УДК 78.03
Н. А. Баркова
О ПРЕТВОРЕНИИ ТРАДИЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ ТУВЫ В СИМФОНИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ «СТЕПЬ» О. КУРГЕК
Национальная композиторская школа Тувы представлена несколькими поколениями композиторов, Оксана Кургек является представителем младшего поколения. Симфоническая поэма «Степь» синтезирует ведущие образно-содержательные сферы симфонических поэм ее предшественников. Это нашло отражение в композиционной и драматургической стороне произведения, что демонстрируют проявление традиций композиторской школы Тувы.
Ключевые слова: Тува, национальная композиторская школа, традиция, симфоническая поэма.
ациональная композиторская школа Тувы, представленная на сегодняшний день несколькими поколениями композиторов1 (профессиональных и самодеятельных), является одной из самых молодых в России и имеет свои отличительные особенности.
В творческом наследии тувинских авторов «магистральной» областью по праву считается симфоническая музыка. Причем, подавляющее количество произведений различных симфонических жанров создано в период с 1957 года (ознаменованном рождением первой тувинской симфонической поэмы «Алдан Маадыр» А. Чыргал-оола) по 1980-е годы. Это связано с интенсивной деятельностью авторов старшего поколения, основанием в 1966 году симфонического оркестра, появлением в 1970-х годах второго поколения композиторов, активной концерт-но-общественной жизнью республики. За данный исторический период тувинскими авторами было создано более ста сочинений разнообразных жанров: 25 симфонических поэм, около 25 сюит, 15 увертюр, более 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, около 10 симфонических картин, 3 рапсодии и 2 фантазии. Неслучайно именно эта область творчества нашла широкое отражение в музыковедческих работах, в частности,
© Н. А. Баркова, 2013
В. Сапельцева [16—18], 3. Казанцевой [4, 5, 20], А. Курченко [9], 3. Кыргыс [10], Г. Осипенко [11—15], В. Борисенко [3], Н. Барковой [1, 2], Е. Карелиной [6—8].
Безусловно, «лейтжанром» в музыке Тувы становится симфоническая поэма. Перечень произведений различных композиторов весьма показателен: «Алдан Маадыр» (1957), «Мотивы жизни» (1966), «Поэма радости» (1967), «Моя Тува»
(1971), «Тувинский край» (1976), «Поэма, посвященная памяти тувинских добровольцев в Великой Отечественной войне» (1985) — А. Чыргал-оола; «Тувинские пейзажи» (1964 — 1 редакция, 1974 — 2 редакция), «Ай-кыс» (1972), «Воспоминания о прошлом» (1975), «Мой край» (1977), «Хемчик» (1981), «Романтическая» (1984), «Биче-кыс» (1984) — Вл. Тока; «Чыргалбай» (1962), «Рожденная Октябрем» (1975), «В степных курганах», «Хуреш», «Чужая женщина» (1990) — С. Бюрбе; «Кызыл-чыраа»
(1972), «Слово арата» (1973), «В семье единой», «Чыргалбай» (для чтеца и симфонического оркестра) — А. Курченко; «Моя Тува» (1972) - X. Дамба; «Родные просторы» (1977) Р. Кенденбиля; Симфоническая поэма (без названия) Б. Нухова.
Исследователи отмечают несколько содержательных линий симфонических поэм тувинских авторов. Ведущей образной сферой становится воплощение темы Прошлого и Настоящего Тувы (на-
н
чжнея от первой поэмы — «Алдан Маа-дыр» А. Чыргал-оола), раскрываемой на « противопоставлении: двух разных мироощущений — жизни "до" и "после" революции» [в, с. 345]. Причем, художественная трактовка картин «старой» и «повой» Тувы в различных симфонических поэмах отличается разнообразием. Вторая линия, связанная с событиями «новейшей истории республики также раскрываются в поэмах, посвященных событиям недавнего прошлого и современности — в праздничном <...> и драматическом аспектах <...>» [6, с. 346]. Образы современной Тувы: часто представлены в симфонических поэмах «пейзажного» типа. Еще одной содержательной линией симфонических поэм стала сказочно-фантас-тическая. Среди симфонических поэм особняком стоит поэма «Чужая женщина» С. Бюрбе, представляющая собой сочинение на современную социально-бытовую тематику.
Реализация художественного воплощения разнообразных образно-содержа-тельных линий в формах симфонических поэм тувинских композиторов старшего и среднего поколений происходит по-разному. Приоритетное право принадлежит сонатной форме поэмного типа, наряду с ней авторы-тувинцы раскрывают содержательную сторону своих произведений в другом ключе, используя иные музыкальные формы. Подобные решения мы встретим в нескольких произведениях: «Чужая женщина» С. Бюрбе (контрастно-составная форма), «Слово арата» А. Курченко (свободные вариации), «Моя Тува» X. Дамба (двойная двухчастная форма), «Ай-кыс» (свободная форма, состоящая иг 4-х разделов), «Воспоминания о прошлом» (трех-частная форма с синтетической рецризой) Вл. Тока.
Музыкальный язык симфонических поэм тувинских композиторов отличается тем, что авторы довольно редко прибегают к прямому цитированию фольклорного материала, чаще всего стремясь к свободному переизложенвзо характерных для тувинской песенности попевок. Общая тенденция стилистики симфонических поэм выражена в творческом переосмыслении фольклорного материала.
Новый «виток» в развитии тувинской профессиональной композиторской школы обусловлен появлением третьего поколения композиторов уже в начале XXI века. Этому периоду предшествовало десятилетие, отмеченное кризисом в развитии национальной композиторской школы, имеющим как объективные, так и субъективные причины3.
Яркой особенностью, отличающей представителей молодого поколения тувинских композиторов от своих старших предшественников, для которых ведущей областью творчества была симфоническая музыка, является особый интерес к камерно-инструментальным и камерно-вокальным жанрам3. Поэтому список оркестровых сочинений, созданных за последнее десятилетие, более скромен, это: «Тоожулал» («Сказание», 2000) Ч. Комбу-Самдан; Поэма для струнного оркестра. (2001) У. Хомушку; Сюита из трех миниатюр для малого оркестра («Пастораль», «Караты-Хаан», «Шаман») А. Оюн (2005); Сюита в 3-х частях «Бурунгунуц арыннары» («Страницы из прошлого») Б.-М. Ту душа (2007); Симфоническая поэма «Степь» (2010) О. Кургек. Отметим, что жанры симфонии, инструментального концерта и увертюры не вызывают интереса молодых композиторов.
Оксана Кургек является самой младшей представительницей третьего композиторского поколения Тувы. Она родилась в 1984 году. К великому сожале-
нию, в 2010 году ее жизнь трагически оборвалась. Заниматься композицией она начала в старших классах Республиканской школы искусств и продолжила в годы учебы в Кызылском училище искусств в 2001—2004 годах (класс Е. Карелиной). В 2010 году Оксана завершила обучение в Красноярской Академии музыки и театра (в классе О. Проститова и В. Пономарева). Таким образом, выбор профессиональной деятельности молодым композитором был осуществлен довольно рано и был вполне осознанным4.
В творческом портфеле молодого композитора произведения различных жанров: песни «Чаа чыл-биле!», «Мелодия любви», «Утпас мен», «Хоомей», «Опей ыры», два романса на стихи японских поэтов для голоса и фортепиано, хоры а cappella на стихи 3. Гиппиус, пьеса для виолончели solo «Молодой Чингиз», цикл фортепианных пьес «Первый Новый год Олчей», Сюита для фортепиано памяти А. Чыргал-оола, струнный квартет, эскизы оперы «Кодур-оол и Биче-кыс» и симфоническая поэма «Степь».
С творчеством самого молодого композитора широкий круг ценителей профессионального композиторского искусства Тувы только начинает знакомство. Этому способствовало проведение концерта молодых композиторов «Сакты-ышкын» («Воспоминание») памяти Оксаны Кургек в рамках фестиваля «Музыкальное лето в Туве—2011». Кроме того, в 2011 году в репертуар Тувинского национального оркестра Министерства культуры республики вошло новое крупное сочинение — симфоническая поэма «Степь» О. Кургек, аранжировку на состав коллектива выполнила его руководитель Аяна Монгуш.
Сосредоточим внимание на симфонической поэме «Степь» G-dur. Это произведение создавалось в 2009—2010 годах и являлось дипломной работой. Уместно будет напомнить, что первым произведением композитора-основоположника тувинской композиторской школы А. Чыр-гал-оола, созданным в качестве дипломной работы, была также симфоническая поэма («Алдан Маадыр»).
Рассматриваемое нами произведение не имеет последовательно раскрываемой программы, и в названии поэмы — ♦Степь» — отражена не только неотъемлемая часть привычного, родного пейзажа, но и обобщенная идея особой привязанности тувинцев к малой родине. Субъективная природа поэмного жанра позволила в данном случае композитору отразить картины и события окружающего мира сквозь призму лирического восприятия жизни, и героем поэмы, возможно, является сам автор.
Образный строй произведения включает несколько сфер — лирическую, сказочно-эпическую, жанровую. Свободное чередование тематизма, своеобразное «сцепление» нескольких образно-смыс-ловых линий без остроконфликтных коллизий нашли отражение и в композиционной стороне произведения, где использована сложная трехчастная форма с сокращенной варьированной репризой и контрастной серединой составного типа.
Первый раздел построен на одной песенной теме, в основе которой лежит три-хордовый мотив. В первоначальном построении он звучит на фоне остинатного аккомпанемента чередующихся между собой квинт, секст и септим, и в дальнейшем получает широкое развитие — фактурное, динамическое, тесситурное, тональное. Основная тема этого раздела развивается по вариационному принципу, его структура представляет собой простую трехчастную форму с развивающей срединой и варьированной репризой. Подчеркнутая диатоника с красочным плагальным «вкраплением» тональностей мажоро-минора (Es-dur и As-dur) придает основной теме поэмы ярко выраженную лирическую окраску.
Средина контрастного типа поэмы состоит из двух разделов, воплощающих абсолютно разноплановые образные сферы. Первый раздел демонстрирует образы зла, решенные в сказочно-фантасти-ческом ключе®. По свидетельству близких друзей и коллег-музыкантов, О. Кургек увлекалась сюжетами тувинских народных сказок. Это также под-
Поэма О. Кдоде
тверзкдает выбор именно сказочного сюжета для неоконченной оперы «Кодур-оол и Биче-ныс», На смену диатонике приходит «ползущие» хроматические, малосекундовые интонации, составляющие «колючие» созвучия. Неустойчивая гармония, острый синкопированный ритгм, преимущественно тихая звучность (от рр до т/), тревожный «рокот» тремоло ударных в динамической кульминации (тт. 52—55) позволяет разглядеть в этом разделе «демонические» образы тувинских народных сказаний.
Второй раздел - радостный и светлый, напоминает жаировую картину народного праздника. Подвижный темп, преобладание движения мелкими длительностями, инструментальная природа мелодии основной темы, квинтовое звучание аккомпанемента, имитирующего звучание тувинского народного щипкового инструмента дошпулуур, красочное сопоставление тональностей придают музыке зтого раздела легкость и шутливость.
Сокращенная варьированная реприза вновь возвращает слушателей к основной теме. Автор «насыщает» гармоническую вертикаль красочными кластерными квартово-секундовыми созвучиями. Теперь несенная тема первого раздела звучит подчеркнуто алофеозно, в полном торжественно-гимническом звучании всего оркестра.
Отметим, что музыкальный материал поэмы никак не связан с фольклорным тематжзмом. Однако автору удалось выразить своеобразие тувинской музыки, используя художественные средства, к которым не раз прибегали композиторы Тувы, как старшего поколения, так и молодые авторы. Например, в композиторской практике тувинских авторов часто встречаются кварто-квинтовые созвучия в гармонии. Е. Карелина полагает, что «кварта-квинтовая гармония... опирается на заложенные в народном мелосе ладовые "корни", и поэтому воспринимается слушателями Тувы как естественное и органичное явление» [6, с. 515].
Таким образом, в симфонической поэме «Степь» самого молодого профессионального композитора Тувы Оксаны Кур-гек происходит своеобразный «синтез» всех ведущих образно-содержательных сфер симфонических поэм ее предшественников. Хотя тувинская композиторская школа является относительно молодой, тематика произведений, неослабевающий интерес к «лейтжанру» предшественников — симфонической поэме, наконец, музыкальный язык поэмы «Степь» О. Кургек, апеллирующий к стилистике А. Чыргал-оола, явно демонстрируют проявление традиций. Главным содержанием тувинской музыки по-прежнему остается любовь к родной земле.
Примечания
1 Первое поколение профессиональных тувинских композиторов, родившихся в 1920-е годы: Алексей Чыргал-оол (1924-1989), Ростислав Кенденбиль (1922-1993) и Саая Бюрбе (1924 р.). Второе поколение тувинских композиторов, родившихся в 1940-е годы: Хуреш-оола Дамба (1943-1993), Владимир Тока (1942-2008), Александр Курченко (1939 р.), Борис Нухов (1940 р.), Сергей Бадыраа (1950 р.). Третье поколение композиторов Тувы: Наталья Лопсан (1967 р.), Людмила Те-мир-оол (1972 р.), Буян-Маадыр Тулуш (1973 р.)> Оксана Тюлюш (1975 р.)> Чойгана Комбу-Самдан (1976 р.), Аяна Мопгуш (1076 р.), Урана Хомушку (1978 р.), Аяна Оюн (1982 р.), Оксана Кургек (1984-2010). 2 Сложная общая социально-экономическая ситуация в стране, уход из жизни композиторов старшего поколения, а также упадок в развитии авторского творчества по сравнению с предыдущими десятилетиями - все это ставило под сомнение сам факт существования композиторской организации в Туве. Однако, благодаря усилиям преподавателей-музыковедов, работавших в Республиканской школе искусств и Кызылском училище искусств —
3. Казанцевой и Е. Карелиной, в эти сложные годы была подготовлена благоприятная почва для дальнейшего развития композиторского творчества молодого поколения музыкантов.
9 С одной стороны, многие инструментальные произведения написаны в расчете на конкретных исполнителей или исполнительских составов, а также для пополнения педагогического репертуара. С другой стороны, в переломный период, когда па смену одним художественным ориентирам приходят другие, как никогда проявляется национальный характер, склонный к самосозерцанию и погружению в мир собственного «я», и именно область камерной музыки дает возможность такому роду творческого самовыражения.
" Во время составления анкеты для участия в конкурсе юных композиторов «Хрустальный камертон» на вопрос «Кем бы вы хотели быть?» Оксана ответила: «Стать выдающимся музыкантом».
5 По свидетельству близких друзей и коллег-му-зыкантов, О. Кургек увлекалась сюжетами тувинских народных сказок. Это также подтверждает выбор именно сказочного сюжета для неоконченной оперы «Кодур-оол и Биче-кыс».
Литература
1 .Баркова Н. А. Поздний период творчества А. Б. Чыргал-оола // Материалы Второй Межрегиональной студенческой музыкально-тео-ретической конференции, 26—27 окт. 2005 г. — Новосибирск, 2006. - С. 134-138.
2. Баркова Н. А Симфоническая поэма, посвященная подвигам тувинских добровольцев в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. А. Б. Чыргал-оола: особенности драматургии: дипломный реферат. [Рукопись.] — Красноярск, 2005. - 50 с.
3. Борисенко В. И, Симфонические поэмы композиторов Тувы: путеводитель: дипломная работа. [Рукопись.] - Новосибирск, 1982, - 187 с.
4.Казанцева 3. К. О тувинской симфонической музыке // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XVI. - Кы-зыл, 1978. - С. 127-132.
5. Казанцева 3. К. Рожденный петь (к 80-летию со дня рождения Р. К. Кенденбиля). - Кызыл, 2002. - 149 с.
6. Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование. / Московская гос. консерватория; науч. ред. док. иск., проф. В. Н. Юнусова. -М.: Композитор, 2009. — 552 е.: нот., ил.
7. Карелина Е. В. Профессиональная композиторская школа Тувы: история поколений //
Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. на-учно-практ. конференции (3, 31 марта 2004 г., г. Кызыл). - Кемерово, 2006. — Вып. 1. — С. 74-77.
8.Карелина Е. К. Тува: вехи становления профессиональной музыки // Муз. академия. — 2002. - № 3. - С. 57-61.
9. Курченко А. П. Право на симфонию // Сов. музыка. - 1975. - № 8. - С. 14-17.
10. Кыргыс 3. К. Тувинская музыка наших дней // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XVII. - Кызыл, 1975. - С. 140-148.
11. Осипенко Г. К вопросу формирования тувинской симфонической музыки // Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: история и современность. - Новосибирск, 1983. — С. 73-74.
12. Осипенко Г. Тема современности в симфоническом творчестве тувинских композиторов // Творчество композиторов Сибири (вопросы музыкального языка и стиля): межвуз. сб. трудов / Новосибирская гос. консерватория им. М.И. Глинки; отв. ред. Н. И. Головпева. — Новосибирск, 1983. - Вып. I. - С. 37-55.
13. Осипенко Г. У истоков тувинского симфонизма // Музыка России: сб. ст. / СК РСФСР. -М„ 1984. - Вып. 5. - С.211—224.
14. Осипенко Г. А Тема прошлого и настоящего в симфонических поэмах тувинских композиторов // По пути Великого Октября: к 60-ле-тию Народной революции в Туве. — Кызыл: Тувкнигоиздат, 1981. - С. 131-141.
15. Осипенко Г. Формирование тувинской симфонической музыки: 1957—1980: автореферат дис. ... канд. иск. [Рукопись] / Ленинградская гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корса-кова. - Л., 1985. - 21 с.
16. Сапельцев В, На пути к социалистической культуре: очерк о музыкальной жизни Тувы // Музыка Сибири и Дальнего Востока: сб. ст. - М.: Сов. композитор, 1982. - Вып.1. - С. 80-119.
17. Сапельцев В. Композиторы Тувы // Композиторы Российской Федерации: сб. ст. — М.: Сов. композитор, 1986. - Вып.З. - С. 144-181.
18. Сапельцев В. Л. Музыкальное искусство Советской Тувы // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XIV. -Кызыл, 1970. - С. 53-65.
19. Сузукей В. Ю. Музыкальная культура Тувы в XX столетии. - М.: Композитор, 2007. - 408 с.
20. Чыргал-оол: жизнь и творчество / авт.-сост., вступ. ст., примечан. 3. Казанцева; научн. ред. канд. иск. Е. К. Карелина. — Кызыл: Тув. ИКОПР СО РА, 2003. - 188 с.
Получено 4 октября 2013 г.