионов австралийских долларов (109 миллионов долларов США) финансируют приобретение VirginAustralia's (36 миллионов долларов США) за 35 миллионов австралийских долларов 60%-й доли в TigerAustraliaandAUDVirginAustraliaHoldings, реализуется посредством продажи новых акций.
Инвестиции от SingaporeAirlines - естественное расширение партнерства, которое первоначально заложили с VirginAustralia в июне 2011. Эти два перевозчика были основными на внутреннем рынке^^ стремился к доступу к местам назначения вне его пяти австралийских ворот.SIAGroup начиная с партнерства добавили шестые австралийские ворота совместно с VirginAustralia.
TigerAirwaysAustralia теперь обладает меньше чем 5% внутреннего рынка Австралии, согласно данным Innovata.
Список литературы\References.
1. General Aviation Statistical Databook& Industry Outlook
2. GLOBAL AEROSPACE REPORT 2014, A CLEARWATER INTERNATIONAL INDUSTRIALS TEAM REPORT
3. Current Market Outlook 2014-2033, BOENG
4. U.S. Aerospace Manufacturing: Industry Overview and Prospects, Congressional Research Service
5. «Aviation's second golden age: Can the US aircraft industry maintain leadership?», PWC
6. Sustaining the Innovation Process: The Case of Rolls-Royce plc, William Lazonick