УДК 94(470)
ББК 63.3 (2Рос=Чеч)
О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РСФСР «О РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ» В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
С. С. Цуцулаева, А. Д. Осмаев
Демократическая власть России в начале 90-х гг. ХХ столетия продемонстрировала стремление добиваться реальных гарантий обеспечения в стране законности, прав и свобод человека и гражданина. Особое внимание уделяется проблемам восстановления в правах жертв политических репрессий. Данные вопросы регулируются рядом законодательных актов Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации. Государство обязалось принять соответствующие законодательные меры для восстановления нарушенных прав всех репрессированных народов и граждан. Так, Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечения их прав» [...] стала основой Закона «О реабилитации репрессированных народов», принятого 26 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР [...]. Некогда оклеветанные, униженные и подвергшиеся геноциду народы восприняли их как государственные акты бесспорно исключительной важности и поверили в возможность практической их реализации, а тем самым и безоговорочного возвращения народам их доброго имени и восстановления попранной справедливости и законности. Тем более, что постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О реабилитации репрессированных народов“» [1991] обязывало Совет Министров РСФСР организовать до конца 1991 г. практическое восстановление законных прав каждого репрессированного народа и принять на сей счет соответствующие акты.
Лейтмотивом данного Закона стала статья 1, которая гласит: «Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов» [Закон «О реабилитации репрессированных народов»].
Закон определил три основных направления реабилитации: социальную, территориальную и культурную.
18 октября 1991 г. принят Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» [1991]. В Законе впервые была не только дана правовая и нравственная оценка государственного террора против собственного народа, но и подчеркнута необходимость ликвидации его последствий. Во исполнение этого Закона принятыми постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены положения:
- о порядке выплаты денежной компенсации реабилитированным за время их пребывания в местах лишения свободы (16 марта 1992 г., № 160);
- о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (13 мая 1994 г., № 419);
- о погребении реабилитированных лиц в случае их смерти за счет государства (1 июня 1994 г., № 616);
- о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации (12 августа 1994 г., № 926).
Если государство, реализовывая Закон «О реабилитации репрессированных народов», принимало или осуществляло неотложные меры по государственной поддержке социально-экономического развития репрессированных народов (карачаевцев, калмыков, ингушей, балкарцев и ряда других), то чеченцы были всего этого лишены в силу известных причин.
Сегодня, спустя более 20 лет, приходит-
ся с горечью констатировать, что применительно к Чеченской Республике ни один из этих законов в должной мере не был реализован. Только с конца 2005 г. началось подлинное возрождение, восстановление Чеченской Республики после окончания военных действий.
К сожалению, и нынешняя ситуация по исполнению этих законов в Чеченской Республике остается в режиме стагнации. Для депортированных 23 февраля 1944 г. чеченцев не осуществлены выплаты единовременных денежных пособий. Нет сомнения в том, что предполагаемая сумма выплаты, исчисляемая 10 тыс. рублей, не может быть приемлемой.
На территории Чеченской Республики до сих пор не в полной мере исполняется Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1994 г. (№ 616) «О погребении реабилитированных лиц в случае их смерти за счет государства» [1994], так как многие не знают ни о существовании такого документа, ни о том, кто выделяет эти средства и где их получить. Между тем, ежегодно в бюджетах администраций городов и районов должны быть предусмотрены средства на погребение реабилитированных лиц. Так, во исполнение данного постановления из республиканского бюджета было выплачено денежных средств на погребение в сумме 2 млн рублей из расчета 1 000 рублей на одного умершего [Вахаев 2006: 49].
Важную роль в исполнении Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», в частности, возмещения материального и морального ущерба репрессированным и их наследникам призваны играть комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Комиссия как консультативный орган при Президенте России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по реализации Закона, изучает, анализирует и дает оценку масштабов и механизмов репрессий, подготавливает и представляет соответствующие материалы и предложения по вопросам реабилитации Президенту России, а также информирует общественность о масштабах и характере репрессий.
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Чеченской Республике, созданы и действуют комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических
репрессий, образованные при органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Конечно, на территории Чеченской Республики такая комиссия создана и начала работать с большим опозданием по сравнению с комиссиями, созданными на территории других субъектов Российской Федерации. Лишь 5 апреля 2004 г. Президентом Чеченской Республики А. А. Кадыровым был подписан Указ «О создании комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Президенте Чеченской Республики» (№ 55) [Вахаев 2006: 49]. Согласно данному Указу, во всех районах и городах республики созданы районные (городские) комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. В центре внимания данных комиссий — решение проблем, связанных с возвратом или возмещением стоимости имущества, утраченного в результате политических репрессий, с предоставлением льгот реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий гражданам.
Однако Федеральным законом от 24 августа 2004 г. (№ 122-ФЗ) внесены значительные изменения в Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Сегодняшнее экономическое положение Российской Федерации во много раз лучше, чем в 1991 г., но российские власти сочли необходимым фактически отменить компенсации жертвам репрессий. Так, в соответствии со статьей 16 вышеназванного Закона, предусматривавшей все льготы, реабилитированные лица и лица, призванные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки, согласно законам субъектов Российской Федерации. Теперь выплаты компенсаций возложены на региональные бюджеты, в которых в отличие от федерального никакого профицита, как правило, не наблюдается. Мало того, что в большинстве регионов оказались урезаны и без того сугубо символические выплаты и льготы, власти посчитали нужным упразднить в Законе и упоминание о моральном вреде.
Во исполнение указанных изменений Министерством труда и социального развития Чеченской Республики проведена работа по формированию региональной нормативно-правовой базы. Так, было принято Постановление Правительства Чеченской
Республики «Об установлении величины ежемесячной денежной компенсации взамен натуральных льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, по Чеченской Республике» от 15 марта 2005 г. (№ 17), согласно которому была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 800 рублей [Постановление... 2005а]. Однако данное Постановление не получило финансовой поддержки со стороны Правительства Российской Федерации.
Новым Постановлением Правительства Чеченской Республики «Об установлении величины ежемесячной денежной компенсации взамен натуральных льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, по Чеченской Республике» от 26 августа 2005 г. (№ 96) размер ежемесячной выплаты был снижен до 200 рублей [Поста-новлени... 2005б].
По данным Министерства труда и социального развития Чеченской Республики, в течение 2005 г. реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, согласно Постановлению Правительства Чеченской Республики от 15 ноября 2005 г. (№ 135) «О порядке осуществления в Чеченской Республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий», были произведены ежемесячные денежные выплаты на общую сумму 222 228 рублей [Вахаев 2006: 50]. Сегодня вновь рассматривается вопрос об увеличении размера ежемесячной денежной выплаты до 400 рублей и сохранении льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, Постановлениями Правительства Чеченской Республики от 5 июля 2005 г. (№ 69) «О порядке обеспечения льготными проездными билетами отдельных категорий граждан Чеченской Республики» от 15 ноября 2005 г. (№ 134), «О порядке обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте отдельных категорий граждан Чеченской Республики» для этих категорий граждан предусмотрен льготный проезд на городском и пригородном автомобильном, а также на пригородном железнодорожном транспорте. По данным Министерства труда Чеченской Республики, в течение 5 месяцев 2005 г. своим правом на льгот-
ный проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте воспользовался 831 реабилитированный гражданин Чеченской Республики.
В настоящее время в Чеченской Республике наиболее актуальным является вопрос о реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» в части выплат компенсаций за потерю жилья и имущества. В течение 2005 г. Комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Президенте Чеченской Республики утверждены списки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих право на получение компенсации за потерю жилья и имущества в результате депортации чеченского народа. Так, на пяти заседаниях Комиссий утверждены списки на 20 837 человек. Выплаты по данным лицам уже производятся [Вахаев 2006: 50-51].
Установленные размеры выплат денежной компенсации ничтожно малы. Согласно статьи 16 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», размер возмещения стоимости имущества не должен превышать 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. Размер этой выплаты не идет ни в какое сравнение с фактическими потерями чеченского народа — социальноэкономическими потерями, человеческими жертвами народа вследствие его депортации в 1944 г. Профессор М. М. Магомадов считает, что экономические потери проявились в следующем:
1) в нарушении привычного ритма воспроизводства материальных благ (после выселения в бывшей Чечено-Ингушской Республике падение производства составило более 70 %, ВАХ — 80 %, а в отдельных районах производство вообще прекратилось);
2) в потере материальных ценностей народа при депортации, накопленных многими поколениями до депортации и уже во время жизни в местах ссылки;
3) в затратах, потраченных на возвращение из мест выселения в родные места (например, затраты на переезд семьи из шести человек составляли примерно 85-90 тыс. рублей — в сегодняшних ценах);
4) в покупке новых или собственных домов, оставленных при выселении, причем по ценам, многократно превышавшим их действительную стоимость;
5) в этнически и исторически несправедливом
отторжении части территории республики (из-за этих территорий до сих пор происходят межнациональные конфликты, включая и вооруженные, жертвами которых являются тысячи людей [Магомадов 2006: 67-69].
Конечно, это только часть потерь, которые понес чеченский народ, как и все репрессированные народы, во время Великой Отечественной войны. Экономические и духовные потери депортированных народов, в том числе и чеченского народа, должны быть возмещены полностью. Закон «О реабилитации репрессированных народов» должен быть выполнен в полном объеме.
Здесь уместно отметить, что в августе 1988 г. Конгрессом США был принят Закон, согласно которому, американцы японского происхождения, заключенные в лагеря после объявления войны Японией Америке, получили вознаграждение по 20 тыс. долларов на человека. Сам факт заключения в лагеря этих людей бывший президент США Р. Рейган назвал «великой трагедией». Конечно, никакого сравнения не может быть между трагедией чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и калмыков и временными лишениями свободы и общения с внешним миром американских японцев. Американские японцы давно получили свои компенсации, и закон, принятый конгрессом, выполнен.
Также уместно отметить, что получает компенсации и Россия от Германии для выплаты узникам Второй мировой войны. Что касается закона «О реабилитации репрессированных народов», то он совершенно не реализован в Чеченской Республике, хотя масштабы потерь чеченского народа в этой трагедии очень велики. Здесь, для сравнения, уместно привести Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и развития», подписанный Б. Н. Ельциным [1993]. Указ был построен на поручениях Правительству РФ. В этом Указе был один пункт, заслуживающий внимания репрессированных народов: до
1 июля 1994 г. рассмотреть вопрос о возможности снижения пенсионного возраста лицам из числа репрессированных народов. Но данный вопрос даже не рассматривался, хотя он настоятельно требовал своего решения. Ведь самым молодым чеченцам, родившимся в выселении, уже по 60 лет, не говоря о выселенных.
Проблема становится особенно актуальной и в связи с известными событиями, которые произошли в Чеченской Республике, начиная с середины 90-х гг. ХХ в. Сегодня мы вынуждены констатировать, что, наряду с выплатами компенсаций за потерю имущества в годы депортации чеченского народа, остро встает и вопрос, связанный с выплатами компенсаций за потерю жилья и имущества в ходе последних военных действий на территории Чеченской Республики. По некоторым неподтвержденным данным, составлены списки из 39 тыс. семей или 280 тыс. человек, полностью потерявших жилье. Необходимы выплаты компенсации за потерю имущества и тем, чьи дома разрушены не полностью. Такая работа в республике проводится, хотя и с большими трудностями.
В результате вышеизложенного можно констатировать, что только за последние 3-5 лет в Чеченской Республике начаты и проводятся необходимые правовые мероприятия с целью реализации Закона «О реабилитации репрессированных народов» и Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» [1991]. Для реализации в полном объеме вышеназванных законов в отношении чеченского народа считаем необходимым руководству Чеченской Республики войти с законодательной инициативой о принятии Закона Российской Федерации «О мерах по реабилитации чеченского народа», в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». Этот Закон не только позволяет, но и прямо предусматривает принятие реабилитационных мер, которые, впрочем, ранее были приняты по отношению к другим репрессированным народам страны.
Источники
Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечения их прав» // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «ВерсияПроф». Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991, № 1761-1 // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «ВерсияПроф». Закон «О реабилитации репрессированных народов» от 01.07.93, № 5303-1 // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «ВерсияПроф».
Положение «О порядке выплаты денежной компенсации реабилитированным за время их пребывания в местах лишения свободы» // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «Версия-Проф».
Постановление «О погребении реабилитированных лиц в случае их смерти за счет государства» от 01.06.1994, № 616 // СПС «Консуль-тантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «ВерсияПроф».
Постановление «О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» от 12.08.1994, № 926 // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «Вер-сияПроф».
Постановление «О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий» от 13.05.1994, № 419 // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «ВерсияПроф».
Постановление «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О реабилитации репрессированных народов“» от 26.04.1991 // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «ВерсияПроф».
Постановление Правительства Чеченской Республики «Об установлении величины ежемесячной денежной компенсации взамен натуральных льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими
от политических репрессий, по Чеченской Республике» от 15.03.2005, № 17 // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «ВерсияПроф».
Постановление Правительства Чеченской Республики «Об установлении величины ежемесячной денежной компенсации взамен натуральных льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, по Чеченской Республике» от 26.08.2005, № 96 // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «ВерсияПроф».
Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и развития» от 25.12.1993, № 2290 // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство». Информ. банк «ВерсияПроф».
Литература
Вахаев М. X. Федеральный закон «О реабилитации политических репрессий» — как важный фактор восстановления исторической справедливости // Депортация чеченского народа: последствия и пути его реабилитации. Мат-лы науч.-практ. конф. (18 февраля 2006 г., г. Грозный). Грозный: Грозн. рабочий, 2006. 192 с.
Магомадов М. М. Социально-экономические
последствия депортации чеченского народа // Депортация чеченского народа: последствия и пути его реабилитации. Мат-лы науч.-практ. конф. (18 февраля 2006 г., г. Грозный). Грозный: Грозн. рабочий, 2006. С. 67-73.