Хужин A.M. О профессиональном и социально-личностном развитии сотрудников правоохранительных органов (на примере установления, квалификации...
А.М. Хужин
Хужин Альфир Мисхатович — кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры теории и истории государства
и права Нижегородская академия МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудинов-ское шоссе, д. 3)
E-mail: [email protected]
О профессиональном и социально-личностном развитии сотрудников правоохранительных органов (на примере установления, квалификации и доказывания невиновного поведения)
В статье формулируются пути профессионального и социально-личностного развития сотрудников правоохранительных органов в процессе установления, квалификации и доказывания невиновного поведения. Делаются предложения по повышению профессиональной, морально-психологической, воспитательной и культурно-нравственной подготовке сотрудников правоохранительных органов.
The article formulated the path of professional, social and personal development of law enforcement officers in the process of establishing, training and proving innocent conduct. Make suggestions to improve the professional, moral, psychological, educational, cultural and morally-vennoy law enforcement training.
Помимо собственно юридических целей эффективности правоохранительной деятельности по установлению, квалификации и доказыванию невиновного поведения, которые заключаются в правильном разрешении дела и вынесении соответствующего правоприменительного акта, имеются и ее общесоциальные цели, связанные с позитивными изменениями, происходящими в обществе в результате правоприменения. Эти изменения должны свидетельствовать о том, что такой акт, как невиновное поведение, в процессе правоприменения обязательно будет выявлен, нарушитель поймет и выявит отклонения в своем поведении, а лица, чьи интересы были нарушены, восстановят свои права.
Невиновное поведение — это очень тонкая грань взаимоотношения людей в обществе, разрешения «мягкого» конфликта частноправовых и публичноправовых интересов, где любое неверное действие со стороны правоприменителя в лице сотрудника правоохранительного органа может привести к неоправданному наказанию, отказу в защите и восстановлении прав. В связи с этим полагаем целесообразным указать на направления повышения профессионального и социально-личностного развития сотрудников правоохранительных органов, влияющие на эффективность правоприменительной деятельности при установлении, квалификации и доказывании невиновного поведения.
Первое. Повышение профессиональной подготовленности сотрудника правоохранительного органа. Первичным правоприменительным действием правоохранительного органа по факту невиновного поведения является его установление, причем на начальной стадии это правовое явление может выглядеть как правонарушающее деяние, и здесь особое значение должно придаваться про-
фессиональной и компетентной работе сотрудника, выявившего этот право нарушающий факт. Эффективность деятельности правоохранительных органов напрямую зависит от степени профессионализма его сотрудников. Как верно отмечает В.И. Огородников, «профессионализм — это высшая степень совершенства в определенном виде деятельности, необходимое условие проявления компетентности»1. Насколько компетентен сотрудник правоохранительных органов в пределах своих полномочий, настолько он способен решать основополагающую задачу правоохранительной деятельности — защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
В сфере установления фактов отклоняющегося от предписания правовых норм поведения (преступления, правонарушения) компетентность проявляется в возможности предупреждения и пресечения таких действий, а при их возникновении — в выявлении и раскрытии. Особая роль в этом процессе отводится правоохранительным органам в лице сотрудников оперативно-разыскных подразделений — при выявлении и пресечении правонарушений, а также органам дознания и следствия — при принятии и проверке сообщений о совершенном или готовящемся правонарушении. При этом в основе деятельности профессионального сотрудника должна стоять цель не «количественных показателей выявления и раскрываемости», а компетентного реагирования на произошедшее отклонение от правомерного поведения.
Как справедливо отмечает Ю.Е. Аврутин, «профессионалу — и теоретику, и практику, особенно если он является субъектом оценки работы подчиненных, — нужно воспринимать преступность и правонарушения именно как объективную реаль-
ность социума и не впадать в панику при определенных изменениях ее основных параметров. Тем самым мы, с одной стороны, перестанем постоянно пугать общество, с другой — перестанем требовать от подчиненных невозможного и подталкивать их на нарушение закона и фальсификацию уголовной статистики»2. Последовательная, грамотная и кропотливая работа сотрудника правоохранительного органа в координации действий с непосредственным руководством и другими специалистами — залог его успешной правоприменительной деятельности.
Современный профессиональный специалист правоохранительного органа должен четко и компетентно реагировать на факты отклоняющегося поведения, при этом уметь разграничивать правонарушающую деятельность от нарушений частноправового характера. Иначе говоря, необходимо уметь квалифицированно отграничивать преступления и административные правонарушения от частноправовых деликтов и иных нарушений норм частного права. При этом данный процесс должен происходить не только на стадии квалификации, но и в процессе установления правонарушающей деятельности, где особое значение придается вопросу о виновном либо невиновном поведении лица.
Грамотная работа специалиста, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность во взаимодействии со следователем или дознавателем, приобретает значение, определяющее подчас всю дальнейшую судьбу материалов дела. Четкое понимание существа нарушения (публичного или частного характера) и субъективного поведения самого нарушителя позволяет сотруднику оперативного подразделения во взаимодействии со следователем или дознавателем определять дальнейшие перспективы произошедшего события и принимать на этой основе квалифицированное решение о факте невиновного поведения.
Немаловажное значение в профессиональном развитии сотрудника правоохранительных органов отводится обучению. На наш взгляд, процесс обучения, в котором система профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов является основным «ядром» получения знаний, навыков и умений, должен носить комплексный и многоуровневый характер. Думается, основными направлениями повышения эффективности в этом плане являются следующие меры.
Принятые на службу граждане должны проходить первоначальную подготовку, где, наряду с общеознакомительными знаниями, необходимо прививать первичные навыки работы по выбранной профессии. Полагаем, что такого рода подготовка требуется всем без исключения сотрудникам, в том числе имеющим высшее профессиональное образование и переведенным из других служб и ведомств.
Наставничество также является действенным инструментом овладения профессией. Постоянное взаимодействие сотрудников с более опытными
и компетентными коллегами позволяет обретать профессиональные навыки не только в первое время работы, но и в процессе всего срока прохождения службы.
Основная профессиональная подготовка кадров для службы в правоохранительных органах должна проводиться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и предпочтительно в специализированных вузах по соответствующим направлениям деятельности. Система целевого обучения, профилизация, требования и стандарты «заказчика» к компетенции выпускников, непосредственное прохождение производственных и преддипломных практик по месту будущей службы, профессиональные испытания — все эти меры, на наш взгляд, призваны обеспечить качественную профессиональную подготовку сотрудника правоохранительного органа.
В процессе службы в правоохранительной системе все сотрудники в обязательном порядке, с периодичностью не реже чем раз в пять лет, обязаны повышать свою квалификацию в рамках краткосрочных курсов обучения с отрывом от производственной деятельности. Очень важно, чтобы обучаемый проходил курсы повышения квалификации именно по своему направлению деятельности и получал современные знания от опытных педагогов и практических работников, способных эти знания передать.
Примечательно, что при проведении интервьюирования сами сотрудники правоохранительных органов высказывают мнение, что повышение квалификации и профессионализма является определяющим направлением повышения эффективности их деятельности в целях правильной и своевременной квалификации фактов невиновного поведения. Этой точки зрения придерживается 66,4% опрошенных сотрудников. Еще 22,2% респондентов считают, что контроль и координация деятельности со стороны руководителя и иных органов является приоритетным направлением в этой сфере, а 6,4% — состязательность со стороной защиты лица. Интересно, что 3,8% опрошенных сотрудников указали на иные меры повышения эффективности при квалификации и доказывании невиновного поведения, в частности на необходимость избавления от «палочной системы» регистрации дел и показателей расследования, и лишь 1,2% затруднились ответить на вопрос.
Немаловажное значение имеет сохранение профессиональных кадров в системе правоохранительных органов. С опытом работы в определенном направлении служебной деятельности вырабатываются профессиональные знания и навыки. Относительно нашей проблематики стоит заметить, что опытный и компетентный сотрудник способен еще на стадии проверки информации о нарушении выявить факт невиновного поведения и отграничить данный акт от преступных посягательств или административных проступков. Сохранение в своих рядах профессиональных сотрудников, способных
Хужин A.M. О профессиональном и социально-личностном развитии сотрудников правоохранительных органов (на примере установления, квалификации...
Хужин A.M. О профессиональном и социально-личностном развитии сотрудников правоохранительных органов (на примере установления, квалификации...
выполнять современные задачи и требования, возложенные на данные правоохранительные структуры, будет являться действенным шагом на пути повышения эффективности системы правоохраны.
Второе. Повышение правосознания и культурно-воспитательного уровня развития сотрудника правоохранительных органов. Правосознание сотрудника правоохранительного органа отражает его отношение к праву как с рациональных, так и с эмоциональных позиций. Высокий уровень осознания правовых предписаний и необходимости неукоснительного их соблюдения является рациональным (идеологическим) элементом, направленным на повышение правосознания. Уверенность в торжестве законности и справедливости, желание выявить истинные факты правонарушающих действий — это те эмоциональные составляющие, которые должны присутствовать при осуществлении правоохранительной деятельности.
Необходимо уделять внимание реализации правосознания и в непосредственной практической деятельности сотрудника правоохранительного органа. Стоит согласиться с А.Д. Магденко, что поведенческая сторона правосознания выражается в правовых установках, умениях и готовности субъекта к юридической деятельности. От развитости поведенческих компонентов непосредственно зависит качество и в конечном счете эффективность юридической деятельности3.
Следует учитывать, что зависимость между содержанием правосознания и эффективностью правоприменения, в рамках которого оно функционирует, не является абсолютной. Рассматриваемый фактор, наряду с другими, выступает лишь одним из компонентов системы, детерминирующей ход и результаты правоприменительной деятельности4. Значение следует придавать и культурно-воспитательному компоненту, не в меньшей степени влияющему на работу сотрудника правоохранительного органа.
Совокупность всех ценностей, созданных в правовой сфере, определяет правовую культуру. В деятельности правоохранительных органов правовая культура является показателем качественного состояния правовой жизни всего общества. «Культурологический подход к правоохранительной службе — это интерпретация ее как культурного процесса, осуществляющегося в культурообразной социальной среде, все компоненты которой служат человеку, его развитию, самоопределению, самореализации»5. Гарантированность государством в лице правоохранительных органов защиты прав и свобод граждан, их жизни и здоровья является качественным показателем реализации высокой правовой культуры.
Личностная правовая культура сотрудника правоохранительного органа — это, прежде всего часть правовой культуры всего общества, воспринятая индивидуумом в своем поведении и реализованная в своей профессиональной деятельности. Насколько развита общественная культура, на-
столько воспроизводится и реализуется культура отдельного его члена. Сформированные в социальной среде идеалы и ценности профессии блюстителя законности и правопорядка, ее значимость для общества, престиж и уважение службы способны влиять на культуру поведения каждого сотрудника.
Непосредственный процесс воздействия на сознание граждан с целью формирования у них высокого уровня правосознания и правовой культуры отражается в правовом воспитании. Осознание лицом того, что в результате совершенного акта невиновного поведения сотрудник правоохранительного органа приложит максимум усилий для установления истины, должно стимулировать его на оказание содействия в процессе установления и квалификации такого деяния. Уважение к кропотливой работе по установлению всех фактических обстоятельств произошедшего события, открытость в показаниях, указание на свидетелей и очевидцев способны содействовать в разбирательстве дела.
Безусловно, и сам сотрудник должен обладать качествами, отражающими высокий уровень правового воспитания. Исходные, сформированные знания правовых предписаний, неукоснительное их соблюдение, умение самостоятельно применять весь инструментарий процессуальных средств, уважение прав и законных интересов нарушителей (подозреваемых, обвиняемых), других участников процесса являются базовыми показателями правового воспитания, поэтому воспроизводство истинного благородства в своей профессии — обязанность каждого сотрудника правоохранительного органа.
Третье. Повышение морально-психологического и нравственного уровня сотрудника правоохранительного органа. В своей непосредственной деятельности сотрудник правоохранительного органа должен проявлять высокую морально-психологическую подготовку и нравственность. Эти качества носят индивидуальный характер и способствуют развитию личности, в том числе в профессиональной сфере.
Критерии морально-психологической подготовленности являются важными характеристиками служащего лица и требуют своего нормативного закрепления в стандартах и правилах поведения сотрудников правоохранительных органов. Например, следует признать удачным нормативным установлением критерии профессионально важных психологических свойств и качеств сотрудника прокуратуры. Выделяются четыре группы таких параметров:
1) морально-нравственные качества и мотивационные характеристики работника (чувство долга, совестливость, ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, аккуратность и др.);
2) развитые познавательные способности (оперативность, самостоятельность, гибкость, наблюдательность, проницательность, интуиция, способность воспринимать новую информацию и др.);
3) эмоционально-волевая устойчивость (высокая работоспособность, выносливость в ситуациях длительных и интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целенаправленность и продуктивность деятельности в этих условиях, устойчивость к воздействию стресс-факторов, самообладание);
4) развитые коммуникативные способности (способность устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры, умение слушать партнера, различать правдивые и ложные показания, вежливость, тактичность, уважительное отношение к людям и др.)6. Полагаем, что аналогичные моральнопсихологические требования должны применяться ко всем сотрудникам во всех правоохранительных структурах.
Нравственность является важнейшим параметром развития общества и индивида. Формируясь на основе культуры общества, личного осознания своего поведения, понимания происходящих процессов, нравственность есть высшая ценность, принадлежащая человеку. Профессиональная деятельность сотрудника правоохранительного органа требует от него проявления высокой нравственности, основанной на личной чести, совести и человечности, умении переосмысливать свое мировоззрение в соотнесении с происходящими объективными процессами. Как верно отмечается в части 2 статьи 7 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, «безупречное выполнение нравственных обязательств обеспечивает моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан»7.
Таким образом, в своей профессиональной деятельности сотрудник правоохранительных органов должен постоянно совершенствоваться. На примере юридического процесса установления, квалификации и доказывания невиновного поведения
нами обозначены пути повышения профессиональной, морально-психологической, воспитательной и культурно-нравственной подготовки сотрудников. Полагаем, что выработанные направления юридического и общесоциального содержания будут способствовать достижению результативности и рациональности всего механизма правоохранительной деятельности.
Примечания
1. Огородников В.И. Профессионализм и компетентность — основы государственной правоохранительной службы // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2008. № 5. С. 167.
2. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1999. С. 29—30.
3. См.: Магденко А.Д. Правосознание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в контексте международных стандартов правоохранительной деятельности (теоретический и практический аспект): дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. С. 17.
4. См.: Бурканова О.А. Правосознание в правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.
5. Павлов О.Ф. Профессиональная правовая культура в сфере правоохранительной службы (на примере сотрудника милиции): дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 10.
6. См. подробнее: Пункт 5 приложения 2 к приказу Генпрокуратуры РФ «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» от 17 марта 2010 года № 114 // СПС «КонсультантПлюс».
7. См.: Приказ МВД России «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от 24 декабря 2008 года № 1138 // СПС «КонсультантПлюс».
Хужин A.M. О профессиональном и социально-личностном развитии сотрудников правоохранительных органов (на примере установления, квалификации...