Научная статья на тему 'О профессиональной подготовке практического психолога образования'

О профессиональной подготовке практического психолога образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина Ирина Владимировна

В настоящее время много внимания уделяется разработке и обсуждению стандартов высшего образования, в частности, стандартов подготовки практических психологов. В связи с этим в статье обращается внимание на ряд аспектов этой подготовки, в частности, на важность проблемы воспитания студентов, будущих педагогов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О профессиональной подготовке практического психолога образования»

Проблемы высшего образования Дубровина И. В.

О профессиональной подготовке практического психолога образования

В настоящее время практическая психология интенсивно развивается, она стала частью общественной жизни и представлена во всех ее областях -экономической, социальной, спортивной и пр. В наибольшей степени, пожалуй, ее влияние заметно в современной системе образования. Психологи работают в детских садах и детских домах, в общеобразовательных школах и в интернатах, в лицеях и в специальных школах, в гимназиях и колледжах, в центрах: реабилитации, коррекции, развития, медико - психолого-педагогической помощи и пр. Сравнительно недавно возникшая новая специальность - практический психолог образования (или школьный психолог, педагог - психолог) на наших глазах становится массовой специальностью. Его деятельность является новой формой общественно значимой профессиональной деятельности и вызвана к жизни потребностями общества, новые социальные реалии которого повышают требования к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны.

Постоянно возрастающая востребованность психологов со стороны педагогической практики, с одной стороны, ведет к чрезмерному расширению подготовки кадров в масштабах страны, с другой, - таит опасность снижения их профессионального уровня. Еще сравнительно недавно сурово и справедливо критиковали кратковременные курсы обучения практических психологов образования. Сейчас психологи обучаются в высших учебных заведениях, а претензий и нареканий к их работе все равно предостаточно. Очевидно, дело не только в продолжительности, но и в продуманности как качества обучения, так и сути самой практической деятельности специалиста.

Сложности профессиональной подготовки практического психолога образования имеют весьма объективные основания.

Специальность практического психолога, как и сама служба, находится все еще в процессе своего профессионального становления. Еще не определено правовое поле педагога-психолога, не прописаны четко его функциональные обязанности, не выделены приоритетные направления и специфика его деятельности в зависимости от особенностей образовательного учреждения, в котором он работает, и пр. Поэтому профессиональная подготовка педагога-психолога еще не в полной мере содержательно определена и организационно обеспечена, зависит от того, где происходит обучение и кто учит психологов.

В вузах чаще всего готовят психолога вообще, а не педагога-психолога. Между тем, система высшего образования должна строиться с учетом профессионального профиля специалиста. Именно это определяет содержание

как общей подготовки, так и специальной подготовки в пределах профессии. Подготовка педагога-психолога очевидно имеет свою специфику в сравнении с подготовкой психолога - научного работника, преподавателя психологии в школе или в вузе, практического психолога в какой-либо области - медицины, политики, юриспруденции и пр.

Трудности подготовки педагогов-психологов в какой-то степени обусловлены тем, что отсутствует серьезная разработка практической психологии как науки, которая бы являлась непосредственной научной основой их профессиональной деятельности. Специфику практической психологии как науки можно увидеть в ее сравнении с наукой фундаментальной и наукой прикладной: фундаментальная психология изучает общие законы функционирования и развития психики; прикладная психология изучает специфические законы и закономерности психической деятельности в определенных условиях; практическая психология, опираясь на знания фундаментальной и прикладной психологии и на свой обобщенный накопленный опыт, изучает и решает проблемы, возникающие в реальной жизни, деятельности, во взаимоотношениях и взаимодействиях конкретных людей и коллективов.

Практическая психология, функционирующая в системе современного образования, по сути соединила в себе как нерасторжимое целое в контексте индивидуального подхода науку о закономерностях психического и личностного развития человека и практику реализации возможностей этого развития в условиях современных учреждений образования.

Именно взаимодействие науки и практики в деятельности психолога, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимообуславливаются психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования, а следовательно, и основного ее исполнителя - педагога-психолога. Отсюда -большие трудности как в разработке программ профессионального образования кадров для практической психологии системы образования, так и в профессиональном самоопределении молодых людей, избравших эту специальность.

Специфика и сложность подготовки специалистов состоят в том, что они должны не только иметь глубокие знания по психологии и смежным с ней научным дисциплинам, но и грамотно ориентироваться в реальной жизни детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях или обучающихся в школах различного типа, в истоках возникновения и способах решения проблем, возникающих у детей и взрослых ( педагогов, родителей, администрации учреждений), и др. Студенты должны освоить не только науку психологию, но и способы реализации научных знаний в конкретной работе с конкретными людьми разного возраста и коллективами. Каждый студент - это как бы два будущих специалиста в одном: 1 - ученый, ориентированный на практику, 2 - практик, основательно подготовленный в научном отношении.

Подготовка таких специалистов чрезвычайно сложна.

Известно, что профессиональное образование предусматривает три последовательных и взаимосвязанных этапа вхождения в профессию, каждый из которых отличается своим содержанием, методами и формами организации. Цели и задачи этапов определяются контекстом общих ценностей и целей данной профессиональной деятельности.

Имеются в виду следующие этапы профессионального образования: этап допрофессиональной (довузовской) подготовки, этап базового профессионального образования, этап поствузовского профессионального образования. Эти этапы в своей последовательности и содержательной ценностно-целевой обусловленности составляют основу непрерывного профессионального образования специалиста. Сейчас на каждом этапе есть свои просчеты, которые в целом не позволяют считать современную подготовку кадров практических психологов образования удовлетворительной.

Коротко остановимся на характеристике базового этапа профессионального

образодмяетояо рыо амврся современным профрсмм чалйшейосозбреазев'анйягв иокушейурер епJЛдашEйоПатIX0итыватв,доо жыновий спро фзатэсдиинайаныйтонов енх профечещшонойдаяталншючиет не только безусловное знание психологии и безупреМадгиеюдрвии вс0síTilfййпílактй5lер8IHITISsсиясlSlXГíЛ^P0Чlсхeйят^и®ехfeс^lKlifllí методикамик ид иагвтолькоес; кимасищнымных психолог,ивосрах; зантойиуй, , вобщуюти плюло гмчниямюи кулыкуму;практикв ыйимвтир оврнвой веятеыьн осоие нкоиько Профеиманвш -сути, пвеждепрофесчшлов екмыыполвяцадийгтроилесииую арабой IЫтелвlлоатжомд■IГЛHвH0ИXOЛOГI§ляющая любой профессии. Компетентность -

конечнэ,фйелои|leоgходшíоггоакиглпва^о^иста]люíголоlfeп^0фл[л^е юреждеэвсми

коопмрпедетеелнятентосястятмеми,. насколько учебные программы в вузах предусматривают

развиткеIПрооtчелиоlшввтlгосФлодJво втидет® нам^оопрffiеливия^sтодавтозиX0лаг80з

кчр еiодшишюffр]азолtнftвHHИрlежiваблш|н^

итудевтоы втаршихсорсоввптщялогпчиким факультетоиве ^формирговаиоыблчедйие прмостовле в ья о ит ьпр офышсивввл ьвыез воланы о вн нй скулелтурсо йбудушлий СPl0^0,стоиоаJалвоlоГь дштельвостие гда очíрг!длlлеаодаиJ]ао§'шо-]!sр0lфисíиtовг|лвlйlйi почвоитив ФзМр аrаооГ:ое]iIекиí&лlввслстJИйH05lйlрI05гжви<в^0(ET^вgJл^бГоJеирвзосíгтиíl 0азлталlовlгs црлежде задач будущей обрнос®; жильнооbденоатlB оимо итояоеобвв

мырселиллизации. Нередко характер подготовки в вузе не способствует формированию у специашйтоврсисмм Кого llцдiниязорил)!л^оог]пе(д|lго№г^аíaк:ойpд!lйет©ительнучlги, невозможно . Поэтосму-ито птlTll0:т:liгнауЧ[]рйквlйчдуC]Kатм.уА ешлихомоудустКоовечить iTI0TфПр0Ц0;B&ЛTH0Д0C8Kl0Г0прCДSЛеHИГ0-вДЛIií0lЛBllTГеbИ мвмиосшимгны&проввым 0м омоисходит . на протяжении всего жизненного пути человека. Тем не менее,

именноаузоимаоваучных випиакгщччакихIзиерьlllШоств о прlHl§вmств0lL0Mат§0§аю цаннотию issнтiлl!саиоуlаIBвног^IаоаоEовоатlел^риísгичлодоогопаslJ0ологIl . Поэихолоак дожжоа выраратых аться пнотфеяхиоформнар опоть бвостуд ннмедл^нйдстрйплемнито тое цифиве дрввстоя|шнуоуув§оиховисмро итгоив вличвсто наяриобретийид влжыв ваиводитноянц восетвоевиво йидотовномтитех lпро0лвзо§ааою) рымамони руазел ичвыи далоантоложомЗннациорр азвиочеввоажно ,дтик вlllхllгlтеллмтгш0fflнllй демыльновия практического! сихологл огклЮЧtгтlB[H|iр||Жiы сшего § брабонввм еаналиде нтов

психологических факультетов в значительной степени зависит от осознания ими того, почему они выбрали этот вуз, эту профессию, от их готовности к личным усилиям для удовлетворения желания познать ту сферу деятельности, которую выбрали, и воспитать в себе необходимые для ее выполнения личностные качества.

полученных данных, фактов, сведений, в синтезе всего известного о ребенке или взрослом. Именно на этой основе психолог производит сложнейшую интеллектуальную операцию - интерпретацию. Й. Шванцара специально обращал внимание на то, что интерпретация всех имеющихся сведений является прежде всего функцией синтетических способностей психолога и никогда не может вытекать из всего процесса в виде некоего механического продукта постоянной диагностической схемы [11].

Л.С.Выготский подчеркивал, что установление симптомов никогда автоматически не приведет к диагнозу, что необходимо с помощью мыслительной обработки внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность проблемы, поэтому психолог не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов [1]. В точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении - начало научного знания, а не в накоплении лишь лабораторных данных, утверждал К. Роджерс [12].

Выпускника факультета практической психологии образования в том случае можно считать подготовленным к самостоятельной профессиональной деятельности, если у него сложилось (сформировалось) особое мышление, оригинальность которого заключается в сочетании теоретического и практического ума. Особенности того и другого ума блестяще раскрыл Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца» [10].

От уровня развития и глубины ума психолога зависит его умение предвидеть последствия своих действий, поступков, слов и отношений. Способность предвидения - способность по отдельным признакам предугадать ход развития еще не совершившихся событий - важное качество ума практического психолога. Б.М. Теплов писал: «Предвидеть - значит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уловить их главную тенденцию, и, из этого, понять, куда они идут. Предвидение -это высшая ступень превращения сложного в простое, умения выделить существенное... Предвидение - результат глубокого проникновения в обстановку и постижения главного в ней, решающего, того, что определяет ход событий» [10, с.225]. Ум дает возможность специалисту осознать границы своей профессиональной компетенции, дает возможность понимать и уважать уникальную сущность любого человека.

В.М. Розин замечает: «. действия психолога-практика должны быть весьма осторожными и постоянно корректироваться, исходя из результатов психологической помощи и постепенного уяснения самого случая. В связи с этим формулу действий психолога можно определить так: максимум рефлексии и культуры мышления, максимум осторожности, максимум ответственности» [7, с. 22].

Не следует забывать, что образование представляет собой единство обучения и воспитания, оно в значительной степени формирует культуру и нравственный уровень поколений, задает ту или иную направленность их сознания, ценностей, поведения. Однако нередко при подготовке педагога-

психолога в учебном процессе больше внимания уделяется методам, техникам, приемам работы с людьми, и в меньшей степени реализуется культурно-нравственный, гуманистический потенциал научной и практической психологии. А между тем психология - существеннейшая часть общей культуры [ 6]. Она вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признается индивидуально неповторимое в человеке. Осознание этой данности составляет основу позитивной деятельности педагога-психолога. Поэтому новые вузовские образовательные программы, стандарты подготовки практических психологов больше внимания должны обращать на развитие духовно-нравственных составляющих профессионализма. Сам процесс образования должен быть нацелен на воспитательную задачу формирования личности студента.

Выпускник психологического факультета тогда является профессионально готовым к выполнению той деятельности, ради которой он учился, когда является не только специалистом, конкурентно способным на современном рынке труда, свободно владеющим профессией, готовым к социальной мобильности, но и культурным человеком, обладающим как общей, так и психологической культурой. Это проявляется в широте его кругозора, диапазоне его знаний и интересов; в богатстве и тонкости его чувств; в понимании им различного рода общественных и культурных явлений, в развитости его вкусов - научных, литературных, художественных, даже бытовых; в уважении к человеку; в безукоризненном владении родной речью; в тактичности поведения и общения. Активное и укрепляет личностную индивидуальность студента.

Ученые (Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и др.) выделяют такое присущее человеку психологическое свойство личности как интеллигентность, которое является определенным культурным достижением человечества, принадлежит человечеству в целом. Можно предположить, что интеллигентность - это высшая форма проявления сущности психологической культуры человека. Личностными качествами интеллигентного человека являются: привязанность к своей культуре, к своему народу, к своей родине; развитые чувства справедливости, чести, совести, человеческого достоинства, правдивости, порядочности, отвращение к деспотизму, цивилизованные манеры поведения и пр. Интеллигентность - это человеческое уважительное отношение к миру и к людям. Д. С. Лихачев замечал: «Общество только тогда общество, а не толпа, не «население», когда оно состоит из личностей, обращенных друг к другу, способных охотно понять друг друга» [3, с. 365]. Интеллигентность не является монополией какой-то профессии или какого-то рода занятий, но для практического психолога она необходима. Уровень развития индивидуальности и интеллигентности практического психолога определяет уровень его профессионального мастерства. Ведь психолог в какой-то степени задает «зону ближайшего развития личности» окружающих его людей. Диапазон и содержательная наполненность этой «зоны»

могут быть весьма различными и в значительной мере определяются полученным в вузе образованием.

Истинное высшее образование студентов психологических факультетов университетов, институтов в значительной степени зависит от уровня общей, профессиональной и личностной культуры преподавателей, от понимания ими смысла той профессиональной деятельности, к выполнению которой готовят они своих воспитанников. Не случайно, Ю.М. Лотман подчеркивал, что педагог призван создавать вокруг себя атмосферу культуры [4]. Эффективность деятельности преподавателей включает критерии личностного развития студентов. Непосредственное общение молодых людей с преподавателями - одно из важнейших условий развития их личности. В.В. Семикин справедливо отмечает: «Культура социального взаимодействия есть внешнее проявление особого внутреннего качества взаимодействующих субъектов, которое мы называем психологической культурой» [9, с.142]. Участие студентов в освоении культуры человеческих отношений в процессе постижения науки развивает их духовно, воспитывает достойное поведение.

Научная эрудиция преподавателей, их профессиональная честность, незаурядные способности общения с коллегами и студентами, культура человеческих отношений образуют в вузе не только необходимую профессиональную, но и определенную культурную среду развития юноши (девушки) как компетентного специалиста и порядочного человека. По справедливому замечанию В. А. Пономаренко (5), образовательная среда - это не только учебный процесс и его материально-техническое обеспечение. Это духовное поле единомышленников, ценностная ориентация которых представлена востребованностью обществом их профессиональной деятельности. Эта среда включает механизм органической потребности нравственного и профессионального самосовершенствования, осознание того, что непрофессионализм специалиста - это, в конечном счете, безнравственно. «В любой профессии некомпетентность, эгоизм, равнодушие всегда приносят несчастье другим» [5, с.93], а в работе педагога-психолога это особенно остро проявляется.

Расширение поля деятельности психологов в сфере образования предъявляет все более высокие требования к незаурядности личности самого специалиста. Масштаб личности выпускника вуза должен соответствовать масштабу профессиональных задач, которые современная жизнь и общество ставят перед практическими психологами. А это, в свою очередь, требует корректировки образовательных программ в высшем учебном заведении. Быть может, следует прислушаться к Д.С. Лихачеву, который высказывал мысль о том, что учебное заведение теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентности.

Литература

1. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. [Текст]// Л.С. Выготский - М., 1984. Т.4.

2. Зимняя, И.С. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека И.С. Зимняя \\ Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11.

3. Лихачев, Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре [Текст]// Д.С. Лихачев - СПб., 2006. - 400 с.

4. Лотман, Ю.М. Воспитание души [Текст]//Ю.М. Лотман - СПБ., 2003. - 620 с.

5. Пономаренко, В.А. Профессия - психолог труда [Текст]// В.А. Пономаренко -М., «Институт психологии РАН», 2007. - 399 с.

6. Практическая психология образования \\ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.; СПб., изд-во «Питер», 2007. - 588 с.

7. Розин, В.М. Психология: иллюзии идентификации и самоопределения [Текст]\

B.М. Розин // Психология. Журнал высшей школы экономики. Т.: 6, № 4, 2009,

C. 3 - 23.

8. Рязанов, Э. Неподведенные итоги [Текст]// Э. Рязанов. - М., Вагриус, 1977. -510 с.

9. Семикин, В.В. Психологическая культура в образовании человека [Текст]// В.В. Семикин. - СПб., Изд-во «Союз», 2002. - 155 с.

10. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2 т. [Текст]// Б.М. Теплов. - М., 1985. Т. 1.

11. Шванцара, Й. и др. Диагностика психического развития [Текст]// Й. Шванцара и др. - Прага. 1978.

12. Rogers, C.A. Theory oftherapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework / Psychology: A Study of a Science. V. 3. - N. Y., 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.