УДК 355.1
Кузнецов Роман Александрович
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
roman84sar@mail.ru
О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проведен анализ структуры ценностно-смыслового отношения к военной службе курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации (далее ВНГРФ). Представлено обоснование необходимости его формирования у будущих офицеров в процессе обучения в военном вузе. Рассмотрены механизмы и установки формирования ценностно-смыслового отношения курсантов ВНГ РФ. Особое внимание уделено пониманию сущности ценностно-смыслового отношения, его видовому многообразию, процессу формирования.
Ключевые слова: ценность, смысл, ценностно-смысловое отношение, формирование, курсант, войска национальной гвардии Российской Федерации.
В современных условиях военного образования воспитание и обучение курсантов, а так же сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с лучшими воинскими традициями и обычаями, в частности традициями офицерского состава, является одним из преобладающих принципов воспитания будущих офицеров ВНГ РФ. Воинские традиции и обычаи, а так же культура поведения курсантов военных институтов не противоречат нормам общественной морали и самим интересам военной службы. В то же время, множество основополагающих принципов, сопряженных с ценностными установками курсантов и командиров военных вузов, не осваиваются будущими офицерами в процессе образования. Вместе с тем, необходимо отметить, что в ценностно-смысловом отношении курсантов ВНГ РФ к военной службе закладывается единство и сплоченность не только воинского коллектива, а всей военной корпорации. По этой причине одним из главных направлений в деле обучения и воспитания курсантов в образовательном процессе военного вуза является разработка ключевых критериев ценностно-смыслового отношения курсантов ВНГ РФ к военной службе, а также организация подготовки командиров всех степеней, способных реализовать процесс воспитания, исходя из воинских традиций и ритуалов, складывающегося исторического опыта.
Формирование ценностей и смыслов военной службы, воинского уклада жизни осуществляется в процессе всего жизненного пути офицера, но особенно важным и сензитивным этапом к постижению духовного опыта является образовательный процесс курсанта в стенах военного института. Понимание и осознание военным специалистом ценностей военной службы, обретение смыслов родной армии и флота гарантирует ему гармоничное вхождение в социум и дает возможность ощущать собственную причастность не только лишь к военной среде, но и к самим процессам служебно-бое-вой деятельности. Формирование ценностно-смыслового отношения к военной службе способствует самостоятельному осмыслению курсантом мыслей
в отношении личных целей, поступков и определяет содержание и качество его жизни и службы, взаимоотношений, как с общественной средой, так и с армейским коллективом.
Проблема формирования ценностно-смыслового отношения курсантов ВНГ РФ к военной службе в системе подготовки кадров для войск ВНГ РФ обусловлена рядом обстоятельств:
- отсутствием специальных программ и технологий, направленных на развитие ценностно-смыслового отношения;
- низким уровнем сформированное™ ценностно-смыслового отношения курсантов ВНГ РФ к военной службе.
Исходные обстоятельства определены противоречиями, имеющими место в современной системе российского военного образования:
- между требованиями, предъявляемыми социумом к личности офицера ВНГ РФ, имеющего сформированное ценностно-смысловое отношение к военной службе и недостаточным применением воспитательного потенциала различных организаций в развитии этого качества у подчиненных;
- между провозглашением ценностей армейской службы и личностными взглядами юношей, слабой разработанностью педагогических конструкций их развития у молодежи нового поколения, особенно у курсантов военных институтов ВНГ РФ;
- между усложнением условий функционирования военно-учебного заведения в современном обществе и сравнительно медленным введением новейших методов, и форм работы по формированию ценностно-смыслового отношения курсантов ВНГ РФ к военной службе;
- между научными изысканиями в области формирования ценностно-смыслового отношения курсантов ВНГ РФ к военной службе и недостаточностью технологических разработок по вопросам его формирования.
Существующие условия и факторы, а также выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в необходимости научного поиска и обоснования,
136
Вестник КГУ 2019
© Кузнецов Р.А., 2019
экспериментальной апробации технологических процессов развития ценностно-смыслового отношения курсантов ВНГ РФ к военной службе.
Возможность разрешения обозначенной проблемы в педагогике предполагает ориентацию ученых на существующие фундаментальные исследования в данной области.
Первую группу научных трудов представляют исследования общефилософского осмысления ценностей (О.Г. Дробницкий, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн и др.); сути ценностей (Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, Д.А. Леонтьев и др.); психических категорий осмысления ценностей как качества личности (Г.А. Бакиев, В.Ф. Петренко, Г.У Солдатова и др.); значения, текстуры и содержания ценностей (А.В. Кирьякова, Л. Д. Унарова, И.В. Яковлева и др.);
Вторая группа работ связана с определением факторов развития ценностно-смыслового отношения к военной службе (О.Н. Марусенко, И.Н. Роди-онченко, И.И. Савич);
Третья группа исследований приурочена к научно-технологическим аспектам организации работы по формированию ценностно-смыслового отношения курсантов к военной службе (Р.А. Алексюк, Э. Кей, Я. Корчак, В.А. и др.).
Значимым теоретическим подтверждением процесса формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе считается создание комплексного подхода к обучению и воспитанию военнослужащих (А. С. Колюжный, И. Грунтовский и др.); научные труды, связанные с воспитанием ответственности за исполнение воинского долга (А.В. Афанасов, С. А. Гайдук, О.Р. Карташов и др.).
В современном видении методологических оснований категории «ценность» В.И. Плотников обозначает четыре типа теорий: аксиологический антологизм, аксиологический трансцендентализм, аксиологический нормативизм, аксиологический психологизм [11, с. 194-223]. Исследователь отмечает, что главной характеристикой ценности является ее предметная определенность. Автор утверждает, что формирование ценностей на основе различных факторов: жизненного опыта индивида, опыта социума или определяется свыше.
Категория «ценность», обозначает социальное и культурное начало определенных объектов и явлений, раскрывающее их целевое и смысловое основание, ограничивающее одну из возможных предельных рамок социокультурной активности индивида [10, с. 798].
Педагогическое значение ценности, является «направляющей» на всем жизненном пути человека. В философии ценности представляются как самостоятельные сущности, как «истины», не подлежащие рассмотрению или оспариванию в силу собственной безусловности. Они предопределяются как нормы-ориентации и нормы-регламентации, определяются переживаниями человека,
наличием конкретного отношения к сформированным ценностям.
Другое значение категории «ценность» раскрывается в классической социологии. В ней преобладает принятие ценностей на уровне «идеальных типов», а ценность представляется как любой реальный или идеальный предмет, к которым индивид занимает определенную позицию оценки. В нашем исследовании мы разделяем позицию Д.А. Леонтьева и под «ценностями» будем понимать «духовный или материальный объект, имеющий определенную жизненную цену и способный удовлетворить интересы и потребности личности и общества» [7, с. 16].
Эффективная реализация аксиологического подхода в образовании предполагает не только обозначение сущностных характеристик ценности, но и их структурное наполнение. В современной педагогической науке многочисленными авторами представлены основания структуры ценностей (Е.В. Бондаревская, И.А. Захарченко, Н.И. Непомнящая, И.Б. Котова, Д.А. Леонтьев, В.И. Плотников, Э.В. Соколов, В.Т. Фоменко, Р.М. Чумичева и др.). Д.А. Леонтьев устанавливает три вида сущности ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение ценности и личностные ценности [6].
Согласно культурологического подхода к образованию Е.В. Бондаревская среди главных ценностей определяет человека «как предмет воспитания», культуру, как среду «растящую и питающую личность», творчество как «способ развития человека в культуре». [3, с. 274]. В.Т. Фоменко предлагает разделять элементы ценностей по критериям: личностные, ценности родного очага (отец с матерью, братья, сестры, семейные взаимоотношения и т.д.); ценности малой родины (детский сад, школа, окружающее общество, природа, родная земля, край и т.д.); отечественные ценности (русская нация, любовь к родине, культура и т.д.); общечеловеческие ценности (Земля, цивилизация прошлого и т.д.).
Э. В. Соколов определяет следующие группы ценностей: эстетические, политические, интеллектуальные, нравственные [13]. И.А. Захарченко классифицирует ценности на: жизненные (объективно существующие), сопряженные с постижением человеком окружающего мира; социальные ценности (общественно-значимые), формирующие микромир близкого окружения индивида; личностные ценности (индивидуально-значимые), обусловленные постижением успеха в разных сферах деятельности, общении, соревновании, в открытии самого себя, своих навыков и умений [4].
Проанализировав разнообразные подходы к пониманию сущности и видового разнообразия ценностей, необходимо сделать вывод, что при общей концентрации внимания на личности, существует проблема терминологической неопределенности
данного понятия. Изучение сущностных характеристик понятия «ценность» приводит к необходимости детального анализа понятия «смысл».
Новейшие концепции российского ценностно-смыслового образования были созданы еще в культурно-исторической теории Л. С. Выготского, начатой в ходе исследования проблемы значения и смысла, сформулированной еще в двадцатые годы прошлого века. Главным элементом уровня сознательного восприятия было определено понятие, состоящее из слова (знаковой системы) как формального компонента, предопределяющего характер рационального познания.
Среди всего многообразия человекоцентриро-ванных подходов развития современной науки (аксиологический, культурологический, феноменологический) категория смысла и смыслообразования играет все более существенную роль. Каждый из этих подходов исследует свои определенные аспекты смысла, но на их пересечении создается интегративная область познания - общая теория смысла. На все богатство и изобилие единой теории смысла указывает формирующаяся в ней специальная терминология, раскрывающаяся в огромном множестве смыслосодержащих понятий и категорий.
Категория смысла рассматривается с разных позиций и аспектов. Смысл представляется и как часть сознания, и как система значений, и как отношение к предметам окружающей реальности, как вид осознания и т.д. Содержательные характеристики смысла разнообразны (коннотационное взаимодействие, сфера смыслообразования, смысл обучения, смысловые ориентации и т.д.).
Новейшие аспекты в изучении проблемы по поиску первоисточника смысловых исследований внес Д. А. Леонтьев. По мнению автора, большинство трудов Л.С. Выготского, в которых он повествует о категории смысла, могут быть поняты двояким образом. В них можно разглядеть, или новейшее значение, употребляемое Л.С. Выготским с этим понятием, либо классическое использование самого слова «смысл» как синонима категории «значение» [7]. Детализируя проблему соотношения личностного смысла и смысла в его более широкой интерпретации, А.Н. Леонтьев утверждал, что между ними существует определенная смысловая дистанция [8].
Категория «смысл» - это всегда смысл чего-то. По этой причине смысл как бы относится к самой переживаемой сути. Соотношение смысла и значения представляют собой симбиоз важнейших «образующих» внутренней структуры сознания человека.
В своем научном труде, выполненном в современной интерпретации смысловой теории, И.В. Абакумова анализирует образовательный процесс в учебном заведении, как особую смыс-
ловую действительность, главной целью которой является смыслообразование обучающихся [1].
Другие ученые (А.Г. Смолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.) используют совместно с категорией «личностный смысл» понятие «смысловое образование». При этом ключевым аспектом смыслового образования является объединённая концепция личностных смыслов. Особое внимание обращают на себя те научные подходы, в которых смысл приобретает значение в личностном образовании, так как совокупность смыслов представляет собой «ядро» личности, критериальный компонент, непосредственно устанавливающий границу между личностным, внеличностным и безличностным.
Отмечаем, что ни в одном из вышеперечисленных подходов смыслы не выявляются столь существенно, как в культурологическом подходе. Для нашего научного изыскания, ставящего в центр рассматриваемой проблемы смыслообразование, наиболее значимым считается то, что смыслы в культуре представляются на нескольких уровнях, так или иначе отображающих смыслообразующие процессы. Это, прежде всего, степень поиска, созидания «ценности», материализации смыслов создателями произведений культуры; уровень существования смыслообразования в знаковой, текстовой форме. Культура, как носитель смыслов, непосредственно сопряжена с образованием, а так же представляет собой источник его смыслообе-спечения. В ней необходимо отметить и другие факторы, относящиеся к смыслообразованию обучающихся, методы «отработки», усвоения, передачи ценностей, и прочие операции, поддерживающие их сущность в пространстве культуры. Она имеет свой своеобразный язык, создающий образы и представления. Личностные смыслы и ценности создаются в процессе постижения человеком внешнего мира, в различных сферах деятельности, общении. (В. Сатир, М.С. Мауковский, И. С. Якиманская и др.)
Анализ теоретических оснований категорий «ценность» и «смысл» приводит к необходимости изучения сущностных характеристик ценностно-смыслового отношения, включенного в контекст предстоящего исследования в области военной службы курсантов ВНГ РФ. Категории «отношение» и «ценностно-смысловое отношение» рассматриваются нами в качестве основополагающих в возникновении и проявлении личностных смыслов курсантов ВНГ РФ. Изучение различных теорий, концепций и подходов к определению категории «ценностное отношение», позволило нам сделать вывод о том, что это личностное образование представляет собой взаимосвязь между индивидом и свойствами того или иного объекта. Сущность и границы этой взаимосвязи обозначаются как единое смысловое поле в контексте функционирования социальных отношений (М.Г. Казакина,
138
Вестник КГУ ^ 2019
А. А. Ручка, В. П. Тугаринов), и в виде сознательного отношения, развивающем бытие индивида (М.С. Каган, Р.М. Рогова, Н.З. Чавчавадзе).
Анализируя категорию «отношение», А.Н. Леонтьев пишет: «Конкретно-психологически сознательный смысл создается отражающимися в голове человека объективными отношениями того, что побуждает его действовать направленно, как на свой непосредственный результат». [8, с. 53]. То есть, смысл напрямую связан с мотивами деятельности. Поэтому личностный смысл представляет собой форму существования отношения. С.В. Стенин рассматривает отношение как позицию личности, которая базируется на разноплановой оценке объекта: свойств, принадлежности, роли смысла и значения [14]. Тем не менее, между самим отношением и отношением - личностным смыслом, имеются существенные расхождения.
Ценностно-смысловое отношение как термин, используемый в педагогических исследованиях, трактуется неоднозначно. Проблемы формирования ценностно-смыслового отношения изучались различными авторами, начиная с изучения вопросов рассмотрения сущностных характеристик данного феномена и технологических аспектов его формирования. В частности, в исследованиях, связанных с научным поиском сущности ценностно-смыслового отношения, данное понятие рассматривается, как интегративное качество личности, обладающее конкретной мировоззренческой и морально-психической установкой на принятие разнообразия норм и правил поведения (Н.А. Пла-тохина, Н.Л. Худякова, Р.М. Чумичева и др.)
В процессе анализа научных исследований нами выявлена взаимосвязь между ценностно-смысловыми ориентациями как видом направленности действия личности и ценностно-смысловым отношением, которое является его законченным продолжением.
Ценностно-смысловым ориентациям свойственна динамичная направленность. В том случае, когда их реальное существование не поддерживается индивидом, они не проявляются, не реализуются и не актуализируются и, как следствие, постепенно исчезают. Признание и осознание ценностей - сложнейший и продолжительный процесс. Понимание ценностей создает ценностные представления, а на их основе формируются ценностные ориентации, которые являются осознаваемой частью системы личностных смыслов. Представления это продукт прямых контактов людей с внешней средой, которые возникают на личностном уровне. Ценностное отношение, являясь частью ценностно-смыслового отношения, может проявляться в виде системы взаимосвязанных элементов:
- ценностная конкретность как предметная основа и предпосылка смысла;
- актуальная необходимость субъекта деятельности, переживаемая как состояние неудовольствия, необходимости;
- ценность в виде компонента социальной деятельности, как период противоположение реальности и идеала (должного);
- анализ и оценка как окончание ценностного смыслового отношения.
Соглашаясь с мнением большинства ученых, ценностно-смысловые ориентации, устанавливая центральную жизненную позицию человека, влияют на направление и содержательную основу социальной активности индивида, общий подход к окружающей среде и самому себе, определяют смысл и указывают направление деятельности индивида, формируют его поведение и поступки. С точки зрения отечественных ученых, смысл воспитания и состоит в формировании ценностного отношения к миру [5, с. 94]. Индивид стремится обрести смысл и чувствует фрустрацию или социальный дискомфорт, если это стремление и желание остается не притворенным в жизнь. В общем виде ценностно-смысловые ориентации человека, развиваются и формируются в процессе социализации. На различных стадиях социализации их развитие обуславливается факторами семейного и социального воспитания и обучения, профессиональной сферой деятельности, общественно-историческими условиями.
В педагогической практике работы с курсантами будет значимым исследование И.И. Савича, где ценностное отношение рассматривается как устойчивая, индивидуальная внутренняя позиция, которая формируется на профессиональном, высоконравственном самосознании личности. Его коннотационную основу составляет важность той деятельности, которая порождается социальными ценностями и личностным смыслом выполняемой деятельности [12]. Данное определение является немаловажным в нашем исследовании, поскольку оно акцентирует внимание на социальном значении и роли в формировании ценностного отношения профессиональной действенности личности.
Н.В. Максимов, рассматривая ценностное отношение к противодействию экстремизму у курсантов ВНГ РФ, трактует его как интегральное качество личности, проявляющееся в когнитивно-праксиологическом, интегративно-деятельност-ном, мотивационно-личностном компонентах [9]. Когнитивно-праксиологический компонент характеризует возможную поведенческую реакцию, то есть направленные действия индивида в деятельности, исходя из полученных знаний и умений, ориентированных на самосовершенствование в профессиональной деятельности. Данный компонент содержит в себе не только умения и навыки, но и учебный, а так же жизненный опыт. Действенность знаний, их применение на практике прояв-
ляются в умениях и навыках профессиональной деятельности индивида. Интегративно-деятель-ностный компонент выражается в способности индивида использовать полученные знания в определенных видах деятельности и определяет готовность к совместным действиям в проблемных ситуациях. Он подразумевает способность использовать приобретенный арсенал знаний не только в областях их применения, но и в межпредметных сферах, а также в ситуациях неясности и неоднозначности. Мотивационно-личностный компонент определяет активно позитивное эмоциональное отношение человека к определенному виду деятельности, систему знаний, мотивов и убеждений, образующих и направляющих волевые усилия человека, познавательную работу по овладению этими ценностями.
Ценностно-смысловое отношение к военной службе является результатом разнофакторных влияний, важнейшим из которых является целенаправленное обучение в военном вузе. Формирование ценностно-смыслового отношения к военной службе предполагает некую логически выстроенную систему, основные позиции которой представлены в исследованиях Р.А. Алексюка. Автор представляет её как «динамичный процесс, имеющий определенную логическую последовательность как по ступеням военно-профессионального образования, так и логику прохождения разных этапов внутри каждой ступени» [2]. Таким образом, формирование ценностно-смыслового отношения курсантов ВНГ РФ к военной службе представляет собой организованный динамический процесс, который направлен на становление в перспективе личностных смыслов и ценностей в системе координат, заданной пространством военного образования, воинского воспитания и условиями воинской службы и быта.
Необходимо отметить, что многие ученые успешно изучают процесс формирования ценностно-смыслового отношения и используют для этого разные методы и технологии. Вместе с тем формы его организации исследованы локально, на недостаточном уровне теоретического обоснования.
Библиографический список
1. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1989. - 267 с.
2. Алексюк Р.А. Основные принципы моделирования процесса формирования ценностного отношения к военной службе у курсантов военных вузов // Молодой ученый. - 2014. - № 5. - С. 463-466.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д: Учитель, 1999. -560 с.
4. Захарченко И.А. Дидактические основы построения системы личностного развития младшего школьника средствами иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1998. - 57 с.
5. Коломийченко Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. - 154 с.
6. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2000. - 497 с.
7. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 16-21.
8. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
9. Максимов Н.В. Моделирование процесса формирования ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации // Almamater (Вестник высшей школы). - 2018. - № 6. - С. 87-92.
10. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - М.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. -835 с.
11. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. -Екатеринбург: Урал. гос. юрид. акад., 1996. -С. 193-224.
12. Савич И.И. Формирование ценностного отношения курсантов военно-учебных заведений к педагогической деятельности офицера: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 243 с.
13. Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972. - 205 с.
14. Стенин С.В. Аксиологический подход к воспитанию ценностного отношения человека в профессиональной подготовке будущего офицера // Актуальные вопросы гуманитарных и социально-экономических наук: сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. Ч. 2. - Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2018. - С. 239-242.
References
1. Abakumova I.V. Lichnostnyj smysl kak pedagogicheskij faktor i ego ispol'zovanie v uchebnom processe: dis. ... kand. ped. nauk. - Rostov n/D, 1989. - 267 s.
2. Aleksyuk R.A. Osnovnye principy modelirovaniya processa formirovaniya cennostnogo otnosheniya k voennoj sluzhbe u kursantov voennyh vuzov // Molodoj uchenyj. - 2014. - № 5. - S. 463-466.
3. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. - Rostov n/D: Uchitel', 1999. -560 s.
4. Zaharchenko I.A. Didakticheskie osnovy postroeniya sistemy lichnostnogo razvitiya mladshego shkol'nika sredstvami inostrannogo yazyka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Rostov n/D, 1998. - 57 s.
Вестник КГУ 2019
140
5. Kolomijchenko L.V. Social'noe vospitanie detej v kul'turologicheskoj paradigme obrazovaniya. -Perm': Perm. gos. ped. un-t, 2008. - 154 s.
6. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. - M.: Smysl, 2000. - 497 s.
7. Leont'ev D.A. Cennost' kak mezhdisciplinarnoe ponyatie: opyt mnogomernoj konstrukcii // Voprosy filosofii. - 1996. - № 4. - S. 16-21.
8. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M.: Politizdat, 1975. - 304 s.
9. Maksimov N.V Modelirovanie processa formirovaniya cennostnogo otnosheniya k protivodejstviyu ehkstremizmu u kursantov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii // Almamater (Vestnik vysshej shkoly). - 2018. - № 6. - S. 87-92.
10. Novejshij filosofskij slovar' / sost. A.A. Gri-canov. - M.: Izd-vo VM. Skakun, 1998. - 835 c.
11. Plotnikov V.I. Cennostnyj mir cheloveka i ego sud'ba // Dvenadcat' lekcij po filosofii. - Ekaterinburg: Ural. gos. yurid. akad., 1996. - S. 193-224.
12. Savich I.I. Formirovanie cennostnogo otnosheniya kursantov voenno-uchebnyh zavedenij k pedagogicheskoj deyatel'nosti oficera: dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2006. - 243 s.
13. Sokolov EH.V. Kul'tura i lichnost'. - L.: Nauka, 1972. - 205 s.
14. Stenin S.V Aksiologicheskij podhod k vospitaniyu cennostnogo otnosheniya cheloveka v professional'noj podgotovke budushchego oficera // Aktual'nye voprosy gumanitarnyh i social'no-ehkonomicheskih nauk: sb. trudov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2-h ch. CH. 2. - Perm': PVI VNG RF, 2018. - S. 239-242.