УДК 574
0 ПРОБЛЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Владимир Викторович Ильюшко1, к. с.-х. н., доцент Ирина Владимировна Ильюшко , ведущий инженер
1 Великолукский филиал ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», Россия, г. Великие Луки
2 Великолукская дистанция сигнализации, централизации и блокировки ШЧ-23, Россия, г. Великие Луки
Актуальность данной статьи определяется необходимостью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Авторы рассматривают экологическую безопасность как неотъемлемую часть национальной безопасности России. В статье анализируются некоторые проблемы обеспечения экологической безопасности России, исследуется правовая основа обеспечения экологической безопасности, отмечаются существующие проблемы и намечаются пути их разрешения. Авторы дают обоснование того, что достижение высокого уровня качества жизни населения возможно только при условии улучшения существующего состояния окружающей среды. Именно поэтому основными стратегическими целями обеспечения экологической безопасности являются сбережение и возобновление природных систем, поддержание качества окружающей среды на уровне, необходимом для жизни человека и устойчивого развития экономики, а также устранение экологического ущерба от хозяйственной деятельности человечества в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. В статье авторы делают акцент на то, что необходимо совершенствовать существующее Российское законодательство в области обеспечения экологической безопасности государства. Это будет сделано для защиты интересов граждан страны, реализации их права жить в экологически благоприятных условиях. Для этого необходимо экономически заинтересовать предприятия использовать новые природоохранные технологии. Авторы делают выводы о том, что обеспечение экологической безопасности в качестве условия выживания государства и человечества предполагает смену существующих экономических приоритетов на экологические во всех аспектах экологической безопасности. Это невозможно без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и личного ответственного участия каждого гражданина страны в их решении.
Ключевые слова: экологическая безопасность, экологический кризис, экологическая культура, экологизация.
Одним из показателей жизнеобеспечения цивилизации является экологическое благополучие государства или региона.
Актуальной проблемой последнего столетия является проблема выживания человечества. Быстрый рост численности населения планеты и стремительный научно-
технический прогресс ведут к увеличению потребления мировых ресурсов. Мы живем в обществе потребления, основа которого - природные ресурсы, большая часть которых является невосполнимой. Потреблять все, что создано природой, значительно выгоднее, чем восстанавливать потребленные ресурсы.
Часть населения до сих пор живет по принципу «на мой век хватит, после нас хоть потоп», впервые употребленному, по некоторым данным, королем Франции Людовиком XV. Ведь вкладывать в восполнение природных ресурсов экономически невыгодно. Чаще всего производителям, нарушившим закон, проще заплатить штраф, несоразмерный получаемой прибыли, чем тратить финансы на дорогостоящее «чистое» оборудование.
Если человеческое сообщество не сможет перейти на новую модель развития, то в ближайшем будущем наступит экологическая катастрофа планетарного масштаба. Таким образом, приоритетной задачей государства и общества становится обеспечение экологической безопасности во всех её аспектах.
Термин «экологическая
безопасность» имеет огромное количество определений в разной литературе. Например, В.Ф. Пилипенко трактует его как «предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей и биосферы в целом» [2].
В статье 1 Федерального закона №7-ФЗ от 2002 г. дано определение экологической безопасности как состояния «защищенности» окружающей среды, а также интересов человека от «негативного воздействия» любой деятельности человечества, от «чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и их последствий [7].
В Российской энциклопедии по охране труда [9] экологическая безопасность определена как «си-
стема политических, правовых, экономических, технологических и иных мер», которые направлены на обеспечение гарантий надежной безопасности окружающей среды и жизненно важных интересов гражданина от предполагаемого отрицательного воздействия хозяйственной и любой другой деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций в настоящем и будущем времени.
И это далеко не полный перечень существующих определений.
Важнейшей частью повесток международных форумов стали вопросы экологической безопасности человечества. Так, в 1970 году была принята международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера»; в 1972 году учреждена Программа ООН по проблемам окружающей среды и ее развитию (ЮНЕП); а в 1992 году была проведена Конференция ООН по проблемам окружающей среды и ее развитию, которая и определила принципы образования и просвещения в области окружающей среды.
Российская Федерация также не оставалась в стороне.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, стала гарантом реализации прав каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду, истинную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, наносимого здоровью или имуществу правонарушениями в экологической сфере [4, ст. 42], на осуществление обязанности каждого члена нашего общества по сохранению природной и окружающей нас
среды [4, ст. 58] и обеспечение экологической безопасности страны в качестве важнейшей государственной задачи [4, ст. 72-д]. Все это требует высокого уровня культуры российского общества в экологическом направлении [3].
«Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» была утверждена в 1996 году указом президента РФ. При этом решение ряда задач, который ставился перед Правительством РФ, должно было способствовать выходу государства из экологического кризиса.
Примерный перечень указанных задач:
- стабилизация экологической ситуации;
- ведение хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе повсеместного внедрения энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
- изменение структуры экономики, структуры личного и общественного потребления;
- улучшение состояния окружающей среды за счёт экологизации экономической деятельности, позволяющее обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение методов управления, ориентированных на экологию [5].
Как известно, Россия является четвертой в мире страной по объемам вредных выбросов углекислого газа в атмосферу [10]. На первом месте находятся США, на втором - Китай, третье место занимает Индия. Также Россия занимает 52 место в мире по экологической чистоте. В
2016 году мы занимали 32 место в мире. В тройку лидеров по итогам 2018 года вошли Швейцария, Франция, Дания. При этом указанный рейтинг составляется учеными Йельского Университета [8] на основе более чем 20 показателей в различных категориях. Эти категории отражают всевозможные аспекты состояния природной среды, жизнеспособности экологических систем окружающей среды, такие как противодействие изменению климата, защита и поддержание биологического разнообразия, состояние здоровья жителей государств, эффективность государственной политики стран в области экологии и т.д.
Природные ресурсы России являются стабилизирующим фактором в глобальных экологических процессах планеты. На большей части территории России не ведется хозяйственная деятельность. Эти неосвоенные территории хранят в себе природные ресурсы огромного объема. Их потеря приведет к возрастанию угрозы общенациональным интересам и безопасности граждан страны.
На той же части территории РФ, где хозяйственная деятельность все же ведется, именно ее интенсивность привела страну к экологическому кризису, который сопровождается сегодня социальными и экономическими проблемами, а также ухудшением качества жизни населения, сокращением продолжительности жизни и снижением рождаемости. С учетом того, что всем известна ситуация с проживанием большинства жителей России в экологически неблагоприятных условиях.
Непосредственных причин неблагоприятной экологической обстановки на большей части регионов России можно назвать несколько:
- отсутствие решения проблем с утилизацией радиоактивных отходов, химического оружия;
- из года в год увеличивающееся количество выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы вредных и опасных веществ;
- отсутствие интереса властей в области охраны окружающей среды;
- несовершенство правовых нормативных актов в области экологического законодательства и т.д. [12].
В целом, национальная безопасность Российской Федерации включает в себя все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ, в том числе и экологическую безопасность [6, п. 6].
Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:
- сбережение и возобновление природных систем, поддержание качества окружающей среды на уровне, необходимом для жизни человека и устойчивого развития экономики;
- устранение экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата [6, п. 83].
По мнению О.И. Башлаковой, существует три составляющих механизма обеспечения экологической безопасности [1]. Это гуманитарное, экономическое и правовое направления.
Гуманитарный аспект, по мнению авторов, должен основываться на повышении общественной культуры в области экологии. Авторы считают, что существенная часть населения не осознаёт всю полноту экологической опасности. Люди остаются равнодушными к вопросам безопасности окружающей среды, как считают авторы, из-за низкого уровня экологического образования. Отсутствие необходимого уровня грамотности в сфере экологии приводит и к безнаказанности их действий. Авторы полагают, что процесс внедрения экологического сознания должен быть длительным и реализовываться путем повышения экологической культуры и экологического просвещения всего общества в целом. Человечество должно осознать всю сущность и явную значимость экологических проблем, свою ответственность за их решение.
Правовой аспект обеспечения экологической безопасности должен основываться на изменении существующего Российского законодательства в области охраны окружающей природной среды. По мнению О.Г. Феоктистовой и О.А. Трофимовой, в России на общегосударственном уровне отсутствует понимание того, что представляет собой экологическая опасность и, следовательно, действенная концепция экологической безопасности, а также принципы ее создания [11]. Механизм правового регулирования должен быть направлен на защиту права граждан государства, закрепленного в Конституции РФ [4, ст. 42], жить в экологически безопасной среде. Для
этого необходимо финансово заинтересовать предприятия и организации в применении экологически «чистых» технологий. Таким образом, будет улучшен процесс восстановления окружающей среды.
Экономический аспект неразрывно связан с правовым. Решить проблему охраны природы только административно-правовым путем на основе простых запретов, любых ограничений, и тем более, административных и уголовных наказаний в настоящее время не представляется возможным. Поэтому, по мнению авторов, будет оправдана разработка определенных экономических механизмов, опирающихся на материальную заинтересованность предприятий и организаций. Их реализация может быть осуществлена через экономические рычаги экологической безопасности, такие как кадастры, экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами и плата за их загрязнение. С помощью установления налоговых льгот при внедрении «чистых», безотходных технологий, использовании вторичного сырья, освобождении экологических фондов от налогообложения и рядом других мер может быть осуществлено экономическое стимулирование охраны окружающей среды.
По мнению Л.В. Егоровой, всего 15% «управленческой элиты» принимает решения мирового уровня. От этих решений зависит судьба 85% ресурсов планеты, две трети которых расположены на территории нашей страны [3]. По указанной причине Россия играет определяю-
щую роль в глобальных экологических процессах. А это означает, что для обеспечения ее стабильного развития требуется решение существующих экологических проблем. Следовательно, необходимо признать одной из категорий жизненных ценностей именно экологическую безопасность страны.
Таким образом, обеспечение экологической безопасности становится одним из важнейших условий устойчивого развития государства. Следует понимать, что основой формирования экологической
безопасности является осознание человечеством в общем, и отдельным человеком в частности, сущности экологических проблем. Иными словами, каждый человек должен понимать, что он является неотъемлемой частью окружающей среды, и все негативные воздействия на нее отражаются и на нем. Авторы считают, что необходимо отказаться от непосредственно потребительского поведения по отношению к природе, необходимо донести до сознания людей мысль о том, что защищая и сохраняя среду обитания, мы улучшаем качество собственной жизни.
Обеспечение экологической безопасности в качестве условия выживания государства и человечества предполагает смену большинства существующих приоритетов на экологические. А это не представляется возможным без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества, понимания сути экологических проблем и личного участия каждого гражданина страны в их решении.
Библиографический список
1. Башлакова О.И. Проблемы экологической безопасности России / О.И. Башлакова // Вестник МГИМО. - 2015. - №3 (42).
2. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-справочник / авт.-сост. проф. В.Ф. Пилипенко. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. - С.170.
3. Егорова Е.Л. Экологическая безопасность страны - условие выживания нации [Электронный ресурс] / Е.Л. Егорова. - Режим доступа: http://www.eco.nw.ru/lib/data/10/04/010410.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
4. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008, 05.02.2014, 21.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/14366:2, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 №440. - Режим доступа: КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 233558#031439443336619743, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 31.05.2015 г. №683. - Режим доступа: Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 191669&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2798725238571893#07195490793084609, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
7. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: ФЗ 10.01.2002 №7-ФЗ - Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12125350/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.
рус. „
8. Рейтинг стран по уровню экологии (по материалам Иельского Университета) - 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/ecology, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
9. Российская энциклопедия по охране труда [Электронный ресурс] / под ред. В.К. Варо-ва, И.А. Воробьева, А.Ф. Зубкова и др. - М.: НЦ ЭНАС, 2007. - Режим доступа: http://bio.niv.ru/doc/encyclopedia/work-safety/index.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
10. Список стран по эмиссии CO2 в мегатоннах за год и доля в % от общей эмиссии по данным ВР (по материалам Статистического обзора мировой энергетики) - 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2018-co2-emissions.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
11. Феоктистова О.Г. Правовые аспекты экологической безопасности в РФ / О.Г. Феоктистова, О.А. Трофимова // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Воздушное право. - 2009. -№144. - С.81-89.
12. Ферару Г.С. Методические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики / Г.С. Ферару // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2011. - №1. - С.28-29.
E-mail: [email protected]
182100 Псковская область, г. Великие Луки, проспект Гагарина, д.95, Великолукский филиал ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
Тел.: (81153) 9-62-80