ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 63-65.
УДК 1
Ю.С. Авилкина
О ПРИРОДЕ МЕСТИ
В статье речь идет о мести как естественной реакции человека на несправедливость. Месть представлена инстанцией, заложенной в людей самой природой, в которой действует закон возмездия, рассмотренный на примере истории России. Представлены некоторые позиции Ф. Ницше, Ж. Мариона и др. по данному вопросу, приведены факты научного исследования доктора Эдди Хармона-Джонса из Университета Висконсин.
Ключевые слова: ценность, справедливость, разочарование, ненависть, месть, боль, возмездие, зло, инстинкт, самозащита.
Месть - чувство древнее, его считают отголоском угасшего инстинкта сохранения рода. Это - как раздавить пчелу вблизи улья. Сотни разъяренных подруг павшей немедленно вонзят в обидчика свои жала. Ничего личного. Просто никому нельзя прощать умаления рода. Иначе он весь может исчезнуть - поодиночке. Мстя за одного, защищают всех. Со временем человек покинул свой «рой». А древний инстинкт остался. И люди принялись осваивать его «в розницу» [І, с. З].
Закон возмездия заложен в самой природе мира, а значит и в человеке, как части вселенной. Месть - действие в отплату за причиненное зло, возмездие за реальную или мнимую несправедливость. Эрик Дивильковский в статье «Panto предвидит всё» рассматривает этот закон как непреложный. Если отдельные люди совершают большое зло (убийство, подлость и т.д.) или, например, отказываются помогать другим в большой беде (из сугубо эгоистических побуждений), то природа отворачивается от них. И даже может совершить возмездие, если «злодеющий» человек совершенно неисправим [3, с. 22].
С потрясающей последовательностью закон возмездия действует в истории человечества.
Петр Первый «Россию поднял на дыбы», но опустил ее на дыбу. И не было ему счастья на земле, и отравленную конфетку получил он из рук любимой жены. И все дела его пошли прахом. Екатерина Вторая, втайне разрешившая убийство мужа, всю жизнь свою не знала женского и материнского счастья, утопив во лжи фаворитов надежды на любовь. И декабристы, желавшие свободы своим тщеславным мечтам, получили свое, и Николай I, посмевший казнь пятерых, всю оставшуюся жизнь мучился страхом Божьего Суда.
Большевики, внесшие в Кремль благороднейшую цель - дать человечеству светлую жизнь, начали с того, что расстреляли царскую семью в доме купца Ипатьева в Екатеринбурге. Главный убийца Юровский, бывший фотограф, после того как царская семья спустилась в подвал и не понимавшая, что происходит, царица попросила принести стул, вдруг решил: он рассадит их, как для фотоснимка. Эта фотография навсегда отпечаталась в его зрачках и никогда не попала на глаза потомкам.
Все исполнители преступления получили по закону возмездия. Ни один из них не знал ни покоя, ни счастья на земле [2, с. 8-9].
О Ю.С. Авилкина, 2011
64
Ю.С. Авилкина
Природой в человека заложено чувство справедливости. Узнав об обмане, предательстве, измене, человек, естественно, переживает психологический надлом, чувствует растерянность, обиду, отчаяние, злобу. Месть - проявление инстинкта самозащиты. Стремление заставить обидчика страдать, чтобы не чувствовать себя униженным, получить, так сказать, моральную компенсацию - не есть преступление.
Но «пепел Клааса» может стучать в сердце уязвленного человека многие годы и может перерасти даже в маниакальную мстительность, озлобленность на всех и вся, а то и обернуться тяжелой болезнью, причем не только психической. Обида и жажда мести отравляют жизнь самого мстителя, оставляя после себя новые выжженные дотла зоны его души, тем временем обидчик нередко пребывает в счастливом неведении. Шотландский писатель Гектор Хью Манро писал по этому поводу: «Человек, одержимый жаждой мести, как это ни горько осознавать, отнимает годы полноценной жизни лишь у самого себя...» Но, тем не менее, история и наша жизнь сегодня полна примеров бесконечных обид, мщений и проявленных при этом низости и возвышенности человеческого духа.
Жажда мести как ответ на уязвленное самолюбие или достоинство - одна из сильнейших естественных эмоций, возможно, не менее необходимая нам, чем любовь. Немецкий философ Фридрих Ницше называл месть сильнейшим из инстинктов. Порыв выпустить ярость, избавиться от гнетущей нас обиды абсолютно нормален, сообразен человеческой природе [4, с. 26]. Интересный факт: доктор Эдди Хармон-Джонс из Университета Висконсин с помощью технологии сканирования волн головного мозга пришел к выводу, что оскорбление вызывает активность тех же предфронтальных долей мозга, что и в случае, когда человек испытывает голод или жажду. Таким образом, человек получает приблизительно одинаковое удовольствие и когда мстит, и когда наслаждается вкусной едой [6, с. 160].
Свершившаяся месть наполняет душу радостным покоем, ибо обидчик наказан, хотя существует также мнение о том, что месть - это удел слабых людей. И в то же время стремление мстить воспитывает в человеке самообладание, волю и выдержку в самые ответственные моменты жизни.
Однако вместо ожидаемой радости человек нередко сталкивается с тупой опустошенностью. Порой месть приводит к трагедиям. Так, треть ребят, находящихся
в колониях для несовершеннолетних, объясняют мотивы своих проступков одинаково: «Хотел (хотела) отомстить» [1, с. 7].
Мстить - это также способ отстаивать свои права. В современном мире большую популярность набирает виртуальная месть. В Интернете появляется все больше и больше форумов, на которых люди могут высказывать свои претензии к недоброжелателям. Так, например, уже около десяти лет в сети работает сайт ДОНОС.ги. «Это последняя инстанция, куда вы можете пожаловаться, когда милиция и суды бессильны, - утверждают создатели сайта. - Цель проекта - предоставить возможность высказаться всем желающим. На этом сайте любой человек может найти информацию о мошенниках, взяточниках, недобросовестных лицах и организациях. Надеемся, это поможет многим избежать неприятных ситуаций».
Всё бы ничего, но спрос рождает предложение, а потому появляются, так сказать, и дополнительные услуги. Те, кому мало одной только огласки, добираются и до сайта виртуальных убийств. Создатели сайта обещают уведомить жертву о том, как она погибала. Вопрос о том, где та грань, за которой мстительные забавы выходят за рамки виртуального пространства и становятся угрозой для жизни и психики, остается открытым - как с юридической, так и с нравственной точки зрения [7, с. 37-38].
Месть напрямую связана с ценностными установками индивида, так как возникает из желания покарать того, кто обманул, предал, подставил или унизил, а значит опровергнул закон справедливости в микромире человека, нарушил его внутреннее равновесие. Таким образом, концептуально месть можно разделить на четыре этапа: ценность - разочарование -ненависть - месть.
Ж. Марион рассматривает месть как реакцию на претерпеваемую боль, чтобы избавиться от нее. Ибо первое следствие зла - страдание, а второе - стремление прекратить страдание, устранив его причину. Устранить причину зла - значит, прежде всего, отстаивать собственное дело против зла. Всякому злу отвечает по меньшей мере желание мести. Но при этом противопоставлять злу ответное зло - значит «закольцовывать» зло, становиться самому также виновным. В этом тупик логики мести [5, с. 134-139].
Исходя из всего вышесказанного, месть можно рассматривать как заложенную природой в человека инстанцию.
О природе мести
65
Человек, как живое существо, не может, естественно, не реагировать на боль. Боль в данном случае - зло и всякая несправедливость, противоречащая ценностям и моральным критериям человека. Нарушение понятий о справедливости приводит к разочарованию, разочарование - к ненависти, ненависть рождает месть.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бовищанский Т. Это сладкое слово - месть // Пионер. 2009. № 7.
[2] Васильева Л. Весть Василисы, или Тайна, открытая всем // Наука и религия. 2008. № 5.
[3] Дивильковский Э. Panto предвидит всё, или некоторые таинства природы // Природа и человек. 2006. № 1.
[4] Жуков В. «Горбушка, я тебе отомщу!» // Физкультура и спорт. 2007. № 9.
[5] Марион Ж. Зло как оно есть // Культурология. 2004. № 1.
[6] «Мстите, ибо месть сладка!» // Смена. 2005. № 2.
[7] Петелин Г. Мстительные забавы // Огонек. 2006. № 42.