СКУССИИ / DISCUSSIONSl
О ПРОБЛЕМАХ АНАТОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗАННЫХ С ВЕРОИСПОВЕДАНИЕМ СТУДЕНТОВ 1Болгучева М.Б., 2Джолдубаев С.Д., 1Барахоева Х.А., 1Нальгиева М.С., 1Барахоева З.Х., 1Барахоева Л.А., 1Эсмурзиев М.Р.
Ингушский государственный университет, Магас, Россия; Ошский государственный университет, Ош, Кыргызстан,
e-mail: [email protected]
Для цитирования:
БолгучеваМ.Б., Джолдубаев С.Д., Барахоева Х.А., НальгиеваМ.С., Барахоева З.Х., БарахоеваЛ.А., ЭсмурзиевМ.Р. О проблемах анатомического образования связанных с вероисповеданием студентов. Морфологические ведомости. 2024;32(3):907. https://doi.org/10.20340/mv-mn.2024.32(3).907
Резюме. Преподавание морфологических дисциплин, таких как анатомия, является важной частью медицинского образования, предоставляющее студентам знания о структуре и функционировании живых организмов. Однако, в вузах стран и регионов с преобладающим исламским населением или в вузах со значительным числом иностранных студентов из стран с мусульманским вероисповеданием, преподавание этих дисциплин сталкивается с рядом сложностей, обусловленных требованиями и канонами исламского вероисповедания. Целью настоящей работы является анализ особенностей преподавания морфологических дисциплин студентам медицинских вузов, исповедующим ислам. Материалами для исследования послужили соответствующие немногочисленные источники литературы с соответствующими ключевыми словами и содержанием, преподавательский опыт авторов и данные небольшого пилотного анкетирования студентов одного из таких вузов. Полученные материалы проанализированы на предмет цели исследования. Анализ основных этических принципов, которых придерживаются обучающиеся на анатомических кафедрах студенты с исламским вероисповеданием и которые влияют на их образовательный процесс, показывает определенные сложности, с которыми сталкиваются преподаватели. Особое место среди них занимают вопросы изучения человеческого тела с точки зрения исламской этики, ограничения, связанные с половой принадлежностью студентов, использование анатомических препаратов, изображений и моделей обнаженного тела в процессе обучения. В то же время первое пилотное исследование в виде анкетирования по затронутым в настоящей публикации вопросам продемонстрировало, что существующие проблемы и трудности анатомического образования студенческой молодежи, исповедующей ислам вполне преодолимы, но требуют создания определенных условий в организации образовательного процесса, широкого использования на морфологических кафедрах не конвенциональных видов и форм воспитательной работы и создания толерантной среды. Подробное рассмотрение обозначенных выше проблем и предложения для разработки методов оптимизации преподавания морфологических дисциплин позволит образовательным учреждениям определенных территорий оптимизировать процесс обучения, делая его приемлемым для студентов с разными религиозными взглядами.
Ключевые слова: анатомическое образование, этические нормы, студенты, вероисповедание, преподавание анатомии человека
Статья поступила в редакцию 06 июня 2024 Статья принята к публикации 06 декабря 2024
ABOUT ANATOMICAL EDUCATION PROBLEMS RELATED TO THE STUDENT'S FAITH-CONFESSION 1Bolgucheva MB, 2Dzholdubaev SD, 1Barakhoeva KhA, 1Nal'gieva MS, 1Barakhoeva ZKh, 1Barakhoeva LA, 1Esmurziev MR
4ngush State University, Magas, Russia; 2Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, e-mail: [email protected] For the citation:
Bolgucheva MB, Dzholdubaev SD, Barakhoeva KhA, Nal'gieva MS, Barakhoeva ZKh, Barakhoeva LA, Esmurziev MR. About anatomical education problems related to the student's faith-confession. Morfologicheskie Vedomosti - Morphological newsletter. 2024;32(3):907. https://doi.org/10.20340/mv-mn.2024.32(3).907
Summary. Teaching morphological disciplines such as anatomy is an important part of medical education, providing students with knowledge of the structure and functioning of living organisms. However, in universities of countries and regions with a predominantly Islamic population or in universities with a significant number of foreign students from Muslim countries, teaching these disciplines faces a number of difficulties due to the requirements and canons of the Islamic faith. The purpose of this work is to analyze the features of teaching morphological disciplines to students of medical universities who profess Islam. The materials for the study were the relevant few sources of literature with the corresponding keywords and content, the teaching experience of the authors and the data of a small pilot survey of students of one of such universities. The obtained materials were analyzed for the purpose of the study. The analysis of the main ethical principles that students of Islamic faith who study at anatomy departments adhere to and which affect their educational process shows certain difficulties that teachers face. A special place among them is occupied by the issues of studying the human body from the point of view of Islamic ethics, restrictions related to the sex of students, the use of anatomical preparations, images and models of the naked body in the learning process. At the same time, a pilot study in the form of a questionnaire on the issues raised in this publication demonstrated that the existing problems and difficulties of anatomical education of students professing Islam are quite surmountable, but require the creation of certain conditions in the organization of the educational process, the widespread use of non-conventional types and forms of educational work in morphological departments and the creation of a tolerant environment. A detailed consideration of the above problems and proposals for the development of methods for optimizing the teaching of morphological disciplines will allow educational institutions in certain territories to optimize the learning process, making it acceptable for students with different religious views.
Keywords: anatomical education, ethical standards, medical students, faith confession, human anatomy teaching
Article received 06 June 2024 Article accepted 06 December 2024
Преподавание морфологических дисциплин, таких как анатомия, гистология и эмбриология, патологическая анатомия и других является важной частью медицинского образования, предоставляющее студентам знания о структуре и функционировании живых организмов, в том числе и человека. Однако, в вузах стран и регионов с преобладающим исламским населением или в вузах со значительным числом иностранных студентов из стран с мусульманским вероисповеданием, преподавание этих дисциплин сталкивается с рядом сложностей, обусловленных требованиями и канонами исламского вероисповедания [1].
Как известно, ислам, как одна из крупнейших в мире религий, обладает ярко выраженными этическими принципами, которые воздействуют в буквальном смысле на каждый аспект жизни мусульман, включая обучение и научную деятельность. Специфика культурных и религиозных ограничений требует особых подходов при преподавании указанных выше морфологических дисциплин, так как исламские этические нормы включают в себя определенные принципы необходимости соблюдения пристойности, уважения к телу умершего и ограничения на взаимодействие между лицами разного пола при жизни и после смерти [2].
Целью настоящей работы является анализ особенностей преподавания морфологических дисциплин студентам медицинских вузов, исповедующих ислам. Материалами для исследования послужили соответствующие немногочисленные источники литературы с соответствующими ключевыми словами и содержанием, преподавательский опыт авторов и данные небольшого пилотного анкетирования студентов одного из таких вузов. Полученные материалы проанализированы на предмет цели исследования.
Морфологические науки представляют собой важную область биологического и медицинского знания, которая фокусируется на изучении формы и структуры живых организмов. Они включают такие дисциплины, как анатомия, гистология, цитология и эмбриология, и другие. Изучение морфологии обеспечивает фун-
даментальное понимание того, как устроено тело человека и других организмов, что является основой для понимания их физиологии и патологии [1]. Анатомия изучает структуры, как на макроскопическом уровне (макроскопическая анатомия), так и на микроскопическом уровне (микроскопическая анатомия или гистология). Эта дисциплина рассматривает форму, положение и соотношение различных частей тела, включая внутренние органы и системы. Гистология изучает ткани организма микроскопическими методами, их структуру и связь с окружающими тканями. Эмбриология, или биология развития изучает процессы формирования и развития животных организмов. В медицинском контексте особое внимание в последней уделяется развитию человеческого эмбриона и плода. В преподавании этих морфологических наук в медицинских вузах используются различные методы и формы, включая лекции, практические занятия в лабораториях, изучение анатомических моделей, а также работу с препаратами и кадаврами в анатомических музеях. Эти науки требуют от студентов не только запоминание больших объемов информации, но и развития практических навыков в работе с биологическим материалом и в распознавании структур в реальных тканях организма [3]. Компетентность в морфологических дисциплинах критически важна для понимания нормального состояния тела, патологических процессов и в итоге - для проведения профессиональной диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Обучение этим наукам является неотъемлемой базовой частью подготовки специалистов в области медицины и здравоохранения.
В то же время современное образование требует чуткого и уважительного отношения к культурным и религиозным различиям, традициям и ценностям, что делает задачу учета этических норм особенно актуальной и важной для разработки эффективных подходов в преподавании морфологических дисциплин, составляющих базовые знания профессии врача. Ислам, как одна из величайших мировых религий насчитывает миллиарды последователей по всему миру [4]. Эта религия
оказывает значительное влияние на культурные, социальные и личные аспекты жизни своих адептов, включая студенческую молодежь. Для того чтобы понимать суть взаимодействия и точек соприкосновения исламских канонов и анатомического (морфологического в целом) образования, необходимо кратко охарактеризовать ключевые принципы этих канонов.
Основной текст священного писания ислама Коран идентифицируется как слово бога, переданное через его посредника Пророка Мухаммада, по исламской версии - последнего из пророков. В Коране содержатся детальные указания по всем аспектам жизни мусульманина, включая поведенческие, этические, моральные и общественные нормы. Как известно, пять столпов ислама образуют парадигму всей мусульманской жизни от зачатия до смерти. Это признание того, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад - его пророк (посланник), пятикратная ежедневная молитва по особому расписанию, ежегодное обязательное пожертвование нуждающимся из своего личного состояния, ежегодный обязательный с определенными исключениями пост в священный месяц Рамадан по лунному календарю и посещение священного для мусульман города Мекки хотя бы один раз, желательно в конце жизни, если позволяют физические и материальные возможности.
Важная роль в исламе в определении правил жизни и бытия отводится шариату - исламскому праву, определяющему правильное (правовое) поведение мусульман. Шариат основывается на исламских традициях и регламентирует все стороны жизни, содержит определенные законы, которыми руководствуется правоприменительный мусульманский гражданский институт. В вопросах, касающихся науки и образования, ислам безоговорочно поддерживает стремление к знаниям и к их изучению. Однако для верующих важно, чтобы эти стремления находились в соответствии с основными принципами ислама.
Вопросы медицинской этики, концепции жизни, смерти, человеческого тела, а также роль и положение в обществе и семье мужчин и женщин находятся в фокусе медицинского образовательного процесса
в целом и являются предметом учебного интереса студентов в контексте изучения в медицинском вузе морфологических дисциплин. При этом моральные и этические каноны ислама вызывают определенные сложности и накладывают на верующих студентов определенные обязательства, которые могут быть с известными ограничениями учтены преподавателями и руководством образовательных учреждений при разработке учебных программ и использовании различных форм и методов преподавания морфологических дисциплин [5].
Изучение взаимосвязи религии, науки и образования в целом представляет собой сложную и многоаспектную задачу. В контексте ислама это взаимодействие охватывает не только традиционные взгляды на мироздание, жизнь и смерть, но и этические нормы, которые оказывают влияние на практическое применение научных знаний в образовании и научных исследованиях. Несмотря на то, что Коран и другие исламские тексты предоставляют широкий спектр наставлений для жизни мусульман, не все аспекты современной науки и образования непосредственно обсуждаются в этих текстах. Это создает определенную свободу для интерпретации ряда вопросов и их адаптации к современным условиям. Тем не менее, существует одновременно и ряд некоторых ключевых принципов и ограничений, непосредственно влияющих на организацию и содержание образовательного процесса, в частности, изучения морфологических дисциплин в медицинских и(или) биологических высших учебных заведениях.
Во-первых, это специфическое уважительное отношение к человеческому телу и соответствующее его проявление. Тело человека после смерти в исламе заслуживает особого уважения, и поэтому использование кадавров в образовательных целях может быть ограничено или признано неприемлемым в большинстве исламских сообществ. Во-вторых, это духовная и физическая в гигиеническом смысле чистота и скромность. Исламские принципы скромности могут существенно влиять на способы презентации и изучения человеческого тела, например, когда это
касается обучаемых разного пола. В-третьих, это принцип социальной, личностной и физической дифференциации представителей разного пола. В-четвертых, в исламе существуют некоторые принципиальные ограничения на изображение и рассматривание изображений живых существ, что может затрагивать использование иллюстраций, моделей и схем в преподавании анатомии и смежных дисциплин. Это, далеко не полное перечисление содержания исламских принципов свидетельствует о том, что они могут влиять на организацию образовательной среды, в том числе необходимость разделения обучающихся мужского и женского пола на занятиях по отдельным темам, что, в свою очередь, требует определенной логистики и планирования образовательного процесса. Перечисленные выше принципы требуют от образовательных учреждений развития использования таких подходов, при которых могут учитываться исламские каноны, но при этом одновременно должно быть обеспечено высокое качество медицинского образования. Для преодоления этих сложностей необходимо постоянное взаимодействие между преподавателями, студентами, образовательными администрациями и при необходимости специалистами-религиоведами. Такая коллабора-ция может помочь разрабатывать учебные программы и методы преподавания, которые гармонично сочетают толерантность к принципам религиозного верования и обеспечение высокого уровня образования в области морфологии для будущих медицинских специалистов.
Следует понимать, что принципы исламской религии в процессе обучения и воспитания студентов трансформируются во вполне конкретные этические нормы [6]. В преподавании морфологических дисциплин они приобретают особую значимость, поскольку исламская доктрина содержит достаточно четкие предписания относительно обращения с человеческим телом - как живым, так и усопшим. Эти нормы в значительной мере формируют реальные подходы к преподаванию анатомии, гистологии и других морфологических наук в тех учебных заведениях, в которых обучаются студенты с исламскими
традициями. Этические нормы требуют не только ментальной и духовной приверженности, но, прежде всего, непосредственного их проявления, которое само по себе, независимо от его содержания, в студенческой молодежной среде может иметь намного большее значение, чем в иной среде.
Анатомическое образование в указанном выше смысле сталкивается с вполне конкретным противоречием этическим нормам ислама. Принципы неукоснительного соблюдения и проявления уважительного отношения к телу человека требуют не только соблюдения этической нормы, но и специального разрешения религиозных институтов. Это накладывает известные ограничения на любые манипуляции с человеческими останками для научных или образовательных целей [7]. Определенные ограничения содержат также ритуалы, связанные с подготовкой тела к захоронению, которые подразумевают весьма ограниченные воздействия на тело после смерти и необходимость соблюдения принципа не только и не столько гигиенической, но и духовной (идеализированной) чистоты, исключающих любое обращение человеческих биологических материалов и изготовленных из них анатомических препаратов. Принцип конфиденциальности и недопустимости стыда, связанного с демонстрацией обнаженного тела усопшего, то есть отношение к мертвому телу усопшего человека, так, как если бы он продолжал наблюдать манипуляции окружающих с его телом, накладывает еще большие ограничения к перечисленным выше.
Одним из важных аспектов обсуждаемой проблемы оказания образовательных услуг обучающимся с мусульманским вероисповеданием являются также ограничения, связанные с половой принадлежностью и соответствующей необходимостью соблюдения определенных этических норм взаимоотношений участников в образовательном процессе. Эти ограничения имеют свои основания в религиозных канонах ислама и оказывают значительное влияние на учебный процесс. Традиционно, многие исламские общины культивируют и поддерживают раздельное обучение для мужчин и женщин, особенно в областях,
затрагивающих аспекты анатомии человека. В некоторых мусульманских странах разделение по половому признаку может варьировать от полностью отделенных расписанием занятий и территорией учебных аудиторий до использования разного времени в расписании для обучения в одном и том же помещении. Достаточно существенные проблемы при изучении анатомии в специализированных анатомических аудиториях создает также необходимость соблюдения определенной формы одежды, как лицами женского, так и мужского пола.
В рамках учебных программ преподавания морфологических дисциплин неизбежно возникает необходимость изучения, обсуждения и демонстрации различных частей тела, включая репродуктивные органы. Занятия по определенным темам могут вызывать не только отказы присутствия на них, но и полное их неприятие. Для исповедующих ислам также настоятельно рекомендуется соблюдать дистанцию между лицами разного пола, включая пространственную дистанцию между студентами и преподавателями. Это требует дополнительного внимания преподавателей к социальному взаимодействию и коммуникативным практикам в учебных аудиториях и лабораториях.
Все эти особенности требуют от анатомических кафедр определенной адаптации содержания и форм проведения учебных занятий и методов преподавания для соблюдения оптимального баланса между необходимостью соблюдения обучаемыми требований перечисленных выше этических принципов и норм и эффективностью и качеством образовательного процесса. При этом неукоснительно должны быть гарантированы соответствующие права и свободы всех участников образовательного процесса, равно как и соблюдение установленных действующим законодательством и государством норм реализации образовательной деятельности. В решении этих проблем, вынесенных в заглавие настоящей статьи, российскими и зарубежными медицинскими университетами накоплен достаточный опыт, позволяющий эффективно их преодолевать.
Коротко в качестве главных направлений преодоления этих проблем следует
указать решения в области технологического, организационного и информационного сопровождения образовательного процесса. Технологические решения заключаются в значительной степени в широком использовании современных технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, которые предлагают приемлемые решения, позволяющее студентам изучать морфологические дисциплины без непосредственного взаимодействия с анатомическими препаратами и трупами, в том числе имеющимися в распоряжении кафедры, анатомическими изображениями или моделями тела, частей тела, органов, что в значительном ряде случаев как формально, так и по существу снимает соответствующие этические ограничения. Использование анатомических моделей органов и частей тела, особенно тех, которые исключают явные изображения наружных и внутренних гениталий, других критических в этическом плане областей тела, могут широко использоваться для иллюстрации и изучения анатомических структур, составляющих обязательное содержание разделов дисциплин.
Организационные решения могут включать создание специальных секционных залов и(или) аудиторий с максимально возможными условиями и оборудованием, обеспечивающим необходимую совместимость как общечеловеческих этических норм, этических норм самых разных конфессий с высоким качеством преподавания анатомических дисциплин. Значительная роль при этом принадлежит также профессорско-преподавательскому составу в моде-рации форм и методов преподнесения студентам анатомического учебного материала.
Информационные решения могут предусматривать, во-первых, использование студентами учебников, изданных на их родном языке, что само по себе представляет не только адаптационную составляющую, но и в значительной степени обеспечивающую необходимое восприятие в привычном этическом и культурном контексте. Одним из альтернативных информационных решений может быть создание специальных учебников, органично сочетающих необходимый объем актуальной
учебной и научной информации с соответствующими комментариями, позволяющими преодолеть этические ограничения с конкретными примерами и образцами из региональной практики. Коллективам анатомических кафедр следует также учитывать в своей работе то обстоятельство, что все три группы существующих в текущей практике решений анализируемой проблемы не могут быть эффективно внедрены без соответствующего объема обязательной воспитательной работы со студентами, в том числе через предмет и его содержание. Кафедры медико-биологического цикла осуществляя преподавание базовых в медицинском высшем образовании дисциплин, выполняют ключевую роль в профессиональной подготовке студентов на доклиническом этапе формируя навыки работы и коммуникаций с коллегами и пациентами в мультикультурной и мульти-конфессиональной среде. Достижение академического успеха в такой подготовке может быть достигнуто только на основе определенного баланса во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.
В целом, исследование соответствующих материалов показало, что для обеспечения баланса между качественным образовательным процессом на морфологических кафедрах медицинских вузов и необходимостью создания эффективной и комфортной образовательной среды, не нарушающей и не противоречащей определенному ряду этических норм, диктуемых мусульманской принадлежностью верующих студентов требуются дополнительные усилия и инновационные подходы, в которых учитываются и уважаются культурные и этические ценности всех участников образовательного процесса.
Для оценки отношения к преподаванию морфологических дисциплин на кафедре анатомии человека медицинского факультета Ингушского государственного университета авторами было проведено пилотное анонимное анкетирование среди студентов 1-6 курсов по специфике преподавания морфологических дисциплин, связанных с вероисповеданием студентов (анатомия, гистология, патологическая анатомия и других). В анкету входили
группы вопросов общего характера, вопросы, связанные со спецификой преподавания морфологических дисциплин и вопросы, связанные с особенностями изучения морфологических дисциплин конкретно студентами, исповедующими ислам. Анализ результатов проведенного исследования позволяет подтвердить мнение педагогического большинства кафедры, что основная масса обучающихся студентов, исповедующих ислам, выступает за смешанную форму обучения, студенты поддерживают необходимость проведения занятий с использованием анатомических препаратов и трупного материала. На вопрос о том, мешает ли студентам-мусульманам вероисповедание препарировать трупы, в 65,5% случаев был получен отрицательный ответ. 81,6% опрошенных студентов готовы работать с нативным анатомическим материалом (патологическая анатомия). Подавляющее большинство студентов - 86,5% из всех опрошенных выбрали смешанное анатомическое образование с использованием как натуральных анатомических препаратов, так и анатомических моделей, цифровых симуляторов и гаджетов.
Таким образом, анализ основных этических принципов, которых придерживаются обучающиеся на анатомических кафедрах студенты с исламским вероисповеданием и которые влияют на их образовательный процесс, показывает определенные сложности, с которыми сталкиваются преподаватели. Особое место среди них занимают вопросы изучения человеческого тела с точки зрения исламской этики, ограничения, связанные с половой принадлежностью студентов, использование анатомических препаратов, изображений и моделей обнаженного тела в процессе обучения. В то же время пилотное исследование в виде анкетирования по затронутым в настоящей публикации вопросам продемонстрировало, что существующие проблемы и трудности анатомического образования студенческой молодежи, исповедующей ислам вполне преодолимы, но требуют создания определенных условий в организации образовательного процесса, широкого использования на морфологических кафедрах не конвенциональных
видов и форм воспитательной работы и создания толерантной среды. Подробное рассмотрение обозначенных выше проблем и предложения для разработки методов оптимизации преподавания морфологических дисциплин позволит образова-
тельным учреждениям определенных территорий оптимизировать процесс обучения, делая его приемлемым для студентов с разными религиозными взглядами.
Литература References
1. Bolgucheva MB, Bezieva KhA, Barakhoeva KhA. Spetsifika prepodavaniya morfologicheskikh distsiplin. Vkn.: Mater. mezhdunar. nauchno-praktich. konf. stud., ordinatorov i mol. uch. Magas: Ingushskiy gosudarstvenny universitet, 2017.- S. 16-25. In Russian
2. Kafarov TE. Printsipy etiki islama: nravstvenny orientir dlya musul'manina. Islamovedenie. 2010;2(4): 65-78. In Russian
3. Kolsanov AV, Voronin AS. Morfologicheskie distsipliny i transformatsiya ikh prepodavaniya v meditsinskikh vuzakh na primere SamGMU. Mor-fologiya. 2019;2(155):157. In Russian
4. Filatov SB, Lunkin RN. Statistika rossiyskoy religioznosti: magiya tsifr i neodnoznachnaya real'nost'. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2005;6(254): 35-45. In Russian
5. Evdokimov IV. Koranicheskaya antropologiya. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul' turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2016;12-3(74):66-69. In Russian
6. Alibekov AM, Tsyganenko VM. Islamskaya etika i sovremennaya meditsina. V kn.: 86-ya Vseross. baykal'skaya nauchno-prakt. konf. mol. uch. i stud. s mezhdunar. uchast. «Aaktual'nye voprosy sovremennoy meditsiny», posvyashch. 100-letiyu Irkutskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. Irkutsk, 22-24 aprelya 2019 goda. Irkutsk: IGMU, 2019.- S. 202-203. In Russian
7. Yakovenko IA. Problema sootnosheniya religioznogo i nauchnogo znaniya. Vestnik adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Re-gionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya. 2011;3:20-28. In Russian
Авторы заявляют об отсутствии каких-либо конфликтов интересов при планировании, выполнении, финансировании и использовании результатов настоящего исследования
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Болгучева Мадина Борхаевна, доцент, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой анатомии человека Ингушского государственного университета, Магас, Россия; e-mail: [email protected]
Джолдубаев Сагынбек Джаркынбаевич, доцент, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой анатомии, гистологии и нормальной физиологии Ошского государственного университета, Кыргызстан; e-mail:
Барахоева Хадижет Алихановна, старший преподаватель кафедры анатомии человека Ингушского государственного университета, Магас, Россия; e-mail: [email protected]
Нальгиева Марем Сафарбековна, старший преподаватель кафедры анатомии человека Ингушского государственного университета, Магас, Россия; e-mail: [email protected]
Барахоева Залифа Хамзатовна, старший преподаватель кафедры анатомии человека Ингушского государственного университета, г. Магас, Россия; e-mail: [email protected]
Барахоева Лейла Алихановна, студентка Ингушского государственного университета, г. Магас, Россия; e-mail: [email protected]
Эсмурзиев Мурад Русланович, старший преподаватель кафедры анатомии человека, руководитель аккредитацион-но-симуляционного центра Ингушского государственного университета, Магас, Россия; e-mail: [email protected]
The Authors declare that they have no conflicts of interest in the planning, implementation, financing and use of the results of this study
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Madina B. Bolgucheva, Docent, Candidate of Medical Sciences, Head of the Human Anatomy Department of the Ingush State University, Magas, Russia; e-mail: [email protected]
Sagynbek D. Dzoldubaev, Docent, Candidate of Medical Sciences, Head of the Anatomy, Histology and Normal Physiology Department of the Osh State University, Osh, Kyrgyzstan; e-mail:
Khadizhet A. Barakhoeva, Senior Lecturer of the Human Anatomy Department of the Ingush State University, Magas, Russia;
e-mail: [email protected]
Marem S. Nal'gieva, Senior Lecturer of the Human Anatomy Department of the Ingush State University, Magas, Russia; e-mail: [email protected]
Zalifa Kh. Barakhoeva, Senior Lecturer of the Human Anatomy Department of the Ingush State University, Magas, Russia; e-mail: [email protected]
Leyla A. Barakhoeva, Studentin of the Ingush State University, Magas, Russia;
e-mail: [email protected]
Murad R Esmurziev, Senior Lecturer, of the Human Anatomy Department, Head of the Accreditation and Simulation Center of the Ingush State University, Magas, Russia; e-mail: [email protected]