Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 13 (2), с. 635-638
УДК 338.43:63(470.341)
О ПРОБЛЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2010 г. Г.А. Шишканова
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет galinashishkanova@yandex.ru
Поступила в редакцию 29.05.2010
Дан анализ основных проблем развития сельскохозяйственного производства в Нижегородской области на базе агропромышленной интеграции. Производство экологически чистых продуктов рассмотрено как благоприятное условие повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, как следствие достижения устойчивого развития сельских территорий.
Ключевые слова: конкурентоспособность, агропромышленная интеграция, экологически чистые продукты, устойчивое развитие, сельская местность.
В сложных экономических условиях ведется постоянный поиск наиболее экономически эффективных способов и методов производства товаров и услуг. Данная проблема как никогда актуальна и для продукции, производимой в сельском хозяйстве. На современном этапе развития рыночных отношений важным является повышение конкурентоспособности товаров. Это может быть достигнуто несколькими способами, среди которых улучшение качества и повышение привлекательности товара. Под конкурентоспособностью продукции следует понимать способность продукции, по сравнению с аналогичными продуктами, по качественным, стоимостным, информационным и сервисным характеристикам быть востребованной рынком. «Конкурентоспособность - это понятие, включающее в себя уровень экономических, технических, эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными фирмами / товарами / на рынке» [3]. По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе — внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.
Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции возможно на основе агропромышленной интеграции. При решении проблем интеграции сельского хозяйства и промышленности остро стоят вопросы о ценообразовании на продукцию. В рыночной экономике диспаритет цен является результатом низкой производительности труда. Цены в сельскохозяйственном производстве, степень индустриализации и прогресса технологий в сельском хозяйстве значительно ниже в сравнении с другими зарубежными странами и российской промышленностью. Важно обратить внимание на то, в каком соотношении находятся индексы цен по этим отраслям. Индекс цен на промышленную продукцию и услуги в целом по Российской Федерации, по некоторым данным, в 5 раз превышает индекс цен на сельскохозяйственную продукцию. Доля сельского хозяйства в конечной цене резко упала и составляет от 12 до 40% по отдельным продуктам. Значительная часть дохода, созданная в сельском хозяйстве, реализуется и используется в других отраслях. Считаем данную ситуацию экономически неоправданной. При интеграции предприятий сельскохозяйственной и промышленной отраслей ценовая политика должна изменится. Государству целесообразно выдавать дотации производителям сельскохозяйственной продукции, способствовать изменению прогресса. Промышленные технологии должны быть новыми, автоматизированными, механизация должна достичь мирового уровня. Необходим постоянный поиск моделей, при которых интеграция сель-
скохозяйственных и промышленных предприятий будет взаимовыгодна.
В условиях рынка основной фактор подъема экономики - реальный платежеспособный спрос. С учетом этого необходимо подходить к вопросам формирования ценовой политики и обеспечения доходов аграрного сектора. Размеры дотаций, субсидий должны увязываться с повышением доли сельского хозяйства в конечной цене на продовольствие. Федеральное правительство и органы исполнительной власти регионов должны проводить ценовую и финансово-кредитную политику, направленную на стабилизацию и поэтапное восстановление аграрного производства на новой социальной, организационной и технической базе.
Для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции необходим поиск новых способов и методов производства. Так, например, возможно организовать производство экологически чистых продуктов питания.
В Нижегородской области выделяются территории, где возможно производство экологически чистых продуктов питания, как, например, в юго-восточной зоне. Это обусловлено как природно-климатическими условиями, так и отсутствием промышленных производств, способных негативно повлиять на качество производимой продукции. Рынок экологически чистых продуктов стремительно развивается в Европе и Северной Америке, а в России еще только формируется. В нашем регионе существуют предпосылки для формирования данного вида рынка.
Отсутствие рынка экологически чистых продуктов имеет много причин. Это и отсутствие четких стандартов экопродукции, неготовность производителей к прохождению процедуры сертификации, низкое экологическое сознание россиян, присутствие на прилавках товаров сомнительного происхождения и содержания. Нежелание продуктовых сетей связываться с экологически чистыми продуктами из-за более дорогого хранения и меньшего срока годности, чем у модифицированных продуктов.
Одним из основных необходимых условий формирования рынка экологически чистой продукции является создание единого информационного поля. Недостаточно осведомлены не только потребители, многие производители не имеют точного представления о том, что считать экологически чистом продуктом, как правильно называть этот продукт и каким стандартам должна соответствовать экопродукция.
Для повышения конкуренции продуктов питания в нашем регионе возможно производство в защищенном грунте. Овощи, выращенные в защищенном грунте в общем объеме производства, составляют на данный момент 5-6% от производства овощей. Нижегородское тепличное производство в настоящее время дает около 7,5 тыс. тонн овощей в год, притом что потенциальная емкость рынка тепличной овощной продукции, по некоторым данным, оценивается на уровне 173 тыс. тонн в год. Необходимо учесть, что в Нижегородской области доля импортной продукции на рынке свежих овощей составляет около 50%, а в зимне-весенний период доходит до 80%.
В сложных финансовых условиях необходима государственная поддержка сельхозпроизводителей. Это содействие целому ряду звеньев, задействованному в процессе производства и реализации продукции. Государство через помощь в получении кредитов на развитие предприятий по производству экологически чистой продукции косвенными методами способствует созданию новых рабочих мест, повышению привлекательности региона, улучшению здоровья граждан. Реализовывать продукцию возможно посредством передвижных магазинов, оборудованных автомобилей марки «Газель» производства ЗАО группы «ГАЗ», что также способствует реализации автомобилей, произведенных на территории Нижегородской области. Поддержка областных органов власти позволит сельскохозяйственным предприятиям снизить издержки производства и сбыта и продавать продукцию по ценам, обеспечивающим рентабельную работу.
Региональным властям необходимо создать программы комплексной, а не точечной помощи сельхозпроизводителям.
Для снижения издержек производства возможно использование следующих технологий: малообъемная технология выращивания овощных культур с капельным поливом, светокультура, разделение контуров обогрева теплиц, переход на ночное досвечивание, использование современных светоприборов.
В ряде регионов РФ государственная поддержка уже осуществляется, так, программы «Покупай Пермское», «Покупай Нижегородское» дали положительные результаты, несмотря на критику ФАС.
Считаем необходимым поддержку производства местных экологически чистых продуктов питания. Это не дань моде в системе питания, а обеспечение качественными продуктами
питания с максимальными полезными свойствами.
Производство и реализация экопродукции окажет положительное влияние на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе в Нижегородской области. Устойчивое развитие территорий является одним из основных условий социально стабильного, демократически развитого российского общества. Численность жителей сельской местности РФ составляет около 30% общей численности страны. Следовательно, государство обязано уделять существенное внимание устойчивому развитию сельских территорий. Это должно стать одним из приоритетных направлений развития государства.
Развитие сельских территорий невозможно без развития сельского хозяйства и социальной инфраструктуры села. Для обеспечения устойчивости развития сельских территорий и в целях комплексного подхода к решению данной проблемы необходимы согласованные действия соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти, сельских администраций, общественных и коммерческих организаций, представителей бизнеса и населения на местах. Следует признать, что решить данную проблему одновременно на всей территории Российской Федерации невозможно. В долгосрочной перспективе государственная поддержка субъектов Российской Федерации при реализации программ развития сельских территорий должна быть дифференцированной. Возможно выделить две основные группы. Первая - это территории с наиболее благоприятными природно-климатическими и экономическими условиями для восстановления и наращивания сельскохозяйственного производства. Вторая - это наиболее депрессивные территории (регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока). На первых этапах необходимо уделить внимание развитию первой группы.
Необходимо учитывать, что вся хозяйственная деятельность на сельских территориях должна осуществляться в пределах емкости экосистем с использованием возобновляемых ресурсов и рациональным использованием невозобновляемых ресурсов с отказом от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно ясны.
Особое внимание необходимо уделить массовому использованию энерго- и ресурсосберегающих технологий, развитию экологического земледелия, улучшению поддержки производ-
ства и сбыта продукции, защите местных торговых марок.
Первоочередной задачей является совершенствование социальной защиты сельского населения - развитие сети учреждений социального обслуживания населения и совершенствование качества социальных услуг. Необходимо определение направлений совершенствования качества услуг на селе и механизмов их реализации, в том числе на основе межведомственных соглашений.
При этом могут быть предложены следующие направления совершенствования услуг для граждан, проживающих в сельской местности:
- здравоохранение - повышение доступности и качества первичной медико-социальной помощи путем содействия развитию и укреплению сети лечебно-профилактических учреждений в сельской местности, обеспечению средствами транспорта и связи для экстренных и неотложных вызовов, обеспечение передвижными мобильными лабораториями, развитию института врача общей практики, созданию условий для закрепления в сельской местности выпускников высших и средних специальных образовательных учреждений;
- образование - повышение доступности качественного образования на селе, реструктуризация сельских школ, развитие информационных технологий, включая доступ в Интернет;
- телекоммуникационные сети и почта -обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами;
- служба консультаций - доступ сельского населения к консультациям по техникотехнологическим, организационно-экономическим, юридическим и другим вопросам.
В целом решение проблемы устойчивого развития сельских территорий - долгосрочная задача, достижение которой может быть осуществлено поэтапно.
Список литературы
1. Андрианов М.Н. Сущность понятия «конкурентоспособность» в условиях государственного регулирования // Материалы Пятой Международной научно-практической конференции «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект». Н. Новгород, 2005.
2. Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. М.: Юнити, 2008.
3. Воробьев Е.В. Хлеб-да-соль. Стратегический анализ конкурентоспособности продукции // Российское предпринимательство. 2008. № 2.
ON THE PROBLEMS OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION
G.A. Shishkanova
The author presents an analysis of the major problems of agricultural production development in the Nizhni Novgorod region on the basis of agro-industrial integration. Production of ecologically clean products is considered as a favorable condition for increasing the competitiveness of agricultural products, and, as a consequence, of sustainable rural development.
Keywords: competitiveness, agro-industrial integration, ecologically clean products, sustainable development, rural area.