Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ И ВОЗМОЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ САНКЦИЙ И НЕОБХОДИМОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПО ЧАСТИ ОБОРУДОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

О ПРОБЛЕМАХ И ВОЗМОЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ САНКЦИЙ И НЕОБХОДИМОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПО ЧАСТИ ОБОРУДОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / САНКЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашов А. М.

Российская нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность играет важную роль как в экономике страны, так и на международном рынке углеводородов. Но из-за санкционного давления данные отрасли сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые грозят подорвать их прибыльность и устойчивость. Эти проблемы включают в себя технологические и экономические ограничения, потери европейских рынков сбыта, а также возможное падение мировых цен на энерго -носители. В статье описаны текущие проблемы, а также показаны и проанализированы возможные перспективы для российской нефтяной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEMS AND POSSIBLE PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE OIL INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF NEW SANCTIONS AND THE NEED FOR IMPORT SUBSTITUTION IN TERMS OF EQUIPMENT, TECHNOLOGY AND SOFTWARE

The Russian oil production and refining industry plays an important role both in the country's economy and in the international hydrocarbon market. But due to the sanctions pressure, these industries face a number of serious problems that threaten to undermine their profitability and sustainability. These problems include technological and economic constraints, the loss of European markets, as well as a possible drop in world energy prices. This article describes the current problems, as well as shows and analyzes possible prospects for the Russian oil industry.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ И ВОЗМОЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ САНКЦИЙ И НЕОБХОДИМОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПО ЧАСТИ ОБОРУДОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_7_51 УДК 338

О ПРОБЛЕМАХ И ВОЗМОЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ САНКЦИЙ И НЕОБХОДИМОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПО ЧАСТИ ОБОРУДОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Балашов Алексей Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, e-mail: Ltha1@ yandex

Российская нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность играет важную роль как в экономике страны, так и на международном рынке углеводородов. Но из-за санкционного давления данные отрасли сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые грозят подорвать их прибыльность и устойчивость. Эти проблемы включают в себя технологические и экономические ограничения, потери европейских рынков сбыта, а также возможное падение мировых цен на энерго -носители. В статье описаны текущие проблемы, а также показаны и проанализированы возможные перспективы для российской нефтяной промышленности.

Ключевые слова: нефть; нефтепродукты; санкционное давление; импортозамещение; цифровые технологии.

UDC 338

ABOUT THE PROBLEMS AND POSSIBLE PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE OIL INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF NEW SANCTIONS AND THE NEED FOR IMPORT SUBSTITUTION IN TERMS OF EQUIPMENT, TECHNOLOGY AND SOFTWARE

Balashov Alexey Mikhailovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, e-mail: Ltha1@yandex

The Russian oil production and refining industry plays an important role both in the country's economy and in the international hydrocarbon market. But due to the sanctions pressure, these industries face a number of serious problems that threaten to undermine their profitability and sustainability. These problems include technological and economic constraints, the loss of European markets, as well as a possible drop in world energy prices. This article describes the current problems, as well as shows and analyzes possible prospects for the Russian oil industry.

Keywords: oil; petroleum products; sanctions pressure; import substitution; digital technologies.

Российская нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность играет важную роль как в экономике страны, так и на международном рынке углеводородов. До декабря 2022 г. Россия экспортировала порядка 5 миллионов баррелей нефти в день, что составляло примерно 5 % мирового потребления, а также миллионы баррелей в день различных нефтепродуктов, таких как дизельное топливо, мазут и нафта. Но из-за санкционного давления данные отрасли сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые грозят подорвать их прибыльность и устойчивость. Эти проблемы включают в себя технологические и экономические ограничения, потери европейских рынков сбыта, а также возможное падение мировых цен на энергоносители.

В то же время уровень санкционного давления на российские нефтедобывающие компании существенно различается. Например, на Роснефть, которая является госкомпанией, были наложены весьма значительные санкции - полный запрет на покупку программного обеспечения, импортного оборудования для нефтедобычи и др., а на Татнефть санкции не накладывалась, так как там ключевой акционер -правительство Татарстана (37 % акций), то есть субъект федерации. Конечно, общие санкции на российский топливно-энергетический сектор весьма сказываются на всех нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаниях, но текущее положение и перспективы реализации многих дальнейших проектов у компаний существенно различаются. В 2022 г., например, Татнефть смогла увеличить добычу на 22 %, хотя в целом по сектору добыча нефти в прошлом году упала на 4 %.

Но 25 февраля 2023 г. ЕС согласовал новый, уже десятый, пакет санкций. В него включены около 120 физических лиц и организаций, введены дополнительные экспортные и импортные ограничения. В число организаций, которые попали под санкции, вошли [1]:

- банки: Тинькофф банк, Альфа-банк, Росбанк;

- Фонд национального благосостояния Российской Федерации;

- Российская национальная перестраховочная компания («дочка» ЦБ РФ);

- 96 организаций, связанных с российским военно-промышленным комплексом.

Также в рамках 10-го пакета санкций вводятся ограничения на экспорт в Россию «чувствительных технологий двойного назначения и передовых технологий, которые способствуют укреплению военного потенциала и технологическому совершенствованию», и запрет на экспорт «товаров, которые можно легко перенаправить на поддержку военных действий России», в том числе [1]:

- электронные компоненты, используемые в системах вооружений;

- определенные редкоземельные элементы;

- транспортные средства: еще не запрещенные большегрузные автомобили (и запчасти к ним), полуприцепы и специальные транспортные средства, такие как снегоходы;

- «товары, легко направляемые российским военным»: электрогенераторы, бинокли, радары, компасы и т. д.;

- строительные товары: мостовые конструкции, конструкции для односекционных зданий, вилочные погрузчики, подъемные краны и т. д.;

- «товары, имеющие решающее значение для функционирования и укрепления промышленного потенциала России»: электроника, детали машин, насосы, оборудование для обработки металлов и др.;

- промышленные установки, «эта категория добавлена во избежание лазеек» для обхода санкций;

- товары, используемые в авиационной промышленности.

В целом, по оценкам Еврокомиссии, новые ограничения распространяются на экспорт в Россию из Евросоюза на сумму 11,4 млрд евро [1].

Кроме того, вводятся запреты на импорт в ЕС из России, которые включают [1]:

- битум и подобные материалы, например гудрон;

- синтетический каучук и технический углерод.

С учетом ранее введенных санкций в размере 90 млрд евро всего ограничено 58 % импорта ЕС.

Также в настоящее время российский ТЭК может пострадать и от косвенных последствий неэнергетических санкций, которые делают ведение бизнеса с российскими не-

фтегазовыми компаниями весьма рискованным для судоходных и страховых компаний [2]. В частности, в соответствии с шестым пакетом санкций ЕС с декабря 2022 г. запрещается страхование танкеров, везущих нефть, которая стоит дороже ценового потолка, установленного странами Запада. Это может существенно осложнить транспортировку российской нефти морским путем. Также две крупнейшие нефтяные компании «Эксон-Мобил» и «Шелл» заявили, что будут байко-тировать танкеры, которые соглашаются возить российскую нефть, а это сильный удар по морскому экспорту нефти из Российской Федерации. Китайская компания «Чайна Косма-Шиппинг» тоже отказалась возить российскую нефть, опасаясь попасть на санкции.

Кроме этого, в последние десятилетия российская нефтедобыча оказалась в значительной степени зависима от иностранного оборудования и сервиса. В частности, о прекращении работы в России в 2022 г. заявили несколько крупнейших нефтесервис-ных корпораций, в частности Weatherford, Schlumberger, Baker Hughes и Halliburton, которые занимали порядка 15 % российского рынка нефтесервисных услуг (бурение, обустройство месторождений, цифровизация и прочие работы) [2]. Сложности могут быть и с доступом к зарубежному программному обеспечению, а это может существенно затормозить и усложнить процессы автоматизации производства и внедрения цифровых технологий. Для решения таких задач необходима интеграция имеющегося программного обеспечения на единой платформе, разработка дополнительных программ и их логическое размещение в рамках единой линейки, покрывающей базовый комплекс задач нефтегазового сектора [3].

Также не следует забывать о необходимости поиска новых рынков сбыта на российские энергоносители, так как в конце 2022 и начале 2023 г. странами ЕС введено нефтяное эмбарго на покупки российской нефти и нефтепродуктов. Например, с декабря 2022 г. Европейский союз в рамках шестого пакета санкций отказался от морских поставок нефти из России. Кроме того, страны «Большой семерки» вместе с ЕС и Австралией ввели ценовой потолок на российское «черное золото» в размере 60 долларов за баррель. Одновременно будет запрещено

страхование танкеров, везущих нефть, которая стоит дороже этого ценового потолка. А по решению турецкого президента Эрдогана российским танкерам запретили проход через проливы Босфор и Дарданеллы, если груз не застрахован. Это фактически запрет на вывоз по Черному и Средиземному морям российской нефти не только в Европу, но и в другие страны. Как разъяснила глава Ев-рокомиссии Урсула фон дер Ляйен, только часть поставок по нефтепроводу «Дружба» не была включена в шестой санкционный пакет, но со временем они тоже могут быть замещены, в частности, импортом с терминала в Хорватии по нефтепроводу «Адрия» [4]. А с февраля 2023 г. введен запрет на поставку в Евросоюз отечественных нефтепродуктов, а это тоже серьезный удар по российскому экспорту, а также по объему добычи нефти, так как значительную часть экспорта в Европу составляли нефтепродукты.

Из-за этого наша доля на мировом рынке нефти и нефтепродуктов стала сокращается. Ранее это был в первую очередь европейский рынок, но сырая нефть, которую продает Россия продолжает пользоваться спросом и ее можно переориентировать на новые рынки. В частности, российским нефтяникам уже удалось перенаправить в Азию около миллиона баррелей ежедневного экспорта, который до СВО уходил в Европу. По мнению независимого аналитика С. Вакуленко, Россия теряет близкий рынок, адаптировавшийся к закупке именно российских сортов нефти, и будет вынуждена возить свою нефть с повышенными затратами на более далекие рынки, на которых она в силу конфигурации тамошних НПЗ имеет объективно меньшую ценность, чем на европейском [5]. Из-за европейского эмбарго Российской Федерации грозит еще одна проблема - это нехватка нефтяных танкеров, в частности, у Совком-флота недостаточное количество танкеров для перевозок возрастающего объема сырой нефти в Азию, так как расстояние перевозки существенно больше, чем когда были поставки в страны Евросоюза.

Таким образом, новые санкции затрагивают практически весь российский нефтегазовый комплекс, в том числе и поставки оборудования для нефтесервисных услуг, импортных комплектующих и программного обеспечения, процессы автоматизации и

цифровизации. В связи с этим Россия может потерять статус одного из основных экспортеров энергоносителей в мире и вернуть его в будущем будет очень непросто [6]. Из-за этого ситуация с доходами от нефтегазового сектора, а они составляют треть поступлений в бюджет, будет и дальше ухудшаться, особенно если еще последует дальнейшее снижение мировых цен на энергоресурсы.

Все это серьезно повлияет на возможности российского бюджета, а также окажет значительное давление на курс рубля и может привести к его новому обвалу. По мнению финансового аналитика компании В^^ег В. Антонова, российская валюта ослабляется с начала года из-за низких цен на нефть и роста дефицита бюджета. Как он объяснил, основным фактором снижения доходов стало уменьшение объема нефтегазовых доходов примерно в два раза из-за сильного падения цен на нефть, а также снижение объемов экспорта в связи с переориентацией на новые рынки сбыта [7]. В связи с этим аналитик допустил, что курс доллара может достигнуть 85 рублей в ближайший месяц.

Это серьезный удар по российской нефтяной отрасли и российской экономике в целом, и, чтобы его смягчить, необходимо расширять предложения по диверсификации поставок нефти и нефтепродуктов на другие рынки, в частности в Китай и Индию, Пакистан и другие страны востока и юга. Например, в Китай уже экспортируется значительное количество российской нефти и сейчас имеются значительные перспективы для увеличения поставок.

Индия в 2023 г. закупит порядка 15 млн тонн, в 2024 г. уже значительно больше, что должно частично компенсировать убытки от потери европейских рынков нефти и нефтепродуктов. Но Индия просит дисконт к действительной цене на нефть в районе 35 долларов и более. Индия становится крупнейшим поставщиком нефти в Европу, так как покупает у России и большую часть купленной нефти везет в Европу. Кроме того, в Индии недавно построили нефтеперерабатывающий завод производительностью более 60 млн тонн, а так каксвоей нефти у нее нет, то имеется реальная перспектива значительного увеличения экспорта российской нефти в Индию.

Кроме того, в январе 2023 г. Россия и Па-

кистан договорились о поставках нефти. Как заявил замминистра энергетики России С. Мочальников, были достигнуты концептуальные договоренности по поставкам нефти и нефтепродуктов в Пакистан, также стороны дали ответы на все вопросы, касающиеся «Пакистанского потока» [8]. И Пакистан уже разместил первый заказ на поставку российской нефти со скидкой в соответствии с двусторонним соглашением между двумя странами. Пакистанский министр рассказал, что первый танкер с нефтью из России прибудет в порт Карачи в мае этого года. При этом вся доставленная нефть будет проходить переработку на пакистанских предприятиях.

Благодаря принятым мерам по диверсификации экспортных поставок и расширению рынков сбыта в настоящее время по объемам добычи нефти в нашей стране уже пре -кратился спад и сейчас объемы добываемой нефти находятся на значениях даже несколь -ко выше конца 2022 г. Необходимо и дальше наращивать экспорт нефти на азиатские быстрорастущие рынки, а также искать покупателей в других странах, и для этого уже в ближайшее время начинать строительство ключевых объектов инфраструктуры,

С экспортом нефтепродуктов из Российской Федерации пока обстоят дела сложнее, но все равно нужно искать новые зарубежные рынки сбыта. Кроме того, необходимо модернизировать действующие нефтеперерабатывающие заводы с целью увеличения выпуска светлых нефтепродуктов - дизельного топлива, бензина, керосина и др. Уже реализуются масштабные программы в этом направлении, например на Дальнем Востоке запущены проекты по развитию крупно- и малотоннажной нефтехимии и газохимии.

Кроме того, необходимо четко понять, что сейчас особенно нужно нефтяным компаниям, и решить вопросы, связанные со стандартизацией. Уже создан Институт новых технологий, инициатором основания которого была компания Газпромнефть. Недавно прошла встреча с представителями 40 компаний, которые готовы проводить локализацию своих заводов, строить новые предприятия и решать проблемы по поставкам оборудования и комплектующих. К сожалению, пока нет координационного органа. Министерство энергетики недостаточно влияет на ситуацию. Еще есть специальная комис-

сия при правительстве Российской Федерации по энергетическому комплексу, которая и могла бы стать инициатором проведения в жизнь работы по импортозамещению. Также необходимо дальше развивать механизмы поддержки отечественных компаний. Например, Фонд развития промышленности при Минпромторге Российской Федерации поддерживает российские компании, выдает им кредиты под небольшие проценты. Как правило, это проходит через Торгово-промышленную палату.

Современные компании топливно-энергетической комплекса России должны быть нацелены на развитие и реализацию инновационных проектов, чтобы противостоять всевозрастающему санкционному давлению и способствовать формированию конкурентных преимуществ на международных рынках. Например, следует обратить особое внимание на то, что в настоящее время коэффициент извлечения нефти в российских месторождениях составляет приблизительно 25 %, тогда как у известных мировых корпораций этот показатель доходит до 45 %. Это означает, что в России добывается 25 % нефти, а 75 % остается в земле и под водой [3]. А это существенная возможность увеличения добычи нефти без освоения новых месторождений. Поэтому одной из приоритетных задач отрасли должно стать повышение степени извлечения нефти на действующих месторождениях. Кроме того, сейчас необхо -

димо постепенно увеличивать долю отечественного нефтедобывающего и нефтесер-висного оборудования и комплектующих с тем, чтобы в 2025 г. довести их долю в отрас -ли до 80 %. Хотя это будет сделать непросто, так как крупные западные компании владеют важными технологиями и доказали свою эффективность в успешной реализации проектов мирового класса [9].

В целом государство должно стимулировать компании к освоению ключевых технологий и производству нового оборудования собственными силами, чтобы защитить проекты от санкционных рисков и способствовать диверсификации экспорта и его приоритетному развитию в восточном и южном направлениях. Достижение показателей экономического роста в нынешних условиях обострения геополитических рисков и секторальных ограничений возможно только при интенсификации собственного производства, развитии импортозамещения, повышения производительности труда в производственном секторе и широком внедрении цифровых технологий. Безусловно, Российская Федерация была, есть и будет одним из крупнейших игроков глобального топливно-энергетического рынка. Но в настоящее время очень важно, чтобы российский ТЭК рабо -тал на национальную экономику, в частности на повышение ее конкурентоспособности и эффективности, на развитие российских регионов и улучшение качества жизни граждан.

Список литературы _

1. 10-й пакет санкций: главное. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/10-i-paket-sanktsii-glavnoe?ysclid=l gt8myghcm192850012 (дата обращения: 01.04.2023).

2. Грязнов С. А. Нефтяная отрасль России: вызовы и перспективы // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 84-3. С .54-56.

3. Кошкаева Т. С. Влияние экономических санкций на цифровую трансформацию фирм нефтегазовой отрасли // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 85-6. С. 126-129.

4. ЕС готов отказаться от 90 % нефти из России: возможно ли это? URL: https://www.restko.ru/news/35110 (дата обращения: 02.01.2023).

5. Бовт Г Санкции без границ. URL: https://www.bfm.ru/news/495742 (дата обращения: 31.03.2022).

6. Балашов А. М. Что ждет российскую нефтяную отрасль в условия введения новых санкций и широкого ис -пользования цифровых технологий // Индустриальная экономика. 2022. № 5-8. С. 731-734.

7. Что будет с курсом рубля в мае 2023 года: будет ли ослабление рубля, прогноз финансовых аналитиков. URL: https://donbasstoday.ru/chto-budet-s-kursom-rublya-v-mae-2023-goda-budet-li-oslablenie-rublya-prognoz-finansovyh-analitikov/ (дата обращения: 04.05.2023).

8. Пакистан разместил первый заказ на поставку нефти из России. URL: https://www.kp.ru/online/news/5235152/ (дата обращения: 21.04.2022).

9. Yan Ts. Oil and gas as instruments of influence in international relations. Science Time. 2021. № 11. С. 34-44.

References _

1. The 10th package of sanctions: the main thing. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/10-i-paket-sanktsii-gl avnoe?ysclid=lgt8myghcm192850012 (accessed 01.04.2023).

2. Gryaznov S. A. Oil industry of Russia: challenges and prospects. Trends in the development of science and education. 2022. No. 84-3. pp. 54-56.

3. Koshkaeva T. S. The impact of economic sanctions on the digital transformation of oil and gas industry firms. Trends in the development of science and education. 2022. No. 85-6. Pp. 126-129.

4. The EU is ready to abandon 90 % of oil from Russia: is it possible? URL: https://www.restko.ru/news/35110 (accessed: 02.01.2023).

5. Bovt G. Sanctions without borders. URL: https://www.bfm.ru/news/495742 (accessed: 03/31/2022).

6. Balashov A.M. What awaits the Russian oil industry in the conditions of the introduction of new sanctions and the widespread use of digital technologies. Industrial Economy. 2022. No. 5-8. Pp. 731-734.

7. What will happen to the ruble exchange rate in May 2023: will there be a weakening of the ruble, the forecast of financial analysts. URL: https://donbasstoday.ru/chto-budet-s-kursom-rublya-v-mae-2023-goda-budet-li-oslablenie-rublya-prognoz-finansovyh-analitikov / (accessed: 04.05.2023).

8. Pakistan placed the first order for the supply of oil from Russia. URL: https://www.kp.ru/online/news/5235152 / (accessed: 04/21/2022).

9. Yan Ts. Oil and gas as instruments of influence in international relations. Science Time. 2021. No. 11. Pp. 34-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.