Научная статья на тему 'О проблемах подготовки научно-педагогических кадров в образовательных организациях МВД России'

О проблемах подготовки научно-педагогических кадров в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
418
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / АДЪЮНКТУРА / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / ДИССЕРТАЦИЯ / ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF / POSTGRADUATE COURSES / DOCTORAL STUDIES / THESIS / DISSERTATION BOARD / TARGET INDICATORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бавсун М. В., Булатов Б. Б., Николаев К. Д., Сидорова И. В.

В статье рассматриваются проблемы и спорные вопросы деятельности в системе подготовки кадров в образовательных организациях МВД России. Подвергается анализу ведомственное нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Авторы поддерживают мнение о том, что целью адъюнктской (аспирантской) подготовки должна быть защита кандидатской диссертации. Отстаивается целесообразность сохранения докторантуры как наиболее важного ресурса для подготовки докторов юридических наук. Исследуются критерии оценки результативности научной деятельности членов диссертационных советов. Выводы и предложения, сформулированные в статье, могут быть использованы при совершенствовании ведомственной нормативно-правовой регламентации подготовки адъюнктов, аспирантов и докторантов, повышении эффективности организации учебного и научного процесса в адъюнктуре и докторантуре, подготовке более качественных диссертационных исследований, при решении вопросов соответствия результативности научной деятельности членов диссертационных советов целевым индикаторам, содержащимся в Плане мероприятий (дорожной карте) по оптимизации сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бавсун М. В., Булатов Б. Б., Николаев К. Д., Сидорова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problems of training of scientific and pedagogical staffin the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The problems and controversial issues concerning the system of staff training in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are discussed in the article. The departmental normative legal regulation in this area is analyzed. The authors support the view that defending the PhD dissertation (candidate dissertation) should be the objective of the postgraduate training. The expediency of maintaining the doctoral studies as the most important resource for training of Doctors of Legal Sciences is substantiated. The criteria for evaluating the effectiveness of scientific activity of members of dissertation councilsare examined. The conclusions and proposals formulated in the article can be used to improve the departmental normative legal regulation of postgraduate and doctoral training, as well as the efficiency of the educational and scientific process at the postgraduate courses and doctoral studies. They can also be used to improve the quality of planning and conducting the dissertation researchand to solve the issues concerning the compliance of the effectiveness of scientific activities of the members of dissertation councils with the target indicators contained in the Action Plan (roadmap) for optimizing the network of the dissertation councils for the defense of dissertations for the degree of Candidate of Science, as well as for the degree of Doctor of Science.

Текст научной работы на тему «О проблемах подготовки научно-педагогических кадров в образовательных организациях МВД России»

БАВСУН М.В., доктор юридических наук, профессор, [email protected] Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск,

BAVSUN M.V.,

Doctor of Legal Sciences, professor,

[email protected]

Omsk Academy

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Komarova St. 7, Omsk, 644092,

ул. Комарова, 7 Russian Federation

БУЛАТОВ Б.Б., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, [email protected] Кафедра уголовного процесса;

Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск, ул. Комарова, 7

НИКОЛАЕВ К.Д., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра уголовного права;

Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск, ул. Комарова, 7

BULATOV B.B.,

Doctor of Legal Sciences, professor,

Honored Lawyer of the Russian Federation,

[email protected]

Chair of criminal procedure;

Omsk Academy

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Komarova St. 7,

Omsk, 644092,

Russian Federation

NIKOLAEV K.D.,

Candidate of Legal Sciences,

associate professor,

[email protected]

Chair of criminal law;

Omsk Academy

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Komarova St. 7, Omsk, 644092,

Russian Federation

СИДОРОВА И.В., кандидат юридических наук, [email protected] Адъюнктура; Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск, ул. Комарова, 7

SIDOROVA I.V.,

Candidate of Legal Sciences,

[email protected]

Postgraduate courses;

Omsk Academy

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Komarova St. 7,

Omsk, 644092,

Russian Federation

О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и спорные вопросы деятельности в системе подготовки кадров в образовательных организациях МВД России. Подвергается анализу ведомственное нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Авторы поддерживают мнение о том, что целью адъюнктской (аспирантской) подготовки должна быть защита кандидатской диссертации. Отстаивается целесообразность сохранения докторантуры как наиболее важного ресурса для подготовки докторов юридических наук. Исследуются критерии оценки результативности научной деятельности членов диссертационных советов. Выводы и предложения, сформулированные в статье, могут быть использованы при совершенствовании ведомственной

нормативно-правовои регламентации подготовки адъюнктов, аспирантов и докторантов, повышении эффективности организации учебного и научного процесса в адъюнктуре и докторантуре, подготовке более качественных диссертационных исследований, при решении вопросов соответствия результативности научной деятельности членов диссертационных советов целевым индикаторам, содержащимся в Плане мероприятий (дорожной карте) по оптимизации сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры; адъюнктура; аспирантура; докторантура; диссертация; диссертационный совет; целевые индикаторы.

ON THE PROBLEMS OF TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Annotation. The problems and controversial issues concerning the system of staff training in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are discussed in the article. The departmental normative legal regulation in this area is analyzed. The authors support the view that defending the PhD dissertation (candidate dissertation) should be the objective of the postgraduate training. The expediency of maintaining the doctoral studies as the most important resource for training of Doctors of Legal Sciences is substantiated. The criteria for evaluating the effectiveness of scientific activity of members of dissertation councilsare examined. The conclusions and proposals formulated in the article can be used to improve the departmental normative legal regulation of postgraduate and doctoral training, as well as the efficiency of the educational and scientific process at the postgraduate courses and doctoral studies. They can also be used to improve the quality of planning and conducting the dissertation researchand to solve the issues concerning the compliance of the effectiveness of scientific activities of the members of dissertation councils with the target indicators contained in the Action Plan (roadmap) for optimizing the network of the dissertation councils for the defense of dissertations for the degree of Candidate of Science, as well as for the degree of Doctor of Science.

Keywords: scientific and pedagogical staff; postgraduate courses; doctoral studies; thesis; dissertation board; target indicators.

Подготовка научно-педагогических кадров в образовательных и научных организациях МВД России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*, Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»** и др.

Особенности данного направления деятельности определяет ведомственное нормативно-правовое регулирование. 24 апреля 2019 г. приказом МВД России N 272

* Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. N 273-ФЭ: ред. от 1 мая 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

** О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23 авг. 1996 г. N 127-ФЗ: ред. от 26 июля 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 35. Ст. 4137; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

«О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» были внесены изменения в Инструкцию по организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 26 сентября 2016 г. N 890, и в приказ МВД России от 18 марта 2013 г. N 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации». Эти изменения касаются вопросов планирования в научных и образовательных организациях МВД России. Утверждена новая редакция Типового положения по приемке результатов научно-исследовательских работ, подготовленных образовательными организациями системы МВД России, ЭКЦ МВД России, Руководства по осуществлению научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 1 апреля 2016 г. N 155). К данному руководству прилагается Типовое положение о группе

экспертов образовательной (научной) организации системы МВД России и форма экспертного заключения.

Перечисленные и другие изменения направлены на дальнейшее совершенствование порядка организации научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации.

Каждый вуз МВД России, в том числе и Омская академия МВД России (далее -академия), занимается воспроизводством научно-педагогических кадров. Их подготовка осуществляется преимущественно через адъюнктуру. Особенностью является то, что в ней обучаются и аспиранты из числа сотрудников правоохранительных органов иностранных государств. Гарантом успешного решения этой задачи является функционирование на базе академии диссертационных советов: Д 203.010.01 по научным специальностям 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право и 12.00.09 - Уголовный процесс; ДС 203.006.01 по научной специальности 12.00.12 - Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность, а также объединенного диссертационного совета, созданного на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Алтайского государственного университета и Омской академии МВД России Д 999.008.03 по научным специальностям 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве, 12.00.02 -Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право и 12.00.14 - Административное право; административный процесс.

Специалистами справедливо отмечается сложность защиты диссертации адъюнктами (аспирантами) образовательных и научно-исследовательских организаций, в которых отсутствуют диссертационные советы [1, с. 20].

Научным сообществом позитивно оценивается концентрация подготовки аспирантов в ведущих вузах страны, что соответствует мировому опыту [2, с. 16]. Следуя этой тенденции, целесообразно, по нашему мнению, поддержать предложение о подготовке кандидатов наук в головных вузах правоохранительной систе-

мы, в том числе МВД России, в которых имеются диссертационные советы [1, с. 11].

Кроме того, в академии издается два рецензируемых журнала: «Психопедагогика в правоохранительных органах» и «Научный вестник Омской академии МВД России», которые входят в перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Минобрнауки России. Таким образом, адъюнкты (аспиранты) имеют возможность защищать диссертации по всем специальностям подготовки научно-педагогических кадров в академии.

До вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» обучение в адъюнктуре относилось к послевузовскому образованию. При переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО) адъюнктура стала третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров.

В настоящее время образовательная деятельность в адъюнктуре академии ведется по программам подготовки научно-педагогических кадров по направлениям подготовки 40.06.01 и 40.07.01 - Юриспруденция, по направленностям (профилям): Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве (научная специальность 12.00.01); Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право (научная специальность 12.00.02); Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (научная специальность 12.00.08); Уголовный процесс (научная специальность 12.00.09); Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность (научная специальность 12.00.12); Административное право, административный процесс (научная специальность 12.00.14) и по направлению подготовки 40.06.01 -Юриспруденция, по направленностям (профилям): Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (научная специальность 12.00.08); Уголовный процесс (научная специальность 12.00.09).

Согласно ФГОС ВО в адъюнктуре увеличился объем обязательных для изучения дисциплин (модулей), появилась необходимость выполнять учебный план с

определенным количеством зачетных единиц в год и т.д.

Обучение в адъюнктуре завершается государственной итоговой аттестацией по программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров. Она проводится в форме государственного экзамена и представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). В 2017 году впервые вручены дипломы об окончании адъюнктуры и присвоена квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» выпускникам адъюнктуры очной формы обучения, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.

Адъюнктура проходит лицензирование на осуществление образовательной деятельности, а также аккредитационную экспертизу по основным образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров. В 2018 году в адъюнктуре проводилась аккредитационная экспертиза по основным образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 40.06.01 - Юриспруденция. Приложение к свидетельству о государственной аккредитации получено.

Следует отметить, что большинство представителей научного сообщества высказывает несогласие со статусом адъюнктуры (аспирантуры) как третьей ступени образования, считая это большой ошибкой. Аспирантура - не обучение, а научная подготовка будущего исследователя [1, с. 18]. Фактически же адъюнкты (аспиранты) ежедневно не менее 4-6 часов проводят в аудитории на обязательных для посещения занятиях. Отсюда дефицит времени для проведения научного исследования, участия в научных форумах, написания статей и текста диссертации, общения с научным руководителем.

А.М. Марголин и Р.М. Мельников отмечают, что принятое в 2013 году решение о придании программам подготовки кадров в аспирантуре статуса программ высшего образования привело к неоднозначным последствиям. Вместе с ними в аспирантуру пришел формализм [3, с. 11, 16].

На сложившуюся ситуацию обращалось внимание Президента Российской Федерации В.В. Путина на встрече с главой Российской академии наук А.М. Сергеевым в январе 2019 года*. Премьер-министр Д.А. Медведев поручил исключить аспирантуру из уровней высшего образования в России: «...аспирантура - это не уровень высшего образования. Об этом неоднократно выступали наши коллеги-ученые, это ошибочная позиция и ее нужно менять»**.

Авторы данной статьи придерживаются радикального подхода к реформированию адъюнктуры (аспирантуры). Суть его состоит в том, что она не должна являться третьим уровнем образования, а ее правовое положение должно регулироваться федеральным законом о науке.

Имеется и иной, более компромиссный вариант, по которому в качестве основной цели программ третьего уровня высшего образования предлагается нормативно определить подготовку и защиту кандидатской диссертации. В любом случае уже сейчас необходимо за счет сокращения обязательного по расписанию учебного процесса и перевода его в рамки экстерната, информационно-дистанционных технологий, а также разработки дополнительного методического обеспечения для самостоятельной работы адъюнктов (аспирантов) разрешить корректировать объем образовательной части адъюнктской (аспирантской) программы, переносить часть нагрузки из блока образовательных дисциплин, модулей в блок научных исследований и практик, расширив в этой части самостоятельность вузов [2, с. 10, 14, 16].

В соответствии с Планом комплектования образовательных организаций системы МВД России кандидатами из числа сотрудников правоохранительных органов иностранных государств в академии проходят обучение аспиранты из Министерства юстиции и внутренних дел Монголии. К сожалению, большинство кандидатов на обучение не имеют достаточной для успешного освоения образовательной программы аспирантуры подготовки по русскому языку

* Рос. газ. 2019. 10 янв.

** Там же. 2019. 20 мая.

и не владеют навыками письменном научной речи на русском языке. В целях совершенствования языковых навыков для аспирантов из Монголии был введен факультатив «Русский язык» объемом 180 часов. На наш взгляд, для поступающих в адъюнктуру иностранных специалистов следует ввести экзамен по русскому языку.

Очень серьезной проблемой является отсутствие официального или какого-либо другого перевода на русский язык кодифицированных законов (УК, УПК Монголии), принятых в результате правовой реформы, проведенной в Монголии в 2017 году. Фактически научным руководителям, рецензентам, оппонентам, профессорско-преподавательскому составу приходится работать в условиях правового вакуума.

Следует акцентировать внимание на том, что в последнее время значительная часть аспирантов не имеет опыта работы по избранной научной специальности, что также осложняет процесс обучения и подготовки диссертации.

Наконец, в литературе справедливо поднимается вопрос о том, что полученная аспирантом квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» не соответствует степени PhD, обычно присуждающейся выпускникам аспирантских программ в университетах зарубежных государств, что снижает мотивацию иностранцев к обучению в российской аспирантуре [2, с. 10]. Было бы интересно перевести обсуждение данного вопроса в практическую плоскость.

Важнейшим институтом для подготовки докторов наук является докторантура. Следует отметить, что действующая законодательная база позволяет образовательным, научно-исследовательским организациям при определенных условиях иметь докторантуры. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» «образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре)». Согласно ч. 2 ст. 4.1 «Подготовка диссертаций на соискание ученой степени канди-

дата наук, ученой степени доктора наук» Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» «диссертация на соискание ученой степени доктора наук научными и педагогическими работниками может быть подготовлена в докторантуре организаций, в которых созданы советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». Аналогичная норма содержится в абз. 3 ст. 2 раздела I «Общие положения» Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842*. В контексте обсуждаемого вопроса следует указать и Положение о докторантуре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267**.

Более того, ст. 6 Положения о порядке оказания Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств гласит: «В пределах ежегодных квот на безвозмездной и льготной основах может осуществляться подготовка научных кадров для министерств обороны и иных ведомств иностранных государств в военной докторантуре военных образовательных организаций»***.

* О порядке присуждения ученых степеней: постановление Правительства Российской Федерации от 24 сент. 2013 г. N 842: ред. от 1 окт. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 40 (ч. III). Ст. 5074; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

** Об утверждении положения о докторантуре: постановление Правительства Российской Федерации от 4 апр. 2014 г. N 267: ред. от 1 окт. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 15. Ст. 1759. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru

*** Об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств: постановление Правительства Российской Федерации от 29 окт. 2015 г. N 1164 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. N 45. Ст. 6254.

В связи с изложенным представляется возможным восстановить институт докторантуры в системе образовательных и научно-исследовательских организаций МВД России при наличии в них советов по защите диссертации.

Успешное функционирование диссертационных советов предполагает их соответствие определенным требованиям [4]. В Плане мероприятий (дорожной карте) по оптимизации сети диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденном Минобрнауки России 23 августа 2016 г.* (далее - дорожная карта), нашли отражение соответствующие целевые индикаторы, согласно которым необходимо достичь установленных показателей результативности научной деятельности членов диссертационных советов. Критерии оценки результативности научной деятельности организаций и членов диссертационных советов утверждены решением Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России от 3 июня 2015 г. N 1пл/1. В соответствии с названным решением для юридических наук устанавливается два критерия: согласно одному из них члену диссертационного совета за пять лет необходимо иметь не менее пяти научных публикаций в журналах, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук; согласно другому - требуется наличие за пять лет не менее одной публикации в изданиях, индексируемых в международных цитатно-аналитиче-ских базах данных Web of Science (WOS) и SCOPUS.

Вместе с тем серьезные трудности в реализации требуемого уровня научной активности членов диссертационных сове-

* План мероприятий (дорожная карта) по оптимизации сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук: утв. Минобрнауки России 23 авг. 2016 г. (с изм. от 25 июня 2018 г.) // Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://arhvak. minobrnauki.gov.ru

тов, созданных на базе учреждений именно системы МВД России, возникают в связи с отсутствием реальной возможности такую активность проявлять. Речь в данном случае идет об отсутствии в образовательных и научных организациях системы МВД России изданий, которые бы входили в базы цитирования WOS или SCOPUS.

В сложившихся условиях неизбежным является вопрос относительно того, как можно обеспечить требуемый уровень научной активности в условиях полного издательского вакуума. Конечно, можно обратиться в журналы, издаваемые на базе других вузов России, или в зарубежные издания.

Однако наиболее перспективным является путь, который направлен на включение журналов, издаваемых в вузах МВД России, в указанные базы цитирования. Следует отметить, что в некоторых учебных организациях работа в этом направлении ведется, и уже не первый год. Это Нижегородская академия МВД России и Московский университет МВД России, а также Омская академия МВД России и др. В частности, журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах» в настоящий момент полностью соответствует такой базе цитирования, как WOS. Однако даже при полном соответствии существующему набору критериев включение в одну из приоритетных международных площадок по размещению публикационной продукции далеко не всегда гарантировано. Для этого также требуется выполнение большого количества так называемых сопутствующих требований, которые предъявляются уже не к самому журналу и издаваемым в нем текстам. Например, обязательным условием включения того или иного журнала в такие базы цитирования, как WOS или SCOPUS, являются: наличие собственного сайта и его соответствие достаточно жесткому набору критериев, которые к нему в таких случаях предъявляются; обязательный предварительный мониторинг журнала (который также осуществляется на финансовой основе); наработанная история издания, которая должна быть подтверждена как минимум несколькими номерами, вышедшими в свет в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются WOS, и т.д.

Следует отметить, что при сохранении заданного вектора в направлении открытости и доступности для западного читателя целесообразно рассмотреть вопрос о возможности размещения российских журналов юридического профиля на других международных площадках, которых на самом деле не так и мало. Речь, в частности, идет о таких базах, как Social Sciences Citation Index, Arts and Humanities Citation Index, EBSCOhost, DOAJ, Ulrich Periodicals Directory, и др.

Полагаем, что применительно к данному аспекту необходимо пойти еще дальше, создавая и развивая собственные международные базы цитирования (по типу РИНЦ), которые имели бы российское, а не англосаксонское происхождение и соответствовали критериальным значениям определения научной активности членов диссертационных советов. Более того, такая работа ведется, а ее реальным воплощением является уже существующая база Russian Science Citation Index (RSCI), которая стала четвертой (наряду с западноевропейской и американской) площадкой после ранее созданных китайской, корейской и латиноамериканской. Уже сегодня подписано соглашение о создании арабского индекса научного цитирования, также имеющего крайне важное региональное значение. На данный момент ведется работа по созданию других региональных баз цитирования, в частности африканской, южноазиатской, и индекса стран АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии). «Есть планы и по развитию RSCI: в будущем база данных объединит лучшие журналы на русском языке на пространстве бывшего СССР. Так, рабочей группой РАН было принято решение о включении в RSCI лучших научных журналов Беларуси, Украины и Молдовы, рассматривается вопрос о журналах Армении и Казахстана»*.

Уверены, что приоритет при определении мерила научной активности современных ученых должны иметь именно такие места размещения научной продукции, в которых она будет пользоваться соответствующим научным спросом. В связи с этим страны СНГ и в целом постсовет-

* См.: О развитии базы данных Russian Science Citation Index (RSCI). URL: https://4science.ru

ское пространство, безусловно, - тот регион, который и ментально, и по своей законодательной базе, и по языку-носителю ближе всего к нам. Работы ученых России и других стран СНГ представляют взаимный научный интерес, а озвученные в них идеи вполне способны получить дальнейшее реальное развитие.

Впрочем, на научную активность членов диссертационных советов могут указывать и другие данные, которые сегодня, к сожалению, не отнесены к мониторинговым показателям, определяющим их эффективность. На данный момент среди таких показателей для юридической специальности нет монографий, истинная ценность которых значительно выше иной публикации, даже нашедшей свое отражение в любой из баз цитирования. Безусловно, и к монографиям должны предъявляться соответствующие требования, которые уже давно разработаны. Это их тираж (не менее 500 экземпляров), рецензируемый характер, объем не менее десяти печатных листов, а также любой другой критерий, который может быть отнесен к числу обязательных для данного вида научного труда. Речь, как представляется, должна идти не только о монографиях, но и о курсах лекций, академических курсах и, возможно, даже учебниках. Последние хотя и не относятся к научной продукции, но по своему уровню нередко вполне подпадают под ее критерии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ проблем подготовки научно-педагогических кадров в образовательных организациях МВД России позволяет сформулировать следующие выводы:

- адъюнктура (аспирантура) не должна являться третьим уровнем образования. Ее цель - подготовка и защита кандидатской диссертации. Возможно увеличение сроков обучения. Написание научной работы является обязательным условием. При отсутствии результата не исключено возмещение затрат на обучение в соответствии с заключенным контрактом;

- кандидаты из числа сотрудников правоохранительных органов иностранных государств, направляемых на обучение, должны иметь достаточную подготовку по русскому языку. Целесообразно ввести экзамен по русскому языку для по-

ступающих в адъюнктуру. Желательно также, чтобы будущие аспиранты имели опыт практической работы по избранной научной специальности;

- действующий закон, нормативно-правовое регулирование позволяет восстановить институт докторантуры для подготовки докторантами диссертации на соискание ученой степени доктора наук в системе МВД России. Данное решение представляется возможным в учебных и научных исследовательских организациях МВД России, в которых имеются диссертационные советы, а в штатном расписании до сих пор не сокращены должности докторантов;

- назрела необходимость провести мероприятия по включению журналов, издаваемых на базе вузов системы МВД России, в рекомендуемые дорожной картой базы цитирования научных данных WOS или SCOPUS, а также в иные международные базы в целях популяризации научной

продукции отечественных ученых и издаваемой ими продукции за рубежом;

- следует рассмотреть вопрос о расширении перечня международных баз цитирования, которые могут быть учтены в качестве критериальных значений, определяющих научную активность членов диссертационных советов. Приоритет при этом должен отдаваться региональным базам, охватывающим постсоветское пространство, а также среднеазиатский регион, в частности, такой базе, как Russian Science Citation Index (RSCI), и др.;

- определять научную активность членов диссертационных советов возможно с помощью альтернативных критериев с обязательным рассмотрением вопроса о включении в их число монографий, курсов лекций, проблемных и академических курсов, возможно, учебников с соответствующей разработкой обязательных критериев, которые должны предъявляться к изданиям подобного рода.

Список литературы

1. Мацкевич И.М., Мацкевич О.В. Особенности подготовки научно-педагогических кадров высшей научной квалификации в образовательных и научно-исследовательских организациях правоохранительной системы // Союз криминалистов и криминологов. 2018. N 1. С. 7-28.

2. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. N 3. С. 9-20.

3. Марголин А.М., Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. N 12. С. 9-19.

4. Критерии оценки деятельности диссертационных советов для трансформации национальной сети аттестации кадров ВНК / И.А. Шишканова, С.И. Пахомов, В.А. Гуртов, И.В. Пение // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 4. С. 208-215.

References

1. Matskevich I.M., Matskevich O.V. Osobennosti podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov vysshey nauchnoy kvalifikatsii v obrazovatel'nyh i nauchno-issledovatel'skih organizatsiyah pravoohranitel'noy sistemy [Features of the preparation of scientific and pedagogical personnel of the highest scientific qualification in educational and scientific research organizations of the law enforcement system]. Soyuz kriminalistov i kriminologov - Union of Criminologists and criminologists, 2018, no. 1, pp. 7-28.

2. Bedniy B.I., Chuprunov E.V. Sovremennaya rossiyskaya aspirantura: aktual'nye napravleniya razvitiya [Modern Russian postgraduate study: current trends of development]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2019, vol. 28, no. 3, pp. 9-20.

3. Margolin A.M., Mel'nikov R.M. Puti povysheniya effektivnosti podgotovki aspirantov [Ways to increase the effectiveness of postgraduate training]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2018, vol. 27, no. 12, pp. 9-19.

4. Shishkanova I.A., Pahomov S.I., Gurtov V.A., Penie I.V. Kriterii otsenki deyatel'nosti dissertatsionnyh sovetov dlya transformatsii natsional'noy seti attestatsii kadrov VNK [Criteria for assessing the activity of dissertation councils for the transformation of the national network of certification of VNK personnel]. Aktual'nye problemy rossiyskogo prava Actual problems of Russian law, 2017, no. 4, pp. 208-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.