Том I
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИМАГИ 7зйГ~~ ~~ “
№ 1
УДК 629.78.015.076.8
О ПРИБЛИЖЕННОМ РАСЧЕТЕ ОДНОГО КЛАССА ТРАЕКТОРИИ ПЛАНИРОВАНИЯ
В. Г, Коняев
Рассматриваются траектории квазистационарного планирования летательного аппарата при постоянных управлениях углом атаки и углом крена. Определяются области параметров, при которых возможны такие траектории. Находятся приближенные формулы для вычисления продольной и боковой дальностей планирующего спуска летательного аппарата в зависимости от его характеристик.
Траектория движения летательных аппаратов в атмосфере планеты характеризуется рядом параметров, описывающих ее в целом. Эти параметры (например, продольная и боковая дальности, максимальное значение полной перегрузки и т. д.) позволяют проводить сравнительный анализ различных траекторий, в связи с чем при изучении какого-нибудь класса траекторий желательно получение зависимостей между основными параметрами траектории и характеристиками аппарата.
В настоящей работе рассматривается класс траекторий планирования, для которых удается получить такие приближенные соотношения, обобщающие полученные ранее аналогичные зависимости.
1. УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
Уравнения движения планирующего летательного аппарата в атмосфере неподвижной сферической планеты могут быть записаны в виде (см. [1]):
(IV
<и
~НГ
йН
Л
ИГ
ак,
2— Р V2 — йГ вШ (
— рУс087+-£о+Л/С08б [1
¿Г(*о+Я)|,
= V 81П 0, V
сИ
(1т
ИГ
¿X,
<и
Ло+ Н V
Яо + Л V
совб,
- сое в э1п да,
~до и сов в соб да Х2 + V _ сов да
Р у совб
Яо + Н
сов в
сов X,
<1-1)
здесь V—скорость движения летательного аппарата; 0 — угол наклона вектора скорости к местной горизонтальной плоскости; И — высота аппарата над поверхностью планеты; <р — угловая дальность в плоскости развертки траектории; Хг и X*—соответственно боковая и продольная дальности относительно начальной плоскости движения аппарата; да— курсовой угол (угол между проекцией
траектории на поверхность планеты и местной параллелью); чх =.——
Су S
соответственно баллистический коэффициент и параметр плани^
■ ускорение силы тяжести на поверк-
у' G
¡эования, р — плотность атмосферы, R0-ности планеты и радиус планеты, t — время.
Систему (1.1) можно упростить, вводя обычные допущения [2]:
а) угол 8 мал, т. е. sin 0 = 0, cos 0 s: 1;
б) основную роль в торможении аппарата играют аэродинамические силы;
в) R0-\- Н = R ~ const и g(Н) ~ go, так как Н < Ro\
г) атмосфера планеты изотермична, т. е.
р = ро ехр (— Ш), "'('1.2)
где р0—плотность У поверхности планеты, X — постоянная.
Тогда, беря в качестве независимой переменной величину <р и обозначая х = — In V, преобразуем исходную систему уравнений к следующему виду:
dx
gofo*
dy
db
P
dH
d<f Лt_ d<f dw
= 1— goffexp (2x) +
goR°y
p eos 7,
df
d<f
■■ sin w.
. , . goRsy ,
— eos w tg Az + —P Sin Y,
COS w cosX, '
(1.3)
Система (1.3) описывает пологие траектории движения планирующих аппаратов в атмосфере планеты на участке, где действие атмосферы на аппарат становится достаточно эффективным. Однако эта система еще слишком сложна, чтобы можно было провести достаточно полный анализ описываемых ею траекторий. Поэтому в дальнейшем рассматривается только класс траекторий, удовлетворяющих следующим дополнительным условиям:
1) .движение аппарата происходит,на постоянном угле атаки и при фиксированном угле крена;
2) вдоль все;й траектории
Ь/К сое 1 <1, (1.4)
где К—аэродинамическое качество аппарата.
2. ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (1.4) УСЛОВИЮ КВАЗИ СТАЦИОНАРНОСТИ
ПЛАНИРОВАНИЯ
Обратимся к первым двум уравнениям (1.3). Разделим второе уравнение на ■К cos к и вычтем его из первого. Тогда в силу (1.4)
go R ехр (2*) » g0 R exp (2х) exp (— 20//С cos 7),
и эти уравнения можно свести к одному приближенному:
dz 1
[£0Яехр (2z) — 1],
dq> К cos 7
где
« = х — -
0
К cos 7
(2.1)
(2.2)
Полученное уравнение будет тем точнее, чем точнее выполняется условие (1.4). ’
Проинтегрируем (2.1):
ехр(-2*) = ^-Сехр(7^), где С — постоянная интегрирования.
Снова используя (1.4) и (2.2), получим
■ С ехр (- 2т
V*= 1
К eos т
здесь скорость Котнесена к Yg<¡R ■
Считая, что в начальный момент f = 0 и V = VH, имеем
. C=l-V*.
С помощью (2.3) из первого уравнения (1.3) найдем
2 ?
Р
. 2 Смр (таг
go R ау eos 7 ! — С ехр ( 2»._У
\ К eos 7 1
(2.3)
(2.4)
(2-5)
Если теперь подставить (2.4) и (2.5) во второе уравнение (1.3), то получим
//А
тождество = 0, представляющее собой условие квазистационарности плани-Йср
рования.
Таким образом, чем справедливее соотношение (1.4), тем точнее< оно! будет соответствовать условию квазистационарности планирования. Следовательно^ рассматриваемый класс траекторий эквивалентен траекториям квазистэционарг ного планирования при постоянных углах атаки и крена. ■... . . , .
Условие (1.4) позволяет определить область параметров, при которых возможны траектории квазистационарного планирования. Для этого обратимся к уравнению (2.1). Ясно, что оно будет тем точнее, чем точнее выполняется соотношение
1 — "W ехР I
20
К eos '7
где е —величина, малая по сравнению с единицей.
Отсюда, пренебрегая величинами, содержащими ез, находим
20
К COS7 (1 — Й2)
(2.6)
Из третьего уравнения (1.3) в силу (1.2) инеем
„ J_________L_^_
= XR р d<? ’’
Используя (2.3) и (2.5), определяем 6:
A7?/fcosfV2 '
Подставляя это выражение в (2.6), окончательно получим
X/? (К соб у)2 V2 (1 — V2) ’
; Соотношение (2.7) определяет границу области параметров V и К сову, для которых возможны траектории квазистационарного планирования. Для различных значений е она изображена на фиг. 1. Как видно из графика, при /Ссоб7>-0,5 становится возможной реализация траекторий квазистационарного планирования. С увеличением значения /Ссоб^ диапазон допустимых значений V растет, и при /Ссоб7>1 уже большая часть траектории снижения планирующего аппарата может быть траекторией квазистационарного планирования. Высота планирования является функцией скорости и определяется из (2.5).
Поскольку условие (2.6) должно выполняться вдоль всей траектории, то отсюда можно определить область допустимых углов входа, при которых возможна: реализация траекторий квазистационарного планирования. Для е = 0,1 и различных значений ATcos у и V она приводится на фиг. 2.
3. БОКОВАЯ ДАЛЬНОСТЬ
При определении продольной Хх и боковой Х2 дальностей для рассматриваемого класса траекторий сделаем еще два допущения.
Будем считать, Что
sin w ~ w, cos и» — 1; (3.1)
. . . . . tgh ~ h- . ' '
Это значит, что проекция траектории на поверхность планеты должна иметь малую кривизну, а сама траектория не очень далеко отклоняться от начальной плоскости движения. В частности, для Земли второе допущение (3.1) имеет место при | Xz |^3500 км.
Подставляя (2.3) и (2.5) в последние три ура&иения системы (1.3) и используя (3.1), для \х и Хг получим уравнения
¿X
— 1 — — \( аК)г Х21
d<p ~ 1 2 l\ rf<p У ~ Ч *
d2X
£_+Xz=tgT
СехР (~гаг) *-Сехр(таг)
(3.2)
Интегрируя второе из этих уравнений, получим боковую дальность
г % v
К = tgT [ sín 9 j F(<?) eos <pd<p — cos<p J* T7 (<p) sin (prf<p j , (3.3)
где
С exp (—\ *4 К cos 7 )
l-gexp^, )
Функцию F(<f) приСехр jCM (2.3)] можно представить в виде
равномерного сходящегося ряда
/Ч?) = £ С»ехРЛ^£_Л \ к cost J
Подставим его в (3.3). После интегрирования получим
К = ‘g к 2
сп
п~1 1
■ (■ 2п..........У
V К eos y /
Г I 2 щ \ LexP I КсоъЧ~/
К cos 7 1
+ sin<P--------2я— — COSíPj • (3-4)
К cos if
Используя (2.3), преобразуем это выражение к виду
00
1
Хг = К2 sin 7 cos 7 ^
/1 = 1
(К cos y)2 + (2 ri)2
(1 _ V2)n +
, К cosy ( /Г cos 7 1— V2
+ C 2n sin V —2-------------------------------In-<---
- j — Cn cos
■)]• (3-5)
Если приближенно считать, что для рассматриваемых траекторий скорость V меняется от единицы до нуля, то (3.5) примет вид
оо
X- = К2 sin к cos т -------------í---=----. (3.6)
* 11 ¿4 {К COS 7)* + (2 пр v '
/1=1
Это соотношение можно дополнительно упростить, если при достаточно большом N положить
тогда
i К2 .
Хг * -j- sin 7 cos 7
К2 .
sin 7 cos 7
(К. cos 7)s -f- (2 N)2 = (2 N)2', ■ 00 N N
n=l n=l
я2 K2 cos2 7
N
1
4 . IY к cos f ? , .
Я=1 II------------2------) + "
(3.7)
Для /(соз7.<;2 можно ограничиться первым членом ряда. В этом случае , я2 Г. 6
г = -24~"*8*пТГС08 7
[ *(1+ К* cos27 ) ]
(3.8)
Отсюда при малых К получаем формулу Эггерса [3J:
л2
г = ~24~ ^ sin 1 cos (3-9^
Таким образом, соотношения (3.7) и (3.8) обобщают известную формулу (3.9)
для приближенного определения боковой дальности планирующего аппарата.
Из (3.9) непосредственно следует, что величина Хг при f = 45° будет максимальной. Аналогично для (3.8) можно получить значение fopt, при котором = (^г)шах- Продифференцируем (3.8) по f и приравняем нулю полученное выражение:
я* cos 2 fopt [8 + /С* (cos 2 Yopt + 1)] — 6 К*cos 2 fopt (cos 2 -fopt + 1) X
X [8 + № (cos 2 vopt + 1)] + 48 tfisin2 2 Topt = 0. (3.10)
Считая, что у0рх в (3.10) мало отличается от 45°, имеем ^0р1 = + 5, где
. я . .. • ■
8« Т •
Подставляя это значение в (3.10) и пренебрегая величиной В* по сравнению с единицей, получим квадратное уравнение
II а \ Ь
52-т(1+^)5+ *2+8 =0\
где
8 л2 6
7I2-------- 6 ’ ^ Л2 — 6
Отсюда
(3.11)
Так как В-> 0 при *->0, то перед корнем следует брать знак минус. График 7оР\(К) приведен на фиг. 3- .
Полученное значение для 7,^ является функцией аэродинамического качества и по своей величине несколько больше 45°. Однако в этом случае выигрыш в дальности по сравнению с 7 = 45° незначителен; поэтому для оценки максимальной боковой дальности по формуле (3.8) можно полагать 7 = 45°.
На фиг. 4 приведены значения \г для Земли, вычисленные согласно (3.8) и (3.9). При этом (3.8) считалось как для 7эр);, так и для к = 45°. Из графика видно, что с возрастанием К расхождение в результатах расчетов по формулам (3.8) и (3.9) увеличивается. Так, например, при К == 3,0 значение Хг, полученное по (3.8), уже в 1,5 раза меньше аналогичного значения, полученного по (3.9).
Зависимость Аг(К) из (3.8) сравнивалась с аналогичными зависимостями, подученными разными авторами при решении задачи о максимальном боковом
отклонении планирующего аппарата в точной вариационной постановке при управлении только углом крена. Выяснилось, что значения Х2, вычисленные согласно (3.8), незначительно отличаются от максимальных Хг, полученных при
решении вариационной задачи. В частности, зависимость Хг(*), взятая из работы [4], практически совпадает с (3.8). Таким образом, соотношение (3.8) может служить для оценки максимальной границы достижимой боковой дальности Хг планирующего аппарата.
4. ПРОДОЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ
Используя (3.4), из первого уравнения (3.2) определим Х^. Поскольку ряд, полученный дифференцированием (3.4), сходится равномерно при С exp (—^ i , . \К cos 7/ ^ ’
найдем в виде рядов выражения — Хг и ¿Ь- + Хг. Перемножая их, из (3.2) ' ау а<р
получим зависимость
00 9
= 9 — tg2Т X °пт [ (4Л)
л, от—1 О
где .. ■ , '
/ /С COS 7 \* ■' Сп+т
апт~\ 2 1 Г//с cost \» 1 ГГ/с COS 7 \* 1: (4-2)
К—2—^ ) +" I 11 ~2~^)
, ( 4 пт . \ Г 2 (я + т) 9 1 , ( т , . \ (2 ту \
'Ь™-1 ^cosä-f — 1 ]ехИ К cos Y J +1 я + 1 )cos f ехР I к cos 7 ) +
( 2т Kcosy, \ , ( 2 т<? \ ( п , . \ ( 2л<р \
+ 1 Kcos-f. ~ 2 п J в*п <Р е*Р V /С cos 7 ) + I т + 1 / cos ? ехР I *cos7 ) +
, ( 2 п К cos 7 ^ , ( 2щ \ , I K2cos^y ,) п
+ 1 /С cosy — 2« j*in,P ехР I /fcosY )+Д Гпт "~1)cos 2 ^ +
, К cos 7 /1 1 \
+ ~~2------t + ir)sin2<f- <4-3>
Если^осле интегрирования (4.1) воспользоваться соотношением (2.3) и считать, что V меняется от единицы до нуля, то (поскольку С = 0) останется только ряд, полученный после интегрирования первого слагаемого в (4.3). В силу этого будем иметь
00 пт ( К с05 7
! _ /СЗып^сов-г V ' 2 /
х 9 8 ^
П, /71=1
К сое у Так как ------------„------<л и
п-\- т К сое 7
2 ^ и 2
«>.№, то это выражение можно упростить. В результате получим
С от при достаточно больших N и я>ДО,
К3 віп2 ^ сое 7 8~
пт (п + т)
п, т=і
+ пт 4- «2 + /те2
п, т=1 пт (п + от) [( ^С°8Т | +я2] [( ^ 2°$ 7) +'”2]
(4.4)
Если К. сое 7 <; 2, то, беря в конечной сумме четыре первых члена, можно приближенно считать, что
N
( К сое 7 \2
2 у “Н пт + л тп?
п, т=1 пт
Для вычисления двойной суммы поступим следующим образом. Прежде всего имеем
Е
- Е
п -\-т______ _
2 V —
п{
+-4 пт (я + т) пт (п + от)* п (я 4- т)2 '
П, /71 = 1 л, /71=1 4 л, /71=1
Далее сведем полученную двойную сумму к простой. Для этого отметим, что если ввести числовую плоскость, то каждое слагаемое двойного ряда будет определять собой некоторое число в точке плоскости с координатами (л, т.). При этом значения п-\-т вдоль прямой, соединяющей точки (&, 0) и (0, к), будут одинаковыми и равными &4~1.
Следовательно,
00 1 X и (п-4-
п, т—1
(и + /я)2
*=1
1
(1+ А)2
* 1 Е-І-
л=1
1,1.
Используя (2.3), приведем (4.4) к окончательному виду:
К3 БІП2 7 СОБ 7 ' 4
/ К соб 7 \2
і , 3 /*со8Т\2 { 2 ) ^
1Д 8 I 2 / |р^2+1|2
(4.5)
Полученное соотношение имеет особенность в точке Кя=1. Однако сравнение с точным решением в задаче о максимальном боковом отклонении аппарата при управлении только углом крена показало, что до значений =0,98
формула (4.5) дает удовлетворительные результаты и может служить для предварительной оценки продольной дальности А*. В частности, на фиг. 5 приводятся значения X*, полученные численно для Ун = 0,98, и значения Хх, определенные по (4.5) для 7 = 45°. Там же шрих-пунктирной линией изображена известная зависимость для продольной дальности из [2], которая входит в (4.5) в качестве первого слагаемого.
В заключение следует отметить, что формулы (3.8) и (4.5) при сделанных выше допущениях относительно величины /(сое-у дают удовлетворительные результаты и для других значений углов крена, отличных от 70р1- Следовательно, используя (3.8) и (4.5), можно приближенно определять границы области достижимости планирующих аппаратов, входящих в атмосферу с околокруговой скоростью.
❖ *
*
ЛИТЕРАТУРА
1. Копнин Ю. М. Об уравнениях пространственного движения спутника, использующего аэродинамическую подъемную силу. Доклад на Всесоюзной конференции по общим вопросам небесной механики и астродинамики, 1967.
2. Ярошевский В. А. Приближенный расчет траекторий входа в атмосферу. «Космические исследования», т. II, № 4 и 5, 1964.
3. Е g g е г s A. J. The possibility of a safe landing Space Technology. Edited by H. Seifert, N. Y. 1959, Ch. 13, p. 13—53.
4. Wagner W. F. Roll modulation for maximum re-entry lateral range. J. Spacecraft a. Rockets, 1965, vol. 2, No. 5.
Рукопись поступила 2/1 1969 г.