ствами и установками субъектов образовательного процесса. Онтологический момент «встроенности» образовательной деятельности в социальную реальность позволяет говорить о правомерности использования педагогического дискурса как средства реализации целостной гуманитарной стратегии высшего образования. Развитие гуманитарного качества педагогического дискурса должно быть направлено в первую очередь на изменения в целевой ориентации образования; мотивации индивидуально-личностных смыслов образования; в характере межсубъектного взаимодействия участников образовательного процесса; типе профессионального мышления и поведения профессорско-преподавательского состава, предполагающего личностно-гуманную ориентацию; содержательной стороне учебного процесса; изменения и в статусе знаниевой парадигмы - из цели обучения в средство, инструмент для постижения окружающего мира; в характере используемых педагогических технологий; способах восприятия, осмысления и субъективной трактовки явлений социальной и педагогической реальности на основе рефлексии, интерпретации, поисков личностного смысла.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 тт. - М.: Педагогика, 1982. -Т. 1; Т. 3. - 1983.
2. Ежова Т.В. Педагогический дискурс и его проектирование [Электронный ресурс]. Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-5.htm
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
О ПРОБЛЕМЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ
умственного воспитания школьников
© Глебова М.В/
Управление образования Администрации г. Прокопьевска, г. Прокопьевск
В статье рассмотрены проблемы интенсификация умственного воспитания школьников в образовательном процессе современного общеобразовательного учреждения. Определены факторы интенсификации учебного процесса и психолого-педагогические условия развития творческого мышления и активизации интеллектуальной активности школьников.
В современных социально-экономических условиях необходимость повышения степени умственного развития школьников путем их качествен-
♦ Заместитель начальника управления образования Администрации г. Прокопьевска, кандидат педагогических наук, профессор Российской Академии Естествознания.
ного обучения неуклонно возрастает. Однако процесс обучения в современной школе, несмотря на все усилия педагогов, идет недостаточно успешно. Возрастает существенное противоречие между постоянно увеличивающимся объемом знаний и ограниченным временем обучения. По-прежнему не решена психолого-педагогическая проблема умственного воспитания учащихся в образовательной практике школы.
Таким образом, в последнее время в современной общеобразовательной школе возник целый ряд противоречивых обстоятельств, не позволяющих эффективно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из наиболее вероятных путей разрешения возникших противоречий является интенсификация умственного воспитания школьников в образовательном процессе учебного заведения.
О необходимости и возможности интенсификации интеллектуального воспитания в свое время говорил П.А. Сорокин. Им верно подмечено, что современная система образования не следует закону «экономии сил», что она слишком громоздка; и в интересах общечеловеческой культуры, и в интересах общего благоденствия наше время требует изобретения новых методов воспитания и обучения, методов бесконечно более интенсивных, чем современные, экстенсивные способы достижения этих задач. Позиция П.А. Сорокина такова: а) та или иная степень интеллектуального развития определяется, если не исключительно, то по преимуществу, окружающей человека социальной средой, а не наследственностью; б) выделить из социальной среды интеллектуализирующие факторы, увеличить их силу, скомбинировать надлежащим образом и запустить процесс интелектуализиро-вания, совершавшийся до сих пор стихийно [1].
Ни в коем случае не принижая роль социальной среды в интеллектуальном развитии, мы считаем, что наиболее грамотно и эффективно воспитывать ум человека может только педагог в условиях воспитательно-образовательного пространства школы.
Термин «интенсификация» (от фр. Intensification - «усиление напряженности») своей этимологией указывает на усиление действенности, продуктивности, на чисто количественное увеличение физических или умственных затрат в единицу времени [4].
В последнее время понятия «интенсивность» и «интенсификация» расширили свое содержание и изменили сферу применения. Сейчас не только в производственных, но и в социальных практиках с этим понятием связывают не столько производительность, сколько эффективность деятельности, то есть акцентируется внимание на качественном значении терминов.
Термин «эффективность» сегодня также рассматривается не столько как экономическое понятие, сколько социальное. Эффективность характеризует не просто любую деятельность, она определяет прогресс общественного развития и является результатом интенсификационных процессов.
Умственное воспитание, ориентированное на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и
себя предполагает: развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов; формирование культуры учебного и интеллектуального труда; стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями; а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.
Содержание умственного воспитания строится на понимании таких категорий, как познание и познавательная деятельность, интеллект и интеллектуальная деятельность, умственное развитие учащихся и др.
Познавательная деятельность - это активное взаимодействие человека с окружающей средой, направленное на удовлетворение его познавательных потребностей. Она является предпосылкой для успешного усвоения обучающимися социального опыта, то есть осуществления им учебной деятельности [7].
В психологии считается общепризнанным, что обучение ведет за собой умственное развитие, которое реализуется в процессе познавательной деятельности.
Эффективность познавательной деятельности, как социального процесса, следует, прежде всего, связывать не с количественной оценкой результата деятельности, а с социальной обусловленностью психики.
Познавательная деятельность порождается уровнем развития общественного способа бытия людей для решения ими возникающих на этом уровне задач [3]. Появление новых средств деятельности, технические открытия последних десятилетий, лавинообразный рост информации поставили перед человеческим сообществом и образовательными учреждениями новую проблему - интенсификацию познавательной деятельности и интенсификации умственного воспитания. На проблему интенсификации обратил внимание еще в 1975 году А.Н. Леонтьев, который писал, что «следует поставить во главу угла не столько проблему разработки интенсивных методов, применяемых не всюду и не всегда, сколько проблему интенсификации любого обучения» [6].
Процесс обучения включает в свой состав, в частности, следующее: процессы деятельности - преподавание и учение; психические процессы -мыслительные, мотивационные, эмоциональные; процессы самоорганизации и саморазвития и др. С позиции поиска путей интенсификации умственного воспитания, особый интерес представляют структуры процесса обучения, воздействуя на которые можно добиться существенного повышения эффективности обучения и развития психических процессов, прежде всего, мышления и интеллекта.
Успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей человека - его внимания, памяти, восприятия, воображения и т.д. Общеизвестно, что традиционное обучение в школе построено с опорой на память обучающихся. Такие же психические процессы, как воображение и мышление, служащие базой развития творческой активности и инициативы, являются побочным продуктом традиционного обучения.
Источником любого процесса, в том числе и интенсификации, служат психические процессы и внутренние противоречия субъекта, детерминированные какими либо внешними условиями. С точки зрения источника интенсификации умственного воспитания все факторы, его инициирующие, можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние источники - познавательная активность, любознательность, пытливость ума. Психологи называют их влечениями, мотивами, интересом, стремлением к самосовершенствованию.
Внешние источники вытекают из потребностей личности. Это стремление к успеху, к достижениям, стремление приносить пользу обществу, служение каким-либо идеалам.
Показательным результатом интенсификации умственного воспитания является эффективность познавательной (умственной) деятельности.
Сильнейшим социальным регулятором учебно-познавательной деятельности, главным механизмом ее интенсификации является субъектность. Как справедливо отмечает Е.Н. Волкова, субъектность выражает определенную позицию личности и раскрывает те характеристики личности, которые определяют ее отношение к деятельности [2]. Атрибутами субъектности, влияющими на интенсификацию познавательной деятельности, являются: активность; сознательность; ответственность; высокая самооценка; готовность к саморазвитию и самоуправлению [5].
Интенсификация умственного воспитания предполагает интенсификацию всех уровней целостной структуры учебно-воспитательного процесса. К ним относятся следующие:
- повышение качества обучения за счет специфики в отборе и представлении содержания (модули, проекты, структурнологические схемы);
- повышение эффективности за счет средств когнитивной визуализации учебного материала;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности за счет работы в зоне ближайшего развития и др.;
- углубление межпредметных связей за счет использования приемов интегрирования, а также за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих доступ к различным источникам и объемам информации с последующим анализом и обработкой;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- развитие опыта участия в групповом взаимодействии и коммуникативных способностей за счет использования в рамках технологии диалоговых средств, совместных проектов, учебных дискуссий, тренингов, индивидуально групповых форм обучения, поскольку все технологии основаны на активном эмоционально окрашенном общении учеников друг с другом и с учителем.
К основным факторам интенсификации умственного воспитания мы относим следующие:
1. Повышение целенаправленности обучения;
2. Усиление мотивации учения;
3. Повышение информативной емкости содержания образования;
4. Применение активных методов и форм обучения;
5. Использование методов психологической активизации творческого мышления («мозговой штурм», «синектика», «метод ассоциаций» и др.);
6. Ускорение темпа учебных действий;
7. Развитие навыков учебного труда;
8. Развитие познавательной самостоятельности;
9. Ориентация познавательной деятельности учащихся в направлении методами и законами научного познания (выработка рационального метода умственной деятельности);
10. Использование компьютеров и других современных технических средств обучения.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
- организации учебного процесса;
- содержания учебного материала;
- методов обучения;
- технологий обучения.
К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность учителя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности школьников в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также в формировании способностей прогнозировать учебную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
В современных условиях стратегическим направлением интенсификации умственного воспитания и активизации обучения должно стать создание дидактических и психологических условий для осмысленности обучения, включения в этот процесс учащихся не только на уровне интеллектуальной, но и социальной и личностной активности.
Для успешной интенсификации умственного воспитания следует разрабатывать специальные психолого-педагогические условия, направленных на развитие творческого мышления и активизацию интеллектуальной активности школьников.
В качестве таких условий считаем целесообразным выделить следующие:
- побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя;
- содержание образования, адекватно отражающее систему знаний о мире, природу и сущность личности, полноту и системность видов деятельности, необходимых для развития ее способностей;
- ориентация познавательной деятельности учащихся в направлении овладения методами и законами научного познания;
- совместная творческая деятельность учителя и учащегося, реализующаяся в активных формах обучения: диалог, полилог, дискуссия;
- применение учителем собственных умственных приемов, учитывающих индивидуальные личностные качества и стиль умственной деятельности учащихся;
- психологическое обеспечение педагогического процесса.
В системе психолого-педагогических условий умственного воспитания учащихся ведущее место занимает побудительно - интенсифицирующая деятельность учителя, от которой в целом зависит эффективность функционирования целостной педагогической системы. Чем выше профессионализм учителя, его психологическая компетентность, тем выше его интенсифицирующее воздействие на развитие продуктивного мышления и интеллектуальной активности учащихся. При этом мы подчеркиваем особое значение совместной творческой деятельности учителя и учащегося, их взаимной активности, взаимовлияния и соразвития.
В плане поиска реальных путей интенсификации умственного воспитания крайне важным представляется направление, связанное с развитием способов познавательной деятельности и выработкой у учащихся рационального метода умственной деятельности.
Список литературы:
1. Глебова М.В. Воззрения П.А. Сорокина на воспитание ума и современность // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени: Материалы к международному научному симпозиуму. - М.-СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. - С. 164-165.
2. Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1992. - 157 с.
3. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
4. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов: (С переводом, этимологией и толкованием). - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 144 с.
5. Лаврентьева Н.Б., Лаврентьев Г.В., Инновационные обучающие технологии как интегративно-комплексное средство интенсификации учебно-познавательной деятельности студентов / Научный информационно-аналитический журнал «Образование и общество». - № 2 (61). - 2010. -С. 31-37.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 380 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.