УДК 376.64
О ПРЕПОДАВАНИИ КЛАССИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ БЕЛГОРОДЧИНЫ
В работе обобщены материалы о преподавании классических древних языков (латинского и греческого) в Белгороде, начиная с 1990-х гг. Охвачено как среднее звено (гимназии, школы), так и высшее (университеты). Большое внимание уделено роли и значению древних языков в гуманитарном образовании.
Ключевые слова: древние языки, Белгород, гимназия, университет.
С конца 1980-х гг., в результате начавшихся изменений в сфере образования, началось возрождение некоторых элементов традиционного классического образования. Как только оказались снятыми запреты на специализацию в школах, началось возвращение в школу древних языков - главного элемента и квалификационного признака классического образования.
В 1989 г. в Ленинграде (Санкт-Петербурге) открылась первая «новая» классическая гимназия, в программу которой латинский и древнегреческий языки вошли как основные предметы[2, 274-281]. Одновременно начались подвижки и в сфере высшего гуманитарного образования.
В новых исторических условиях в России, как и в Европе, вести речь о восстановлении системы классического образования в ее прежнем виде уже невозможно или почти невозможно. Об этом говорит и тот факт, что до сегодняшнего дня по всей России классических гимназий, полностью основывающихся на старых учебных планах, возникло и существует менее десятка.
Поэтому для ревнителей классицизма оказалась более приемлемой формула «элементы классического образования».
Этими элементами, внедряющимися с рубежа 80-90-х гг. в различные типы учебных заведений, являются:
- университетская подготовка, включающая древние языки, классическую древнюю историю, римское право, историю античной литературы и др. специальные курсы, а также дисциплины специализации;
- археологическая практика в античной экспедиции (классическая археология);
- гимназические курсы древних языков, интегративный курс античной истории и культуры в старших классах.
С начала 90-х гг. в Белгородской области постепенно также стали происходить изменения, приведшие к появлению в среднем звене и расширению в высшем звене преподавания классических древних языков.
В звене высшего образования единственным вузом, где было возможно вести речь об элементах классического образования, был БГПИ. В Белгородском государственном педагогическом институте в эти годы шел сложный процесс превращения его сначала в педагогический университет (с 1994 г.), а затем - в Белгородский государственный университет (с 1996 г.). В классическом университете классические языки должны были занять более подобающее им место.
В БГПИ латинский язык издавна преподавался как общепрофессиональная дисциплина на факультетах русского языка и литературы (ныне филологическом), иностранных языков (ныне романо-германской филологии). С 1993 г. к ним добавился юридический, а с 1996 г. медицинский.
Наиболее близкая к традиционной концепция преподавания древних языков постепенно реализовалась на историческом факультете. В конце 1994 г. в рамках кружка античной истории и археологии здесь начались первые занятия латинским
А. М. Болгова
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
языком, которые вел только что вернувшийся из аспирантуры МПГУ и защитивший кандидатскую диссертацию преподаватель кафедры всеобщей истории Н.Н. Болгов.
С 1995/1996 учебного года латинский язык по новому учебному плану стал преподаваться студентам исторического факультета уже на постоянной основе. Однако, преподавание было поручено по формальным признакам кафедре французского языка, что сводило его исключительно к филологическим аспектам.
С 2001 г. преподавание латинского языка на историческом факультете перешло к кафедре всеобщей истории. Это совпало с началом подготовки специалистов-историков классического профиля. Изменение концепции преподавания выразилось в привнесении историко-культурологического материала, в постижении исторических реалий через язык и его термины. Для историков-классиков открылись возможности более глубокой специализации, начатой у них в 2004 г.
Латинский язык изучается последние годы историками-специалистами (специальность 030401.65) как годовой курс в течение 2 и 3 семестра с последующей сдачей экзамена.
С 2006 г. был изменен профиль подготовки учителей истории (специальность 050401.65), дополнительной специальностью у них стали иностранные языки. Латинский язык занял свое место среди учебных дисциплин в 1 семестре.
Таким образом, обе специальности, реализуемые в настоящее время на историческом факультете, имеют в учебном плане достаточное количество часов по латинскому языку.
Переход на многоуровневую систему подготовки (бакалавр-магистр) был осуществлен кафедрой всеобщей истории в 2008 г., когда состоялся первый выпуск бакалавров. В этом же году открылась магистерская программа «Классическая и византийская традиция» (направление подготовки 030400.68; руководитель - д.и.н. Н.Н. Болгов), в рамках которой важное место заняли латинский и древнегреческий языки.
В рамках аспирантской подготовки по специальности 07.00.03 - всеобщая история (история древнего мира), открытой кафедрой в 2005 г., с 2006 г. начались аудиторные и внеаудиторные занятия обоими классическими языками для аспирантов.
Кроме того, в рамках проблемной группы «Классическая и византийская традиция» проводятся и индивидуальные занятия и консультации по древним языкам для студентов, занимающихся научно-исследовательской работой по соответствующим темам.
Преподавание древнегреческого языка на историческом факультете отличалось большими сложностями. В 1996/1997 учебном году здесь работал кружок по изучению языка для студентов. В его работе приняло участие 10 человек. В 1997/1998 гг. работал факультатив древнегреческого языка.
В 2001/2002 гг. древнегреческий язык изучался в течение 5 и 6 семестров историками-классиками, но в дальнейшем его преподавание не получило продолжения в связи с изменениями учебного плана, а часы на изучение классических языков были объединены в пользу латинского языка.
В других университетах России ситуация с древними языками для историков в значительной степени схожая, но есть и некоторые отличия. Так, на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова существует специальная кафедра древних языков (кроме аналогичной межфакультетской). Здесь занятия ведутся с 3 по 9 семестр объемом по обоим языкам более 350 аудиторных часов [1, 81].
Вторым факультетом, издавна связанным с древними языками, является филологический. На латинский язык здесь выделяется значительное количество часов, и факультет в основном ведет эти занятия с помощью своих штатных преподавателей (за исключением 2000/2001 учебного года, когда привлекались преподаватели кафедры всеобщей истории).
В течение 1994-1996 гг. на филологическом факультете работал факультатив «Основы древнегреческого языка». В его работе приняло участие в общей сложности 8 студентов. С 1997 г. этот факультатив был введен в расписание на 1 курсе. Вел заня-
тия заведующий кафедрой всеобщей истории Н.Н. Болгов. Собрав в начале семестра 25 слушателей, факультатив сохранил до конца занятий 10 человек. В 1998/1999 г. факультатив посещали 3 студента, после чего он прекратил свою деятельность.
Открывшийся в 2001 г. социально-теологический факультет предоставлял большие возможности для преподавания древних языков. На вновь созданной кафедре христианской истории и антропологии (ныне кафедра теологии) развернулось преподавание латинского языка в течение 1 и 2 семестров и древнегреческого в течение 3 и 4 семестров. С 2001 г. эту работу вел Н.Н. Болгов, а с 2004 г. частично, с 2007 г. полностью - доц. А.Г. Чередниченко, окончивший в свое время Харьковский Национальный университет. Особенностью факультета является византийский вариант греческого языка, который преподается наряду с классическим вариантом, а также преподавание древнееврейского языка.
В 1995 г. предпринимался также проект факультатива по латинскому языку для студентов естественно-географического факультета, но он не был реализован по формальным признакам (несоответствие документов на право преподавания). В этой связи нельзя не заметить, что преподававшие латынь на историческом факультете в 1997-2001 гг. специалисты имели диплом по специальности «французский язык»; никаких сертификатов или свидетельств на преподавание древних языков у них не было. В России в 90-е гг. вообще имелось лишь две кафедры классической филологии и несколько образовательных центров, таких как «Греко-латинский кабинет» в Москве.
Предпринимавшиеся в 90-е годы попытки устройства «коммерческих» курсов древних большого успеха не имели. Организованные в рамках БГПУ в 1995 г. таковые набрали лишь одного слушателя; состоялось несколько занятий. В том же году были объявлены курсы древних языков при Областной научной библиотеке, но необходимого минимума слушателей они не собрали, что отразило, по всей видимости, прагматические установки потенциальных слушателей.
Ныне в БелГУ латинский язык изучается на историческом, филологическом, социально-теологическом, юридическом, медицинском факультетах, ф-те романо-германской филологии; древнегреческий - на СТФ (для студентов) и историческом (для магистрантов и аспирантов).
Реально достижимые цели и задачи изучения древних языков для гуманитарных специальностей классического университета заключаются ныне в следующем:
- выработка филологической культуры в работе над текстом, над историческим источником на языке оригинала;
- овладение навыками логического разбора предложения, узнавания форм по существующим моделям, быстрой и осмысленной работы со словарем;
- осознанное (через знание языков) понимание латинских и греческих основ современной научной, учебной, социально-политической терминологии;
- помощь в освоении других иностранных языков и повышении грамотности в русском языке;
- знакомство с письменными памятниками античной культуры, с международными «крылатыми» выражениями, формулами, терминами т т.д.;
- как итог - приобщение к классической европейской традиции интегратив-ным образом, так как классические древние языки аккумулируют в себе базовый культурный и научный потенциал цивилизации, их изучение носит четко выраженный фундаментальный межпредметный характер.
Среднее звено системы образования - школы и гимназии - являются очень важным пропедевтическим звеном в плане изучения древних языков. Нет необходимости говорить о важности изучения классических языков для знания русского языка, новых европейских языков, а также для общего гуманитарного и культурологического профиля.
Город Белгород по историческим меркам недавно стал центром области (1954), и в нем на протяжении большей части его истории не было учебных заведений (за исключением церковных), в которых преподавались бы древние языки. Учительский институт, созданный здесь одним из первых в России (1876) таких дисциплин не предусматривал.
Таблица 1
Учебный план Учительского института
Высочайше утвержденная, 31 Мая 1872 года, таблица числа недельных уроков в Учительском Институте
К л а с с ы
I II III Всего
Закон Божий 2 2 1 5
Русский язык и церковно- 5 5 2 12
славянское чтение
Арифметика и алгебра 5 4 2 11
Геометрия 2 2 1 5
История 3 2 1 6
География 2 2 1 5
Естествознание 4 5 1 10
Черчение, рисование, чис- 5 4 1 10
тописание
Педагогика и дидактика - 2 2 4
Пение (по два часа в неде- - - - -
лю вне классного времени)
Гимнастика (ежедневно по - - - -
часу вне классного времени)
Всего 28 28 12 68
Лишь классические гимназии (прежде всего, Белгородская мужская гимназия герцога Эдинбургского) могли до 1918 г. выполнять свои функции по формированию основ классического образования, однако, после Октябрьской революции древние языки надолго покинули средние учебные заведения региона.
В июне 1994 г. преподавателем БГПУ Н.Н. Болговым был проведен мониторинг востребованности преподавания древних языков, прежде всего латинского, в школах и гимназиях г. Белгорода.
Необходимо отметить, что в то время почва для подобных инноваций была в определенной степени подготовлена тем, что с 1989 г. в целом в стране началось достаточно широкое провозглашение школ гимназиями и лицеями. Появилась возможность корректировать учебные планы. Возникло определенное понимание того, что древние языки занимают важное место в процессе реформирования отечественной школы.
В нескольких школах г. Белгорода идея встретила определенный интерес. Однако, к непосредственному введению латыни в расписание многие школы оказались не готовы. Так, в гимназии № 1 предпочли направлять учащихся в университет (БГПУ) для освоения основ языка по медико-биологическому профилю. Похожая ситуация сложилась и в гимназии № 3.
Интерес к латыни возник и в школе-гимназии № 22, однако, практическое начало преподавания в то время здесь не осуществилось по организационным причинам - нехватке специалистов, неудобству расположения школы в Южном микрорайоне и др. Лишь в 1996 г. факультативно латынь появилась в этой школе, и в дальнейшем периодически возникая и исчезая из расписания, она присутствует в концепции гимназии и в стратегических планах этого учебного заведения.
Таким образом, в 1994 г., первой в городе, целенаправленно и системно к преподаванию латинского языка приступила гимназия № 2. Это стало возможным при содействии и непосредственной помощи тогдашних заместителей директора Л.Н. Соловьевой и Э.Г. Работяговой (ныне - директор гимназии). Курс получил название «Введение в латинский язык и античную культуру» (преподаватель Н.Н. Болгов). Была выбрана следующая модель преподавания: один 10-1 и один 11-й классы полу-
чили латынь в основное расписание в объеме 1 час в неделю. Курс был рассчитан на создание определенного комплекса культурных и лингвистических представлений. Он был тесно связан межпредметными связями с курсами истории, иностранных языков (а в гимназии их два: немецкий и английский), русского языка и литературы. Такие межпредметные связи позволили не только активизировать уже имеющиеся знания, но и значительно повысить общекультурный уровень учеников.
Четыре года работы по этой модели (1994-1998 гг.) позволили констатировать общее позитивное отношение учащихся к данной дисциплине. Как правило, лучшие успехи обнаруживали те, кто хорошо занимался иностранными языками и историей. Живой интерес и желание сделать самостоятельное сообщение вызывали материалы по истории культуры, включенные в уроки. Явного скепсиса в отношении латинского языка среди учащихся не наблюдалось.
Вместе с тем, далеко не все родители отнеслись положительно к этому проекту. Потребовалось два родительских собрания, на которых родителям разъяснялась роль латинского языка в образовательном пространстве современного гуманитарного образования. Основные сомнения возникали в практической направленности данной дисциплины и в возможности утилитарного применения полученных здесь знаний. Через несколько месяцев это отношение сменилось преимущественно на нейтральное, и проблем больше не возникало.
За годы преподавания языка в гимназии пять классов прошли через этот эксперимент. Многие ученики по окончании обучения поступили в БелГУ преимущественно на факультеты Романо-германской филологии и исторический, что убеждает в правильности выбранной модели внедрения древних языков в среднюю школу.
В конце 90-х гг. делались и попытки организации курсов переподготовки учителей средних школ области по латинскому языку. Однако, по объективным причинам эта идея не реализовалась. Созданный вскоре Институт повышения квалификации и переподготовки специалистов остается благоприятным местом для приложения подобных усилий в современных условиях, десятилетие спустя.
В течение ряда последующих лет - 1999-2002 гг. - основное направление внедрения древних языков в среднее звено сосредоточилось на Шебекинской гимназии-интернате для одаренных девочек. Созданная там экспериментальная педагогическая площадка под руководством к.п.н. А.М. Болговой (кафедра педагогики БелГУ) включила древние языки как факультатив в программу обучения.
По ряду причин был выбран вариант проведения занятий в БелГУ, на кафедре всеобщей истории, куда ученицы доставлялись школьным автобусом два раза в месяц.
В течение учебного года им преподавались основы как латинского, так и древнегреческого языков. Несомненная польза знакомства с языками отмечалась как самими ученицами, так и учителями других предметов. Целый ряд выпускниц гимназии пополнил ряды студентов БелГУ - факультетов РГФ, СТФ, исторического и других.
В течение последнего десятилетия латинский язык преподавался в школе № 40 Старого Оскола, а также эпизодически возникал еще в некоторых учебных заведениях области.
По ряду причин - и прежде всего все еще актуальная проблема кадров - в последующие годы среднее звено образовательной системы области оказалось лишенным систематического преподавания древних языков, однако, необходимость их присутствия в той или иной форме ощущается на всех уровнях.
При решении задачи кадрового обеспечения древние языки должны не просто вернуться в школы и гимназии, они должны занять подобающее им в силу исторической традиции и роли в гуманитарном образовании место.
Место классических элементов в образовании равно месту хлеба в питании, отмечал в начале ХХ в. проф. Ф.Ф. Зелинский, декан историко-филологического факультета СПбГУ. Эту истину необходимо осознать новым поколениям.
Список литературы
1. Козаржевский А.Ч. Место древних языков в университетской подготовке истори-ков-античников // Вестник древней истории. 1991. № 1. - С. 81.
2. О ее работе в первые годы см.: Жмудь Л.Я. Санкт-Петербургской классической гимназии - семь лет // Древний мир и мы. - Вып. 1. - СПб., 1997. - С. 274-281.
ABOUT EDUCATION OF CLASSICAL LANGUAGES AT SCHOOLS OF BELGOROD REGION
A. M. Bolgova
Belgorod State University
e-mail:
This article are present the materials about education of classical languages (Latin and Greek) in Belgorod since 1989-1990. Author research as a middle level (schools), as high level (university). A main opinion gives to role and place of classical languages in human education.
Key words: classical languages, Belgorod, gymnasium, university.