2001
Вестник Пермского университета
Юридические науки
Выпуск 2
О ПРАВЕ ГРАЖДАН РФ НА ОБРАЗОВАНИЕ С ПОЗИЦИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПРАВОМ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
С.М.Кудрин
Рассматривается соотношение понятий «образование», «трудовое право», «научно-технический прогресс». Право работников на образование раскрывается через призму трудового права. Уделяется внимание некоторым дискуссионным вопросам, в частности таким, как профессиональная ориентация, профессиональный отбор. Обосновывается необходимость кардинальной перестройки системы подготовки кадров рабочих и служащих как обязательное условие обеспечения научно-технического прогресса.
Исследование вопроса о соотношении понятий трудового права, права на образование и научно - технического прогресса (НТП) прежде всего приводит к мысли об эклектичности и противоречивости национального нормативного массива, относящегося к этим отраслям. Российские правовые нормативные акты по вопросам образования отличаются непоследовательностью в применении терминологии, в частности, термины "образование", "обучение", "подготовка", "профессиональное", "производственное" и другие используются в разных значениях. Нормативная база насыщена положениями, не фиксирующими конкретных прав и обязанностей рассматриваемых субъектов. Перечень недочетов можно было бы продолжить.
В процессе создания обществом субъекта научно - технического прогресса важное значение приобретает фактор образования, общего и профессионального, однако без юридического регулирования проблема образования не может решаться. Образование обычно определяется как процесс передачи обществом ценностей, навыков, знаний от одного человека (группы людей) другим [4, с. 254; 10, с. 427; 16, с. 4]. Интерес
© С.М.Кудрин, 2001
141
представляет мнение Г.В.Ф. Гегеля по поводу природы этого права. Он считал, что человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть, ему надлежит это приобрести [2, с. 207].
В ст.43 Конституции РФ право на образование раскрывается таким образом, что включает права: а) на дошкольное образование; б) на основное общее образование; в) на среднее профессиональное образование; г) на высшее образование. Как известно, российское государство более подробно регулирует социальные отношения по поводу образования посредством Закона РФ от 10.02.92 г. " Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) и множества основанных на нем законодательных и иных нормативных юридических актов.
Трудовое право России имеет прямое отношение как к общему, так и профессиональному образованию. Это обусловливается тем, что образовательная подготовка является фундаментом для профессиональной (чем выше уровень общего образования, тем шире возможности для выбора типа профессионального учебного заведения и повышения уровня профессионального образования). Трудовое право интегрирует в сферу образования, в частности, через лиц, совмещающих работу с обучением, путем регламентации определенных особенностей трудо-правового статуса лиц, прошедших обучение [14, с. 46]. Но в рассматриваемом аспекте главное для трудового права - это прямое нормативное регулирование некоторых общественных отношений в сфере образования.
Регламентации трудового права в области как общего, так и профессионального образования играют большую роль в обеспечении научно - технического прогресса, но у них есть и возможности катализировать его регресс. Приведем один пример: как правильно замечает В.Г.Сойфер, при обучении вновь поступающих работников администрация сталкивается с серьезными трудностями, вызванными тем, что нередко некоторые из них не имеют достаточного общего образования, необходимого для овладения новыми профессиями (специальностями) и характерного для прогрессивного в техническом отношении производства. Автор предлагает установить порядок, при котором заключение ученического договора проводилось бы дифференцированно, с учетом возможности овладения нужной профессией (специальностью) [11, с. 12]. Это, на наш взгляд, представляет собой аргумент в пользу необходимости привести ст. 16 КЗоТ РФ в части отказов в приеме на работу
142
в соответствие с требованиями рыночной экономики. Право работодателя на подбор кадров должно быть существенно расширено.
Указанная выше взаимосвязь научно - технического прогресса и трудового права посредством образования работника вытекает из того, что в любой деятельности человека, включая техническое творчество, необходимо выделять ряд уровней: 1) обученность работе, 2) умелость в работе, 3) мастерство, 4) творчество. Творчество, являясь высшей формой совершенствования, как правило, требует развития профессиональных свойств работника, основанных на его общих и профессиональных знаниях и умениях.
Невзирая на то, что российское трудовое законодательство связано с реализацией каждого из перечисленных в Конституции РФ прав гражданина в области образования, наиболее важными с позиций трудового законодательства являются права, сопряженные с профессиональным образованием. В предмет самого трудового права принято включать лишь отношения по поводу профессионального образования кадров непосредственно на производстве [8, с. 120; 12, с. 125], а также, естественно, те общественные отношения, которые органично включаются в трудовые (например, по льготам для лиц, совмещающих работу с учебой). При этом общественные отношения по профессиональному обучению кадров в организациях (так бы мы предложили их называть) надлежит расценивать как особый класс в группе производных от трудовых общественных отношений, входящих в предмет трудового права, но, прежде чем проанализировать их, коснемся некоторых более общих вопросов.
Совершенствование обучения кадров всех уровней - одна из главных задач российского государства. На ее решение направлены многочисленные мероприятия (в том числе правовые) по перестройке профессионального образования, цель которой - обеспечить повышение качества подготовки рабочих и служащих. В количественном отношении были достигнуты сравнительно высокие показатели в подготовке кадров (см. таблицу) [9 (1), с. 9].
Однако ориентация прежде всего на высокие количественные показатели (наряду с другими причинами) привела к снижению качества подготовки и как следствие - к снижению качества труда во многих сферах деятельности, в том числе производственной. Например, на Калининградской железной дороге ни одна из 15 организаций не имеет
143
лицензии на ведение начального профессионального образования. Подготовка машинистов локомотивов и их помощников, а также переподготовка механиков для сдачи на повышение классности осуществляются Калининградским ПТУ № 15, которое не имеет ни лицензии на обучение по этой профессии, ни соответствующей учебно-материальной базы. Фактически локомотивщиков готовят в депо Калининград по планам и программам, разработанным местными инженерами. Но их содержание, а также сроки обучения значительно отличаются от программ, рекомендованных учебно-методическим кабинетом МПС и обязательных при подготовке машинистов. В депо нет необходимой оргтехники, не проводится профессиональный отбор кандидатов на профессию с использованием компьютерной и психодиагностической техники [13].
Удельный вес профессиональных групп в общей численности занятых (РФ и США), %
ПРОФЕССИЯ РОССИЯ США
Инженеры 5,20 1,58
Техники 1,43 3,26
Механики 1,05 0,96
Слесари 6,78 0,96
Электрики 1,88 0,59
Сложившаяся профессионально - квалификационная структура рынка рабочей силы в России маловосприимчива к изменившимся отношениям в сфере производства. Более половины занятых в народном хозяйстве являются работниками простого неквалифицированного труда с узкой специализацией или традиционного труда средней сложности. И, несмотря на то, что качественный уровень работников организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда, основная масса работников и работодателей реально не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте на этой основе результативности производства [7]. Это не способствует решению политических, экономических, социальных и иных проблем общества и, более того, в свою очередь, порождает множество негативных явлений. Требуется коренной пересмотр сложившейся системы подготовки кадров рабочих и служащих, в том числе посредством норм трудового законодательства [3, с. 3].
144
С учетом темы нашего исследования большой интерес представляет Рекомендация о техническом профессиональном образовании, пересмотренная ЮНЕСКО в 1974 г. В этом международном документе особое значение придается именно техническому образованию; подчеркивается, что оно должно стать важнейшим элементом процесса образования, неотъемлемой частью начального общего образования «в форме приобщения к технике и миру труда». Рекомендуется пятнадцатилетний возраст минимальным для начала специализации.
В связи с изложенным представляется, что в науке и практике трудового права РФ полезно вернуться к проблеме профессиональной ориентации. Она в определенной мере подвергается правовому регулированию, что дает основание рассматривать ее как одну из организационно -правовых форм подготовки молодежи к осознанному выбору профессии [5, с. 117]. Проблема профессиональной ориентации многогранна, поэтому не случайно еще недавно к ней было обращено внимание представителей разных областей знания. Однако в правовом аспекте данная проблема так и не была разработана в достаточной степени. Между тем вполне очевидно, что научно обоснованная система профессиональной ориентации молодежи может стать реальной и эффективной только тогда, когда основные ее вопросы будут отражены в правовых нормативных актах.
В Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 27.09.96 г., практически нет трудоправовых регламентаций, да и ведомственный уровень акта здесь, думается, недостаточен. Полагаем, что по данному вопросу необходимо специальное постановление Правительства РФ, утверждающее Положение о профессиональной ориентации и профессиональном отборе. Этот документ должен включать юридические гарантии, связанные с полным ознакомлением лиц, заинтересованных в выборе профессии, с содержанием профессии, основными требованиями, которые предъявляются к соответствующим работникам, c возможностями повышения профессионального уровня, перспективами на рынке труда. Профессиональная ориентация должна быть увязана с организацией подготовки и применения труда работников. В частности, большую роль в правильной организации профессиональной ориентации молодежи играет своевременное и правильное информирование школ и иных образовательных учреждений о потребно-
145
стях в кадрах различных профессий, об имеющихся вакансиях, а также информация об условиях приема в образовательные учреждения. Поэтому в предлагаемом акте должна найти отражение обязанность органов службы занятости информировать образовательные учреждения об этом. Полезно закрепить и гарантированное право образовательного учреждения продолжить наблюдение за трудоустройством подростков, за созданием для них надлежащих производственных и социальных условий, а также обязанность оказывать им помощь в преодолении трудностей, связанных с началом трудовой деятельности.
В целях наиболее полного выявления соответствия будущей работы возможностям потенциального работника необходимо сочетать профессиональную ориентацию с профессиональным отбором. Здесь, думается, важны не только заключение медицинских органов, но и психологическое обследование человека, так как психологическая готовность к работе с учетом постоянных психологических нагрузок в условиях производства не менее важна.
Предлагаемое постановление Правительства РФ о профессиональной ориентации и профессиональном отборе призвано способствовать осознанному выбору сферы трудовой деятельности [15, с. 78-84], поскольку «сознательная волевая деятельность людей служит основой функционирования всех общественных отношений [6, с. 20].
Профессиональная ориентация и профессиональный отбор должны предшествовать образованию кадров рабочих и служащих. Все многообразие форм такого образования может быть сведено к выделению двух групп: 1) непосредственно в организации; 2) вне данной организации. Обучение соответственно названным группам способствует приобретению навыков профессиональной деятельности (умелости, мастерства), следовательно, выступает в качестве своеобразной платформы для технического творчества как важного уровня профессиональной деятельности рабочих и служащих. В результате обеспечивается технический прогресс, а он вновь вызывает качественные перемены в характере и содержании труда. Это, в свою очередь, детерминирует изменения в профессиональном составе и квалификации работников. Существующая взаимосвязь права на образование и научно - технического прогресса должна быть последовательно отражена в нормах российского трудового права.
146
В современной России принято, упреждая появление конкретных правовых норм, разрабатывать и утверждать программы по наиболее важным направлениям государственной деятельности. Такого рода программы как бы планируют нормотворческую деятельность по тому или иному кругу вопросов. Принципиальные положения, изложенные ниже, было бы полезно заложить в Федеральную целевую программу подготовки кадров для осуществления экономической реформы, разработка которой предусмотрена программой Правительства РФ "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" от 31.03.97 г. Из этого документа следует вывод: нынешнему производству необходим универсальный работник и только многосторонняя подготовка позволит работнику в современных российских условиях найти свое место на рынке труда. Разрабатывается и экономическая сторона проблемы, в частности, этой программой предполагается разрешить организациям отчислять до 2 % прибыли, не облагаемой налогом, на обучение кадров. Организация должна будет либо потратить эти средства самостоятельно на оплату образовательных услуг, либо перечислить их в соответствующий внебюджетный фонд (вероятно, это будет Федеральный фонд содействия профессиональному образованию кадров). Указанные мероприятия, с одной стороны, позволят разработать нормативную базу профессионального образования, с другой - сформировать механизм ее финансирования.
Профессиональное обучение кадров осуществляется как в организациях, так и вне их. Подробнее остановимся на профессиональном обучении кадров в организациях. Кроме Закона РФ «Об образовании» профессиональное обучение кадров в организациях регулируется ст. 184-188 КЗоТ РФ и некоторыми законодательными и иными правовыми нормативными актами. Регламентации, содержащиеся в них, предусматривают организационно-правовые формы профессионального обучения в организациях, создание условий, способствующих успешному обучению, поощрению работников, совмещающих работу с обучением. Среди этих правил выделяется ст. 187 КЗоТ РФ, которая выступает в качестве принципа всей совокупности норм трудового права, детерминированного требованиям технического прогресса как социальными закономерностями.
Согласно ст. 187 КЗоТ РФ работникам, проходящим профессиональное обучение на производстве (чтобы учесть современные особен-
147
ности и восполнить явный пробел в статье следует указать: приобретающим профессиональное образование и добавить: и профессиональную подготовку, администрация обязана создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением. По мнению Л.Ю.Бугрова, нужно оспаривать сложившееся решение вопроса о льготах для лиц, совмещающих работу с учебой, которое сейчас не зависит от воли работодателя и его экономического и юридического статуса и принципиально противоречит устоям рыночной экономики [1, с. 39]. Разделяя данное суждение, считаем, что работодатель обязан создавать условия для профессионального образования только, если кадры готовятся для данной организации, в других ситуациях это должно быть на усмотрении работодателя. В условиях развития конкуренции в экономике такое положение, в принципе, есть аксиома.
В постановлении Правительства РФ от 06.07.94 г. «О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве» указано, что обучение кадров на производстве должно осуществляться исходя из конкретных задач организаций и перспектив их развития для совершенствования существующих и создания новых рабочих мест.
В последнее время нормативно сформулирована еще одна важная в контексте нашей темы задача, связанная с необходимостью сертификации персонала и защитой прав работников на выполнение определенной профессиональной деятельности с помощью сертификатов.
Целесообразно согласиться с мнением о том, что в области внутрифирменного профессионального и дополнительного образования с целью развития персонала в организациях желательно ввести унифицированные требования по всем локальным нормативным правовым актам (фирменным стандартам, положениям и т.п.). Думается, что это следует реализовать совместными усилиями Минтруда РФ и Министерства общего и профессионального образования РФ относительно типовых актов: 1) о подготовке и повышении квалификации рабочих и младшего обслуживающего персонала; 2) о повышении квалификации руководителей и специалистов; 3) о практике (стажировке) учащихся и студентов; 4) об организации профессиональной ориентации молодежи; 5) о подборе кадров для преподавательской деятельности; 6) об организации работы квалификационных комиссий, проведении экзаменов (контрольных профессиональных проб), конкурсов профессионального мастерст-
148
ва. Такие документы разработаны, например, в АО «Пермские моторы» [9 (3), с. 30-31], где действует отлаженная система развития персонала.
Но как бы ни были важны централизованные и локальные нормативные акты в регулировании соответствующего спектра общественных отношений, ведущее место занимают договоры и соглашения о труде, которые в связи с углублением экономической реформы призваны содействовать решению ряда кардинальных задач в сфере правоприменения. Договоры и соглашения о труде обеспечивают рациональную и эффективную реализацию права на труд, помогают свободно определять место, время и другие особенности, связанные с его осуществлением. А это, в свою очередь, стимулирует активность, предприимчивость, трудовую активность работника, его профессиональный рост, качественное выполнение меры труда, гармонизацию интересов сторон трудового правоотношения [3, с. 4].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бугров Л.Ю., Варламова Ю.В., Гонцов Н.И. Творчество и трудовое право. Пермь, 1995.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
3. Гусов К.Н. Договоры о труде в трудовом праве при формировании рыночной экономики: Автореф. дис. ...д-ра юрид. наук. М., 1993.
4. Дюркгейм Э. Социология. М., 1995.
5. Пашков А.С., Иванкина Т.В., Магницкая Е.В. Кадровая политика и право. М., 1989.
6. Попов В.И. Правовое регулирование социалистических трудовых отношений. Иркутск, 1983.
7. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 гг. Утверждена постановлением Правительства РФ от 26.02.97 г.
8. Российское трудовое право / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1998.
9. Служба кадров. 1997. № 1,3.
10. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
11. Сойфер В.Г. Правовое регулирование хозяйственных и трудовых отношений, связанных с созданием и внедрением новой техники: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1966.
12. Трудовое право России / Под ред. К.Н. Гусова, В.Н. Толкуновой. М., 1997.
149
13. Чибисов В. Ориентир на учебные центры // Гудок. 1997. 22
нояб.
14.Шахов В.Д. Так гласит закон. Свердловск, 1988.
15.Шебанова А.И. Право и труд молодежи. М., 1973.
16. Шкатулла В.И. Образовательное право: теоретические и практические проблемы. М., 1996.
ON THE RIGHT OF RF CITIZENS FOR EDUCATION IN TERMS OF SCIENTIFIC-TECHNICAL PROGRESS CONDITIONED BY LABOR LAW
S.M.Kudrin
Such concepts as "education", "labor law" and "scientific-technical progress " are looked into. Workers' education rights are considered in the light of Labor Law. Some debatable issues such as vocational training have been raised. A necessity for essential rebuilding of the training system as a vital pre-condition to promoting scientific-technical progress is proved.
150