коэффициентом реальной нагрузки: п</>./(/>
К р. н =
100 =
п<»
п<0'> (i(f> = const) /<" п<0» (/<'> = const)
Х100 [%),
где n'J*— уровень электромагнитного поля в принятых единицах измерения на частоте /; /(/> —длительность облучения; П (t(f> = const) — ПДУ поля на частоте / в тех же единицах измерения, определенный для фиксированного времени облучения.
В tow случае, когда уровень электромагнитного поля равен предельно допустимому, реальная нагрузка будет равна 100 %.
В условиях приведенного выше примера коэффициенты
реальной нагрузки будут равны:
12
при X = 10 см К р. в =
15
мкВт
•100 =
40
см* мкВт
при Х = Зсм Кр. Н =-¡¡¡HÍT •100 = 66 •6
60 -s-
см*
В сумме будем иметь
П0+3» (10) (3)
Kp.hS = К*.- + Кр.. =80% +66,6% = 146,6%. Найдем разность ДКР.В = 146,6 % — 100 % = 46,6 %.
Таким образом, в рассматриваемом примере реальная нагрузка превышает предельно допустимую на 46,6
В ряде случаев возникает необходимость выразить количественно степень улучшения электромагнитной обстановки в результате проведенных защитных мероприятий. Для этого составим следующее выражение.
^"» = (/сР.?/ + 1 -»)•"» 1*1.
назвав его коэффициентом улучшения электромагнитной обстановки. Здесь Кр.щ/ — коэффициент реальной нагрузки. определенный до проведения защитных мероприятий, а Кр.и/+1 —соответственно после них.
Все приведенные выше рассуждения строго справедливы для случая аддитивного действия полей и продолжительности облучения. В случае отличного от аддитивного действия должны использоваться дифференцированные по частоте и времени ПДУ. Иначе говоря, при определении реальной нагрузки следует соблюдать правило, заключающееся в том, что условия проявления фактора среды, длительность его воздействия и диапазон частот как для измеряемых или рассчитываемых уровней, так и для нормативов должны быть одинаковыми.
Приведенные выше примеры показывают, что выбранные в качестве показателей реальной нагрузки коэффициенты отвечают предъявленным к ним требованиям. Поэтому, подводя итог, можно отметить, что предложенные коэффициенты можно использовать в качестве показателей реальной нагрузки при изолированном, комбинированном, комплексном, сочетанном и других действиях факторов внешней среды на человека, а также при гигиенической оценке степени изменения электромагнитной обстановки на территории населенных мест.
Поступила 20.12.82
УДК 371.7:378.37
И. Г. Сивков
О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СТУДЕНТАМ-ЗАОЧНИКАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Пермский педагогический институт
В педагогических вузах учебным планом предусмотрена весьма обстоятельная подготовка будущих педагогов по программе гигиены детей и подростков.
В Пермском педагогическом институте в межсессионный период используются разные методы и формы изучения программного материала. Основным элементом является работа с учебником. В межсессионный период выполняются также контрольные работы и специальные задания в соответствии с учебным планом и программами. В помощь студентам-заочникам в межсессионный период преподаватели готовят учебные и методические пособия, методические разработки, проводят устные и письменные консультации. Кроме перечисленных используются и многие другие формы обучения, например составление рефератов по отдельным, наиболее значительным разделам программы, вовлечение студентов-заочников в научно-исследовательскую работу, проведение учебно-научных студенческих семинаров на учебно-консультационных пунктах (УКП), выполнение отдельных лабораторных и практических работ по месту работы студента-заочника и т. д.
На всех факультетах, кроме биологического, имеются широкие возможности использования перечисленных форм и методов изучения школьной гигиены. Межсессионный период по этому предмету на всех факультетах длится один семестр (от установочной до зимней сессии) на 7 курсе. Поэтому преподаватели гигиены планируют выезды на УКП в первом семестре. Во время выездов они проводят семинары и консультации, принимают зачеты по возрастной физиологии и школьной гигиене.
Следует отметить, что для студентов-заочников типографским способом печатаются специальные методические
указания в расчете на то, чтобы выдавать каждому студенту. В них приведена обязательная и дополнительная литература (учебники и учебные пособия), содержатся рекомендации по отработке практикума, приводится список вопросов по возрастной физиологии и школьной гигиене (для самопроверки). Как правило, эти вопросы задаются студентам и во время зачета.
В помощь студентам-заочникам преподаватели используют областную газету <3везда», в которой публикуются статьи по некоторым разделам учебной программы в популярном жанре. Например, в областной газете нами была опубликована статья, содержащая стандарты физического развития учащихся, т. е. возрастные нормы роста, окружности груди и др.
Хотелось бы остановиться еще на одной форме обучения студентов в межсессионный период. Преподаватель школьной гигиены составляет план их самостоятельной работы (в основном по практикуму для первокурсников). В плане учитываются возможности студента, предусматривается проведение определенных мероприятий в школе и в другом детском учреждении по месту работы студента-заочника. Для тех, кто работает не в школе, составлялись индивидуальные планы для самостоятельного изучения материала. В последнее время эти планы у студентов получили название заданий. Надо отметить, что такие планы-задания выполняются студентами с большим прилежанием и. разумеется, с пользой для дела. Отчеты об их выполнении студен+ы присылают по почте или привозят с собой на зачет, что позволяет преподавателю оценить приобретенные студентом навыки и глубину проработки изученного материала. Такие планы-задания и графики работы, называе-
мые «межсессионными заданиями», составляются для студентов и в некоторых других вузах. Очень, на наш взгляд, удачный вариант межсессионного задания для студентов-заочников практикуется в Кировском педагогическом институте.
Разумеется, преподаватели школьной гигиены других вузов могут значительно дополнить сказанное, и поделятся своим опытом используя другие формы и методы работы.
Что касается студентов-биологов, то еще несколько лет тому назад межсессионный период у них по школьной гигиене длился 2 семестра. В 1979 г. учебным планом за-
<чет со второго семестра перенесли на первый, и межсессионный период сократился. Еще через год зачет по школь-
ной гигиене перенесли на время установочной сессии, которая проводится в первые дни после зачисления абитуриентов в число студентов. В результате зачет по школьной гигиене студенты-биологи сдают сразу же после прослушивания 4 обзорных лекций. Времени для подготовки к зачету не дается, так как установочная сессия очень насыщена н, кроме зачета по гигиене, в тот же день в расписании обычно значатся занятия по другим предметам.
Зачет' по школьной гигиене на всех факультетах педагогических вузов, на отделениях заочного обучения целесообразнее проводить в конце первого, а возможно, и второго семестра.
Поступила 24.02.83
УДК 371.71:37.018.43
С. Н. Мастеров
РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕССИОННЫЙ ПЕРИОД
Кустанайскнй педагогический институт им. 50-летия СССР
В условиях все увеличивающегося объема информации проблема гигиены труда студентов становится все более актуальной. Особый интерес представляет изучение условий труда студентов-заочников, специфика которого создает определенные трудности в процессе обучения. Работ по режиму дня студентов-заочников опубликовано недостаточно. Изучаемый контингент студентов-заочников в межсессионный период затрачивает значительную часть времени, предназначенного для отдыха, на выполнение контрольных и курсовых работ, подготовку к зачетам и экзаменам. Занятость по основному месту работы, бытовые обязанности студентов не позволяют качественно выполнить межсессионные задания, и часть этой работы переносится на период сессии.
Для студентов-заочников Куста на йского педагогического института в течение учебного года проводятся две сессии: зимняя — 10 дней и летняя — 30 дней Наиболее напряженной является летняя, во время которой читаются лекции, проводятся семинарские и практические занятия, зачеты и экзамены.
Резкая смена сформировавшегося в течение 10 мес трудового ритма на более интенсивный в зимнюю и летнюю сессии, необходимость быстрой адаптации к иным по характеру условиям труда оказывают влияние на работоспособность и состояние здоровья, понижая эффективность процесса обучения. Усугубляющим фактором является и резкая смена бытовых (а порой и климатических) условий, что оказывает влияние на состояние здоровья, особенно у лиц старших возрастных групп (30—40 лет).
В связи с этим нами изучался режим дня студентов химико-биологического факультета II и IV курсов в летнюю сессию (середина нюня — ссрсднна июля). Возраст обследованных колебался от 22 до 40 лет, мужчины составляли 14%. Большинство работали в школе (90%), из них по специальности факультета 70%. Большинство были иногородними (80%), в основном из сельской местности. При проведении настоящего исследования применялись карты социально-гигиенического обследования, хронометражные карты, интервью. Проводились антропометрия, спирометрия и динамометрия.
Анализ полученного материала позволил выявить серьезные недостатки в организации труда студентов, причем их выраженность зависела от ряда социально-бытовых признаков. Поэтому для удобства сравнительной характеристики мы разделили исследуемых на 3 группы: 1-я — живущие дома, 2-я — живущие на квартире, 3-я — живущие в общежитии (гостинице).
Продолжительность занятий в институте составила в среднем 8 ч в день, самоподготовка дома и в читальном зале — 4,5—7 ч в обычные дни и 5,8—7,2 ч в воскресенье.
Длительность ночного сна составила 6,2—7,2 ч. На культурный отдых приходилось 0,5—1,5 ч в неделю. Утреннюю гимнастику регулярно делали около 10% студентов. 70% студентов, живущих на квартире и в общежитии, принимали горячую пищу 1 раз в сутки, живущие дома — 2 раза. Перерывы между приемами пищи достигали 10—12 ч. В этих условиях уже со второй недели занятий отмечается понижение работоспособности, появляются признаки утомления (жалобы на усталость, головную боль и недомогание после занятий). Последняя неделя характеризуется наличием признаков хронического умственного переутомления у значительной части студентов (пониженная работоспособность, плохой сон и аппетит). У части студентов, страдающих хроническими заболеваниями (у 19,8—31 %), отмечалось их обострение. Отмечено достоверное понижение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти.
При анализе по социальным признакам выявлено наибольшее число нарушении режима дня и понижение физиологических показателей у иногородних (проживающих в сельской местности) семейных женщин в возрасте старше 28 лет, проживающих на квартире и в общежитии. Сравнительно более благополучный режим дня и менее выраженное ухудшение физиологических показателей отмечены у городских холостых студентов обоего пола в возрасте до 28 лет, живущих дома.
Таким образом, нерациональный режим дня, неправильное распределение учебной нагрузки в течение учебного года, недостатки организации труда и быта во время сессии создают предпосылки для ухудшения показателей здоровья, что сказывается на работоспособности и качестве процесса обучения.
Во время проведения исследования нами давались общие и персональные рекомендации по улучшению режима дня, что в некоторой степени способствовало улучшению работоспособности студентов. По результатам исследования нами предлагается следующее: регулярно, начиная с I курса, проводить со студентами работу по выработке у них навыков и умений самоподготовки, для чего вручать им специально разработанное пособие по НОТ и гигиене умственного труда; поручать чтение курса «Введение в специальность» компетентным преподавателям с обязательных включением раздела «Гигиена и психофизиология умственного труда»; проводить с кураторами семинары по НОТ студента и требовать от них строгого выполнения специального плана работы по разработке индивидуальных режимов дня и обучению навыкам саморегистрации н планирования своего бюджета времени. Для этого рекомендовать использовать разработанные нами карты социально-гигиенического исследования (анкеты), одобренные отде?