Научная статья на тему 'О правовом статусе главы местной администрации муниципального образования'

О правовом статусе главы местной администрации муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2407
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федоренко С. В.

В данной статье анализируется правовой статус главы местной администрации на основе ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6. 10. 2003 г., законодательства субъектов федерации и международных норм права. В работе освещается зарубежный опыт функционирования местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О правовом статусе главы местной администрации муниципального образования»

Федоренко C.B.

аспирант кафедры теории государства и права и конституционного права ЮФ ОГУ

О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье анализируется правовой статус главы местной администрации на основе ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г., законодательства субъектов федерации и международных норм права. В работе освещается зарубежный опыт функционирования местного самоуправления.

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя государства. Местные сообщества населения являются одной из составляющих любого демократического режима. Местное самоуправление является и основным звеном политики любого государства, в связи с чем необходимо строить действующее законодательство и правоприменительную практику таким образом, чтобы оно стало надежным правовым фундаментом для реального народовластия. Как указывает В.В. Мамонов, местное самоуправление призвано решать насущные проблемы населения определенной территории страны, поэтому от эффективности его функционирования зависит общая удовлетворенность граждан существующей системой публичной власти в государстве.

В ряду важнейших событий конца XX века будущие историки России назовут реформу местной власти, целью которой являлось утверждение начал самоуправления в организации и осуществлении власти на местах, принципов муниципальной демократии. Начавшаяся в 90-е гг. реформа вызвала к жизни новую форму осуществления публичной власти в государстве - муниципальную власть (власть местного самоуправления). За прошедшее время произошли существенные изменения как в законодательном регулировании местного самоуправления, так и в практике муниципального строительства. Российская Федерация, ставшая в 1996 году членом Совета Европы, ратифицировала в 1998 году Европейскую хартию местного самоуправления, и система гарантий была дополнена новым видом гарантий - международным. Реализация общих принципов организации местного самоуправления, закрепляемых Конституцией РФ, Европейской хартией местного самоуправления, федеральными законами, предполагает развитие правовой основы местного самоуправления, принятие на всех уровнях правового регулирования местного самоуправления нормативных правовых актов, позволяющих эффективно осуществлять муници-

пальную деятельность, управление местными делами. В последние годы происходило интенсивное развитие муниципального законодательства, и самым значительным событием стало принятие в 2003 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Система местного самоуправления в России появилась и развивалась в результате эволюции прежней советской системы местной государственной власти, отмечает A.A. Уваров. Ранее главы местных администраций, как правило, назначались вышестоящим главой администрации. В 1995 году был принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где в п. 2 ст. 59 указано, что «главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом, сохраняют свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений настоящего Федерального закона, но не более шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона». Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., п. 2 ст. 37 предусмотрено, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, что является новеллой в муниципальном законодательстве. П. 6 ст. 37 данного закона закрепляет, что «лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссий по ре-

зультатам конкурса», т. е. принцип «назначаемости» опять присутствует, хотя и альтернативно, в несколько иной форме и порядке.

Если обратиться к опыту зарубежных стран, то мы увидим, что наиболее существенными признаками системы местного самоуправления там являются универсальная выборность и значительная самостоятельность муниципальных органов власти в решении местных вопросов.

Системы местного самоуправления США разнообразны, но могут быть сведены к трем основным.

Система «мэр - совет» предусматривает, что население избирает однопалатный совет и параллельно мэра, который воплощает исполнительную власть, но иногда является председателем совета. Роль мэра велика, хотя он и может быть отстранен от должности избирателями, решением совета или суда.

Система «совет - управляющий» отличается от предыдущей тем, что управляющий, являющийся главой администрации, не избирается населением, а назначается советом из числа опытных менеджеров, то есть выступает как наемное должностное лицо, которое совет всегда вправе уволить. Данная форма управления сходна с моделью, предусмотренной п. 2 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года, когда главой местной администрации может быть лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Однако, в отличие от американского аналога, согласно российскому законодательству глава местной администрации не может быть уволен органом, его назначившим (представительным органом муниципального образования), контракт с главой местной администрации в соответствии с п. 11 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации...» может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке, согласно закону.

Третья форма самоуправления - комиссионная, соединяет законодательные и исполнительные функции в руках единой комиссии, которую избирают жители. Комиссия издает правовые акты и организует их исполнение.

В современной Франции мы можем наблюдать тесную связь местного самоуправления с государственной властью. К примеру, в департаменте действует орган общей администрации в лице префекта, именуемого комиссаром Республики, который назначается Президентом Республики.

В ФРГ каждая земля самостоятельно определяет структуру и полномочия органов местного самоуправления. Система местного самоуправления состоит из выборного органа (совета) и управлений. Общинная форма самоуправления разнообразна, к примеру в Рейнской области, в отличие от других общин, главу исполнительной власти (директора) нанимает выборный общинный совет и поручает ему функции управления и руководства местной администрацией. При этой системе глава исполнительной власти общины является наемным управляющим (менеджером).

В.Н. Федоткин и Е.М. Бухвальд в своей книге «Местное самоуправление в России: этап радикальных реформ» обращают внимание на то, что модель муниципального управления Германии «воспроизведена» в новой российской модели организации местного самоуправления, поскольку в Германии уже давно действует двухуровневая система местного самоуправления, например, вводимый нынешним российским законодательством поселенческий (низший) уровень самоуправления - это проекция немецких общин, а российские городские округа - это немецкие города, не входящие в муниципальные районы. Но в отличие от российской системы местного самоуправления действующая в Германии система местного самоуправления в отдельных землях не единообразна.

Мы считаем, что предусмотренная ФЗ «Об общих принципах организации.» возможность назначения главы местного самоуправления по контракту не будет согласовываться с международными нормами права и Конституцией Российской Федерации.

Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 г., в преамбуле провозглашает для государств, подписавших хартию. «что это предполагает существование органов местного самоуправления, которые надежны демократически созданными органами и которые пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций.»

П. 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации определяет, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.».

Понятие местного самоуправления дается в п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих прин-

ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. - это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Следовательно, органы местного самоуправления должны быть «демократически созданными» и обладать самостоятельностью в своих полномочиях.

Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации.» глава местной администрации входит в структуру обязательных органов.

Должностное лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту, не будет являться демократически созданным. Демократия от «греческого demokratia буквально народовластие, - demos - народ + kratos -власть» [1], то есть граждане сами, непосредственно выражают1 свою волю либо действуют через своих представителей, избираемых населением. П. 2 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления говорит о том, что право местного самоуправления «осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, равного, прямого и всеобщего голосования.». П. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления», а п. 1 ст. 15 предусматривает, что. «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» и. «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то принимаются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Институты муниципальной демократии призваны обеспечить тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления, решение всех вопросов местной жизни в интересах местного сообщества. А это

гарантируется прежде всего выборностью населением органов местного самоуправления. Реализация данного принципа создает необходимые условия и предпосылки для осуществления эффективного контроля населения за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления. К формам такого контроля относятся: отчеты выборных лиц местного самоуправления перед населением, выражение недоверия населением выборным лицам местного самоуправления, отзыва избирателями и др., но к назначаемым должностным лицам данные формы контроля не применимы.

С.П. Кузнецов в своей статье замечает, что п. 5 ст. 34 предусматривает в случае, что появления на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования структура органов местного самоуправления определяется населением на местном референдуме, и в то же время пп. 2 этой же статьи законодатель закрепляет обязательное наличие в муниципальном образовании представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации, контрольного органа и избирательной комиссии. «В связи с этим на референдум о структуре могут выноситься вопросы только о расширении структуры органов местного самоуправления, что, по нашему мнению, экономически и организационно не всегда целесообразно»2.

Мы солидарны с автором в том, что обязательная структура должна существовать только для муниципальных районов и городских округов.

Глава местной администрации, назначаемый на должность по контракту, не будет также обладать и другим важным признаком - самостоятельностью. Самостоятельность органов местного самоуправления предусмотрена Европейской хартией местного самоуправления (п. 9 Преамбулы), Конституцией Российской Федерации (ст. 12), Федеральным законом «Об общих принципах организации.» (п. 2 ст. 1), Уставом (Основным законом) Оренбургской области (п.1 ст. 11), законом Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» (п. «б» ст. 3).

Должностное лицо (в частности, глава местной администрации), назначаемое на должность по контракту, действует в соответствии с положениями заключенного с ним контракта и не связано непосредственно интересами населения, его наказами и пожеланиями.

Самостоятельность означает прежде всего независимость органов, должностных лиц местного самоуправления от чего бы то ни было: срока действия контракта, конкурсной комиссии, органов и должностных лиц. Глава местной администрации, назначаемый на должность по контракту, будет зависеть от этих и других факторов, в отличие от избранного главы местной администрации, который обязан руководствоваться в своей деятельности прежде всего законами и интересами населения.

Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность органов местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Однако пункт 3 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации.» гласит: «Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». По мнению некоторых авторов, условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части исполнения отдельных государственных полномочий, утверждаемые законом субъекта РФ, являются неправомерными, данная норма права противоречит ст. 12 Конституции Российской Федерации, «поскольку ставит главу местной администрации в организационную зависимость от органов государственной власти субъектов РФ»3. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, согласно п. 2 ст. 132 Конституции РФ, а контракт с главой местной администрации не является законом.

Также п. 11 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации.» предусматривает возможность расторжения контракта с главой местной администрации в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государ-

ственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Как полагает О.В. Берг , расторжение контракта с главой местной администрации в судебном порядке по заявлению данного должностного лица является неправомерным, поскольку это нарушает принципы самостоятельности и разделения органов местного самоуправления и органов государственной власти. Мы также считаем, что высшему должностному лицу (главе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не следует предоставлять право обращаться с заявлением в суд по поводу расторжения контракта с главой местной администрации, поскольку это, во-первых, нарушает ст. 12 Конституции РФ, во-вторых глава местной администрации назначается на должность представительным органом муниципального образования согласно п. 6 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации.», и именно этот орган имеет право ставить вопрос о расторжении в судебном порядке контракта, заключенного с главой местной администрации.

Мы также солидарны с О.В. Бергом в его критике порядка назначения членов конкурсной комиссии поселения, который предусматривает, что: «.две трети назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)»4, поскольку участие органов государственной власти субъектов РФ в замещении должности главы администрации муниципального образования также нарушает требования ст. 12 Конституции РФ о самостоятельности местного самоуправления и отделении органов местного самоуправления от органов государственной власти. Следовательно, абзац 3 п. 5 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации.» должен быть признан противоречащим Конституции РФ и отменен или изменен.

Подобного мнения о невмешательстве органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления придерживается и

С.А. Авакьян, который на обсуждении «круглого стола» по проблемам реализации и перспектив развития конституционной модели российского местного самоуправления, проводимого Независимым институтом выборов 5 ноября 2003 г., выделил, что «участие органов государственной власти в осуществлении местного самоуправления в нормальных, не экстремальных ситуациях недопустимо. Взаимодействие предполагает сотрудничество и систему взаимной помощи, взаимной поддержки, но не подмену местного самоуправления, его представительных, исполнительных и контрольных органов исполнительной властью субъекта федерации».

Однако противоположная точка зрения у В.И. Васильев, который подчеркнул на обсуждении «круглого стола», что «очищенным от государственного присутствия местное самоуправление не может быть и не будет», новым ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» «определена допустимость участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления», но «остается проблема соответствия норм Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 2003 г.» и что менее вероятно, что Конституционный Суд сочтет некоторые нормы закона неконституционными.

П. 2 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что «главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса.».

Как отмечает в своей работе «Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации» С.Г. Соловьев, на определенной стадии развития муниципального права понятия и правовые статусы главы муниципального образования и главы местной администрации использовались в законодательстве Российской Федерации для обозначения одного и того же правового института. Но в настоящее время выборное должностное лицо муниципального образования и глава местной администрации, если он есть в структуре муниципальных органов, не должны именоваться одинаково по причине различного правового статуса.

Согласно Уставу города Оренбурга «администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправ-

ления в городе и осуществляет свою деятельность под руководством главы города»5.

Глава муниципального образования осуществляет следующие функции согласно п. 4 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации.»: представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями; подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования. В ст. 12 Устава города Оренбурга указано, что «глава города Оренбурга является высшим должностным лицом местного самоуправления и осуществляет руководство исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления на принципах единоначалия». Глава города Оренбурга избирается населением города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на пять лет, представляет ежегодный отчет о своей деятельности населению города и депутатам Оренбургского городского совета, который публикуется в печати.

Полномочия главы города Оренбурга, перечисленные в ст. 13 Устава города Оренбурга, можно подразделить на: публичные: выступать официальным представителем города в стране и за рубежом; организационные, распорядительные и хозяйственные: вправе принимать участие на заседаниях Оренбургского городского совета, осуществлять общее руководство органами городской администрации, полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности, назначать и освобождать от должности должностных лиц, руководить деятельностью администрации города, разрабатывать порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью и др.; правотворческие и правоприменительные: издавать в пределах своих полномочий распоряжения, обеспечивать выполнение законодательных актов РФ; финансово-распорядительные: распоряжаться средствами бюджета города, представлять в Оренбургский городской совет проект бюджета города и др.

Введение должности главы местной администрации, назначенного на должность по контракту, будет являться также нецелесообразным для структуры органов местного самоуправления,

поскольку полномочия по руководству местной администрацией будут разделены между главой муниципального образования и главой местной администрации, с которым будет заключен контракт. Существование параллельно с главой муниципального образования главы местной администрации, назначенного на должность по контракту, будет создавать условия для дублирования функций данных должностных лиц и споры

0 компетенции. А также, как указывает С.Г. Соловьев, подробно анализируя правовые статусы глав муниципального образования, местного самоуправления и местной администрации и их соотношение между собой, произойдет отождествление властно-правового статуса главы местной администрации и местной администрации, поскольку чем ниже уровень власти, тем менее контрастно разделение власти.

Лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, будет являться муниципальным служащим согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», п. 2 ст. 1 закона Оренбургской области «О муниципальной службе в Оренбургской области», где предусмотрено, что муниципальные должности подразделяются на выборные и иные, замещаемые путем заключения трудового договора. В Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (п.

1 ст. 2), Уставе (Основном законе) Оренбургской области (п. 1 ст. 69) указано, что муниципальная служба - профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, следовательно, на муниципального служащего будет распространяться законодательство о муниципальной службе, и отчета перед населением как формы контроля за деятельностью должностного лица в правовом статусе муниципального служащего не предусмотрено. Правовые статусы (права, обязанности, гарантии, ответственность) избранного и назначенного главы местной администрации, а также основания для прекращения их полномочий будут различными, как и законодательная база их деятельности (согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данным законом не устанавливается, п. 2 ст. 3 закона Оренбургской области «О муниципальной службе в Оренбургской области» предусматривает, что статус выборного должностного лица местного са-

моуправления устанавливается федеральными законами и законами Оренбургской области).

На муниципального служащего распространяется, к примеру, ст. 25 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», где указаны дополнительные основания для прекращения муниципальной службы, помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, в том числе увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя органа местного самоуправления по достижении предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы. Следовательно, избранный глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, продолжит работу независимо от достигнутого возраста, а муниципальный служащий, исполняющий обязанности главы местной администрации по контракту, будет уволен.

Следовательно, должность главы местной администрации должна является либо выборной, либо замещаемой путем заключения трудового контракта (муниципальная служба), поскольку согласно закону она не может быть и той и другой. Данное разграничение является важным для определения правового статуса главы местной администрации. С.Г. Соловьев в своей работе отмечает, что глава муниципального образования персонально отвечает перед местным населением за результаты своей деятельности и результаты деятельности подчиненных ему муниципально-властных структур. Назначенный по контракту глава местной администрации как муниципальный служащий не будет обладать рядом властных полномочий, которыми наделен глава муниципального образования, и, следовательно, не будет нести ответственность, которая возложена на выборное должностное лицо.

Администрация города Оренбурга в соответствии со ст. 22 Устава города Оренбурга: осуществляет все организационные, исполнительно-распорядительные полномочия по предметам ведения города; разрабатывает проект бюджета города, исполняет бюджет; разрабатывает текущие и перспективные планы и программы социально-экономического развития города, обеспечивает их выполнение; участвует в разработке и реализует финансовую и инвестиционную политику города, утвержденную советом; управляет и распоряжается городской муниципальной собственностью и др.

Делая вывод, необходимо отметить, что местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам, укрепляет основы народовластия.

Лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту, в отличие от избранного должностного лица, не будет иметь непосредственной связи с гражданами, а граждане не будут иметь возможности выразить свое отношение и повлиять на принимаемые главой местной администрации решения. Наказами, пожеланиями и интересами населения обязаны руководствоваться избранные населением на муниципальных выборах должностные лица. Граждане оказывают доверие избираемому лицу. Если же избранное должностное лицо доверие граждан не оправдывает, совершает противоправные действия (бездействие), то согласно ст. 24 ФЗ «Об общих принципах организации.» проводится голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления. Из этого следует, что выборные должностные лица должны стремиться оправдать

доверие населения, решать насущные проблемы в интересах избравшего их народа. Избиратели, видя положительные результаты деятельности их избранника, будут и в дальнейшем отдавать ему свои голоса на муниципальных выборах. Население муниципального образования доверяет избранному главе местной администрации намного больше, чем назначенному лицу, даже если назначение происходит представительным органом муниципального образования. Граждане, выбирая главу местной администрации либо другое должностное лицо, осознают свою сопричастность в управлении делами муниципального образования, понимают последствия принятого на выборах решения. В случае, если избранник не оправдал надежд граждан, каждый человек, голосовавший на выборах, сознает и свою ответственность и вину в принятом решении. В дальнейшем, проанализировав ситуацию, действия кандидатов, впоследствии депутатов и выборных должностных лиц, в процессе следующей избирательной кампании граждане постараются не повторять прошлых ошибок, голосуя за того или иного кандидата, партию, избирательный блок.

Список использованной литературы:

1. Краткий словарь иностранных слов, сост. Локшина С.М. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1966.

2. Кузнецов С.П. О проекте закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (новая редакция) // Государственная власть и местное самоуправление, 2003, №3.

3. Берг О.В. Некоторые вопросы концепции проекта ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Государственная власть и местное самоуправление, 2003, №2, ИГ «Юрист».

4. Абзац 3 п. 5 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2003, №40, ст. 3822.

5. П.1 ст. 22 Устава города Оренбурга от 25.04.1996 (в редакции Постановления Оренбургского городского совета от 22.06.2004. №117).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.