Научная статья на тему 'О преемственности формирования методологической компетен-ции учащихся и студентов в системе «Школа - вуз»'

О преемственности формирования методологической компетен-ции учащихся и студентов в системе «Школа - вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / METHODOLOGICAL COMPETENCE / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / CONNECTIONS WITH DIFFERENT SUBJECTS / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / ABILITIES IN DIFFERENT / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Г. А., Беспалова Г. М.

В данной статье обозначены проблемы реализации межпредметных связей математики с целью формирования методологической компетенции, возникающие уже в школе; выделены общие межпред-метные умения, необходимые в школе и в вузе для формирования методов решения задач и их примене-ния; предложены пути решения возникших проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларионова Г. А., Беспалова Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CONTINUITY OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF PUPILS AND STUDENTS FORMING IN THE SYSTEM OF "SCHOOL - INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION"

The problems of realization of connections with the aim of forming methodological competence of mathemat-ics with different subjects, appearing already at school are marked in article; the common abilities in different subjects, which are necessary at school and in the institute of higher education of methods of solving problem end the their useing are allotted; the ways of solving appeared problems leading are offered.

Текст научной работы на тему «О преемственности формирования методологической компетен-ции учащихся и студентов в системе «Школа - вуз»»

Функционирование первичных процедур восприятия. Максимальное значение "УЧЕБНЫЕ Приоо- мотивации обучения. Малый порог отторжения сообщений. Легко выполняв- СООБЩЕНИЯ ретение мый и просто контролируемый процесс передачи учебной информации Интенсивная работа мгновенной, кратковременной и оперативной памяти

Инкорпорация

В

Обращающий переход

вание

За-кре-пле-ние

, | _

Функционирование первичных процедур восприятия. Максимальное значение мотивации обучения. Малый порог отторжения сообщений Легко выполняемый и просто контролируемый процесс Интенсивная работа мгновенной, кратковременной и оперативной памяти

Ассоциативно-абстрактные построения на базе и под стимулом реалий воспринятой информации Создание и конкретизация некоторого ограниченного множества образцов преобразуемых мыслительной деятельном стью в локальные совокупности понятий, а затем в комплексы значений. ^ Деятельность функции многогранна, происходит, по крайней мере, на ^ цдвух уровнях, отмечается полным совпадением обстоятельств функциони-° ^рования с активизацией функции осмысления I рода

Участие контроля разума (сознания) - как контролирующей функции, - как целеполагающей функции, - как функции мотивации; Необратимый процесс профессионально ориентированной рефлексии; Развиваемый тезаурус, логика, поиск замещающих аналогов, риск вероятностных решений о модернизации образов знаний.

Является кусочно-дискретным продолжением деятельности функции осмысления, но уже П рода. Находя применение к разрешению различных проблем накапливаемых и усваиваемых алгоритмов, на практике, в процессе решения и достижения запланированных результатов, эта, используемая индивидом функция, находит доказательства истинности его представлений о задаче, либо в решающей мере опровергает выдвинутые к доказательству положения.

Отчуждение знаний, укрепление комплекса умений, формирование схемы навыков, самоутверждение обучаемого Приобретение способности п права на защиту своей, авторской точки зрения. Рис. 1. Блоковая организация кортежа содержания обучения (формирование умений)

м

я S

о H

ь я

2' з

и 5,

м

УМЕНИЯ

УДК 378 ББК 74.58

О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»

Г.А. Ларионова, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики Челябинского государственного агроинженерного университета, (8351) 7780434,

Г.М. Беспалова, кафедра высшей математики Челябинского института путей сообщения, (8351) 2681607

В данной статье обозначены проблемы реализации межпредметных связей математики с целью формирования методологической компетенции, возникающие уже в школе; выделены общие межпредметные умения, необходимые в школе и в вузе для формирования методов решения задач и их применения; предложены пути решения возникших проблем.

Ключевые слова: методологическая компетенция, межпредметные связи, преемственность, межпредметные умения.

ABOUT CONTINUITY OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF PUPILS AND STUDENTS FORMING IN THE SYSTEM OF "SCHOOL - INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION"

Larionova G.A., Bespalova G.M.

The problems of realization of connections with the aim offorming methodological competence ofmathemat-ics with different subjects, appearing already at school are marked in article; the common abilities in different subjects, which are necessary at school and in the institute of higher education of methods of solving problem end the their useing are allotted; the ways of solving appeared problems leading are offered.

Keywords: methodological competence, connections with different subjects, continuity, abilities in different

subjects.

Доминирующей тенденцией совершенствования образования является повышение его адаптируемости к возможностям обучаемых. Педагоги школ и вузов, ученые ставят проблемы формирования знаний, умений и навыков, компетенций у учащихся и студентов, их всестороннего развития, подготавливая к процессу самоактуализации и активной профессиональной деятельности. Личностные качества выпускников школ и вузов проявляются в их компетенциях, характеризующих их адаптационные возможности в ходе профессионального самоопределения, поиска места работы, создания предприятий, постановки и решения профессиональных проблем. Залогом успешности развития личности учащегося, студента в дальнейшем является их способность применять получаемые знания практически.

Сегодня назрела необходимость рассматривать проблему формирования «действенных» знаний как главную составляющую методологической компетенции, которую можно определить как степень сформированности у обучаемого свободного владения различными методами, средствами, общими положениями и принципами для успешной реализации своего потенциала в учебно-профессиональной деятельности, а также ответственной рационализации этой деятельности с применением новаторских разработок, предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность выполнения действий.

Выделенная компетенция проявляется в методологической деятельности, в которой, по В.В. Краевскому, предопределяется систематизация знаний об основаниях и структуре педагогических и других теорий, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих действительность профессиональной деятельности специалиста, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценки качества исследовательской работы [1].

Также методологию рассматривают как: 1) систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке [4, с. 416-417].

Таким образом, методология любой деятельности включает не только способы, методы ее осуществления, но и организацию, рефлексию.

Курсы школьной и вузовской математики богаты различными средствами формирования методологической компетенции, поскольку включают изложение, во-первых, методов обработки данных для описания изучаемых явлений, процессов и выявления их связей; во-вторых, методов математического моделирования различных объектов для

выстраивания четких определений, логической структуры, количественно выраженных законов; в-третьих, методов построения новой науки на основе математики. Организация методологической деятельности как составного элемента методологической компетенции будущего специалиста, владеющего общей методологией своей профессиональной деятельности, возможна в рамках межпредметных связей.

При реализации межпредметных связей между математикой и физикой, математикой и химией, и т.п. уже в школьном обучении возникают проблемы, которые остаются нерешенными в вузе.

1. Несогласованное употребление терминов и обозначений в смежных учебных дисциплинах, которое приводит к разным представлениям об одних и тех же понятиях у обучающихся. В результате они не могут применить и реализовать в решении задач определенный математический аппарат, либо методы смежного предмета, что ведет к пробелам при дальнейшем изучении других учебных дисциплин.

2. Используемые на уроках математики физические, химические и другие понятия несвоевременно сформулированы в смежных предметах, либо плохо усвоены или забыты. К примеру, в ряде вузов изучение курса физики начинается со второго семестра, поэтому в курсе математики в первом семестре студенты могут испытывать трудности при изучении физических приложений элементов векторной алгебры, определенных интегралов и т.д., хотя со многими понятиями они знакомы из школьного курса физики.

3. Некорректное использование единиц измерения в решении математических задач; замкнутость на предметных особенностях, абстрагирование результата, отвлечение от физических, технических и других конкретизаций.

4. Применение «шаблонов» в педагогических технологиях, не позволяющих учащимся, студентам приспосабливать знания, умения, навыки к ситуациям неопределенности. Следствием этого является замедление личностного развития обучающихся.

Стоит отметить, что преемственность в изучении математики и других учебных дисциплин осуществляется в разных направлениях: во-первых, когда математические методы применяются в смежных предметах еще на этапе школьной программы - в данном случае рассматривается преемственность в изучении математики с другими школьными предметами; во-вторых, когда математические методы, изученные еще в школе, могут быть применены в высшей школе; в-третьих, преемственность в изучении математики с учебными предметами в вузе, с будущей профес-

сиональной деятельностью.

Усилению преемственности между школой и вузом при формировании методологической компетенции способствует комплекс методов и средств, включающий:

1) систематизированное повторение в вузе необходимого школьного материала;

2) использование координационных таблиц, которые помогут выявить «точки соприкосновения» программного материала по физике и математике. При этом преподаватели математики и физики определяют учебный материал других дисциплин, необходимый для проведения своих уроков или других форм занятий, а затем коллегиально согласовывают сроки его изучения [2];

3) применение методик согласованного формирования физических и математических понятий, методов решения задач. Одним из методических приемов, применяемых как в школе, так и в вузе, является обучение определению одних понятий через понятия смежных дисциплин. Например, физическое определение момента силы ^ относи-

Таблица 1

Межпредметные умения учащихся и студентов в соответствующих курсах математики, физики и химии

тельно точки О дополняется определением векторного произведения двух векторов ОА и ^, где А - точка приложения силы;

4) разработку преподавателями смежных дисциплин комплексных (межпредметных) сборников задач;

5) формирование у обучаемых обобщенных учебных умений, навыков, обладающих свойством широкого переноса: обобщенное умение, сформированное на конкретном материале одного предмета (математики), может быть реализовано при изучении других предметов, к примеру, физики [5, 6];

6) систематизацию изучения математических и физических методов, позволяющую поэтапно «наращивать» знания методологии, методологической компетенции учащихся и студентов.

Пример классификации межпредметных умений в курсах математики, физики и химии представлен в таблице 1.

Название Умения

межпредметные умения, связанные с понятиями «процент», «степень», «пропорция» a) нахождение процента от числа; b) восстановление числа по его процентам; c) применение свойств степени; ё) применение свойств пропорции

межпредметные умения, связанные с формулами и уравнениями a) выражение из формулы одной переменной через другую; b) распознавание зависимости между переменными; c) решение линейных и квадратных уравнений

межпредметные умения, связанные с понятием «функция» и с графиком функции a) распознавание вида функции по формуле; b) построение основных элементарных функций; c) чтение графика; ё) восстановление функции в виде формулы по ее графику

межпредметные умения, связанные с понятием «вектор» a) построение векторов в данной системе координат; b) нахождение проекции вектора на ось; c) оперирование векторами в векторной форме; ё) оперирование векторами в координатной форме; е) нахождение координат вектора в произвольном базисе

межпредметные умения, связанные с элементами математического анализа и геометрии a) нахождение производной функции; b) нахождение первообразной функции; c) вычисление определенных интегралов; ё) решение дифференциальных уравнений; е) разложение функций в ряд; £) применение таблицы эквивалентных бесконечно малых величин; g) вычисление площадей плоских фигур; Ь) вычисление объемов тел

Примером могут служить приведенные ниже взаимосвязанные темы курсов математики, физики, химии, в которых прослеживаются некоторые из выделенных межпредметных умений и различные направления преемственности:

Решение линейных уравнений. Вычисление площади четырехугольника. Объем геометрических тел. Вычисление процентов от числа и наоборот

Законы термодинамики Энергетика химических процессов. Закон Гесса

Действия над векторами. Разложение вектора по векторам базиса. Решение

Электродинамика. Эл ектр о статика Основные законы химии

уравнении

В свою очередь, межпредметные связи определяют реализацию информационно-деятельностного подхода [3] к формированию общих учебных умений, единства требований к знаниям и умениям, единства интерпретации общих понятий, обеспечения непрерывности в формировании общих научных понятий и умений [5]. Скоординированная работа учителей математики и физики в школе и в вузе - важное условие, необходимое для развития методологической компетенции, являющейся основой готовности практического применения знаний будущих специалистов в решении профессиональных задач.

Литература

1. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / Педагогика. - 2002. - № 1.

2. Куланин Е.Д. О взаимосвязи физики и математики / Физика в школе. - 2003. - № 3.

3. Ларионова Г. А. Информационно-деятель-ностные технологии обучения студентов вузов в физико-математическом цикле учебных дисциплин / Вестник Оренбургского государственного университета. - 2003. - № 2.

4. Педагогика: учеб. / Под ред. Л.П. Крившен-ко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

5. Усова А. В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования / Физика в школе. -2000. - № 3.

6. Усова А. В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия ее реализации. 2-е изд. - Челябинск: изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2005.

УДК 378+37.013.77 ББК 74.58+74.26

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ТЕХНОЛОГИЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.В. Лебедев, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления развитием образовательных систем МПГУ, (905) 7492052, [email protected]

В статье изложены актуальные вопросы образования, связанные со структурой исследовательской компетенции. Рассмотрена ее связь с ориентировочной основой деятельности, которая представлена в виде операционно-описанной стратегии. Проанализирована возможность использования стратегии ориентации в проблемном пространстве для исследования объектов образовательной действительности. В качестве примера показано проектирование эффективной технологии формирования умений учащихся.

Ключевые слова: образование, компетентность, технология, управление, умение.

RESEARCHING COMPETENCE OF THE TEACHER: TECHNOLOGY OF MIND ACTIVITY

Lebedev V.V.

The actual educational problems and questions connected with structure of the researching competence are represented in article. The connection between main orienteering activity and competence is researched. It's

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.