УДК 338.242
О ПРИНЦИПАХ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ
© 2016
Белякова Галина Яковлевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса Сибирский федеральный университет, Красноярск (Россия) Воробьева Татьяна Николаевна, соискатель
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академикаМ.Ф. Решетнева,
Красноярск (Россия)
Аннотация. В ходе проведения в Российской Федерации бюджетной и административной реформ созданы и внедрены инструменты оценивания эффективности государственного управления. Федеральная система показателей эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ формирует основу управления развитием регионов. Накопление практики управления отдельными направлениями деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ (управление общественными финансами, реализация передаваемых федеральных полномочий), развитие законодательной базы в области стратегического планирования смещают вектор оценивания в зону эффективности стратегического управления. Реализация амбициозных долгосрочных планов модернизации базовых отраслей экономики регионов и формирование новых, перспективных ниш требует наличия у высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ надежных управленческих инструментов. В качестве такого инструмента авторами рассматривается оценка эффективности деятельности органов власти субъекта РФ в области развития экономики. Авторами предложены принципы построения системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области развития экономики на основе анализ сложившейся практики оценивания эффективности государственного управления.
Ключевые слова: управление развитием региональной экономики, достижение показателей развития экономики регионов, оценка эффективности деятельности, эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, принципы проведения оценки эффективности.
ABOUT PRINCIPLES FOR ASSESS REGIONAL AUTHORITIES'SWORKING EFFICIENCYAT THE ECONOMIC DEVELOPMENT
© 2016
Бе1уакоуа Galina Yakovlevna, Doctor of Economics, Professor of Economics a nd International Business of mining and metallurgical complex Siberian Federal University, Krasnoyarsk (Russia) Vorobyevа Tatiana Nikolaevna, applicant Siberian State Aerospace University after Academician M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk (Russia)
Abstract. In the course of the Russian Federation, fiscal and administrative reforms designed and implemented tools of assessment of efficiency of public administration. The federal system of performance indicators of senior officials (heads of supreme executive bodies of state power) of the Russian Federation is the basis of management of development of regions. In the course of the Russian Federation, fiscal and administrative reforms designed and implemented tools of assessment of efficiency of public administration. The federal system of performance indicators of senior officials (heads of supreme executive bodies of state power) of the Russian Federation is the basis of management of development of regions. The implementation of the ambitious long-term plans for the modernization of basic sectors of the regional economy and the creation of new, promising niches requires from senior officials (heads of supreme executive bodies of state power) of the Russian Federation robust management tools, ensuring the achievement of the strategic objectives of socio-economic development of regions. As the authors of such an instrument is considered estimation of efficiency of activity of the Russian Federation Government in the field of economic development. The authors of the proposed principles of the system of evaluating the performance of the executive bodies of subjects of the Russian Federation in the field of economic development based on analysis of the current practice of estimating the efficiency of public administration.
Keywords: management of regional economy development, the achievement of indicators of development of regional economies, performance evaluation, the effectiveness of executive authorities of the RF subjects, principles of performance evaluation.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Процессы модернизации системы экономических отношений в России характеризуются возрастающей ролью регионов и их конкуренцией. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании» [1] ориентирует органы власти субъектов РФ на эффективное управление экономическим развитием регионов. Существует потребность в надежных управленческих инструментах, обеспечивающих достижение органами исполнительной власти субъектов РФ стратегических целей развития регионов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы совершенствования государственного управления как отправной точки для успешного реформирования эко-
номики находятся в зоне внимания отечественного и международного экспертного и профессионального сообщества, рассмотрены в Докладе Всемирного экономического форума «Глобальные риски 2015», на площадках Петербургского международного (2015) и Красноярского (2016) экономических форумов. Татаркин А. И. [2, 3] ставит вопрос о необходимости институционального обеспечения реализации государственных стратегических планов: решение конкретных программных задач на основе программно-проектного подхода, с использованием института государственно-частного партнерства (ГЧП) при разработке и реализации региональных, отраслевых и муниципальных бизнес-проектов. Самойловым В.Д. [4], Аноховым А.В., Горбовой О.Ю. [5] сформулированы подходы к определению принципов проведения оценки эффективности муниципального управления. Наименьшим образом проработан вопрос формирования регионального ком-
понента системы оценивая.
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи является анализ сложившейся в Российской Федерации практики оценивания эффективности государственного управления. Для достижения цели решаются задачи:
- проведения анализа нормативной правовой базы, определяющей методологию оценки эффективности деятельности в отдельных компонентах государственного управления;
- определения особенностей применяемых систем оценок;
- формирования принципов построения региональной системы оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В целях настоящей статьи под формированием принципов авторами понимается определение правил, установок для осуществления оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ.
Проведенный авторами анализ теоретических и концептуальных основ оценки эффективности государственного управления [6] показывает, что в исторической ретроспективе имеет место заимствование для целей оценки эффективности государственного управления методов оценки и повышения эффективности из негосударственного сектора.
Стандартами Российской Федерации установлены принципы в области менеджмента для достижения устойчивого успеха организации [7, 8]: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к управлению; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; эффективные отношения с контрагентами.
В ходе проведения в Российской Федерации административной и бюджетной реформ сформирована методология оценивания в отдельных компонентах государственного управления (рис.1).
Рис. 1. Система оценивания эффективности государственного управления.
Наименьшим образом проработан региональный компонент системы оценивая. Органы государственной власти субъектов РФ, сами являясь объектом оценки со стороны Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти РФ, в соответствии с Федеральном законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ [9] самостоятельны в решении вопросов установления механизмов достижения стратегических целей развития регионов.
Формирование принципов целесообразно производить на основе анализа существующий практики оценивания эффективности деятельности.
Министерство финансов РФ [10] в рамках реализации Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях проводит мониторинг и оценку качества управления региональными финансами по от-8
дельным аспектам (планирование и исполнение бюджета, управление государственным долгом, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, управление государственной собственностью и оказание государственных услуг, прозрачность бюджетного процесса).
Комплексная ежегодная оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ производится на основании положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, органов местного самоуправления - Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 [11]. Оценка эффективности деятельности производится на основании показателей, установленных Президентом РФ и Правительством РФ и характеризующих основные сферы деятельности объектов оценки. По итогам оценки принимается решение о поощрении за достижение наилучших показателей оценки.
В соответствии с долгосрочной государственной экономической политикой [12] внедрена система оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ на основе качественных и количественных показателей улучшения инвестиционного климата.
Результаты деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности [13].
Проводится оценка отдельных сфер деятельности федеральных органов исполнительной власти, например, деятельности в сфере управления федеральным имуществом [14].
Появившиеся на стыке реализации административной и бюджетой реформ Доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНДы), по мнению аналитиков [15], не заняли достойного места в системе планирования и оценивания эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Применяется оценивание отдельных сфер деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, например, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [16].
Правительством РФ производится оценка качества осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ переданных федеральных полномочий [9] на основании показателей и методик, установенных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти [17, 18]. В случае недостижения органами государственной власти субъекта РФ установленных значений целевых показателей руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти вправе вносить в установленном порядке в Правительство РФ для внесения Президенту РФ предложение об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) [19].
В отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) установлена оценка гражданами эффективности деятельности [20].
Регламентировано проведение органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления оценки эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений [21].
Сравнительный анализ методик оценивания эффективности деятельности, применяемых в Российской АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1(14)
Федерации в отношении органов исполнительной власти и сектора государственного управления, позволил выявить следующие особенности применяемых систем оценок.
Используемые в Российской практике методики оценивания эффективности деятельности утверждены нормативными правовыми актами и, в ряде случаев -обязательны к применению, в других случаях - рекомендованы к применению.
Все они носят характер установления для субъектов РФ и органов местного самоуправления неких ориентиров эффективности деятельности. Набор показателей позволяет как оценивающим, так и оцениваемым выявлять слабые сферы в деятельности объекта оценки и не дает возможности управлять процессом.
Процесс достижения устанавливаемых показателей эффективности не регламентируется.
Слабым звеном подавляющего большинства анализируемых практик оценок эффективности, на взгляд авторов, является отсутствие установленных негативных последствий в результате недостижения установленных показателей эффективности (все из рассмотренных за исключением оценки качества осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ переданных федеральных полномочий).
Установленные стандартами Российской Федерации принципы в области менеджмента для достижения устойчивого успеха организации реализованы в той или иной степени в применяемых методиках оценивания эффективности деятельности в России.
Развитие законодательной базы в области стратегического планирования смещают вектор оценивания в зону эффективности стратегического управления регионом.
Актуальность необходимости создания инструментов достижения ориентиров стратегического планирования подтверждается тематикой дискуссий, проводимых профессиональным и экспертным сообществом.
Татаркин А. И. рассматривает программно-проектный менеджмент как условие инновационного развития социально-экономических систем. Автор ставит вопрос необходимости институционального обеспечения реализации государственных стратегических планов: решение конкретных программных задач на основе программно-проектного подхода, с использованием института государственно-частного партнерства (ГЧП) при разработке и реализации региональных, отраслевых и муниципальных бизнес-проектов.
Российскими авторами сформулированные следующие подходы к определению принципов оценки эффективности государственного (муниципального) управления.
Самойлов В.Д. следующим образом определяет общие требования к оценке органов государственного управления: «...обеспечение качества управления на установленном нормативном уровне; достаточность для решения текущих и перспективных задач органов государственного управления, повышения эффективности его деятельности; соответствие установленным Росстатом формам государственного статистического наблюдения (учета и отчетности); доступность методики расчета показателей оценки для практики ее применения; нормирование, адекватность, достоверность, полнота, точность; взаимосвязь с показателями оценки эффективности функционирования системы госуправления......
Аноховым А.В., Горбовой О.Ю. для целей оценки эффективности предложен «принцип Иерархии», позволяющий избежать дублирования показателей и распределить ответственность между исполнительными органами за эффективность управления.
Авторами статьи рассмотрена возможность формирования принципов построения системы оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в
области развития экономики на основе заимствования установленных Стандартами Российской Федерации принципов в области менеджмента для достижения устойчивого успеха организации, а также принципов, положенных в основу существующих практик оценивания эффективности госуправления. Определение принципов построения системы оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики произведено с учетом установленных статьей 7 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ принципов стратегического планирования.
Авторами предложены следующие принципы построения системы оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики.
1. Принцип правомерность (легитимности) оценки.
Потребности общества в формировании органов государственного управления, обладающих способностью обеспечения достижения стратегических ориентиров развития экономики, должны быть реализованы посредством соответствующего нормативного правового сопровождения формирования специальных механизмов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области развития экономики.
Практика применения Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ, вероятно, потребует дополнительного изменения законодательства РФ, в частности, по вопросам законодательного закрепления основ государственного регулирования и принципов государственного управления экономикой.
Формирование специальных механизмов оценки (критерии (показатели) и методика оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики) должно проходить в условиях четкого определения (разграничения) полномочий всех участников стратегического планирования.
Возможно, потребуется систематизация и конкретизация полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в области развития экономики. По оценкам экспертов указанные полномочия рассредоточены в огромном количестве нормативных правовых актов (более 70 в каждом субъекте РФ, включая 12 федеральных законов, 8 кодексов РФ, Уставы и законы субъектов РФ) [22].
2. Принцип первенства лидера (иерархии) в оценке.
Высшие должностные лица субъектов РФ обеспечивают единство целей развития региона и направлений деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по их достижению.
По справедливому мнению Дамирова Д. [23] «...намеченные цели, выработанные стратегии, принятые решения, утвержденные планы не реализуются, а остаются благими намерениями, если не внедрена надлежащая система оценки деятельности людей, ответственных за их реализацию. Разработанная прозрачная система оценки сообщает сотрудникам об ожиданиях руководителей (как известно, контролируемое ожидание руководителя определяет поведение подчиненных), стимулирует их сосредоточиваться на ключевых направлениях деятельности, создает возможность не только для контроля по определенным параметрам со стороны вышестоящих должностных лиц, но и самоконтроля, своевременной самостоятельной корректировки процесса получения результатов......
Высшие должностные лица субъектов РФ призваны создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой органы государственной власти, государственные органы, государственные гражданские служащие могут быть полностью вовлечены в процесс достижение целей экономического развития региона, в формулировках Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ - «системы стратегического планирования - механизма обеспечения согласованного взаимодействия участников
стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения».
Необходимо отметить потенциальный масштаб создаваемых в настоящее время региональных системы стратегического планирования. Так например, в систему управления региональной экономикой одного из субъектов РФ встроены около десятка региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в отдельных сферах (целевых сегментах), видах экономической деятельности (с суммарной численностью государственных гражданских служащих около трехсот штатных единиц), около двух десятков региональных совещательных коллегиальных органов, осуществляющих разработку предложений по вопросам содействия экономическому развитию региона (содержащих более 400 представителей органов исполнительной власти края, хозяйствующих субъектов, общественных и других организаций), 70 подведомственных органам исполнительной власти субъекта РФ организаций и предприятий (с суммарной штатной численностью работников 1 770 единиц) [22].
Эффективность деятельности столь значительной команды управленцев должна обеспечиваться проекцией системы целеполагания субъекта РФ, органов исполнительной власти субъекта РФ на уровень ключевых руководителей с использованием имеющейся в действующей нормативной базе возможности стимулирования результативности руководителей (пункт 14 - 16 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №9 79-ФЗ [24]) и установления ответственности (статья 29.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ). Последнее положение отвечает установленному статьей 7 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ принципу ответственности участников стратегического планирования за своевременность и качество разработки и корректировки документов стратегического планирования, осуществления мероприятий по достижению целей социально-экономического развития и за результативность и эффективность решения задач социально-экономического развития в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.
3. Принцип приоритетов (ориентации на потребителя) оценки.
Предлагаемый принцип созвучен установленному статьей 7 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ принципу соответствия показателей, содержащиеся в документах стратегического планирования, и используемые при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, целям социально-экономического развития Российской Федерации.
Целесообразно достижение корреляции федеральных и региональных оценок эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики.
4. Принцип полноты (системности) оценки.
Оценка эффективности деятельности органов власти
субъектов РФ в области развития экономики должна базироваться на показателях, увязанных с целями развития региона.
Выбор показателей должен обеспечивать исчисление вклада оцениваемого органа исполнительной власти субъекта РФ, государственного служащего в достижение стратегических целей развития экономики.
Достижение каждой стратегической цели может быть закреплено за отдельными органами исполнительной власти субъекта РФ. Деятельность по достижению одной цели может осуществляться несколькими органа-10
ми исполнительной власти субъекта РФ.
Достижение стратегических целей должно обеспечиваться необходимой организационной структурой, а также достаточной установленной компетенцией органов исполнительной власти субъекта РФ.
В сферу осуществления оценки эффективности попадает как достижение установленных целей развития экономики (результат деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области развития экономики), так и процесс достижения установленных целей.
5. Принцип правдивости (достоверности) оценки.
Оценка эффективности деятельности органов власти
субъектов РФ в области развития экономики должна достоверно отражать результаты указанной деятельности.
Оценка должна основываться на данных действующих форм учета и статистической отчетности, данных ведомственной статистики, формируемых с использованием региональных баз данных и автоматизированных систем управления, интегрированных с Государственной автоматизированной информационной системой «Управление» [25] и (или) Федеральной информационной системой стратегического планирования.
6. Принцип простоты и прозрачности (открытости) оценки.
Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области развития экономики включает в себя функцию контроля, принципами которого являются простота и экономичность.
Избыточное количество показателей усложняет систему контроля, снижает концентрацию контролируемого на достижении планируемых показателей.
Предлагаемый принцип созвучен установленному статьей 7 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ принципу прозрачности (открытости) стратегического планирования означает, что документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию.
Результаты проводимых оценок эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики должны быть доступны органам государственного и общественного контроля, доведены до сведения населения.
7. Принцип постоянства (непрерывности) оценки.
Предлагаемый принцип созвучен установленному
статьей 7 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ принципу преемственности и непрерывности, означающему, что разработка и реализация документов стратегического планирования осуществляются участниками стратегического планирования последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования и с учетом этапов реализации документов стратегического планирования.
Измерение полученного результата в области развития экономики в сравнении с запланированным в рамках оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ позволяет сделать вывод об эффективности управленческой деятельности, а также о том, достигаемы или нет поставленные цели, требуются ли какие то дополнительные управленческие усилия для их достижения.
Управленческие решения по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ могут быть как позитивные (премирование, увеличение лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ), так и негативные (освобождение от должности). Вариантами возможных управленческих решений могут быть корректировка (сохранение) самих стратегических целей, предоставление дополнительных полномочий, ресурсов для их достижения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Проведенный анализ сложившейся в Российской Федерации практики оценивания эффективности государственного управления позволил сформировать принципы построения региональных систем оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики. Авторы рассматривают систему оценки в качестве управленческого инструмента, обеспечивающего достижение органами исполнительной власти субъектов РФ стратегических целей развития региона.
На основании предложенных принципов целесообразно формирование методологии проведения оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики и ее апробация.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании» - Консультант Плюс.
2. Татаркин А. И. Системный подход к модернизации пространственного развития Российской Федерации// Образование и наука. 2012. № 1 (90) - С. 26-45.
3. Татаркин А. И. Системный подход к модернизации пространственного развития Российской Федерации// Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2014. № 2 (23) - С. 25-43.
4. Самойлов А. Д. Оценка эффективности государственного управления как фактора модернизации Российской Федерации// Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 8. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - Ч. 2. - 724 с.
5. Анохов А. В., Горбова О. Ю. Обоснование системы оценки результативности муниципального управления/Научный результат. 2015. № 2 (4). С. 62-69 Белгород: ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
6. Белякова Г. Я., Воробьева Т. Н. Диагностика состояния эффективности деятельности органов власти субъектов РФ в области развития экономики// Материалы XXI Международной научно-практической конференции «Государственное и муниципальное управление: теория, методология, практика» - 2016.
7. «ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст) - Консультант Плюс.
8. «ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2010 № 501-ст) - Консультант Плюс.
9. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» - Консультант Плюс.
10. Приказ Минфина России от 03.12.2010 № 552 «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» - Консультант Плюс.
11. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - Консультант Плюс.
12. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» - Консультант Плюс.
13. Указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших испол-
нительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. -Консультант Плюс.
14. Приказ Минэкономразвития России от 07.04.2015 № 208 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчетности по показателям, характеризующим эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом. - Консультант Плюс.
15. Божья-Воля А.А. Оценка результативности государственных служащих руководящего состава: международный опыт и Российские перспективы// Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 81-103.
16. Указ Президента РФ от 13.05.2010 № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. -Консультант Плюс.
17. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 280 «Об утверждении значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, формы отчета о фактически достигнутых органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанных значениях и значениях целевых показателей, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации, а также установлении сроков его представления» - Консультант Плюс.
18. Приказ Минобрнауки России от 16.05.2014 № 550 «Об утверждении Порядка оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации. - Консультант Плюс.
19. Постановление Правительства РФ от 27.03.2013 № 275 «Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации. -Консультант Плюс.
20. Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей. - Консультант Плюс.
21. Приказ Минтруда России от 01.07.2013 № 287 «О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категори-
ям работников» - Консультант Плюс.
22. Информационный бюллетень Счетной палаты Красноярского края. - 2015. - № 4 (4). [Электронный ресурс]: официальный сайт Счетной палаты Красноярского края. - URL: http://spkrk.ru/index.php?option= com_con tent&view=article&id=20&Itemid=22/ (дата обращения: 15.02.2016).
23. Дамиров Д. Критерии эффективности государственного управления//[Электронный ресурс]. URL: http://www.lex-pravo.ru/ru-2740.html (дата обращения: 10.01.2016).
24. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - Консультант Плюс.
25. Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» - Консультант Плюс.