УДК 343
ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10256
О ПРАВОМЕРНОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
____w W _ _
ДВИЖЕНИЯ (ГИБДД) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Леон Анатольевич ТАТАРОВ, заместитель начальника кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: leont888@mail.ru
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о правомерности оказания услуг подразделениями ГИБДД обосновано несколько суждений: подразделения государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД), входящие в состав полиции общественной безопасности, являются органом внутренних дел; организация и деятельность подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) урегулированы в Федеральном законе РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.; все иные нормативные правовые акты об организации и деятельности подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) (федеральные законы РФ и подзаконные нормативные правовые акты) не могут противоречить Федеральному закону РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.; деятельность подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) представляет собой совокупность обязанностей и корреспондирующих им прав; деятельность подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) не предполагает оказание каких-либо услуг.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г., Федеральный закон РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», правоохранительный орган, орган внутренних дел, полиция, подразделения государственной инспекции по безопасности дорожного движения, теория правоохраны.
Annotation. In article on the basis of the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation about legality of rendering services by divisions of traffic police several judgments are proved: units of the state Inspectorate for road safety (traffic police), which are part of the public security police, are the body of internal affairs; organization and activities of the units of the state Inspectorate for road safety (traffic police) are regulated in the Federal law of the Russian Federation «On police» of January 28, 2011.; all other regulatory legal acts on the organization and activities of the units of the state Inspectorate for road safety (traffic police) (Federal laws of the Russian Federation and subordinate regulatory legal acts) may not contradict the Federal law of the Russian Federation «On police» of January 28, 2011; the activities of the units of the state Inspectorate for road safety (traffic police) is a set of duties and corresponding rights; the activities of the units of the state Inspectorate for road safety (traffic police) does not involve the provision of any services.
Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, federal law of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «On police» of January 28, 2011, Federal law of the Russian Federation «On the organization of state and municipal services», law enforcement agency, internal affairs agency, police, state traffic safety units, theory of law enforcement.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
Предметом данной статьи является правомерность оказания именно услуг подразделениями государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) в Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории относительно содержания деятельности подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) в Российской Федерации.
Авторы-единомышленники (Д.А. Корецкий и С.А. Алтухов) проанализировали «положения нового Административного регламента исполнения МВД государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения». Они отметили: «Эти факты подтверждают, что присвоение ведомством функций, не предусмотренных законом, только порождает конфликтные ситуации и создает напряженность в обществе. Недопустимо подозревать всех и закреплять возможность применения к неопределенному кругу лиц мер административного принуждения. Законопослушные граждане, отправляясь на машинах по своим делам, должны быть уверены в том, что их не задержат на неопределенное время для «проверки технического состояния» транспорта, «проверки документов» или досмотра»1.
Т.А. Некрасова рассмотрела «правовые и организационные проблемы минимизации коррупционных рисков в деятельности Госавтоинспекции». Она отметила: «Учитывая этот опыт, представляется целесообразным имплементиро-вать его на российскую почву и ввести специальную процедуру получения автотранспортных регистрационных «кодов». Это возможно при соблюдении следующих условий, необходимых к исполнению.
1. Перечень таких объектов формируется регистрационными подразделениями Госавтоинспекции с учетом пожеланий граждан.
2. Сформированный перечень размещается на официальном сайте Госавтоинспекции либо доносится до граждан с привлечением СМИ (периодические издания, объявления в программах телерадиовещания, интернет-вещания).
3. Продажа предлагаемых «регистрационных кодов» осуществляется путем электронных продаж (возможно предложение по альтернативному порядку для тех граждан, которые не могут принять участие в электронных продажах).
4. Положения по расчету платы за такие объекты гражданского оборота утверждаются Минэкономразвития России (размер платы за оказание такой услуги при ее оказании не должен превышать экономически обоснованных расходов на оказание данной услуги)»)2.
Об этом же фактически идет речь и в публикации Д.С. Сухова: «Современное состояние Российской Федерации характеризуется наличием кризисных процессов в экономике, достаточно широким перечнем нерешенных социальных вопросов. Между тем по-прежнему актуальной проблемой в России остаются высокие показатели преступности. Практика свидетельствует, что современная преступность становится все организованнее и проникает во все сферы жизни государства и общества, включая правоохранительную... Среди правоохранительных органов особенно непростая ситуация наблюдается в органах внутренних дел. Ежегодно в Российской Федерации сотрудниками органов внутренних дел совершается тысячи преступлений и иных нарушений законности. Результаты проведенного опроса со всей очевидностью свидетельствуют о том, что негативное социальное явление коррупция глубоко пустило корни в подразделениях ГИБДД и представляет реальную опасность для функционирования государства»3.
А.С. Кузнецов уделил внимание «практическим вопросам деятельности ГИБДД по контролю за соответствием внешних световых приборов транспортных средств установленным требованиям»: «Масштабная и разнообразная контрольно-надзорная деятельность ГИБДД связана с решением многих вопросов процессуального и технического характера. Их решение должно базироваться на четких нормативных регламентах, знании предмета осуществляемого контроля. На ГИБДД в числе других обязанностей возложен контроль за соответствием внешних световых приборов транспортных средств установленным требованиям. В практической деятельности сотрудников ГИБДД возникают определенные трудности в осуществлении данного вида контроля, на которые представляется целесообразным обратить внимание»4.
Представляют несомненный интерес суждения авторов-единомышленников (В.И. Батюк и В.Н. Галузо) о несоответствии уголовно-процессуальному законодательству (в первую очередь УПК РФ) применения доктрины оказания услуг органами внутренних дел5.
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и не-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
совершенство законодательства об организации и деятельности подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) в Российской Федерации.
В первую очередь обращаем внимание на Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.6. В этом нормативном правовом акте в главе три закреплены права и обязанности полиции (статьи 12—13).
Наряду с Федеральным законом РФ от 28 января 2011 г. при определении содержания деятельности полиции, в том числе и подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД), используют Федеральный закон РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 7 июля 2010 г.7.
«Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия...» — ст. 1. Во исполнение этого Закона принимаются подзаконные нормативные правовые акты8.
Таким образом, оказание услуг подразделениями государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) представляется неправомерным по причине принадлежности их к полиции общественной безопасности.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, подразделения государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД), входящие в состав полиции общественной безопасности, являются органом внутренних дел.
Во-вторых, организация и деятельность подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения
(ГИБДД) урегулированы в Федеральном законе РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.
В-третьих, все иные нормативные правовые акты об организации и деятельности подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) (федеральные законы РФ и подзаконные нормативные правовые акты) не могут противоречить Федеральному закону РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.
В-четвертых, деятельность подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) представляет совокупность обязанностей и корреспондирующих им прав.
В-пятых, деятельность подразделений государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) не предполагает оказание каких-либо услуг.
1 Корецкий Д.А., Алтухов С.А. Новый Административный регламент ГИБДД в свете федеральных законов // Законность. 2018. № 1. С. 42—45.
2 Некрасова Т.А. Административно-правовые меры минимизации коррупционных рисков в деятельности ГИБДД в связи с выдачей регистрационных знаков автотранспортных средств // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 45—46.
3 Сухов Д.С. Некоторые аспекты борьбы с коррупцией в подразделениях ГИБДД // Рос. следователь. 2009. № 5.
4 Кузнецов А.С. Вопросы контрольно-надзорной деятельности ГИБДД МВД РФ в части контроля за соответствием внешних световых приборов установленным требованиям // Административное право и процесс. 2011. № 1. С. 58—0.
5 См. об этом: Батюк Б.И., Галузо В.Н. Принцип публичности в уголовном процессе Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2013. № 8. С. 96—01; Батюк В.И., Галузо В.Н. О действенности результатов научных изысканий в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2015. № 4. С. 103—06.
6 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
7 Там же. 2010. № 31. Ст. 4179.
8 См., напр.: Постановление Правительства РФ «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» № 236 от 26.03.2016 г. // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2084.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019