ритмико-мелодического рисунка четырехмор-фемных ЧЮ, отражает стремление к симметричности, которое является одной из этнокультурных особенностей менталитета китайского народа.
Проанализировав четырехморфемные ЧЮ, в состав которых входят лексические повторы, мы можем сделать вывод о том, что они, придя в современный китайский язык из глубины веков, демонстрируют широкое использование этого приема в древнекитайском языке вэньянь, особенно в классической литературе. Контактный повтор в составе рассматриваемых идиом преимущественно представляет собой лексическую редупликацию как прием словообразования или формообразования, с помощью которого либо образуется новая лексическая единица с новым значением, либо трансформируется значение исходной единицы, приобретая новые семантические оттенки, часто сопровождаясь изменением категориальной принадлежности. Дистантный повтор в ЧЮ является композиционно-стилистическим приемом, исполняющим экспрессивную, эмфатическую и ритмико-интонационную функции, подчеркивающим поэтичность и симметричность построения фразеологизма. Выделив и охарактеризовав три модели ЧЮ с контактным и три модели ЧЮ с дистантным повтором, отметим, что все они, отличаясь особенностями внутренней структуры, являются весьма продуктивными и заслуживают дальнейшего более глубокого изучения.
список литературы
1. Го Синь-и. Телесный код в китайской фразеологии и его русское соответствие: дис. ... канд. филол. наук. М., 2004.
2. Яхонтов С.Е. Древнекитайский язык. М.: Наука, 1965.
3.
// 2015. № 1. Ж41-
44.
4. // ХШ #. 2009. № 4. Ж31-32.
5. фМЖ. //
2012. № 32(1).Ж92-95.
6. #№. // tЖ. 2005. № 12.Ж142-143.
7.
^ // 2003. № 3. Ж48-57.
8. ^Ш-ШШ-ЩШ^йМ. -
1999.
9.
^Ш^й. 2005. № 11.Ж23-26.
* * *
1. Go Sin'-i. Telesnyj kod v kitajskoj frazeologii i ego russkoe sootvetstvie: dis. ... kand. filol. nauk. M., 2004.
2. Jahontov S.E. Drevnekitajskij jazyk. M.: Nauka, 1965.
Lexical repetition in Chinese four-morphemic phraseological units chengyu
The article deals with the origins of phraseological units chengyu in the Chinese language, formed with by means of lexical repetition. The author analyzes the structural models of four-morphemic chengyu with contact repetition as a word forming technique and distant repetition as a compositional and stylistic device performing the expressive, emphatic, rhythmic and intonation functions.
Key words: Chinese phraseology, four-morphemic chengyu, lexical repetition, structural models.
(Статья поступила в редакцию 22.01.2018)
в.в. давыдова
(Новосибирск)
о проблеме повышения эффективности обучения суффиксальному словообразованию с использованием метода математической статистики
Подчеркивается определяющая роль словообразования (в частности, аффиксации) в пополнении словарного состава английского языка. Указывается на необходимость эффективного обучения студентов словообразовательным закономерностям с целью расширения их языковой компетентности. Предлагается отбор наиболее употребительных в изучаемом материале суффиксов значимых частей речи с использованием математической статистики.
Ключевые слова: английский язык, аффиксация, суффиксы, частотность, математическая статистика.
На современном этапе развития английского языка обогащение его словарного состава идет почти целиком за счет его собственных ресурсов, прежде всего - словообразова-
О Давыдова В.В., 2018
ния [9, с. 3]. Подавляющее число новообразований создается с помощью тех словообразовательных способов и средств, которыми располагает язык. Для английского языка это прежде всего аффиксация, словосложение и конверсия, которые относятся к наиболее продуктивным способам словообразования [2, с. 79].
По утверждению С. Нухова [7], в последние три-четыре десятилетия словообразование рассматривается в большинстве лингвистических работ за рубежом и особенно в нашей стране как самостоятельная языковая дисциплина, изучающая процессы моделирования вторичных единиц номинации лексемного уровня. По мнению Н. Власко [3], неослабевающий интерес к проблемам словообразования со стороны как лингвистов, так и методистов и преподавателей объясняется огромным значением словообразования как процесса и правил образования слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем данного языка в разных комбинациях по определенным моделям, уже существующим в языке.
Исследования языковедов показывают, что производная лексика в развитых языках мира явно превалирует над непроизводной, причем именно этот пласт лексики проявляет свой динамичный и активный характер: прежде всего с производными словами связаны новые тенденции в развитии словарного состава. Таким образом, аффиксация является весьма востребованным способом пополнения словарного состава современного английского языка.
в лингвистическом плане проблемам английского словообразования уделялось и уделяется столь пристальное внимание, что, по выражению О. Мешкова, работы, посвященные этой области лексического производства, поистине неисчислимы и практически необозримы [6, с. 3].
Тем не менее ряд авторов, в том числе Л. Цуканова [10], отмечают, что возможности пополнения словарного запаса студентов за счет производных слов, понимаемых самостоятельно, пока в практике обучения английскому языку используется недостаточно. опыт показывает, что зачастую студенты не могут распознать словообразовательную модель и ее компоненты, что ведет к непониманию значения производных слов. В 50 % случаев (по результатам тестирований и бесед со студентами) налицо незнание словообразовательных закономерностей английского языка, а ведь умение строить и понимать лексические
производные единицы и свободное владение конструкциями морфологического уровня составляет неотъемлемую часть языковой компетентности говорящего, в этом и проявляется подлинное знание языка.
В пределах аффиксального способа словообразования особо следует выделить суффиксацию как играющую очень важную роль в образовании английских слов-дериватов, поэтому в данной статье предметом исследования являются суффиксы значимых частей речи -существительного, прилагательного и глагола. Ставится проблема выявления преобладающих в изучаемом материале суффиксов, на которых в первую очередь необходимо сосредоточить внимание, что особенно важно при дефиците аудиторных часов. Нестандартность подхода к отбору наиболее употребительных суффиксов основных частей речи заключается в использовании методов математической статистики.
Сравнивая английские словоизменительные и словообразовательные суффиксы, можно сказать, что первые по своему характеру регулярны и предсказуемы и потому легче усваиваются студентами, поэтому акцент в обучении следует делать на словообразовательных суффиксах, т. к. они подчиняются менее очевидным правилам и нуждаются в более подробном объяснении.
Разумеется, не стоит ожидать, что обучающиеся автоматически усвоят словообразующие морфемы только лишь путем ознакомления с ними. обучение словообразованию -длительный и планомерный процесс, который имеет место на всех этапах изучения иностранного языка. В связи с этим возникает проблема поиска новых подходов в преподавании этого важного аспекта.
Приступая к изучению новой темы, преподаватель помимо прочего должен проанализировать ее словарный состав и обратить внимание на преобладающие словообразовательные модели, чтобы сконцентрировать на них внимание студентов. Сейчас, когда произошло значительное сокращение аудиторных часов, такой анализ становится особенно актуальным. Важно выделить наиболее приоритетные аспекты в обучении и сосредоточить на них внимание студентов, но не менее актуальным является и поиск новых современных форм подачи материала.
В настоящее время можно наблюдать, как лингвистика взаимодействует с другими науками, что позволяет по-новому взглянуть на
языковые явления. В частности, как указывает И. Арнольд [1, с. 287], наблюдается существенный рост интереса к статистической лингвистике. Методы математической статистики могут применяться в лингвистических исследованиях с целью обобщения и систематизации их результатов, в том числе при определении частотности суффиксов.
Для данного исследования взято учебное пособие «Иностранный язык в профессиональной сфере. Экономика» [5]. Было проведено сплошное обследование изучаемого ма-
териала и из общего количества 23 735 лексических единиц отобраны существительные, прилагательные и глаголы, содержащие суффиксы. Каждому суффиксу, принадлежащему к той или иной части речи, был присвоен свой номер, а также указано количество, т. е. частота встречаемости каждого суффикса. Подсчитано также общее число суффиксов по частям речи. Полученные данные сведены в табл. 1.
Для наглядности построены следующие диаграммы по частям речи (рис. 1 - существи-
Таблица 1
общее число суффиксов по частям речи
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ
Суффикс Присвоенный номер Количество Суффикс Присвоенный номер Количество Суффикс Присвоенный номер Количество
-еиг 1 4 -Ше 1 3 -Ыоп 1 1
-que 2 9 -1у 2 4 -ияе 2 2
-аг 3 20 -у 3 19 -Ше 3 4
-V 4 27 -ate 4 19 -у 4 12
-ее 5 29 -аг 5 20 ае 5 21
-ге 6 36 с 6 35 -Гу 6 28
ае 7 69 -V 7 60 с 7 45
-аМ /-еМ 8 87 -аМ/-еМ 8 73 -ate 8 56
-апсе/ -епсе 9 127 9 125 -ег /-ог 9 34
-гу 10 185 -а1 10 229 ^е 10 25
/ -су 11 209 11 132 ^пе 11 9
с 12 278 -Ме/-аЫе 12 84 ^е) 12 5
-sion / -Ыоп 13 681 ^с 13 57 -еМ 13 4
14 748 -Ш 14 37 -иге 14 3
-ег / -ог 15 489 -оия 15 25 -еяя 15 1
-у 16 294 -ап 16 19
-теМ 17 236 -гу 17 19
-пеяя 18 103 -ие 18 9
-а1 19 76 19 3
-я 20 42
-Л 21 31
-яЫр 22 27
23 18
-Ш 24 9
-ist / ^ят 25 7
26 5
-иге 27 4
3850 972 250
Рис. 1. Существительное
Рис. 2. Прилагательное
Рис. 3. Глагол
тельное, рис. 2 - прилагательное, рис. 3 - гла- фиксов для данной части речи. Например, для
гол), позволяющие сравнить относительную суффикса существительного , имеющего в
частоту (частотность) суффиксов. По гори- таблице номер 12, рассчитываем относитель-
зонтали даны номера суффиксов из табл. 1, по ную частоту (частотность): 278 / 3850 = 0,07
вертикали - их частотность, которую получа- (см. рис. 1).
ем путем деления количества (частоты) того
Используя методы математической стати-
или иного суффикса на общее количество суф- стики, по полученным данным можно выдви-
нуть гипотезу о нормальном распределении каждой полученной выборки. вычислим:
1) выборочную среднюю (х);
2) моду (Мо)
3) медиану (Ме);
4) среднее квадратическое отклонение (с);
5) асимметрию
6) эксцесс (Ек).
Результаты запишем в табл. 2.
Анализируем полученные данные:
1) выборочное среднее, мода и медиана равны;
2) асимметрия и эксцесс достаточно малы.
Таким образом, можно сделать вывод о
правильности выдвинутой гипотезы. Случайная величина распределена нормально, это означает вероятность того, что отклонение по абсолютной величине будет меньше утроенного среднего квадратического отклонения и равно 99,73 % [3, с. 134].
На основании этого были определены интервалы по частям речи, куда входят подлежащие изучению суффиксы, номера которых приведены в табл. 3.
все остальные суффиксы, не входящие в интервал, можно считать практически маловероятными (0,27 %) и не подлежащими обязательному изучению.
как правило, новый материал для лучшего усвоения вводится небольшими порциями, исходя из его значимости, в нашем случае - частотности суффиксов. Поэтому предлагается весь интервал разбить на следующие частичные интервалы:
I. (х-с; х +с).
II. (х-2с; х+2с).
III. (х -3с; х +3с).
в первый частичный интервал включены самые частотные суффиксы, составляющие 68,26 % суффиксов данной части речи, второй частичный интервал (с учетом первого) содержит 95,44 % суффиксов, третий (с учетом двух предыдущих) - 99,73 % всех исследуемых суффиксов. Как видим, разница между частотностью суффиксов в третьем и втором интервалах составляет всего 4,29 % и включает в себя периферийные суффиксы с наименьшей частотностью, которые могут изучаться факультативно. При этом два первых частичных интервала содержат подавляющее количество частотных суффиксов, подлежащих изучению.
Таким образом, для существительного в первый частичный интервал входят суффиксы, группирующиеся вокруг пикового значения. Это суффиксы под номерами 11, 12, 13, 14, 15, 16, т.е. -1у /-су, -с1, ^юп /-Иоп, -ing, -ег / -ог, -у соответственно.
Таблица 2
Результаты вычислений
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ
Выборочное среднее (х ) 13,53 10,1 7,71
Мода (Мо) 14 10 8
Медиана (Ме) 14 10 8
Среднее квадратическое отклонение (а) 3,39 2,99 2,77
Асимметрия (А^ -0,176 0,035 0,212
Эксцесс (Ек) 0,69 0,68 0,64
Таблица 3
номера подлежащих изучению суффиксов
Интервал Суффиксы
Существительное
(х -3с; х +3с) = (3,36; 23,7) 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
Прилагательное
(х -3с; х +3с) = (1,13; 19,07) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.15, 16, 17, 18, 19
Глагол
(х -3с; х +3с) = (0,87; 14,55) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Как видно из рис.1, наиболее употребительные суффиксы внутри первого интервала ранжируются следующим образом.
I
1) -ing (максимальная частотность) (например, marketing, selling, planning);
2) -sion / -tion (promotion, definition, pension);
3) -er / -or (customer, consumer, competitor);
4) -y (economy, strategy, philosophy);
5) -ct (product, effect, contract);
6) -ty /-cy (activity, agency, quality).
Второй частичный интервал включает
суффиксы из первого интервала плюс суффиксы под номерами 7, 8, 9, 10 и 17, 18, 19, 20.
II
1) -age (percentage, advantage, usage);
2) -ant /-ent (consultant, ingredient, respondent);
3) -ance / -ence (allowance, performance, existence);
4) -ry (industry, factory, vocabulary);
5) -ment (development, department, equipment);
6) -ness (business, awareness, weakness);
7) -al (professional, individual, withdrawal);
8) -s (means, customs, arms).
Наконец, третий интервал представлен суффиксами предыдущих двух интервалов с добавлением 4,29 % периферийных суффиксов под номерами 4, 5, 6 и 21, 22, 23.
III
1) -ive (representative, perspective, motive);
2) -ee (employee; referee, guarantee);
3) -ure (culture, pleasure, failure);
4) -th (length, growth, strength);
5) -ship (relationship, sponsorship, hardship);
6) -ics (economics, mathematics, physics).
Аналогичный метод применим для прилагательного и глагола. Для прилагательного наиболее частотными являются суффиксы в интервале номеров 7-13.
I
1) -al (наиболее частотный) (special, financial, social);
2) -ed (planned, limited, specialized);
3) -ing (existing, manufacturing, surprising);
4) -ible / -able (profitable, available, possible);
5) -ant / -ent (dependent, important, convenient);
6) -ive (positive, expensive, competitive);
7) -ic (economic, systematic, strategic).
В следующих двух интервалах присоединяются суффиксы (по убыванию).
II
1) -ful (useful, successful, beautiful);
2) -ct (correct, direct, indirect);
3) -ous (various, serious, previous);
4) -ar (similar, particular, regular);
5) -an (American, metropolitan, civilian).
III
1) -y (ordinary, easy, lucky);
2) -ate (private, passionate, delicate);
3) -ry (contrary, monetary, revolutionary);
4) -ite (favourite, opposite, cosmopolite);
5) -ly (daily, lovely, weekly);
6) -less (useless, careless, senseless).
Для глагола наиболее частотные суффиксы были выявлены в интервале 6-9. Они ранжируются в нисходящем порядке следующим образом:
I
1) -ate (communicate, associate, innovate);
2) -ct (contact, select, affect);
3) -er / -or (consider, deliver, monitor);
4) -fy (identify, modify, satify).
Во II и III группах присоединяются следующие суффиксы:
II
1) -ize (analyze, advertize, realize);
2) -age (manage, damage, encourage);
3) -y (rely, vary, deny);
4) -ine (imagine, examine, determine);
5) -(d)e (include, extend, persuade).
III
1) -ute (commute, distribute, contribute);
2) -ent (implement, represent, complement);
3) -ure (measure, manufacture).
Применив данный метод, мы выявляем
наиболее частотные суффиксы, входящие в первый и второй частичные интервалы, и уделяем им наибольшее внимание на занятиях. Так, из 27 суффиксов существительного (см. табл. 1) подробнее изучаются 14 суффиксов, из 19 суффиксов прилагательного - 12, из 15 суффиксов глагола - 9, остальные суффиксы могут изучаться факультативно и подлежать самостоятельному освоению студентами.
Интересным представляется сравнить выявленную нами частотность суффиксов с указываемой в других источниках. Согласно данному исследованию, наиболее часто встречающимися суффиксами для существительного (интервал I) являются -ing, -sion / -tion, -er / -or, -y, -ct, -ty / -cy, для прилагательного -al, -ed, -ing, -ible / -able, -ant / -ent, -ive, -ic, для глагола -ate, -ct, -er / -or, -fy. Для сравнения: Н. Про-
хорова [7, с. 32] в качестве наиболее частотных современных английских суффиксов приводит следующие:
- для существительного: -er, -ing, -ness, -ist, -ism, -ess, -ment, -tion;
- для прилагательного: -ish, -ful, -less, -ed, -able / -ible;
- для глагола: -ize, -ate, -fy, -en.
Как видим, совпадение составляет менее 50 %. Это объясняется специфическим характером материала, взятого для исследования (тексты профессиональной экономической тематики). Кроме того, как известно, частотность суффиксов, как и их продуктивность, не является постоянной величиной и может со временем меняться.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
• знание принципов словообразования в целом и основных суффиксальных моделей в частности позволяет уйти от утомительного механического заучивания новой лексики. Студенты начинают воспринимать язык как систему, элементы которой конструируются по определенным законам. В целом, вводя на занятиях лингвистическую и математическую терминологию, преподаватель мотивирует студентов говорить с ним на одном научном языке, что является значимым инструментом в развитии метакогнитивного мышления.
• Акцент на освоении наиболее частотных словообразовательных моделей (в данном случае - на самых распространенных в изучаемых текстах по профессиональной тематике суффиксах значимых частей речи) позволяет сконцентрировать внимание студентов на главном и не допустить их перегрузки второстепенным материалом.
• Иллюстрация изучаемого материала с помощью таблиц и графиков делает разнообразным учебный процесс, вносит в него элемент научности и наглядно демонстрирует междисциплинарные связи (в данном случае студенты могут наблюдать, как знания методов математической статистики можно применить в лингвистических исследованиях).
• Принципиальный подход, который заключается в выделении в изучаемом материале базисного ядра, можно эффективно использовать в преподавании и других аспектов иностранного языка.
• В целом проведенное исследование призвано служить главной цели - развитию у студентов интереса к изучению иностранного языка и получению ими прочных знаний.
список литературы
1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. М.: Высш. шк., 1973.
2. Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка. М.: Юрайт, 2015.
3. Власко Н.К. Обучение словообразованию в неязыковом вузе // Научные труды Sworld 2015. Т. 9. № 1(38). С. 32-36.
4. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высш. образование, 2008.
5. Крутько Е.А. Иностранный язык (английский) в профессиональной сфере. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014.
6. Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка. М.: Наука, 1976.
7. Нухов С.Ж. Языковая игра в словообразовании (на материале лексики английского языка): дис. ... д-ра филол. наук. М., 1997.
8. Прохорова Н.М. Английская лексикология. М.: Флинта, 2012.
9. Царев П.В. Продуктивное именное словообразование в современном английском языке. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
10. Цуканова Л.Д. Формирование умения языковой догадки на основе словообразования в процессе самостоятельного чтения: дис. ... канд. пед. наук. М., 1994.
* * *
1. Arnol'd I.V. Leksikologija sovremennogo ang-lijskogo jazyka. M.: Vyssh. shk., 1973.
2. Antrushina G.B. Leksikologija anglijskogo jazyka. M.: Jurajt, 2015.
3. Vlasko N.K. Obuchenie slovoobrazovaniju v nejazykovom vuze // Nauchnye trudy Sworld 2015. T. 9. № 1(38). S. 32-36.
4. Gmurman V.E. Teorija verojatnostej i mate-maticheskaja statistika. M.: Vyssh. obrazovanie, 2008.
5. Krut'ko E.A. Inostrannyj jazyk (anglijskij) v professional'noj sfere. Novosibirsk: Izd-vo SibAGS, 2014.
6. Meshkov O.D. Slovoobrazovanie sovremennogo anglijskogo jazyka. M.: Nauka, 1976.
7. Nuhov S.Zh. Jazykovaja igra v slovoobrazo-vanii (na materiale leksiki anglijskogo jazyka): dis. ... d-ra filol. nauk. M., 1997.
8. Prohorova N.M. Anglijskaja leksikologija. M.: Flinta, 2012.
9. Carev P.V. Produktivnoe imennoe slovoobrazovanie v sovremennom anglijskom jazyke. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1984.
10. Cukanova L.D. Formirovanie umenija jazy-kovoj dogadki na osnove slovoobrazovanija v processe samostojatel'nogo chtenija: dis. ... kand. ped. nauk. M., 1994.
Considering the issue of improving the efficiency of teaching suffix word formation based on the method of mathematical statistics
The article deals with the key role of word formation (affixation in particular) in studying the English vocabulary. It is proved that students should master word formation regularities in order to expand their language competence. A list of the most commonly used suffixes with the use of mathematical statistics is given in the article.
Key words: the English language, affixation, suffixes, frequency, mathematical statistics.
(Статья поступила в редакцию 06.02.2018)
ЕЛ. ПАВЛУШОВА, Н.И. ШКАБАРА (Волгоград)
применение новых форм обучения русскому языку как иностранному (элементарный уровень обучения). инфографика
Представлена разработка заданий на основе инфографики для иностранных учащихся элементарного уровня обучения (дополнительная общеобразовательная программа «Русский язык как иностранный»).
Ключевые слова: русский язык как иностранный, инфографика, методика преподавания РКИ, визуализация.
Современность предъявляет все более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными.
На современном этапе развития общества необходимость в быстром овладении иностранным языком дала толчок к появлению новых форм и методов обучения. Такие активные методы основаны на непосредственном активном участии обучающегося во всем
О Павлушова Е.А., Шкабара Н.И., 2018
учебно-воспитательном процессе. Этому способствует появление новых трендов в образовании. Новые информационные и коммуникационные технологии разрушают рамки традиционного образовательного процесса. Использование их ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров и дает каждому возможность учиться в течение всей жизни.
Поэтому педагог должен искать инновационные методы организации учебного процесса, включать в него эти методы, активизируя мыслительную деятельность студентов, что позволяет использовать в деятельности коллективные формы работы, развивать говорящую личность, которая становится не объектом обучения, а субъектом деятельности. При этом практический педагогический опыт преподавателя представляет собой основу для совершенствования преподавания. Выявляются находки, какие-либо новинки в работе отдельных преподавателей-новаторов, коллективов. И на основе этих наработок составляются новые методики преподавания. Для успешного обучения студентов по дополнительной общеобразовательной программе «Русский язык как иностранный» требуется постоянно применять новые методики преподавания.
Инфографика представляет собой слияние применения информационно-коммуникативных технологий и визуализации информации. Это не просто какой-либо график или диаграмма, построенные на основе некоторого количества данных, а метафоричное образование визуальной информации.
Инфографика - графический способ подачи данных и знаний, цель которого - быстро и четко преподнести сложную информацию. Основные функции инфографики - информативная, аналитическая, конструктивная, адаптивная, экспрессивная, эстетическая [6, с. 391].
На сегодняшний день инфографика является важным помощником в обучении студентов на всех уровнях. Инфографику включают преимущественно на уровне В1, поскольку именно на этом этапе студенты уже могут обсуждать информацию в минигруппах, а, как известно, самой эффективной формой активизации речемыслительной деятельности является групповая форма работы. Однако можно включать инфографику и на элементарном уровне обучения.
Интерес к визуализации объясняется «развитием человеческой деятельности, нараста-