Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 135-137. УДК 261.8
Н. Ю. Пилипчук
О ПРИЧИНАХ ОТКАЗА УЧАСТИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВО ВСЕПРАВОСЛАВНОМ СОБОРЕ 2016 ГОДА
Всеправославный собор, полное название которого Святой и Великий собор Православной церкви, состоялся в июне 2016 г. в Колимвари на острове Крит (Греция). Событие мирового масштаба, примечательное тем, что подготовка к нему заняла 55 лет, а необходимость в созыве собора, который мог бы привнести решение по вопросам богословским, каноническим и пастырским, возникла ещё в конце XIX - начале XX в. Хотя это событие имело большое значение для церковной жизни, от участия в Соборе отказался ряд поместных церквей, в том числе и Русская православная церковь. В этой статье будет рассмотрена причина отказа.
Ключевые слова: Всеправославный собор; Русская православная церковь; Константинопольский патриархат; автокефальные церкви; принцип консенсуса.
N. Y. Pilipchuk
АBOUT THE REASONS FOR THE REFUSAL OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH
IN THE PAN-ORTHODOX COUNCIL 2016
Pan-Orthodox Council was in June 2016 in Kolymvari (Greece) Crete. Event of the world.The need for a council originated in the early 20th century Preparation for it took 55 years. This event was of great importance for the life of the Church. But the Russian Orthodox Church has refused to participate. In this article, the reason for refusal will be considered.
Keywords: Pan-Orthodox Council; Russian Orthodox Church; Patriarchate of Constantinople; auto-cephalous churches; consensus principle.
Всеправославный собор, как и подразумевается, должен проходить в формате консенсуса: решения проблемных вопросов принимаются единогласно представителями всех поместных православных церквей.
Предсоборные заседания, уготавливающие форму собора и темы для разбирательств, действуют по тому же принципу.
Принцип общеправославного консенсуса утвердился на Родосском совещании 1961 г., как сформулировал его Константинопольский патриарх в п. 14 Порядка функционирования и работ Родосской всеправо-славной конференции: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» [1].
В 1986 г. в ст. 16 Регламента Всеправо-славных предсоборных совещаний утверждено: «Тексты по всем темам повестки
© Пилипчук Н. Ю., 2017
Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно».
И, наконец, Собранием Предстоятелей православных церквей в 2014 г. в п. 2а Решения Собрания Предстоятелей было подтверждено: «Все решения как во время Собора, так и на подготовительных этапах принимаются на основе консенсуса» [1].
Точно такой же принцип изложен в Регламенте организации и работы Святого и Великого собора Православной церкви, разработанном Собранием Предстоятелей православных церквей, проходившем в Шамбези с 21-го по 28 января 2016 г. В ст. 1 данного регламента предусматривается среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных поместных автокефальных православ-
Н. Ю. Пилипчук
ных церквей». Вселенский патриарх первый среди равных имеет право воззвать к предстоятелям, дабы состоялся Собор в угодное для всех время для решения церковных вопросов.
Проведение столь масштабного и редкого церковного собрания вызвало даже некоторые эсхатологические предчувствия в российских массах, что активно критиковалось церковными иерархами.
Нагнетающая атмосфера в ожидании неопределённого была вызвана интернет-пропагандой с прикреплением пророчества некоторых святых о «еретическом соборе», предвещающем эсхатологические времена, и трудами некоторых активистов, в основном мало ознакомленных со структурой работы собора и деятельностью Русской православной церкви в нём [2]. Среди прочего Всепра-вославный собор именовался в таких кругах Восьмым Вселенским собором (что некорректно), на котором будет изменена догматическая часть вероучения и совершится уклонение от православной веры, так как вся полнота православного вероучения была сформулирована на 7 Вселенских соборах, бывших прежде.
Подготовка к Собору шла довольно активно, все 14 поместных православных церквей участвовали в предсоборных заседаниях с 2015 г. К сожалению, не все предложения от отдельных церквей были учтены и рассмотрены, принцип единогласия на заседаниях не прослеживался.
Делегация от нашей Православной церкви так и не приняла участия во Всеправослав-ном соборе. На это существует ряд причин.
В первой половине XX в. из-за массовых переселений и эмиграции во всём мире образовались огромные группы верующих, вынужденные проживать за границами традиционно православных государств, оторванные от родного языка и культуры, что привело к возникновению православной диаспоры в поместных церквах и к канонической проблеме, т. е. пребыванию только одного епископа в одном месте.
Одной из причин обострения отношений с Константинопольским патриархатом является уверенность первенства Константинопольской церкви и право на церкви в рассеянии Вселенского Патриарха. Контантино-
польский патриархат претендует на особенную роль среди церквей диаспоры. В качестве основания приводится 28-й канон Халки-донского собора с определённой интерпретацией в пользу Константинопольской кафедры: «Сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей Понтийской, Ассийской и Фракийской и также епископы у иноплеменников вышереченных областей поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви...»
Патриарх Мелетий на 9-м и 10-м заседаниях выдвинул и утвердил в одностороннем порядке доктрину о праве Константинопольского патриархата на исключительную юрисдикцию над православной диаспорой. Проблема православной диаспоры является одной из главных тем Собора.
На официальном сайте Московской патриархии о первенстве в вопросе православной диаспоры сказано: «Следовательно, с момента, когда Константинополь перестал быть "градом царя и синклита", Константинопольский архиепископ также утратил многие свои права, в том числе, если таковое допустить, право на церкви в "варварских землях"».
Таким образом, Константинопольский патриархат не имеет особых прав на церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие поместные церкви [3].
Также острый кризис возник между Константинопольским и Московским патри-архатами в 1990-е гг. вокруг автономии Эстонской православной церкви, что привело к приостановке предсоборного процесса в период с 1996-го до 2008 г. [4].
Другой причиной, главенствующей, является отказ от участия в Соборе сразу 3 автокефальных церквей: Болгарской, Грузинской и Антиохийской.
Эти поместные православные церкви на экстренных заседаниях приняли решение не участвовать в Соборе 2016 г., вместо этого
О причинах отказа участия Русской православной церкви во Всеправославном соборе 2016 года
были выдвинуты предложения отложить Собор на время более благоприятное, которое последует после разрешения ряда локальных проблем. Сербская церковь также выдвинула предложение об отсрочке, однако сделалась участницей.
Антиохийский патриархат прервал общение с Иерусалимским патриархатом по причине несогласия в вопросе церковной юрисдикции над Катаром и Аравийским полуостровом.
Сербская православная церковь отметила в заявлении о неурегулированной проблеме во взаимопонимании с Румынской православной церковью, создавшей на канонической территории Сербской православной церкви свою епархию. Румынская церковь также создала свою епархию в Молдове, которая входит в каноническую территорию Русской православной церкви.
Имеются неурегулированные проблемы в Эстонии, где в 1996 г. Константинопольский патриархат создал параллельную юрисдикцию.
Грузинская церковь указала на проблему диптихов. Эта проблема связана с тем, что Грузинская Церковь, по нашему и её мнениям, должна занимать шестое место в порядке следования поместных православных церквей. В Константинополе эту церковь ставят на девятое место. Есть также проблема отсутствия на Всеправославном соборе Православной церкви в Америке, поскольку её автокефалия не всеми поддерживается.
«Поддержать предложения Антиохий-ской, Грузинской, Сербской и Болгарской православных церквей о переносе проведения Всеправославного собора на время, которое надлежит в дальнейшем установить по итогам общеправославного обсуждения и при непременном условии согласия Предстоятелей всех общепризнанных поместных автокефальных православных церквей; незамедлительно направить соответствующее предложение Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и всем
Предстоятелям поместных православных церквей; в случае если и это предложение Святейшей Константинопольской церковью не будет принято, а Собор на Крите, несмотря на отсутствие согласия ряда поместных православных церквей, всё же будет созван, -с глубоким сожалением признать невозможным участие в нём делегации Русской православной церкви» [2].
Синод Русской церкви на заседании 15 июля 2016 г. назвал Всеправославный собор Собором Предстоятелей и иерархов десяти поместных православных церквей, что является реальностью. Собор был признан очень значимым событием для всех поместных церквей, которое началось ещё в 1961 г. на Родосском заседании. Однако документы и постановления, принятые на Соборе, не могут считаться выражением всеправо-славного консенсуса, а сам Собор - Всепра-вославным.
Собор состоялся без 4 поместных церквей, включая Русскую, что ставит под вопрос как его самоидентификацию, так и принятые на нём решения. Сам Собор имеет неоднозначные оценки в ряде автокефальных церквей, вполне вероятно, что в будущем при соблюдении всех основных принципов и при благоприятных обстоятельствах Всеправо-славный собор всё-таки состоится.
ЛИТЕРАТУРА
1. О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда поместных православных церквей от участия в Святом и Великом соборе Православной церкви. - URL: www.patriarchia.ru/db/text /4538241.html.
2. Восьмой Вселенский собор. - URL: http://sobor8.ru (дата обращения: 12.12.2016).
3. Константинопольская православная церковь. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text /134487.html (дата обращения: 12.12.2016).
4. Калужный Т. История на современном этапе подготовки к сессиям Совета Всеправославного // Экуменика. - 2012. - № 12. - С. 153160.