Научная статья на тему 'О пожилых и пенсиях'

О пожилых и пенсиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
413
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЖИЛЫХ / ЦЕЛОСТНОСТЬ СОЦИУМА / ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИУМА / ПОКОЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / PENSION REFORM / PRODUCTIVE ACTION OF THE ELDERLY / THE INTEGRITY OF SOCIETY / REPRODUCTION OF SOCIETY / GENERATIONAL ACTION / RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нечаев Алексей Владимирович

Формулируется социальная сущность пенсионной реформы в России на основании анализа политической аргументации. Обосновывается представление о том, что поколенческая деятельность пожилых состоит в трансляции культурных кодов для формирования направления движения и воспроизводства социума как особого целого. Утверждается необходимость поддержания социальных механизмов, обеспечивающих целостность социума за пределами функциональности общественного производства, в частности, посредством обеспечения особой социализации пожилых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Elderly and Pensions

The social essence of pension reform in Russia is formulated on the basis of political argumentation analysis. It is argued that generational action of the elderly consists in the transmission of cultural codes to form the direction of social development and for the reproduction of society as the whole of a special kind. The need to maintain social mechanisms to ensure the integrity of society beyond the functionality of social production is stated, ensuring a particular type of socialization of the elderly being one of such mechanisms.

Текст научной работы на тему «О пожилых и пенсиях»

онтология ЯВЛЕНИЯ

о пожилых и ПЕНСИЯХ

А. В. Нечаев

Формулируется социальная сущность пенсионной реформы в России на основании анализа политической аргументации. Обосновывается представление о том, что поколенческая деятельность пожилых состоит в трансляции культурных кодов для формирования направления движения и воспроизводства социума как особого целого. Утверждается необходимость поддержания социальных механизмов, обеспечивающих целостность социума за пределами функциональности общественного производства, в частности, посредством обеспечения особой социализации пожилых.

Ключевые слова: пенсионная реформа, продуктивная деятельность пожилых, целостность социума, воспроизводство социума, поколенческая деятельность, ресоциализация.

О пенсионной реформе

Во время посещения ремонтно-экипировоч-ного депо на станции «Москва-Киевская» 29 ноября 2017 года, отвечая на вопрос начальника поезда Александра Гришина о пенсионной реформе, президент нашей страны сформулировал, как мне кажется, существенный аспект понимания управленческой системой роли пожилых в нашем обществе. Глава государства привел в качестве ориентира реформы (и дальнейшая практика это показала) рекомендации Международной организации труда по пенсионному возрасту. Дословно он сказал: «У нее рекомендация звучит немножко обтекаемо, но тем не менее: выход на пенсию должен определяться возрастом, при котором человек теряет способность к эффективному труду» [Посещение депо «Москва-Киевская»].

Наверное, не случайно, что на официальном сайте kremlin.ru вся стенограмма беседы есть, а этой части беседы про пенсии нет. Понятно, что это был всего лишь неофициальный разговор, тут формулировки могут быть не точны, как не точна и отсылка к рекомендации МОТ,

Об авторе: Нечаев

Алексей Владимирович

д-р филос. наук, доцент, главный научный сотрудник Института изучения общественных явлений.

Адрес для переписки: Россия, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196.

E-mail: [email protected]

ББК 74.04 УДК 37.014

но важно то, что в этом аргументе «за пенсионную реформу» выражена принципиальная управленческая позиция.

Очевидно, президент имел в виду пункт 2 статьи 26 из Конвенции МОТ № 102, «Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения», которая в то время рассматривалась в правительстве и готовилась к ратификации осенью 2018 года. В этом пункте указано:

2. Установленный возраст не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране. [Конвенция Международной Организации Труда № 102]

Как видим, действительно, в этом пункте есть широкое поле для трактовок «должного учета работоспособности», хотя и нет слов об «утрате способности к труду». А перед этим есть пункт 1, который гласит:

Покрываемым риском является превышение установленного возраста. [Конвенция Международной Организации Труда № 102]

Но этот перевод несколько облагороженный, политкорректный. В исходном английском тексте конвенции это условие формулируется прямо: Article 26

1. The contingency covered shall be survival beyond a prescribed age. [Social Security (Minimum Standards) Convention]

Что в таком же прямом переводе на русский язык звучит так:

«Покрываемым страховым случаем является выживание после установленного возраста».

Что интересно, этот же пункт дословно повторяется и в Конвенции МОТ №128, в статье 15: Article 15

1. The contingency covered shall be survival beyond a prescribed age. [Invalidity, Old-Age and Survivors' Benefits Convention]

Это означает, что Международная организация труда формирует свои конвенции и рекомендации как инструкции для государств по социальному страхованию людей. И это понятная позиция МОТ как некоего посредника между трудом и капиталом, который оговаривает приемлемые для сторон условия сделки. Государство делает выгодный для себя страховой бизнес, зарабатывает, а работник, если сумеет выжить, получит в качестве награды пенсию. Причем другого значения, кроме как «выживание, продолжение существования», у слова «survival» нет.

Следовательно, наш президент и правительство, в полном соответствии с указаниями МОТ, руководствуются представлением о пенсии как о страховом случае, как о несчастном случае для государства, когда человек выжил несмотря ни на что в процессе осуществления своей трудовой деятельности. То есть пенсия предназначена для тех, кто потерял всякую «способность к эффективному труду», но чудом сохранил свое биологическое существование, и от этого государству нужно страховаться - потому что это катастрофа, надо платить.

При всем уважении к Международной организации труда, при всем понимании того, что эта организация пытается обеспечить хотя бы минимальные гарантии выживания для трудящихся, следует отметить, что

подобный коммерческий подход к существованию пожилых людей никак не укладывается в рамки цивилизованного мировоззрения. Это рудименты просто пещерного мировоззрения, поскольку уже к первобытному обществу те социумы, где не осознавалась и не ценилась роль пожилых (какого бы реально возраста они ни были), как правило, погибали. Конечно, в современном обществе условия любой экономической сделки могут быть очень жесткими, и даже жестокими, разорительными для кого-то. В конце концов, капитализм - это не благотворительное общество, и «Боливар не вывезет двоих». Но в вопросе о пожилых и пенсиях речь идет не о коммерческой выгоде какой-либо стороны договора. Здесь вообще невозможна экономическая сделка (как нельзя, например, в современном обществе торговать детьми). Речь идет о существовании и выживании социума как целого, для чего, помимо общественного производства, еще необходимо организовать процесс воспроизводства социума в части культуры и его модальности пожилыми людьми. Пожилые - это системообразующая социальная группа, которая должна выполнять свою специфическую социальную деятельность на основе определенных, выделенных им в распоряжение, наличных ресурсов. Поэтому «торг здесь не уместен», а лишение пожилых людей ресурсов для самостоятельной деятельности - самоубийственно для социума и его управления.

Сравним эту позицию с другой точкой зрения, неоднократно формулируемой президентом нашей страны, в частности, в недавнем его Послании Федеральному Собранию:

Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, - я говорил уже об этом, - а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв. [Послание Президента Федеральному Собранию]

Как сочетаются эти две точки зрения на судьбу отдельного человека? Никак. С одной стороны - «условия для развития, самореализации, творчества каждого человека», а с другой стороны - выживание пожилого человека как страховой случай для государства. Эти позиции совершенно исключают друг друга, или президент говорил о разных людях: для одних - условия развития и самореализации, а для других -выживание как большая удача.

В отношении к свершившейся пенсионной реформе все ныне трудящиеся будущие пенсионеры в первую очередь возмущены самим фактом нарушения общественного договора.

Действительно, если государство берет на себя функции страхового агента и на протяжении всей трудовой жизни каждого человека взимает с него деньги, страхует самое себя от обязанности содержания пожилых людей в случае неожиданной продолжительности их жизни за пределы расчетной, то, при наступлении страхового случая (при достижении человеком пенсионного возраста), государство должно эти выплаты осуществлять без каких-либо дополнительных условий.

Если наше государство хочет прекратить договор и не хочет больше быть страховым агентом в отношении пожилых, то оно должно перестать взимать с работающих людей эти ежемесячные пенсионные платежи, вернуть людям все ранее полученное с учетом инфляции, чтобы люди теперь сами могли выбирать способы своего обеспечения.

А когда одна сторона просто по своему усмотрению меняет условия страхового договора и заявляет: я передумала, я отодвигаю условия наступления страхового случая еще на пять лет - так не должно быть. Это разрушение самих основ общественного порядка. Это все равно, что прийти со страховкой, скажем, КАСКО в страховую компанию после аварии, а там тебе говорят: «У нас со вчерашнего дня новые правила! Первая авария - за счет владельца! Мы начнем оплачивать только со второй. Может быть».

поэтому пенсионная реформа в том виде, что мы получили - это страшный удар по социальному устройству. Отсюда возникает и распространяется сетевое убеждение: «Денег на пенсии в стране не хватает не потому, что она кормит слишком много пенсионеров. А потому, что в ней кормится слишком много миллиардеров».

Возраст выхода на пенсию - это критерий того, как государство видит правила существования и направление движения своего социума. Например, почему старики в Китае рассматриваются как реальный двигатель экономики? Потому что постоянное повышение социальной активности пожилых, их роли в социальной жизни поддерживает высокие темпы роста национальной экономики. Другой пример. Все западные, так называемые развитые страны ищут возможность отдать пожилым людям деньги (через социальные пособия, через безусловный базовый доход) и заставить их все потратить (через отрицательные банковские ставки, повышение внутреннего потребительского спроса), что тоже, по-своему, стимулирует экономический рост.

В России прослеживается совсем другая тенденция, когда государство пытается заставить людей копить, чтобы потом вернее эти собранные в кучку деньги использовать по собственному усмотрению -такая, опосредованная различными финансовыми инструментами, попытка сравнительно честного отъема денег у населения. Повышение возраста выхода на пенсии - новая, уже прямая попытка сократить наличные ресурсы населения, но это крайне опасно для социума, это разрушение межпоколенческих связей, это сбой ритма движения социума, процесса передачи эстафеты поколений. Эстафетную палочку потеряют - а перезабег, как американским легкоатлетам, тут никто не даст, тут, напротив, все вокруг стоят и ждут, что бы еще отнять у этого социума.

Проблема не в повышении пенсионного возраста как такового. Возраст - величина не сакральная, он может двигаться. И даже проблема не в этом стыдливом грабеже. Если государству реально надо -мы можем сброситься, не вопрос. Реальная проблема данной реформы - в мощном ударе по институту бабушек и дедушек, в разрушении российского социального уклада, в разрыве существующих социальных связей, причем без формирования каких-либо компенсаторных социальных механизмов.

О специфической продуктивной деятельности пожилых

Всякое социальное бытие существует в форме деятельности, это способ существования социального. Пока существует и сохраняется разделение общественного функционала, социум будет представлять из себя необходимую последовательность продуктивной деятельности сменяющих друг друга поколений. Поэтому следует поставить вопрос о специфической деятельности пожилых как особой социальной группы.

Каждое поколение должно трудиться - и для продления своей жизни, и для жизни социума. Дети, подростки, взрослые, пожилые, старые. У каждого поколения - своя социальная ответственность и свои обязанности, свой специфический вид основной социальной продуктивной деятельности. И если где-то в социуме цепочка труда и культуры прерывается - конечного продукта не будет. Жизнь социума мгновенно оказывается под угрозой. Социальная инерция дает возможность исправить ошибку, но по историческим меркам запас времени всегда короткий.

Если предельно обще разделить всех людей какого-либо социума на три основные возрастные группы - детей, взрослых и старых, - то им будут соответствовать и три вида базовых, основных сфер социальной продуктивной деятельности (разумеется, что с усложнением социальной реальности и умножением видов деятельности эти основные возрастные группы дифференцируются внутри себя на множество других подвидов). Каждому возрастному поколению присущ свой специфический вид труда.

Дети трудятся в сфере образования - придания нового, социального образа существующим индивидам. Эта сфера деятельности является доминирующей, определяющей для растущего молодого поколения, для людей, которые еще только усваивают социальные нормы, правила, ценности, модели поведения и азы будущей профессиональной деятельности, то есть становятся в полной мере социальными и общественными существами. Это не значит, что образование характерно только для детей и подростков, а дальше образование смысла не имеет. Образование не может исчезнуть из жизни индивида в любом возрасте, на любом этапе его развития, оно является критически важным, например, в процессе ресоциализации индивида, но как доминирующий вид социальной продуктивной деятельности данного поколения оно характерно для социальной группы молодых.

Основное содержание жизни взрослых - общественное производство, производство материальных и духовных продуктов как основания жизни людей и сохранения социальной реальности. Это не значит, что общественное производство как деятельность человека исчезает в других возрастных группах. Никто не может отменить разделения труда, следовательно, даже при доминировании индивидного труда, когда человек трудится в своем огороде, не могут не возникать экономические отношения, процессы обмена, распределения, через которые человек участвует в системе общественного производства.

и третья сфера продуктивной социальной деятельности - культура в широком смысле слова, это воспроизведение сакральных кодов для формирования направления движения и воспроизводства социума как особого целого. Вот в эту сферу и должны переходить пожилые, вот в этой сфере они и должны действовать, теперь это их предназначение.

Это не значит, что какие-нибудь уникальные профессионалы в своих специальностях, или люди, занятые в во «вневременных» профессиях, или трудящиеся во внеобщественных сферах деятельности должны, по достижении определенного возраста, оставить свою любимую и нужную всем работу и перейти в сферу культуры, заняться воспроизводством социума. но это означает, что такая широкая социальная группа со специфической поколенческой продуктивной деятельностью должна в социуме быть и выполнять эту свою особую работу.

Объективно они должны быть и оставаться ценным ресурсом социума, но это уже ресурс не материального или духовного общественного производства, а ресурс для воспроизводства социальных ценностей, социальных моделей, социальных норм. Они должны передавать мудрость, модальность и культуру, наиболее общее из результатов их практической жизни. Опыт другим людям передать нельзя, а мудрость передать можно.

социализация, хранение, передача, обучение - вот практические функции пожилого поколения. Они это делают по отношению не только к детям, но и по отношению к взрослым, по отношению к управленцам, организуя межпоколенческую систему отношений. Так замыкается деятельность социума, так организуется и поддерживается целое социальной жизни.

В этом смысле совсем не смешное, а очень даже серьезное содержание приобретает русская поговорка «Что старый, что малый», которая интуитивно уравнивает поведенчески эти поколения. Молодые заняты конструированием целого - поиском и производством себя-иного, себя-социального в этом мире. Поэтому, с одной стороны, они, как правило, эгоцентричны, а, с другой стороны, им очень трудно фокусироваться на одном виде социальной деятельности, в конструировании себя-це-лого они «разбрасываются». Взрослые, напротив, вынужденно сконцентрированы на одном производственном виде деятельности, они выполняют частичную, функциональную деятельность согласно занятому ими месту в социальной системе общественного производства и согласно существующему на данный момент разделению труда. Пожилые люди в своей поколенческой деятельности должны преодолеть эту профессиональную частичность, профессиональную деформацию взрослых и вернуться снова к целостному производству, но уже не себя в социуме, как молодые, а, скорее, социума в себе и в других, к воспроизводству социума как целого. своей ориентацией на целое, преодолением в своей деятельности функциональной частичности специфическая продуктивность пожилого поколения оказывается близка молодому поколению, и оба они оказываются своеобразно противопоставлены узко направленной частичности деятельности взрослого поколения.

Культ личности Арины Родионовны

Сформулированное на высшем уровне представление о том, что пожилые люди должны получать пенсии только после утраты способности к эффективному труду означает, что наше государство настроено исключительно на функциональное использование людей, упуская из виду при этом социальную реальность как целое. Управление страны даже не подозревает, что в жизни социума существует еще много различных сторон, и все они нуждаются в человеческой продуктивной деятельности. Каким бы ни было эффективным общественное производство, какой бы ни была высокой производительность труда, если даже представить себе эту возможность как реальную обособленно от остальной жизни людей, то социум не смог бы быть при этом ни суверенным, ни свободным, ни даже просто сохранить свое существование, а эти гипотетические эффективные труженики были бы просто рабами для суверенных господ.

Социум, как и любой социальный продукт, тоже надо создавать, производить и воспроизводить. и людей надо создавать, но не только в физическом, что сравнительно быстро, а в социальном смысле, что долго и трудно. Создавать именно как людей, да еще и людей будущего, а не отмороженных зверьков, которые сами получаются, если детей целенаправленно не формировать и не воспитывать.

Производственные технологии - вещь великая, страшная, дающая возможность уничтожить все живое вокруг, но социальные технологии еще более эффективны, и они могут быть гораздо страшнее, не говоря о том, что дешевле. Вот посмотрите на только что бывшую советской нынешнюю Украину. Это результат упрощенного производственного мировоззрения и игнорирования сложной структуры социальной конструкции, сложной системы человеческой деятельности и социальных технологий.

Что остается у человека из видов его деятельности, если он по тем или иным причинам теряет способность к эффективному труду? Только его альтернатива - потребление. Какая же может быть жизнь в этом случае у пожилого человека? Как бесконечного и ненасытного потребителя услуг? Страшная картина. Так люди не живут. Это двумерная, плоскостная реальность: кто-то произвел - кто-то потребил. А где же вся социальная реальность? Где система многообразных социальных отношений и разнообразие видов социальной деятельности? Так никакое общество не выживет.

Если человек должен работать до упора, выполнять свои общественные производственные функции вплоть до потери способности к эффективному труду, то специфическая поколенческая миссия пожилых людей не будет выполняться. Ее некому будет выполнять.

Если на пару дней в большом городе остановить все хлебозаводы - это будет очень заметно, так, обычно, и начинаются революции - с голодного бунта и вооруженного переворота. А если в школах на пару лет отменить воспитательный процесс? Заметно будет не слишком, но когда на улицы в итоге выйдут эти бесчувственные, бессмысленные

и бескультурные существа, то по сравнению с этим беспределом любая революция покажется праздником.

точно так же и с пожилыми. Если сейчас убрать из нашей реальности бабушек, привязать их к работе, оставить без пенсий, то ничего критического сразу заметно не будет. Но сначала, незаметно, поплачут молодые мамы, потом заплачет школа, а потом заплачет и все общество, когда новоявленные манкурты снесут остатки цивилизации.

Это катастрофическая управленческая ошибка - разрушать естественные социальные механизмы ресоциализации, не предложив взамен ничего адекватного. Любой, если он вообще будет, мгновенный экономический эффект от невыплаты пенсий десяткам тысяч людей, будет многократно превзойден деструктивным эффектом нарушения той самой желанной стабильности и социальной преемственности.

Пожилые должны быть пенсионерами. Они должны получать безусловный доход, пусть в самых разных формах, но они должны быть обеспечены. Они многократно увеличивают социальный капитал государства за те ничтожные пенсии, что они имеют. Но они не смогут выполнять функции социального воспроизводства совершенно без привлеченных ресурсов. Эти ресурсы общество и государство должны им представить. Эту работу им надо оплачивать. В том числе надо и государству.

Вот Арина Родионовна - простая русская женщина, которой удалось заменить для одного мальчика и любовь матери, и заботу отца, и внимание близких, которая своей душевностью и мудростью смогла даже отменить бездушие и безразличие государственного аппарата, отправлявшего этого мальчика в ссылки. А иначе как бы удалось правнуку арапа, случайно занесенного в Россию, кардинально осовременить русский язык, заложить основы золотого века русской литературы и стать «нашим всем»? Понятно, что благодаря своему труду, благодаря еще и Лицею. Но главное - благодаря ей.

По аналогии с «Бессмертным полком» у нас должны быть регулярные шествия памяти целых дивизий бабушек-хранительниц, должны быть национальные праздники великих нянь и воспитателей. Да, у нас ставят памятники творческим людям. Но каждый гений - это еще и результат его счастливой встречи с великим учителем или воспитателем.

Управление социумом - это, конечно, особый вид деятельности, и осуществляет его особая группа индивидов. И, сколько ни привлекай широкие народные массы к решению каких-либо сложных социальных вопросов, а, все-таки, управлению, в данном случае - государству, всегда виднее. Государству виднее. Это их зона ответственности - сколько нужно денег, откуда взять деньги, на что их потратить... Управленцы обязаны это знать. Но, до тех пор, пока в стране не будут стоять памятники Арине Родионовне, пока в бюджетах любых уровней не появится отдельная статья расходов «На социальное воспроизводство», до этих пор следует считать, что управленческая система вообще не знает об этой специфической поколенческой деятельности пожилых людей и никак не учитывает ее в системе государственного планирования.

Список литературы

1 Конвенция Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.)

2 Конвенция Международной Организации Труда № 128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (Женева, 29 июня 1967 г.)

3 Посещение депо «Москва-Киевская»: Владимир Путин посетил ремонтно-экипировочное депо на железнодорожной станции «Москва-Киевская». 29 ноября 2017 г. 15:00. Москва [Видеозапись встречи] // Официальное интернет-представительство президента России Kremlin.RU (http://www.kremlin.ru/events/president/news/56239)

4 Послание Президента Федеральному Собранию. 1 марта 2018 г. // Официальное интернет-представительство президента России Kremlin.RU (http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/56957)

5 Social Security (Minimum Standards) Convention, 1952 (No. 102). International Labour Organisation.

6 Invalidity, Old-Age and Survivors' Benefits Convention, 1967 (No. 128). International Labour Organisation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.