Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КИНОИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИПЕЦКОГО КИНОКЛУБА «НОСТАЛЬГИЯ»)'

О ПРОБЛЕМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КИНОИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИПЕЦКОГО КИНОКЛУБА «НОСТАЛЬГИЯ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национально-культурная идентичность / духовно-нравственные ценности / патриотическое воспитание / искусство кино / киноклуб «Ностальгия» / national cultural identity / spiritual and moral values / patriotic education / cinema art / the film club «Nostalgia»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люлюшин Александр Анатольевич, Плеханова Людмила Петровна

В статье рассматриваются воспитательный потенциал киноискусства, проблемы патриотического воспитания современной молодёжи, результаты диагностического опроса обучающихся школ г. Липецка и ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, а также меры, предпринимаемые руководителями липецкого киноклуба «Ностальгия» для решения задач по патриотическому воспитанию средствами киноискусства. Объект исследования – патриотическое воспитание. Предмет исследования – искусство кино как средство патриотического воспитания современной молодёжи. Актуальность исследования состоит в необходимости организации мер по сохранению духовно-нравственных ценностей у современной учащейся молодёжи средствами киноискусства. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ, синтез, эксперимент. Научная новизна исследования заключается в проведении диагностического опроса обучающихся школ г. Липецка и ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского с целью выявления уровня знаний об отечественном кинематографе, а также организации на базе липецкого киноклуба «Ностальгия» ряда мероприятий, направленных на сохранение национально-культурной идентичности и духовно-нравственных ценностей современной молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH BY MEANS OF CINEMATOGRAPHY (ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITY OF THE LIPETSK FILM CLUB «NOSTALGIA»)

The article dwells upon the educational potential of cinematography, the problems of patriotic education of modern youth, and presents the results of a survey held among Lipetsk pupils and P.P. Semenov-Tyan-Shansky State Pedagogical university students. The article also describes the ways used by the team of Lipetsk film club «Nostalgia» leaders to solve the problems of patriotic education by means of cinematography. The object of the research is patriotic education. The subject of the study is cinematography as a means of patriotic education of modern youth. The relevance of the research is revealed by the necessity to seek for the ways to preserve spiritual and moral values of modern students by means of cinematography. Research methods employed are observation, questionnaire, analysis, synthesis, experiment. The scientific novelty of the study is obvious as it presents the results of the survey held among Lipetsk pupils and P.P. Semenov-Tyan-Shansky State Pedagogical university students in order to learn how much they are aware of domestic cinematography. The research was also aimed at organizing a number of events on the basis of Lipetsk Nostalgia film club to preserve the national and cultural identity and spiritual and moral values of modern youth.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КИНОИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИПЕЦКОГО КИНОКЛУБА «НОСТАЛЬГИЯ»)»

DOI 10.24412/2541-9056-2023-227-58-67 УДК 355.233.231.1

О ПРОБЛЕМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КИНОИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИПЕЦКОГО КИНОКЛУБА «НОСТАЛЬГИЯ»)

А.А. Люлюшин, Л.П. Плеханова

Статья поступила в редакцию 15 апреля 2023 г.

В статье рассматриваются воспитательный потенциал киноискусства, проблемы патриотического воспитания современной молодёжи, результаты диагностического опроса обучающихся школ г. Липецка и ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, а также меры, предпринимаемые руководителями липецкого киноклуба «Ностальгия» для решения задач по патриотическому воспитанию средствами киноискусства. Объект исследования -патриотическое воспитание. Предмет исследования - искусство кино как средство патриотического воспитания современной молодёжи. Актуальность исследования состоит в необходимости организации мер по сохранению духовно-нравственных ценностей у современной учащейся молодёжи средствами киноискусства. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ, синтез, эксперимент. Научная новизна исследования заключается в проведении диагностического опроса обучающихся школ г. Липецка и ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского с целью выявления уровня знаний об отечественном кинематографе, а также организации на базе липецкого киноклуба «Ностальгия» ряда мероприятий, направленных на сохранение национально-культурной идентичности и духовно-нравственных ценностей современной молодёжи.

Ключевые слова: национально-культурная идентичность, духовно-нравственные ценности, патриотическое воспитание, искусство кино, киноклуб «Ностальгия».

ON THE PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH BY MEANS OF CINEMATOGRAPHY (ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITY OF THE LIPETSK FILM CLUB «NOSTALGIA»)

A.A. Lyulyushin, L.P. Plekhanova

The article dwells upon the educational potential of cinematography, the problems of patriotic education of modern youth, and presents the results of a survey held among Lipetsk pupils and P.P. Semenov-Tyan-Shansky State Pedagogical university students. The article also describes the ways used by the team of Lipetsk film club «Nostalgia» leaders to solve the problems of patriotic education by means of cinematography. The object of the research is patriotic education. The subject of the study is cinematography as a means of patriotic education of modern youth. The relevance of the research is revealed by the necessity to seek for the ways to preserve spiritual and moral values of modern students by means of cinematography. Research methods employed are observation, questionnaire, analysis, synthesis, experiment. The scientific novelty of the study is obvious as it presents the

results of the survey held among Lipetsk pupils and P.P. Semenov-Tyan-Shansky State Pedagogical university students in order to learn how much they are aware of domestic cinematography. The research was also aimed at organizing a number of events on the basis of Lipetsk Nostalgia film club to preserve the national and cultural identity and spiritual and moral values of modern youth.

Key words: national cultural identity, spiritual and moral values, patriotic education, cinema art, the film club «Nostalgia».

В условиях современной социокультурной ситуации, когда наша страна оказалась перед глобальными вызовами, обусловленными кардинальными изменениями в мире, неизмеримо возрастает роль духовно-нравственного воспитания молодежи. Серьезной угрозой для формирования гражданского общества является экспансия западной системы ценностей и активная ориентация молодого поколения на инокультурные образцы моральных установок и поведения. Неизбежным следствием этих тенденций являются утрата молодежью гражданской, национальной и культурной идентичности, девальвация традиционных для русского народа духовно-нравственных ценностей.

Отмеченные учеными, педагогами и общественными деятелями снижение интереса к отечественным литературе и искусству, недооценка их достижений и вследствие этого неразвитость читательской и зрительской культуры неизбежно ведут к утрате самого главного, стержневого для нравственного здоровья личности качества - патриотизма, исторически присущего нашему народу. По выражению президента Российской Федерации В.В. Путина, это чувство «потрясает своим достоинством, глубоким осознанием каждым человеком неразрывной связи своей собственной судьбы с судьбой Оте-

чества» [7, с. 2]. Поэтому в создавшихся условиях противостояние угрозе духовной катастрофы связано именно с патриотическим воспитанием, возрождением утраченной исторической памяти, чувства принадлежности своей Родине и гордости за ее достижения.

Одним из действенных средств патриотического воспитания может быть искусство кино, способное осуществлять комплексный процесс развития у зрителей гуманистических, интеллектуальных, социальных и эстетических ценностей, пробуждение нравственных чувств и стремления к духовному совершенствованию и побуждение к моральному поведению. О безграничном воспитательном потенциале киноискусства упоминается во многих научных трудах. Так, выдающийся философ, культуролог и литературовед Ю.М. Лотман пишет о семиотике кино как искусства, формирующего личность, о специфике киноязыка [6] и связи его «вечных тем» с исторической памятью [5]; известный кинокритик и историк кино Н.М. Зоркая, анализируя шедевры отечественного кино, рассуждает о его непреходящей актуальности и ценности для современного зрителя [4]; киновед, преподаватель ВГИК им. С.А. Герасимова Л.А. Зайцева обращается к истории нашего кино, к экранному образу времени, во-

плотившему «извечные ценности, базовые архетипы, <...> содержащие в себе истоки духовного родства многих поколений людей» [2, с. 4]; профессор МГУ И.М. Дубровина подчеркивает связь кино с литературой и важность аудиовизуальных средств образности для углубления эстетического впечатления и пробуждения нравственных чувств зрителя [1].

К числу результативных форм практической реализации воспитательных задач, по нашему мнению, является клубная работа, что подтверждается деятельностью киноклуба «Ностальгия», созданного в сентябре 1999 года на факультете иноязычной культуры ЛГПУ (сегодня - кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского).

За более чем двадцатилетнюю историю существования клуб любителей авторского кино выработал определенную концепцию деятельности, направленную на духовное развитие личности каждого зрителя. Для нескольких поколений студентов и старшеклассников «Ностальгия» стала тем гуманистическим пространством культуры, в котором воплощаются духовно-нравственные ценности и создаются условия для саморазвития и самореализации. Совместное изучение мирового и отечественного кинонаследия осуществляется как в коллективном просмотре фильмов, так и в обсуждении произведений авторского кинематографа с добровольным соучастием всех и каждого в постижении их непростого содержания и языка. В процессе подобного продуктивного общения студенты «учатся культуре диалога и спора, доказательному

разномыслию и уважению к непохожести», а главное, способности «"разбудить" в себе совесть» [3, с. 34]. Кроме того, активно используются такие формы работы, как выступления с докладами на научных конференциях различного уровня, написание курсовых и дипломных сочинений, публикации научных статей на стыке кино и лингвистики, кино и культурологии, кино и литературы, кино и психологии, что способствует не только профессиональному, но и личностному становлению студентов - участников клуба.

В последнее время в деятельности клуба актуализировалось направление, связанное с изучением лучших произведений отечественного кино. Последствия глобализации и подмена понятия национальной культуры понятием мультикуль-турализма обострили проблемы, связанные с недостаточной осведомленностью молодежи об истории и достижениях советского и российского кино. К сожалению, мощный воспитательный потенциал отечественного кинематографа сегодня почти не используется, а существовавшие когда-то традиции ушли в небытие. Стремлением восполнить лакуны в патриотическом воспитании школьников и студентов средствами кино и было продиктовано наше внимание к этому направлению клубной работы.

Для выявления уровня знаний об отечественном кинематографе нами был проведен диагностический опрос обучающихся в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского и ряде школ г. Липецка. В опросе участвовали более 200 старшеклассников и студентов в возрасте от 16 до 22 лет. В анкету были включены 10 вопросов, от-

веты на которые должны были раскрыть кинопредпочтения молодых зрителей, их знание персоносферы отечественного кино, эмоциональные и эстетические впечатления от просмотренных фильмов. Полученные результаты анкетирования подтвердили остроту проблемы патриотического воспитания, обнаружив тревожные симптомы утраты исторической памяти, потери связи с национально-культурными традициями русского народа и ослабления чувства патриотизма. Это проявилось в предпочтении зарубежного кино отечественному, недостаточном знании отечественного военно-патриотического и исторического кино, а также лучших экранизаций русской литературной классики, слабом знании персоносферы отечественного кино и стремлении ориентироваться на западных киногероев как на образцы для подражания.

Остановимся на результатах анкетирования подробнее.

Ответы на вопрос о выборе фильмов для просмотра обнаруживают явное преобладание зарубежного кино над отечественным. Из 104 опрошенных студентов 62 человека выбрали зарубежное кино (около 60%), 32 - отечественное (около 30%), 10 студентов (около 10%) отметили, что смотрят и то, и другое. В ответах старшеклассников просматривается еще более явное предпочтение зарубежного кино российскому: из 120 опрошенных первое выбрали 89 человек (74,2%), второе -24 человека (20%), то и другое кино смотрят 7 человек (5,8 %).

Один из вопросов анкеты касался военно-патриотического кино. Как видно

из ответов, наибольшим предпочтением у студентов и школьников пользуются фильмы «А зори здесь тихие» (49 студентов и 12 старшеклассников), «Т-34» (39 студентов и 31 старшеклассник), «Судьба человека» (12 студентов и 9 старшеклассников), «В бой идут одни старики» (11 студентов и 8 старшеклассников). Кроме того, в ответах студентов от 4 до 8 раз упоминаются такие фильмы, как «28 панфиловцев», «Офицеры», «Сталинград», «Битва за Севастополь», «Белый тигр», «Они сражались за Родину». В ответах старшеклассников этот список дополняется кинолентами «Семнадцать мгновений весны», «Иди и смотри». В некоторых опросных листах к фильмам о Великой Отечественной войне ошибочно причислены картины «Небо», «Союз спасения», «Батальон», «9 рота». Тревожным симптомом отсутствия патриотических чувств выглядит признание 16 студентов и 20 старшеклассников (соответственно 15,4% и 16,6%) в том, что они вообще не смотрели никаких фильмов о войне. В одной из анкет ответ на этот вопрос даже снабжен комментарием: «Такие фильмы не смотрю, потому что они очень тяжелые и сильно волнуют. Больше люблю развлекательные фильмы и комедии».

Ответы студентов на вопрос о фильмах, посвященных школе и профессии учителя, позволяют выстроить следующий порядок их расположения по числу упоминаний: «Большая перемена» (13 упоминаний), «Уроки французского» (7 упоминаний), «Педагогическая поэма» (7), «Республика ШКИД» (6), «Географ глобус пропил» (5), «Училка» (5), «Весна на За-

речной улице» (4), «Чучело», «Классная Катя» (по 2 упоминания), «Доживем до понедельника», «Не болит голова у дятла», «Школьный вальс», «Розыгрыш» (по 1 упоминанию). Не может не вызвать серьезной обеспокоенности тот факт, что среди студентов гуманитарных факультетов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», 59 человек из 104 опрошенных (56,7 %) вообще не смотрели фильмов о школе и учителе.

В ответах старшеклассников среди фильмов о профессии педагога лидирует «Большая перемена» (11 упоминаний), по 5 раз упоминаются фильмы «Училка», «Зачетный препод», «Физрук». Довольно большой список составляют фильмы, упомянутые только однажды: «Ключ без права передачи», «Уроки французского», «Чучело», «Доживем до понедельника», «Географ глобус пропил», «Выкрутасы», «Дорогая Елена Сергеевна», «Классная Катя», «Общество мертвых поэтов», «Убей своих любимых». Ни одного фильма о школе и педагогах не назвали 48 из 120 опрошенных (48 %).

Обоснованную тревогу вызывают и ответы анкетируемых на вопрос об историческом кино, свидетельствующие о недостаточном интересе студентов к истории родной страны, неспособности осознать свою причастность к ее судьбе, отрыве от исторических корней и разрыве преемственности поколений. Так, 47 опрошенных из 104 (45,1 %) признаются в том, что не смотрели никаких исторических фильмов; у 9 студентов исторический экскурс ограничивается весьма коротким временным отрезком, так как к числу исторических фильмов они относят картины

о Великой Отечественной войне, например, «28 панфиловцев», «Список Шинд-лера», «А зори здесь тихие», «Семнадцать мгновений весны», такие современные фильмы, как «9 рота», а также «Иван Васильевич меняет профессию» и «Бриллиантовая рука». Сравнительно небольшой перечень фильмов, которые действительно относятся к историческим, включает такие картины, как «Екатерина» (12 упоминаний), «Рюриковичи», «Романовы» (8), «Великая» (7), «Союз спасения», «Кровавая барыня» (6), «Тихий Дон», «Иван Грозный» (4), «Годунов», «Аманат». Александр Невский» (3), «Орда», «Петр 1», «Елизавета» (2), «Легенда о Коловрате», «Андрей Рублев» (1).

В ответах старшеклассников среди исторических фильмов названы «Александр Невский» и «Романовы» (по 3 упоминания), к единичным предпочтениям относятся те же киноленты, что отмечены в ответах студентов. Данные опроса свидетельствуют, что школьники имеют слабое представление о том, какой фильм можно назвать историческим, и часто причисляют к этому направлению такие современные и классические фильмы, как «Метро», «Легенда №17», «Движение вверх», «Джентльмены удачи», «Ирония судьбы.», «Калашников», «Т-34», «Они сражались за Родину», «Следствие вели.» и подобные. 37 опрошенных старшеклассников (38,3 %) признались в том, что вообще не смотрели исторического кино.

Учитывая, что большинство опрошенных - это студенты института филологии и учащиеся гуманитарных классов школ и гимназий, мы посчитали необхо-

димым включить в анкету вопрос о предпочтениях в выборе экранизаций русской литературной классики. Обращаясь к актуальной сегодня проблеме взаимодействия литературы и кино, мы опирались на определение кино как «зримой литературы» и рассчитывали на понимание реципиентами экранизации как формы киноискусства, в которой книга обретает новую жизнь и ее воздействие приобретает новое качество, так как создатель фильма, «не выходя из рамок литературного произведения, воссоздает его на языке кино своими средствами выразительности, стремясь как можно глубже и поэтичнее передать пафос оригинала, его художественную сущность» [8, с. 352]. Однако ответы на этот вопрос трудно назвать удовлетворительными, поскольку список фильмов и количество их упоминаний невелико. В анкетах студентов наиболее часто упоминаются экранизации романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (29 случаев), Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (28) и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (20). Двузначными цифрами измеряется количество упоминаний экранизаций следующих произведений: «Тихий Дон» М.А. Шолохова (16), «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Обломов» И.А. Гончарова, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (10). По несколько раз упоминаются «Бесы» Ф.М. Достоевского (9), «Вий» Н.В. Гоголя (8), «Собачье сердце» М.А. Булгакова (7), «Идиот» Ф.М. Достоевского (5), «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (4), «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (3), «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Дама с собач-

кой» А.П. Чехова (2). По одному разу упомянуты «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, «Алые паруса» А. Грина, экранные воплощения «Повестей Белкина А.С. Пушкина: «Выстрел», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Недостаточно ясное представление студентов о понятии «произведение литературной классики» обнаруживается в отнесении к экранизациям классики таких произведений, как «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Спорт-лото-82», «Москва слезам не верит», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Ирония судьбы, или С легким паром» и подобных. Обеспокоенность вызывает и количество ответов с признаниями в том, что респондент вообще не смотрел фильмов-экранизаций. Таких студентов оказалось 22 из 104, то есть практически каждый пятый. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что такую неосведомленность показали студенты филологических направлений.

В ответах старшеклассников названы экранизации таких произведений русской классики, как «Война и мир», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Мертвые души», «Обломов». Вообще не смотрели фильмов-экранизаций 45 из 120 опрошенных (37,4 %).

Недостаточный уровень культурной грамотности обнаруживают ответы на вопросы, касающиеся знания персоносферы отечественного кино. Так, студентам и старшеклассникам было предложено из 10 фамилий выдающихся российских режиссеров выбрать известные им персоналии и назвать снятые этими режиссерами

фильмы. Наиболее знакомой опрошенным оказалась фамилия С. Бондарчука (ее назвали 76 студентов и 46 старшеклассников), но среди упомянутых фильмов оказались не только его фильмы («Война и мир», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»), но и фильмы, снятые его сыном - режиссером и актером Ф. Бондарчуком («Призрак», «9 рота», «Сталинград»), из чего следует, что респонденты не разграничивают этих имен, путаются в названиях их произведений, называя те, что ближе им по времени. Среди других прецедентных фамилий режиссеров были названы С. Эйзенштейн (фильмы «Александр Невский», «Иван Грозный»), Л. Быков («В бой идут одни старики»), С. Ростоцкий («А зори здесь тихие»), Д. Асанова («Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи»), М. Калатозов («Летят журавли»), Т. Лиознова («Семнадцать мгновений весны»). Упомянуты фамилии Э. Климова, А. Германа, Л. Шепитько, но не названы их фильмы. 10 студентов и 23 старшеклассника признались, что не знают ни одной из указанных фамилий.

На вопрос об известных актерах советского и российского кино также получены неутешительные ответы. 27 человек из 104 опрошенных студентов и 33 школьника из 120 написали, что им не известна ни одна из указанных фамилий. Последовательный ряд прецедентных имен по числу упоминаний студентами и школьниками выглядит следующим образом: Ф. Раневская (55 и 16 упоминаний), В. Шукшин (45 и 21), Т. Самойлова (18 и 14), Н. Мордюкова (24 и 13), Н. Ургант (24 и 9), В. Тихонов (16 и 12), К. Лавров (14 и 12), А. Баталов (13 и 9). Единичными оказались упоминания фа-

милий А. Демидовой и М. Ульянова. К сожалению, в большинстве ответов фамилии актеров либо не сопровождаются названиями фильмов, либо обнаруживают неверное соотношение названий фильмов и фамилий исполнителей главных ролей.

На вопрос о киногероях - образцах для подражания 60 студентов ответили, что для них таких образцов в российском кино нет, а 40 старшеклассников вообще не назвали никаких киногероев - ни в отечественном, ни в зарубежном кино. В тех ответах, где образец для подражания назван, обнаруживается заметная тенденция «делать жизнь с кого», ориентируясь на персонажей западного кино, преимущественно на героев американских боевиков. Из отечественных киногероев названы Василий Теркин, Андрей Соколов, Павка Корчагин, но рядом с ними указаны совсем не героические личности Шурика из «Операции "Ы"...» Л. Гайдая, героев комедии «Спортлото-82» и Батищева из «Доживем до понедельника». У школьников также преобладают зарубежные киногерои, которых ребята часто путают с актерами-исполнителями: среди образцов для подражания соседствуют Тарзан, Человек-паук, Локи и актеры Джейсон Стентен, Гленн Клоуз, Килли-ан Мерфи, Тайлер Дердек.

Отвечая на опрос о фильме, который произвел на них наибольшее впечатление, 27 студентов и 30 старшеклассников не смогли назвать такого фильма, а в ряде ответов подчеркнуто, что для них нет такого фильма в российском кино. Из названных фильмов предпочтения распределились примерно поровну между отечественными

и зарубежными фильмами. Среди российских фильмов студенты назвали «Сердце Пармы», «Т-34», «Иди и смотри», «А зори здесь тихие», «Движение вверх», «Огонь», «Небо», среди зарубежных - «Звездные войны», «Паразиты», «Бойцовский клуб», «1+1», «Собачий отель». Для старшеклассников наиболее впечатляющими оказались отечественные картины «А зори здесь тихие», «Брат» и «Брат-2», «Экипаж», «Небо», «Училка», «Легенда №17», «Движение вверх» и зарубежные «Дивергент», «Тарзан», «Волк с Уолл-стрит», «Господин Никто», «Психо», «Во все тяжкие», «Ветреный», «Умница Уилл Хантинг», «Бойцовский клуб», «Гарри Поттер», «Челюсти».

Таким образом, результаты анкетирования отчетливо выявили проблемы, связанные с недостаточной осведомленностью молодежи об истории и достижениях отечественного кино. Ответы показали тревожные симптомы распада преемственных связей между поколениями, отсутствия интереса к российской истории и культуре, неразвитости естественной для каждого человека «скрытой теплоты патриотизма», определяющей его нравственную состоятельность.

Однако следует отметить, что незнание отечественного кино не всегда связано только с нежеланием его смотреть и неуважением к его достижениям. Нельзя не согласиться с замечанием одного из преподавателей - участников киноклуба «Ностальгия», объяснившего неосведомленность ребят тем, что «их этому не научили». Действительно, гуманитарное образование в современных школах ориентировано на формирование литературной грамотности, воспитание читательской

культуры, оставляя без внимания воспитание культуры зрительской. Наметившийся в последние годы интерес к образовательным и воспитательным возможностям советского и российского кино, в частности, появление программы «Киноуроки в школе», инициативные начинания отдельных учителей пока еще не дают заметных результатов, так как не снабжены методическими материалами в помощь учителю.

Те «выходы» в широкую школьную аудиторию, которые были предприняты участниками киноклуба «Ностальгия» только за последние несколько месяцев, показывают заинтересованность учащихся в таких формах общения, их желание учиться культуре просмотра и обсуждения отечественных киношедевров, пробуждают в молодых зрителях патриотические чувства.

Так, самые теплые воспоминания оставила встреча со старшеклассниками села Доброе Липецкой области, где был организован посвященный Дню защитника Отечества показ фильма Г. Егиазарова «Горячий снег», снятого по мотивам романа Ю. Бондарева. Обсуждение фильма не только развеяло опасения по поводу возможного «прохладного» восприятия школьниками непростого военного кино, но и убедило взрослых участников встречи в способности ребят испытывать глубокие эмоции, сочувствовать и сопереживать происходящему на экране.

Заметим, что при отборе кинокартин для школьного просмотра руководители клуба не делают скидок на юношеский возраст и, придерживаясь убеждения, что учиться следует на лучших произведениях, достаточно смело «погружают» ребят в

сложный мир трудного интеллектуального кино, такого, как, например, «Проверка на дорогах» А. Германа. И этот риск оказывается оправданным, как в случае со старшеклассниками МБОУ СОШ №47 г. Липецка, когда обсуждение фильма показало высокий уровень понимания молодыми зрителями замысла режиссера и глубины содержания фильма.

Способность к внимательному и осознанному восприятию сложного авторского кино продемонстрировали учащиеся Липецкой Православной гимназии им. Амвросия Оптинского, где был организован пасхальный показ таких шедевров отечественной анимации, как «Ежик в тумане» Ю. Норштейна, «Адажио» Г. Бардина и «Моя любовь» А. Петрова. Ребята активно участвовали в дискуссии, удивляя взрослых зрелостью суждений и тем, насколько глубоко они «проникают» в философский и религиозный подтекст фильма, «поверяя гармонию не алгеброй, а душой и сердцем» [1, с. 348].

Таким образом, задачи патриотического воспитания как средства формирования национально-культурной идентичности предполагают создание благоприятных условий для совершенствования кинематографической грамотности старшеклассников и студентов. В деятельности такого рода нельзя ограничиваться эпизодическими встречами, необходима системная целенаправленная работа с молодыми зрителями, организация комплекса мероприятий просветительского и воспитательного характера. С этой целью руководителями киноклуба «Ностальгия», в дополнение к

уже освоенным ранее, разработан ряд новых форм и методов клубной деятельности, способствующих пробуждению интереса молодежи к отечественным духовным и культурным ценностям. В комплекс запланированных мероприятий входят:

- проведение семестра отечественного кино, предполагающее еженедельный просмотр и обсуждение лучших фильмов советского и российского кино по четырем направлениям: исторические фильмы, экранизации отечественной литературной классики, «школьное» кино и фильмы о Великой Отечественной войне;

- организация и проведение кинофестиваля «Мы память вместе сохраним»;

- составление программы и проведения факультатива «Образ Родины в отечественном кино» для старшеклассников и студентов;

- создание базы данных и методических рекомендаций для учителей, реализующих программу «Киноуроки в школе» и организующих факультативные занятия по формированию зрительской культуры учащихся.

Думается, что разносторонний характер предлагаемых форм работы будет способствовать решению задач патриотического воспитания средствами киноискусства и поможет молодым гражданам нашей страны «ощутить взаимосвязь прошлого и настоящего, связать это с будущим, ощутить принадлежность к единому культурному, историческому, образовательному пространству многовековой, великой России» [7, с. 4].

Список литературы

1. Дубровина И.М. Язык кино // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - Часть 2. - С. 339-352.

2. Зайцева А.А. Экранный образ времени оттепели (60-80 годы): монография. - М. - СПб.: Нестор-История, 2017. - 344 с.

3. Затуливетер Л.А. Реализация педагогических идей академиков С.А. Шмакова и О.С. Газмана в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения // Современное общество и проблемы воспитания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня рождения профессора С.А. Шмакова. - Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2016. - С. 32-38.

4. Зоркая Н.М. Лента длиною в эпоху. Шедевры советского кино. - М.: ООО ТД «Белый город», 2017. - 240 с.

5. Лотман Ю.М. Память культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. - Санкт-Петербург: «Искусство СПб», 2000. - С. 611-621 .

6. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. - Санкт-Петербург: «Искусство-СПб», 2000. - С. 568-580.

7. Послание президента РФ Федеральному собранию 2023 // Российская Газета. 22 февраля 2023. № 39 (8984) [Электронный ресурс]. - URL: www.rg.ru .(дата обращения: 10.03.2023).

В. Саблина О.А. Опыт анализа языка кино на основе экранизации новеллы Т. Манна «Смерть в Венеции» и повести Г. Белля «Потерянная честь Катарины Блюм, или как возникает насилие и к чему оно может привести» // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - Часть 2. - С. 352-362.

References

1. Dubrovina I.M. Yazy'k kino // Yazy'k SMI kak ob''ekt mezhdisciplinarnogo issledovaniya: Uchebnoe posobie. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2004. - Chast' 2. - S. 339-352.

2. Zajceva A.A. E'kranny'j obraz vremeni ottepeli (60-80 gody'): monografiya. - M. - SPb.: Nestor-Istoriya, 2017. - 344 s.

3. Zatuliveter L.A. Realizaciya pedagogicheskix idej akademikov S.A. Shmakova i O.S. Gazmana v uchebno-vospitatel'nom processe obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Sovremennoe obshhestvo i problemy' vospitaniya: Materialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-ny'm uchastiem, posvyashhennoj 85-letiyu so dnya rozhdeniya professora S.A. Shmakova. - Lipeczk: LGPU imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2016. - S. 32-38.

4. Zorkaya N.M. Lenta dlinoyu v e'poxu. Shedevry' sovetskogo kino. - M.: OOO TD «Bely'j gorod», 2017. - 240 s.

5. Lotman Yu.M. Pamyat' kul'tury' // Lotman Yu.M. Semiosfera. - Sankt-Peterburg: «Iskusstvo SPb», 2000. - S. 611-621 .

6. Lotman Yu.M. Fenomen kul'tury' // Lotman Yu.M. Semiosfera. - Sankt-Peterburg: «Iskusstvo-SPb», 2000. - S. 568-580.

7. Poslanie prezidenta RF FederaTnomu sobraniyu 2023 // Rossijskaya Gazeta. 22 fevralya 2023. № 39 (8984) [E'lektronny'j resurs]. - URL: www.rg.ru (data obrashheniya: 10.03.2023).

B. Sablina O.A. Opy't analiza yazy'ka kino na osnove e'kranizacii novelly' T. Manna «Smert' v Vene-cii» i povesti G. Bellya «Poteryannaya chest' Katariny' Blyum, ili kak voznikaet nasilie i k chemu ono mozhet privesti» // Yazy'k SMI kak ob''ekt mezhdisciplinarnogo issledovaniya: Uchebnoe posobie. -M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2004. - Chast' 2. - S. 352-362.

Для ссылки: Люлюшин А.А., Плеханова Л.П. О проблемах патриотического воспитания современной молодежи средствами киноискусства (на примере деятельности липецкого киноклуба «Ностальгия») // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. - №2 (27). -

C. 58-67.

DOI 10.24412/2541-9056-2023-227-58-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.