Научная статья на тему 'О ПРОГРАММАХ ПО ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ'

О ПРОГРАММАХ ПО ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОГРАММАХ ПО ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ»

гофакультетная кафедра общей гигиены, если еще добавить к тому же существование на подобных кафедрах самостоятельных курсов по военной и радиационной гигиене для санитарно-гигиенического факультета с их спецификой, осилить столь большое разнообразие особенностей программ. Утвержденную программу, разумеется, кафедры обязаны четко реализовать в-учебный процесс. Однако при

существующей нагрузке преподавателей и имеющихся учебных площадях выполнить это полностью невозможно. Столь разные подходы к преподаванию дисциплины врачам лечебного профиля отрицательно скажутся на качестве подготовки будущих специалистов.

Поступила 27.02.81

УДК 613.378.661

О. А. Ластков

О ПРОГРАММАХ ПО ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Донецкий медицинский институт

Рост научной информации и усложнение задач практического здравоохранения обусловливают необходимость систематической корректировки и перестройки программ для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.

Наиболее полно перестройка курса гигиены осуществлена в последней программе для студентов лечебного факультета. В ней, несмотря на спорность отдельных подходов, нуждающихся в уточнении, видно стремление строить курс с учетом того, какими гигиеническими знаниями навыками должен овладеть студент для решения задач медицинского обслуживания населения при работе на городском или сельском участке, в стационаре, на предприятии. Отказ от традиционной системы построения программы в целом хорошо согласуется со значительными изменениями окружающей среды, условий и характера труда и быта, уровня и структуры заболеваемости населения и др.

Другие программы по гигиене существенно отличаются друг от друга и от программы для студентов лечебного факультета. Эти особенно заметные в многофакультетном вузе различия, по нашему мнению, заслуживают особого внимания, так как речь идет о преподавании одного и того же предмета.

Следует подчеркнуть, что каждая из программ к моменту выхода (правда, в разной степени) отражает достижения гигиенической науки, потребность в пересмотре сложившихся представлений и, таким образом, способствует повышению качества подготовки врачей.

Существенно отличаются в программах подходы к группировке основных материалов и время, выделяемое для их преподавания. Например, на преподавание раздела гигиены питания на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах предусмотрено соответственно 18, 28 и 28 ч лекций и практических занятий, на преподавание вопросов гнгиены воды и водоснабжения — 2, 8 и 12 ч. Подобные различия характерны и для других разделов. При этом в одной программе вопросы гигиены воды и водоснабжения представлены в виде само-

стоятельного раздела, в другой — в разделе «Окружающая среда и ее охрана», в третьей — в разделе «Условия жизни в крупных городах и состояние здоровья населения».

Можно согласиться с тем, что структура гигиены отстает от фактической дифференцировки. Однако разный подход к планированию в программах не обоснован ни накопленным опытом преподавания, ни спецификой изучения соответствующих материалов, ни практикой здравоохранения и поэтому представляется в известной мере произвольным. При дальнейшем сопоставлении программ обнаруживаются и другие моменты, требующие уточнения. Так, в разделе гигиены труда программы для студентов педиатрического факультета намечено изучение профессиональных отравлений свинцом, ртутью и органическими растворителями, а в программе для стоматологов — ртутью, свинцом, фосфором, фтором, парами кислот и др. Нужно подчеркнуть, что в пределах отведенного на весь раз-; дел гигиены труда времени (20 ч на педиатрическом и 6 ч на стоматологическом факультетах) программами ставится заведомо нереальная и для студентов, и для преподавателей задача сколько-нибудь серьезного рассмотрения отдельных профессиональных заболеваний.

Нельзя согласиться и с постановкой вопроса о тепловых поражениях. В программах они ограничены лишь тепловым ударом, хотя существуют тепловой шок, тепловые судороги и др. Ни в одной из программ не предусматривается изучение гигиены отдыха и физической культуры, транспорта, возросшего контингента пожилого населения и др.

Гигиена в образовании врача лечебного профиля в настоящее время является одним из важнейших «мостов», соединяющих медицину с техникой, окружающей средой и общественными науками. Поэтому изучение путей и методов сохранения и укрепления здоровья населения, очевидно, должно стать базой для систематизации знаний нашей сравнительно фрагментарной дисциплины.

Учение о нормировании факторов окружающей среды и соответствующие нормативы составляют

основу современной гигиенической науки. Поэтому в программах следует полнее отразить систему специфических для гигиены гносеологических принципов, выделившихся из общей теории познания. Попытки выделять специфику методик несостоятельны. Для решения гигиенических задач используются методики многих других дисциплин. Очевидно, необходимо подчеркнуть специфику и принципы формирования гигиенических понятий и суждений, обработки материалов и др. Как показывает опыт преподавания, это позволяет уплотнить фактический материал, избежать поверхностности при изложении и изучении гигиены, поскольку знание принципов легко возмещает незнание отдельных фактов. Это важно и потому, что основная цель преподавания в настоящее время видится не только в реализации традиционной задачи — дать студенту больше информации, но главное в том, чтобы научить его с гигиенических позиций анализировать и обобщать факты, самостоятельно получать знания и др.

Приведенная в программах традиционная систематизация факторов окружающей среды не соответствует современным общим методологическим представлениям, которые студенты получают на кафедрах марксистско-ленинской философии и научного коммунизма. Окружающая среда складывается из трех реальностей — вещества (живого и неживого), энергии и информации. В действующих программах, как и раньше, речь идет лишь о физических, химических и биологических факторах.

В программах, на наш взгляд, уделяется мало внимания законодательно-организационным меро-. приятиям, составляющим юридическую основу профилактической деятельности врача. В них почти не отмечена необходимость овладения навыками пропаганды гигиенических знаний, гигиенического воспитания пациентов в лечебных учреждениях, обслуживаемого населения. Опыт показывает, что пропаганда гигиенических знаний для врача лечебного профиля представляет определенные трудности. Их можно преодолеть, если студенты за время прохождения курса подготовят и апробируют под руководством преподавателя 1—2 беседы. Нуж-

даются в уточнении перечни практических навыков, так как вряд ли, например, стоматологи в настоящее время при наличии широкой сети санэпидстанций будут определять радиоактивное загрязнение почвы, проводить лабораторные исследования воды и др.

Как показывает практика, подбор и формирование перечня практических навыков и других материалов, необходимых для будущей работы врача лечебного профиля, должны быть более жесткими. Они могут быть корректно проведены только на основе достаточно полного учета реальных тенденций в развитии практического здравоохранения.

Думается, что преодолеть ряд очевидных и сравнительно легко устранимых недочетов действующих программ поможет единая программа. Цели, объекты и методы воздействия едины для выпускников лечебных факультетов. Исходя из этого, можно и нужно говорить о целесообразности единой программы. Но дело не только в этом. В рамках единой программы легче устранить разнобой и недостатки и значит повысить эффективность и качество подготовки врачей лечебного профиля по гигиене.

Программа по гигиене, по нашему мнению, должна состоять из 2 частей — основной и 3 специальных. Основная часть должна быть единой для всех студентов лечебного профиля, а специальные части должны учитывать профилизацию по факультетам. Единая программа может стать реальным средством упорядочения преподавания гигиены студентам лечебных факультетов и, цлавное, подъема и дальнейшего улучшения медицинского обслуживания населения.

Нужно отметить и необходимость более полного и четкого согласования программ в области гигиены по вертикали и горизонтали с программами смежных дисциплин еще на стадии их подготовки. Это позволит, с одной стороны, избежать дублирования второстепенных вопросов, с другой — обеспечить преемственность и логичность в изложении и усвоении ряда важных вопросов гигиены.

Поступила 03.02.81

УДК 613.865:378.661

Н. Ф. Борисенко, Е. И. Гончарук, А. Г. Глущенко, Ю. Д. Гоц, И. Н. Моргунов, И. В. Савицкий, И. И. Слепушкина, Г. А. Степаненко, A.M. Шев-

ченко

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ — ВАЖНАЯ ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

, Киевский медицинский институт

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979) определены задачи дальнейшего совершенствования подготовки специалистов. Для успешного решения поставленных партией и правительством за-

дач необходимо непрерывно совераенствовать преподавание, на основе научной организации учебного процесса.

Важным средством повышения качества преподавания, углубления учебного процесса является развитие ставшей традиционной учебно-нсследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.