Научная статья на тему 'О проектировании образовательных программ подготовки бакалавров и магистров педагогики'

О проектировании образовательных программ подготовки бакалавров и магистров педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ноткина Нина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проектировании образовательных программ подготовки бакалавров и магистров педагогики»

Н. А. Ноткина,

директор института детства

О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИКИ

За последние годы существенно изменились требования работодателей к выпускникам вузов. Сегодня требуются специалисты, способные самостоятельно добывать и перерабатывать информацию, четко планировать и контролировать свою деятельность, оперативно принимать решения, уметь работать как индивидуально, так и в команде. Подготовка такого специалиста, в том числе и учителя, требует обновления содержания и технологии обучения в высшей школе, ориентации на овладение необходимыми профессиональными компетенциями.

В РГПУ им. А. И. Герцена накоплен положительный опыт обучения студентов, построенный на основе решения профессиональных задач. Наиболее успешно данная проблема решается в условиях многоуровневой системы подготовки бакалавров и магистров. Она представляет собой новую концептуальную модель подготовки специалистов высшего образования. Отличительными чертами подготовки бакалавров и магистров является фундаментальная теоретическая подготовка, владение современными способами сбора, обработки и представления научной информации, готовность к продолжению обучения на следующей образовательной ступени (магистратура) или к получению квалификации по избранной специальности.

Если говорить о характерных особенностях многоуровневой системы, то они заключаются в ее открытости, целостности, адаптивности к изменяющимся условиям профессиональной

деятельности, предполагающей самоорганизацию и саморазвитие.

В настоящее время в нашем университете по направлению «Педагогика» реализуются 20 вариативных профилей подготовки бакалавров и 35 программ подготовки магистров.

Многоуровневая система позволяет на базе широкой фундаментальной подготовки получить уникальную профессиональную специализацию через освоение вариативной профильной программы, создает благоприятные условия для построения собственного образовательного маршрута, обеспечивает возможность оптимального и экономически эффективного «доучивания» или переобучения путем освоения других профильных программ.

Профили открывают возможность для быстрого реагирования на новую социально-культурную ситуацию в регионе, на обусловленные временем потребности в подготовке конкретных, более узких специальностях.

В основу формирования профилей по направлению «Педагогика» были заложены следующие принципы: непрерывный характер образования, включающего в себя вузовскую и послевузовскую подготовку; ориентация образовательного процесса на учет индивидуальных возможностей, интересов и способностей будущих педагогов; фундаментальность образования, предполагающая освоение теоретических основ психолого-педагогических наук как базу будущей профессиональной деятельности педагога; интегративный характер образования, предполагающий освоение новых смежных областей научных знаний как ус-

О проектировании образовательных программ.

ловие формирования широко образованной уникальной личности; вариативность в выборе образовательнопрофессиональных программ как основа профессиональной и образовательной подготовки специалиста; опережающий характер образовательного процесса, ориентированный на перспективный социальный заказ специалистов в области педагогики.

Освоение фундаментальных дисциплин общегуманитарного и социально-экономиче-ского, естественно-

математического и общепрофессионального блоков, а также дисциплин профильной подготовки обеспечивает готовность будущих педагогов к выполнению разнообразных видов деятельности в области образования: практической деятельности в качестве педагога образовательного учреждения, руководителя дошкольного образовательного учреждения, воспитателя группы продленного дня, социального педагога, воспитателя, работающего в детских исправительнотрудовых учреждениях, детского практического психолога, специалиста в области художественной культуры и т. д.; научно-

исследовательской деятельности в различных типах и видах образовательных учреждениях; педагогической деятельности в роли консультанта, организатора, лектора по отдельным педагогическим проблемам (игровым технологиям дошкольного образования, начального образования, социальным проб-лемам воспитания и развития детей, организации воспитательной работы, домашнему образованию и т. д.).

Накопление профессиональных компетентностей осуществляется также в процессе освоения дисциплин национально-регионального компонента и курсов по выбору. Целевое назначение национально-регионального компонента в цикле дисциплин направления можно рассматривать как расширение предметного количества знаний дисциплин направления; введение прикладного аспекта в рассмотрении фундаментальности проблемы; сопряжение дисциплин направления и дис-

циплин, обозначенных в стандарте подготовки специалиста, для ликвидации академической разницы.

Дисциплины по выбору целесообразно ориентировать на расширение знаний в определенной предметной области, углублении и дополнении знаний, раскрытии междисциплинарного (полидисциплинарного) знания.

Образовательная стратегия подготовки бакалавров и магистров, ориентирующаяся на становление и развитие профессиональной компетенции будущего педагога, осуществляется через реализацию основной образовательной программы.

Основная образовательная программа — совокупность (системность, целостность) учебных дисциплин различного статуса (обязательных, факультативных, элективных курсов), их учебно-методическое сопровождение, основные виды учебной и педагогической деятельности субъектов образовательного процесса, удовлетворяющие целевым, содержательным, структурным, временным характеристикам образовательного стандарта и направленные на его реализацию в конкретных условиях образовательного учреждения с учетом типа, вида, категории, академических традиций и особенностей образовательного учреждения.

Целевой ориентацией образовательной программы является государственный образовательный стандарт, выполнение требований которого задается в учебном плане.

Структура основной образовательной программы (ООП) включает в себя следующие компоненты: пояснительная записка; учебный план и пояснение к нему; программы учебных дисциплин; программы практик; программы итоговой аттестации; учебно-методическое (информационно-методиче-ское) обеспечение ООП; материально-техническое оснащение ООП; кадровое обеспечение ООП; программа оценки качества освоения ООП.

Остановимся на некоторых составляющих основной образовательной программы, прежде всего, на программах учебных дисциплин. Они

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

должны включать в себя четко обозначенные цели, обеспечивающие становление компетентности; ожидаемый результат, отражающий вклад учебной дисциплины в формирование умения решать профессиональные задачи; способы оценки результата; указание на организацию освоения содержания учебной дисциплины; задания для самостоятельной работы студентов; список основной и дополнительной литературы.

Следует обратить внимание еще на один очень важный компонент основной образовательной программы — итоговую государственную аттестацию бакалавров и магистров. С позиций компетентностного подхода программа государственной аттестации призвана оценить уровень компетентности выпускника через оценочные материалы, включающие в себя набор различных видов деятельности, позволяющих сделать вывод об уровне сформиро-ванности компетенций обучающегося. Это может быть экспертная оценка, портфолио или защита проектного решения профессиональной задачи, защита результатов проведенного исследования.

Проектирование основной образовательной программы подготовки бакалавров или магистров осуществляется на основе отбора профессиональных задач, направленных на становление профессиональных компетентностей. Многочисленными научными исследованиями доказано, что развитие интегративных педагогических способностей наиболее успешно осуществляется в процессе решения пяти групп профессиональных задач, составляющих базовую компетентность учителя: видеть ребенка в образовательном процессе; строить образовательный процесс, направленный на достижение определенной ступени образования (дошкольного, начального, среднего и т. д.); устанавливать взаимодействие с субъектами образо-

вательного процесса; создавать и использовать образовательную среду для решения профессиональных задач; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Опыт решения профессиональных задач является источником профессионального роста будущего учителя, образует главное содержание его профессиональной подготовки, развитие способностей проектировать и осуществлять профессиональное само-образо-вание.

Компетентностный подход, реализуемый в подготовке бакалавров и магистров, строится в логике стратегического проектирования, реализующегося через модульное построение учебных дисциплин, обеспечивающее накопление опыта решения определенных задач и развития соответствующих компетентностей (ключевых, базовых, профессиональных); через практикоориентированное модульное обучение, позволяющее объединять модульные дисциплины из разных циклов ООП в единый модуль, облегчающее процесс установления и усвоения междисциплинарных знаний и настраивающее обучающихся на овладение дополнительными модулями; через накопительную систему оценки, отвечающей индивидуально-личностным особенностям студентов и темпам их обучения; через организацию партнерского взаимодействия субъектов образовательного процесса, активно содействующего профессиональной

компетенции будущих педагогов.

Разработка основной образовательной программы в логике компетентностного подхода позволяет достичь главную цель профессиональной подготовки — помочь каждому студенту осознать свои способности, понять основной смысл и назначение педагогической деятельности: под-

держивать, сопровождать, помогать в развитии своим воспитанникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.