Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 33 (324). Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. С. 25-29.
В. И. Табуркин, М. В. Доронина
О ПРОБЛЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРТИНЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Исследуются методологические функции картины социально-экологической реальности. В этих целях формируется логический «образ» социально-экологической картины мира, определяются ее методологические функции в современной науке, и на этой основе конструируются стратегия и программа охраны и рационализации природопользования.
Ключевые слова: социально-экологическая картина мира, экологический стиль мышления, экологическое земледелие, рациональное природопользование, экологическое управление, экологическое мировоззрение, закон «убывающего плодородия почв», ноосферное движение, экологическое устойчивое развитие, экологическая безопасность.
Важным шагом в методологии социальноэкологических исследований является формирование такой научной теории охраны и рационализации природопользования, которая бы отвечала потребностям дальнейшей экологизации современной науки, культуры и практики. При этом решение поставленной задачи в области природопользования, безусловно, потребует от наших ученых и специалистов не только максимального использования уже установленных способов и приемов рациональной эксплуатации почв, биогеоценозов, агроландшафтов и других природных систем, но и более глубокого познания сущности, закономерности функционирования и развития этих сложных природных объектов. В целях дальнейшего совершенствования и развития теоретических социально-экологических моделей и на этой основе более целесообразного управления и регулирования взаимоотношений человека и природных биогеосистем в современной науке формируются новые философско-системные подходы.
Среди них важное место занимает методология построения системы научного знания, в том числе и социально-экологического знания. Надо отметить, что закономерный рост интегративных процессов в современной науке сопровождается формированием в ней целостной системы знания - научной картины мира. При исследовании данной проблемы особенно велика роль общенаучных, родовых понятий и принципов науки, которые пронизывают ее фундамент, являются синтезом теоретического знания.
Социально-экологические науки как наиболее актуальные и сложные направления в
современном научном знании не ушли в сторону от этих общих закономерностей. Поэтому первейшей теоретической и методологической задачей в современных науках о преобразованных биогеосистемах, вдали от которых не может находиться и философия, является целостный анализ тех фундаментальных понятий и принципов, которыми пользуются ученые при исследовании сложных и многообразных процессов преобразованных биогеосистем в целостной системе экологического бытия.
Как нам представляется, в социальной экологии общенаучными, родовыми понятиями являются почва, биогеоценоз, биоценоз и другие экосистемы как культурно-природные целостные системы, антропобиогеоти-ческий круговорот, эволюция преобразованных сложных биогеотических систем (почвы, биогеоценоза, ландшафта и др.), экономическое плодородие почв и биологическая продуктивность биогеоценозов и др. Сложная логическая система перечисленных общенаучных понятий и принципов в экологии образует картину социально-экологической реальности или социально-экологическую картину мира. Появление такой надтеорети-ческой системы знания можно объяснить ростом интегративных тенденций в современной социальной экологии, хотя, безусловно, объективные основания, отражаемые в ней, существовали всегда.
В методологическом плане научная картина мира служит стилем мышления и выступает как единый подход в научном исследовании. Например, любой физик смотрит на природу через систему принципов атомизма,
детерминизма и инвариантности1. Нечто подобное можно проследить в биологии2, в почвоведении3. Что касается социальной экологии, то функцию синтеза научного знания в ней, целостного подхода к исследованию преобразованных почв, биогеоценозов, ландшафтов, да и всей биогеотической природы, выполняет логическая система общенаучных понятий и принципов картины социальноэкологической реальности. Вот почему разработка концепции социально-экологической реальности имеет большое значение для современной социальной экологии и других «биосферных» наук.
Являясь высшим синтезом социальноэкологического знания, синтезом его фундаментальных, родовых понятий и принципов, картина социально-экологической реальности занимает важное место в теоретическом экологическом знании. В методологическом аспекте картина социально-экологической реальности определяет стиль экологического мышления, его идеологию, программу и стратегию в сфере организации и управления взаимоотношений человека и природных биогеосистем.
Картина социально-экологической реальности является своеобразным мостиком между философией, экологией и культурой. Именно с её помощью экология связана с результатами философского и социокультурного познания. Концепция антропобиогеотиче-ского круговорота позволяет правильно оценить место социально-экологических наук в общей системе научного знания и духовной культуры.
Задачей социально-экологических исследований в современном природопользовании является также разработка экологически чистых систем земледелия. Экологическая концепция земледелия, разрабатываемая в современной сельскохозяйственной науке4, включает целый ряд важнейших элементов и принципов биосферно-биогеотического, экологического земледелия: ландшафтно-
экологический принцип земледелия, поддержание оптимального соотношения растениеводства и животноводства, использование преимуществ залежной системы земледелия, обеспечение максимальной интенсивности круговорота вещества и энергии в почве и агробиогеоценозе, включение ряда элементов интенсивных технологий (генной инженерии, биотехнологий и др.) в земледелие, растение-
водство, животноводство и др. Вместе с тем важно осознать, что необходимо использовать при разработке научных концепций, например, земледелия не отдельно взятые элементы, а всю систему их взаимодействия. Иными словами, надо при формировании экологически чистых систем земледелия строго стоять на позициях их целостного и системного осмысления. Вот почему в нашем исследовании предлагается разработка таких агрокультурных теоретических систем, а также эффективное внедрение их в практику современного сельского хозяйства, которая невозможна без системно-экологического знания.
Необходимая основа эффективной охраны и улучшения почв и биогеоценозов - разумное и рациональное их использование. При этом в содержании понятия ‘рациональное природопользование’ должны быть включены социально-экономические и экологические критерии, ибо без их синтеза и взаимодействия это понятие утрачивает свою конкретность, научность и смысл.
Рациональное природопользование - это система человеческой деятельности, обеспечивающая социально-экономическую эксплуатацию природных ресурсов и условий, приводящих к наиболее эффективному их сохранению и воспроизводству с учётом перспективы развивающего хозяйства и сохранения здоровья людей. Следовательно, рациональное природопользование есть высокоэффективная деятельность людей, не приводящая к резким изменениям природы и её ресурсов. Рациональное природопользование обозначает максимально полное извлечение из природных ресурсов всех полезных продуктов, нанесение наименьшего вреда отраслям хозяйственной деятельности, базирующимся на тех ресурсах и состояниях природной среды, необходимой для сохранения жизни и поддержания здорового образа жизни человека.
В связи с этим нельзя не отметить и тех качественных изменений, которые происходят сегодня в природопользовании под влиянием научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс, снабдив человека мощными и разнообразными средствами производства, породил у него своеобразную установку, согласно которой человек уже не желает ждать милостей от природы, но готов их взять силой. На этой идеологической основе выросло несколько поколений людей
со стойкими потребительскими отношениями к природе и её познанию. Чтобы дальше совершенствоваться, люди должны сменить устаревшую опорочившую себя парадигму, вредный стереотип экологического мышления и экологического поведения в их отношении к природе. Необходимо так использовать созданную человеком мощную научно-техническую базу мирового хозяйства и, в частности, производственные секторы нашей страны, чтобы максимально развивать производственные силы почв, биогеоценозов, ландшафтов, биогеосферы и биосферы в целом. Неслучайно эти коренные изменения в природопользовании вызывают потребность в специалистах, способных творчески мыслить, владеть методологией целостных социально-экологических исследовании. При этом надо отметить, что возникновение такого социально-экологического знания в условиях радикальных изменений природопользования, безусловно, требует разработки и осмысления научной картины социально-экологической реальности, выступающей крайне необходимой основой трансформации её в экологическом знании в идеологию управления и регулирования взаимоотношений человека и природных биогеосистем.
Системно-объективной основой экологического управления служит переход от форм и уровней организации природного мира к формам и видам социального бытия, которые, взаимодействуя между собой, формируют качественно новую социально-природную целостность - систему «общество-природа». Целостное управление природопользованием предполагает выделение главного звена (объекта) в системе «общество-природа», а именно - экологическую деятельность. При этом под экологической деятельностью понимается совокупная деятельность человека, направленная на преобразование природы. Понятием экологической деятельности в наиболее обобщённом виде описываются разнообразные виды человеческой деятельности, относящиеся к изучению, освоению, осмыслению и преобразованию естественной среды существования человека и его выживания. В качестве мировоззренческого и методологического оснований управления системой «общество-природа» выделяются следующие принципы и положения: законы Б. Коммоне-ра («все связано со всем», «все должно куда-то деваться», «природа знает лучше» и «за
все надо платить»)5; законы Н. Ф. Реймерса (правила социально-экологического равновесия, принципы культурного управления равновесия, правила социально-экологического замещения, закон исторической (социально-экологической) необратимости и закон ноосферы В. И. Вернадского)6; принцип бла-
~7
гоговения перед жизнью и природой, принцип целостности как важнейший смысловой стержень концепции управления системой «общество-природа»8, а также трудовая деятельность как закон управления и регулятор взаимодействия человека и общества с природой и этические нормы экологической от-ветственности9 и др.
В ходе анализа методологических функций картины социально-экологической реальности более чётко и системно решаются и вопросы критики мировоззренческих и методологических оснований экологического знания. Как известно, ещё в первой половине ХХ века, закладывая основы учения о биосфере, В. И. Вернадский высказал очень важную идею о существовании в науке двух научных картин мира, двух научных мировоззрений: физической и биосферной. При этом в науке первая, физическая картина мира, стала основой технологического способа мышления; вторая, биосферная картина мира, стала основой биосферного способа мышления. Это прослеживается в научном исследовании на примере борьбы, противоборства перечисленных мировоззрений и способов мышления в истории развития отдельных наук. Так, в биологии в результате указанного противоборства образовались два объяснения, две трактовки живого - физико-химическое и чисто биологическое; в социологии - биологизаторские и социологизаторские концепции в объяснении человека и общества; в почвоведении - геологическое и биологическое направления в объяснении сущности процессов почвообразования; в земледелии - технологическая и биосферно-биогеотическая тенденции в формировании систем земледелия; в экологии -экологизаторский (природный) и социологи-заторский критерии в объяснении концепций экологического знания. В современной экологической науке такие мировоззренческие и методологические трудности разрешаются не на основе простого, механического соединения перечисленных концепций и подходов, а на основе их синтеза в единую целостную модель социально-экологического мира.
В настоящее время ученые и практики мирового сельского хозяйства в противовес «закону убывающего плодородия почв» выдвигают более научно обоснованный закон возрастающего плодородия почв, разрабатывают теоретические модели расширенного воспроизводства почвенного плодородия10. Развитие экологических и интенсивных систем земледелия требует целостного осмысления основных закономерностей сохранения и повышения плодородия почв. Повышение плодородия почв связано не с какими-то отдельными факторами научно-технического и социального прогресса, а с синтезом всех его факторов. Согласно этому закону увеличение урожаев на обрабатываемых почвах год от года возрастает все в больших пропорциях. При этом онтологическим обоснованием целостной модели возрастающего плодородия почв являются сами объективные противоречивые процессы почвообразования, ведущие к сохранению, увеличению и накоплению плодородия почв, а также культурно-природные мероприятия человека, направленные на охрану, воспроизводство и возрастание почвенного плодородия.
Таким образом, социально-экологическое знание может стать мощным средством качественного улучшения землепользования и природопользования в целом.
Однако для того, чтобы социально-экологическое знание послужило охране и рационализации природопользования на уровне современных требований, необходима коренная переориентация в самом экологическом сознании. Известно, что до недавнего времени оно развивалось по преимуществу в направлении идеологии господства человека над природой. Теперь необходима системная экологизация мышления, которая позволяет более глубоко осмыслить такое системно-экологическое знание, в котором почва, биогеоценоз, ландшафт и многие другие природные экосистемы рассматривались бы не как лишь объект эксплуатации, а прежде всего как субъект, интересы которого столь же важно учитывать, как и непосредственные интересы человека. В этой связи в нашем исследовании анализируется современная литература по социальной экологии, где ведутся исследования не только по линии выделения и определения экологических отношений, но и прежде всего по линии выделения и определения социально-экологических отношений11. От того, как
сложатся в действительности все перечисленные отношения, будет зависеть решение многих экологических проблем. Однако необходимо и здесь помнить о доминировании социальных факторов над природными. Человек не может себя ограничить только лишь естественными или природными связями со средой обитания. Он заботится о судьбе природной среды и строит свои непосредственные отношения с ней, исходя из задач формирования и развития культурно-природных экосистем, в том числе и преобразованных биогеотических систем типа почвы, биогеоценоза, ландшафта и др. Биосферный стиль мышления служит методологической основой решения глобальной проблемы - единства биосферы и человечества, перехода от биосферы к ноосфере, сфере разума.
Вот почему «биосферное», системное экологическое мышление составляет принципиально новый глобальный способ экологического мышления, способный выработать синтетическое, целостное видение биосферы и ее подсистем и взаимодействие с ними человека. Игнорирование и, даже можно сказать, отбрасывание «биосферных» наук и биосферного способа мышления стало потерей для человека качества научной мысли и мировоззрения и обострения современных экологических проблем, в том числе и социально-экологических, связанных с проблемами охраны и рационализации природопользования.
Гармонизация отношений человека и био-геотической природы существенно определяется гармонизацией социально-экологического знания и охраной и рационализацией природопользования. О степени развития этой гармонии можно судить по тому, насколько теоретическое экологическое знание на основе социально-экологической картины мира обеспечивает предвидение возможно более отдаленных природных и социальных последствий деятельности людей в биогеотической природе. Предвидение же служит гносеологической основой взаимопроникновения, слияния в едином системном процессе охраны природных экосистем и их рационального использования. Действительно, конечной целью предвидения является выбор такого способа мышления в познании и преобразовании природных биогеосистем, который обеспечивал бы наибольший социально-экологический эффект при взаимоотношении человека с био-геотической природой. Чем шире и глубже
научное предвидение, тем гармоничнее связи экологического знания и социально-экологической деятельности (природопользования) и, соответственно, теснее взаимосвязь экологического знания и концепции охраны и рационализации природопользования. Важнейшая задача социально-экологического знания в современную эпоху невиданного по масштабам и интенсивности воздействия человека на био-геотическую природу - придание природопользованию системного природоохранительного характера. Охрана землепользования, да и природопользования в целом, при этом понимается в широком смысле - сохранение природной среды как необходимого условия организации, функционирования и развития общества. В этой связи особенно повышается роль философских принципов целостности и развития в формировании социально-экологического знания. В этом смысле целостная модель экологического знания рассматривает проблему соотношения природы и общества под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества на Земле.
Итак, картина социально-экологической реальности занимает важное место в теоретическом экологическом знании. Являясь частью системно-экологического знания и духовной культуры общества, социально-экологическое знание позволяет более основательно определить и осознать кардинальные и практические задачи по охране почв, биогеоценозов, ландшафтов и других экосистем, а также их рационального и целенаправленного использования в промышленном и сельскохозяйственном производстве нашей планеты. Только при этих условиях и осуществляется экологическая безопасность, которая выражается как совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам, наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству в целом. Экологическая безопасность есть комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых её регионах на уровне, к которому физически, социальноэкономически, технологически, нравственно и политически готово человечество.
Примечания
1 Лойфман, И. Я. Научная картина мира, ее уровни и функции в познании // Анализ си-
стемы научного познания. Свердловск : Изд-во Урал. гос. ун-та, 1984. С. 59-64.
2 Афанасьев, В. Г. Мир живого : системность, эволюция и управление. М. : Политиздат, 1986; Югай, Г. А. : 1) Субстанциональный принцип органической живой системы // Проблемы современной биологии. М. : Наука, 1968. С. 7-46; 2) Общая теория жизни : диалектика формирования. М. : Мысль, 1985. 256 с.
3 Табуркин, В. И. : 1) Принцип целостности в философии и естествознании. Новосибирск, 1992. 134 с.; 2) Философские вопросы сельскохозяйственных наук. Екатеринбург, 1995.
С.49-60.
4 Каштанов, А. Н. Основы ландшафтно-экологического земледелия / А. Н. Каштанов, Ф. Н. Лисецкий, Г. Н. Швебе. М. : Колос, 1994. С. 28-39; Ковда, В. А. Роль и функции почвенного покрова в биосфере Земли // Проблемы почвоведения : Советские почвоведы к 14 Международному съезду почвоведов. Токио, 1990 г. М. : Наука, 1990. С. 3-12; Ми-неев, В. Г. Биологическое земледелие и минеральное удобрение / В. Г. Минеев, Б. Дебре-цени, Т. Мазур. М. : Колос, 1993. 412 с.
5 Коммонер, Б. Замыкающийся круг : природа, человек, технология. Л. : Гидрометеоиз-дат, 1974. С. 97.
6 Реймерс, Н. Ф. Экология : теория, законы, правила, принципы и их гипотезы. М. : Наука, 1994. 237 с.
7 Марков, Ю. Г. Социальная экология : взаимодействие общества и природы. Новосибирск : Лада : Наука. РАН, 2001. С. 505-506; Швейцер, А. Благоговение перед жизнью. М. : Прогресс, 1992. С. 216-229.
8 Афанасьев, В. Г. Указ. соч.; Табуркин, В. И. Принцип целостности... С. 93-114.
9 Доронина, М. В. Экологическое сознание : особенности, системность, функции. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. с.-х. акад., 2008. С. 5253,87-91.
10 Красницкий, В. М. Воспроизводство и сохранение плодородия почв Западной Сибири // Агрохим. вестн. 2000. № 1. С. 2-5; Табур-кин, В. И. О целостной концепции почвенного плодородия // Экономические проблемы научно-технической революции в системе АПК. Целиноград : Изд-во Целиногр. с.-х. ин-та, 1988. С. 139-141.
11 Марков, Ю. Г. Указ. соч.