О правовом регулировании экологической безопасности предприятий в России About legal regulation of ecological safety of the enterprises in Russia
Валова А. В.
студент 3 курса Юридического факультета Северо-Западного института управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Valova A. V.
3rd year student Department of law The North-West Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and
Public Administration Russia, Saint Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
В этой статье характеризуется правовое регулирование экологической безопасности предприятия в России. Автор анализирует правовое обеспечение мероприятий, осуществляемых предприятиями. В заключении исследователь делает вывод о эффективности правового регулирования отечественной экологической безопасности.
Annotation.
This article outlines the legal regulation of environmental safety of the enterprise in Russia. The author analyzes the legal support of activities undertaken by enterprises. In conclusion, the researcher makes a conclusion about the effectiveness of legal regulation of the domestic environmental safety.
Ключевые слова: безопасность, экологическая безопасность, предприятие, экологический аудит.
Key words: security, environmental security, enterprise, environmental audit.
На сегодняшний день наблюдается тенденция в сторону ухудшения условий существования людей и других организмов. На огромных пространствах разрушены естественные экосистемы, истощен озоновый слой, загрязняются пресные воды и происходит исчезновение биологических видов, что позволяет говорит о кризисе в экологической сфере, перерастающим в глобальную проблему всего человечества. В связи с этим проблема экологической безопасности является актуальной, так как ее решение необходимо для стабильности не только в экологической сфере, но и как показывает практика в экономической и политической сфере.
Устойчивое развитие общества, высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены при условии сохранения природных систем и поддержания требуемого качества окружающей среды.
В отечественной правовой науке изучению вопроса охраны окружающей среды посвящены работы таких исследователей, как А. В. Захаров, Д. И. Тисленко, А. В. Бреев, Д. В. Якушев и Ю. Б. Яминева, рассматривающих проблемы экологического терроризма; А. Г. Кибальник, В. П. Коняхин, и Е. Н. Трикоз, изучающих вопросы противодействия экоциду; и В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев, И. Е. Рейф и М. М. Бринчук, исследующих в своих трудах проблему экологической безопасности.
Обеспечение экологической безопасности России относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов [1, ст. 72] и данное обеспечение находится в неразрывной связи с правом на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также с обязанностью сохранять природу и окружающую среду [1, ст. 42]. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается различными формами, среди них: нормирование качества окружающей среды, меры, связанные с предотвращением экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; госконтроль за окружающей средой и соблюдением природоохранного законодательства [5, с. 317].
В соответствии с нормативными положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» «экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [3, ст. 1].
В соответствии с Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» обеспечение экобезопасности - полномочия Правительства РФ [2, ст. 18].
Различают виды экологической безопасности, одна из которых - региональная. Решение проблем региональной экологической безопасности связано с контролем вредных или опасных последствий хозяйственной деятельности. В нашей стране имеется большое количество хозяйствующих субъектов -предприятий, которые негативно влияют на состояние окружающей среды, поэтому важной составляющей для развития и деятельности предприятия является экологическая безопасность. К предприятиям, имеющим опасность для окружающей среды относятся: предприятия тепловой энергетики, загрязняющие оксидами азота и серы [7, с. 84]; предприятия по добыче горных пород, занимающих первое место по загрязнение атмосферы (34 % в общей доли производств) [6, с. 106]; и иные предприятия.
Предприятие обязано следить за экологической безопасностью деятельности и иметь проектную документацию, включающую разработку мероприятий:
- по охране окружающей среды - проект ООС (согласно Постановлению Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»). Проект ООС предназначен для всех застройщиков, планирующих строительство производственных предприятий и иных промышленных объектов. В разработку проекта ООС входит план мероприятий, направленных на рациональное использование природных ресурсов при строительстве предприятия и мероприятия, сокращающие уровень рисков возможных негативных последствий для экологии от строящегося промышленного объекта после ввода в эксплуатацию.
- по предварительной оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду - проект ОВОС (Приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Положения об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» и ФЗ «Об экологической экспертизе»). Проект ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) содержит: оценку соблюдения на предприятии государственных требований по обеспечению безопасности окружающей среды; и финансирование проектов, которые направленны на выявление и предупреждение негативных последствий деятельности промышленного предприятия.
Также в нормативную экологическую документацию входит:
- разработка ПНООЛР - проект нормативов образования и лимитов размещения отходов (ПНООЛР) устанавливает объем размещения отходов на объектах, сроки временного накопления отходов на территории предприятия и других условий, обеспечивающих охрану окружающей среды с учетом утвержденных лимитов размещения отходов (регулируется ФЗ «Об охране окружающей природной среды» и ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
- Разработка ПДВ - проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха (регулируется ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Постановлениями Правительства РФ);
- разработка паспортов опасных отходов - паспорта об отходах устанавливают принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержат сведения о составе отходов;
- разработка порядка производственного контроля в области обращения с опасными отходами. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами - документ, определяющий порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления (ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
- разработка ПДС - проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) регламентирует отведение в водотоки и водоемы возвратных вод, а также различные виды хозяйственной деятельности, которые оказывают или могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние подземных и поверхностных вод (регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» и другими НПА);
- разработка СЗЗ (санитарно-защитная зона) - проект СЗЗ разрабатывается с целью обоснования предлагаемых границ санитарно-защитной зоны предприятия, исходя из совокупности всех факторов его воздействия на окружающую среду. В проекте предлагаются мероприятия по снижению этого негативного воздействия и содержатся предложения по планировочной организации СЗЗ. (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. НПА).
Оценка экологической безопасности хозяйственной деятельности предприятия проводится также посредством экологического аудита. По Приказу Госкомэкологии РФ «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» экологический аудит представляет «независимую оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду
и здоровье населения [4, ст. 3]. Определение экологического аудита содержится и в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды». Проведение экологического аудита на предприятии включает инструментальные измерения и экспертную оценку, позволяет сформировать перечень мероприятий, направленных на преобразование хозяйственной деятельности. С помощью аудита формируется теоретическая основа для технических процессов и средств.
Контроль государства за соблюдение экологических норм на территории РФ осуществляется в строгом порядке и требует полного соответствия установленным нормам. Потому разработанные проектные и нормативные документы должны присутствовать на предприятии в обязательном порядке.
Таким образом, с целью повышения экологической безопасности государство должно организовывать систематическое проведение экологического мониторинга, а именно: вести учет и контроль всех имеющихся источников загрязнения, а также различных нормативных параметров и показателей по периметру предприятия. Промышленные предприятия, в свою очередь, должны соблюдать требования экологической безопасности, то есть: придерживаться утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; соблюдать установленные нормы качества окружающей среды; и обеспечивать выполнение мер, направленных на восстановление окружающей среды. Также правильной оценке деятельности предприятия, и выявлению факторов, негативно воздействующих на окружающую среду, способствует проведение экологического аудита. Перечисленные меры смогут обеспечить надлежащий уровень экологической безопасности предприятия, а, следовательно, улучшить состояние окружающей среды и здоровье всего населения.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - N 237.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. от 28 декабря 2016 г. N 12-ФКЗ) // Российская газета. 1997. - N 245.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 3 июля 2016 г. N 358-Ф3) // Российская газета. - 2002. - N 6.
4. Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» // Российская газета. - 2000. - N 170.
5. Ефименко А. Н. Реализация и охрана права граждан на благоприятную окружающую среду // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2016. - № 1 (7). - С. 316-319.
6. Жук П. М. Система критериев для оценки экологической безопасности предприятий строительных материалов // Academia. Архитектура и строительство. - 2012. - № 3. - С. 106-110.
7. Неведров А. В. Проблемы экологической безопасности предприятий тепловой энергетики // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2003. - № 1. - С. 84-87.