О проблеме экологического страхования в России About the problem of ecological insurance in Russia
Трофимова В. Э.
студент 3 курса Юридического факультета Северо-Западного института управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, РФ, Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Trofimova V. E.
3rd year student Department of law
The North-West Institute of Management of the Russian Federation Presidential
Academy of National Economy and Public Administration Russia, Saint Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье автор рассматривает проблема экологического страхования в России. Особое внимание уделено рассмотрению источников правового регулирования данного вида страхования.
Annotation.
In article the author considers the problem of ecological insurance in Russia. Special attention is paid to consideration of sources of legal regulation of this type of insurance.
Ключевые слова: страхование, экологическое страхование, экология, охрана окружающей среды, экологический риск, экологический ущерб.
Key words: insurance, environmental insurance, ecology, environmental protection, environmental risk, environmental damage.
Охрана окружающей среды является одной из наиболее важных задач государства. В Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1]. Однако современная практика свидетельствует о том, что охранные меры уголовного и административного права малоэффективны в обеспечении благоприятной окружающей среды. Об этом свидетельствует статистика экологических правонарушений в России: так, например, только в 2015 году их было зарегистрировано 24856 тыс. [17]. Перспективным методом решения проблемы может стать применение гражданско-правового института экологического страхования, которое позволит обеспечить важные интересы граждан, в частности страховую защиту в отношении причинения ущерба окружающей среде.
В отечественной правовой науке изучению вопроса охраны окружающей среды посвящены работы таких исследователей, как С. А. Боголюбов, А. В. Захаров, Д. И. Тисленко, А. В. Бреев, Д. В. Якушев и Ю. Б. Яминева, рассматривающих проблемы экологического терроризма; О. Ю. Греченкова, А. Г. Кибальник, В. П. Коняхин, И. Г. Соломоненко и Е. Н. Трикоз, изучающих вопросы противодействия экоциду; и О. Г. Каратаев, Л. А. Амелин, А. Л. Бажайкин, А. И. Орлов, А. В. Малышенко и В. Н. Федосеев, исследующих в научных трудах проблему экологического страхования.
«Экологическое страхование является одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Использование этого метода позволяет обеспечить не только защиту жизненно важных интересов граждан, но и создает все условия для рационального природопользования», - пишет М. М. Бринчук [8, с. 155]. Как утверждают О. Г. Каратаев и Л. А. Амелин, в этом проявляется взаимосвязь и экологии, и экономики, поэтому «нуждается в правовом закреплении, регулировании и стимулировании развивающееся экологическое страхование, деятельность по сбору экологических платежей и средств, которые должны расходоваться на природоохранные нужды» [9, с. 141]. Аналогичной точки зрения придерживается и В. И. Баршинов, считающий «правовое закрепление, регулирование и стимулирование экологического страхования -важным направлением современной России» [7, с. 200].
На законодательном уровне институт экологического страхования начал формироваться в России еще в 1990-х годах и до сих пор продолжается этот процесс, но тем не менее все еще отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в этой области.
Понятие «экологическое страхование» закреплено в Постановлении Госстандарта России и трактуется, как «страхование гражданско-правовой ответственности предприятий, организаций, учреждений, физических лиц, чья деятельность представляет опасность для окружающей (природной) среды (объектов), связанную с нанесением ущерба окружающей (природной) среде, а также здоровью граждан, их имуществу в результате неблагоприятных изменений, аварий, техногенных катастроф, обусловленных человеческой деятельностью и проявлением природных явлений» [5]. Соответственно, целью экологического страхования выступает защита имущественных интересов физических и юридических лиц, публичных образований от действия факторов техногенного и природного характера, обладающих свойством экологического риска. Объектом страхования выступает имущественный интерес страхователя, связанный с возмещением вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, причиненного аварийным загрязнением окружающей природной среды. Страхователями являются те предприятия, организации, учреждения, деятельность которых представляет собой источник повышенной опасности для окружающей природной среды, то есть деятельность которых сопряжена с экологическим риском. При этом под экологическим риском понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера [2].
На сегодняшний день в России наличествуют две формы страхования: обязательное и добровольное.
Обязательное экологическое страхование осуществляется в силу закона. Согласно п. 2 ст. 18 Закона «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование, в этом случае страхование проводится за счет бюджетных средств [2]. В настоящее время законодателем предусмотрен негосударственный вариант обязательного страхования. Такое страхование проводится путем включения экологических рисков в перечень страховых рисков,
подлежащих обязательному страхованию определенными категориями предприятий, которые являются источниками повышенной экологической опасности. Перечень опасных производственных объектов закреплен в Законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [3]. К таким предприятиям относятся, например, атомные электростанции и нефтеперерабатывающие предприятия.
Добровольное экологическое страхование регулируется «Типовым положением о порядке добровольного экологического страхования». В соответствии с ним страховщик представляет страховую защиту гражданской ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного и непреднамеренного загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации [4, а 48]. На основе Типового положения страховые организации разрабатывают свои правила добровольного экологического страхования.
Несмотря на законодательное закрепление возможности добровольного экологического страхования, немногие предприятия её реализуют. Именно поэтому все острее встает вопрос о введении обязательного экологического страхования как необходимого условия для лицензирования деятельности всех предприятий, хозяйственная или иная деятельность которых может нанести ущерб окружающей среде, а не только опасных производственных объектов. Подобная тенденция в развитии законодательства прослеживается в государствах - участниках СНГ. 3 декабря 2009 года Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ принят Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде» [6]. В 2002 году в Республике Азербайджан был принят «Закон об обязательном экологическом страховании»; в 2005 году в Республике Казахстан принят закон «Об обязательном экологическом страховании»; с 2013 года обязательное экологическое страхование осуществляется и в Туркменистане.
В России еще в 1996 году в Государственную Думу был внесен проект закона «Об обязательном экологическом страховании», а через год он был отклонен [14], как верно подмечает А. В. Малышенко: «Из-за недостаточного лоббирования интересов страховых организаций» [10, а16]. Как известно, представители бизнеса сдержанно относятся к подобным предложениям, считая неразумным переводить страхование всех экологических рисков из добровольного в обязательное, аргументируя это тем, что правонарушитель должен сам компенсировать вред, причиненный окружающей среде [16].
Возможной причиной недовольства российских предприятий при введении обязательного экострахования также может стать большая величина страховых премий. Однако большой выбор страховых программ и полисов, предоставляющих покрытие экологических рисков, вскоре поможет решить эту проблему: доступность экологического страхования будет повышаться, а размер страховых премий понижаться.
Другой трудностью может стать крупный размер и многообразие видов экологического ущерба. Ущерб, причиненный аварией на экологически опасном производстве (например, разлив нефти), составляет внушительную денежную сумму, что приносит убытки страховым организациям, делая экологическое страхование непривлекательным для них. Однако, в общем, в исковой практике, средний объем предъявляемых на возмещение исков и претензий в области природопользования и охраны окружающей среды вряд ли может повлиять на финансовую устойчивость страховых организаций, и они смогут осуществить их покрытие. Вместе с тем, конечно, необходимо создание специальной системы обеспечения финансовой устойчивости проведения страховых операций по этому виду страхования [17].
Что же касается многообразия видов экологического ущерба, то возникает неопределенность в самом его понятии, которое легально не определено. Экологический ущерб часто связан с упущением выгоды, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Некоторые правоведы относят упущенную выгоду не к экологическому, а к экономическому ущербу. Так, например, В. В. Петров считает, что экологический ущерб (вред) - негативные изменения состояния окружающей среды, выразившиеся в её загрязнении, истощении ее ресурсов, разрушении экологических систем, нарушении обмена веществ и энергии, гармоничного развития общества и природы [11, с. 17]. А вред экономический, по его мнению, причиняется экономическим интересам природопользователя [12, с. 55]. Он выражается в потерях товарной продукции природы (гибель лесов, предназначенных для вырубки и последующей продажи), порче, утрате сельскохозяйственной продукции, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды. Однако большинство ученых придерживается противоположной точки зрения, считая, что экономический ущерб является составной частью экологического ущерба. Так, по мнению В. В. Фесенко и М. В. Видрученко, экологический ущерб - «экономические и исчисляемые в денежном выражении внеэкономические потери общества, которых можно было бы избежать при оптимальном (условно идеальном) состоянии природной среды, выводимой из него техногенными воздействиями» [13, с. 122]. Таким образом, экологический ущерб неразрывно связан с причинением экономического вреда, и, следовательно, при наступлении страхового случая экономический ущерб в виде затрат, необходимых для ликвидации последствий негативного воздействия, затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, а также в виде упущенной выгоды (неполученных доходов) подлежит возмещению.
Таким образом, можно прийти к выводу, что экологическое страхование не является панацеей в решении проблем природопользования. Это лишь один из способов, с помощью которого можно предпринять определенные действия для охраны окружающей среды, но очень велико его значение для России, где расположены крупнейшие промышленные объекты, которые и потенциально, и реально представляют экологическую угрозу.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». - 2009. - № 4. - ст. 445.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // «Собрание законодательства РФ». - 2002. - № 2. - ст. 133.
3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»// Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 30. - ст. 3588.
4. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации (утв. Минприроды РФ 03.12.1992 N 04-04/72-6132, Российской государственной страховой компанией 20.11.1992 N 22) // Закон. - 1993. - № 3.
5. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Термины и определения (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.07.2003 N 235-ст) (ред. от 30.11.2010) / М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.
6. Модельный закон об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде (Принят в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009 Постановлением 33-10 на 33-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. -2010. - N 46. - С. 108-140.
7. Баршинов В. И. Проблемы правового регулирования стимулирования экологического страхования // Актуальные проблемы российского права. - 2008. - № 3. - С. 200-206.
8. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник. - 4-е изд. - М.: Эксмо, 2010. - 520 с.
9. Каратаев О. Г., Амелин Л. А. Экологическое страхование в Российской Федерации: правовые аспекты // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. -2011. - № 3 (11). - С. 141-145.
10. Малышенко А. В. Правовое регулирование экологического страхования в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2004. - 164 с.
11. Петров В. В. Три формы возмещения вреда // Государство и право. 1994. - № 10. - С. 17-20.
12. Петров В. В. Экологическое право России: учеб. для вузов. - М.: БЕК, 2010. - 557 с.
13. Фесенко В. В., Видрученко М. В. Экономика природопользования: учеб.-метод. пособие. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 148 с.
14. Об обязательном экологическом страховании: законопроект № 96700535-2. Режим доступа: http://asorzd2.duma.gov.ru/main.nsf./(SpravkaNewA)?OpenAgent=96700535-2 (дата обращения: 19.03.2017).
15. Парламентская газета Режим доступа: http://www.pnp.ru/press/90492/ (дата обращения: 19.03.2017).
16. Парламентская газета. Режим доступа: https://www.pnp.ru/comment/detail/21293 (дата обращения: 19.03.2017).
17. Центральная База Статистических Данных. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi (дата обращения: 19.03.2017).