Научная статья на тему 'О проблемах преподавания физической культуры для студентов технических и творческих специальностей'

О проблемах преподавания физической культуры для студентов технических и творческих специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / СТУДЕНТЫ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ДИЗАЙНЕРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стогова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются проблемы ценностного отношения к физической культуре и низкой мотивации студентов нефизкультурных вузов к занятиям физической культурой. Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов предусматривает качественное изменение в преподавании предмета «Физическая культура». В результате исследования определены различия в мотивации к занятиям физической культурой у студентов инженерно-технических и дизайнерских специальностей. Выявлен низкий уровень теоретической подготовленности студентов первого курса, что свидетельствует о «пробелах» в преподавании на предшествующем этапе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стогова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of level of readiness of students to occupations by physical culture as the necessary condition of successful development of the program

The article analyzes the problems of the valuable relation to the physical education and low motivation of students of non-sports higher education institutions to occupations by physical education. Introduction of the new Federal state educational standards provides high-quality change in subject "Physical education" teaching. As a result of research the distinctions in motivation to occupations by physical education at students of technical and design specialties have been defined. Low level of theoretical readiness of first-year students that testifies to "gaps" in teaching at previous stage of education has been revealed.

Текст научной работы на тему «О проблемах преподавания физической культуры для студентов технических и творческих специальностей»

women's sport”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 158-162.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.02.2014.

УДК 796.011

О ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Елена Анатольевна Стогова, доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы ценностного отношения к физической культуре и низкой мотивации студентов нефизкультурных вузов к занятиям физической культурой. Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов предусматривает качественное изменение в преподавании предмета «Физическая культура». В результате исследования определены различия в мотивации к занятиям физической культурой у студентов инженерно-технических и дизайнерских специальностей. Выявлен низкий уровень теоретической подготовленности студентов первого курса, что свидетельствует о «пробелах» в преподавании на предшествующем этапе образования.

Ключевые слова: мотивация к занятиям физической культурой, студенты инженернотехнических и дизайнерских специальностей, уровень теоретической подготовленности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p155-159

STUDYING OF LEVEL OF READINESS OF STUDENTS TO OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE AS THE NECESSARY CONDITION OF SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF THE PROGRAM

Elena Anatolievna Stogona, the senior lecturer,

St. Petersburg State of Technology and Design

Annotation

The article analyzes the problems of the valuable relation to the physical education and low motivation of students of non-sports higher education institutions to occupations by physical education. Introduction of the new Federal state educational standards provides high-quality change in subject "Physical education" teaching. As a result of research the distinctions in motivation to occupations by physical education at students of technical and design specialties have been defined. Low level of theoretical readiness of first-year students that testifies to "gaps" in teaching at previous stage of education has been revealed.

Keywords: motivation to the occupations by physical education, students of technical and design specialties, level of theoretical readiness.

Среди многочисленных научных публикаций, в течение ряда лет остается проблема приобщения студентов к здоровому образу жизни путем осмысления ее роли в жизни человека как части культуры, формирования положительного ценностного отношения к физической культуре, приверженности молодых людей к активным занятиям физической культурой [1, 3-5]. Причем, важна активность не только на учебных занятиях, предусмотренных программой «Физическая культура», но и при самостоятельном использовании средств физической культуры в повседневной жизни.

Важным побудительным мотивом исследования состояния этой проблемы в отечественном образовании является также и то, что поступившие в нефизкультурный ВУЗ студенты не имеют достаточной мотивации к занятиям физической культурой, многие из них с трудом осваивают учебную программу. Как отмечают А.Н. Тамбовский и Р.Г. Бар-духарян, сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и позитивный

эффект возникают там, где студенты осмысливают, с какой целью им нужно двигаться, какого уровня в этом им необходимо достичь и полезно ли это в будущем [6].

Осмысленное отношение к учебному предмету «Физическая культура» предполагает самопознание как выявление резервов организма и психики, способности успешно решать мотивационно обусловленные задачи.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения по дисциплине «Физическая культура» предусматривает приобретение студентами компетенций самостоятельного и грамотного использования средств физического развития и саморазвития, повышая уровень своей готовности к физическим и психологическим нагрузкам разного характера. Эти компетенции позволят молодому человеку успешно самореализоваться в социальной и профессиональной деятельности [2].

Анализ материалов научно-практических конференций посвященных проблемам преподавания физической культуры в вузе выявил, что большинство публикаций по проблемам недостаточной мотивации студентов к занятиям физической культурой отмечают их эффективность при индивидуализации содержания и форм занятий. Этим повышается интерес к учебному предмету в целом. Однако ввести в сферу интересов студентов нефизкультурных вузов физическое самосовершенствование является сложной, во многом методологической задачей преподавателей этого предмета и требует от них разработки условий формирования мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями. Физическая культура чаще рассматривается только как двигательный компонент и не предполагает развитие познавательных способностей учащихся и их самореализацию.

Решение образовательных и оздоровительных задач на занятиях физической культурой в ВУЗе осуществляется комплексно. В этом контексте, учебный предмет «Физическая культура» предполагает обучение, как практическим навыкам, так и теоретическому знанию. Это актуально, так как, не имея теоретических знаний, сформированных на предыдущем этапе образования, первокурснику невозможно в полной мере освоить компетенции, предписываемые стандартом высшего профессионального образования. Причем, знания по предмету «Физическая культура» являются во многом междисциплинарными, общекультурными, хотя «предметная» специфика является определяющей.

На первом этапе нашего исследования были проанализированы данные уровня здоровья, функциональной подготовленности, степени вовлеченности в спортивнооздоровительную деятельность, второй этап включал оценку личностной мотивации к занятиям физической культурой и оценку уровня знаний по теории и методике физической культуры.

Особенность обучения в университете заключается в том, что половина контингента обучается на инженерно-технических, экономических и других специальностях, не требующих дополнительного художественного образования, вторая часть это творческие специальности - дизайнеры по различным направлениям подготовки. Вторая категория студентов параллельно с обучением в общеобразовательной школе получала творческие навыки в художественной школе. Поэтому в силу специфики данной категории студентов часть предметов, не входящих в сферу их интересов дается им с трудом. В том числе они испытывают некоторые трудности при освоении дисциплины «Физическая культура».

Во втором этапе исследования приняло участие 135 студентов 1 курса Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна. Для оценки мотивации к занятиям физической культурой была использована анкета Сонькина В. Д., Бузруких М.М.

Исследования, направленные на выяснение рейтинга мотивов к занятиям физической культурой у студентов университета технологии и дизайна показали, что при тестировании с программированными ответами приоритеты распределены по-разному у учащихся с профессиональной ориентацией на инженерно-технические специальности и на

художественное конструирование, дизайнерские специальности.

Так, будущие технологи, инженеры, управленцы, экономисты относятся к занятиям физической культурой более позитивно, лучше физически подготовлены в целом. Будущие мастера творческих профессий достаточно часто игнорируют учебный предмет «Физическая культура», относятся к нему несерьезно, считают необязательным для будущей успешности в профессии и жизни.

Полученные данные показывают, что в силу возраста студенты первого курса независимо от будущей специальности одинаково отмечают «удовольствие от движений» (79% и 72%). Однако, является ли этот мотив значимым в достижении успешности учебной деятельности, необходимо исследовать, так как он не обязательно формирует заинтересованность в собственно занятиях по предмету «Физическая культура».

Студенты технических специальностей указывают на значимость факторов «соперничество» (44%) и «доминирование» (51%) в физическом самовыражении. Будущие дизайнеры относят эти проявления только к художественной сфере, а не к физической культуре специалиста: «соперничество» отметили 16%, «доминирование» 29%, дух спортивного соревнования не свойственен этой категории студентов.

Физическую культуру как «возможность для общения» отмечают 60% студентов технических специальностей и лишь 38% студентов творческих специальностей, что указывает на большую индивидуальную обособленность.

Привлекательность «двигательной активности» у студентов технических специальностей отмечена 62% студентами, а творческих специальностей - 38%.

При этом ценность «приобретения практических навыков» также стала показателем разного отношения к физической культуре у студентов разных специальностей: 39% будущих инженеров отметили значимость этого опыта, лишь 19% студентов дизайнеров признали значимость приобретения двигательных навыков. Это свидетельствует о том, что удовольствие от движений для разных групп студентов наполнено разным смыслом -одни в двигательной активности отрабатывают эффективные приемы целесообразных движений, а другие, получая позитивные впечатления от движений, не озабочены этим.

«Самосохранение здоровья» является ценностью для 61% будущих инженеров и 48% дизайнеров. Это свидетельствует о понимании ценности здоровья в целом. Стремление к «самосовершенствованию» выявлено у 61% инженеров и лишь 35% дизайнеров.

В рамках этого же этапа исследования было проведено тестирование уровня теоретических знаний. Оценка уровня знаний по теории и методике физической культуры проводилась по опроснику, который включал 50 вопросов, раскрывающих основные разделы учебной программы предмета «Физическая культура»:

1. Общие исходные понятия, используемые в сфере физической культуры;

2. Вопросы по частным проблемам теории и методики воспитания физических качеств, обучения двигательным действиям, регламентации нагрузки при занятиях физическими упражнениями;

3. Вопросы, посвященные объяснению значения систематичности и грамотной организации самостоятельных занятий, соблюдения режима дня, средств и методов укрепления здоровья [7].

В исследовании приняло участие 317 студентов инженерно-технических специальностей, экономистов, социологов и дизайнеров.

Результаты тестирования обрабатывались путем прямого подсчета баллов - за каждый правильный ответ студенту начислялся 1 балл. В результате тестирования были получены следующие данные: в диапазоне 0^10 баллов оказались ответы у 4,1% респондентов, 11^20 баллов, поставленных за правильные ответы, получили 73,2% студентов, 21^30 баллов - 17,1%, 31^40 баллов - 0,6^%. 41^50 баллов - 0,6 %.

Необходимо отметить, что лишь 5% студентов правильно ответили на 50% вопросов, т.е. набрали 25 и более баллов.

Анализ исследования показал, что результаты тестов по теории физической культуры и спорта очень низкие и можно констатировать, что на предыдущем этапе образования (школа и СПО) отсутствует достаточный уровень знаний по теории и методике физической культуры. Это предопределяет педагогическую задачу - повышение уровня теоретических знаний.

Содержание конкретного занятия определяет программа учебного предмета и, в то же время, оно должно соответствовать учебным возможностям и предыдущей подготовке студентов. Разный уровень подготовленности первокурсников в области физической культуры и степень мотивации предопределяет трудности в освоении программы. Поэтому важно на первом курсе ВУЗа методически обеспечить доступность содержания учебного материала для каждого студента.

Решение этой проблемы в ВУЗе связано с поиском педагогических условий совершенствования курса теоретической подготовки в области физической культуры. Необходимо наряду с оценкой двигательных качеств и функциональной подготовленности ввести систематическую оценку уровня знаний по предмету. Необходимо сформировать оценочные средства, которые позволят в течение всего периода обучения оперативно оценивать уровень знаний по конкретному разделу. Это позволит повысить эффективность учебного процесса - более активно формировать мотивацию к занятиям физической культурой и, соответственно, положительное отношение к физической культуре, а также создавать установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, развивать потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Теоретические знания в качестве содержания самостоятельного занятия по теории физкультуры не вполне осмысливаются учащимися. Важно так выстраивать занятия по физической культуре, чтобы у студентов появлялась мотивация для самостоятельного обретения разносторонних знаний, которые ориентируют интересы молодого человека на этот учебный предмет. На наш взгляд одной из возможностей для решения этой задачи является интеграция в процесс практической деятельности студентов компонентов теоретической части программного материала.

Для повышения мотивации к теоретическому изучению основ физической культуры также педагогически целесообразно выстраивать междисциплинарные связи между предметом «Физическая культура» и учебными предметами, связанными с будущей профессией. Для этого, построение содержания теоретических знаний по физической культуре ориентируется, например, на эргономические, конструкторско-типологические, цве-то-композиционные теоретические составляющие подготовки дизайнеров. Так, факторы общего здоровья, состояния сенсорного аппарата, психофизиологические особенности человека влияют на восприятие дизайнерского проекта или продукта дизайнерского творчества. Здоровье дизайнера во многом определяет его выносливость при разработке и реализации проектов, а также влияет на эффективность коммуникации с заказчиком.

В качестве инструмента оптимизации теоретического раздела по предмету «Физическая культура» предлагается использовать активные и интерактивные методы обучения: различные ролевые игры, технологии case study, опережающие способы обучения, приемы развития критического мышления и т.п.

Предварительные исследования показали, что студенты - дизайнеры имеют более низкий уровень здоровья, функциональной подготовленности, более слабые знания по теории, менее сформированную мотивацию к занятиям физической культурой.

Это определяет одну из задач образовательной работы с этим контингентом учащихся - повышение уровня знаний по теории и методике физической культуры и как следствие повышение мотивации их к занятиям.

Предполагается, что использование индивидуально подобранных педагогических траекторий дидактически дополнит существующую традиционную систему, а применяемые технологии обеспечат большую адаптивность образовательной среды к реальным

возможностям первокурсников творческих специальностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахаев, A.B. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре : дис. ... канд. пед. наук / Ахаев А.В. - Барнаул, 1995. - 249 с.

2. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко,

B. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

3. Зиновьев, Н.А. Валеолого-педагогическое сопровождение занятий физической культурой как средство формирования здорового образа жизни у студентов технических вузов / Н.А. Зиновьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 58-62.

4. Карасева, Е.Н. Двигательная активность как фактор эффективности здорового образа жизни студентов / Е.Н. Карасева Е.Н. Чернышева, // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2009. - С. 120-124.

5. Мысина, Г.А. Педагогические условия и средства формирования мотивационноценностного отношения к здоровьесберегающей деятельности / Г.А. Мысина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2010. - № 3 (13). - С. 79-83.

6. Тамбовский, А.Н. К вопросу повышения целевой точности спортсмена / А.Н. Тамбовский, Р.Г. Бархударян // Сб. трудов науч.-исслед. ин-та физ. культуры и спорта. - М., 1999. -

C. 34-38.

7. Чесноков, Н.Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре : учебнометодическое пособие / Н.Н. Чесноков, А.А. Красников. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 85 с. -(Физическая культура и спорт в школе).

REFERENCES

1. Akhayev, A.B. (1995), Formation of the motivational and valuable relation to physical culture: dissertation, Barnaul.

2. Grigoryev, V. I., Davidenko, D. N. and Chistyakov, V.A. (2011), “Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students”, Uchenye zapiski univesiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No.1, pp. 35- 41.

3. Zinovyev, N. A. (2013), “Valeology-pedagogical maintenance of occupations by physical culture as means of formation of healthy lifestyle at students of technical colleges”, Uchenye zapiski univesiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No.5, pp. 58-62.

4. Karaseva, E.N. and Chernysheva, E.N, (2009), “Physical activity as a factor of efficiency healthy lifestyle students”, The III all-Russian scientific-practical conference “Ways to improve the physical training of students in modern conditions", Cheboksary, pp.120-124.

5. Mysina, G.A. (2010), “Pedagogical conditions and means of formation of the motivational and valuable relation to health saving activity”, Messenger of the Moscow city pedagogical university. Pedagogics and Psychology series, Vol. 13, No.3, pp. 79-83.

6. Tambovsky, A.N. and Barkhudaryan, R. G. (1999), “To a question of increase of target accuracy of the athlete”, Collection of works of scientific research institute physical culture and sports, Moscow, pp. 34-38.

7. Chesnokov, H.H and Krasnikov, A.A. (2002), Testing of level of knowledge of physical culture: Educational and methodical grant, publishing house “SportAkademPress”, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.