О ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ В 5-М КЛАССЕ С УЧЁТОМ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ УДМУРТИИ)
Касимов Рустам Нуруллович,
кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН, г. Ижевск, е-mail: [email protected]
Култашева Наталья Валерияновна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин АОУ дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институтразвития образования», г. Ижевск, е-mail: [email protected]
Черниенко Денис Аркадьевич,
кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН, г. Ижевск, е-mail: [email protected]
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ЗАЩИТА И РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВЕДУЩИХ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ. В ЭТОЙ СВЯЗИ АВТОРЫ ПОД АКТУАЛЬНЫМ ДЛЯ СЕГОДНЯШНИХ РЕАЛИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПРЕДЛАГАЮТ РАССМОТРЕТЬ ВАРИАНТ ЗНАКОМСТВА С МНОГООБРАЗИЕМ ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР ЕДИНОЙ СТРАНЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ В ПЯТОМ КЛАССЕ. В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ПРИМЕРОВ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МОДЕЛЬ, КОТОРАЯ ЗНАКОМИТ ДЕТЕЙ С ВАЖНЫМ ЭТАПОМ В ИСТОРИИ РЕСПУБЛИКИ.
• этнокультурное образование • этнокультурная компетентность • историко-культурный стандарт • феномен Удмуртии • краеведение
Сегодня, особенно в регионах, педагогическая общественность сталкивается с трудностями преподавания исторического, краеведческого, а в целом, и этнокультурного материала в школе. Вызваны эти трудности почти полной отменой преподавания краеведения как самостоятельного школьного курса в образовательных организациях Удмуртии. Широта использования терминов «краеведческий» и «этнокультурный» приводит и к недостаточному уровню интеграции знаний по истории и культуре традиционных наро-
дов Удмуртии в содержание образовательных областей общего образования (язык и литература, история и обществознание, география и др.); в предметы естественнонаучного цикла; в содержание образовательных программ дополнительного образования. Не наблюдается и преемственность в представлении и передаче знаний по истории и культуре традиционных народов Удмуртии в содержание образовательных областей программ детских садов, общего, дополнительного образования (в том числе
Внедрение и пршшш
и из-за недостаточной компетентности педагогических работников). Это констатировали, и участники третьей Всероссийской научно-практической конференции «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации». Событие состоялось 6-7 сентября этого года в Казани и было посвящено 50-летию первого этносоциологи-ческого исследования в нашей стране. В ходе работы прозвучали доклады, которые дополнили дискурс об актуальных проблемах развития современного российского общества: о путях формирования национальной и гражданской идентичности в системе образования, о национальной политике, о трудностях этноязыковых процессов, о межэтнических и межконфессиональных особенностях в регионах страны [1].
Площадкой, в рамках которой можно будет решать проблему с изучением краеведческого материала в условиях современной школы, может стать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с обязательным включением материалов о духовной и материальной культуре народов региона. Как правило, в школах Удмуртии этот предмет ведут учителя обществоз-нания и истории. Мы знаем, что «история в школе, кроме прочего, ещё и инструмент идеологии. Именно историк создаёт основу для формирования образа „врага" и „друга"» [2, с. 77]. Другими словами, изучение региональной составляющей в курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) «способствует привитию обучающимся любви и уважения к своему селу, городу и стране, людям, живущим в ней, позволяет показать, что судьба Родины находится в руках её граждан» [3, с. 4].
Следует помнить: чтобы корректно истолковать информацию о духовной культуре того или иного народа, необходимо понять её «как исторически обусловленную социокультурную целостность и учесть особенности мировоззрения, ценности, характер и интересы» отдельных людей и целых народов [4, с. 8]. Именно с этих позиций выступили в своё время разработчики историко-культурного стандарта. Теперь его положения в образовательной модели Удмуртской Республики реализуются как система последовательно получаемых знаний в рамках общих разделов [5]:
• Знакомство с историей, географией и экономикой регионов страны.
• Изучение особенностей духовной культуры народов и отдельных социокультурных групп, населяющих субъекты Российской Федерации.
• Знакомство с историей конкретной семьи и отдельного человека.
Всё это способствует самоидентификации учащихся школ как граждан многонациональной страны, помогает пониманию и принятию их этнической общности, знакомству и изучению истории собственной семьи и государства.
Известно, что курс ОДНКНР может вестись различным образом: как самостоятельный предмет или как занятия во внеурочном формате. Предпочтительнее, нам думается, именно второй вариант. В качестве одного из примеров организации внеурочного процесса преподавания мы предлагаем модель, которая знакомит детей с важным в части государственного и национального строительства в республике. Речь идёт об истории Удмуртии в XX веке:
• Блок 1. Удмуртская Республика — история образования и становления государственности. Традиционные народы и религии в Удмуртии (4 часа).
• Блок 2. Строительство новых заводов и фабрик на территории Удмуртии. Особенности периода индустриализации 30-х годов XX века (4 часа).
• Блок 3. Вклад Удмуртии в победу в годы Великой Отечественной войны (19411945). Истоки мужества и героизма народа (4 часа).
• Блок 4. Развитие сельского хозяйства и промышленности Удмуртии в 50-60 годы XX века (4 часа).
• Блок 5. Развитие сельского хозяйства и промышленности Удмуртии в 60-80 годы XX века (4 часа).
• Блок 6. Культура и образование Удмуртии (от начала XX века до наших дней) (4 часа).
• Блок 7. Традиционные праздники и обряды народов Удмуртии. Рецепты национальной кухни (русской, удмуртской, татарской, украинской, марийской) (4 часа).
• Блок 8. Города Удмуртии: история и социокультурные особенности (4 часа).
• Блок 9. Исследовательская итоговая работа обучающихся. Подготовка и защита мини-сочинения (2 часа).
Общая структура курса для 5-го класса может быть представлена следующим образом:
1. Материалы с краткой исторической справ-
кой об особенностях того или иного хронологического периода изучаемой территории (в нашем случае речь идёт об Удмуртской Республике).
2. Задания к самостоятельному исследованию. Его логично провести не столько с педагогом, сколько с родителями учащихся.
3. Материалы для итоговой проектной деятельности обучающихся.
В качестве наглядного примера построения такой работы мы рассмотрим блок из предложенного списка. Остальные можно подготовить, следуя описанному шаблону.
Мы рассмотрим вариант занятия из блока № 6: «Культура и образование в Удмуртии: от начала XX века до наших дней». Тема достаточно обширна. В ней можно предусмотреть 4 занятия с детьми. Возможный источник для получения информации — официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (раздел «Культура») [6].
Задания для возможной итоговой работы по теме с родителями:
Задание 1. Соотнесите имена исторических личностей с фактами из их жизни.
Задание 2. Работа с родителями и родными
по теме «Культура и образование».
1. Исследуйте семейный архив: фотографии, письма, документы.
2. Опросите своих родственников, используя такой алгоритм:
• Изучите краткие биографии родственников.
• Узнайте у своих родных и близких о том, какие традиции и обычаи сохраняются в вашей семье.
• Какие праздники вы отмечаете все вместе?
• Узнайте, в каких учебных заведениях нашей республики обучались ваши родственники.
• Узнайте, может быть, ваши родные и близкие вспомнят книги и (или) учебники, по которым проходило обучение.
• Возможно, ваши родные и близкие вспомнят своих любимых педагогов и преподавателей и расскажут о том, чем они запомнились.
3. Подготовьте мини-сочинение после работы с опросником. Данное задание является творческим. Оно проверяет широкий комплекс умений, в частности:
• раскрывать смысл заявленной темы;
• привлекать изученные исторические материалы;
• самостоятельно формулировать теоретические суждения и иллюстрировать их примерами из разных источников;
• делать логические и развёрнутые выводы по теме.
Исторические личности, внесшие существенный вклад в развитие науки, культуры и образования Удмуртии
Имена Характеристики
А. Зеленин Д.К. 1. Российский этнограф, краевед, педагог, писатель, священник, общественный деятель
Б. Михеев И.С. 2. Удмуртский писатель, драматург и педагог, методист по удмуртскому и русскому языкам в школе
В. Блинов Н.Н. 3. Российский и советский этнограф, доктор наук, член-корреспондент АН СССР
Пример правильного заполнения таблицы учащимися
А Б В
3 2 1
Внедрение и нрпмш
Такое мини-сочинение можно оценить 2. по трём критериям:
1. Раскрытие основной идеи мини-сочинения.
2. Характер и уровень теоретической аргументации; умение работать с собранным историческим материалом по теме.
3. Оценка разнообразных и качественных 3. примеров, добытых обучающимся в ходе интервью.
Подводя итог, отметим: педагогу важно помнить, что дети и их родители, работая с заданиями по краеведению, приобретают 4. опыт изучения различных источников информации. Речь прежде всего о работе с полевым этнографическим материалом — опрос родственников и знакомых обучающегося. Так, через живое общение, ребёнок 5. сможет не только познакомиться с историей своей семьи и республики, но и получить опыт знакомства с иными этническими и конфессиональными культурами. Не случайно Удмуртию (по характеру и состоянию межнациональных отношений) принято причислять к группе относительно благополучных регионов Российской Федерации [7, 6. с. 198]. Во многом это происходит благодаря имеющимся моделям реализации этнокультурного образования на основе материалов исторического краеведения. Мы убеждены, что основательное изучение отечественной истории, в сочетании с ра- 7. ботой по систематизации информации об истории и культуре регионов, помогает ребёнку лучше понять формирование исторических и культурных процессов в российском государстве. □
Касимов Р.Н. Современные мифологемы в школьном историческом образовании // Исследования учёных Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики: сборник статей / отв. за выпуск С.Л. Скопкарева. — Выпуск 5. — Ижевск, 2013. — С. 77-82. Саушина И.К., Култашева Н.В. Региональная составляющая истории России (на примере Удмуртии). 6 класс: учебно-методическое пособие / И.К. Саушина, Н.В. Култашева. — Ижевск,. 2016. — 70 с.
Касимов Р.Н. Работа с фронтовыми письмами как специфическим историческим источником в школе. Учебно-методическое пособие. — Ижевск,
2014. — 48 с.
Касимов Р.Н. Историко-культурный стандарт как инструмент государственной идеологии // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: материалы XI международной научно-практической конференции. — НИЦ «Академический», 2017. — С. 25-29.
Культура [Электронный ресурс] / Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики. URL: http://www.udmurt.ru/ region/social/culture/ (Дата обращения: 22.04.2018).
Касимов Р.Н., Черниенко Д.А. Историко-культурные основания этноконфес-сиональной толерантности в Удмуртии // Теория и практика общественного развития. — Издательский дом «ХОРС»,
2015. — № 21. — C.198-201.
Литература
1. Итоги III Всероссийской научно-практической конференции «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации». [Электронный ресурс] / Официальный сайт УИИЯЛ УрО РАН. URL: http://udnii.ru/news/show/itogi-III-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-pozitivnyj-opyt-regulirovaniya-etnosotsialnyh-i-etnokulturnyh-protsessov-v-regionah-rossijskoj-federatsii (Дата обращения: 20.09.2018).
References
1. Itogi III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pozitivnyj opyt regulirovaniya ehtnosocial'nyh i ehtnokul'turnyh processov v regionah Rossijskoj Federacii». [EHlektronnyj resurs] / Oficial'nyj sajt UIIYAL UrO RAN. URL: http://udnii.ru/ news/show/itogiIII-vserossijskoj-nauchno-prakticheskojkonferentsii-pozitivnyj-opyt-regulirovaniyaetnosotsialnyh-i-etnokulturnyh-protsessovv-regionah-rossijskoj-federatsii (Data obrashcheniya: 20.09.2018).
Kasimov R.N. Sovremennye mifologemy v shkol'nom istoricheskom obrazovanii // Issledovaniya uchyonyh Instituta povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya Udmurtskoj Respubliki: sbornik statej / otv. za vypusk S.L. Skopkareva. — Vypusk 5. — Izhevsk, 2013. — S. 77-82.
Saushina I.K., Kultasheva N.V. Regional'naya sostavlyayushchaya istorii Rossii (na primere Udmurtii). 6 klass: uchebnometodicheskoe posobie / I.K. Saushina, N.V. Kultasheva. — Izhevsk,. 2016. — 70 s.
Kasimov R.N. Rabota s frontovymi pis'mami kak specificheskim istoricheskim istoch-nikom v shkole. Uchebno-metodicheskoe posobie. — Izhevsk, 2014. — 48 s. Kasimov R.N. Istoriko-kul'turnyj standart kak instrument gosudarstvennoj ideologii // Aktual'nye napravleniya fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij: materialy XI mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. — NIC «Akademicheskij», 2017. — S. 25-29.
Kul'tura [EHlektronnyj resurs] / Oficial'nyj sajt Glavy Udmurtskoj Respubliki i Pravitel'stva Udmurtskoj Respubliki. URL: http://www.udmurt.ru/region/social/culture/ (Data obrashcheniya: 22.04.2018). Kasimov R.N., CHernienko D.A. Istoriko-kul'turnye osnovaniya ehtnokonfessional'-noj tolerantnosti v Udmurtii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — Izdatel'skij dom «HORS», 2015. — № 21. — S. 198-201.
6